Насколько нужна физика в играх?
Ньютон и не подозревал, что, открыв базовые законы механики, он доставил через 350 лет немало проблем игровым разработчикам. Создание настоящих физических взаимодействий, или физики, как это принято называть в игровой сфере, до сих пор напоминало жалкую подделку, а не полноценную реализацию. Если вдуматься, то для полной реализации физики требуется просто огромная вычислительная мощность и очень умное программирование.
До недавних пор про физику вообще предпочитали не вспоминать: индустрия концентрировала внимание на графических красотах. Но ситуация меняется. Та же компания Ageia выпустила специальные процессоры Physics Processing Unit (PPU), а разработчики начали интегрировать в игры физику различных уровней сложности.
Несомненно, физика (или PhysX, как любит называть физику Ageia) является следующим прорывом в компьютерных играх. Пока мы жили без нормальной физики, но как только вы попробуете игру с реальной жизненной физикой, вы вряд ли захотите вернуться обратно. Представьте себе игру, в которой вы сможете легко разломать кирпичную стену (да, чёрт возьми, и всё здание!) и сокрушить обломками ваших оппонентов.
Но в стане продвинутой физики нет единого понимания. Каждый соглашается, что физика – это шаг вперёд. В то же время, у каждой компании есть своё мнение по поводу того, как следует просчитывать все эти цифры. Та же Ageia считает, что для этого нужна отдельная карта (собственно, подобно выделенному графическому ускорителю). Компании nVidia и ATi уверены, что с расчётом физики справится и графический процессор. И если уж геймерам нужна нормальная физика, то для этого лучше перейти на систему SLI или Crossfire, а не на отдельную карту PPU.
Как утверждают, видеокарта обладает достаточной мощностью, чтобы одновременно выполнять расчёты физики и графики. Карта вполне может просчитать физику, после чего нормально вывести сцену. А если вы используете мульти-GPU решение, те же Crossfire или SLI, то одна из карт может заниматься физикой, а вторая – графикой.
Когда мы общались с ATi, нам поведали интересную идею: разблокировать встроенное в чипсет графическое ядро, которое при установке раздельной видеокарты просто бездействует, чтобы оно просчитывало физику. Весьма интересная задумка.
С этим не согласен сооснователь и исполнительный директор Ageia Манью Хедж (Manju Hegde). Он считает, что использовать встроенную графику для просчёта физики “просто не имеет смысла”. “Конечно, – продолжает он, – если вы хотите получить впечатляющие результаты. Мы нацеливаем наши раздельные карты просчёта физики на хардкорных геймеров, которым нужна просто абсолютная производительность в любой категории. И наши карты реально способны снести крышу”.
Хедж особенно подчёркивает высокое качество Ageia PhysX. Он верит, что Ageia, будучи сконцентрирована только на одной физике, обладает неотъемлемым качественным преимуществом над физикой, создаваемой ATi и nVidia. Что же касается влияния просчёта физики на количество кадров (fps), то Хедж не соглашается с заявлением ATi, в котором указано падение fps при просчёте физики всего на 5-10%. Он намекает на старые PR-игры графических компаний с теми или иными функциями. А ATi, по мнению Хеджа, получила подобные цифры на старых SDK.
В любом случае, мощность и набор функций, которые Ageia предлагает с выделенным PPU, намного выше упрощённых моделей ATi и nVidia. Если ATi и nVidia будут включать функции по мере обновления драйверов, то Ageia обещает постоянно увеличивать набор доступных возможностей. Но появляется вполне резонный вопрос: нужно ли выкладывать деньги за отдельную видеокарту, если ту же самую работу может выполнить GPU?
Конечно, карты Ageia обладают лучшим набором функций, и мы даже не будем спорить, что, будучи чисто “физической” компанией, она обладает технологическим превосходством. Но если игры сегодня не умеют в полной мере использовать физику, то зачем нужна отдельная физическая карта?
Конечно, представители ATi (тот же Ричар Хадди) соглашаются, что для построения экстремальной игровой машины, которая в полной мере сможет выжимать в секунду дополнительные кадры, раздельная физическая карта – идея хорошая. В то же время, они утверждают, что пренебрежимо малое падение производительности видеокарты при дополнительной физической нагрузке позволяет не тратить деньги на карту просчёта физики. В общем, тут нужно дождаться сравнительных тестов нашей лаборатории.
Но прирост fps из-за использования дополнительной карты PPU всё же зависит от того, насколько игра сможет использовать все преимущества раздельного просчёта физики. Хедж из Ageia в качестве примера привёл Unreal Tournament 2007: “Когда физика становится фундаментальной частью игры (той же UT2007), GPU не сможет её обрабатывать без фундаментальных изменений в своей архитектуре”. Другими словами, вы покупаете карту расчёта физики не из-за вычислительной мощности (хотя, конечно, она очень важна), а из-за дополнительных функций.
Конечно, перспектива технологии зависит и от того, какую точку зрения примут разработчики. Если они решат придерживаться более простых решений, которые смогут потянуть GPU, и дальше этого не пойдут, то вряд ли появится необходимость покупать карту с PPU. Впрочем, подобный сценарий наименее вероятен. В ближайший год мы должны получить большое количество игр, которые смогут использовать все преимущества карты PhysX. И ребята из компании Ageia прикладывают к этому все усилия. Всё же с чего-то начинается. Кто знает, может в будущем мы получим стандарт уровня DirectX, который всем облегчит жизнь.
Точно сказать сложно, но Хедж пообещал, что до конца года выйдут 25 или около того игр, которые смогут в полной мере использовать все преимущества карты Ageia, а к концу 2007 года будет доступно уже более 100 игр. Игры типа Unreal Tournament 2007, на которые ориентируются сборщики high-end систем, позволяют в следующем году существенно увеличить число компьютеров с выделенной физической картой.
На данный момент мульти-GPU решение выглядит привлекательнее покупки видеокарты и раздельного физического процессора, но давайте дождёмся 2007 года. Или хотя бы посмотрим на игры, которые выйдут в сентябре-октябре нынешнего года. Смогут ли они в полной мере использовать все преимущества выделенного физического процессора?