Введение
<table
* Напоминаем, что старые сохранения (от версии 1.0) после установки патча перестают работать.
Человека всегда манила неизвестность: сначала полюса нашей планеты, потом – глубины океанов и ледяной холод космоса. Зачем? Почему не жить спокойно, не искушая судьбу? Желание искать и исследовать заложено в самой человеческой природе. Но попытка покорить Природу иногда приводит к непредсказуемым и ужасным последствиям. Об этом нам ещё раз напоминает с виду неприметная надпись на заветной коробке с игрой.
Завершения проекта S.T.A.L.K.E.R. геймеры с нетерпением ждали семь долгих лет. И дождались. Сегодня мы постараемся передать вам, уважаемые читатели, наше впечатление от мира, созданного командой GSC Game World.
Игра начинается с симпатичного видеоролика. Конечно, это не уровень Blizzard, но в целом неплохо. Ночь, несущийся по дороге грузовик, яркая вспышка молнии, страшная авария. Потом день, подбегающий человек осматривает груду тел погибших и замечает главного героя, человека со странной татуировкой на руке – S.T.A.L.K.E.R. Фраза, которую невзначай бросает спаситель, фактически, отражает страшную действительность этого места. Не возникает сомнений, что незнакомец спас главного героя только потому, что рассчитывал получить вознаграждение, и только поэтому. Да, в Зоне деньги значат намного больше человеческой жизни. Сами же сталкеры – отчаянные люди, пришедшие в Зону за заработком от проданных артефактов или же скрываясь от закона. Зона появилась в 2008 году после страшного взрыва в километре от печально известной Чернобыльской АЭС, а потом скачкообразно расширилась на несколько километров, вызвав панику. Жертв было очень много, но их уже никто не считал…
Итак, главного героя откачивает толстый торговец Сидорович, и лишь для того, чтобы получить в дальнейшем с этого какую-нибудь выгоду. После аварии Меченый (так прозвали главного героя из-за татуировки на руке) начисто потерял память. Единственная нить, ведущая из прошлого, лаконичная заметка в карманном компьютере – “Убить Стрелка”, а также сомнения в том, что КПК действительно принадлежит главному герою.
Как только Меченый выходит из подземного укрытия торговца, он попадает в пограничное с Зоной место, довольно опасное. Кругом крутятся сталкеры-новички, немедленно вскидывающие автоматы при виде оружия, а вне поселка обитают дикие животные-мутанты, многим из которых и дела нет до людей, а другим нравится лакомиться человечинкой. Как свежей, так и останками. Вы быстро заметите то, что в этом мире называют аномалиями, – участки пространства, не подчиняющиеся земным законам и таящие в себе смертельную опасность. Ну и конечно, здесь есть криминальные пацаны, готовые убивать сталкеров без колебаний. Это взаимно.
Всё с самого начала игры формирует неповторимую атмосферу. В этом мире вы – никто. И ваша судьба зависит только от осторожности, меткости и количества патронов да наличия артефактов. Смерть здесь подстерегает на каждом шагу: это и животные мутанты, и вездесущие бандиты, и разнообразные аномалии, и существа с нечеловеческими способностями, и, конечно, “бдящая с косой” радиация.
Ощущение нехорошего нагнетается разбитыми автомобилями, ржавыми перевёрнутыми вагонами, разрушенными домами, опасностями, притаившимися на каждом шагу. Этот мир враждебен, а Меченый в нём – не властитель, а ничтожество. Самое мощное оружие и самая крепкая броня попросту бессильны против беспощадной природы.
S.T.A.L.K.E.R. | В жалких попытках выжить
Учитывая, что герой потерял память, непросто будет понять, как выживать в покинутом, но не опустошённом мире Зоны, даже получая по ходу игры новые виды оружия и защиты. Лёгкая куртка защищает от осколков, костюм сталкера – ещё и от радиации. Если же вы были недостаточно защищены костюмом, то придется немедленно сделать инъекцию специального препарата или применить особую аптечку. А можно просто выпить бутылку водки. Если же у вас нет ничего из перечисленного, то финал прозаичен – вы погибнете. К этому исходу располагает всё в мире “Сталкера”, сошедшем с ума.
Имущество Меченый носит в рюкзаке. Да, это вам не полумультяшный Quake, где бравый морпех может тащить в авоське несколько тысяч патронов, пару десятков ракет, и несколько дурных пушек, каждой из которых расколошматишь танк. Рюкзак изначально ограничивает героя по весу предметов. Превысьте 50 кг – и будете уставать намного сильнее, особенно при прыжках. Что приятно: лимит всё-таки можно превысить на 10 килограмм, если очень захотелось.
Светло и уютно, не правда ли? Кстати, еле заметная в свете фонаря рябь в левой половине экрана – вовсе не аномалия.
Немного помогают выжить индикатор скрытности (знаком геймерам по Far Cry) и индикатор создаваемого шума. Вообще, если вы играете на низкой сложности и, вдобавок, выросли на фильме “Рэмбо”, то можете в начале игры на них не смотреть. Если сложность выше – они определённо пригодятся.
Теперь – о главном. Артефакты. Артефактами в этом мире называют материальные объекты, создаваемые аномалиями. Каждая из аномалий “плодит” несколько видов артефактов. Артефакты в “Сталкере” можно продавать, а можно и использовать. Как правило, любой артефакт прибавляет определённые характеристики (защита от радиации, скорость восстановления здоровья, защита от пуль и ожогов) и понижает другие. Из этого следует вывод – необходимо собрать, как минимум, две хороших комбинации артефактов: для боя и защиты от радиации. Это может продлить вашу жизнь на несколько секунд… А о секундах, как пелось во всем нам известной песне, не стоит думать свысока.
И, конечно, не стоит пренебрегать информацией. Вы часто будете сталкиваться с другими сталкерами, а также с представителями различных группировок. Кто-то стоит на посту с автоматом, кто-то сидит у костра и травит анекдоты. Просто подойдите и поговорите с ними. Кто-то может предложить вам работу, кто-то расскажет что-то интересное. Вы узнаете о загадочном Монолите, который, якобы, находится на территории АЭС, о сталкере, который вернулся из глубокой зоны заработав немало денег и много еще о чём. Информация интересная и не просто создаёт атмосферу, но даже поможет выжить. Иногда.
Нет, это не то, о чём вы подумали. Подвластной игроку техники в игре нет совершенно. А низколетящий вертолёт, несмотря на свинцовые тучи, вовсе не к дождю, но к вражескому спецназу.
S.T.A.L.K.E.R. | К глубинам Зоны!
В прохождении игры неоценимую помощь оказывает карманный компьютер героя. Туда заносится вся информация о полученных заданиях и текущей степени их выполнения. Также в КПК находится карта Зоны. На ней обозначены пункты перехода с локации на локацию (об этом – ниже), метки мест, к которым вам необходимо пробраться, если, конечно, вас не загрызёт по дороге стая мутантов. Маленький хинт – поступайте с мутантами так, как вы хотели бы, чтобы они не поступили с вами. Очень приятный момент игры и искусственного интеллекта. Впрочем, некоторые образчики так тупы, что научить их чему-либо просто невозможно.
На карте Зоны можно увидеть саму АЭС, город Припять, другие поселения. Именно карта в КПК должна рано или поздно привести вас к загадочным глубинам Зоны. А когда вы убиваете врага и осматриваете тело, или же находите застреленного или убитого мутантами сталкера, вы автоматически копируете заметки из его КПК – в свой. Как правило, там содержится информация о собственных или чужих тайниках. Не играйте в благородство, в Зоне правил игры нет. Найдите тайник, возможно вещи оттуда помогут вам выжить. Лишняя аптечка, шприц, обойма, артефакт почти никогда не помешают. Почти – потому, что лишнего с собой носить тоже не стоит. Если придется убегать от стаи разъярённых мутантов, будучи нагруженным, вы можете и не выдержать темп, заданный отвратительными голодными животными. Если патроны и аптечки весят немного, то артефакты по полкило. Лучше не подобрать дешёвый артефакт, чем пойти на корм кабанам-мутантам, верно?
Надпись, что светится красным в центре экрана, придётся наблюдать гораздо чаще, чем того хочется.
Не могли создатели “Сталкера” обойти вниманием такой важный аспект жизнедеятельности человека, как питание. Рано или поздно главный герой проголодается. Если вы неподалёку от торговца, – можете вернуться к нему за батоном хлеба или консервами. Ну а если вы действительно собрались вглубь Зоны, – запаситесь продуктами, а то сами скоро окажетесь кормом…
Новичкам лучше не соваться вглубь Зоны без мощного оружия и хорошей защиты от радиации. Знайте, там вас ждёт кое-что похуже солдат с АК или свиней-мутантов. Кстати, раз уж проскочило, пару слов об оружии. Его в игре достаточно много: от дешевого МП до футуристической винтовки Гаусса. Оружие встречается в различных модификациях, например, с глушителями, оптическими прицелами и подствольными гранатометами. Да, и захватите с собой побольше патронов, отправляясь вглубь Зоны. Пригодятся.
S.T.A.L.K.E.R. | О технической стороне вопроса
Об игре, поверьте, можно рассказывать очень долго. Но давайте остановимся. Многое лучше выяснить своими силами. Несмотря на то, что “Сталкер” в форумах и блогах вызывает местами полярные отзывы, мы склонны рекомендовать эту игру. В конце-концов, потратить $12 на “джевел”, или купить за 800 рублей подарочный вариант с жетоном и майкой вы можете, если хватило денег на конфигурацию, которая игру потянет.
И конечно, о дёгте, то есть о технических аспектах реализации этого великолепия. Близкие к оптимальным системные требования игры поражают: двуядерный процессор Core 2 Duo с GeForce 8800 и парой гигабайт памяти. Конечно, можно попытаться поиграть и на том, о чём написано в графе “Минимальные системные требования”, но, поверьте, лучше сразу удавиться. Более того, нам очень не понравилось, как игра идёт на Core 2 Quad, разогнанном до 3,2 ГГц, с тремя гигабайтами DDR2, RAID-массивом, Sound Blaster X-Fi и… банальной 7600GT. Игре важен баланс. И на компьютере с Core 2 Duo E6300 с GeForce 8800GTS игра пойдёт лучше, чем на монструозном ПК с не самой впечатляющей видеокартой.
Всё это мы говорим к тому, что качественная картинка и высокий FPS не просто усиливают ощущение от игры – они его формируют. Особого уважения заслуживает проработка освещения. Хорошо, что фонарь ещё находится на голове героя и может быть включён всегда, когда это необходимо. Это очень важно, так как значительная часть игры проходит в подземельях, среди исковерканных, ржавых труб, аномалий и мутантов. Звук – тоже на высоте. Услышав рёв монстра за спиной, можно испугаться до необходимости стирки штанишек.
В игре применены новейшие графические технологии, реализована динамическая смена дня и ночи, а также погодных условий. Идёт дождь, сверкают молнии, порывы ветра поднимают клубы пыли. Мир живёт. Люди и мутанты тоже живут, но только по своим законам. Сталкеры, с переменным успехом, сами по себе, ведут перестрелки с бандитами и отстреливаются от мутантов, над местностью кружат вертолёты со спецназом. Раненые сталкеры зовут на помощь. Если дать умирающему аптечку, он станет вашим другом и будет отображаться на карте зелёным цветом. Если ранили вашего врага (враги, а также враждебно настроенные существа отмечены красным), и его союзники не придут на помощь, – можете просто добить беспомощного супостата ножом. Очень приятная находка с точки зрения геймплея.
За надписью “Survival FPS” в графе “жанр” скрывается качественный 3D-шутер с элементами ролевой игры. Эти ролевые элементы делают игру существенно более интересной. Другой вопрос, была бы она лучше, если бы разработчики действительно выполнили свои обещания. Процитируем надпись на коробке: “Огромный игровой мир Зоны – 30 квадратных километров, свободное нелинейное исследование, большие пространства”. Пространства действительно большие, но о свободе, к великому сожалению, говорить не приходится. Игра – лишь набор локаций, переходы между которыми показаны кружочками в КПК главного героя. Свобода нередко ограничена проволочным забором с одной стороны, и холмами со смертельным уровнем радиации, или мгновенно убивающими аномалиями, с другой. А при входе в “сюжетную” точку, оружие, само собой, прячется. Минус, конечно. Даже, наверное, не минус, а пожелание на будущее. Критикуя такие моменты, нужно понимать, каких колоссальных усилий стоила бы реализация подобного.
Теперь к сюжету. Вернее к его заявленной “нелинейности”, ведь сам-то сюжет заслуживает только похвалы. Сюжет игры линеен. Семь концовок присутствуют, но вот ветвление начинается очень близко к самим концовкам. Другой вопрос, что игру это не портит, и снова отметим, что доработка хотя бы одной настоящей ветви сюжета потребовала бы ещё месяц-другой. Ну а замечания некоторых геймеров по поводу того, что сюжет “содран” у Стругацких, не совсем оправданы. Да, кое-какие элементы позаимствованы. Но тут ключевую роль сыграла хорошая реализация. И уж избитым этот сюжет, ну никак назвать нельзя. Подводя итог, хочется сказать ещё одно. Конечно, кому-то игра может и не понравиться, но составить о ней своё впечатление должен каждый. Тем более, что “Сталкер” – не Windows Vista Ultimate за $400.
S.T.A.L.K.E.R. | Вместо заключения
Вернёмся к началу. Помните, мы говорили о надписи на коробке. Там написано “Игра создана как предупреждение перед опасностью неосторожного обращения с силами природы”. Просто представьте на секунду, что игровой мир S.T.A.L.K.E.R. реален. С этой игрой это будет очень легко. И в десятый раз, разглядывая красоту проработки пейзажей на экране с бездыханным телом главного героя, ставшего жертвой разъярённого мутанта, подумайте о том, что было бы в том случае, если бы монитор компьютера не отделял вас от этого страшного мира. А также о том, насколько беззащитен человек в схватке с природой.
P.S. Диск с игрой защищён драйвером StarForce, от чего упорно открещиваются в магазинах, и о чём ничего не сказано на коробке. На нескольких ПК в редакции, в том числе с установленными антивирусами, Alcohol и другими утилитами, “Сталкер” нормально заработал и пока проблем не вызвал. И всё же, мы в очередной раз рекомендуем геймерам прочитать вот эту статью, а издателю подумать. Защита StarForce уже завоевала негатив со стороны геймеров и продолжает его завоёвывать, а факт сокрытия защиты не лучшим образом характеризует тех, кто игру выпустил. Если боитесь, что игру из-за защиты не будут покупать, то может быть, стоит подумать о другой защите? А так, игра, несомненно, займёт свое место на полке заядлого геймера.
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl | Коды
Коды S.T.A.L.K.E.R. | |
Включение режима бега без появления усталости | В консоли (“`”) наберите g_always_run 1, чтобы включить режим бега. Чтобы выключить, наберите g_always_run 0 |
S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl | Галерея скриншотов