|
Взлом против лицензии
По разным оценкам взломанную игру
Шаткость эта заключается в том, что львиную долю затрат игровой проект "отбивает" в первые 2-3 недели продаж. Если же, "благодаря" взломанным пиратским версиям, начальный уровень продаж низок, игра практически наверняка проваливается с финансовой точки зрения.
Аббревиатура "DRM", расшифровывающаяся как Digital Rights Management, сразу же навевает мысли о "гонке вооружений" между пиратами и разработчиками, желающими защитить контент от взлома. Конечно, взламывающие защиту компьютерных игр пираты обладают намного большими знаниями, чем пираты, выпускающие музыку или фильмы. Для успешного взлома игры требуется целая организованная группа, часть которой снимает защиту, а другие распространяют продукцию в Интернете или издают на пиратских дисках.
Раньше состязания между группами пиратов за то, кто первый выпустит игру, носили чисто спортивный интерес, но в последнее время, конечно, на первый план выходит финансовая подпитка. И взламывая защиту типа StarForce, пираты преследуют сугубо финансовые цели.
Часто индустрия видеоигр переоценивает влияние пиратства, считая, что каждое скачивание игры можно приравнять к потере дохода с одной проданной копии, или даже с нескольких копий. С другой стороны, часть пользователей скачивает или покупает дешёвую пиратскую версию для пробы, и если игра оказывается достойной внимания, геймер для очистки совести покупает ещё и лицензию. Но какими бы не были мотивы геймеров, пиратство является серьёзной проблемой.
Доход мировой индустрии видеоигр в прошлом году составил почти $8 миллиардов. Цифра внушительная, но не следует забывать, что маржа в индустрии видеоигр такова, что компании не могут позволить себе таких крупных убытков, какие, например, наблюдаются у музыкальной индустрии от интернет-пиратства. Единственное, что облегчает страдания игровой индустрии: игры по объёму намного больше музыки, так что воровать их через Интернет не так просто. Особенно в России, где быстрые каналы доступа ещё недостаточно распространены. Если многие пользователи собирают на жёстком диске целые библиотеки ворованной музыки, то с играми так уже не получается.
Но есть и свои особенности. Индустрия видеоигр достаточно быстро реагирует на пиратов. В старые добрые дни игрушек под DOS игровые разработчики использовали весьма примитивные способы защиты от копирования. Скажем, требование найти в руководстве слово на указанной странице в указанной строке. Когда появились CD-ROM, игра для запуска требовала наличия оригинального диска в приводе, а также ввода CD-ключа при установке. Оба таких способа уже давным-давно не могут защитить издателей и разработчиков от пиратства. Взламываются любые алгоритмы - неважно, аппаратная ли это защита диска или StarForce.
Вполне понятно стремление игровых разработчиков и издателей защищать свои продукты, часто с помощью новых более навязчивых способов защиты. Причём некоторые способы оказываются весьма сомнительным. Как раз одна из таких защит – упомянутая выше несколько раз StarForce (
Взлом StarForce необязателен для того, чтобы нанести вред ПК
Что это за защита? Возможен ли и насколько сложен взлом StarForce? "Технология расширенного кодирования и активации для CD/CD-R/DVD и распространения электронного ПО," - так описывают разработчики свою систему. Но способы, которыми StarForce и некоторые схожие системы защиты выполняют свои задачи, является одним из самых навязчивых и сомнительных. Для запуска игры необходимо установить в систему специальный драйвер StarForce, который при деинсталляции игры не удаляется и остаётся в компьютере.
Драйвер StarForce весьма настойчиво пытается повторно установить себя после ручного удаления или деинсталляции с помощью утилиты, которую можно найти в Интернете.
Новые системы защиты не просто защищают программное обеспечение от запуска пиратских копий. Они часто упреждающе ищут потенциально опасные программы (с точки зрения борьбы с пиратством) в системе и не позволяет им работать. Хорошими примерами можно считать программы вроде Nero, Alcohol 120% и Virtual DAEMON Manager версий ниже 4.00, хотя нам встречались и другие, более агрессивные и жёсткие симптомы поведения подобных защит. Они варьируются от отключения устройств записи в Windows Media Player до запрета доступа к приводу CD как программно, так и аппаратно. Иногда автор тщетно нажимал на клавишу привода, чтобы извлечь лоток: помогала только перезагрузка Windows.
Напомним, что конкретные спецификации того, как работают подобные системы, хранятся в секрете. По понятным причинам. Но результаты работы подобных систем ни для кого секретом не являются и могут быть очень разрушительными. Некоторым пользователям приходится даже переустанавливать систему после сбоев подобных защит.
В интервью сайту Firing Squad создатели защиты StarForce упорно не признавали тот факт, что драйвер вызывает проблемы если не у всех, то у некоторых пользовательских систем. Замалчивать то, что даже не взломанный StarForce может приводить к проблемам - не лучшая политика для разработчиков.
Вот что написали нам из StarForce Technologies: "В части противоборства реверсингу программного кода, мы используем уникальную систему шифрования исполняемых компонентов приложения. Однако наибольший резонанс вызывают драйверы защиты StarForce, наличие которых позволяет свести практически к нулю возможность свободно эмулировать, скачанные из сети пиратские образы лицензионных дисков, т.е. эффективно противостоять домашнему копированию и тиражированию дисков.". Это лишь часть письма, присланного к нам в редакцию. Целью было пригласить нас провести независимую экспертизу работы драйвера StarForce. Если такая экспертиза будет сделана, мы опубликуем дополнительный материал.
Но уже сегодня результаты неофициального расследования, имеющиеся у нас, позволяют говорить о 30-40% пользователей, имевших какие-либо (не обязательно фатальные) проблемы, связанные с защитой StarForce. С другой стороны, мы можем ответственно заявить, что ни один лицензионный диск из тех, что охраняются StarForce, полученный нашей редакцией от отечественных издательств никогда не вызывал никаких проблем на нашей редакционной конфигурации. Не правда ли странно?