Введение
Существует термин, который был на слуху в 1980 – 90-е годы. В нём содержалось обещание максимально объединить технологию и развлечение. Этот термин определял идею, которая стала очень популярной и на время коснулась поп-культуры. На эту тему даже сняли пару фильмов. Но после первой волны популярности стало очевидно, что технология, необходимая для воплощения этой идеи в жизнь и привнесения её в массы, некоторое время будет недоступна. Интерес к этому термину ослабел, и сам термин вышел из моды. Речь идёт о виртуальной реальности.
Виртуальная реальность сулила нам возможность исследовать виртуальные миры, до такой степени убедительные для наших органов чувств, что невозможно было бы отличить их от настоящей реальности. В поп-культуре виртуальная реальность ассоциировалась со шлемами, оснащёнными системой трекинга, отслеживающей повороты головы, и встроенными 3D-дисплеями, а также с пользователем, привязанным к гигантскому гироскопу, позволяющему передвигаться по виртуальному миру, а на самом деле никуда не идти.
Виртуальную реальность часто путают со всем этим замысловатым оборудованием, хотя концепция на самом деле гораздо проще. Она не обязательно включает в себя шлем виртуальной реальности: наши чувства просто обманывают и заставляют поверить в то, что мы испытываем что-то, чего нет на самом деле. Самой совершенной виртуальной реальности вообще не понадобятся никакие головные устройства – всё будет как в фильме “Матрица”, когда можно будет подключить мозг к компьютеру и в полной мере испытать на себе правдоподобную альтернативную реальность.
Конечно же, мы далеки от сопряжения аппаратных средств с человеческим мозгом, поэтому нам придётся обходиться тем, что есть сейчас. Если задуматься, технологии развлечений постоянно движутся к виртуальной реальности и стремятся полностью втянуть наше сознание в сферу развлечений. Появляются технологии, которые всё больше рассчитаны на “погружение” пользователя: аудиосистемы 7.1, когда звук окружает нас полностью, телевизоры с такими большими экранами, что занимают большую часть поля зрения, и геймпады с силовой обратной отдачей. Индустрия развлечений постепенно охватывает основные аспекты виртуальной реальности, даже не осознавая этого.
На дворе 2007 год, а технологии аудио и видео с глубоким погружением в виртуальную реальность не стали более доступны пользователям. Насколько далеко мы зашли и насколько можем приблизиться к ощущению пребывания в виртуальном мире за разумные деньги?
Шлем виртуальной реальности сдал позиции
Вероятно, одной из причин забвения виртуальной реальности было то, что она ассоциировалась со специальным шлемом. В 90-е годы такие шлемы функционировали не настолько хорошо, цена их была непомерно высока и, что уж говорить, они выглядят не так привлекательно. Плюс ко всему, людям не нравится, когда они теряют способность видеть, что на самом деле происходит вокруг. И это естественно.
Почему же тогда шлемы виртуальной реальности занимали первое место? У них есть свои преимущества: шлем представляет собой компактное устройство, позволяющее полностью завладеть зрением и слухом пользователя, отгородить его от реального мира и ввести в виртуальную реальность. Также примите во внимание, что в виртуальных шлемах используются два отдельных дисплея: по одному на каждый глаз. Это необходимо человеку для стереоскопического зрения – термин, придуманный для описания того, как человек видит в трёх измерениях. Как вы можете себе представить, возможность видеть в трёх измерениях является очень важным условием погружения в мир виртуальной реальности, иначе сложится впечатление, что вы просто смотрите телевизор.
Технология шлема виртуальной реальности прошла длинный путь с 1990-х гг., однако их до сих пор трудно найти, они относительно дорогие, и их использование довольно ограничено. Чтобы создать дома реалистичный виртуальный мир, нам нужно то, что может показать трёхмерное изображение, охватывающее практически всё поле зрения, при этом система должна быть доступнее и практичнее.
Шлем по доступной цене: 3D во всю стену
Вероятно, вы уже знаете, что для просмотра объёмного изображения шлем не нужен; любой человек, когда-либо воспользовавшийся 3D-очками, может это подтвердить. 3D-очки появились давно и много повидали на своём веку. В киноиндустрии 3D-технология использовалась ещё в 1920-х гг. Возможно, вам знакомы классические двуцветные 3D-очки с голубой и красной линзами.
Перейдём к ПК. Современные 3D-очки уже в течение многих лет доступны на рынке. Сегодня примерно за $100 можно купить себе пару беспроводных стереоскопических очков. У таких очков нет цветных линз; трёхмерное изображение создаётся за счёт их совместной работы с ПК и видеокартой путём чередования изображений для каждого глаза (то есть разделения изображений для правого и левого глаза). Когда ПК демонстрирует видеокадр, предназначенный для левого глаза, очки блокируют правый глаз; следующий видеокадр будет показан правому глазу, а очки тем временем закроют левый глаз. Всё происходит так быстро, что обладатель очков не замечает, как оба глаза по очереди воспринимают каждый второй кадр. При частоте обновления 85 Гц очки будут поочерёдно закрывать каждый глаз 85 раз в секунду! Пользователь каждым глазом видит чуть различающиеся между собой изображения, центр картинки сдвигается влево или вправо в зависимости от глаза. В итоге он видит стереоскопическое изображение, и создаётся 3D-эффект.
Стерео 3D-очки действительно хорошо работают с ЭЛТ-дисплеями, но уже не так хорошо с ЖК-дисплеями из-за некоторых технических ограничений. ЭЛТ-дисплеи хороши, но чтобы по настоящему ощутить 3D с погружением, охватить как можно большую картинку в поле зрения, нам нужно что-то эффективное, что-то необычное, впечатляющее: 3D-проекция. Идея не новая. На самом деле, те из вас, кто видел аттракцион Terminator 3D в парке развлечений Universal Studios или аттракцион Muppet 3D в увеселительном парке “Уолт Дисней уорлд” (Walt Disney World), знают, что такое 3D-проекция.
Чтобы увидеть нечто подобное дома, понадобится огромный экран. А для домашнего видео на большом экране нет ничего лучше, чем цифровой проектор.
Конечно, одно из преимуществ цифрового проектора заключается в том, что, в отличие от шлема виртуальной реальности, он пригодится не только для игр. И зачем вкладывать несколько тысяч долларов в 40″ плазменный телевизор для просмотра фильмов, если можно получить проекционную установку за одну тысячу? (Кстати, это отличный аргумент для убеждения жены…)
К сожалению, оказывается, что стерео 3D-очки для ПК не очень хорошо работают с ЖК-проекторами из-за присущих им ограничений. К счастью, есть альтернатива: DLP-проекторы. Такие проекторы обладают высокой, по сравнению с ЖК-проекторами, контрастностью, что делает их идеальными для кино и игр. Единственным недостатком DLP-проекторов является то, что некоторые люди чувствительны к DLP-методу передачи цветов и замечают “радужный эффект” при просмотре определённых сцен. Если вы заинтересовались DLP, советуем вам сначала посмотреть на проектор, предназначенный для домашнего кинотеатра, в действии в местном компьютерном магазине, чтобы понять, нравится ли он вам.
Подходящие для 3D-просмотра DLP-проекторы можно купить меньше чем за $1000 (см. соответствующие статьи в разделе “Видео” THG.ru). DLP-проекторы являются средством создания 3D виртуальной реальности в домашних условиях. Но кроме DLP-проектора, работающего с 3D-очками, есть несколько минимальных требований, которым он должен удовлетворять в первую очередь.
Выбор DLP-проектора с поддержкой 3D
Во-первых, DLP-проектор должен иметь относительно высокую частоту обновления, потому что каждый видеокадр показывается только одному глазу, в то время как другой глаз блокируется стерео 3D-очками. Если частота обновления составляет 60 Гц, то проектор может передавать 60 видеокадров в секунду. 60 fps – достаточно хороший показатель для плавного видео, если смотреть двумя глазами, но когда стереоскопические очки попеременно закрывают то один, то другой глаз, то каждый глаз видит только 30 кадров в секунду. Из-за этого изображение кажется прерывистым и слегка утомляет глаза, может даже заболеть голова.
К счастью, можно найти DLP-проекторы с более высокой частотой обновления; есть модели, стоимостью в пределах $1000, которые предлагают 75 или 85 Гц при разрешении 1024×768. Абсолютным минимумом следует считать частоту обновления в 75 Гц: при более низких значениях стробоскопический эффект 3D-очков нарушается. Мы заметили, что на 85 Гц глаза устают меньше, и вообще, чем выше скорость обновления кадров, тем лучше, так как это обеспечивает большую плавность.
Во-вторых, следует подумать о выборе проектора с максимально возможным “родным” разрешением. “Родное” разрешение – это точное количество пикселей, которое проектор может спроецировать. Убедитесь, что вы не перепутали “родное” разрешение с поддерживаемым на входе, потому что некоторые проекторы совместимы с разрешениями выше, чем “родное”. Например, может быть заявлено, что проектор совместим с сигналом, имеющим разрешение 1280×1024, однако его “родное” разрешение составляет 1024×768. Это значит, что проектор интерполирует сигнал с разрешением 1280×1024 в сигнал со своим “родным”, меньшим разрешением 1024×768.
На самом деле разрешение проектора прямо пропорционально сумме денег, которую вы готовы потратить. Эта статья рассчитана на рядового покупателя, поэтому мы старались подбирать модели, доступные по цене. В пределах $1000 вы можете приобрести проектор с “родным” разрешением 1024×768, что является минимумом для игр.
В-третьих, необходимо убедиться в наличии VGA-входа, так как стерео 3D-очки, которые нам доводилось видеть, не работали с DVI или компонентными видеовходами.
И, наконец, нужен проектор, обладающий хорошей яркостью, по крайней мере, в 2000 люменов, и чем яркость больше, тем лучше! Так как стереоскопические очки блокируют доступ света к глазу через каждый второй кадр, изображение в результате кажется темнее, чем оно есть на самом деле. Единственный способ борьбы с этим – большая яркость.
Вот это и есть основные требования к проектору. Конечно, для игр вам также потребуется, чтобы у проектора была хорошая контрастность: не меньше 2000:1.
Мы выбрали проектор Optoma EP719. Его заявленные характеристики: частота обновления 85 Гц, “родное” разрешение 1024×768, VGA-вход, яркость 2000 люменов и контрастность 2500:1. В качестве бонуса EP719 ещё и поддерживает HDCP для воспроизведения фильмов в формате HD-DVD/Blu-ray! Несмотря на то, что Optoma EP719 превышает большую часть минимальных требований к проекторам, мы легко купили его за $1000 в интернет-магазине.
Контрольный список оборудования: что ещё понадобится?
На этой стадии мы определили основу для совершенной игровой комнаты: приличный DLP-проектор. Конечно, нужны и другие компоненты, но если у вас уже есть приличный ПК для игр, то вы сможете подобрать абсолютно всё, что нужно, в пределах $1500-1700, включая проектор. Как всегда можно заплатить больше за более высококлассное оборудование. Чтобы не упустить ничего важного, давайте рассмотрим всё в деталях.
Беспроводные 3D-очки eDimensional
eDimensional является одним из немногих выживших производителей стерео 3D-очков. Возможно, благодаря двум важным отличительным особенностям: во-первых, это единственная из известных нам компаний, которая разработала стерео 3D-драйвер, работающий с любой 3D-видеокартой; во-вторых, её новые 3D-очки и драйвер работают даже с ЖК-мониторами, которые становятся всё более популярным в сфере ПК, но представляют собой проблему для многих других стереоскопических очков.
За беспроводный вариант 3D-очков eDimensional придётся заплатить около $100, и за проводной вариант – $70. Ели вы планируете использовать с проектором стереоскопический драйвер nVidia, то вам понадобятся беспроводные очки, потому что драйвер nVidia потребует стереоинвертер, а 3D стереоинвертер 3Dflightsim.com работает только с беспроводными очками.
Экран для проектора
У нас есть проектор, но нужно ещё и место, на которое будет проецироваться изображение. К счастью, большая стена белого или кремового цвета вполне подойдёт, особенно если есть возможность контролировать внешнее освещение в комнате. Идеально подойдёт подвал, так как дневной свет – самый злейший враг DLP-проектора. Когда на улице светло, окна в просмотровой комнате нанесут большой ущерб качеству картинки проектора, даже если закрыты шторы. Стену использовать можно бесплатно, а если вам нужен разворачивающийся экран, то через Интернет можно заказать экран с диагональю 100″ примерно за $150.
ПК
Очевидно, что нам нужен быстрый компьютер на основе Windows, чтобы управлять этим игровым монстром с большим экраном. Необходим приличный процессор и большой объём оперативной памяти, а также программное обеспечение для воспроизведения DVD, если вы хотите смотреть фильмы на большом экране.
Раз вы находитесь сейчас на сайте Tom’s Hardware Guide, то можно предположить, что у вас есть компьютер. Поэтому мы не включаем его в определённую ранее сумму в $1500. На всякий случай, если вы хотите приобрести ПК исключительно для проектора, то, наверное, сможете найти что-нибудь подходящее за $500, за минусом видеокарты. Монитор вам не понадобится, так как будет проектор.
Аудио система
Конечно же, вы можете воспользоваться наушниками для виртуальных игр, что снизит общую стоимость системы. В качестве альтернативы в настоящей игровой комнате желательно использовать аудио систему 5.1. Настоящая звуковая система позволяет разделить ощущения от просмотра кино на большом экране с друзьями. В нашей игровой комнате мы использовали Logitech Z-5450: это звуковая система 5.1сертификации THX с цифровыми входами и отличным качеством звука.
Видеокарта
Видеокарта является наиболее важным элементом любой игровой 3D-установки с проектором. К сожалению, видеокарту выбрать не всегда легко.
Прежде чем выбрать видеокарту, следует знать, что на выбор предоставляется по существу два стереоскопических драйвера: eDimensional и nVidia.
Вариант A – видеокарта для использования с драйвером eDimensional.
Драйвер eDimensional представляет собой смесь как хороших, так и неудачных функций.
Сначала о преимуществах: драйвер eDimensional работает с любой 3D-видеокартой! Он не зависит от аппаратного обеспечения компьютера, поэтому и не требует какого-то определённого брэнда. Драйвер eDimensional работает также и с ЖК-дисплеями, а это очень полезная функция, так как ЖК-экраны сейчас являются де-факто стандартом для ПК. Драйвер eDimensional совместим и с проекторами.
Кажется, что драйвер eDimensional совершенен, но при работе с проекторами возникают некоторые проблемы. Во-первых, он использует чересстрочную развёртку. Это значит, что если вы выводите изображение на проектор с разрешением 1024×768, то каждый глаз воспримет изображение с разрешением только 1024×384. Это наносит большой ущерб качеству воспринимаемой картинки.
Во-вторых (что ещё хуже), драйвер eDimensional не входит в состав драйвера видеокарты, поэтому работает не всегда надёжно. На самом деле, он может откровенно “глючить”, причём настолько сильно, что часто становится неуправляемым. Несмотря на то, что мы вручную отключили драйвер, мы зачастую обнаруживали, что он продолжает работать, создавая чересстрочные артефакты даже на рабочем столе.
Мы хотели протестировать несколько игр на проекторе с обоими драйверами: eDimensional и nVidia, и сравнить результаты. Но мы вообще не смогли заставить драйвер eDimensional работать с нашим проектором. Это странно, потому что мы добились с ним определённых успехов в некоторых играх на ЖК-мониторе, таких, как Star Wars Battlefront и даже Blazing Angels, но с проектором ничего не вышло.
Получается, что самое полезное качество драйвера eDimensional – это его совместимость с любым “железом”, а значит, вам не придётся менять свою видеокарту. Однако качество изображения и проблема стабильности настолько очевидны, что драйвер eDimensional – не лучший вариант, если вы хотите получить действительно великолепную стереоскопическую игру. Тем не менее, драйвер eDimensional доступен, и так как нам всё же удалось заставить его работать с ЖК-монитором и некоторыми играми, мы решили, что о нём стоит упомянуть.
Вариант B – видеокарта для использования с драйвером nVidia.
Для стереоскопического 3D наилучшего качества сегодня выбор только один: стереоскопический драйвер nVidia. Тому есть несколько веских причин.
Если драйвер eDimensional сильно портит качество картинки из-за чересстрочной развёртки, то стереоскопический драйвер nVidia работает по другому принципу. Это значит, что разрешающая способность по вертикали у драйвера nVidia в два раза больше, чем у eDimensional.
Драйверы nVidia работают практически со всем. У них гораздо меньше технических проблем с играми, в отличие от драйвера eDimensional. Если у вас серьёзные намерения в отношении стерео 3D, то nVidia – ваш выбор.
К сожалению, стереоскопические драйверы nVidia тоже обладают рядом строгих ограничений.
Во-первых, драйвер nVidia не работает с ЖК-дисплеями. Это не такая уж большая проблема, если вы собираетесь использовать 3D-проектор, но об этом стоило упомянуть.
Во-вторых, драйверы nVidia не будут работать с проекторами, пока вы не купите инвертер, потому что проецируемое изображение инвертирует 3D-эффект, то есть правый глаз будет видеть картинку, предназначенную для левого глаза. Стереоскопический драйвер nVidia не имеет возможности инвертировать 3D-эффект, поэтому придётся купить 3D стереоинвертер (более подробную информацию о 3D стереоинвертере см. ниже).
Наконец, из самых последних 3D-стереоскопических драйверов nVidia сейчас доступна только бета-версия 93.71, ей уже не один месяц. Это означает, что такие драйверы не поддерживают линейку графических процессоров 8800. Компания nVidia намекнула, что в будущем будут выпущены новые стереоскопические драйверы, а сейчас самой лучшей видеокартой для стереоскопической визуализации является Geforce 7950 GX2.
Конечно, нужно помнить, что большинство цифровых проекторов в пределах $1000 имеют разрешение не выше 1024×768, поэтому мощность такой карты, как GX2, при таком разрешении уже будет более чем достаточной. Можно купить проектор подороже с более высоким разрешением, но чтобы не превысить определённую нами ранее сумму, можно приобрести видеокарту подешевле, из линейки 7000, такую, как Geforce 7900 GS. Она с лёгкостью справится с играми при разрешении 1024×768.
С этой целью мы выбрали Sparkle 7900 GS (модель SF-HPX79SDH), чтобы с наилучшей стороны продемонстрировать нашу 3D-игровую систему.
Карта оснащена бесшумным кулером на основе тепловых трубок. Это идеальное решение для ПК в гостиной: карта не шумит, когда вы смотрите кино или играете в компьютерные игры. Кроме того, SF-HPX79SDH поддерживает HDCP, то есть сможет воспроизводить фильмы в формате HD-DVD и Blu-ray. Это ещё один плюс для домашнего кинотеатра.
Наряду с HDCP-совместимостью, Sparkle 7900 GS обладает HDMI-выходом, что очень редко встречается в видеокартах, хотя и является большим преимуществом для домашних кинотеатров. Эта хорошая функция позволит в будущем смотреть HDTV и HD-фильмы через приводы HD DVD/Blu-ray.
Если у вас ещё нет подходящей видеокарты, то можно купить 7900 GS всего за $170. Видеокарты отличного качества с такими функциями, как бесшумное охлаждение и HDMI-выход, типа Sparkle SF-HPX79SDH, которую мы использовали для тестирования, будет более чем достаточно.
3D стереоинвертер (для стереоскопического драйвера Nvidia)
Выше упоминалось, что драйверы nVidia в настоящий момент не имеют возможности инвертировать 3D-эффект для использования с проектором. В результате использование стереоскопического драйвера nVidia с DLP-проектором приводит к ужасным визуальным артефактам.
Единственным известным решением является аппаратный стереопроекционный преобразователь (инвертер). Использование этого преобразователя с передатчиком сигнала eDimensional приводит к тому, что 3D-картинка, проецируемая DLP-проектором, отображается должным образом. Стерео-проекционный инвертер можно найти на сайте www.3Dflightsim.com в пределах $100.
На сайте 3Dflightsim предлагается также мощный стереопроекционный инвертер-излучатель за $400. Он не только позволяет выполнять эффект инверсии 3D, но и содержит мощный излучатель для передачи сигнала к беспроводным очкам eDimensional на расстояние до 10 метров. Это значит, что чем больше у вас беспроводных очков, тем больше людей смогут поучаствовать! Если вы задумаете устроить 3D-демонстрацию для большой аудитории, то это устройство вам очень пригодится.
Ну вот! У нас есть всё необходимое для создания качественного стерео 3D-изображения. Насколько трудно будет собрать всё вместе?
Установка
К счастью, установка проста. Допустим, всё оборудование (видеокарта, в том числе) уже собрано, проектор подключён к компьютеру VGA-кабелем. Помните, что DVI-кабель не будет работать.
Шаг 1: Установка стереоскопических драйверов
Во-первых, установим стереоскопические драйверы. Это мог бы быть драйвер eDimensional, но в нашем тесте будет использоваться бета-версия 93.71 стереоскопического драйвера nVidia.
Стереоскопические драйверы nVidia 93.71 будут работать только с драйверами nVidia 93.71 ForceWare. Сначала придётся удалить всё драйверы nVidia, которые есть на компьютере; затем установить драйверы nVidia 93.71 ForceWare.
После установки драйвера 93.71 ForceWare перезагрузите компьютер. Сейчас можно устанавливать бета-версию 93.71 стереоскопического драйвера вдобавок к обычному драйверу. Когда установите, на панели управления появятся новые стереоскопические опции.
Шаг 2: Установка переходника eDimensional между VGA-выходом видеокарты и VGA-входом проектора
Переходник eDimensional нужно подсоединить прямо к VGA-выходу видеокарты. Затем VGA-кабель монитора/проектора подсоединяется к переходнику eDimensional. Очень легко.
Шаг 3: (только для стереоскопического драйвера nVidia) установка 3D стереоинвертера между переходником eDimensional и передатчиком/очками eDimensional
Если вы используете стереоскопический драйвер nVidia (как сделали и мы), вам нужно будет подключить 3D стереоинвертер к переходнику eDimensional. Проводные очки подсоединяются прямо к инвертеру, а если вы используете беспроводные очки, то к инвертеру следует подключить передатчик.
Шаг 4: Убедитесь, что стереоскопические очки получают сигнал от переходника eDimensional
Если у вас беспроводные очки, то вы должны убедиться в том, что беспроводной передатчик расположен так, чтобы очки могли легко получать сигнал. Помните, что стереоскопическим драйверам nVidia необходимы как беспроводные очки, так и 3D стереоинвертер.
Шаг 5: Подготовка стереоскопического драйвера к использованию и тестированию
Подключение завершено! Давайте настроим очки и протестируем их. Так как мы используем драйвер nVidia, перейдём на расширенную панель управления драйвера nVidia и посмотрим на новую категорию “Stereo Properties”.
Щелкните по категории “Stereo Properties”, после чего появятся опции. Опцию “Stereo Enabled Mode” лучше выставить в “Enabled by Hot Key”. Это позволит включать и выключать стереоскопический режим во время игры. Ниже представлен раздел “Разделение стерео/Stereo Separation”. Мы пришли к выводу, что лучше всего сдвинуть бегунок на 10%, вместо установленных по умолчанию 30%. При 30% разделение настолько велико, что глаза не воспринимают предметы, представленные на экране крупным планом, например, пистолет в руках персонажа в шутере от первого лица или интерфейс некоторых игр.
Выберите категорию “Advanced Stereo Properties” на панели управления (Control Panel). По умолчанию включение и выключение стереоскопического режима осуществляется путём удержания клавиши “Ctrl” и одновременного нажатия клавиши “T”. Сочетание клавиш “Ctrl-F3” уменьшит разделение стерео в процессе игры, а “Ctrl-F4” увеличит разделение. “Ctrl-G” увеличит гамму изображения, а “Alt-G” уменьшит её. Эти элементы управления важны в процессе игры, поэтому их нужно запомнить.
Всё настроено, перейдём к тестированию. Выберите категорию “Stereo Setup and Test”. Здесь можно задать частоту обновления для определённых разрешений. Установите бегунок регулировки разрешения на 1024×768, а частоту обновления на максимум, на который способен ваш проектор, в нашем случае 85 Гц. Сохраните настройки и запустите тестовое приложение. Не забудьте надеть стерео очки!
Сейчас система должна начать демонстрацию. Не беспокойтесь, если картинка, на которую вы смотрите через беспроводные очки, двоится: очкам нужно сообщить, что пора включаться. Для этого на очках есть маленькая кнопка за переносицей слева. Кнопку можно нажать, когда очки уже надеты, они включатся и начнут искать сигнал от передатчика.
Если всё установлено и подключено правильно, то вы увидите логотип nVidia, крутящийся прямо перед носом. Поздравляем! Ваша стерео 3D-система работает, и вы готовы окунуться в невероятный мир 3D-игр!
Тестовая система и впечатления от игр
Аппаратное обеспечение | |
Процессор | Intel Core 2 Duo e4300, 1,8 ГГц, 2 Мбайт кэша L2 |
Платформа | Biostar T-Force 965PT (socket 775), чипсет Intel 965, BIOS vP96CA103BS |
Оперативная память | Patriot Signature Line, 1x 1024 Мбайт PC2-6400 (CL5-5-5-16) |
Жёсткие диск | Western Digital WD1200JB, 120 Гбайт, 7 200 об/мин, кэш 8 Мбайт, UltraATA/100 |
Сеть | Один встроенный контроллер Gigabit Ethernet |
Видеокарта | Sparkle 7900 GS SF-HPX76GDH (PCIe), 256 Мбайт GDDR3 |
Блок питания | Koolance 1200 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Графический драйвер | nVidia Forceware 93.71 и стереоскопические драйверы бета-версии 93.71 |
Из таблицы видно, что в нашей тестовой системе используются не самый топовый процессор и видеокарта среднего класса. В результате у нас получилась не самая дорогая и крутая система, доступная обычному геймеру.
Наша система с проектором не позволяет привести скриншоты игр в стерео, зато мы можем поделиться с вами впечатлениями.
Общие впечатления
Ранее упоминалось, что проектор может ограничивать возможность игры в высоких разрешениях, если только вы не купите дорогую модель. “Родное” разрешение нашего проектора составляет 1024×768, это почти минимум, особенно для видео, которое будет увеличено до размеров стены в комнате. Можно ли это как-то исправить?
Первое, что приходит на ум, это сглаживание (антиалиазинг). К сожалению, включение сглаживания наносит колоссальный удар по производительности в стереоскопическом режиме. Даже при сглаживании 2xAA многие игры превращаются в слайд-шоу, поэтому это не выход.
В этой ситуации лучше позволить проектору уменьшить высокое разрешение входящего сигнала. Например, наш проектор EP719 имеет “родное” разрешение 1024×768, но он может работать со входным сигналом, имеющим более высокое разрешение 1400×1050. При этом проектор просто интерполирует сигнал в своё “родное” разрешение 1024×768. В результате на выходе интерполированное проектором изображение с разрешением 1024×768 сглажено и не имеет “лесенок”.
На практике у этого метода есть серьёзный изъян, потому что высокое разрешение обычно ограничено низкой частотой обновления. Например, наш проектор EP719 может принимать сигнал с разрешением 1024×768 с частотой 85 Гц, а сигнал с разрешением 1280×1024 – только с частотой 75 Гц. Вам решать, стоит ли за счёт снижения частоты обновления повышать качество изображения. Нам больше нравилось изображение с разрешением 1024×768 с частотой обновления 85 Гц, потому что это не так утомительно для глаз.
С учётом этого убедитесь, что частота обновления установлена на максимально возможное для проектора значение при заданном разрешении. Однако и превышать определённую для проектора частоту нельзя, иначе можно его повредить!
Кроме ограничения по разрешению и частоте обновления, у нашего 3D-проектора оказался ещё один недостаток: цветопередача для разных глаз частенько чуть отличалась. Не понятно, из-за чего возникает такой эффект. Однако это не так сильно раздражает и, конечно же, не помешало нам насладиться 3D-игрой на большом экране.
Единственно, во время игры нам приходилось корректировать разделение стерео, уменьшая его путём нажатия клавиш “Ctrl-F3” и увеличивая, с помощью “Ctrl-F4”. Так как очки затемняют исходное изображение, мы также часто увеличивали гамму, нажатием клавиш “Ctrl-G”.
Это были общие впечатления, а сейчас перейдём к конкретным играм.
Авиасимуляторы
Авиасимуляторы идеальны для 3D-визуализации, потому что игрок, как правило, помещается в виртуальную кабину. Рассмотрим, как некоторые из наиболее распространённых авиасимуляторов работают с 3D-проектором.
Lock on: Modern Air Combat.
Играть очень хорошо. 3D-кабина выглядит безупречно, из неё отлично видно, что вы летите на высоте 30 км от земли. Ещё большее впечатление производит снижение самолёта почти до самой земли, и очень забавно летать по гористой местности. Интерфейс также хорошо работает в режиме 3D. Если вам нравится Lock on, мы очень рекомендуем попробовать игру в режиме 3D.
Оценка 3D стерео: 5 из 5.
Blazing Angels.
Это единственная игра, которую нам не удалось заставить как следует работать со стереоскопическим драйвером nVidia. Она вообще не работала, пока мы не включили в игре сглаживание (антиалиазинг)! Как нам кажется, сглаживание всё равно было отключено, поскольку в драйверах была выставлена опция “force AA off”. Игра работала, но на изображении возникало множество артефактов размывания. Мы полагаем, что эти артефакты были вызваны пиксельными шейдерами, которым не понравился стереоскопический драйвер, но в настройках видео отключить их мы не смогли. Игру Blazing Angels можно назвать пригодной для 3D-стереосистемы, но с трудом.
Оценка 3D стерео: 2 из 5.
X3 Reunion.
Эта игра отлично заработала и продемонстрировала великолепную 3D визуализацию. Вид из кабин космических кораблей и космические станции, пролетающие мимо в трёхмерном пространстве, подарят вам ощущение реального пребывания в космосе. Игра превзошла даже Star Wars Ride в “Диснейленде”. Но чтобы поверить, надо попробовать.
Оценка 3D стерео: 5 из 5.
Шутеры от первого лица
Шутеры от первого лица тоже идеальны для 3D-воспроизведения, они погружают игрока в виртуальную реальность, ставя его на место персонажа игры.
Far Cry.
Эта игра нам очень понравилась: не к чему придраться, просто фантастика. Из всех испробованных нами шутеров от первого лица Far Cry, бесспорно, лучше всех подходит для 3D. В игре не проявилось никаких видимых артефактов, а обилие трёхмерной листвы всё время создавало ощущение присутствия в джунглях. Графика потрясает. Когда играешь в стереоскопических очках, гораздо легче отслеживать собственное положение на местности.
Оценка 3D стерео: 5 из 5.
Star Wars Battlefront.
Эта игра тоже оказалась великолепной: было забавно разглядывать массивные бронированные танки AT-AT вблизи. На дисплее размером во всю стену масштаб невероятный. Небольшие артефакты в виде ореолов, немного отвлекали, но играть было приятно и весело.
Оценка 3D стерео: 5 из 5.
Гонки
Среди всех гонок выделяется серия Need for Speed.
Need for Speed Carbon.
В стереоскопическом режиме Carbon работает очень хорошо – даже интерфейсом удобно пользоваться в режиме 3D. Тем не менее, возникла небольшая проблема: пришлось отключить эффект motion blur, потому что это вызывало появление жёлтых полос на дороге. Кроме этой, проблем больше не было.
Оценка 3D стерео: 4 из 5.
Стратегии реального времени
Мы не думали, что стратегии реального времени будут хорошо работать в 3D, но когда проверили, то были приятно удивлены.
Star Wars: Empire at War.
Эта игра работает в режиме 3D лучше, чем мы предполагали. Хотя интерфейс был удобен для использования в стереоскопическом режиме, он немного отвлекал внимание. Тем не менее, игра оставляет хорошее впечатление, а кинематографические ролики с битвами – просто супер.
Оценка 3D стерео: 4 из 5.
Company of Heroes.
Игра Company of Heroes работала так, будто была специально создана для 3D стерео. Нас поразило то, что даже в интерфейсе не к чему придраться, абсолютно никаких визуальных артефактов.
Оценка 3D стерео: 5 из 5
Ролевые игры (RPG)
У нас оказалась только одна ролевая игра – Oblivion, поэтому ей и придётся представлять этот жанр.
Oblivion.
Oblivion работает, но не так хорошо. Игра, безусловно, красивая, но интерфейс в стереоскопическом режиме выглядит плохо. Чтобы увидеть подсказки или курсор, приходится скашивать глаза. С текстовыми диалогами и тому подобным та же проблема. От всего этого устают глаза. Всё остальное выглядит хорошо, но в этой ролевой игре требуется много читать, поэтому 3D режим в Oblivion утомляет. Поиграть, конечно, можно, но мы бы не рекомендовали.
Оценка 3D стерео: 3 из 5.
Заключение
Как оказалось, полнофункциональные 3D-дисплеи больших размеров вполне доступны среднему пользователю.
До проведения тестов для данной статьи мы и не подозревали, что обычный DLP-проектор в пределах $1000, стереоскопические очки за $100, стереоскопический конвертер в пределах $100 и видеокарта GeForce 7900 GS в пределах $200 в сочетании с обычным ПК могут создать такое невероятно чёткое и восхитительное 3D-изображение на 100″ экране.
Если вас интересуют игры в режиме 3D на большом экране, вы наверняка не будете разочарованы, если приобретёте упомянутое оборудование, необходимое для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь.
Из девяти протестированных игр технически все поддерживают работу со стереоскопическим драйвером nVidia. Две из девяти работают не идеально, но всё же работают. Это уже говорит в пользу эффективности данной системы.
Более того, этот же самый проектор можно использовать не только в стерео 3D. Он вполне подходит для обычного применения в качестве большого экрана для ПК, игровой приставки, домашнего кинотеатра или для презентаций.
Мнение редактора
Пока наука не изобретёт технологию создания альтернативной реальности прямо в голове, трёхмерные виртуальные миры будут наилучшим средством погружения в виртуальную реальность. Пока же мы будем играть в Far Cry на собственном виртуальном тропическом острове. По крайней мере, пока не появится Crysis…