Wargaming | Введение
HMS Cavalier – это музейный корабль ВМС Великобритании в доках Чатема.
Восемь утра. Ветреное утро в городе Чатем, Англия. Мэтт Дэли не доволен. Погода в приморском британском городе соответствует его мрачной репутации. Дождь и порывы атлантического ветра скоростью до 80 км/ч загнали команду видеооператоров и журналистов в укрытие. Дэли приехал сюда для проведения съемок фильма в формате VR (виртуальной реальности) о большом эсминце 1942 года HMS Cavalier. Если ветер и дождь не успокоятся, дрон не сможет летать. А если дрон не сможет летать, не удастся снять одну из основных сцен.
За кулисами проекта Wargaming Battleship VR
Wargaming | Съемка в формате VR: новая область кинопроизводства
Контент виртуальной реальности в новинку не только потребителям, но и производителям фильмов. Съемка кино за последние десять лет подверглась существенным изменениям, поскольку появились дешевые “зеркалки” и светодиодное освещение, благодаря которым затраты на съемку заметно снизились. Однако основы кинопроизводства до сих пор оставались неизменными.
Для формата виртуальной реальности пока нет четко сформированных рабочих процессов и процедур. Это абсолютно новый способ восприятия визуальной картинки, имеющий свои трудности и особенности, которые выходят далеко за рамки классической видеосъемки. Чтобы представить себе с какими проблемами сталкиваются операторы достаточно знать одну важную особенность съемки с обзором 360 градусов: после включения камеры команды не должно быть рядом. Если вы видите камеру, значит вы в кадре, то есть режиссер не может наблюдать за съемкой сцены вживую. Кроме того, камера, как правило, должна быть статичной, и это связано с двумя факторами. Во-первых, движение камеры может привести к укачиванию зрителя. Во-вторых, наличие в помещении живого оператора подразумевает много проблем при редактировании в будущем.
Член съемочной группы Wargaming устанавливает камеру для съемки сцены прогулки и беседы
Приведем пример съемки стандартной сцены для VR. Камера смонтирована на узком штативе или подвешена на потолочный кронштейн. Актеры разговаривают и двигаются так, будто они играют на сцене. Редактирование и обрезка видео VR 360° дезориентируют зрителей, поэтому сцены снимаются в один дубль. Режиссер подготавливает актеров и следит за размещением камеры, но учитывая, что большинство систем GoPro не умеют транслировать видео в реальном времени, понять, что камера и актеры размещены правильно, не так уж легко. Затем кто-то кричит “мотор”, и все уходят из помещения, оставив актеров наедине с камерой.
Съемочная группа Wargaming использует Freedom 360 при реконструкции танковой битвы в виртуальной реальности (фото: Wargaming)
Дэли и группа Special Projects из Wargaming уже сделали два VR-фильма, и каждый раз они экспериментировали с разными инструментами и стратегиями. Команда начала использовать одну из самых популярных систем на рынке Freedom 360. Как и многие современные VR-камеры Freedom 360 использует экшн-камеры GoPro в пластиковом корпусе, установленные по кругу. В случае с Freedom 360 установлено шесть камер GoPro, обеспечивающие полное сферическое покрытие окружения (хотя есть и системы на основе GoPro, использующие до 14 камер). Такая система обеспечивает съемку в очень высоком разрешении (современные модели GoPro могут снимать в 4K), но представляет некоторые трудности при эксплуатации, в частности это касается затрудненного доступа к разъемам, батареям и SD-картам. Разрешение получаемого в итоге материала избыточно, поскольку большинство популярных платформ потоковой передачи VR, включая LittlStar и YouTube360, ограничены разрешением 4K.
Не меньше проблем вызывает последующая обработка отснятого материала. GoPro, как правило, работают в автоматическом режиме, поэтому камеры с разных сторон системы могут менять выдержку в зависимости от условий освещения, и даже если кто-то просто проходит мимо. Также может смещаться баланс белого, так что отдельные элементы общего изображения с разных камер могут сильно отличаться.
Для сшивания видео с GoPro используются программы Autopano Giga и Video Pro (фото: Wargaming)
В целом процесс обработки подразумевает цветокоррекцию и адаптацию материала с каждой камеры так, чтобы все они были максимально близки друг к другу. Затем видео обрабатывается в дорогих программах, таких как VideoStitch или Autopano, для сведения разных видеофайлов в один. По словам Дэли, это медленный и трудоемкий процесс. Но даже несмотря на сложность и медлительность, сшивание (процесс объединения материала с разных камер в одного видео с обзором 360 °) не дает идеальных результатов.
Дэли рассказал нам об одной из проблем, связанной с неровным сшиванием: “Если вы снимаете людей, и на видео есть несколько швов, это будет заметно, когда объект съемки их пересекает. Но это не главное. Проблемы начинаются, когда объект съемки должен находиться между двух швов, потому что он выглядит как будто детище Франкенштейна, а такое приемлемо разве что для фильмов ужасов”.
Кадр из предыдущего фильма Wargaming VR. На нем четко виден вертикальный шов.
Швы часто проявляются в местах не идеального выравнивания видеоматериала. Хотя софт постоянно совершенствуется, из-за небольших ошибок позиционирования камер и естественного преломления света в линзах, сделать идеальное сведение почти невозможно. Скорость обработки постепенно увеличивается, тем не менее, рендеринг сшитого видео из нескольких источников по-прежнему может занимать уйму времени. Всего год или два назад сшивание и рендеринг ролика длиной несколько минут мог занимать несколько дней. И даже сегодня на сшивание может потребоваться несколько часов.
Оба предыдущих фильма Wargaming были связаны с танками. Материал отличный, но можно заметить швы и серьезные искажения, когда объект приближается к краям сращиваемых кадров. Тем не менее, можно себе представить, с какими трудностями тогда сталкивалась команда снимая внутри тесной кабины движущегося танка времен второй мировой войны или на его башне.
Ричард Катленд (Richard Cutland) – бывший командир танка и один из актеров, принимавший участие в съемке фильма Wargaming на корабле.
Wargaming | Несколько слов о разработчике
Помимо VR-фильмов компания Wargaming известна, прежде всего, сверхпопулярной онлайн-игрой World of Tanks и последовавшими за ней World of Warplanes и World of Warships (которая появилась в сентябре 2015 года). Wargaming выросла из маленького офиса в Минске (Белоруссия) до международной компаний, штат которой насчитывает больше 4000 сотрудников. World of Tanks добилась беспрецедентного успеха. По заявлениям Wargaming количество зарегистрированных игроков превысило 120 миллионов. Конечно, компания не уточняет, сколько из них являются активными и пользуются платными услугами, но по оценкам фирмы SuperData, занимающейся исследованиями рынка, игра World of Tanks является самой прибыльной free-to-play MMO (Массовая многопользовательская онлайн-игра) игрой с точки зрения дохода от одного пользователя.
Wargaming не перестает расширяться. Компания приобрела студию Gas Powered Games, работавшую над играми серии Dungeon Siege и лицензионные права на франшизы Total Annihilation и Master of Orion (обновленная версия Master of Orion появилась в Steam Early Access 26 февраля).
Cavalier был выбран для съемки, поскольку сохранил почти все оснащение в первозданном виде. Здесь команда устанавливает камеру в моторном отсеке.
Несмотря на диверсификацию, Wargaming делает и дальше будет делать основной упор на тематику Второй мировой войны, поэтому решила подогреть интерес публики к ее истории. Усилия компании приняли форму образовательного контента, производством которого занимается команда Wargaming Special Projects.
Среди проектов Wargaming числится финансирование восстановления танка и ежегодного фестиваля “tankfest” в Музее танков Бовингтона в Великобритании. Кроме того компания финансировала реставрацию редкого бомбардировщика Dornier-17 из Ла-Манша и создание реконструкции самолета в дополненной реальности (AR).
Виртуальная реальность кажется естественным ответвлением для компании, которая ориентирована на игры-симуляторы. Геймеры, скорее всего, будут первыми массовыми потребителями контента виртуальной реальности, не только из-за тесной связи этих систем с играми, но и в связи с тем, что они знают, как взаимодействовать с искусственными средами.
“Это естественный шаг вперед для исторического видеоконтента, над которым мы уже работаем”, – говорит Дэли. “Наша аудитория отлично подходит для контента такого рода. Геймеры понимают, как взаимодействовать с мультимедиа и воспринимают наши проекты с большим энтузиазмом”.
В Wargaming, кажется, делают на это большую ставку, поэтому при съемке в Чатеме учитывалось множество различных факторов.
Камера Ricoh Theta стала бесценным инструментом для предварительного просмотра сцены перед съемкой VR
Wargaming | Оборудование, отказ от съемки вслепую
Серьезно продвинуться в процессе съемки позволили камеры Ricoh Theta VR, которые использовались как мониторы для предварительного просмотра сцены, поскольку в многокамерых системах с этим имеются трудности. Попробуйте сделать снимок без видоискателя или экрана, а учитывая скорость сшивания, может пройти несколько часов, а то и дней, прежде чем вы сможете посмотреть получившийся материал.
“С точки зрения создания контента мы как будто получили мониторы. В прядущих видео мы снимали вслепую”, – говорит Дэли. Люк Кнеллер, директор картины, высоко оценил новые камеры Theta и назначил оператора, который проверял и перепроверял каждую сцену, транслируя изображение на смартфоны.
Компания Entapano делает серию высококачественных объективов Entaniya типа “рыбий глаз” для GoPro
В попытке отойти от сложных систем с множеством камер, которые требуют последующего сшивании видео, Wargaming снимала фильм о HMS Cavalier на камеры, разработанные двумя компаниями. Канадская фирма Back-Bone делает модифицированные камеры GoPro, полностью заменяя всю переднюю часть камеры на усиленную металлическую пластину с креплением для объектива. Эта система имеет название “Ribcage” и поддерживает тяжелые и сложные объективы, а также треноги. Другая компания Entapano – это японский стартап по производству объективов Entaniya типа “рыбий глаз” с супершироким обзором, совместимых с креплением объектива типа C-Mount, используемом в Ribcage.
Объектив Entaniya 280 обеспечивает почти сферическую съемку видео
Самый большой объектив Entaniya представляет собой линзу, позволяющую камере GoPro снимать видео с обзором 280°. То есть, если поставить камеру объективом вверх она будет снимать все, кроме пространства прямо под ней. Если снимать прямо, то в кадр попадет все кроме оператора позади. Главное преимущество заключается в том, что видео не нужно сшивать, поскольку используется один объектив. GoPro может снимать в 4K, а финальный продукт будет иметь разрешение, аналогичное ролику с системы из шести камер.
Несмотря на эти преимущества, система с одним объективом не позволяет снимать настоящее 360-градусное видео, поэтому команда Wargaming по-прежнему использовала для большинства сцен установки из нескольких камер, хотя и значительно упрощенные. Они представляют собой две смонтированные на опорной пластине спина к спине камеры Back-Bone с объективами Entapano. Объективы имеют угол обзора 220° и позволяют производить истинную сферическую съемку. Эта система имеет небольшие швы, но, по крайней мере, на демонстрационном ролике они не так заметны, как у более сложных систем, при этом, по сравнению с одной камерой, достигается более высокое разрешение и поле обзора.
По оценкам Кнеллера обработка материала после съемки с двух камер выполняется примерно вдвое быстрее. Кнеллер также подчеркнул, что сегодня ресурсы, необходимые для сшивания видео, должны быть на уровне систем для создания компьютерной графики и анимации. Эти задачи традиционно являются самыми ресурсоемкими элементами кинопроизводства.
Чтобы получить полноценное 360-градусное видео команда использует связку из двух камер GoPro с 220-градусными объективами
Системы с одним и двумя объективами значительно упрощают процесс съемки, но, по мнению Дэли, большим мультикамерным системам по-прежнему найдется применение. Качество и скорость сшивания со временем улучшатся, и если у вас остались оригинальные файлы, впоследствии вы сможете улучшить качество финального продукта. Также необходимо помнить об огромном выходном разрешение шести камер, это тоже важно. “Сегодня трансляция видео ограничена разрешением 4K, но когда инфраструктура и технологии разовьются до определенного уровня, позволяющего транслировать контент в более высоком разрешении, мы всегда сможем перевыпустить проекты, записанные несколько месяцев или даже лет назад на многокамерные системы в очень высоком качестве”.
Wargaming | Трудности при съемке
Одним из достоинств систем с объективами Entaniya является их мобильность. Система с двумя камерами использовалась в нескольких экспериментах Wargaming с движущейся камерой. Раньше при съемке в VR применялись статические камеры, поскольку их движение по ряду причин создает проблемы. Во-первых, тот, кто несет камеру, либо будет в кадре, либо его придется вырезать позже, оставляя черное пространство или толстый шов. Во-вторых, швы при движении становятся более заметными. В-третьих, если зритель просматривает видео в гарнитуре, движение камеры может привести к укачиванию.
В этот раз группа пыталась чаще использовать движущиеся камеры при съемке фильма
Первый эксперимент с перемещением включал систему с двумя камерами и носящего ее оператора. Камеру носили рядом с актерами, а они вели себя с ней, как с живым человеком (то есть соблюдали дистанцию, смотрели прямо в объектив, говорили с ней). Режиссер рассчитывал добиться эффекта присутствия, будто вы действительно находитесь на корабле на самой настоящей экскурсии.
Для аэросъемки в VR использовался профессиональный квадрокоптер DJI
В доках под непрерывным зимним дождем готовился второй эксперимент с двигающейся камерой, который вызвал не меньше трудностей. Киногруппа планировала прикрепить к беспилотнику DJI S900 систему с двумя объективами GoPro и пролететь над кораблем. Дрон должен был следовать за исполнителями, пока они прогуливаются по корме, а также подниматься и снижаться, чтобы показать доки с высоты птичьего полета.
S900 – это профессиональная платформа для беспилотных аппаратов, способная держаться в воздухе более 15 минут на одной зарядке и нести почти 4,5 кг веса. Но даже она не может устоять перед ветрами атлантического океана.
Камеры пришлось монтировать на длинном кронштейне под дроном
Проблема состояла в том, что камеру не удалось установить на стабилизирующем шарнирном подвесе, и ее напрямую прикрутили к длинному кронштейну под беспилотником. Поэтому оператору дрона нужно было постараться управлять им как можно ровнее, несмотря на паршивую английскую погоду, в противном случае мог получиться очередной VR-эквивалент американских горок.
Для стабилизации камеры при съемке с дрона обычно используются подвесы, однако для виртуальной реальности эффективных подвесов пока не придумали. Традиционные подвесы размещают камеру очень близко к корпусу беспилотника и создается ощущение, будто она назойливо болтается у вас над головой. Кроме того, такие подвесы хоть и разработаны для стабилизации видеосъемок, на камеру все равно передает достаточно много вибраций, особенно это касается наклонов и покачиваний, поэтому видео может вызывать чувство тошноты.
Риск укачивания кажется небольшим, но съемочная группа все время беспокоится об этом. Некоторые люди не очень хорошо реагируют на виртуальную реальность, и им может стать плохо, а это последнее, чего хочет команда Wargaming. Наклоны камеры вперед или назад не очень заметны, но во время покачивания вправо или влево некоторые зрители начинают страдать от виртуального укачивания, как будто находятся на корабле в качку.
Дрон использовался для съемки актеров, которые прогуливались от носа до кормы
После нескольких неудачных попыток напряжение возросло. Задача была не простая, поскольку дрон и актеры должны были двигаться по палубе синхронного, чему мешал ветер. Число дублей было ограничено количеством запасных батарей, а их было семь штук. Также выяснилось, что ветераны морского флота, которые должны были зарядить и выстрелить из главного орудия холостым снарядом, каким-то образом заблокировали механизм, и в итоге пришлось отказаться от аэросъемки залпа.
Тем не менее, во время четвертого дубля все сложилось удачно: актеры прошли там, где нужно, дрон плавно следовал за ними, а затем резко взмахнул ввысь вместе с камерой GoPro, висящей на хвосте.
Wargaming | Фотогалерея