Введение
Первые спецификации новой платы ATi для рабочих станций были опубликованы в конце июня, и выглядели они многообещающе. FGL-9700 базируется на Radeon 9700, работает на 325 МГц и одновременно использует восемь пиксельных конвейеров, четыре блока рендеринга, имеет полностью программируемый пиксельный блок с плавающей запятой, обращается к 256 Мб DDR SDRAM по 256-битной шине данных, что обеспечивает пропускную способность памяти до 20 Гбайт/с. Чип способен отображать бесконечное число цветов одновременно для получения реалистичной картинки.
В отличие от конкурентов из 3DLabs и nVidia, FireGL X1 имеет относительно небольшой и тихий вентилятор. На самом деле он настолько тих, что при работе на нашей тестовой системе, HP Workstation X2100, мы его вообще не могли выделить из общего шума. И хотя наш образец платы, доставшийся нам от разработчиков драйвера под Linux, имеет статус предварительного, раскладка платы соответствует финальной версии. Также плата не имеет следов коррекционных или дополнительных соединений. Финальная это версия или нет, но карте нужно место – по причине наличия разъема для стерео-очков, карта занимает два слота.
Поддержка AGP 4X
Говоря о материнских платах: FireGL X1 требует AGP 8X, однако работает и со старым добрым AGP 4X интерфейсом (в том числе и с “Pro 50”). Инженеры ATi посчитали, что AGP 4X Pro-50 интерфейс будет тормозить плату, и на AGP 8X производительность окажется выше.
Совершенно новый драйвер под Linux является одним из поздних релиз-кандидатов универсального графического драйвера для чипов ATi. В добавление к установщику, драйвер имеет X- меню для конфигурирования опций видеокарты, типа использования двух мониторов. Драйверы достойны похвалы: после их удаления, на нашей система Red Hat 8.0 была успешно восстановлена оригинальная X11 конфигурация – такое не часто встречаешь, даже с новыми драйверами.
Чистая графическая мощь
Производительность Fire GL X1 в приложениях по 3D моделированию потрясает. Карта обгоняет всех конкурентов по результатам тестирования Linux Magazine (11/02) в каждом тесте Viewperf Suite 7.0. Даже в старом Viewperf Suite 6.1.2, Nvidia Quadro-4 900 XGL смогла выйти вперед только в трех тестах.
Наиболее стремительный рост производительности заметен в Design Review Viewset (DRV-07 и DRV-08) и Pro/ Engineer Viewset (proe-1). FireGL просто оставляет конкурентов в пыли. Скажем, в Unigraphics Viewset (ugs-01), карта показывает 20 fps по сравнению с 9 fps Quadro. Даже в очень престижном ProCDRS Viewset (ProCDRS-03), X1 демонстрирует уверенный 60% отрыв от самых быстрых карт Nvidia (см. диаграммы 1 и 2).
Квалификационный заезд
Поймите, что к данным результатам FireGL следует относиться просто как к квалификационному заезду, а не как к окончательным цифрам. Интерфейс AGP 4X Workstation X2100 подтормаживает карту, а 2,2 ГГц Pentium 4 процессор тоже к high-end уже не отнесешь. Мы можем лишь догадываться о производительности с AGP 8X и 2,8 ГГц процессором. Однако мы слышали некоторые слухи о 200fps в ProCDRS Viewset.
Но не стоит думать, что свет клином сошелся на FireGL X1. В задачах с высокой пиксельной и текстурной загрузкой, типа AWadvs-04 и 3D играх, nVidia Quadro-4 900XGL может поиграть своими мускулами. Более того, Quadro-4 может лучше подойти для игрового дизайна и моделирования виртуальных миров. Однако ATi смогла существенно уменьшить разрыв с конкурентом – теперь FireGL X1 только на 25-30 процентов медленнее Quadro-4 в Parsec.
Тестовая система, тесты и результаты
Мы использовали Workstation X2100, предоставленную Hewlett-Packard, в качестве тестовой системы. Компьютер оснащен 2,2 ГГц Pentium 4 и 512 Мб Rambus памятью, поэтому результаты карты могли ухудшиться в силу среднего по сегодняшним меркам процессора или частой подкачки из swap-файла. Да и AGP 4X Pro-50 интерфейс тоже не назовешь самым быстрым. В результате карта ATi FireGL X1 не полностью показала свой потенциал.
Диаграмма 1: Spec Viewperf 6.1.2
Nvidia Quadro-4 900 XGL лидирует в приложениях, интенсивно работающих с текстурами. Но в остальных тестах вперед выходит ATi Fire GL X1.
Диаграмма 2: Spec Viewperf 7.0
В Unigraphics Viewset (ugs-01), Fire GL X1 просто скушала всех конкурентов на завтрак, а на десерт достался остаток Viewperf Suite 7.0.
Spec Viewperf Suite
Наши тесты разделяются на две категории – с одной стороны находятся научно-технические тесты, с другой – игры и 3D рендеринг. Spec Viewperf представляет собой научную и CAD часть наших тестов. Viewperf состоит из шести тестов, являющихся сценариями различных приложений. В отличие от чисто научного X11 теста производительности, который ничего не делает, а только рисует окружности, прямоугольники и прямые на экране, а затем двигает их, Spec Viewperf больше приближен к жизни. Во время теста мы постараемся “приложить ухо” к графической шине, в то время как CAD программа будет создавать картинку. Детальную информацию об этих тестах вы можете получить на www.spec.org/gpc/.
SPECViewperf 7.0 Unigraphics Viewset (ugs-01)
Pro/ Engineer Viewset (proe-01)
Quake 3 Arena и Parsec
Игровая секция нашего тестирования состоит из Quake 3 Arena (версия 1.31) и космической стрелялки (www.parsec.org). В обеих играх демо-сценарий работает в 24-битном цвете в различных разрешениях без сглаживания. В Quake timedemo запускается из консоли, в которую можно выйти, нажав [Shift]+[`]. Затем набрать “timedemo 0” и “demo_four.dm,” и демо начнется. Когда демо закончится, вам следует снова выйти в консоль с помощью [Shift]+[`] и проверить результат.
В Parsec процедура идентична: выходим в консоль с помощью [Shift]+[`], набираем “timedemo 0” и “testdemo 1,” запускаем демо, а по завершению вновь выходим в консоль и списываем результат.
Демо Parsec
Запускаем Blender
В качестве представителя программ по рендерингу и моделированию мы выбрали тест Blender, или “blenchmark”, если быть кратким. Его результаты хорошо описывают 3D производительность карты в профессиональном 3D рендеринге. Blenchmark запускается из командной строки с помощью ввода “blender -p 100 100 900 700 blacksmith.blend” (vBlender 2.23). Нажмите [Control]+[Alt]+[t] для перехода в меню, потом нажмите “draw” для получения результатов рендеринга каркаса модели (draw). [Control]+[Alt]+[z] заполнит области на модели кузнеца, а нажатие “draw” еще раз даст вам второй результат, на этот раз для draw+z.
Вы можете скачать 3D модель blacksmith.blend на ftp.stenstad.net/mirrors/ftp.blender.nl/demos/blacksmith.tgz, среди других моделей. Однако мы в последний раз использовали эту модель в наших тестах. В силу значительного увеличения производительности современных графических чипов, результаты оказываются слишком близки друг к другу для того, чтобы на них можно было полноценно опираться.
Кузнец из теста Blender
Заключение и функциональность
ATi FireGL X1 дает существенный прирост производительности в конструкторских и CAD программах, что было недостижимо вплоть до последнего времени. Даже предварительный образец карты с предварительной версией драйвера смог вывести карту на первое место среди конкурентов.
Но производительность карты – не единственная головная боль для руководства nVidia и 3DLabs. Вторым козырем ATi является цена. За $900 или 900 евро FireGL X1 всего лишь в два раза дороже high-end потребительских видеокарт. Действительно, высокая производительность по низкой цене!
Обзор плат для рабочих станций
Статья была изначально опубликована в немецком “Linux Magazine,” номер 01/2003. Учтите, что результаты всех тестов были получены под Linux. Чуть позднее мы представим сравнение ATi FireGL X1 с NVidia Quadro4 980XGL под Windows .