<!–#set var="article_header" value="Готовимся к зимним играм:
ATI Radeon 9800 XT” –>
Введение
Лето кончилось, и можно констатировать начало “горячего” сезона компьютерных игр. Причём велики шансы того, что нынешней осенью и зимой скучать нам не придётся, поскольку грядёт выход новых интересных игр.
С появлением игр поколения DirectX 9 многие пользователи обнаружат, что их видеокарта загружена “по самое горло”, хотя она прекрасно работала на играх DirectX 8. Этих карт будет недостаточно для игр DirectX 9, конечно, если вы не желаете потерять должное впечатление от игр относительно эффектов и качества. Вчера самыми важными характеристиками карт являлись скорость заполнения и пропускная способность памяти – завтра одним из основных факторов производительности станет скорость вычисления программ-шейдеров.
Грядущие и уже выпущенные игры DX9.
И вот, как раз к началу нового игрового сезона, канадский производитель 3D-чипов ATi расширил линейку топовых графических решений и представил Radeon 9800 XT. Карта не была названа 9900 или 10000, как спекулировали слухами некоторые сайты в последние недели, – добавилась приставка XT, в результате чего мы получили Radeon 9800 XT. Буквы XT, как уже принято в индустрии, означают “расширенный” – “extended”. Собственно, именно такого понимания и добивается ATi. Карта не является заменой предыдущих моделей, она просто расширяет линейку карт ATi “вверх”. То есть в ассортименте Ati, по-прежнему, будут присутствовать модели Radeon 9800 и 9800 Pro. Но, как мы предполагаем, все партнёры ATi по платам в ближайшем будущем заменят Pro новой моделью XT.
ATI Radeon 9800 XT
Новая эталонная плата Radeon 9800 XT имеет массивную систему охлаждения.
Новый чип носит внутреннее имя R360. Но это отнюдь не означает, что он имеет какие-либо новые функции, по сравнению со “старым” Radeon 9800 или R350. ATi осуществила лишь незначительные изменения в дизайне чипа. Детали не раскрываются, однако представители компании объяснили, что в чипе была изменена раскладка некоторых компонентов на ядре, чтобы улучшить теплорассеяние. Звучит разумно, поскольку R360 изготавливается по 0,15 мкм техпроцессу, и тактовые частоты чипа ограничены. Если nVidia уже производит чипы по 0,13 мкм техпроцессу и поэтому может похвастаться частотами 500 МГц, то ATi сегодня смогла перейти лишь барьер в 400 МГц. Работая на 412 МГц, Radeon 9800 XT оказывается всего на 32 МГц быстрее предыдущей топовой модели. Память сейчас работает на 365 МГц (730 DDR). По сравнению с 340 МГц (680 DDR) модели 128 Мбайт PRO, пропускная способность памяти увеличилась только на 1,6 Гбайт/с (23,4 Гбайт/с против 21,8 Гбайт/с).
Карта занимает один слот.
Обратная сторона карты. Во время работы радиатор сильно нагревается.
ATI Radeon 9800 XT, продолжение
На этом всё? В основном да, но не будем забывать о деталях. Все карты XT поставляются с 256 Мбайт памяти. На данный момент ATi упоминает только память DDR, но вполне вероятно, что в ближайшем будущем мы также увидим модели XT с модулями памяти DDR2. Модули DDR2 напоминают 256 Мбайт Radeon 9800 Pro, который сильно нагревался во время работы. ATi поработала над этой проблемой и выпустила новое, весьма привлекательное решение по охлаждению на эталонной модели 9800 XT. Большой, но с относительно низкими оборотами вентилятор продувает воздух через медные радиаторы, находящиеся как раз над графическим процессором и чипами памяти. Скорость вентилятора меняется и зависит от температуры чипа.
Медные рёбра радиатора. Качество изготовления не слишком высокое.
“Оголённый” элемент охлаждения.
Задняя часть кулера.
Вентилятор имеет низкий уровень шума, причём его тональность не раздражает – завывания и визг отсутствуют. Но, по сравнению с эталонными вентиляторами Radeon 9800, общий уровень шума оказывается чуть выше. Задняя часть карты покрыта плоским радиатором цвета мели. Несмотря на мощную систему охлаждения, карта сильно нагревается во время работы – вплоть до 60° C (140° F) на задней части карты при открытой тестовой системе. Конечно, не слишком горячо, но и холодной карту назвать сложно.
Сравнительная таблица
ATi Radeon 9800 PRO 128 | ATi Radeon 9800 PRO 256 | ATi Radeon 9800 XT | nVidia GeForceFX 5900 Ultra | |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0,15 мкм | 0,15 мкм | 0,15 мкм | 0,13 мкм |
Число транзисторов | ~107 миллионов (?) | ~107 миллионов (?) | ~107 миллионов (?) | 130 миллионов |
Шина памяти | 256 бит DDR | 256 бит DDR | 256 бит DDR/DDR2 | 256 бит DDR |
Пропускная способность памяти | 21,8 Гбайт/с | 22,4 Гбайт/с | 23,4 Гбайт/с | 27,2 Гбайт/с |
Пиксельная скорость заполнения | 3,04 Гигапиксель/с | 3,04 Гигапиксель/с | 3,30 Гигапиксель/с | – Texelrate (Color+Z): 1800 texel/s – Z-rate (Z): 3600/s – Stencilrate: 3600/s – Texturerate: 3600/s |
Максимальный режим сглаживания | 6x | 6x | 6x | 4x |
Скорость трансформации треугольников | 380 Мтреугольник/с | 380 Мтреугольник/с | 412 Мтреугольник/с | 315 Мтреугольник/с |
Шина AGP | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x |
Память | 128 Мбайт | 256 Мбайт | 256 Мбайт | 128/256 Мбайт |
Частота чипа | 380 МГц | 380 МГц | 412 МГц | 450 МГц |
Частота памяти | 340 МГц (680 DDR) | 350 МГц (700 DDR) | 365 МГц (730 DDR) | 425 МГц (850 DDR) |
Память (на эталонной плате) | ? | ? | Hynix BGA спецификации для 400 МГц | Hynix BGA спецификации для 500 МГц |
Число блоков вершинных программ | 4 | 4 | 4 | FP-массив |
Число пиксельных конвейеров | 8 | 8 | 8 | 4 для цвета и Z 8 для z 8 для stencil 8 для текстур |
Число текстурных блоков на конвейер | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число текстур на текстурный блок | 8 | 8 | 8 | 16 |
Версия вершинных программ | 2 | 2 | 2 | 2.0+ |
Версия пиксельных программ | 2 | 2 | 2 | 2.0+ |
Поколение DirectX | 9 | 9 | 9 | 9.0 (+) |
Режимы сглаживания | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг |
Оптимизация памяти | Hyper Z III+ | Hyper Z III+ | Hyper Z III+ | LMA II Optimized Цветовое сжатие |
Оптимизации | SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
IntelliSample HCT |
Число выходов на дисплеи | 2 | 2 | 2 | 2 |
Внутренние Ramdac чипа | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц |
Внешние Ramdac чипа | – | – | – | – |
Число бит на канал цвета | 10 | 10 | 10 | 10 |
Специальные возможности | ТВ-кодер на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация F-буфер |
ТВ-кодер на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация F-буфер |
ТВ-кодер на чипе; FullStream Адаптивная фильтрация F-буфер |
ТВ-кодер на чипе; Расширенная программируемость Адаптивная фильтрация UltraShadow |
Цена на момент выхода | $399 | $499 | $499 | $499 |
Розничная цена | $300-350 | $450-500 | $450-500 | $400-500 |
Новые игрушки – но пока ещё сыроватые
ATi добавила новые “фишки”, типа управления скоростью вращения вентилятора и аппаратного мониторинга, для поддержки динамического “разгона”. ATi называет эту возможность “Overdrive”. Её вряд ли можно назвать революционной, поскольку ASUS уже с год устанавливает схожую функцию на свои платы. Приятным изменением здесь является то, что ATi никогда раньше не поддерживала “разгон”. В панели управления не было движков, и ATi также контролировала, чтобы партнёры по выпуску плат не продавали свои продукты с завышенными частотами. Если пользователи желали “разогнать” свои карты, им приходилось прибегать к помощи инструментов третьих компаний.
Технология Overdrive меняет ситуацию, но не раньше ноября, как поясняет официальная презентация ATi R360. Функция будет внедрена в новый модуль “control panel” в грядущих драйверах Catalyst v3.8. Тестовый образец Radeon 9800 XT поставлялся с модифицированным драйвером Catalyst v3.7, без какой-либо поддержки аппаратного мониторинга. Мы решили не тестировать возможности карты по “разгону”, поскольку наш опыт говорит о том, что не имеет смысла проверять его на эталонных платах, так как розничные модели, в большинстве случаев, отличаются.
Отметим также новую возможность оснащения карты чипом Rage Theater для захвата видео. До сих пор только линейка “All-In-Wonder” могла похвастаться наличием этого чипа. ATi объяснила, что компания не будет поставлять платы XT с этим чипом, однако мы можем ожидать какие-либо решения от партнёров-изготовителей плат.
Игровой комплект поставки – Half-Life 2
Half-Life 2 – одна из наиболее ожидаемых игр этого года. Она обеспечивает превосходную карту с помощью поддержки технологии DirectX 9. Также мы получим прекрасный новый тест для оценки производительности DX9. Карты ATi демонстрируют прекрасную производительность в этой игре (см. Tom’s Hardware тестирует Half-Life 2).
ATi смогла заключить многомиллионную сделку с Valve на поставку однопользовательской версии Half-Life 2 с новыми картами Radeon XT. Поскольку выпуск игры уже несколько раз откладывался, похоже, что первые версии карты XT будут поставляться с ваучерами, дающими возможность скачать полную версию игры через онлайновую службу Valve Steam, как только игра будет выпущена. Возможно, ситуация не изменится, и вы никогда не получите CD в комплекте. К сожалению, на момент выхода этой статьи мы не знаем какие-либо детали.
По информации из разных источников, комплекты поставки обходятся производителям карт “в копеечку”. ATi просит примерно $15 за копию, что на 300% больше, чем другие комплекты поставок игр. Поэтому вполне можно ожидать, что не каждый партнёр-изготовитель карт ATi будет прилагать эту игру в комплекте поставки.
Также пока неизвестно, будет ли пользователям предоставлена возможность обновить однопользовательскую версию игры (около $40) на многопользовательскую версию (около $50), когда она выйдет.
Игровой комплект поставки – Half-Life 2, продолжение
Про Half-Life 2 пока известно немного. Но на данный момент мы знаем, что графика выглядит прекрасно, и можем продемонстрировать это следующими скриншотами.
DirectX 8 против DirectX 9.
ASUS перешла на чипы ATi – но не эксклюзивно
Упаковка новой карты ASUS Radeon 9800 XT.
В Интернет уже давно просочились слухи и вот теперь официальная информация: ASUS расширяет свою линейку графических карт моделями на чипах ATi. Это напоминает нам старые добрые деньки, когда производители графических карт предлагали решения на базе чипов разных компаний. Ситуация изменилась после ухода с рынка S3, когда 3dfx решила продавать свои собственные карты, подобно ATi и Matrox. В следующие годы мы наблюдали появление карт на чипах nVidia от различных производителей, с одной стороны, и карт ATi, Matrox и 3dfx – с другой. Затем ATi решила пойти на шаг, противоположный решению 3dfx, и начала продавать чипы другим производителям карт. Однако большинство производителей уже были завязаны на nVidia, а та, в свою очередь, не позволяла им продавать карты на чипах других производителей. Компания Hercules стала первой, попытавшейся идти наперекор nVidia, и начала продавать карты на чипе Kyro2, что, в конце концов, привело к разрыву контракта с nVidia. Hercules переключилась на ATi, но не слишком удачно. Затем ATi смогла убедить некоторые компании переключиться на свои чипы, но также на условии эксклюзивности. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда довольно много компаний продают карты на базе чипов nVidia, в то время как остальные – на чипах ATi. Однако за nVidia по-прежнему стоят сильные игроки рынка.
Но nVidia находится под давлением. Контракты заканчиваются, и производители больше не желают замыкать свой ассортимент розничных карт на одного производителя. Крупные компании из “территории nVidia”, типа ASUS и MSI, уже производят карты на базе ATi, но без своей торговой марки, для рынка OEM. Сегодня ASUS приняла важное решение, и теперь компания официально поставляет карты на базе чипов nVidia и ATi на розничный рынок. Скорее всего, за ASUS последуют и другие производители, поскольку на рынок чипов выходят старые и новые игроки вроде XGI и S3.
Комментарии: Томас Пабст
Asus решила выбрать свободу
Наконец-то один из производителей графических карт набрался смелости, чтобы выступить против политики nVidia или ATi “поставлять карты только на базе чипов одного производителя”. С этого момента Asus будет выпускать видеокарты не только на чипах nVidia, но и решения на базе ATi. Подобное мы наблюдаем впервые после ухода Diamond, STB или (“оригинального”) Hercules, конечно, если кто-то всё ещё помнит этих почивших производителей графических карт. Asus заслуживает большого уважения, поскольку компания решила поставлять продукты на базе лучшего из обоих миров, от чего потребитель только выиграет. Скорее всего, не пройдёт много времени, как мы увидим движение остальных производителей в том же направлении. В результате конкуренция между ATi и nVidia увеличится, что, в свою очередь, опустит цены на видеокарты до более разумного уровня. Почему же прошло столь много времени, прежде чем производитель 3D-карт решился на подобные меры? После суицида 3dfx, разложения Matrox и первоначально неудачных попыток ATi догнать 3D-технологию, nVidia уцепилась за своих клиентов железной хваткой. Компания выбрала схожую с Intel бизнес-модель на основе древнего деспотизма и осуществляла сильное давление на производителей графических карт, которые были заинтересованы в получении нормальных денег. nVidia установила правила, и не дай Бог, кто-то из производителей карт их бы проигнорировал. Попасть в опалу успешному “изобретателю GPU” было крайне рискованным решением. У Guillemot, сегодня известного как “Hercules”, выбора не было. Как только компания начала работать с ATi, дни былого партнёрства с nVidia завершились. nVidia не позволяла подобных “прелюбодеяний” среди своих клиентов. Сегодня ситуация стала менее напряжённой. Чипы ATi стали весьма достойной альтернативой предложениям nVidia. Бывшее “правило железного кулака” nVidia перестало работать. nVidia делала всё возможное, но компания стала проигрывать одну PR-баталию за другой, конечно, при немалом участии департамента по маркетингу ATi. Последний прикладывал все усилия, демонстрируя, что столь архаичные вещи, как мораль или совесть, хороши в бизнесе лишь для новичков и староверов. Не будем забывать также и о нас, прессе, которая любит выдавать грязные истории за свои собственные находки и трактовать их, как вздумается. Кстати, мы чуть не забыли о филантропе N1 Гейбе Ньювелле, который спустился с Олимпа, чтобы пролить свет на настоящее положение вещей с чипами nVidia. Да, спасибо за вашу чёткость мышления, честность и щедрость! Господи, благослови пылкого Гейба и невинную ATi, которые наконец-то показали нам, что nVidia является ещё и спонсором чеченских боевиков. Мы вряд ли будем удивлены, если узнаем, что исполнительный директор nVidia Джен-Хсун Хуанг скрывает террористов у себя в сарае. На недавнем ленче мы спросили Джонни Шиха, исполнительного директора Asus, связано ли решение компании насчёт включения карт на чипах ATi в ассортимент продукции Asus с текущими проблемами nVidia. Джонни, известный своей скромностью и откровенностью, рассказал нам, что Asus никогда не поступает подобным образом с ценными партнёрами по бизнесу. То есть Asus не стала предлагать решения на базе ATi после ухудшения ситуации с чипами nVidia, в момент неудачного выпуска NV30. Однако сегодня nVidia восстановила свои силы, и Asus посчитала, что время настало. Есть ли у ATi причины для радости, предвкушая отход Asus от поставки карт на базе nVidia? Нет! Asus желает вести полностью открытую политику и предлагать клиентам оба решения. Не следует рассматривать шаг Asus как переход от ATi к nVidia. Asus не желает выйти из одних запрещающих правил, чтобы сразу же попасть в другие. Идея заключается в конкуренции между поставщиками графических чипов. Новые правила игры должны заставить nVidia сконцентрироваться на своих продуктах, чтобы создавать лучшее из лучшего – разрабатывать великолепное и честное 3D-оборудование. ATi, наверное, придётся уменьшить персонал маркетологов, вылавливающих грязное бельё, и сфокусироваться на инженерах компании и их разработках. В конечном итоге, от решения Asus выиграет потребитель. Хороший повод для изменений, не правда ли? |
ASUS Radeon 9800 XT
Мы уже получили экземпляр новой карты ASUS Radeon 9800 XT и можем дать вам представление о ней.
ASUS Radeon 9800 XT с двумя вентиляторами охлаждения на плате с оранжевым текстолитом.
Карта занимает один слот.
Все карты ASUS на базе ATi будут иметь оранжевый текстолит. Помимо функций аппаратного мониторинга, реализуемых чипом Winbond, ASUS также оснастила плату чипом Rage Theater для захвата видео. Пользователям, желающим иметь видеовход и продукт на базе ATi, приходилось выбирать только линейку All-In-Wonder и переплачивать за ТВ-тюнер, который немало повышал цену. Если ТВ-тюнер вам не нужен, то теперь у вас появился выход – свободный выбор между картами ATi и nVidia в линейке продуктов ASUS.
Ещё один ракурс.
Задняя сторона карты – обратите внимание на чип захвата видео Rage Theater.
ASUS Radeon 9800 XT, продолжение
Детальная информация о карте:
Приближённое изображение чипа Rage Theater.
Великолепно выглядящие радиаторы.
Система охлаждения использует тепловую трубку.
Память BGA от Hynix работает на частотах вплоть до 400 МГц.
Внешняя коробка с разъёмами видеовхода и видеовыхода.
ASUS Radeon 9800 XT, продолжение
Драйверы и программное обеспечение:
Драйверы ASUS на базе драйвера ATi Catalyst.
Программа аппаратного мониторинга ASUS SmartDoctor, включающая инструменты по “разгону”.
Регулировка различных скоростей вентилятора и предупреждений в SmartDoctor.
Экранное меню ASUS GameFace позволяет изменять настройки видео прямо в самой игре.
GameFace в действии. Вы можете использовать эту функцию для получения изображения ваших напарников с web-камеры и общаться с ними. Или просто смотреть ТВ, как и показано на иллюстрации.
Программа по просмотру и записи видео ASUS DigitalVCR.
Запись в DigitalVCR можно осуществлять по расписанию.
Производительность DirectX 9 – важный фактор
Когда скорость работы зависела, главным образом, от пиксельной скорости заполнения и пропускной способности памяти карты, было относительно легко предположить производительность карты на основе этих факторов. С появлением DirectX 8 и, тем более, DirectX 9, всё более важным фактором при оценке скорости является производительность программ-шейдеров. Карты DX9, прекрасно работавшие в играх DirectX 8, могут значительно снизить скорость при появлении кода шейдеров DX9, что может привести к неиграбельной частоте кадров.
Сегодня на рынке присутствует лишь несколько игр DirectX 9, поэтому судить о производительности карты под DX9 нелегко. Мы можем указать только одну тенденцию: похоже, у карт nVidia FX наблюдаются проблемы. Причин тому множество. Код, выходящий из компилятора Microsoft HLSL (High Level Shader Language), идёт на картах архитектуры nVidia CineFX не слишком хорошо, к тому же карты не поддерживают 24-битную точность работы с плавающей запятой. Им приходится либо прибегать к ресурсоёмкой 32-битной точности, или откатываться на 16-битную точность, что в большинстве ситуаций приводит к падению качества изображения. nVidia пытается компенсировать недостатки, прося игровых разработчиков использовать собственный язык шейдеров компании Cg, код которого лучше подходит картам CineFX. Альтернативой является массивная оптимизация драйверов, однако nVidia была сильно раскритикована за противоречивые попытки оптимизации в последние месяцы.
Скриншот, взятый в AquaMark3 и демонстрирующий ошибки драйвера, возможно, связанные с оптимизацией.
Карты ATi Radeon 9500/9600/9700/9800 могут намного эффективнее выполнять код компилятора MS HLSL – так называемый стандартный код DX9 – и они также обеспечивают лучший компромисс относительно качества вычислений с плавающей запятой, используя минимально допустимую спецификацию DX9 – 24 бита. Похоже, что весь дизайн DX9-чипов ATi Radeon построен вокруг кода HLSL.
Если вы планируете купить новую видеокарту, то легко увидите, что карты ATi DX9 работают быстрее и без каких-либо проблем в играх DirectX 9, в то время как карты nVidia FX используют оптимизированные пути кода или оптимизации драйверов. nVidia от этого не отказывается и будет улучшать ситуацию в будущих версиях драйверов. Сейчас только от nVidia зависит, сможет ли компания убедить потенциальных покупателей в том, что никаких причин для беспокойства нет. Пока что карты FX не впечатляют в играх DX9 или тестах (3DMark 2003, Tomb Raider – Angel Of Darkness, Halo и AquaMark 3). Ситуацию усложнили презентация Valve, которая дала богатую почву для новых споров, а также бесконечные дискуссии по поводу экспериментов с анизотропной фильтрацией в попытках достичь лучшей производительности.
Особенности драйверов и тестов
Наконец, “определение приложения/application detection” стало той магической фразой, которая возмущает обозревателей “железа”. В целом, ничего плохого в этом нет, поскольку определение приложения позволяет решить проблемы драйверов в конкретных играх. Поскольку все 3D-движки отличаются какими-либо деталями, то может легко возникнуть ситуация, когда драйвер прекрасно работает в большинстве приложений, а в одной игре возникают проблемы. Обычно за этим следует исправление/патч игры или исправление в новой версии драйвера. Если действует последний вариант, то драйвер определяет приложение и использует новый исправленный код.
Оптимизации, направленные на получение лучшей производительности, не всегда бывают плохими, если при этом качество полученного изображения не теряется. А вот здесь и кроется подводный камень. Сегодня становится практически невозможно определять качество анизотропной фильтрации карты или драйвера. ATi и nVidia используют так называемую адаптивную технологию анизотропной фильтрации, при которой не все треугольники на сцене отрисовываются с полным качеством фильтрации. Также фильтрация может отличаться от одного приложения к другому – помните определение приложения?
Ненастоящая трилинейная анизотропная фильтрация в UT2003.
Тестовые инструменты помогают не слишком хорошо, поскольку драйвер может определять и их, и выставлять оптимальное для тестов качество. Единственное, что сегодня можно сделать, – сравнить качество скриншотов, однако полученные результаты будут верны только для данного приложения. К тому же, подобный способ отнимает массу времени и вам нужно захватывать строго один и тот же кадр, что возможно лишь в немногих играх. Ситуация ещё больше ухудшается при проверке полноэкранного сглаживания, поскольку картинка на захваченном скриншоте может отличаться от того, что вы видите на экране вашего монитора. nVidia использует, своего рода, технологию фильтрации пост-кадрового буфера, которая уже применялась в 3dfx Voodoo5. Она берёт сэмплы из кадрового буфера и комбинирует их в RAMDAC карты. Проблема заключается в том, что захват экрана может осуществляться только из кадрового буфера. Технология, используемая nVidia, вполне законна, однако она усложняет получение достоверных скриншотов.
Следующая проблема – сами тесты. Лишь небольшое число игр имеет встроенную функцию теста, так что обозреватели “железа” всегда концентрируются на небольшом числе игр, поддерживающих тестирование. То же делают и производители чипов. Они максимально оптимизируют свои драйверы под эти игры, что иногда приводит к показателям производительности, которые имеют мало общего с реальной скоростью работы карты в играх.
Лучшим решением всех указанных проблем, которое смогло бы дать читателю более значимую оценку производительности карты, является расширение числа тестируемых игр, вплоть до использования новейших игр и применения timedemo, которые неизвестны программистом драйверов. Если игра не имеет встроенного механизма тестирования, то можно использовать инструменты типа FRAPS или moreBENCH LX для измерения частоты кадров. Мы не знаем о каких-либо попытках обмана этих утилит… Но если какой-либо производитель осмелится пойти на подобный шаг, мы ему не завидуем…
Новый пакет тестов
Ниже мы привели тесты и игры, которые мы использовали для определения производительности нового чипа ATi Radeon XT:
- Unreal Tournament 2003 v2225*: мы использовали только собственные timedemo для карт Inferno и Magma.
- Wolfenstein – Enemy Territory: мы воспроизводили запись, сделанную во время войны кланов.
- AquaMark 3: измеряли Triscore и другие показатели.
- Tomb Raider – Angel Of Darkness v49*: использовали собственную timedemo на уровне Paris1c.
- X2 Rolling Demo
- Command & Conquer Generals Demo*: воспроизводили запись собственноручно записанной игры и измеряли частоту кадров с помощью FRAPS. Мы отключили ограничитель частоты кадров, взломав gamedat.ini в файле INI.big.
- Warcraft III – The Frozen Throne: воспроизводили запись клановой войны (3 на 3) на карте “Bloodstone Mesa”. Мы установили скорость проигрывания 8x, чтобы максимально нагрузить графическую подсистему, и измеряли частоту кадров с помощью FRAPS.
- Freelancer: проигрывали заставку, измеряя частоту кадров с помощью FRAPS.
- MS Flight Simulator 2004: проигрывали собственноручно записанный полёт и измеряли частоту кадров с помощью FRAPS.
- Battlefield 1942 – Secret Weapons of WWII Demo*: проходили определённый путь в игре вручную. Измеряли частоту кадров с помощью FRAPS.
* Данная игра входит в программу nVidia “Играть нужно так!” (The Way It’s Meant To Be Played).
Тестовая конфигурация
Поскольку актуальные на сегодня драйверы nVidia Detonator v45.23 имеют проблемы в некоторых приложениях (см. AquaMark 3: точный тест для старых и новых (DirectX 9) приложений?), мы решили использовать старую версию драйвера v44.03. Новый Detonator 50, так же известный как ForceWare, ещё не вышел на момент публикации этого обзора. nVidia попросила нас не использовать бета-версию v51.75 этого драйвера, поскольку она содержит ряд ошибок. Все карты ATi тестировались с драйвером Catalyst v3.7.
Результирующие таблицы игр со встроенной поддержкой тестирования имеют голубой фон. Таблицы результатов, полученных с помощью инструмента FRAPS, имеют серый фон. Тесты игр, где нам пришлось проходить определённый путь вручную, имеют зелёный фон.
Поскольку новые драйверы nVidia пока ещё недоступны, а также учитывая ожидание новых драйверов ATi Catalyst v3.8, мы решили не приглядываться в этот раз к качеству изображения, поскольку никаких изменений по сравнению с тем, что мы публиковали недели назад, не произошло. Мы рекомендуем обратиться к следующим статьям, чтобы восполнить возможные пробелы информации:
- AquaMark 3: точный тест для старых и новых (DirectX 9) приложений?
- nVidia Detonator FX 45.23
- ATi в среднем классе: Radeon 9600 PRO
- nVidia GeForceFX 5900 Ultra: Вот это FX!!
- Ответный удар: Новые видеокарты ATI Radeon 9800, 9600 и 9200
Общее аппаратное обеспечение | |
Материнская плата | ASUS P4P800 Deluxe, чипсет Intel i865PE |
Процессор | Intel Pentium 4 3,2 ГГц (FSB800) |
Память | 2x 256 Мбайт Kingston HyperX DDR400 CL2 / 6-2-2-2 |
Драйверы и конфигурация | |
Видеокарты | ASUS Radeon 9800 XT 256 Мбайт ATI Radeon 9800 XT 256 Мбайт (эталонная) ATI Radeon 9800 Pro 128MB (эталонная) ATI Radeon 9700 Pro 128MB (эталонная) ATI Radeon 9600 Pro 128MB (Hercules) ATI Radeon 9500 Pro 128MB (эталонная) NVIDIA GF FX5900 Ultra (эталонная) NVIDIA GF FX5600 Ultra FC (эталонная) |
Графические драйверы | Detonator FX v44.03 Detonator FX v45.23 ATI Catalyst v3.7 |
Драйверы чипсета | Intel |
Версия DirectX | 9.0b |
ОС | Windows XP Professional SP1 |
Unreal Tournament 2003
UT 2003 – хорошо известная “стрелялка” от первого лица последнего поколения. Говоря простыми словами, 3D-движок представляет собой расширенный движок DirectX 7 с некоторыми добавками функций DirectX 8. В некоторых случаях, вроде отображения ландшафта, движок уже использует пиксельные программы v1.1 или v1.4, в зависимости от поддержки оборудования. “Unreal Engine” находится в состоянии постоянной доработки, так что в него непрерывно вносятся исправления и оптимизации. За последние несколько лет в свет вышло несколько игр на базе различных версией этого движка – см. сайт wiki.beyondunreal.com для получения более подробной информации.
Мы прогнали этот тест при установке максимально доступного уровня детализации, чтобы максимально нагрузить графическую подсистему. Вместо использования демонстраций Flyby, которые имеют мало общего с реальной производительностью самой игры, мы записали наши собственные timedemo на картах “Inferno” и “Magma”. Что интересно, обе они налагают разные требования на карты, что вы можете заметить по результатам 4x сглаживания и 8x анизотропной фильтрации.
Без полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации FX5900 и Radeon 9800 Pro оказываются на одинаковом уровне. XT чуть вырывается вперёд.
Unreal Tournament 2003, продолжение
Ситуация на карте Magma отличается от Inferno. Карта FX5900U отстаёт даже на стандартном качестве и опускается на уровень Radeon 9700 Pro. Также интересно отметить отрыв 9500 Pro (со 128 Мбайт памяти) в 1600×1200, по сравнению с 9500 Pro.
Unreal Tournament 2003, продолжение
Ситуация на карте Magma отличается от Inferno. Карта FX5900U отстаёт даже на стандартном качестве и опускается на уровень Radeon 9700 Pro. Также интересно отметить отрыв 9500 Pro (со 128 Мбайт памяти) в 1600×1200 по сравнению с 9500 Pro.
Unreal Tournament 2003, продолжение
При включении 4x сглаживания и 8x анизотропной фильтрации мы наблюдаем впечатляющий отрыв карт ATi на этой карте. Даже 9700 Pro обгоняет FX 5900 Ultra.
Wolfenstein: Enemy Territory
Хотя мы все ждём выход игры “Call of Duty”, которая использует значительно улучшенную версию старого доброго 3D-движка Quake3 OpenGL, мы выбрали Wolfenstein: Enemy Territory в роли представителя игр на базе этого движка. Игра представляет собой бесплатную отдельную многопользовательскую версию, для работы которой не требуется оригинальная Return to Castle Wolfenstein.
Мы использовали встроенные процедуры тестирования и измеряли скорость воспроизведения записи клановой войны, найдённой нами в Интернете.
В игре Wolfenstein карты nVidia FX демонстрируют свою силу.
Wolfenstein: Enemy Territory, продолжение
Результаты сближаются при включении сглаживания и анизотропной фильтрации, но nVidia всё ещё демонстрирует незначительное лидерство.
Aquamark 3
Это новый DirectX 9-тест от Massive Development. Чтобы получить более подробную информацию об этом тесте, мы рекомендуем ознакомиться с нашим обзором AquaMark3.
Примечание: драйверы nVidia v45.23 не дают правильного отображения всех эффектов в игре для честного сравнения. Поэтому соответствующие результаты карт подсвечены серым.
ATi на данный момент является безусловным лидером, однако результаты нового драйвера отчётливо показывают, что nVidia прикладывает немало усилий к оптимизации своих драйверов под этот тест.
Примечание: драйверы nVidia v45.23 не дают правильного отображения всех эффектов в игре для честного сравнения. Поэтому соответствующие результаты карт подсвечены серым.
Aquamark 3, продолжение
Будет интересно посмотреть, как финальные драйверы nVidia Detonator 50 изменяют раскладку производительности в этом тесте. А до тех пор AM3 находится полностью в руках ATi.
Примечание: драйверы nVidia v45.23 не дают правильного отображения всех эффектов в игре для честного сравнения. Поэтому соответствующие результаты карт подсвечены серым.
При повышении качества карты Radeon побеждают даже FX5900U с оптимизированным драйвером.
Tomb Raider – Angel Of Darkness
На данный момент вокруг новой игры Eidos ходит множество толков. Она является одной из первых игр DX9, имеющей встроенный механизм тестирования. Эта опция уже была встроена в финальную версию v42 и была расширена в версии v49, где также было произведено множество улучшений производительности и исправлений ошибок. Однако Eidos затем отозвала исправление и на прошлой неделе поменяла его (хотя на сайте Eidos сказано – 3 сентября) на исправление версии v52 – без механизма тестирования. Вероятно, подобное решение связано с давлением nVidia, которой не понравился новый тест.
3D-движок игры поддерживает хорошие возможности по конфигурации, и его довольно трудно настроить для прямого сравнения. Мы постарались найти конфигурацию, которая бы подошла всем картам (см. здесь и здесь).
Игра отказывалась что-либо отображать на старом драйвере nVidia v44.03, так что мы можем продемонстрировать результат только драйвера v45.23. Здесь ATi сопутствует полный успех, и даже 9600 Pro обгоняет FX 5900 Ultra. Ситуация напомнила нам результат тестов Half-Life 2.
X2 Rolling Demo
Эта демонстрация/тест выпущена Egosoft и призвана ознакомить пользователей с новой игрой компании X2 – The Threat. Хотя игра не использует пиксельные программы, качество графики просто завораживает. Egosoft использовала трафаретные (stencil) тени в реальном времени и текстуры высокого разрешения вкупе с технологией отображения неровностей Dot3 Bump Mapping. Более подробно вы можете ознакомиться с тестом здесь.
В X2 в лидеры выходит FX5900 Ultra. Одним из объяснений подобной ситуации может служить поддержка Ultra Shadow в NV35, которая позволяет карте отрисовывать трафаретные тени за один проход, в то время как другим картам на это требуется два прохода. Ещё раз напомним, что X2 построена, в значительной мере, на использовании трафаретных теней.
X2 Rolling Demo, продолжение
При включении 4x сглаживания и 8x анизотропной фильтрации Radeon 9800 XT уменьшает разрыв на высоких разрешениях.
C&C Generals Demo
Игра является последним созданием в линейке стратегий реального времени Westwood C&C. Она использует пиксельные программы DirectX 8.1, однако детали мы найти не смогли. Нам пришлось осуществить некоторые модификации движка, чтобы мы смогли использовать эту популярную игру в качестве теста. Мы модифицировали gamedata.ini (в составе файла big.ini) для отключения порога частоты кадров.
Мы измеряли производительность с помощью воспроизведения игры, записанной в китайской миссии, используя утилиту FRAPS.
Без включения опций по улучшению качества мы наблюдаем близкие результаты всех карт, хотя карты ATi Radeon 9800 лидируют.
C&C Generals Demo, продолжение
При повышении качества картинки разрыв между картами уменьшается, однако Radeon 9800 XT продолжает находиться в лидерах.
Warcraft III – The Frozen Throne
Warcraft III – одна из самых популярных игр последних месяцев. 3D-движок этой стратегии реального времени не использует каких-либо пиксельных программ (насколько мы знаем), но требует совместимый с DX8.1 драйвер. Мы измерили производительность при воспроизведении записанной в сеансе войны кланов игры 3 на 3 со скоростью 8x (в результате наблюдались быстрые движения камеры и множество эффектов). Частота кадров измерялась с помощью FRAPS.
Карта ATi 9800 Pro обгоняет nVidia FX5900 Ultra. Если мы наблюдаем лишь небольшое падение производительности карт ATi при повышении разрешения, то у FX оно более ощутимо. Между 9800 Pro и XT нет никакой разницы.
Warcraft III – The Frozen Throne, продолжение
При включении 4x сглаживания и 8x анизотропной фильтрации в Warcraft III вперёд вырывается ATi. Даже 9600 Pro обгоняет FX 5900U на низких разрешениях. Вновь, между 9800 Pro и XT нет никакой разницы.
Freelancer Demo
Игра Freelancer была выпущена Microsoft чуть раньше в этом году. Её 3D-движок кажется слегка устаревшим, однако игра до сих пор имеет сообщество своих приверженцев. В целом, игру можно считать представителем всех игр, использующих не такие продвинутые графические технологии. Частота кадров была измерена FRAPS.
Топовые карты близки друг к другу в 1024×768, однако карты Radeon 9800 вырываются вперёд на высоких разрешениях.
MS Flight Simulator 2004
Это последняя версия очень популярной линейки игр Flight Simulator от Microsoft. Мы измеряли производительность при воспроизведении записанного полёта со взлётом в аэропорту Сиэтла, поднятием до уровня облаков и кругом вокруг города. Настройки были вставлены в Ultra High, Trilinear, погода Building Storms и вид с малой кабиной. Мы использовали FRAPS для измерения производительности этой игры.
Драйвер v44.03 работал только в разрешении 1024×768. На более высоких разрешениях исчезла кабина, а картинка по вертикали имела половинный размер.
В FS 2004 отчётливо лидирует ATi. Однако отрыв XT от версии Pro очень и очень невелик.
Battlefield 1942 – Secret Weapons of WWII
Это последнее добавление к очень популярной многопользовательской “стрелялке” от первого лица. Игра построена на так называемом 3D-движке Refractor II, который, насколько мы знаем, не использует пиксельных программ,. Поскольку игра не поддерживает функции повторного проигрывания, нам пришлось измерять производительность напрямую в игре.
Мы создали локальную игру Hellendoorn, вошли в игру как солдат Axis, пробежали напрямую к танку, сели в него, проехали немного, вышли из танка и повернулись на 360 градусов. Не можем гарантировать, что мы каждый раз повторяли маршрут на 100%, однако погрешность составляла плюс-минус 2-4 FPS. С картами nVidia пришлось нелегко, поскольку картинка на них дёргалась…
Результаты оказались очень удивительными, поскольку оригинальная версия BF1942 присутствует на рынке уже несколько месяцев, а сама игра не использует эффекты пиксельных или вершинных программ. Возможно, у драйверов nVidia возникают проблемы с запуском игры на максимальных настройках качества? Мы обнаружили проблемы с графикой даже при 70 FPS, которые делали игру практически неиграбельной при данных настройках качества. Мы также наблюдали тот же самый эффект и без использования FRAPS.
Заключение
ATi сделала и без того очень хороший Radeon 9800 Pro даже лучше. Что касается производительности, то Radeon 9800 XT всего на 5-10% быстрее, чем предыдущая топовая модель, однако отметим лучшее охлаждение, поддержку видеовхода – его наличие зависит от производителя карты – и аппаратный мониторинг. ATi создала очень привлекательный продукт. nVidia следует побеспокоиться, чтобы не упустить рынок. В тех тестах DirectX 9, которые есть у нас на данный момент, GeForce FX 5900 Ultra иногда отстаёт даже от карт ATi среднего ценового диапазона. Результаты в играх DX8 – причём некоторые из них являются частью программы nVidia “Играть нужно так!” – тоже обнаружили несколько удивительных сюрпризов. Сторонникам nVidia следует надеяться на новые драйверы ForceWare и грядущую топовую модель NV38, которая уже была показана на Computex. Однако сегодня карты ATi смотрятся в более привлекательном свете, тем более что, купив новую карту XT, вы также бесплатно получите долгожданную игру Half-Life 2. Конечно, это всего лишь однопользовательская версия, да и вместо диска в комплект поставки может входить только ваучер, что связано с задержкой в разработке игры.
Покупатели, желающие приобрести новую топовую карту в ближайшие месяцы и недели, будут счастливы. Благодаря выпуску 9800 XT, цены на 9800 Pro и не-pro версии должны упасть. nVidia также наверняка пересмотрит свои цены, особенно с учётом текущей производительности карт. Получение в свои партнёры ASUS кажется существенным продвижением ATi, причём от этого решения выиграют и потребители. Конкуренция всегда играет нам на руку, так как она приводит к снижению цен. Весьма вероятно, что примеру ASUS последуют и другие производители карт, поскольку дни “железной хватки” производителей чипов можно считать закончившимися.
Единственное, чего нам не хватило, – программной поддержки новых функций типа Overdrive и аппаратного мониторинга, поэтому сегодня Radeon 9800 XT не представляет собой ничего большего, чем ускоренный (на 5-10%) Radeon 9800 Pro. К счастью, карта ASUS даёт нам представление, что следует ожидать в ближайшие недели.
Одно понятно: Radeon 9800 XT будет очень дорогой. Если вы желаете приобрести карту, опираясь на лучшее соотношение цена/производительность, мы рекомендуем что-либо подешевле и лишь чуть медленнее, типа Radeon 9800 Pro. Но такова цена эксклюзивности. Если вы желаете иметь “на борту” 256 Мбайт памяти и не опасаться за скорость работы будущих игр с большими текстурами, то мы рекомендуем приобрести XT вместо 256 Мбайт версии Radeon Pro, что связано с лучшим решением по охлаждению.
Что дальше? В ближайшие недели нам стоит ожидать выхода новых карт от nVidia с кодовыми именами чипов NV38 и NV36, а также объявления карт ATi Radeon 9600 XT (RV360) в октябре.