Введение
В России выпал первый снежок, так что сезон зимних игр можно считать открытым. Как знают наши читатели, ATi уже выпустила на арену своих претендентов: high-end Radeon 9800 XT и карту для массового рынка Radeon 9600 XT.
Сегодня настала очередь nVidia, которая представила high-end FX 5950 под кодовым названием NV38, преемника FX 5900 Ultra, и линейку FX 5700, которая заменит линейку FX 5600 на массовом рынке.
Последняя high-end карта nVidia отражает стратегию ATi с моделями XT, поскольку FX 5950 является той же 5900 Ultra с увеличенными частотами ядра и памяти. С другой стороны, линейка 5700 содержит довольно много улучшений. Но пусть решают игры.
Появились новости и в связи с драйверами nVidia. Помимо улучшенной производительности в играх DirectX 9, новые драйверы “ForceWare” v52.16 предлагают несколько “фишек”, типа зон экрана (Grid lines) и пользовательских разрешений экрана.
Новичок nVidia в верхней категории: GeForce FX 5950 Ultra
Как видно по имени, GeForce FX 5950, или NV38, не имеет нового дизайна и во многом идентична предыдущей топовой модели FX 5900 Ultra.
Подобно новой карте ATi Radeon 9600 XT, новые продукты nVidia используют техпроцесс 0,13 мкм тайваньской компании TSMC. Однако у GeForce FX 5950 Ultra увеличилась не только частота процессора (на 25 МГц, до 475 МГц). Память тоже стала работать на 50 МГц быстрее – на частоте 475 МГц, что позволило увеличить пропускную способность с 27,2 Гбайт/с (FX 5900 Ultra) до 30,4 Гбайт/с (FX 5950 Ultra). Новые карты также оснащаются 256 Мбайт памяти на 256-битной шине памяти.
Вид спереди. На карте сразу же выделяется очень большая система охлаждения. Насколько подобное решение привлекательно визуально – дело вкуса.
Сзади карты мы видим пассивный радиатор для графического процессора и чипов памяти.
Имя поначалу может показаться корявым, хотя если произносить его двузначными числами, то оно звучит лучше: пятьдесят девять – пятьдесят. nVidia специально решила не называть карту “FX6000”, что было бы несколько более логично, поскольку подобное имя намекало бы на новый продукт. А FX 5950 нельзя назвать новым продуктом в полном смысле этого слова. Отсюда и такое “переходное” имя.
По функциональности новая карта абсолютно идентична FX 5900, наследуя её дизайн с восемью конвейерами (Color+Z) и движок программ Cine FX 2.0. Как мы уже упоминали выше, единственное различие между двумя моделями заключается в тактовой частоте, поэтому nVidia решила не присваивать новой карте название FX 6000 и назвала её FX 5950. Простая арифметика. Кстати, не следует ожидать появления не-Ultra версий 5950, поскольку существующая 5900 вполне подходит на эту роль. К тому же, цена на эти карты должна упасть в ближайшем будущем.
Что касается форм-фактора, то две карты спутать сложно. 5950 обладает массивным радиатором, который к весу карты прибавляет ещё 510 грамм. Высота системы охлаждения также блокирует первый слот PCI, впрочем, подобная особенность характерна для всех топовых карт nVidia после появления 5800. Визуально 5950 очень близка к 5800. К счастью, сходство на этом кончается, и новое решение по охлаждению работает намного тише, чем на 5800.
Давайте оценим эффективность охлаждения. Во время 3D-работы задняя сторона нашего тестового образца достигла 50°C в нашем тестовом компьютере, что на 10°C холоднее, чем у Radeon 9800 XT. Следовательно, новые радиатор/вентилятор со своей работой справляются, хотя и не являются красавцами.
Карта FX 5950 Ultra использует внешнее питание. Над графическим процессором находится радиатор со множеством рёбер, которые сильно выделяются по сравнению с большой пластиной охлаждения, покрывающей чипы памяти.
Радиальный вентилятор карты заключён в прозрачный корпус. Тёплый воздух выходит через заднюю часть корпуса, минуя внутренние компоненты компьютера. Недостаток: в связи со своей высотой, карта занимает не только слот AGP, но и блокирует первый слот PCI.
Приближенный вид радиального вентилятора: напоминает своего хриплого собрата на FX 5800, но на этот раз ситуация лучше. Во время 2D-работы скорость вентилятора уменьшается.
FX 5950 в сравнении с остальными картами
ATi Radeon 9800 PRO 128 | ATi Radeon 9800 PRO 256 | ATi Radeon 9800 XT | nVidia GeForceFX 5900 Ultra | nVidia GeForceFX 5950 Ultra | |
Кодовое название | R350 | R350 | R360 | NV35 | NV38 |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0,15 мкм | 0,15 мкм | 0,15 мкм | 0,13 мкм | 0,13 мкм |
Число транзисторов | ~107 млн. (?) | ~107 млн. (?) | ~107 млн. (?) | 130 млн. | 130 млн. |
Шина памяти | 256 бит DDR | 256 бит DDR | 256 бит DDR/DDR2 | 256 бит DDR | 256 бит DDR |
Пропускная способность памяти | 21,8 Гбайт/с | 22,4 Гбайт/с | 23,4 Гбайт/с | 27,2 Гбайт/с | 30,4 Гбайт/с |
Пиксельная скорость заполнения | 3,04 Гигапиксель/с | 3,04 Гигапиксель/с | 3,04 Гигапиксель/с | – Texelrate (Color+Z): 1800 тексель/с – Z-rate (Z): 3600/с – Stencilrate: 3600/c – Texturerate: 3600/c |
– Texelrate (Color+Z): 1900 тексель/с – Z-rate (Z): 3800/c – Stencilrate: 3800/c – Texturerate: 3800/c |
Максимальный режим сглаживания | 6x | 6x | 6x | 4x | 4x |
Скорость трансформации треугольников | 380 Мтреугольник/с | 380 Мтреугольник/с | 412 Мтреугольник/с | 315 Мтреугольник/с | 356 Мтреугольник/с |
Шина AGP | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x |
Память | 128 Мбайт | 256 Мбайт | 256 Мбайт | 128/256 Мбайт | 128/256 Мбайт |
Частота ядра | 380 МГц | 380 МГц | 412 МГц | 450 МГц | 475 МГц |
Частота памяти | 340 МГц (680 DDR) | 350 МГц (700 DDR) | 365 МГц (730 DDR) | 425 МГц (850 DDR) | 475 МГц (950 DDR) |
Память (на эталонной плате) |
? | ? | Hynix BGA, спецификация 400 МГц | Hynix BGA, спецификация 500 МГц | |
Число блоков вершинных программ | 4 | 4 | 4 | Массив FP | Массив FP |
Число пиксельных конвейеров | 8 | 8 | 8 | 4(/8) | 4(/8) |
Число текстурных блоков на конвейер | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Число текстур на текстурный блок | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Версия вершинных программ | 2 | 2 | 2 | 2.0 | 2.0 |
Версия пиксельных программ | 2 | 2 | 2 | 2.0 | 2.0 |
Поколение DirectX | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Режимы сглаживания | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг |
Оптимизация памяти | Hyper Z III+ | Hyper Z III+ | Hyper Z III+ | Оптимизированная LMA II Цветовое сжатие |
Оптимизированная LMA II Цветовое сжатие |
Оптимизации | SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
IntelliSample HCT | IntelliSample HCT |
Число выходов на дисплей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Встроенные RAMDAC | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц |
Внешние RAMDAC | – | – | – | – | – |
Число битов на канал цвета | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Особые функции | Встроенный ТВ-кодер; FullStream Адаптивная фильтрация F-Buffer |
Встроенный ТВ-кодер; FullStream Адаптивная фильтрация F-Buffer |
Встроенный ТВ-кодер; FullStream Адаптивная фильтрация F-Buffer |
Встроенный ТВ-кодер; Extended Progammability Адаптивная фильтрация UltraShadow |
Встроенный ТВ-кодер; Extended Progammability Адаптивная фильтрация UltraShadow |
Цена на момент выхода | $399 | $499 | $499 | $499 | $499 |
Розничная цена | $300-350 | $450-500 | $400-500 |
Новый продукт для массового рынка: GeForce FX 5700 Ultra
Когда в начале этого года вышла карта FX 5600 Ultra, она произвела неплохое впечатление. Однако за последние месяцы ситуация изменилась. Частично, это связано с нашим новым пакетом тестирования, который использует большее число последних игр, опирающихся на пиксельные и вершинные программы. Похоже, именно в этой области продукту nVidia для массового рынка приходится особенно тяжело.
Карта FX 5600 (NV36) базируется на дизайне FX 5800 (NV30). Модель FX 5700 (NV36), с другой стороны, опирается на более современную 5900 (NV35), поэтому она использует улучшенный блок шейдеров, который nVidia называет CineFX 2.0. В результате производительность программ с плавающей точкой оказывается существенно выше. Что касается шейдеров, то nVidia заявляет, что карты с CineFX 2.0 (NV 35/36/38) в два раза быстрее, чем продукты CineFX 1.0 (NV 30/31/34). Число транзисторов на чипе тоже увеличилось, хотя довольно скромно: с 80 до 82 миллионов.
Карта спереди. Для нашего обзора мы получили FX 5700 Ultra от eVGA.
Карта сзади. Чипы памяти также получают пассивное охлаждение.
Подобно предыдущей модели FX 5600, 5700 имеет в два раза меньше пиксельных конвейеров, чем топовая модель. То есть чип FX 5700 обладает четырьмя конвейерами (Color + Z), работающими на 475 МГц. При скорости 365 вершин/с производительность вершинных программ оказывается на том же уровне, что и на старших моделях. То есть на бумаге 5700 Ultra выглядит весьма неплохо. Впрочем, на практике сравнительно узкая 128-битная шина не позволяет карте достичь своего полного потенциала, особенно при включении полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.
nVidia решила выбрать для установки на карты FX 5700 Ultra модули DDR2 на частоте 450 МГц. Поскольку шина памяти имеет всего 128-битную ширину, пропускная способность памяти оказывается чуть выше, чем на FX 5600 Ultra (14,4 Гбайт/с против 12,8 Гбайт/с). Вероятно, стандартная или не-Ultra версия будет использовать модули DDR1.
По сравнению с ATi Radeon 9600 XT, FX 5700 Ultra визуально имеет большие размеры и вес (357 грамм по сравнению с 197 граммами). Она также использует внешний разъём питания, который на модели ATi не нужен. Система охлаждения затрагивает также и чипы памяти. Во время работы карта демонстрирует низкий уровень шума и практически не слышна.
Подобно большинству карт линейки FX, модель FX 5700 требует дополнительный разъём питания. Раскладка стабилизаторов напряжения аналогична FX 5800, хотя остальная часть платы имеет собственный дизайн.
Массивный радиатор обеспечивает эффективное охлаждение. Вентилятор обладает довольно низким уровнем шума и снижает скорость вращения в 2D-режиме.
Версия не-Ultra: GeForce FX 5700. Пока что nVidia не делится информацией о тактовых частотах и других параметрах. Эти карты будут использовать модули памяти DDR1.
GeForce FX 5700 Ultra в сравнении с остальными картами
Сравним ядро FX 5700 Ultra с конкурентами:
ATI Radeon 9600 PRO | ATI Radeon 9600 XT | NVIDIA GeForce 4 Ti 4200-8x | NVIDIA GeForce FX 5600 Ultra | NVIDIA GeForce FX 5700 Ultra | |
Кодовое название | RV350 | RV360 | NV25 | NV31 | NV36 |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0,13 мкм | 0,13 мкм | 0,15 мкм | 0,13 мкм | 0,13 мкм |
Число транзисторов | ~75 млн. | ~75 млн. | ~63 млн. | ~80 млн. | ~82 млн. |
Шина памяти | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR | 128 бит DDR |
Пропускная способность памяти | 9,6 Гбайт/с | 9,6 Гбайт/с | 8,0 Гбайт/с | 12,8 Гбайт/с | 14,4 Гбайт/с |
Скорость пиксельного заполнения | 1,6 Гигапиксель/с | 2,0 Гигапиксель/с | 1,1 Гигапиксель/с | 1,6 Гигапиксель/с | 1,9 Гигапиксель/с |
Шина AGP | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x | 1x/2x/4x/8x |
Треугольников/с | 200M | 250M | 113M | 100M | 356M |
Память | 128/256 Мбайт | 128/256 Мбайт | 64/128 Мбайт | 128/256 Мбайт | 128/256 Мбайт |
Частота чипа | 400 МГц | 800 МГц | 250 МГц | 400 МГц | 475 МГц |
Частота памяти | 300 МГц (600 DDR) | 300 МГц (600 DDR) | 257 МГц (514 DDR) | 400 МГц (800 DDR) | 450 МГц (900 DDR) |
Число блоков вершинных программ | 2 | 2 | 2 | 1 (массив) | 1 (массив) |
Число пиксельных конвейеров | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Число текстур на конвейер | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Число текстур на текстурный блок | 16 | 16 | 4 | 16 | 16 |
Версия вершинных программ | 2.0 | 2.0 | 1.1 | 2.0 | 2.0 |
Версия пиксельных программ | 2.0 | 2.0 | 1.3 | 2.0 | 2.0 |
Поколение DirectX | 9.0 | 9.0 | 8.1 | 9.0 | 9.0 |
Режимы сглаживания | Мультисэмплинг Максимум 6x |
Мультисэмплинг Максимум 6x |
Мультисэмплинг Максимум 4x |
Мультисэмплинг Максимум 4x Смешанные режимы Максимум 8x |
Мультисэмплинг Максимум 4x Смешанные режимы Максимум 8x |
Анизотропная фильтрация | 2/4/8/16x | 2/4/8/16x | 2/4/8x | 2/4/8x | 2/4/8x |
Оптимизации памяти | Hyper Z III+ | Hyper Z III+ | LMA II | IntelliSample | IntelliSample |
Optmizations | SmartShader 2.0 SmoothVision 2.1 |
SmartShader 2.0 SmoothVision 2.1 |
nFiniteFX II Accuview |
CineFX IntelliSample |
CineFX 2.0 IntelliSample |
Число выходов на дисплей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Встроенные RAMDAC | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц |
Внешние RAMDAC | – | – | – | – | – |
Число бит на канал цвета | 10 | 10 | 8 | 10 | 10 |
Особые функции | Встроенный ТВ-кодер; FullStream Адаптивная фильтрация |
Встроенный ТВ-кодер; FullStream Адаптивная фильтрация |
Встроенный ТВ-кодер; адаптивная фильтрация, DirectX 9+ | Встроенный ТВ-кодер; адаптивная фильтрация, DirectX 9+ | |
Цена на момент выхода | $199 | $199 | |||
Розничная цена | ~ $150 | ~ $90 | ~$150-180 Остерегайтесь версии Flipchip (частота 400 МГц)! |
Вопросы “разгона”
nVidia FX 5950 представляет лишь минимальные возможности для “разгона”. Прямые стандарты качества, которым карты должны соответствовать даже в тропическом климате и при самых неблагоприятных условиях, не позволяют выставить более высокие тактовые частоты по умолчанию. По крайней мере, таков официальный ответ nVidia по поводу того, почему последние графические процессоры компании не имеют более высоких тактовых частот, несмотря на имеющийся потенциал.
В ответ на возможный вопрос, почему мы не проводим каких-либо тестов по “разгону” с нашими образцами, скажем следующее: тесты по “разгону” эталонных карт часто бывают проблематичными и не имеют никакого отношения к финальным продуктам. Данные карты являются прототипами, а чипы на них являются первыми рабочими образцами, полученными прямо с завода. То есть эти чипы, вряд ли, обладают каким-либо потенциалом по “разгону”, скорее наоборот. Часто карты позднего производства являются намного лучшими кандидатами для “разгона”, что связано с обновлением техпроцесса их изготовления. С другой стороны, прототипы часто оснащаются памятью с лучшими спецификациями, чем розничные версии карт. В зависимости от производителя, некоторые розничные карты оснащаются памятью, которая уже работает на предельных скоростях.
Также следует отметить защиту от “разгона”, встроенную в текущее поколение чипов nVidia. Как только чип начинает давать ошибочные результаты, производительность автоматически уменьшается. nVidia пока что не спешить делиться деталями о работе этой технологии на практике, однако она уже успешно используется в последних поколениях чипов nVidia. Как утверждает nVidia, именно по причине использования подобной технологии, компании не нужны программные функции типа ATi “VPU recovery”. Если, к примеру, взять FX 5950 Ultra, то карта может работать лучше на частотах 550/1050 МГц, однако будет показывать худшую производительность на частотах 570/1070 МГц.
Gainward CoolFX PowerPack! Ultra/1800XP “Golden Sample”
Именно такое название Gainward дала своей карте на базе GeForce FX 5950 Ultra с водяным охлаждением. Карта позиционируется на рынок энтузиастов – то есть на хардкорных геймеров, которые желают “разогнать” свою карту без получения каких-либо проблем с повышенными температурами. К тому же, эта карта работает намного тише классических вариантов с воздушным охлаждением.
Карта Gainward на FX5950 Ultra названа “Ultra/1800 XP”. В дополнение к классической карте на воздушном охлаждении Gainward также выпустила версию CoolFX с водяным охлаждением.
Задняя часть карты охлаждается с помощью пассивного радиатора.
CoolFX использует водяное охлаждение Innovatek.
Момент сборки: комплект поставки CoolFX содержит всё, что нужно для сборки водяной системы охлаждения: радиатор/теплообменник, насос и трубки.
В, так называемом, улучшенном (enhanced) режиме, который пользователь может указывать через драйвер, карта может работать на частоте ядра 550 МГц и частоте памяти 1050 МГц. Ниже мы привели первые тесты системы Gainward CoolFX по сравнению с версией карты со стандартными частотами.
Тесты
Наша карта для тестирования является тестовым прототипом.
Вскоре мы планируем выпустить более детальный обзор карты Gainward CoolFX PowerPack! Ultra/1800XP “Golden Sample”.
nVidia ForceWare v52.16
Новейшие драйверы nVidia, которые должны быть публично доступны на момент выхода данной статьи, носят имя ForceWare и заменяют линейку Detonator. Помимо обычных улучшений и новых настроек мультимониторной поддержки nView, nVidia приложила немало усилий к повышению производительности шейдеров DirectX 9. Сердцем инновации nVidia служит так называемый “единый компилятор/unified compiler”, который принимает код программы-шейдера, выстраивает команды в оптимальном порядке, а затем пересылает их на графический процессор – в реальном времени. Цель заключается, отнюдь, не в уменьшении точности работы с плавающей запятой, а в смене порядка команд кода, что позволяет оптимально задействовать ресурсы чипа. Качество выхода не изменяется. Подобные оптимизации встречаются в мире процессоров уже годами.
Оптимизации шейдеров, типа уменьшенной точности работы с плавающей запятой, по-прежнему требуют отдельного внимания. До сих пор эти изменения должны были проводиться вручную в финальной версии кода шейдера – работа, отнимающая достаточно много времени. В последней версии языка Microsoft High Level Shader Language (HLSL) программисты получили возможность выбора точности плавающей запятой при написании кода.
Если текущие графические чипы ATi DirectX 9 всегда осуществляют рендеринг с 24-битной точностью, то карты nVidia GeForce FX могут выбирать несколько уровней точности. При установке “полной точности/full precision” чип использует 32-битную точность, в то время как “половинная точность/half precision” задействует 16-битную точность. В дополнение к этому чип также поддерживает 12-битный целочисленный режим. nVidia рассматривает подобную особенность как важное преимущество архитектуры, поскольку уровень точности можно выбирать индивидуально для каждой программы-шейдера. Шейдеры, которые не требуют полной точности, могут работать с уменьшенной точностью и показывать прирост скорости. С другой стороны, программирование под чипы nVidia оказывается более сложным и трудоёмким. Компания надеется скомпенсировать эту особенность внимательным отношением к разработчикам игр и их интенсивной поддержкой, в том числе и с помощью программы “Играть нужно так!”.
В любом случае, новые драйверы дают картам FX существенный прирост производительности в играх DirectX 9 – по крайней мере, в сегодняшних играх. Нам ещё предстоит увидеть, насколько достойно карты FX будут себя вести в грядущих играх, и как они будут выглядеть в сравнении с конкурентами. Но если выпуск драйвера можно считать предзнаменованием, тогда ситуация, кажется, движется в лучшую сторону.
С новыми драйверами nVidia получила возможность повторно доказать значимость своих правил оптимизации. Их цель заключается в том, чтобы сомнительные оптимизации не попали в будущие версии драйверов. Новые правила являются обязательными во время разработки драйверов nVidia.
Приведём правила оптимизации nVidia, предъявляемые к разработчикам драйверов:
- Оптимизация должна приводить к правильной картинке
- Сравнение refrast, конкурентных и неоптимизированных версий
- DVS автоматически проверяет качество картинки
- Является ли оптимизация достаточно общей, чтобы помогать не только одному приложению?
- Алгоритм не должен сводиться к следующему
- Тест = истина
- If (тест) do_one_thing(); else do_something_else();
- Типа предварительно просчитанной геометрии, кэшированных текстур, заранее записанного ролика и т.д.
- Оптимизация не должна зависеть от состояния данного приложения
Насколько мы знаем, введение подобных ограничений в виде правил является уникальным в индустрии. Мы расцениваем данный шаг как весьма храбрый, поскольку некоторые результаты тестов с новыми драйверами оказываются ниже, чем со старыми. Если уменьшенная производительность приводит к повышенному качеству изображения, то подобный подход можно считать весьма честным. Будем надеяться, что и другие производители чипов последуют примеру nVidia.
Теперь проведём краткий обзор новых функций драйверов:
nView Gridlines – разделяет экран на зоны, выбираемые пользователем, в которых можно максимизировать окна приложений.
Панель инструментов nView.
Свобода выбора – указывайте желаемое разрешение.
Качество изображения
Чтобы получить лучшее впечатление о качестве изображения с новыми драйверами, мы провели расширенные тесты качества с активацией сглаживания и анизотропной фильтрации. Кроме того, мы внимательно рассмотрели качество картинки в играх “Tomb Raider: Angel of Darkness” и “Halo – Combat Evolved”. Все скриншоты были получены с помощью нового драйвера nVidia v52.16 и ATi Catalyst v3.8. Качество анизотропной фильтрации было выставлено в драйверах на максимум.
FSAA (полноэкранное сглаживание)
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
На картинке – стволы оборонительной пушки в AquaMark 3 при увеличении в 200 процентов. ATi даёт более сглаженную картинку.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
И здесь ATi лучше справляется со сглаживанием краёв почти вертикальных антенн на иллюстрации. Что касается других объектов, то различия минимальны.
Как видим, ATi демонстрирует лучшее качество сглаживания. Благодаря технологии поворота сетки, драйверы ATi умеют сглаживать объекты, близкие к вертикальному или горизонтальному положению, лучше, чем nVidia. При других углах различия намного меньше.
Анизотропная фильтрация
Мы начнём с рассмотрения результатов D3DAFTester v13a (от Demirug).
Если анизотропная фильтрация выбрана через приложение, то между текстурными уровнями 0 и 1 на обеих картах различий нет. Однако, если фильтрация принудительно включена через меню драйвера, то различия очевидны. Хотя драйверы nVidia откатываются на шаг назад по уровням анизотропной фильтрации, драйвер продолжает использовать трилинейный фильтр. ATi, с другой стороны, при выборе уровня 1 переходит на полную билинейную фильтрацию.
Результаты Aquamark 3:
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
На показанных участках между ATi и nVidia нет видимых различий.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
nVidia лучше отфильтровала данную сцену. Отличия лучше всего заметны на левой части скриншота.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
А здесь уже драйвер ATi чуть лучше отфильтровал сцену.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
На этой текстуре какие-либо отличия практически незаметны. Освещение nVidia даёт немного красноватый оттенок.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
И вновь заметных отличий нет (карта UT Magma).
Качество пиксельных программ
В данном разделе мы сравним качество пиксельных программ в играх Tomb Raider: Angel of Darkness и Halo – Combat Evolved. В связи с быстрой природой игр снять скриншоты в одних и тех же местах не представляется возможным. Даже лёгкое изменение угла обзора приводит к разнице в освещении и, вслед за этим, к разнице в цвете и яркости. Поскольку мы оцениваем точность вычислений программ-шейдеров, то подобные изменения не следует принимать во внимание при рассмотрении скриншотов.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
На скриншоте показана мокрая земля на наружном уровне в Tomb Raider. В обоих случаях сцена выглядит одинаково.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
Ещё одна внешняя сцена из TR. Эффекты шейдера на плоской части крыши идентичны. Как мы уже говорили выше, различия в цвете связаны с чуть различающимися углами обзора и освещением.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
На этой иллюстрации наш персонаж смотрит отвесно вниз на две наклонные плоскости с пьедесталом в середине. Карты nVidia и ATi дают идентичные картинки.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
И вновь, как видно по трубам, картинка выводится одинаково на обеих картах.
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
Здесь герой стоит напротив металлической стены. И вновь обе карты дают идентичные результаты.
Похоже, что оптимизация шейдеров в драйверах nVidia не ухудшает качество изображения ни в Tomb Raider: Angel of Darkness, ни в Halo – Combat Evolved. По крайней мере, мы не обнаружили каких-либо деградаций качества.
Сомнительные оптимизации в драйверах ATi?
В начале этого года nVidia привлекла к себе внимание из-за сомнительных оптимизаций в своих драйверах для поддержки 3DMark 2003. Причём, эти оптимизации многие назвали мошенничеством. В ответ на это nVidia выпустила руководство по оптимизации, которое мы уже упоминали выше. Мы не обнаружили каких-либо “нарушений” новых правил в драйвере v52.16 – по крайней мере, на данный момент.
ATi, с другой стороны, продолжает повторять, что драйверы компании не имеют каких-либо нелегальных оптимизаций. Однако на мероприятии nVidia Editors Day несколько дней назад против ATi были выдвинуты серьёзные обвинения. Марк Рейн (Mark Rein) из Epic подтвердил, что в некоторых случаях драйверы ATi не выводят текстуры высокого разрешения, используя вместо них текстуры низкого разрешения. Рэнди Пичфолд (Randy Pitchford) из команды разработчиков Halo также упомянул о наличии оптимизаций в драйверах ATi, которые влияют на качество картинки Halo. Однако Рэнди не стал детально уточнять, какие именно оптимизации он имеет в виду. Наконец, новый DX9-тест AquaMark 3 также демонстрирует некорректное поведение драйверов ATi в тесте массивной перерисовки (massive overdraw).
Ниже мы приводим список обвинений, которые мы смогли подтвердить:
AquaMark 3 – массивная перерисовка
Тест “Массивной перерисовки/Massive Overdraw” в AquaMark 3 предназначен для определения пределов скорости заполнения графических карт. Во взрыве, показанном ниже, многочисленные слои текстур накладываются друг на друга (эффект частиц) и затем медленно исчезают. Похоже, что драйвер ATi не осуществляет постепенного исчезновения текстур до завершения смешения, вместо этого просто отбрасывая текстуры при достижении определённой степени “исчезновения”. Это позволяет экономить пропускную способность памяти, приводя к более высокой частоте кадров. В результате при прямом сравнении с изображением, полученным с помощью карты nVidia FX 5950 Ultra, мы наблюдаем более тёмный и менее детализованный взрыв (кадр 5100).
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
Следующая анимация иллюстрирует разницу (дождитесь полной загрузки!).
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
Поскольку данный тест предназначен для проверки пропускной способности памяти, подобные оптимизации кажутся нам весьма сомнительными и претендуют на мошенничество – именно так, если подобный результате связан с умышленными оптимизациями ATi, а не с ошибкой драйверов. Другие взрывы в AquaMark 3 также демонстрируют эффект “раннего исчезновения”.
Мы обнаружили также некоторую некорректность в поведении драйверов на эффекте частиц в AquaMark 3 (кадр 1050):
Нажмите для получения несжатого изображения PNG!
Плотность дыма или выбросов, которые выходят из трубы на иллюстрации, оказывается на Radeon 9800 XT намного ниже, чем на FX 5950 Ultra. Транспортное средство на левой части экрана доказывает, что это не является следствием различий в освещении или в настройках гаммы.
Unreal Tournament – детализованные текстуры – ещё некорректное поведение?
Дальнейшие сомнения касаются Unreal Tournament 2003. Марк Рейн из Epic подтвердил, что драйвер ATi в некоторых случаях по умолчанию использует стандартные текстуры с низким разрешением, даже если установлена опция: применять текстуры с высоким разрешением. Однако на скриншотах UT2003, полученных нами для сравнения качества анизотропной фильтрации, мы не смогли обнаружить описанный эффект. И вновь углы обзора в этих сценах не эквивалентны сценарию nVidia. Мы постараемся исследовать эту проблему более подробно и скоро выпустим наши собственные скриншоты.
К тому же, в Halo, при сравнении качества шейдеров, мы не смогли обнаружить какие-либо дефекты, отмеченные Рэнди Питчфордом.
Заключение по качеству изображения
ATi выходит на первое место по качеству полноэкранного сглаживания, что связано с алгоритмом поворота сетки, который позволяет визуально лучше сглаживать края вертикальных и горизонтальных плоскостей, по сравнению с nVidia. Что касается анизотропной фильтрации, то новый драйвер nVidia v52.16 обеспечивает лучшее качество, за несколькими исключениями (см. наше сравнение выше). Алгоритм фильтрации ATi, похоже, более агрессивен, чем у nVidia, – по крайней мере, если результатам Demirug D3DAFTester можно доверять. Насколько мы можем судить, никаких оснований для критики карт в играх DX9 Halo и Tomb Raider нет. ATi и nVidia дают практически идентичные картинки.
На данный момент мы не будем давать каких-либо комментариев по поводу оптимизаций, обнаруженных в драйверах ATi.
Тестовая конфигурация
Все тесты проводились на ASUS P4P800, базирующейся на чипсете Intel i865PE. Система использовала быструю память DDR400 от Kingston и процессор 3,2 ГГц Intel Pentium 4 (FSB 800). Более подробная информация указана в следующей таблице.
Прямым конкурентом nVidia GeForce FX 5950 Ultra является Radeon 9800 XT. GeForce FX 5700 выступает против Radeon 9600 XT.
Общее аппаратное обеспечение | |
Материнская плата | ASUS P4P800 Deluxe, чипсет Intel i865PE |
Процессор | Intel Pentium 4 3,2 ГГц (FSB800) |
Память | 2x 256 Мбайт Kingston HyperX DDR400 CL2 / 6-2-2-2 |
Драйверы и конфигурация | |
Видеокарты | ATI Radeon 9800 XT 256MB (эталон) ATI Radeon 9800 Pro 128MB (эталон) ATI Radeon 9700 Pro 128MB (эталон) ATI Radeon 9600 XT 128MB (эталон) ATI Radeon 9600 Pro 128MB (Hercules) ATI Radeon 9500 Pro 128MB (эталон) NVIDIA GF FX5950 Ultra (эталон) NVIDIA GF FX5900 Ultra (эталон) NVIDIA GF FX5700 Ultra (eVGA) NVIDIA GF FX5600 Ultra FC (эталон) |
Графические драйверы | Detonator FX v52.16 ATI Catalyst v3.7 ATI Catalyst v3.8 |
Драйверы чипсета | Intel |
Версия DirectX | 9.0b |
ОС | Windows XP Professional SP1 |
Unreal Tournament 2003
UT 2003 – хорошо известная “стрелялка” от первого лица последнего поколения. Говоря простыми словами, 3D-движок представляет собой расширенный движок DirectX 7 с некоторыми добавками функций DirectX 8. В некоторых случаях, вроде отображения ландшафта, движок уже использует пиксельные программы v1.1 или v1.4, в зависимости от поддержки оборудования. “Unreal Engine” находится в состоянии постоянной доработки, так что в него непрерывно вносятся исправления и оптимизации. За последние несколько лет в свет вышло несколько игр на базе различных версией этого движка – см. сайт wiki.beyondunreal.com для получения более подробной информации.
Мы прогнали этот тест при установке максимально доступного уровня детализации, чтобы предельно нагрузить графическую подсистему. Вместо использования демонстраций Flyby, которые имеют мало общего с реальной производительностью самой игры, мы записали наши собственные timedemo на картах “Inferno” и “Magma”. Что интересно, обе они, как показывают результаты, налагают разные требования на карты.
GeForce FX 5950 Ultra выступает на равных с Radeon 9800 Pro. Radeon 9800 XT всё ещё остаётся чуть быстрее, чем Pro (около 6%). FX 5700 Ultra даёт результат, аналогичный Radeon 9600 Pro/XT.
С включением анизотропной фильтрации и сглаживания, FX 5950 существенно отстаёт от карт ATi. FX 5700 Ultra не может выступать на одном уровне с картами Radeon 9600.
И вновь Radeon 9800 XT лидирует, в то время как FX 5950 даёт производительность на уровне Radeon 9800 Pro. FX 5700 Ultra смогла обогнать Radeon 9600 XT в этом сценарии.
Как и на карте Inferno, модели nVidia отстают на карте Magma с включением сглаживания и анизотропной фильтрации. FX 5700 Ultra вновь отстаёт от Radeon 9600 XT.
Wolfenstein: Enemy Territory
Хотя мы все ждём выход игры “Call of Duty”, которая использует значительно улучшенную версию старого доброго 3D-движка Quake3 OpenGL, мы выбрали Wolfenstein: Enemy Territory в роли представителя игр на базе этого движка. Игра представляет собой бесплатную отдельную многопользовательскую версию, для работы которой не требуется оригинальная Return to Castle Wolfenstein.
Мы использовали встроенные процедуры тестирования и измеряли скорость воспроизведения записи клановой войны.
Похоже, что Wolfenstein нравятся карты nVidia. При любом разрешении они находятся впереди.
Даже при включении сглаживания и анизотропной фильтрации nVidia FX 5950 Ultra и FX 5700 Ultra легко обгоняют своих конкурентов “XT”.
Aquamark 3
Это новый DirectX 9-тест от Massive Development. Чтобы получить более подробную информацию об этом тесте, мы рекомендуем ознакомиться с нашим обзором AquaMark3. Ошибки в качестве изображения, указанные в этой статье, были исправлены в драйвере nVidia v52.16.
В Triscore Radeon 9800 XT выходит на первое место. Radeon 9600 XT также побеждает FX 5700 Ultra, хотя отрыв невелик. В связи с некоторыми особенностями драйверов ATi в этом тесте, результаты следует воспринимать с долей сомнения.
В стандартном тесте FX 5950 “на волосок” обгоняет Radeon 9800 XT. FX 5700 и Radeon 9600 XT, с другой стороны, идут на равных.
При включении сглаживания и анизотропной фильтрации карты nVidia отстают от своих уважаемых конкурентов от ATi.
Tomb Raider – Angel Of Darkness
На данный момент вокруг новой игры Eidos ходит множество толков – и не всегда хороших. Tomb Raider AOD является одной из первых игр DX9, имеющей встроенный механизм тестирования. Эта опция уже была встроена в финальную версию v42 и была расширена в версии v49, где также было произведено множество улучшений производительности и исправлений ошибок. Однако затем Eidos отозвала исправление и поменяла его на исправление версии v52 – без механизма тестирования. Вероятно, подобное решение связано с давлением nVidia, которой не понравился новый тест.
3D-движок игры поддерживает хорошие возможности по конфигурации, и его довольно трудно настроить для прямого сравнения. Мы постарались найти конфигурацию, которая подошла бы всем картам (см. здесь и здесь).
Карта ATi Radeon 9800 XT эффектно побеждает FX 5950 Ultra. FX 5700 Ultra имеет ту же категорию производительности, что и Radeon 9600 Pro. 9600 XT выигрывает от лучшей производительности шейдеров, что является прямым следствием повышенной частоты ядра.
Halo – Combat Evolved
В Halo результаты очень близки. Ни одна из карт на самом деле не может оторваться от конкурирующей модели.
Ниже мы привели дополнительные результаты тестов Halo, принимая во внимания участки Framerate:
Halo Timedemo – производительность в 1024×768 | |||||||||
Карта | Radeon 9600XT | FX 5700 Ultra | Radeon 9800 XT | FX 5950 Ultra | |||||
Средняя частота кадров |
34,21 fps | 34,60 fps | 59,99 fps | 58,64 fps | |||||
Фактор | Время | Кадры | Время | Кадры | Время | Кадры | Время | Кадры | |
Ниже 5 fp | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | |
Ниже 10 fp | 1% | 0% | 1% | 0% | 1% | 0% | 1% | 0% | |
Ниже 15 fp | 6% | 2% | 5% | 1% | 1% | 0% | 2% | 0% | |
Ниже 20 fp | 27% | 12% | 32% | 15% | 1% | 0% | 2% | 0% | |
Ниже 25 fp | 36% | 18% | 36% | 18% | 3% | 0% | 6% | 1% | |
Ниже 30 fp | 36% | 18% | 37% | 19% | 12% | 5% | 11% | 4% | |
Ниже 40 fp | 61% | 44% | 64% | 46% | 27% | 13% | 35% | 18% | |
Ниже 50 fp | 86% | 77% | 84% | 71% | 34% | 18% | 38% | 20% | |
Ниже 60 fp | 97% | 92% | 94% | 87% | 46% | 29% | 57% | 38% |
X2 Rolling Demo
Эта демонстрация/тест выпущена Egosoft и призвана ознакомить пользователей с новой игрой компании “X2 – The Threat”. Хотя игра не использует пиксельные программы, качество графики просто завораживает. Egosoft использовала трафаретные (stencil) тени в реальном времени и текстуры высокого разрешения вкупе с технологией отображения неровностей Dot3 Bump Mapping. Более подробно вы можете ознакомиться с тестом здесь.
Карты nVidia в демо X2 чувствуют себя превосходно.
Даже при включении сглаживания и анизотропной фильтрации FX 5950 отчётливо обгоняет остальных. FX 5700 Ultra идёт на уровне с Radeon 9600 XT.
C&C Generals Demo
Игра является последним созданием в линейке стратегий реального времени Westwood C&C. Она использует пиксельные программы DirectX 8.1, однако детали мы найти не смогли. Нам пришлось осуществить некоторые модификации движка, чтобы мы смогли использовать эту популярную игру в качестве теста. Мы модифицировали gamedata.ini (в составе файла big.ini) для отключения порога частоты кадров.
Мы измеряли производительность с помощью воспроизведения игры, записанной нами, используя утилиту FRAPS.
Если FX 5700 Ultra работает примерно на уровне Radeon 9600 XT, то FX 5950 Ultra отстаёт от конкурентов.
Поначалу карты FX 5950 Ultra отстают от ATi, однако при повышении разрешения разрыв уменьшается. И вновь FX 5700 Ultra и Radeon 9600 XT идут на равных.
Warcraft III – The Frozen Throne
Warcraft III – одна из самых популярных игр последних месяцев. 3D-движок этой стратегии реального времени не использует каких-либо пиксельных программ (насколько мы знаем), но требует совместимый с DX8.1 драйвер. Мы измерили производительность при воспроизведении записанной в сеансе войны кланов игры 3 на 3 со скоростью 8x на карте “Bloodstone Mesa”. Частота кадров измерялась с помощью FRAPS.
Чем выше разрешение, тем сильнее FX 5950 отстаёт от карт Radeon 9800. ATi Radeon 9600 Pro/XT и FX 5700 Ultra вновь находятся на одном уровне.
У FX 5950 Ultra нет никаких шансов против карт Radeon 9800 даже при включении сглаживания и анизотропной фильтрации. В зависимости от разрешения, FX 5700 Ultra обгоняет или отстаёт от Radeon 9600 XT.
Freelancer Demo
Игра Freelancer была выпущена Microsoft чуть раньше в этом году. Её 3D-движок кажется слегка устаревшим, однако игра до сих пор имеет сообщество своих приверженцев. В целом, игру можно считать представителем всех игр, использующих не такие продвинутые графические технологии. Частота кадров была измерена FRAPS.
В 1024×768 карта FX 5950 Ultra продолжает оставаться на уровне карт Radeon 9800, однако при повышении разрешения она начинает отставать. В среднем ценовом диапазоне FX 5700 Ultra не может достойно состязаться с Radeon 9600 XT. Что интересно, картинка меняется на обратную при переходе к 1600×1200. Там “середнячок” от ATi отстаёт от конкурирующей карты nVidia.
MS Flight Simulator 2004
Это последняя версия очень популярной линейки игр Flight Simulator от Microsoft. Мы измеряли производительность при воспроизведении записанного полёта со взлётом в аэропорту Сиэтла, поднятием до уровня облаков и кругом вокруг города. Настройки были выставлены в Ultra High, Trilinear, неограниченные fps, погода Building Storms и вид с малой кабиной (клавиша w). Мы использовали FRAPS для измерения производительности этой игры.
В симуляторе Microsoft FX 5950 Ultra уступает кресло главного пилота Radeon 9800. Хотя в 1024×768 FX 5700 начинает отставать от Radeon 9600 XT, разрыв сужается при высоких разрешениях.
Battlefield 1942 – Secret Weapons of WWII
Это последнее добавление к очень популярной многопользовательской “стрелялке” от первого лица. Игра построена на, так называемом, 3D-движке Refractor II, который, насколько мы знаем, не использует пиксельных программ,. Поскольку игра не поддерживает функции повторного проигрывания, нам пришлось измерять производительность напрямую в игре.
Мы создали локальную игру на карте “Hellendoorn”, вошли в игру как солдат Axis, пробежали напрямую к танку, сели в него, проехали немного, вышли из танка и повернулись на 360 градусов. Не можем гарантировать, что мы каждый раз повторяли маршрут на 100%, однако погрешность составляла плюс-минус 2-4 FPS.
На первый взгляд, FX 5950 вполне неплохо себя показывает и успешно состязается с линейкой ATi Radeon 9800, однако карта nVidia начинает всё больше сдавать свои позиции при повышении разрешения. В Battlefield 1942 FX 5700 Ultra явно медленнее, чем Radeon9600 XT.
Впечатления по результатам тестирования
Диаграммы тестирования – великое изобретение человечества. Они позволяют быстро и легко сравнить производительность разных карт. Однако интерпретировать эти результаты намного сложнее, поскольку следует учитывать элемент относительности. Если карта на 10 fps быстрее конкурента, то она, вполне очевидно, является победителем в данном тесте. Но всё в мире относительно. К примеру, если карты дают около 150 fps, то разница в 10 fps вряд ли будет заметна. Если же карты вытягивают только 40 fps, то 10 fps являются решающими: можно ли будет нормально играть в эту игру, или нет?
Так что более показательными являются результаты производительности, выраженные в процентном отношении – но если мы добавим эти значения в наши диаграммы, то это ещё больше запутает читателя.
Конечно, у каждого из вас есть свои собственные критерии оценки результатов тестов. Но не следует оценивать карты по ничтожной разнице в производительности. Если бы мы провели границу “ничьей”, скажем, на 5% разницы, то тогда появились бы результаты с разницей 5,5%, которые тоже бы претендовали на “ничью”. Так что если мы чётко обрисуем границы, то дадим новую почву для споров…
В следующих таблицах мы постарались подвести итог результатам карт, участвовавших в нашем обзоре. Мы не только сложили число побед и поражений, но и учитывали процентную разницу. Мера “ничьей” является субъективной и ни в коей мере не претендует на абсолютную истину. Качество изображения также никак не отражено в таблице. В общем, вы вольны делать свои собственные выводы по нашим тестам.
GeForce FX 5950 Ultra vs. Radeon 9800 XT Стандартный режим |
|
Быстрее | xox |
На том же уровне | o |
Slower | xxoxx |
GeForce FX 5950 Ultra vs. Radeon 9800 XT 4x сглаживание и 8x фильтрация |
|
Быстрее | xx |
На том же уровне | |
Медленнее | xxooxxxox |
x означает DX8 или ниже; o означает DX9 |
GeForce FX 5950 выглядит не слишком хорошо. Особо плохие результаты карта демонстрирует при включении 4x сглаживания и 8x анизотропной фильтрации.
GeForce FX 5700 Ultra vs. Radeon 9600 XT Стандартный режим |
|
Быстрее | xx |
На том же уровне | xxooxx |
Медленнее | o |
GeForce FX 5700 Ultra vs. Radeon 9600 XT 4x сглаживание и 8x фильтрация |
|
Быстрее | xxo |
На том же уровне | xx |
Медленнее | xxooxx |
x означает DX8 или ниже; o означает DX9 |
В большинстве стандартных тестов FX 5700 выступает наравне с Radeon 9600 XT. Карта nVidia также снижает свою производительность при активации 4x сглаживания и 8x анизотропной фильтрации.
Заключение
Итак, вот они: новые карты от ATi и nVidia. FX 5950 Ultra лишь чуть быстрее FX 5900 Ultra. Да и все улучшения 9800 XT и 9600 XT, по сравнению с предыдущими моделями Pro, можно признать незначительными. Только FX 5700 Ultra выглядит как существенный шаг вперёд, по сравнению с предшественником. Это хорошо, поскольку FX 5600 Ultra доказала свою несостоятельность в нашем тестировании.
Означает ли это, что новые продукты не нужны и излишни? Если судить по результатам производительности, наш ответ будет определённо – “Да!”
Однако с точки зрения потребителя выпуск новых карт можно только приветствовать, поскольку он положительно скажется на ценах. Новые модели всегда вынуждают опускать цены на предыдущие продукты. Покупка “старой” модели теперь обойдётся дешевле, в то время как производительность она будет практически давать на уровне “новичков”. Как мы уже упоминали, единственным исключением можно считать FX 5700 Ultra.
Если посмотреть на результаты тестирования в доступных играх, то у покупателей в массовом сегменте рынка сегодня есть выбор между FX 5700 Ultra и Radeon 9600 XT. В стандартных тестах обе карты обеспечивают практически идентичную производительность. Впрочем, при включении сглаживания и анизотропной фильтрации на первое место выходит карта ATi.
Если цены упадут, то Radeon 9600 Pro вскоре станет оптимальным выбором, заменив карту Radeon 9500 Pro на этом месте, которая, впрочем, и сегодня будет неплохой покупкой, если только вы её найдёте. Благодаря дизайну с восемью конвейерами она даёт солидную производительность в играх DirectX 9.
На сегменте энтузиастов FX 5950 производит неплохое впечатление. Проблема же заключается в том, что карта лишь чуть быстрее, чем FX 5900, и отстаёт от карт Radeon 9800. Хотя карта и не стала самой быстрой в нашем обзоре, медленной её назвать нельзя.
Если вы планируете осуществить модернизацию на производительную карту, то лучшим вариантом будет взять одну предыдущих high-end моделей. К примеру, Radeon 9800 Pro работает лишь чуть медленнее намного более дорогой модели XT. К тому же 256 Мбайт памяти вряд ли нужно сегодняшнему поколению игр. Ситуация может измениться в будущих играх, которые будут использовать большие текстуры или просчитывать сложные эффекты DirectX 9 на высоком уровне точности (к примеру, мягкие тени). В общем, здесь всё зависит от вас – желаете ли вы инвестировать в будущее, которое, как всегда бывает в индустрии, неочевидно. В любом случае, если цены упадут, то “старая” карта FX 5900 Ultra с 256 Мбайт памяти станет неплохим вариантом.
С новым драйвером ForceWare nVidia осуществила неплохой прирост производительности, особенно в новых играх DirectX 9 – и без ущерба качеству изображения. Кстати, касаясь качества изображения: по качеству анизотропной фильтрации nVidia находится впереди ATi. Однако по сглаживанию nVidia уходит на второе место после ATi.
Обнаруженное некорректное поведение драйверов ATi в AquaMark 3 и UT2003 требует дальнейшего расследования. Факторы типа качества изображения, надёжности драйверов и совместимости трудно вынести в один обзор. Отметим, что разработчики игр, вроде Gearbox (Halo), Epic (Unreal Tournament) и EA (Battlefield 1942), положительно отзываются о nVidia. Конечно же, тесные контакты между nVidia и игровыми разработчиками позволяют и далее улучшать качество изображения и производительность текущих и будущих игр DirectX 9.
Так что nVidia и ATi выставили своих игроков на кон. Будем ждать другие компании, типа XGI и S3, которые должны анонсировать свои последние и классные видеокарты в ближайшие недели. Война графических ускорителей этой зимой будет горячей. Наконец, действительно хорошая новость – многие великолепные и достойные видеокарты теперь можно будет купить дешевле.