Краткое содержание статьи: На рынке появились карты, оборудованные новой памятью GDDR3. Хотя эта технология и была разработана ATi совместно с производителями памяти, nVidia первой выпустила её на рынок в виде новой версии карты GeForce FX5700 Ultra. Мы решили проверить, как переход с GDDR2 на GDDR3 скажется на производительности.
Вас когда-нибудь посещало чувство, что купленная в магазине видеокарта устаревает уже по дороге домой? Конечно, скорость ввода технологических инноваций в секторе графических карт ошеломляет. И характерным примером может служить карта nVidia GeForce FX 5700 Ultra. С кодовым названием NV36 эта карта была выпущена всего лишь в октябре прошлого года, при этом, она использует память GDDR2. Сегодня, через шесть месяцев, nVidia втихую заменяет эту карту новой версией с памятью GDDR3.
Технология памяти GDDR3 была изначально задумана и разработана как открытый стандарт ATi в сотрудничестве с несколькими компаниями-производителями памяти ещё в 2002 году. По иронии судьбы первая видеокарта, использующая эту технологию, выходит в виде GeForce FX 5700 Ultra от конкурента ATi - nVidia,. Но перед тем как мы познакомимся с новой картой, давайте уделим внимание технологии и отличиям между существующими вариантами GDDR.
Что нового в GDDR3?
Список отличий между GDDR3 и GDDR1 удивительно мал. Во-первых, модули GDDR1 питаются от 2,5 В, а новые чипы GDDR3 используют 1,8 В (Micron) или 1,9 В (Samsung). Во-вторых, спецификация GDDR3 подразумевает терминацию сигнала на кристалле. Оба этих улучшения позволяют чипам работать на более высоких частотах. Samsung демонстрировала модули с самой высокой тактовой частотой - не менее 800 МГц (1600 МГц DDR). В будущем рост тактовых частот продолжится. Новая технология имеет один недостаток, по сравнению с GDDR1 - увеличенные задержки чтения CAS. То есть модули GDDR1 будут чуть быстрее чипов GDDR3 при одинаковых тактовых частотах. Однако этот недостаток легко преодолевается увеличением тактовых частот, на которых могут работать чипы.
Хотя производители памяти Hynix и Samsung указывают в ассортименте продукции 256-Мбит модули GDDR1 на частотах 700 и 800 МГц, самые быстрые модули, доступные в промышленных количествах, работают на частоте 500 МГц. Выпуск памяти GDDR1, которая будет работать на подобных высоких тактовых частотах, достаточно трудоёмок, что обусловливает запредельно высокие цены скоростных модулей. Кстати, частота производимых сегодня модулей GDDR3 Samsung и Micron начинается с 500 МГц.
Модули
Тип
Напряжение VDD,VDDQ
Диапазон частот
Задержка чтения
128 Мбит
GDDR1
2,5 В, 2,5 В
183-500 (800) МГц*
3,4,5
256 Мбит
GDDR1
2,5 В, 2,5 В
183-500 (800) МГц*
3,4,5
256 Мбит
GDDR2
2,5 В, 1,8 В
400-500 МГц
5,6,7
256 Мбит
GDDR3
1,8 В, 1,8 В
500-800 МГц
5,6,7,8,9
По большей части, GDDR3 имеет те же характеристики, что и довольно безуспешная спецификация GDDR2. Однако у GDDR3 были изменены стробирование и тип приёмника.
Uni Directional & Single-ended (RDQS,WDQS) Pseudo Open-Drain
Насколько мы знаем, единственными графическими картами с памятью GDDR2 являются 256-Мбайт версия ATi Radeon 9800 Pro, nVidia GeForce FX5800 Ultra и уже упомянутая GeForce FX5700 Ultra. На практике самая большая проблема памяти GDDR2 заключается в высоком тепловыделении. Благодаря пониженному до 1,8 В напряжению VDDQ, память GDDR3 должна решить тепловые проблемы - по крайней мере, для медленных чипов. В любом случае, для модулей понадобится хотя бы пассивный радиатор.
Вы можете получить дополнительную информацию о памяти GDDR3 на сайтах Hynix и Samsung:
Беглый взгляд на плату новой FX 5700 Ultra не обнаруживает особых отличий от модели GDDR2. Самое заметное отличие заключается в том, что модель GDDR3 использует меньшее число модулей памяти. Если на карте GDDR2 были установлены 128-Мбит чипы, то версия GDDR3 использует 256-Мбит чипы. Поэтому новая версия карты для 128 Мбайт требует всего четыре модуля, в то время как старая использовала восемь. Но имейте в виду, что уменьшение числа чипов не связано напрямую с памятью GDDR3, поскольку nVidia вполне могла использовать и 256-Мбит чипы GDDR2. Поскольку новые чипы памяти начинаются с размера 256 Мбит, то у nVidia не было другого выхода.
Организация чипов не повлияла на ширину шины памяти. Подсистема памяти по-прежнему имеет ширину 128 бит. Для сглаживания негативного эффекта увеличения задержек новой памяти (и, вероятно, отличия в производительности между новой картой и предыдущей моделью), nVidia решила поднять частоту памяти с 450 МГц (900 МГц DDR) до 475 МГц (950 МГц DDR). Частота ядра графического процессора NV36 не изменилась и составляет 475 МГц.
Новая карта (внизу) и старая (вверху). Если смотреть сверху, то никаких отличий вы практически не заметите.
Поскольку карта GDDR3 использует 256-Мбит чипы памяти, для получения 128 Мбайт ей нужно всего четыре модуля.
Графический процессор GeForce FX 5700 Ultra - сделано в Корее. Обратите внимание, что ни IBM, ни TSMC не имеют заводов в Корее...
Радость оверклокера: эти модули Samsung GDDR3 могут работать на частоте до 500 МГц (1000 МГц DDR). Модули GDDR2 на старых версиях карты были промаркированы всего на 450 МГц (900 МГц DDR). Буква "J" в начале модельного номера чипа указывает на память GDDR3 по номенклатуре Samsung. Буква "D" означала бы память GDDR1, а "N" - GDDR2. Более подробную информацию о кодах графической памяти Samsung вы можете получить здесь.
Раздеваем карту: новая GeForce FX 5700 Ultra без радиатора.
Мы уже обсуждали технологические детали чипа NV36/FX 5700 в предыдущей статье. Вы можете ознакомиться с ними здесь.
Тестовая конфигурация
Мы протестировали новую версию GeForce FX 5700 Ultra с памятью GDDR3 на частотах по умолчанию, а затем попытались проверить потенциал карты по "разгону". Для сравнения мы добавили "старую" GDDR2-версию той же самой карты, а также GeForce FX 5900 SE и ATi Radeon 9600XT.
Поскольку задержки чипов памяти GDDR2 и GDDR3 отличаются, мы решили не проводить тесты при равных частотах памяти.
GeForce FX 5700 Ultra (eVGA) GeForce FX 5700 Ultra GDDR3 (NV) GeForce FX 5900 XT/SE (eVGA) GeForce FX 5950 Ultra (NV)
Тесты
Unreal Tournament 2004
Custom Timedemo Max Details/Quality Map: Assault-Toran
Call Of Duty
Custom Timedemo Max Details/Quality Map: mp_brecourt
Halo
Build-in benchmark Max details PS2.0
Colin McRae Rally 4
Demo Version Max Quality FRAPS Measurement
Результаты тестирования
Unreal Tournament 2004
Для тестирования производительности карт в новой инкарнации "стрелялки" Epic от первого лица, мы использовали свою собственную timedemo на карте Assault-Torlan. Хотя timedemo не использует ботов, мы применяли несколько видов техники и непрерывно стреляли, чтобы нагрузить графический процессор по максимуму.
Две версии FX 5700 Ultra дают практически одинаковые результаты. Обе карты выступают на том же уровне, что и Radeon 9600 XT.
Unreal Tournament 2004 - качество
И вновь скоростная память новой карты FX 5700 Ultra не даёт какого-либо прироста производительности.
Call of Duty
Для наших тестов Call of Duty мы использовали собственноручно записанную timedemo.
В этом тесте более высокая частота памяти FX 5700 Ultra GDDR3 даёт лёгкий прирост производительности. Карта ATi Radeon 9600 XT немного отстаёт.
Call of Duty - качество
Примерно та же картина наблюдается при включении 4x сглаживания и 8x анизотропной фильтрации. Обратите внимание на падение производительности при переходе карты FX 5900XT/SE в 1600x1200 (ошибка драйвера?).
Halo Combat Evolved
В Halo присутствует собственный тестовый режим. Все карты тестировались при установке версии пиксельных программ в PS2.0 через консоль.
И вновь различия между двумя вариантами FX5700 Ultra минимальны. Radeon 9600XT, похоже, понравился этой игре больше.
Colin McRae 4 - Demo
Поскольку эта игра не имеет своего собственного режима теста, мы использовали FRAPS для измерения частоты кадров. Мы начали новую гонку (Japan, stage 2), затем прервали заезд (retire) и измерили частоту кадров при последовавшем облёте камеры на 360°.
Версия GDDR3 карты FX 5700 Ultra вновь чуть обгоняет вариант GDDR2. Кстати, карта ATi Radeon 9600XT в этой игре оказалась существенно быстрее.
Энергопотребление
По просьбам наших читателей мы решили добавить в наш обзор тестирование энергопотребления карты. Для этого мы использовали простое измерительное устройство (Conrad Elektronik Energy-Check 3000), которое позволяет отследить энергопотребление компьютера в целом. Поскольку большинство современных графических карт используют собственное питание 5В или 12В, оценка энергопотребления только порта AGP была бы недостаточной. Так что если мы и не дадим точных значений энергопотребления каждой карты в отдельности, мы вполне можем сравнить их между собой по результатам системы.
Мы протестировали каждую карту в трёх режимах. Сначала мы определили, сколько энергии требует каждая карта во время загрузки компьютера - до начала запуска ОС. Второе измерение осуществлялось в момент окончания загрузки ОС, когда карта бездействовала в 2D-режиме. Последнее измерение производилось в 3D-режиме, для чего мы запускали тест Aquamark3, поскольку, по нашему мнению, этот тест является самым "голодным" 3D-приложением на сегодня.
Чтобы вы смогли оценить энергопотребление наших кандидатов, мы добавили результаты ATi Radeon 9800XT и nVidia GeForce FX5950 Ultra.
Как видим, Radeon 9600XT обладает самым скромным энергопотреблением. Чуть больше потребляет энергии GDDR3-версия FX 5700 Ultra. А вариант с памятью GDDR2, как видим, имеет ещё большее энергопотребление. Но самым прожорливым здесь является ATi Radeon 9800XT.
На момент снятия показателей ОС закончила загрузку. Драйверы должны были понизить тактовую частоту (в режиме простоя), что приводит к снижению энергопотребления. Однако различие между двумя картами FX 5700 всё ещё заметно. Самой экономной является карта Radeon 9600XT, в то время как старшая модель 9800XT оказалась самой прожорливой.
Даже в играх Radeon 9600XT по-прежнему является самой экономичной картой. Обе карты FX 5700 Ultra потребляют существенно больше энергии. Однако в этот раз лидером по "прожорливости" стала GeForce FX 5950 Ultra, подгоняемая Radeon 9800XT.
Заключение
Новая память GDDR3 с технологической точки зрения выглядит многообещающей. Но что касается карты GeForce FX 5700 Ultra с памятью GDDR3, то различия между GDDR2-версией мизерны. Небольшое увеличение тактовой частоты памяти по сравнению с GDDR2-версией, практически, не сказалось на производительности карты.
Поскольку nVidia не сменила название новой карты, покупателям будет сложно различить старую и новую модели. Вопросы вызывает и решение nVidia первой перейти на GDDR3. Конечно, маркетинговое преимущество очевидно - nVidia обогнала ATi в выпуске карты на GDDR3. Но, скорее всего, основная причина кроется в дефиците модулей GDDR2 на рынке. Они уже достаточно давно исчезли с сайтов крупных производителей памяти.
Но и нельзя утверждать, что переход на GDDR3 не даёт никаких позитивных результатов. Наоборот, новые карты потребляют меньше энергии, в то же время обладая лучшим потенциалом по "разгону". Поскольку меню "разгона" в драйверах nVidia позволяет лишь немного увеличить тактовую частоту (500/1000 МГц, максимум), это преимущество имеет ограниченную ценность - конечно, если вы не будете использовать утилиты типа Powerstrip.
Если напрямую сравнивать производительность, то карты FX 5700 Ultra при цене $170-180 выглядят не очень привлекательно. Карты ATi Radeon могут быть чуть медленнее в некоторых тестах, однако они существенно лучше работают в играх с интенсивным использованием программ-шейдеров и дают лучшее качество картинки (FSAA). Кроме этого, и обойдутся они дешевле ($150-160). Реальным конкурентом FX5700 Ultra следует считать не продукцию ATi, а другую карту в линейке FX - FX 5900 XT/SE. Хотя эта карта работает на меньших тактовых частотах, она легко преодолевает этот недостаток благодаря архитектуре с восемью конвейерами. К тому же, розничные цены, примерно, $175-190 за "младшую" FX 5900 или Radeon 9800 (не-Pro) оказываются лишь чуть выше цены на FX 5700 Ultra. А если переход за границу $200 для вас не критичен, то лучшим вариантом будет выбор карты 9800 Pro ($200-220).
Чтобы получить лучшее представление о производительности современных графических карт, мы рекомендуем ознакомиться с нашим масштабным тестированием. В нём мы проверили производительность 46 современных и устаревших графических карт в 10 различных тестах.
История мейнфреймов: от Harvard Mark I до System z10 EC Верите вы или нет, но были времена, когда компьютеры занимали целые комнаты. Сегодня вы работаете за небольшим персональным компьютером, но когда-то о таком можно было только мечтать. Предлагаем окунуться в историю и познакомиться с самыми знаковыми мейнфреймами за последние десятилетия.
Пятнадцать процессоров Intel x86, вошедших в историю Компания Intel выпустила за годы существования немало процессоров x86, начиная с эпохи расцвета ПК, но не все из них оставили незабываемый след в истории. В нашей первой статье цикла мы рассмотрим пятнадцать наиболее любопытных и памятных процессоров Intel, от 8086 до Core 2 Duo.