Введение
12 000 баллов в 3DMark 2003. Результат больше 60 000 в AquaMark 3. Более 60 fps в Halo на разрешении 1600x1200 и больше 50 fps в FarCry при включении усиленного FSAA и анизотропной фильтрации 4-tap на разрешении 1024x768. Подобные показатели впечатлят любого энтузиаста в мире ПК.
Нам придётся обратиться к истории 3D-графики, чтобы оценить схожие "прорывы" производительности. Возможно, переход с 3dfx Voodoo 1 на Voodoo 2 близок по величине. Или переход с nVidia TNT2 на GeForce 256 DDR, или, возможно, переход с ATi Radeon 8500 на 9700 Pro... Но давайте обо всём по порядку.
С выпуском GeForce 6800, первого чипа линейки графических процессоров NV4x, nVidia пытается заставить всех забыть о прошедшем годе. Как вы помните, год назад nVidia выпустила нового флагмана - GeForce FX 5800 Ultra под кодовым названием NV30. По сравнению с конкурентами, эта карта произвела не слишком хорошее впечатление по 3D-производительности. К тому же, с самого начала её преследовали проблемы высокого тепловыделения, что обусловило использование экстравагантного и очень громкого кулера, в шутку названного "пылесосом". Кроме этого, возникли споры по поводу низкого качество картинки, сомнительных оптимизаций драйверов nVidia и пониженной точности вычисления программ-шейдеров. Поскольку вся последовавшая линейка продуктов базировалась на том же дизайне, другие модели испытывали те же самые проблемы. Архитектуру NV30 и дизайн ни в коем случае нельзя считать плохими - в теории они выглядят очень достойно и в некоторых отношениях даже превосходят спецификации Microsoft DirectX 9. Однако оказалось, что игровым разработчиком трудно создавать код, который бы использовал новые возможности. Наконец, производительность стандартного кода шейдеров, откомпилированного на Microsoft HLSL, была не оптимальной.
nVidia, понимая суть проблемы, всего через несколько месяцев выпустила замену. Хотя новая карта FX 5900 (NV35) и решала многие проблемы FX 5800, но даже она встретила очень серьёзную конкуренцию со стороны карт ATi Radeon 9800. Казалось, каждую карту, выпущенную nVidia, ATi сразу же контратаковала своей версией на дизайне R300. Причём, весьма успешно.
Вернёмся к настоящему. До сего дня конкурентами в high-end секторе были карты FX 5950 Ultra (NV38) от nVidia и Radeon 9800XT (R360) от ATi. Что касается производительности, то nVidia смогла максимально использовать весь потенциал карты - благодаря частому совершенствованию драйверов. Но ATi всё так же лидировала по производительности и качеству картинки, поскольку карты компании использовали лучшую реализацию полноэкранного сглаживания и, чаще всего, обеспечивали лучшее визуальное качество в играх с шейдерами.
Новый дизайн NV4x должен кардинально изменить ситуацию. Первая карта, базирующаяся на новом дизайне, - это GeForce 6800 Ultra. Она с лёгкостью оставляет в тени свою предшественницу FX 5950 Ultra в любой категории - и не только теоретически!
NV40 или GeForce 6800 Ultra
Быстрый взгляд на технические спецификации GeForce 6800 Ultra (NV40) заставит учащённо биться сердце любого геймера: 222 миллиона транзисторов, 16 "настоящих" пиксельных конвейеров в суперскалярном дизайне, полная производительность при использовании 32-битной точности с плавающей запятой, пиксельные и вершинные программы-шейдеры 3.0, шесть блоков вершинных программ (600 миллионов полигонов в секунду), встроенный процессор видео, аппаратно поддерживающий кодирование и декодирование MPEG, память GDDR3 с пропускной способностью 35,2 Гбайт/с, сглаживание методом поворота сетки (rotated grid), анизотропная фильтрация вплоть до 16x, настоящая трилинейная фильтрация при необходимости - и это только начало.
nVidia обещает следующий прирост производительности по сравнению с NV35/38:
- 4-8x производительность шейдеров с плавающей запятой;
- 4x производительность обработки теней;
- 4x эффективность отсечения скрытых поверхностей;
- 2x производительность вершинных программ;
- ~2x пропускная способность кадрового буфера.
Если вы думаете, что PR-отдел nVidia высосал прирост производительности из пальца, дождитесь результатов нашего тестирования далее в статье. Скажем сразу, скорость работы карты вполне убедительна.
Сравнение GeForce 6800 Ultra с другими топовыми продуктами
ATi Radeon 9800 XT | nVidia GeForceFX 5950 Ultra | nVidia GeForce 6800 Ultra | |
Кодовое название | R360 | NV38 | NV40 |
Технология чипа | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Техпроцесс | 0,15 мкм | 0,13 мкм | 0,13 мкм |
Число транзисторов | ~107 млн. (?) | 130 млн. | 222 млн. |
Шина памяти | 256 бит GDDR | 256 бит GDDR | 256 бит GDDR3 |
Пропускная способность | 23,4 Гбайт/с | 30,4 Гбайт/с | 35,2 Гбайт/с |
Пиксельная скорость заполнения | 3,04 Гигапиксель/с | - Texelrate (Color+Z): 1900 тексель/с - Z-rate (Z): 3800/с - Stencilrate: 3800/c - Texturerate: 3800/c |
неизвестна |
Макс. режим FSAA | 6x | 4x / 4xMS+2xSS | 4x / 4xMS+2xSS |
Скорость трансформации треугольников | 412 M Треугольник/с | 356 M Треугольник/с | 600 M Треугольник/с |
Шина AGP | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x | 2x/4x/8x |
Память | 256 Мбайт | 128/256 Мбайт | 128/256/512 Мбайт |
Частота GPU | 412 МГц | 475 МГц | 400 МГц |
Частота памяти | 365 МГц (730 DDR) | 475 МГц (950 DDR) | 550 МГц (1100 DDR) |
Память (на эталонной плате) |
Hynix BGA сертифицирована на 400 МГц | аSamsung 600 МГц GDDR | |
Число блоков вершинных программ | 4 | Массив FP | 6 |
Число пиксельных конвейеров | 8x1 | 4x2 / 8x0 | 16x1 / 32x0 |
Текстурных блоков на конвейер | 1 | 2 | 1 |
Текстур на текстурный блок | 8 | 16 | неизвестно |
Версия вершинных программ | 2 | 2.0 | 3.0 |
Версия пиксельных программ | 2 | 2.0 | 3.0 |
Поколение DirectX | 9.0 | 9.0 | 9.0c |
Режимы FSAA | Мультисэмплинг | Мультисэмплинг Суперсэмплинг - смешанный режим |
Мультисэмплинг Суперсэмплинг - смешанный режим |
Оптимизация памяти | Hyper Z III+ | Оптимизированная LMA II Цветовое сжатие |
Оптимизированная LMA III Цветовое сжатие |
Оптимизации | SmartShader 2.1 SmoothVision 2.1 |
IntelliSample HCT | IntelliSample 3.0 |
Число выходов на дисплей | 2 | 2 | 2 |
Внутренние RAMDAC | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц | 2 x 400 МГц |
Внешние RAMDAC | - | - | - |
Число битов на цветовой канал | 10 | 10 | 10 |
Дополнительно | ТВ-кодер на чипе; FullStream адаптивная фильтрация F-Buffer |
ТВ-кодер на чипе; расширенная программируемость адаптивная фильтрация UltraShadow |
Видеопроцессор и ТВ-кодер на чипе; расширенная программируемость адаптивная фильтрация, настоящая трилинейная фильтрация UltraShadow |
Цена на момент выхода | $499 (старая цена) | $499 (старая цена) | $499 |
Розничная цена (уточняйте по price.ru) | ~ $365 | ~ $379 |