Введение
Дан Виволи (Dan Vivoli) является исполнительным вице-президентом nVidia по маркетингу. С октября 1988 до декабря 1997 он работал в должности вице-президента по маркетингу в компании Silicon Graphics, Inc., а затем в 1997 вступил в нынешнюю должность у nVidia. С 1983 до 1988 года Виволи занимался маркетингом в компании Hewlett-Packard.
Недавно nVidia анонсировала чип следующего поколения – GeForce 6800. И вновь компании пришлось конкурировать с ATi, которая через неделю анонсировала линейку X800. У нас появилась возможность взять интервью у Дана Виволи по поводу новой линейки продуктов, конкуренции, будущих тенденций и технологий.
Tom’s Hardware Guide (THG). Люди, которые покупают графические карты, часто сомневаются, приобретать продукцию nVidia или вашего конкурента. Приходится ли вам работать над тем, чтобы сильнее дифференцировать nVidia от ATi, и как вы планируете вообще к этому подходить?
Дан Виволи (DV). Создать продукт, превосходящий конкурентов! 😉
Если же говорить серьёзно, то мы тратим немало усилий на создание новой архитектуры, что отразилось на NV40 (уже шестое семейство карт). Это очень тонкий процесс, охватывающий всю компанию: архитекторов, инженеров, специалистов по маркетингу и, что более важно, группу поддержки разработчиков. С выходом шестой серии видны плоды нашего труда. Никогда до этого у нас не было архитектуры, столь сильно засветившейся в сообществе разработчиков. Каждая функция Shader Model 3.0 создавалась именно по их просьбам. Кроме того, мы добавили фильтрацию с плавающей запятой и смешение (blending) в кадровом буфере только из-за просьб разработчиков. А потребители просто получают максимально возможное качество на самом производительном GPU.
К тому же, один из самых важных наших секретов – это процессор видео. Он использует впечатляющую и удивительную технологию, которая даёт потребителем средство работы с видео непревзойдённого качества. Так что вскоре вы можете ожидать от нас появления новых продуктов в области видео.
THG. Представители nVidia упоминали, что ваша компания работает над увеличением своей рыночной доли настольных графических чипов. Есть ли у вас шансы на успех?
DV. Конечно. Мы уверенно занимаем 60% рынка настольных GPU. Но есть ещё 40%, которые нам тоже не помешают!
Как мы считаем, нам нужно проводить образовательную работу с остальной частью рынка. Сегодня 50% продаваемой графики – это интегрированные решения. Однако большинство потребителей не понимают, что интегрированное решение является компромиссом, и на самом деле, это не настоящий GPU. Пользователи не только получают медленные игры, часто с визуальными дефектами и нестабильной работой, но и испытывают определённые неудобства при работе с 2D-приложениями типа графических редакторов. Как я считаю, каждому пользователю необходим второй процессор в ПК – графический. Возьмите более медленный CPU, докупите карту с нормальным GPU – и вы получите лучшую машину.
THG. Чип nVidia 6800 впечатлил индустрию и прессу. Были ли вы сами удивлены столь большим ростом производительности?
DV. Нет! Мы с самого начала планировали осуществить самый большой прорыв за всю историю nVidia. Да и поддержка SM 3.0 действительно многое значит. Но ещё не всё! Мы готовим широкую линейку карт на основе 6800. Так что потребитель с любым достатком сможет насладиться шестой линейкой наших карт и SM 3.0.
Если вам понравилась 6800, вам понравится и SLI. Технология Voodoo SLI была впечатляющей. SLI у шестой линейки GeForce представляет собой полностью новый подход, обладающий лучшим качеством и эффективностью.
Новый флагман: nVidia GeForce 6800 Ultra с поддержкой PCI Express и SLI.
THG. Чипы nVidia 6800 и ATi X800 демонстрируют значимые продвижения по производительности. Если посмотреть в обозримое будущее, ждёт ли нас ещё одна подобная революция?
DV. Мы не планируем замедляться. Впереди нас ждёт много работы. Я помню времена, когда мы выпускали GeForce2. Это была настолько быстрая и функциональная карта, что трудно было представить что-то лучшее. Затем появилась GeForce3 – и процесс пошёл… Сегодня GeForce3 уже мало кого интересует. А через 2-3 года в небытие уйдёт и 6800!
THG. Где nVidia видит возможности для инноваций?
DV. Мы только начали затрагивать программируемость. На то, чтобы достичь кинематографического качества в реальном времени, уйдёт ещё несколько поколений. Да и мы всё больше вкладываемся в наш процессор видео – и вы это ощутите.
Кинематографическое качество в реальном времени: скриншот из демо Nalu.
THG. Какие продукты в вашей линейке имеют лучшие шансы на успех?
DV. Мне очень нравятся наши планы развития мобильных решений. Мы планируем немало достижений по соотношению производительность/энергопотребление. Шестая линейка обладает десятикратным преимуществом по этому параметру в сравнении с предыдущим поколением! К тому же, не забывайте о процессоре видео, который уже заинтересовал производителей ноутбуков. Я жду очень многого от шестой линейки чипов для ноутбуков.
К тому же, мы только начали проникать в область карманных ПК. Развитие линейки GoForce просто впечатляет. Следите за новостями…
nVidia вышла на рынок карманных ПК с GoForce.
THG. Рынок интегрированной графики теперь всё больше и больше завоёвывает Intel – сегодня доля этой компании, по данным Mercury Research, уже достигла 60 процентов. Как вы планируете зарабатывать деньги на этом рынке, ведь здесь очень низкая прибыль, и, в принципе, конкуренция привела даже к демпингу?
DV. На самом деле, чтобы получить реальное представление о рыночной доле, необходимо учесть и “двойное наличие”. В зависимости от квартала, до 1/5 части продаваемой интегрированной графики просто не используется (то есть в системе присутствует нормальный GPU). Поэтому интегрированная графика, на самом деле, занимает, примерно, половину рынка. Как мы полагаем, этот процент не изменится в обозримом будущем.
И хотя этот процент сегодня намного выше, чем 4 или 5 лет тому назад, конкурентов на рынке интегрированной графики стало намного меньше. Сегодня рынок выглядит уже не так пёстро, как раньше. Вспомните: VIA, SiS, 3dfx, Matrox, Intel, Rendition, S3, Chromatic… все эти компании предлагали свои GPU.
THG. Что вы думаете о HDTV?
DV. HDTV для нас является значимой вехой. Да и для потребителей эта технология немаловажна. И, конечно, HDTV требует больше графической мощности – а мы это любим.
THG. Мистер Виволи, спасибо за интервью!