Тесты nVidia GeForce 6600 GT: новый лидер массового рынка
Редакция THG,  8 сентября 2004


nVidia GeForce 6600 GT в лаборатории THG

nVidia GeForce 6600 GT в лаборатории THG

Около месяца назад nVidia анонсировала новую линейку карт среднего уровня GeForce 6600, которая, кроме всего прочего, отличается интерфейсом PCI Express. Теперь nVidia выслала нам первый образец карты для обзора. Изначально планировалось выпустить первую партию карт в момент их анонса, однако в последний момент nVidia решила убрать дополнительный разъём питания на старшей версии GT. Это привело к созданию нового BIOS, а дополнительные задержки вызвали несколько ошибок драйвера. Вообще, наш экземпляр карты когда-то имел дополнительный разъём питания, судя по следам работы паяльника. Впрочем, это никак не повлияло на производительность карты или качество картинки - всё оказалось безупречным. Карта прошла через тесты без каких-либо проблем или крахов.

nVidia GeForce 6600 GT в лаборатории THG

nVidia GeForce 6600 GT в лаборатории THG

Архитектура GeForce 6600

Архитектура GeForce 6600

Мы уже описывали архитектуру линейки GeForce 6600 в деталях. За основу nVidia взяла дизайн GeForce 6800 (NV40), а затем вырезала пиксельные (8) и вершинные (3) конвейеры, чтобы уменьшить число транзисторов и снизить себестоимость производства. Помимо этого, интерфейс памяти был урезан с 256 до 128 бит. Получившийся чип имеет 146 миллионов транзисторов.

GPU производится по 0,11-мкм техпроцессу. nVidia выпустила две версии карты. Более быструю GeForce 6600 GT с памятью GDDR 3, возможностью подключения SLI и тактовыми частотами 500 МГц (ядро) и 1000 МГц (память DDR). Младшая карта GeForce 6600 отличается от GT не только памятью DDR1, но и отсутствием SLI и работой на пониженных тактовых частотах (300 МГц - ядро и, примерно, 550 МГц - память). Обе карты имеют "родной" интерфейс PCI Express. Версии GeForce 6600 с интерфейсом AGP выйдут позже, при этом они будут использовать мостовой чип nVidia HSI. Подробнее про этот чип можно узнать в статье Перспективы PCI Express для графических карт.

Конечно, вся эта информация известна уже несколько недель. Теперь настало время посмотреть на карту nVidia в работе.

Тестовая конфигурация

Для тестирования мы выбрали материнскую плату Intel D925XCV на чипсете i925, поддерживающую интерфейс PCI Express. Мы взяли процессор Intel Pentium 4 540 на частоте 3,2 ГГц. Для сравнения мы также протестировали карты PCI Express GeForce 6800 GT, GeForce PCX 5750, Radeon X800 XT (не PE) и Radeon X600. Для системы с интерфейсом AGP мы взяли плату на i875, процессор P4 на 3,2 ГГц и карту GeForce FX 5950. Нам было интересно сравнить производительность 8-конвейерных GPU NV38 и NV43. Между системами на 925 и 875 существует небольшая разница в производительности, однако тесты одинаковых графических процессоров под PCIE и AGP показали, что она составляет 1 FPS или меньше. Наконец, мы оценили производительность GeForce 6600, уменьшив частоты карты GT.

Для тестирования мы взяли несколько популярных и показательных игр и тестов, среди которых есть и такие, где в немалой степени используются пиксельные и вершинные программы. Так как многие игры не имеют встроенного режима теста, для определения частоты кадров мы использовали утилиту FRAPS. В таблице ниже перечислены взятые нами игры и тесты. Режимы с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией мы тестировали не на всех картах. К примеру, GeForce PCX 5750 не смогла дать приемлемой частоты кадров в большинстве игр при включении 4xAA/8xAF. Тесты с 5 FPS заняли бы вечность, поэтому мы решили обойтись без них.

Перед тем, как перейти к результатам, сделаем одно замечание по оптимизации драйверов. В новой версии v65.76 nVidia сделала несколько изменений (то есть оптимизаций), наподобие драйверов ATi. К счастью, драйверы nVidia позволяют отключать эти оптимизации. В любом случае, мы протестировали все карты обоих производителей с настройками драйверов по умолчанию. В будущей статье мы внимательнее рассмотрим качество картинки при включённых оптимизациях, а здесь мы уделим лучше внимание большому числу тестов и игр. Кстати, бета-версия драйвера nVidia v65.76, по всей видимости, является промежуточной, так что выпущена будет версия с большим номером.

Тестовая система AGP
CPU Intel Pentium 4 3,2 ГГц
FSB 200 МГц
Материнская плата Intel D876 PBZ
Память 4x Corsair CMX256A-3200LL DDR, 1024 Мбайт
HDD Seagate Barracuda 7200.7 120 Гбайт S-ATA (8 Мбайт)
DVD Hitachi GD-7000
LAN Netgear FA-312
Блок питания Antec True Control 550W
Тестовая система PCI Express
CPU Intel Pentium 4 3,2 ГГц
FSB 200 МГц
Материнская плата Intel D925 XCV
Память 2x Micron DDRII, 533 МГц, 1024 Мбайт
HDD Seagate Barracuda 7200.7 120 Гбайт S-ATA (8 Мбайт)
DVD Hitachi GD-7000
LAN Netgear FA-312
Блок питания Antec True Control 550W
Драйверы и конфигурация
Видеокарты ATi Catalyst v4.8
nVidia v65.75
Чипсет Intel Inf. Update
ОС Windows XP Prof. SP1a
DirectX DirectX 9.0c
Видеокарты, использованные в тестировании
ATi Radeon X800 XT PCIe (500/1000 МГц)
Radeon X600 XT PCIe (500/740 МГц)
nVidia GeForce 6800 GT PCIe (350/1000)
GeForce 6600 GT PCIe (500/1000)
GeForce 6600 PCIe (GT UC->300/550)
GeForce PCX 5750 PCIe (425/550)
GeForce FX 5950 Ultra AGP (475/950)
Тесты
3DMark 2003 Standard Resolution
AquaMark 3 Triscore
Unreal Tournament 2004 Custom Timedemo
Max Details/Quality
Map: Assault-FallenCity
Call Of Duty Max Details/Quality
Demo: VGA
Doom3 Demo: Demo1
High Quality
Farcry
v1.1
Custom Timedemo cooler01
Very High Quality
Flashlight: On
Flight Simulator 2004 Custom Video
Custom Quality
Scenario: Hong Kong at Dusk
Joint Operations
v1.3.15
FRAPS
Training Aircraft
Quality Setting
Battlefield Vietnam
v1.1
FRAPS
Max Details/Quality
Map: Ho Chi Minh Trail
DTM Race Driver2
v1.1
Custom Replay
FRAPS
Max Details/Quality
Nurburgring at rain

Результаты тестов

3DMark 2003

Мы протестировали 3DMark 2003 в конфигурации по умолчанию. В одном проходе мы включили 4xFSAA и 8x анизотропную фильтрацию через драйвер.

3DMark 2003

3DMark 2003

В 3DMark 2003 карта GeForce 6600 GT начинает показывать свою силу. ATi X600XT ощутимо отстаёт, да и GeForce 5950 Ultra (AGP) тоже проигрывает.

AquaMark 3

AquaMark 3

В AquaMark 3 карта GeForce 6600 GT тоже не разочаровывает.

Unreal Tournament 2004

Здесь мы использовали собственное timedemo. Действие происходит в режиме "Assault" на карте FallenCity без ботов. Настройки игры выставлены на максимальное качество.

Unreal Tournament 2004

Unreal Tournament 2004

Unreal Tournament 2004

При выключенных FSAA и AF производительность самых быстрых карт ограничивается CPU. Впрочем, после увеличения разрешения ситуация проясняется. 6600 GT почти догоняет X800 XT и даже обходит GeForce 5950 Ultra (AGP).

Unreal Tournament 2004: 4x FSAA и 8x AF

Тот же самый тест, только с включёнными 4xFSAA и 8x анизотропной фильтрацией через драйвер.

Unreal Tournament 2004: 4x FSAA и 8x AF

Unreal Tournament 2004: 4x FSAA и 8x AF

Unreal Tournament 2004: 4x FSAA и 8x AF

Если включить в драйвере опции улучшения качества, производительность 6600 GT существенно снижается, но, опять же, карта по-прежнему идёт впереди FX 5950 Ultra. Radeon X600 XT вновь отстаёт.

Call Of Duty

Для определения частоты кадров в Call Of Duty мы использовали хорошо известную timedemo "VGA".

Call Of Duty

Call Of Duty

Call Of Duty

Вполне очевидна лидирующая позиция карт nVidia в Call Of Duty. Без FSAA и AF карта GeForce 6600 GT смогла даже обойти X800 XT!

Call Of Duty: 4x FSAA и 8x AF

Тот же самый тест, что и раньше, но на этот раз - с включёнными 4xFSAA и 8x через драйвер.

Call Of Duty: 4x FSAA и 8x AF

Call Of Duty: 4x FSAA и 8x AF

Call Of Duty: 4x FSAA и 8x AF

В разрешении 1024x768 карта 6600 GT смогла вновь обойти X800 XT. В то же время, начиная с разрешения 1280x1024, производительность падает.

Doom3: High Quality

В Doom3 мы использовали Demo1, поставляющееся с игрой. Мы включили режим High Quality и другие настройки качества (кроме FSAA). При этом используется 8x анизотропная фильтрация.

Doom3: High Quality

Doom3: High Quality

Doom3: High Quality

В Doom3 6600 GT почти догоняет карту X800XT. По сравнению с 5950 Ultra производительность 6600 GT просто впечатляет! Даже при снижении частоты до уровня 6600 она по-прежнему обгоняет флагманскую модель предыдущего поколения.

Doom3: High Quality + 4x FSAA

Те же настройки, что и выше, плюс 4x FSAA.

Doom3: High Quality + 4x FSAA

Doom3: High Quality + 4x FSAA

Doom3: High Quality + 4x FSAA

При включении FSAA ситуация меняется. GeForce 6600 отстаёт от лидеров, однако 5950 Ultra она всё равно обгоняет.

Farcry: Very High

Поскольку Ubisoft официально отозвала исправление Farcry Patch v1.2, мы проводили тесты с версией игры 1.1 и демо Cooler01. Во время тестов мы включили фонарик, а качество было выставлено в "Very High" через меню конфигурации игры.

Farcry: Very High

Farcry: Very High

Farcry: Very High

6600 GT вновь демонстрирует очень приличные результаты. Опять же, X600 XT существенно отстаёт, хотя ситуация с GeForce 5950 Ultra ещё хуже.

Farcry: Very High + 4x FSAA и 4x AF

Здесь мы использовали те же настройки, что и выше, но включили 4x FSAA через меню игры. (На картах ATi, нам пришлось включить 4x FSAA через панель управления драйвера, поскольку в меню игры сглаживание 4x доступно не было). Также мы включили 4x анизотропную фильтрацию (максимальный режим в меню конфигурации игры).

Farcry: Very High + 4x FSAA и 4x AF

Farcry: Very High + 4x FSAA и 4x AF

Farcry: Very High + 4x FSAA и 4x AF

После включения FSAA и AF мы видим ту же расстановку сил, что и раньше.

Flight Simulator 2004

Для измерения производительности Flight Simulator 2004 мы использовали записанное видео полёта в сценарии "Hong Kong at dusk". Настройки качества были стандартные - неограниченная частота кадров и трилинейная фильтрация.

Flight Simulator 2004

Flight Simulator 2004

Flight Simulator 2004

Карта GeForce 6600 GT обеспечивает хорошую производительность в Microsoft Flight Simulator 2004. Удивительно, но X600 XT тоже неплохо себя показывает, даже обгоняя "чистую" 6600.

Flight Simulator 2004: 4x FSAA и 8x AF

Тот же тест, что и выше, но на этот раз мы включили 4xFSAA и 8x анизотропную фильтрацию через драйвер.

Flight Simulator 2004: 4x FSAA и 8x AF

Flight Simulator 2004: 4x FSAA и 8x AF

Flight Simulator 2004: 4x FSAA и 8x AF

После включения FSAA и AF карта X600 XT начинает сдавать свои позиции. GeForce 6600 GT вновь даёт впечатляющие результаты.

Joint Operations

В Joint Operations мы протестировали частоту кадров при настройках "Quality Configuration" используя FRAPS. При этом игра не использовала FSAA и анизотропную фильтрацию. Для теста мы взяли обучающую часть "Training: Aircraft", в которой мы прошли к вертолёту Blackhawk и заняли позицию у левого пулемёта. Измерения завершались после первого урока по стрельбе.

Joint Operations

Joint Operations

Joint Operations

Похоже, что у драйверов nVidia в Joint Operations не всё гладко. Карта Radeon X800 XT впечатляюще обходит карты nVidia, при этом X600 XT вновь оставляет GeForce 5950 Ultra позади.

Joint Operations: 4x FSAA и 8x AF

Мы использовали те же настройки, что и раньше, включив 4xFSAA и опцию "Anisotropic" в меню настроек игры.

Joint Operations: 4x FSAA и 8x AF

Joint Operations: 4x FSAA и 8x AF

Joint Operations: 4x FSAA и 8x AF

Заметили ряд пустых результатов карт ATi? Дело в том, что они показывают в Joint Operations просто чёрный экран. Единственный объект, который присутствовал на экране, - это солнце. При разрешении 1600x1200 игра автоматически уменьшает уровень детализации на картах со 128 Мбайт памяти.

Battlefield Vietnam

В Battlefield Vietnam мы воспроизвели небольшой ролик на карте "Ho-Chi-Min Trail" и получили результат с помощью FRAPS. Все настройки качества в меню "Options->Video" были выставлены на максимум.

Battlefield Vietnam

Battlefield Vietnam

Battlefield Vietnam

В Battlefield Vietnam у драйверов nVidia наблюдаются некоторые проблемы. Хотя никаких ошибок рендеринга мы не обнаружили, производительность карт nVidia оказалась непропорционально ниже X800 XT. Или, если посмотреть с другой стороны, скорость X800 чрезмерно высока.

Battlefield Vietnam: 4x FSAA и 8x AF

И вновь, тот же тест, что и раньше, но при 4xFSAA и 8x анизотропной фильтрации, включённых через драйвер.

Battlefield Vietnam: 4x FSAA и 8x AF

Battlefield Vietnam: 4x FSAA и 8x AF

Battlefield Vietnam: 4x FSAA и 8x AF

При активации FSAA и AF результаты выравниваются. Производительность GeForce 6600 GT впечатляет по сравнению с GeForce 5950 Ultra.

(DTM) Race Driver 2

Мы протестировали версию игры 1.2. Тест состоял из заранее записанного ролика гонки DTM с дождём на трассе Nürnburgring (вид сверху). И вновь для измерения частоты кадров мы использовали FRAPS. Настройки качества были максимальны (Very High).

(DTM) Race Driver 2

(DTM) Race Driver 2

(DTM) Race Driver 2

Опять проблемы драйвера nVidia с производительностью? Иначе, как можно объяснить падение производительности 6800 GT при повышении разрешения? Карта проигрывает даже 6600 GT!! Здесь позиции Radeon X600 XT очень сильны.

(DTM) Race Driver 2: 8x AF

Включение FSAA привело к появлению артефактов. Поэтому единственное, что мы смогли сделать, - активизировать анизотропную фильтрацию.

(DTM) Race Driver 2: 8x AF

(DTM) Race Driver 2: 8x AF

(DTM) Race Driver 2: 8x AF

Подтверждение ошибки драйверов? GeForce 6800 GT отстаёт от 6600 GT.

Заключение

Карты с новой шиной PCI Express только начинают появляться на рынке, однако модели для широкой публики ATi Radeon X600 и nVidia GeForce PCX5750 можно уже смело списывать в утиль. Они умерли ещё до своего выхода. Аминь!

Что касается производительности, то GeForce GT 6600 легко обставляет свою предшественницу, а также Radeon X600 XT. В некоторых случаях эта карта показывает результаты даже выше, чем GeForce FX 5950 Ultra на платформе Intel i875 с процессором P4 3,2 ГГц. А ведь FX 5950 Ultra ещё совсем недавно была топовой моделью nVidia! Почти идентичные результаты версий 6800 GT под AGP и PCI Express доказывают, что победа GeForce 6600 GT не связана с теоретически более скоростной шиной PCI Express и памятью DDR II (на материнской плате). Карта выигрывает из-за более скоростных блоков шейдеров и других внутренних улучшений архитектуры NV4x.

Мы не будем комментировать производительность обычной GeForce 6600 (без GT), поскольку нам не выслали эту карту, и для симуляции её результатов мы использовали GeForce 6600 GT с уменьшенной тактовой частотой. Хотя такие результаты в большинстве случаев являются корректными, некоторые карты реагируют на снижение частоты появлением артефактов и других ошибок. Подождём появления GeForce 6600 в нашей лаборатории.

Если взглянуть на цены, то производительность GeForce 6600 GT окажется ещё приятнее - пока что эта карта вне конкуренции! Однако вряд ли nVidia сможет долго наслаждаться подобной ситуацией, поскольку ATi уже приготовила новую карту для массового рынка - Radeon X700. И война между двумя компаниями будет продолжаться. В начале будут продаваться только PCIE-версии карт GeForce 6600, то есть nVidia пытается улучшить свои позиции на OEM-рынке. Ведь системы с PCI Express здесь будут самыми популярными уже в ближайшие месяцы. С другой стороны, карты AGP более важны для розницы, но только nVidia знает, когда они появятся.

В заключение нам хотелось бы остановиться на проблемах драйверов, которые мы обнаружили в некоторых играх. А именно, в Battlefield Vietnam, Race Driver 2 и Joint Operations. Хотя никаких проблем с качеством картинки не возникло, производительность карт nVidia оказалась ниже ожидаемого уровня. ATi, с другой стороны, по-прежнему борется с проблемами производительности OpenGL, которые наблюдаются в Call of Duty и Doom3. К тому же, включение 4xFSAA в Joint Operations на картах ATi привело к ошибкам рендеринга. Мы постараемся связаться с обеими компаниями, чтобы получить ответы. И будем держать вас в курсе.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru