Введение
Наконец-то, мы дождались! По крайней мере, те пользователи, кому производительности одной видеокарты сегодня мало. Какая разница, сколько стоит подобное решение, если оно обеспечивает непревзойдённую скорость в самых высоких разрешениях с максимальным уровнем деталей. Наконец, nVidia смогла представить рабочую реализацию технологии SLI. Концепция SLI нам давно знакома: две видеокарты, работающие параллельно, – помните старые карты Voodoo2 от 3dfx? Хотя технология nVidia тоже названа SLI, её реализация всё же несколько отличается.
Возрождение принципа использования двух графических карт стало возможным благодаря появлению интерфейса PCI Express. Выпустив чипсет nForce4, nVidia первой представила платформу PCI Express, соответствующую поставленной задаче. Дополнительную информацию вы можете получить в статье nVidia реализует SLI: мощь двух GPU в одном компьютере.
Собрать компоненты для системы SLI не представляет особого труда: нужно найти две идентичные карты nVidia GeForce 6800 Ultra, 6800 GT или 6600 GT с поддержкой PCI Express, а также SLI-совместимую материнскую плату на чипсете nForce4 SLI плюс мост для соединения двух карт. Обычно этот мост производители материнских плат прилагают в комплект поставки. Поскольку производители часто меняют расстояние между двумя слотами x16, некоторые мосты позволяют регулировать свою длину.
Для SLI ничего больше не потребуется – за исключением денег, которые придётся выложить за всё это хозяйство. Дело в том, что материнская плата с поддержкой SLI обойдётся вам существенно дороже обычной версии, не считая затрат на вторую видеокарту. Также вам следует обзавестись мощным блоком питания с 24-контактной вилкой. У владельцев ЖК-мониторов тоже могут возникнуть проблемы. Дело в том, что большинство дисплеев имеют “родное” разрешение 1280×1024. Однако потенциал производительности системы SLI на двух картах GeForce 6800 сегодня можно раскрыть только в разрешении 1600×1200. При уменьшении разрешения “узким местом” будет CPU, так что вам придётся потратиться и на более мощный процессор.
В общем, система SLI недёшева. В следующих разделах нашей статьи мы поделимся нашим опытом и результатами тестов первых материнских плат с поддержкой SLI от ASUS и MSI.
Режимы SLI
На данный момент nVidia предлагает три различных режима для SLI.
- Режим совместимости (Compatibility Mode).
- Альтернативный рендеринг кадров (Alternate Frame Rendering, AFR).
- Разделённый рендеринг кадров (Split Frame Rendering, SFR).
В режиме совместимости работает только одна карта из двух. Никакого прироста производительности нет. В режиме AFR одна из карт компьютера выдаёт все чётные кадры, а вторая карта – все нечётные. То есть рендеринг разделён между двумя картами по кадрам.
В режиме SFR дисплей разбит на две части. Первая карта выдаёт верхнюю часть картинки, а вторая – нижнюю. Благодаря динамической балансировке нагрузки драйвер равномерно распределяет нагрузку между двумя картами.
nVidia достаточно подробно разъясняет особенности рендеринга режима SLI в двух руководствах (на английском): GPU Programming Guide и SLI Developer FAQ.
Тестовые карты: GeForce 6800 Ultra и GT Twin Packs
Для нашего теста SLI мы получили от nVidia по две эталонные карты GeForce 6800 Ultra и 6800 GT с интерфейсом PCI Express. Внешне эти карты отличались только размерами радиатора. Обе модели оснащены двумя выходами DVI-I (выход VGA обеспечивается через переходник) и ТВ-выходом. Как обычно в случае карт PCI Express, на их обратной стороне располагался разъём питания PEG (PCI Express Graphics). Поскольку подобными разъёмами оснащены только самые последние блоки питания, вам могут потребоваться переходники.
К сожалению, мы не смогли быстро найти две SLI-совместимые карты GeForce 6600 GT, поскольку две модели карт в нашей лаборатории не поддерживали SLI, несмотря на подходящие разъёмы.
Конфигурация SLI на картах nVidia GeForce 6800 Ultra.
Конфигурация SLI на картах nVidia GeForce 6800 GT.
Конфигурация SLI на картах nVidia GeForce 6600 GT – не заработала.
Мост SLI
Без моста SLI здесь не обойтись. У материнских плат расстояние между графическими картами чётко задано. Все производители материнских плат задают разное расстояние между слотами x16, поэтому они прилагают в комплект поставки соответствующие мосты. Мы получили два регулируемых моста от nVidia, которые покрывают любое нужное расстояние.
Разные мосты SLI.
Без моста SLI драйвер выдаёт предупреждение. Режим SLI будет работать, но весьма ограничено (см. анализ производительности).
Аппаратное обеспечение
Как вы понимаете, мы с нетерпением ждали выпуска SLI. Ещё в марте, публикуя статью, посвящённую шине PCI Express, мы ожидали будущие решения на нескольких картах. Конечно же, последовавший анонс такого решения от nVidia приковал всё наше внимание.
Впрочем, после появления первых материнских плат с поддержкой SLI, наш энтузиазм быстро сошёл на нет. Наша тестовая конфигурация постоянно давала сбои, а карты GeForce 6800 и 6600 GT PCIe либо не распознавались вообще, либо компьютер “слетал” через несколько секунд после загрузки. После многих безуспешных попыток запустить систему SLI мы обнаружили причину: карты были слишком “старые”. Наши модели относились к совсем ранним образцам nVidia, и, по данным производителя, они не работают должным образом со SLI. Впрочем, эти карты давно уже не продаются, и этому вряд ли следует уделять особое внимание. Последние образцы карт 6800 Ultra и GT работают с технологией SLI без всяких проблем. Здесь, конечно же, возникает вопрос – можно ли затем докупить вторую видеокарту для работы по SLI от другого производителя? Пока мы не знаем ответа.
У нас возникли немалые проблемы и с материнскими платами SLI. Плата ASUS A8N-SLI полностью сбрасывала BIOS каждый раз, когда мы перезапускали компьютер – и эта проблема встречалась не только на нашей тестовой плате. Из-за ограничений по времени тестирования мы не смогли бы поменять плату на другую. Как оказалось позже, причиной сбоя являлась партия дефектных чипов BIOS. К счастью, чип BIOS находится в сокете, поэтому мы смогли быстро его заменить. После этого A8N-SLI Deluxe заработала без всяких проблем.
У платы MSI K8N Diamond, с другой стороны, были выявлены проблемы с памятью при работе в SLI. Наши модули памяти Kingston HyperX в режиме 2/2/2/6 DDR400 приводили к постоянному краху системы. Компьютер загружался и стабильно работал с настольными приложениями и даже с Prime95 в режиме 2/2/2/6, но сразу же “вылетал” при включении режима SLI в большинстве игр. При использовании одной карты такой проблемы не возникает. Только после того, как мы увеличили задержки до 2,5/3/3/7, плата MSI K8N Diamond стабильно заработала в режиме SLI. У нашей тестовой платы также возникли проблемы с пропускной способностью памяти. Даже при задержках 2/2/2/6 тест Sandra выдавал пропускную способность памяти всего 4,9 Гбайт/с, что соответствует DDR 333! К примеру, плата ASUS A8N-SLI выдаёт чуть меньше 6 Гбайт/с.
Потом нам пришлось увеличить задержки памяти для работы SLI и у платы ASUS, так как в режиме 2/2/2/6 и у неё происходили сбои. При переходе на задержки 2/3/3/6 плата работала стабильно. Как мы полагаем и надеемся, эти проблемы связаны с тестовым статусом материнских плат, и у розничных версий они не проявятся. За последние недели ASUS и MSI устроили настоящую гонку за то, кто первым выпустит рабочую плату SLI. Как вы понимаете, “поспешишь – людей насмешишь”. Проблемы следовало ожидать. К тому же, большинство из них возникает только в режиме SLI.
Программное обеспечение
После устранения описанных аппаратных проблем конфигурация SLI была сразу же распознана драйвером видеокарты. После включения режима SLI и необходимого перезапуска компьютера всё правильно заработало. Работа SLI становится заметна только при использовании утилиты по подсчёту кадров типа FRAPS в игре. Качество картинки оказалось ничем не отличающимся от обычного режима – никаких линий, мерцания или других артефактов мы не заметили. Только включив режим SLI HUD в драйвере, который показывает распределение частей экрана для просчёта в режиме SLI, вы можете судить о работе SLI.
После установки системы SLI драйвер 66.93 правильно всё распознал.
Включив режим HUD, вы можете видеть распределение нагрузки между двумя картами.
С материнской платой ничего особого делать не нужно – разве что скачать последнюю версию драйверов nForce4.
После нескольких тестов мы обнаружили относительно медленную производительность в двух играх. После включения SLI HUD в драйвере мы увидели, что в этих играх SLI не активируется. Даже форсированное включение SLI в расширенных настройках драйвера не привело к нужному эффекту. После общения с представителями nVidia мы узнали причину проблемы: SLI действительно не работает на некоторых играх. nVidia использует так называемые профили SLI для игр, которые определены в драйвере. Драйвер распознаёт игру через технологию определения приложений и включает нужный режим SLI (разделённый или альтернативный), указанный в профиле. Если профиля SLI для игры не существует, то и режим SLI не будет включён. Форсировать режим SLI или создать свой профиль невозможно. Впрочем, по информации nVidia, в драйвере уже существует более 50 профилей для игр, где будет включён режим SLI. Если же игра совсем новая, то владельцам SLI, вероятно, придётся ждать выхода нового драйвера. Но даже тогда нет никакой гарантии, что режим SLI будет включён в той или иной игре.
По информации nVidia, существуют игры, которые просто несовместимы со SLI. В качестве примера можно назвать Microsoft Flight Simulator 9 и Novalogic Joint Operations. Причину на момент выхода статьи мы не знаем точно. nVidia указывает только на то, что в этих играх используются технологии кадрового буфера, которые вызывают проблемы со SLI. В общем, из 10 игр, которые мы включили в наше тестирование, две оказались несовместимы со SLI.
nVidia сообщила нам, что постарается опубликовать специальную страницу, где будут указаны все игры, совместимые со SLI. Вероятно, там же будет присутствовать и список несовместимых игр. Будем с нетерпением ждать появления такой страницы.
Чипсет nVidia nForce4 SLI
Теоретически, стандарт PCI Express позволяет подключать бесконечное число параллельных линий PCI Express, однако новые настольные чипсеты ограничены 20 линиями или ещё даже меньшим их количеством. Если учесть, что слот PEG (PCI Express for graphics- PCI Express для графики) уже отнимает 16 линий, то для всех остальных слотов остаётся всего четыре.
nVidia немного схитрила с выпуском чипсета nForce 4. При работе одной видеокарты доступны все 16 линий. Но при переходе на режим SLI 16 линий распределяются между двумя слотами x16. Так что каждый слот PEG работает в режиме x8 PCI Express.
Впрочем, на практике подобное решение практически не сказывается на производительности, ведь пропускная способность x8 PCIe соответствует AGP 8x. Как показывает наше сравнительное тестирование режимов x8 и x16 PCIe, к ощутимым различиям в производительности это не приводит.
Материнские платы с поддержкой SLI
ASUS A8N-SLI Deluxe
ASUS поставляет A8N-SLI с хорошим набором аксессуаров.
Плата ASUS A8N-SLI Deluxe имеет хорошую комплектацию. ASUS увеличила расстояние между слотами x16 PCIe, разместив между ними два слота x1 PCIe. Небольшая плата определяет работу одной или двух графических карт – в зависимости от того, каким концом она вставлена. Пружинные крепления “EZ Switch” облегчают процесс. В режиме SLI необходимо подключить дополнительную вилку питания Molex (EZ Plug). Дело в том, что спецификация PCI Express допускает максимальное питание 75 Вт на слот x16. По информации ASUS, без дополнительного подключения питания у систем SLI, блоки питания которых оснащены 20-контактными вилками ATX, могут возникать проблемы. В инструкции ASUS рекомендует использовать блоки питания стандарта ATX 2.0, которые имеют 24-контактные вилки – даже несмотря на использование дополнительного разъёма питания. В отличие от MSI, ASUS объясняет, что две карты GeForce 6800 Ultra могут нагружать 12-В линию блока питания током до 14,8 ампер. Если вы используется Athlon FX-55, то добавьте ещё 8,6 А. Старые 20-контактные вилки питания ATX (1.0) подают только одну линию 12 В. В результате из-за высокой продолжительной нагрузки на эту линию блок питания может выйти из строя. Новые блоки питания стандарта ATX 2.0 используют 24-контактный разъём, где присутствует две линии 12 В, что позволяет распределить нагрузку между ними. Благодаря разъёму ASUS EZ Plug блок питания может ещё лучше распределить нагрузку. ASUS рекомендует использовать блок питания на 450 Вт или выше для систем SLI с Athlon FX-55 и GeForce 6800 Ultra, поскольку только эти компоненты потребуют не меньше 281 Вт.
Единственным недостатком, как нам кажется, является активное охлаждение северного моста. Как показывает опыт, вентилятор может относительно быстро выйти из строя. Лучше бы ASUS использовала только радиатор.
Внешний вид A8N-SLI (нажмите для увеличения).
Эта маленькая карточка переводит материнскую плату в режим работы с одним или двумя слотами.
ASUS обеспечивает два дополнительных слота x1 PCI Express и три PCI.
Дополнительное питание для второй видеокарты в режиме SLI. Если вы забудете его подключить, то при использовании второй карты зажжётся красный светодиод.
MSI K8N Diamond
На первый взгляд, плата MSI K8N Diamond очень похожа на модель ASUS. В то же время, MSI расположила два слота x16 ближе друг к другу. Между ними тоже располагается небольшая плата для установки режимов работы (одна или две видеокарты), но на этот раз она закреплена под углом. MSI решила не добавлять дополнительные слоты PCI Express. Для второго слота x16 дополнительного питания тоже не предусмотрено. Чтобы система с двумя картами работала без проблем, рекомендуется использовать мощный блок питания с 24-контактной вилкой питания. По информации MSI, использовать 20-контактную вилку ATX тоже можно, если по линии 12 В блок питания выдаёт не меньше 18 А. Здесь утверждения MSI и ASUS несколько различаются, поскольку последняя указывает, что для системы SLI требуется больше.
Вентилятор северного моста располагается рядом со вторым слотом x16, и видеокарта его закрывает. Впрочем, он имеет небольшую толщину, поэтому карте не мешает.
Внешний вид материнской платы K8N Diamond (нажмите для увеличения).
Небольшая карта переключает материнскую плату в режим работы с одной или двумя графическими картами.
MSI не предоставляет дополнительных слотов x1 PCI Express, поэтому придётся довольствоваться тремя слотами PCI.
MSI рекомендует для систем SLI блок питания на 450 Вт. При использовании 20-контактной вилки ATX необходимо удостовериться, что линия 12 В даёт не меньше 18 А.
Отсутствие дополнительного питания может привести к появлению проблем с блоками питания ATX, оснащёнными 20-контактными вилками.
Тестовая конфигурация
Мы протестировали конфигурацию SLI с картами GeForce 6800 Ultra и GT с обеими материнскими платами ASUS и MSI. Для тестирования производительности одной видеокарты мы использовали только плату ASUS. В качестве процессора мы взяли Athlon 64 4000+ (он соответствует Athlon 64 FX-53) и оснастили систему 1 Гбайт памяти. Мы использовали блок питания Antec True Control ATX (1.0) с 20-контактной вилкой. Отметим, что во время тестирования никаких проблем мы не обнаружили. Мы также протестировали и 760-Вт блок питания для рабочей станции, когда проверяли, не связаны ли проблемы стабильности с недостаточным питанием.
Из-за проблем со стабильностью, описанных выше, мы решили не проводить тестов по “разгону”.
Тестовая система 1 | |
CPU | AMD Athlon 64 4000+ |
Материнская плата | ASUS A8N-SLI Deluxe (nForce4 SLI) |
Память | 2x Kingston DDR400 KHX3200/512, 1024 Мбайт |
HDD | Seagate Barracuda 7200.7 120GB S-ATA (8 Мбайт) |
DVD | Hitachi GD-7000 |
LAN | Netgear FA-312 |
Блок питания | Antec True Control 550W |
Тестовая система 2 | |
CPU | AMD Athlon 64 4000+ |
Материнская плата | MSI K8N Diamond (nForce4 SLI) |
Память | 2x Kingston DDR400 KHX3200/512, 1024 Мбайт |
HDD | Seagate Barracuda 7200.7 120GB S-ATA (8 Мбайт) |
DVD | Hitachi GD-7000 |
LAN | Netgear FA-312 |
Блок питания | Antec True Control 550W |
Драйверы и конфигурация | |
Видеокарты | ATi Catalyst v4.11 nVidia v66.93 |
Чипсет | Intel Inf. Update |
ОС | Windows XP Prof. SP1a |
DirectX | DirectX 9.0c |
Видеокарты, использованные для тестов | |
ATi | Radeon X800 XT PE PCIe (520/560 МГц, 256 Мбайт) |
nVidia | GeForce 6800 Ultra PCIe (420/550 МГц, 256 Мбайт) GeForce 6800 GT PCIe (350/500 МГц, 256 Мбайт) GeForce 6600 GT PCIe (420/550 МГц, 128 Мбайт) |
Тесты | |
3DMark 2005 | Standard Resolution |
Unreal Tournament 2004 | Custom Timedemo Max Details/Quality Map: Assault-FallenCity |
Call Of Duty v1.4 | Max Details/Quality Demo: VGA |
Doom3 | Demo: Demo1 High Quality |
Farcry v1.3 |
Custom Timedemo cooler01 Very High Quality Flashlight: On |
Flight Simulator 2004 | Custom Video Custom Quality Scenario: Hong Kong at Dusk |
Battlefield Vietnam v1.2 |
FRAPS Max Details/Quality Map: Ho Chi Minh Trail |
The Sims 2 | FRAPS Max Details/Quality Custom Scene |
Half-Life 2 | Three custom Timedemos Max Details/Quality |
3D Mark 2005
3D Mark 2005, Build 110:
Unreal Tournament 2004
Unreal Tournament 2004, специальная timedemo (уровень Fallen City, Assault):
Unreal Tournament 2004: 4x AA/8x AF
Call Of Duty
Call Of Duty, версия 1.4, встроенная timedemo timedemo1:
Call Of Duty: 4x AA/8x AF
Doom3 – High Quality
Doom 3, встроенная timedemo demo1
Doom3: High Quality + 4xAA
Farcry
Farcy, версия 1.3, специальная timedemo cooler01, фонарик включён
Farcry: 4x AA/8x AF
The Sims2
The Sims2, выбранная сцена Goth Family (5 секунд с FRAPS)
Flight Simulator 2004
Flight Simulator 2004, версия v9.1, специально записанный ролик, сценарий “Hong Kong At Dusk” (FRAPS):
Flight Simulator 2004: 4x AA/8x AF
Battlefield Vietnam
Battlefield Vietnam, версия 1.2, карта “Ho Chi Minh Trail”, Gameplay Measurement (FRAPS)
Battlefield Vietnam: 4x AA/8x AF
Half-Life 2 – THG2
Half-Life 2, специальная timedemo THG2
Half-Life 2 – THG2: 4x AA/8x AF
Half-Life 2 – THG5
Half-Life 2, специальная timedemo THG5
Half-Life 2 – THG5: 4x AA/8x AF
Half-Life 2 – THG8
Half-Life 2, специальная timedemo THG8
Half-Life 2 – THG8: 4x AA/8x AF
Анализ производительности
Наши первые тесты сразу же показали, что режим SLI требует очень мощного CPU. При работе самых скоростных карт GeForce 6800 GT и Ultra в режиме SLI даже самый быстрый процессор не успевает обеспечивать их данными. Вся мощь SLI заметна только при высоких разрешениях 1280×1024 или, лучше, 1600×1200 с включением FSAA и анизотропной фильтрации – то есть в тех сценариях, которые максимально нагружают современные видеокарты. При снижении разрешения и выключенных FSAA и AF режим SLI даёт незначительные преимущества. Кстати, на некоторых играх переход на SLI дал даже некоторое замедление (UT 2004), что, возможно, связано с дополнительными вычислительными затратами по распределению нагрузки, которые SLI возлагает на CPU. В то же время, мы обнаружили падение производительности в режиме SLI даже на Flight Simulator 2004, по сравнению с одной картой, несмотря на то, что FS2004 не поддерживает режим SLI вообще. Или, говоря другими словами, если в системе SLI работает только одна карта, производительность будет снижаться по сравнению с компьютером, где установлена только одна карта. Не сильно, но ощутимо.
Ниже мы привели пример игры Unreal Tournament 2004. Мы использовали GeForce 6800 GT в разрешении 1024×768 без FSAA и AF. Как в режиме SLI, так и в обычном, центральный процессор не мог угнаться за графической картой и нагрузить её достаточным количеством данных, являясь “узким местом”. Чем мощнее будет процессор, тем выше будет производительность:
- режим SLI включён (2 карты): 157,2 FPS;
- режим SLI выключен (2 карты): 163,2 FPS;
- одна карта (1 карта): 163,4 FPS.
Если этот феномен в UT2004 и других играх можно объяснить (вероятно, распределение нагрузки SLI возлагает на процессор дополнительные вычисления), то мы не понимаем, почему подобная ситуация происходит и в играх, которые не поддерживают SLI, где даже при включении SLI работает только одна карта (Flight Simulator 2004). Кстати, в играх OpenGL, типа Call of Duty, эта проблема не так ощутима.
Если игра активно использует программы-шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), то прирост производительности SLI компенсирует любые недостатки при высоких разрешениях и включённых настройках качества.
Тип игры тоже немало влияет на эффективность SLI. Игры со старыми 3D-движками типа Call of Duty выигрывают от SLI только на высоких разрешениях и включённых настройках качества. Но производительность здесь уже очень высока и без SLI, так что никаких проблем не возникнет. В то же время, современные игры, активно использующие шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), демонстрируют преимущество от SLI даже при небольших разрешениях.
Чтобы рассеять все сомнения в наблюдающемся феномене падения производительности при низких разрешениях в SLI, мы проанализировали производительность работы одной карты в режимах x8 PCIe и x16 PCI. Результаты оказались полностью идентичными.
Наконец, наше последнее измерение касается UT2004 без подключённого мостика SLI в разрешении 1600×1200 4xAA/8xAF:
- с мостиком SLI (2 карты): 153,3 FPS;
- без мостика SLI (2 карты): 133.0 FPS;
- одна карта (1 карта): 101,1 FPS.
Поддержка нескольких дисплеев
Помимо стандартной работы SLI на материнских платах, можно реализовать ещё два сценария. Вместо того, чтобы две видеокарты работали совместно, можно использовать их для подключения к компьютеру до четырёх мониторов. Причём этот режим работы не ограничен только картами nVidia – мы не испытали каких-либо проблем при установке X800 или X700. После загрузки Windows распознала вторую карту и установила драйвер.
В то же время, у последних драйверов ATi CCC (Catalyst v4.11) наблюдаются определённые проблемы с распознаванием данного режима работы. Display Manager Wizard распознаёт выходы только первой карты, хотя Display Manager показывает три монитора. В любом случае, вы не сможете менять параметры типа разрешения и т.д. для всех мониторов. CCC позволяет устанавливать эти параметры только для первой карты X800. Когда вы пытаетесь нажать на дисплей, подключённый к другой карте, то CCC сразу же переходит к первому дисплею. С другой стороны, регулировка настроек в Windows Display Manager проходит без всяких проблем.
Microsoft Flight Simulator 9 без всяких проблем запустился на трёх дисплеях в режиме двух и трёх дисплеев на картах X800 и X700. В то же время, режим “3D-span” на двух картах ATi пока невозможен. Мы попытаемся узнать причину у ATi и сообщим позднее.
Теперь перейдём к nVidia. Мы решили установить во второй слот GeForce PCX 5750, а в первый – GeForce 6800 Ultra. Вторая карта вновь была распознана Windows без всяких проблем. В меню драйвера nVidia появились обе карты, так что настройки можно осуществлять по отдельности. Впрочем, режим “span” по объединению трёх мониторов в один большой экран (наподобие функции Matrox Surround Gaming) с картами nVidia невозможен, даже если второй картой установить GeForce 6800 Ultra. Режим “span” ограничен только одной картой – не слишком хорошо! Почему-то при использовании двух карт в настройках nView Мастер nView Display Wizard был недоступен.
Итог будет таков. Поддержка трёх или четырёх дисплеев через две видеокарты на материнских платах SLI ещё требует доработки драйверов. Если бы режим “span” был не ограничен одной картой и двумя дисплеями, то мы получили бы неплохую конфигурацию для игр (surround gaming). В конце концов, у Matrox, которая и разработала Surround Gaming, все три монитора работают от одной карты.
Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800
Наконец, мы не смогли отказать себе в удовольствии провести один последний тест. Даже во времена Voodoo2 пользователи могли запускать 3D-игры через стандартную видеокарту или отдельную карту Voodoo2. Так почему бы сейчас не попробовать установить Radeon X800 XT PE вместе с GeForce 6800 Ultra и не подключить обе карты к монитору, оснащённому двумя входами? Так мы и поступили.
Установка драйвера ATi Catalyst v4.11 вместе с nVidia Detonator v66.93 никаких проблем не вызвала. После перезагрузки драйвер ATi вывел ошибку, поскольку не смог активировать второй дисплей. После того, как мы исправили ситуацию в меню Windows Display, мы получили доступ к опциям драйвера ATi.
ATi и nVidia в гармонии – по крайней мере, на нашем компьютере.
Теперь на панели задач появились значки ATi и nVidia.
На первой карте GeForce 6800 игры запускались без проблем. После того, как мы переключили основной дисплей на ATi X800, при запуске игры мы получили ошибку D3D. Перезапуск компьютера не помог.
Поменяв карты, мы установили X800 в верхний слот – система не заработала вообще. После определения графических карт и перезагрузки драйвер GeForce 6800 не смог корректно загрузиться, хотя карта по-прежнему присутствовала в Device Manager.
Но мы так легко не сдаёмся! Поэтому мы вернулись к конфигурации, когда GeForce 6800 Ultra занимала первый слот, а X800 XT – второй. И вновь мы определили X800 как основной монитор. Кроме того, мы выключили дисплей GeForce 6800, отключив функцию “Extend my Windows Desktop onto this Monitor” (расширение рабочего стола Windows на этот монитор). Перезапустились – и теперь все 3D-игры заработали и на X800!
Ниже мы привели пошаговые инструкции. Сначала активирована только GeForce 6800 Ultra. Драйверы nVidia и ATi установлены, как описано выше.
3D Mark 2003 запускается на GeForce 6800 Ultra.
В Windows Display Manager карта Radeon X800 XT отключена (дисплей 2).
После нажатия на второй дисплей выберите опцию “Extend my desktop onto this monitor”, а затем опцию “Use this device as the primary monitor” и нажмите “Apply”. Теперь переключите ваш монитор на второй вход VGA.
Теперь выберите мышью первый дисплей и отключите его, сняв флажок опции “Extend my desktop onto this monitor”.
После того, как вы нажмёте “Apply”, карта GeForce 6800 будет выключена.
Запуск 3D-приложения выдаёт сообщение об ошибке – время перезагрузиться!
Во время загрузки ПК экран поначалу будет чёрным, поскольку все сообщения загрузки выводятся через первую карту (GF 6800), а вход нашего монитора подключён к X800. После загрузки Windows появится картинка, а карта GeForce 6800 выключится.
После перезагрузки: запускаем 3D Mark 2005 – всё успешно!
Переключение обратно на GeForce 6800 происходит точно так же. Но почему-то GF 6800 поначалу стартует только с глубиной цвета в 4 бита! Не волнуйтесь. После перезагрузки компьютера вы сможете установить правильное разрешение и глубину цвета.
Конечно, подобный режим не назовёшь удобным, поскольку он требует перезагрузки компьютера, но он всё же работает. Вы можете выбирать между картами ATi и nVidia на одном компьютере!
Заключение
Этого можно было ожидать: компьютер с поддержкой SLI, оснащённый двумя картами GeForce 6800 Ultra или GT побеждает по производительности всех остальных! Резервы производительности системы SLI просто великолепны. Даже с процессором Athlon 64 4000+ производительность почти всегда упиралась в CPU – он просто не успевал просчитывать и выдавать на карты информацию. Только в разрешении 1600×1200 пикселей с включением 4x FSAA и 8x анизотропной фильтрации карты SLI смогли получить достаточную нагрузку. Вид игры тоже в немалой степени влияет на прирост производительности, обеспечиваемый SLI. Если игра интенсивно использует шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), то преимущество от SLI будет заметно даже при низких разрешениях. В то же время, на относительно старых играх типа UT 2004 и Call of Duty прирост оказывается меньше. Кстати, даже Half-Life2 получает от SLI сравнительно небольшой прирост. Следует отметить, что некоторые игры в режиме SLI вообще не смогут запуститься.
Производительность системы SLI на двух картах GeForce 6600 GT мы сможем оценить, только когда в нашу лабораторию поступят новые тестовые карты. Одно понятно уже сейчас: задёшево систему SLI собрать не получится.
При покупке системы SLI учитывайте, что этот режим поддерживают не все игры. Если драйвер не обнаружит у себя подходящего профиля SLI для игры, то игра будет работать с одной картой даже при включении SLI – причём производительность в этом случае может даже снизиться по сравнению с системой, в которую установлена только одна карта. На это в немалой степени влияет возраст игры и уровень 3D-технологий в ней. Ещё одна финансовая проблема связана с тем, что пока неизвестны розничные цены на карты GeForce 6800 PCIe и SLI-совместимые материнские платы. Пока что мы слышали об увеличении цены примерно на $50 по сравнению со стандартными материнскими платами на nForce4 Ultra.
Среди протестированных SLI-совместимых материнских плат на nForce4 наш выбор пал на ASUS A8N-SLI Deluxe. И не только из-за лучшей производительности. Хотя MSI, без всякого сомнения, решит проблемы с пропускной способностью памяти в финальной версии платы, модель ASUS обеспечивает два дополнительных слота x1 PCI Express, которые у MSI отсутствуют. Ещё одним фактором является дополнительное питание для второй видеокарты на плате ASUS – похоже, здесь производитель подошёл более продуманно.
Мы не согласны с тем, что поддержка SLI сегодня возможна только на играх, выпущенных совместно с nVidia. Подобно “разгону”, неплохо бы получить в драйверах опцию, принудительно включающую работу SLI, даже если это приведёт к потенциальным ошибкам и краху. Ведь технология SLI нацелена на энтузиастов! Любой, кто согласен вложить $1000 в графическую подсистему своего компьютера, может смириться с риском того, что игра или компьютер будут иногда “вылетать” в режиме SLI. По нашему мнению, очень не весело ждать следующей версии драйвера или использовать “утечку” драйвера для новой игры. Вряд ли так следует поступать с целевой аудиторией, для которой предназначена технология SLI.
Другим применением материнских плат SLI можно считать использование конфигураций с более чем двумя мониторами. Да и некоторые фанатики могут установить в свой компьютер одновременно карты ATi и nVidia.