РЕКЛАМА
ИНФОРМАЦИЯ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
nVidia реализует SLI: мощь двух GPU в одном компьютере

Перспективы PCI Express для графических карт

Обзор nForce4: nVidia добавляет PCI Express

Готовимся к SLI: анализ графической производительности разных режимов PCI Express

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

ВИДЕОКАРТЫ

nVidia удваивает графическую мощность: тесты систем SLI
Краткое содержание статьи: Благодаря шине PCI Express появилась потенциальная возможность устанавливать в один компьютер две видеокарты. nVidia успешно реализовала эту возможность на практике с технологией SLI. В нашу лабораторию попали материнские платы от ASUS и MSI на чипсете nForce4 SLI. Предлагаем наше развёрнутое тестирование. Действительно ли технология nVidia SLI способна удвоить графическую мощь ПК?

nVidia удваивает графическую мощность: тесты систем SLI


Редакция THG,  24 ноября 2004
Назад
Вы читаете страницу 8 из 8
1 2 3 4 5 6 7 8
Далее


Анализ производительности

Наши первые тесты сразу же показали, что режим SLI требует очень мощного CPU. При работе самых скоростных карт GeForce 6800 GT и Ultra в режиме SLI даже самый быстрый процессор не успевает обеспечивать их данными. Вся мощь SLI заметна только при высоких разрешениях 1280x1024 или, лучше, 1600x1200 с включением FSAA и анизотропной фильтрации - то есть в тех сценариях, которые максимально нагружают современные видеокарты. При снижении разрешения и выключенных FSAA и AF режим SLI даёт незначительные преимущества. Кстати, на некоторых играх переход на SLI дал даже некоторое замедление (UT 2004), что, возможно, связано с дополнительными вычислительными затратами по распределению нагрузки, которые SLI возлагает на CPU. В то же время, мы обнаружили падение производительности в режиме SLI даже на Flight Simulator 2004, по сравнению с одной картой, несмотря на то, что FS2004 не поддерживает режим SLI вообще. Или, говоря другими словами, если в системе SLI работает только одна карта, производительность будет снижаться по сравнению с компьютером, где установлена только одна карта. Не сильно, но ощутимо.

Ниже мы привели пример игры Unreal Tournament 2004. Мы использовали GeForce 6800 GT в разрешении 1024x768 без FSAA и AF. Как в режиме SLI, так и в обычном, центральный процессор не мог угнаться за графической картой и нагрузить её достаточным количеством данных, являясь "узким местом". Чем мощнее будет процессор, тем выше будет производительность:

  • режим SLI включён (2 карты): 157,2 FPS;
  • режим SLI выключен (2 карты): 163,2 FPS;
  • одна карта (1 карта): 163,4 FPS.

Если этот феномен в UT2004 и других играх можно объяснить (вероятно, распределение нагрузки SLI возлагает на процессор дополнительные вычисления), то мы не понимаем, почему подобная ситуация происходит и в играх, которые не поддерживают SLI, где даже при включении SLI работает только одна карта (Flight Simulator 2004). Кстати, в играх OpenGL, типа Call of Duty, эта проблема не так ощутима.

Если игра активно использует программы-шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), то прирост производительности SLI компенсирует любые недостатки при высоких разрешениях и включённых настройках качества.

Тип игры тоже немало влияет на эффективность SLI. Игры со старыми 3D-движками типа Call of Duty выигрывают от SLI только на высоких разрешениях и включённых настройках качества. Но производительность здесь уже очень высока и без SLI, так что никаких проблем не возникнет. В то же время, современные игры, активно использующие шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), демонстрируют преимущество от SLI даже при небольших разрешениях.

Чтобы рассеять все сомнения в наблюдающемся феномене падения производительности при низких разрешениях в SLI, мы проанализировали производительность работы одной карты в режимах x8 PCIe и x16 PCI. Результаты оказались полностью идентичными.

Наконец, наше последнее измерение касается UT2004 без подключённого мостика SLI в разрешении 1600x1200 4xAA/8xAF:

  • с мостиком SLI (2 карты): 153,3 FPS;
  • без мостика SLI (2 карты): 133.0 FPS;
  • одна карта (1 карта): 101,1 FPS.

Поддержка нескольких дисплеев

Помимо стандартной работы SLI на материнских платах, можно реализовать ещё два сценария. Вместо того, чтобы две видеокарты работали совместно, можно использовать их для подключения к компьютеру до четырёх мониторов. Причём этот режим работы не ограничен только картами nVidia - мы не испытали каких-либо проблем при установке X800 или X700. После загрузки Windows распознала вторую карту и установила драйвер.

Поддержка нескольких дисплеев

В то же время, у последних драйверов ATi CCC (Catalyst v4.11) наблюдаются определённые проблемы с распознаванием данного режима работы. Display Manager Wizard распознаёт выходы только первой карты, хотя Display Manager показывает три монитора. В любом случае, вы не сможете менять параметры типа разрешения и т.д. для всех мониторов. CCC позволяет устанавливать эти параметры только для первой карты X800. Когда вы пытаетесь нажать на дисплей, подключённый к другой карте, то CCC сразу же переходит к первому дисплею. С другой стороны, регулировка настроек в Windows Display Manager проходит без всяких проблем.

Поддержка нескольких дисплеев

Microsoft Flight Simulator 9 без всяких проблем запустился на трёх дисплеях в режиме двух и трёх дисплеев на картах X800 и X700. В то же время, режим "3D-span" на двух картах ATi пока невозможен. Мы попытаемся узнать причину у ATi и сообщим позднее.

Поддержка нескольких дисплеев

Теперь перейдём к nVidia. Мы решили установить во второй слот GeForce PCX 5750, а в первый - GeForce 6800 Ultra. Вторая карта вновь была распознана Windows без всяких проблем. В меню драйвера nVidia появились обе карты, так что настройки можно осуществлять по отдельности. Впрочем, режим "span" по объединению трёх мониторов в один большой экран (наподобие функции Matrox Surround Gaming) с картами nVidia невозможен, даже если второй картой установить GeForce 6800 Ultra. Режим "span" ограничен только одной картой - не слишком хорошо! Почему-то при использовании двух карт в настройках nView Мастер nView Display Wizard был недоступен.

Итог будет таков. Поддержка трёх или четырёх дисплеев через две видеокарты на материнских платах SLI ещё требует доработки драйверов. Если бы режим "span" был не ограничен одной картой и двумя дисплеями, то мы получили бы неплохую конфигурацию для игр (surround gaming). В конце концов, у Matrox, которая и разработала Surround Gaming, все три монитора работают от одной карты.

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

Наконец, мы не смогли отказать себе в удовольствии провести один последний тест. Даже во времена Voodoo2 пользователи могли запускать 3D-игры через стандартную видеокарту или отдельную карту Voodoo2. Так почему бы сейчас не попробовать установить Radeon X800 XT PE вместе с GeForce 6800 Ultra и не подключить обе карты к монитору, оснащённому двумя входами? Так мы и поступили.

Установка драйвера ATi Catalyst v4.11 вместе с nVidia Detonator v66.93 никаких проблем не вызвала. После перезагрузки драйвер ATi вывел ошибку, поскольку не смог активировать второй дисплей. После того, как мы исправили ситуацию в меню Windows Display, мы получили доступ к опциям драйвера ATi.

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

ATi и nVidia в гармонии - по крайней мере, на нашем компьютере.

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

Теперь на панели задач появились значки ATi и nVidia.

На первой карте GeForce 6800 игры запускались без проблем. После того, как мы переключили основной дисплей на ATi X800, при запуске игры мы получили ошибку D3D. Перезапуск компьютера не помог.

Поменяв карты, мы установили X800 в верхний слот - система не заработала вообще. После определения графических карт и перезагрузки драйвер GeForce 6800 не смог корректно загрузиться, хотя карта по-прежнему присутствовала в Device Manager.

Но мы так легко не сдаёмся! Поэтому мы вернулись к конфигурации, когда GeForce 6800 Ultra занимала первый слот, а X800 XT - второй. И вновь мы определили X800 как основной монитор. Кроме того, мы выключили дисплей GeForce 6800, отключив функцию "Extend my Windows Desktop onto this Monitor" (расширение рабочего стола Windows на этот монитор). Перезапустились - и теперь все 3D-игры заработали и на X800!

Ниже мы привели пошаговые инструкции. Сначала активирована только GeForce 6800 Ultra. Драйверы nVidia и ATi установлены, как описано выше.

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

3D Mark 2003 запускается на GeForce 6800 Ultra.

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

В Windows Display Manager карта Radeon X800 XT отключена (дисплей 2).

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

После нажатия на второй дисплей выберите опцию "Extend my desktop onto this monitor", а затем опцию "Use this device as the primary monitor" и нажмите "Apply". Теперь переключите ваш монитор на второй вход VGA.

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

Теперь выберите мышью первый дисплей и отключите его, сняв флажок опции "Extend my desktop onto this monitor".

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

После того, как вы нажмёте "Apply", карта GeForce 6800 будет выключена.


Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

Запуск 3D-приложения выдаёт сообщение об ошибке - время перезагрузиться!

Во время загрузки ПК экран поначалу будет чёрным, поскольку все сообщения загрузки выводятся через первую карту (GF 6800), а вход нашего монитора подключён к X800. После загрузки Windows появится картинка, а карта GeForce 6800 выключится.

Одновременная работа ATi X800 и GeForce 6800

После перезагрузки: запускаем 3D Mark 2005 - всё успешно!

Переключение обратно на GeForce 6800 происходит точно так же. Но почему-то GF 6800 поначалу стартует только с глубиной цвета в 4 бита! Не волнуйтесь. После перезагрузки компьютера вы сможете установить правильное разрешение и глубину цвета.

Конечно, подобный режим не назовёшь удобным, поскольку он требует перезагрузки компьютера, но он всё же работает. Вы можете выбирать между картами ATi и nVidia на одном компьютере!

Заключение

Этого можно было ожидать: компьютер с поддержкой SLI, оснащённый двумя картами GeForce 6800 Ultra или GT побеждает по производительности всех остальных! Резервы производительности системы SLI просто великолепны. Даже с процессором Athlon 64 4000+ производительность почти всегда упиралась в CPU - он просто не успевал просчитывать и выдавать на карты информацию. Только в разрешении 1600x1200 пикселей с включением 4x FSAA и 8x анизотропной фильтрации карты SLI смогли получить достаточную нагрузку. Вид игры тоже в немалой степени влияет на прирост производительности, обеспечиваемый SLI. Если игра интенсивно использует шейдеры (например, Doom 3 и FarCry), то преимущество от SLI будет заметно даже при низких разрешениях. В то же время, на относительно старых играх типа UT 2004 и Call of Duty прирост оказывается меньше. Кстати, даже Half-Life2 получает от SLI сравнительно небольшой прирост. Следует отметить, что некоторые игры в режиме SLI вообще не смогут запуститься.

Производительность системы SLI на двух картах GeForce 6600 GT мы сможем оценить, только когда в нашу лабораторию поступят новые тестовые карты. Одно понятно уже сейчас: задёшево систему SLI собрать не получится.

При покупке системы SLI учитывайте, что этот режим поддерживают не все игры. Если драйвер не обнаружит у себя подходящего профиля SLI для игры, то игра будет работать с одной картой даже при включении SLI - причём производительность в этом случае может даже снизиться по сравнению с системой, в которую установлена только одна карта. На это в немалой степени влияет возраст игры и уровень 3D-технологий в ней. Ещё одна финансовая проблема связана с тем, что пока неизвестны розничные цены на карты GeForce 6800 PCIe и SLI-совместимые материнские платы. Пока что мы слышали об увеличении цены примерно на $50 по сравнению со стандартными материнскими платами на nForce4 Ultra.

Среди протестированных SLI-совместимых материнских плат на nForce4 наш выбор пал на ASUS A8N-SLI Deluxe. И не только из-за лучшей производительности. Хотя MSI, без всякого сомнения, решит проблемы с пропускной способностью памяти в финальной версии платы, модель ASUS обеспечивает два дополнительных слота x1 PCI Express, которые у MSI отсутствуют. Ещё одним фактором является дополнительное питание для второй видеокарты на плате ASUS - похоже, здесь производитель подошёл более продуманно.

Мы не согласны с тем, что поддержка SLI сегодня возможна только на играх, выпущенных совместно с nVidia. Подобно "разгону", неплохо бы получить в драйверах опцию, принудительно включающую работу SLI, даже если это приведёт к потенциальным ошибкам и краху. Ведь технология SLI нацелена на энтузиастов! Любой, кто согласен вложить $1000 в графическую подсистему своего компьютера, может смириться с риском того, что игра или компьютер будут иногда "вылетать" в режиме SLI. По нашему мнению, очень не весело ждать следующей версии драйвера или использовать "утечку" драйвера для новой игры. Вряд ли так следует поступать с целевой аудиторией, для которой предназначена технология SLI.

Другим применением материнских плат SLI можно считать использование конфигураций с более чем двумя мониторами. Да и некоторые фанатики могут установить в свой компьютер одновременно карты ATi и nVidia.


СОДЕРЖАНИЕ

Обсуждение в Клубе Экспертов THG Обсуждение в Клубе Экспертов THG


РЕКЛАМА
РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧЕСТЬ!

История мейнфреймов: от Harvard Mark I до System z10 EC
Верите вы или нет, но были времена, когда компьютеры занимали целые комнаты. Сегодня вы работаете за небольшим персональным компьютером, но когда-то о таком можно было только мечтать. Предлагаем окунуться в историю и познакомиться с самыми знаковыми мейнфреймами за последние десятилетия.

Пятнадцать процессоров Intel x86, вошедших в историю
Компания Intel выпустила за годы существования немало процессоров x86, начиная с эпохи расцвета ПК, но не все из них оставили незабываемый след в истории. В нашей первой статье цикла мы рассмотрим пятнадцать наиболее любопытных и памятных процессоров Intel, от 8086 до Core 2 Duo.

ССЫЛКИ
Реклама от YouDo
По ссылке пульт управления агв навьен, подробнее тут.
Услуги грузчиков в Хабаровске, смотреть подробности.