До 1 Гбайт видеопамяти: GeForce 7800 GTX 512 SLI
Гонка графических процессоров вновь накаляется. Во время выпуска SLI nVidia получила корону графической производительности в конфигурациях на двух картах, но первое место среди одиночных решений было не таким убедительным. 22 июня этого года nVidia выпустила 7800 GTX, который буквально порвал все конкурирующие модели.
Долгие дни ATi медлила с ответом. Конечно, компания анонсировала технологию совместной работы двух карт CrossFire, но она так и не попала на рынок. Даже после недавнего второго запуска этой технологии потребитель по-прежнему не может купить ни master-карты CrossFire, ни материнские платы.
Чуть больше месяца назад ATi выпустила линейку X1000 и вернула своё лидирующее положение. В некоторой степени. На рынке карты появились лишь через некоторое время.
Флагман X1800 XT тоже задержался, хотя сегодня и появился на полках магазинов. Впрочем, что касается новых карт nVidia 6800 GS, то в России ситуацию с их доступностью тоже нельзя назвать благоприятной.
Но сегодня разговор пойдёт не о том. nVidia вновь вернула себе корону производительности в конфигурациях как с одной, так и с двумя графическими картами. Мы имеем в виду выход на рынок нового графического процессора 7800 GTX 512. С выходом нового чипа nVidia обещает доступность карт на его основе в тот же день. Что ж, посмотрим, хотя в России ситуация осложняется таможней и другими проблемами.
Новые функции 7800 GTX 512
Чип 7800 GTX 512 базируется на 7800 GTX, но содержит ряд модификаций. На первый взгляд, изменения можно назвать косметическими: nVidia вместе с партнёрами добавила возможность установки на карту ещё 256 Мбайт памяти. Но в действительности дизайн графических карт и ядра nVidia GeForce 7800 512 подвёргся изменению, включая изменения в раскладке, что позволило улучшить обработку данных. Скажем, внутренняя шина была расширена до 512 бит (виртуально, благодаря технологии DDR). В принципе, 512-битная шина данных не является чем-то новым. Та же ATi в линейке X1000 использует внутреннюю 512-битную шину (256 бит в двух направлениях). Однако пионером в данной области является Matrox и карта Parhelia 512 (кстати, эта компания первой реализовала и 256-битную шину).
У 7800 GTX 512 внутренняя шина способна передавать 512 бит за такт благодаря поддержке технологии DDR. Внешняя шина остаётся 256-битной, так что скорость работы с 512-Мбайт буфером остаётся прежней. Если вернуться в прошлое, то мы никогда даже и не предполагали, что объём памяти видеокарты может сравняться или даже превзойти объём системной памяти. Теперь же суммарный объём графической памяти в конфигурации SLI может достичь 1 Гбайт!
С новой широкой внутренней шиной и благодаря оптимизациям раскладки ядра, nVidia смогла сильнее увеличить тактовые частоты по сравнению с оригинальным чипом 7800 GTX. Появившись в июне, GeForce 7800 GTX работал на тактовой частоте ядра 430 МГц и памяти – 600 МГц. Теперь же новые карты работают с частотой ядра 550 МГц и памяти – 850 МГц (1,7 ГГц DDR). Существенное продвижение вперёд.
Работа на повышенных тактовых частотах при сохранении техпроцесса 110 нм привела к тому, что nVidia потребовалось более совершенное решение охлаждения. И кулер был взят от уже существующей карты Quadro FX 4500. nVidia заявляет, что новое ядро, несмотря на более высокие тактовые частоты, будет потреблять не больше энергии, чем существующая 7800 GTX. Но как такое может быть? Техпроцесс не менялся, а частоты существенно возросли. Как будет видно ниже, nVidia не совсем права в своих заявлениях.
Новые драйверы и SLI-совместимость
Получив карты, мы установили их в нашу тестовую систему, которую использовали для тестирования драйверов линейки 80. Как мы уже отмечали, в документации к новым драйверам была указана поддержка карт следующего поколения. Но WHQL-сертифицированный драйвер 81.85 с сайта nVidia не смог распознать новые карты. Мы проверяли его со многими картами GeForce 7800 GTX, однако с новой линейкой 512 он работать отказался.
Мы решили скачать бета-драйвер 81.87 с сайта SLIzone.com (ещё один сайта nVidia, нацеленный на энтузиастов). После деинсталляции существующего драйвера 81.85 мы перезагрузили систему и попытались установить бета-драйвер. Но мы сразу же получили сообщение об ошибке, как и раньше. Драйвер не поддерживает карты.
Затем мы получили ещё один драйвер для тестирования (версия 81.89), который распознал наши карты и позволил их протестировать. Мы сразу же захотели проверить, правда ли, что nVidia поменяла ядро. С драйверами линейки 80 карты будут работать в конфигурации SLi, только если у них одинаковые ядра. Поэтому мы достали одну видеокарту 7800 GTX 512 и заменили её июньской эталонной моделью 7800 GTX.
Когда мы включили систему с двумя разными картами, соединёнными мостиком SLi, Windows XP Professional не смогла завершить загрузку. Она периодически “подвисала” на длительное время при прокрутке горизонтальной полоски. Подождав минут 20, мы решили, что подобная конфигурация всё же не заработает. Даже если бы машина и загрузилась, кому в здравом уме пригодится такая конфигурация, когда загрузки машины надо ждать полтора часа? Это в старые добрые дни можно было минутами ждать проверки памяти FP или EDO после включения тумблера питания. Но на дворе 2005 год.
Мы решили провести ещё один прогон, но без мостика SLI. И всё удалось! Система стартовала без каких-либо проблем. Windows запросила установку драйверов видеокарты, найдя традиционную 7800 GTX. Мы вызвали диспетчер устройств, чтобы убедиться в правильной установке. Затем мы открыли окно драйвера, чтобы посмотреть, сможем ли мы включить SLI. К сожалению, мы получили сообщение, что две карты не могут работать в конфигурации SLI, даже если они обе называются GeForce 7800 GTX.
Размер
Обе версии 7800 GTX на плате Abit Fatality AN8-SLI. Здесь наглядно видно различие карт по размеру. Модель 512 занимает два слота.
Размер системы охлаждения новых карт может не подойти для многих современных материнских плат. Если вы уже купили материнскую плату SLI от Abit, Gigabyte, MSI или любого другого производителя, то обнаружите, что два слота PCIe x8 расположены слишком близко друг к другу. Для карт линейки 6000 это не вызывало проблем, поскольку кулеры не занимали второй слот. То же самое было верно и для линейки 7000. Однако сейчас кулер первой карты слишком близко прилегает к плате второй карты.
Asus разработала свою материнскую плату с учётом использования системы охлаждения Artic Cooler на графических картах Extreme N7800 GTX TOP, которые занимают примерно 2,25 слота. Это оставляет достаточно места для новых карт GeForce 7800 GTX 512.
Хотя новые карты не так сильно нагреваются, как оригинальная 7800 GTX, кулеры всё же очень большие. Ниже мы привели несколько фотографий, показывающих различие между двумя раскладками материнских плат.
Раскладка Asus обеспечивает больше места между картами.
Тестовая конфигурация
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | AMD Athlon 64 FX-57 2,8 ГГц, 1,0 ГГц HyperTransport, 1 Мбайт кэша L2 |
Платформа | Asus AN8-SLI Premium nVidia nForce4 SLI, BIOS 1003 – 1005 |
Память | Corsair CMX1024-4400Pro 2x 1024 Мбайт @ DDR400 (CL3,0-4-4-8) |
Жёсткий диск | Western Digital Raptor, WD740GD 74 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 150 |
Сеть | Встроенный nForce4 Gigabit Ethernet |
Блок питания | Enermax EG851AX 660 Вт, SLI-сертифицированный |
Видеокарты | |
nVidia GeForce 7800 GTX 512 (эталонная) | 512 Мбайт GDDR3 550 МГц ядро, 1,7 ГГц память DDR |
ATi Radeon X1800 XT | 512 Мбайт GDDR3 625 МГц ядро, 1,50 ГГц память DDR |
nVidia GeForce 7800 GTX (эталонная) | 256 Мбайт GDDR3 430 МГц ядро, 1,2 ГГц память DDR |
Системное программное обеспечение и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Драйвер платформы | nForce 6.65 |
Графические драйверы | ATi – Catalyst 5.9 – Display Driver 8.173 nVidia – Forceware 81.85 – WHQL – 7800 GTX nVidia – Forceware 81.89 – Beta – 7800 GTX 512 |
Правда об энергопотреблении 7800 GTX 512
Как мы отмечали выше, nVidia в своей презентации указывает на то, что новая карта не увеличивает энергопотребление системы на сколько-нибудь заметное значение.
Возможно, nVidia думает, что дополнительные 20 Вт являются незаметным значением, но большинство пользователей вряд ли с этим согласятся. Карта потребляет на 20% больше. Скажем, разве можно назвать “незаметным” 20% увеличение производительности? Продолжаем мысль дальше. Минимальным блоком питания для одной карты станет 350-Вт блок, обеспечивающий не меньше 22 А по линии 12 В. А для работы двух карт блок питания должен обеспечивать не меньше 500 Вт, причём по линии 12 В ток должен составлять не меньше 30 А. Посмотрим на результаты измерений.
nVidia прокомментировала, что указанные требования являются пиковыми, но, как можно видеть по результатам, во время запуска 3D-приложений общее энергопотребление возрастает примерно на 6,3%. Возможно, именно это значение компания назвала “незаметным”. И здесь мы, в принципе, согласны.
Есть и хорошие новости: GeForce 7800 GTX действительно потребляет меньше энергии, но только во время бездействия или при загрузке. На диаграмме можно видеть среднюю экономию энергии в 9,3%. Впрочем, вряд ли покупатели подобных карт будут экономить каждую копейку на счёте за электричество. Они желают получить максимальную частоту кадров по любой цене. Что ж, давайте перейдём к результатам тестов производительности.
3DMark 2003
3DMark часто называют “геймерским тестом”, а лаборатория THG использует разные версии этого теста уже несколько лет. Баллы 3DMark выдаются относительно эталонной системы. Чем выше баллы, тем выше производительности системы по сравнению с эталонной. С каждой новой версией 3DMark баллы пересматриваются, чтобы они не возросли астрономически высоко. Этот тест широко используется в индустрии.
Как видим, GeForce 7800 GTX 512 обгоняет ATi X1800 XT, показав больший результат.
3DMark 2005
GeForce 7800 GTX 512 обогнала ATi X1800XT и в 3DMark 2005.
Unreal Tournament 2004 – THG8 Assault
Многие игры базируются на движке Unreal. По этой причине мы считаем, что UT2004 должен сохраняться в нашем ассортименте тестов. Мы используем демо UT2004 собственной сборки, действие происходит в режиме “assault” на карте Fallen City. Мы не включали ботов, а графические детали, вполне понятно, были выкручены на максимум.
Как видим, производительность движка Unreal упирается в CPU. Но при повышении разрешения и количества функций карта вновь становится ограничивающим фактором. Но даже в разрешении 1600×1200 с 4xAA и 8xAF новая версия 512 уже не сдаётся, в отличие от оригинала.
Far Cry 1.3 (32-битная) – Cooler01 Demo
Движок Crytek является одним из многих, но игра Far Cry хорошо нагружает видеокарту текстурами, тенями и освещением. Во время тестов мы включали фонарик в игре. Мы использовали собственное демо Cooler01, чтобы гарантировать независимый результат. Far Cry также поддерживает высокий динамический диапазон HDR (High Dynamic Range).
Что-то интересное проглядывает в этом и некоторых других тестах в конфигурации SLI. Раньше SLI обеспечивала в Far Cry прирост, включая оригинальную 7800 GTX. Но здесь, как можно видеть, одиночная 512 обеспечивает более высокую частоту кадров. Возможно, это просто связано с драйверами, которые находятся в состоянии бета-версии, либо с тем, что на просчёт SLI тратится слишком много ресурсов.
При повышении разрешения SLI вновь выходит на первое место.
Doom 3
Следующий игровой движок – Doom 3. Он способен поставить все карты “на колени” из-за использования сложного освещения. Мы использовали штатное timedemo Doom 3 “demo1” для каждого из наших тестов. Сначала драйвер видеокарты выставлялся в настройку “application controlled” (“управление приложением”). Затем для первого прогона мы отключали FSAA и включали настройку высокого качества. При этом включалась анизотропная фильтрация (в режим 8x). Для второго прогона мы включали FSAA в режим 4х, чтобы нагрузить видеокарту по-максимуму.
Опять же мы наблюдаем знакомый сценарий, когда одиночная карта обгоняет конфигурацию SLI. Возможно, проблемы всё же в драйвере, но мы постараемся выяснить этот вопрос с nVidia.
Опять же, при увеличении нагрузки результаты приходят в норму. Во всех пяти тестах 7800 GTX 512 выходит в лидеры.
Half-Life 2 – DP_Coast_01 Demo
Затем мы тестировали карты на движке Valve Source, который используется в Half-Life 2. Игра HL2 немало нагружает процессор, поэтому она является хорошим тестом не только последних графических карт, но и общей системной производительности. Кстати, HL2 отличается очень красивыми графическими красотами. Во время последнего обновления Valve Software к Half-Life 2 была добавлена поддержка HDR. Прекрасное добавление, но в результате наше прежнее тестовое демо потеряло свою актуальность. Поэтому пришлось обновить этот тест. Теперь мы используем демо DP_Coast_01.dem.
Первый раз карты 7800 GTX 512 не вышли на первое место. Кроме того, эта игра не очень-то любит SLI.
Даже Half-Life 2 в высоком разрешении уступает первое место новой карте nVidia.
Разгон
Мы продолжаем проверять возможности разгона новых карт и драйверов. Хотя nVidia по умолчанию не предоставляет движков разгона в драйверах карты, их можно включить с помощью Coolbits. Напоминаем, что разгон лишает гарантии и сокращает срок службы компонентов. Для наших тестов мы использовали кулер, поставляющийся в комплекте с картой.
Мы смогли при одиночной работе карты увеличить частоту ядра до 621 МГц, а память – до 1,81 ГГц DDR (напомним, что оригинальные частоты составляют 550 МГц для ядра и 1,7 ГГц DDR для памяти). При этом в 3DMark 2005 мы смогли увеличить результат от 9 538 до 10 939 баллов. Улучшение составило почти 15%.
В режиме SLI разгон оказался чуть хуже. Мы не смогли поднять частоты так же высоко, как при использовании одиночной конфигурации. Мы попытались вручную поднять частоты, но система “вылетела”. Частота ядра поднялась до 610 МГц, а памяти – до 1,78 ГГц. В результате мы получили 13 316 баллов в 3DMark 2005 против начального результата 13 044. В общем, прирост составил всего 2%. Как вы понимаете, разгонять карты в конфигурации SLI вряд ли имеет смысл. В то же время, пользователи одиночных карт получат от разгона существенное преимущество. Суммарный разгон частот ядра и памяти составил 9,7%, но скорость возросла на 15%.
Следует отметить, что результаты разгона зависят от конкретных образцов карты и в вашем случае могут быть иными.
Заключение
Итог будет прост: карту nVidia GeForce 7800 GTX 512 можно назвать новым королём 3D-производительности. Как показало наше тестирование, только в 2 из 24 тестов (игры и разные режимы) вперёд вышла карта ATi. На момент выхода статьи карты должны уже появиться в магазинах, исключая ситуацию в России, где часто влияют другие факторы вроде таможни. Но к Новому году карты, определённо, будут доступны, так что подарок вы сможете сделать просто отменный.
Как мы надеемся, ATi в ближайшее время тоже представит что-нибудь интересное. Конкуренция со стороны nVidia, а также агрессивная политика заполнения рынков любых ценовых уровней играет на руку потребителям, по крайней мере, сейчас. Но без сильного оппонента ситуация будет резко ухудшаться: инновации будут появляться позднее, а цены расти. Будем ждать ответа ATi.