Введение
У каждого есть собственные соображения по тому, какое оптимальное соотношение цены и производительности должно быть у компьютерной системы. Некоторые покупатели предпочитают добить в low-end систему high-end видеокарту, другие непреднамеренно снижают производительность платформ дешёвыми комплектующими. В наших последних сборках с разными бюджетами мы попытались найти баланс между производительностью CPU и графической подсистемы в пределах определённого ценового уровня, но больше всего противоречий вызвала сборка с графической подсистемой 3-way SLI из трёх видеокарт среднего (относительно) ценового уровня.
Нажмите на картинку для увеличения.
Конечно, мы получили немало комментариев. Некоторые читатели считали, что конфигурация 3-way SLI чрезмерна для компьютера за $2500, утверждая, что пара Radeon HD 4870 X2 станет лучшим выбором. Впрочем, главный аргумент заключался в неэффективности масштабирования производительности видеокарт по мере увеличения числа GPU, когда третья дополнительная видеокарта даёт минимальное преимущество.
Конечно, первый аргумент – это предмет спора, поскольку не следует забывать, что у двух видеокарт HD 4870 X2 используется по два GPU RV770 на каждой. Поэтому проблемы с масштабированием игр в зависимости от числа GPU встанут ещё более остро.
Мы решили разобраться с этим вопросом более глубоко. Поскольку выбор связки 3-way SLI на видеокартах GeForce GTX 260 более противоречив, чем выбор SLI на двух GTX 280, мы оснастились двумя видеокартами GTX 280 для нынешней статьи, дополняющей тесты разных сборок. Давайте посмотрим, как две конфигурации покажут себя?
Нажмите на картинку для увеличения.
Настройки тестов
Нажмите на картинку для увеличения.
Мы провели нынешнее сравнение конфигурации 3-way GTX 260 Core 216 против 2-way GTX 280 на нашей системе за $2500, добавив к конфигурации две видеокарты EVGA (модельный номер 01G-P3-1280-AR).
Что касается соотношения цены и производительности сборки 3-way SLI против 2-way, единственное изменение в данной конфигурации заключалось в замене видеокарт GeForce GTX 260 от EVGA – они имеют заводской разгон 8,68% для GPU и 5,4% для памяти. Чтобы сравнение было честным, мы разогнали видеокарты GTX 280 на таком же уровне, то есть до 654 МГц для GPU и 2338 МГц для памяти GDDR3 (вы можете купить видеокарты EVGA с почти таким же заводским разгоном под модельным номером 01G-P3-1284-AR).
Аппаратная конфигурация компьютера за $2500 (январь 2009) | ||
Компонент | Штатные настройки | Разгон |
CPU | Intel Core i7 920, 2,66 ГГц, кэш 8 Мбайт | 4,00 ГГц (20x 200 МГц), 1,3875 В VCore, 1,45 В VTT, 1,375 В QPI, 1,375 В IOH |
Кулер CPU | Vigor Monsoon III LT, 2x 2000 об/мин 120-мм вентиляторы (штатные) |
|
Материнская плата | EVGA X58 3X SLI, чипсет Intel X58/ICH10R, LGA-1366 | ICH VCore 1,25 В, IOH/ICH I/O 1,65 В |
Память | Super Talent DDR3-1333, 3x 3,0 Гбайт, CAS 8-8-8-24 | 1600 МГц DDR, CL 9-8-8-16 |
Видеокарты I | 3x EVGA GeForce GTX 260 Core 216 S.E., 626 МГц GPU, GDDR3-2106 |
|
Видеокарты II | 2x EVGA GeForce GTX 280 (разгон) 654 МГц GPU, GDDR3-2338 |
|
Жёсткие диски | 3x Samsung Spinpoint F1 HD103UJ RAID 5, 1,0 Тбайт, 7200 об/мин, кэш 32 Мбайт |
|
Звуковая карта | Встроенная HD Audio |
|
Сеть | Встроенная 1 Гбит/с |
|
Корпус | Cooler Master Stacker 830 Evolution (Black) |
|
Блок питания | Silverstone OP1000 Evolution, ATX12V v2.2. EPS12V, 1000 Вт, 80 A по лини +12 В |
|
Оптический привод | LG GGC-H20LK 6X Blu-ray/HD DVD-ROM, 16X DVD+/-R |
|
Дополнительные вентиляторы | 2x Scythe S-FLEX SFF21F 120 мм 1600 об/мин |
|
Программное обеспечение | ||
ОС | Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit SP1 |
|
Видеокарты | NVidia Forceware 180.48 |
|
Чипсет | Intel INF 8.3.0.1016 |
Некоторые наши графические тесты упираются в производительность CPU, а не в GPU, поэтому мы оставили разгон у нашей сборки за $2500, чтобы максимально выжать ресурсы видеокарт.
Мы также повторили полный набор тестов, включая кодирование аудио/видео и приложения, чтобы проверить, накладывает ли дополнительную нагрузку на CPU использование трёх видеокарт в конфигурации GTX 260 Core 216.
Настройки тестов
Ниже приведена конфигурация проводимых тестов.
3D-игры | |
Crysis | Version: 1.2.1 Video Quality: Very High Details Demo: CPU-Benchmark + Tom’s Hardware Tool |
Supreme Commander Forged Alliance |
Version: 1.5.3599 Video Quality: Highest Settings Demo: WallaceTX_006_006 Benchmark: Fraps 2.9.4 – Build 7037 |
Unreal Tournament 3 | Version: 1.2 Sound and DirectX10 Texture Details: 5 Level Details: 5 Demo: vCTF-Reflection_bot Time: 12/60 |
World in Conflict | Version: 1.0.0.9 Video Quality: Very High details Demo: Game-Benchmark |
Аудио | |
iTunes | Version: 7.7.0.43 Audio CD (Terminator II SE), 53 min Default format AAC |
Lame MP3 | Version: 3.98 Beta 3 (05-22-2007) Audio CD Terminator II SE, 53 min wave to MP3 160 Kb/s |
Видео | |
TMPEG 4.5 | Version: 4.5.1.254 Import File: Terminator 2 SE DVD (5 Minutes) Resolution: 720×576 (PAL) 16:9 |
DivX 6.8.3 | Encoding mode: Insane Quality Enhanced multithreading Enabled using SSE4 Quarter-pixel search |
XviD 1.1.3 | Display encoding status = off |
Mainconcept Reference 1.5.1 Reference H.264 Plugin Pro 1.5.1 |
MPEG2 to MPEG2 (H.264) MainConcept H.264/AVC Codec 28 sec HDTV 1920×1080 (MPEG2) Audio: MPEG2 (44.1 kHz, 2 Channel, 16 Bit, 224 kbps) Mode: PAL (25 FPS) Profile: Tom’s Hardware Settings for Qct-Core |
Приложения | |
Autodesk 3D Studio Max 9 | Version: 9.0 Rendering Dragon Image at 1920×1080 (HDTV) |
Adobe Photoshop CS 3 | Version: 10.0×20070321 Filtering from a 69 MB TIF-Photo Benchmark: Tomshardware-Benchmark V1.0.0.4 Filters: Crosshatch, Glass, Sumi-e, Accented Edges, Angled Strokes, Sprayed Strokes |
Grisoft AVG Anti-Virus 8 | Version: 8.0.134 Virus base: 270.4.5/1533 Benchmark: Scan 334 MB Folder of ZIP/RAR compressed files |
Winrar 3.80 | Compression = Best Dictionary = 4096 KB Benchmark: THG-Workload (334 MB) |
Winzip 11 | Version 11.2 Compression = Best Benchmark: THG-Workload (139 MB) |
Синтетические тесты | |
3DMark Vantage | Version: 1.02 GPU and CPU scores |
PCMark Vantage | Version: 1.00 System, Memory, Hard Disk Drive benchmarks Windows Media Player 10.00.00.3646 |
SiSoftware Sandra XII SP2 | Version 2008.5.14.24 CPU Test = CPU Arithmetic / MultiMedia Memory Test = Bandwidth Benchmark Benchmark Results: 3D Games |
3D-игры
Наши сборки за $2500, $1250 и $625 предназначены для игр в разрешениях 1920×1200, 1680×1050 и 1280×1024. Хотя мы не собирали компьютер для 30″ дисплеев, мы всё же протестировали сборку за $2500 с графической подсистемой 3-way SLI в разрешении 2560×1600, чтобы сравнить с предыдущей топовой сборкой. Сегодня мы тоже протестируем разрешение 2560×1600, чтобы сравнить в нём работу 3-way GTX 260 против 2-way GTX 280.
Наша конфигурация 3-way SLI просто не заработала в Crysis в разрешении 2560×1600 пикселей с самыми высокими настройками качества и сглаживанием (AA), но конфигурация 2-way GTX 280 смогла запустить игру, хотя результаты слишком медленные и не имеют практического значения. В разрешении до 1920×1200, конфигурация 3-way GTX 260 продемонстрировала впечатляющую производительность. (Если вы помните в наших предварительных тестах GeForce GTX 295, в Crysis возникала та же проблема с этим разрешением и производительностью – nVidia подтвердила, что причина кроется в драйвере, это не является каким-то артефактом тройки GTX 260).
Две GTX 280 побеждают три Core 216 GTX 260 в UT3, но оба решения дают настолько высокую производительность, что в этой игре даже не требуется SLI при максимальных настройках.
Стратегии реального времени не требуют высокой частоты кадров для игры, но высокий уровень детализации улучшает визуальное впечатление.
В Supreme Commander можно легко играть в разрешениях до 1920×1200 на любой графической конфигурации, но пара GTX 280 обошла тройку GTX 260.
Высокая частота кадров в World In Conflict обрадует владельцев GTX 280, но оба решения позволяют насладиться плавной игрой в любых разрешениях.
Кодирование аудио и видео
Мы не раз слышали, что добавление в систему видеокарт может повредить общей системной производительности, поэтому провели все оставшиеся тесты на конфигурациях 3-way и 2-way SLI.
Тесты кодирования аудио больше зависят от производительности CPU, а тесты кодирования видео – от скорости и объёма памяти. Мы наблюдаем нулевой прирост при переходе от трёх видеокарт GTX 260 Core 216 на две GTX 280, то есть чрезмерной нагрузки на систему у конфигурации 3-way SLI нет.
Приложения
Наш пакет приложений тоже доказывает, что конфигурация 3-way SLI не даёт негативного эффекта на общую системную производительность.
Небольшая разница в Adobe Photoshop и AVG статистически не важна, тем более, результат меняется в пользу той или иной связки SLI.
Синтетические тесты
Синтетические тесты позволяют лучше отдельных программ выделить тот или иной аспект производительности, хотя их результаты не всегда соответствуют реальным приложениям.
3DMark показывает прирост от дополнительной вычислительной мощности трёх видеокарт GTX 260 Core 216, но в реальных играх, к сожалению, такое наблюдалось только в одном тесте.
PCMark даёт небольшое преимущество по системной производительности при использовании двух, а не трёх видеокарт. Впрочем, в реальных приложениях мы такого не видели.
В отличие от PCMark, Sandra демонстрирует нулевую разницу в производительности CPU или памяти между двумя конфигурациями.
Энергопотребление
Видеокарты GTX 280 известны своим высоким энергопотреблением. Видеокарты построены на одинаковых платах, но конфигурация на несколько урезанных GTX 260 Core 216 GPU с чуть меньшей по частоте памятью GDDR3 DRAM должна потреблять больше, поскольку мы использовали три видеокарты вместо двух.
Хотя графическая конфигурация 3-way потребляет больше энергии, разница в реальных условиях удивительно мала. Можно сказать, что решение на 3-way GTX 260 Core 216 более эффективное, поскольку вычислительная производительность у него выше, однако лидерство тройки в играх было ограничено одним примером в нашем тестовом пакете.
Заключение
Для нашей сборки за $2500 мы выбрали графическое решение 3-way GTX 260 Core 216, понадеявшись получить более высокую игровую производительность, в частности, в Crysis, по меньшей цене. Давайте посмотрим на суммарную разницу в игровой производительности.
Производительность в Crysis действительно улучшилась, но за счёт падения в других играх. Но победа оказалась существенно большей, чем поражения, если учесть, что Crysis – единственная игра, которой нужна дополнительная графическая производительность даже в разрешении 1920×1200 пикселей. Впрочем, для нахождения результата производительности на каждый затраченный доллар/рубль, мы будем использовать средний результат для всех игр.
Видеокарты GTX 280 стоили существенно дороже, когда мы отбирали комплектующие в начале декабря 2008. Сегодня на международном рынке разогнанные видеокарты GTX 260 Core 216, которые мы использовали, стоят $260 за карту – дороже обычных моделей. Мы разогнали наши образцы GTX 280 до такого же уровня, и самая близкая видеокарта от этого же производителя с заводским разгоном стоит около $400. В начале декабря мы сэкономили около $100, но сегодня экономия упала до $20. Давайте посмотрим на производительность на каждый затраченный доллар/рубль.
Хотя у конфигурации 3-way SLI соотношение чуть выше, вряд ли кто-то сегодня будет выбирать материнскую плату для поддержки этой технологии. Всего месяц назад данная конфигурация казалась выигрышной по цене, но сегодня ситуация изменилась, благодаря падению цен на топовую видеокарту nVidia, поскольку компания готовится представить новое скоростное чудо.
Теперь настало время ответить на вопрос, поставленный в начале статьи. Нет, три видеокарты не всегда побеждают пару. Месяц назад три GeForce GTX 260 Core 216 ещё могли дать экономию в $100 по сравнению с двумя GTX 280. Но сегодня, в свете скорого анонса видеокарт nVidia на CES, разница практически нулевая.