|
Может ли карта Ageia PhysX дать в играх реалистичную физику?
Ageia утверждает, что её новая карта обработки физики и движок свершат настоящую революцию в мире игр для ПК. Мы на своём опыте убедились, насколько хорошо Ageia PPU (physics processing unit) справляется с обломками и осколками в игре Ghost Recon Advanced War Fighter. Если вы хотите посмотреть своими глазами, то можете скачать наши видеоролики.
Давайте разберёмся, что собой представляет физический процессор, и что он способен дать играм? Если не вдаваться в подробности, то выделенный физический процессор способен взять на себя все задачи физики, которые раньше обрабатывались CPU. Однако PPU отнюдь не заменяет видеокарту, которая по-прежнему используется для рендеринга кадров. Вместо этого, физический движок симулирует эффекты, которые встречаются в реальном мире, например, гравитационное воздействие и трение.
Итак, как же применение законов физики реального мира может сказаться на геймплее? Например, в GTA San Andreas вес и скорость каждой машины определяются множеством параметров. Эти параметры влияют на то, как быстро машина будет разгоняться, а также на просчёт столкновений двух автомобилей. С помощью специального редактора можно менять эти параметры. После чего тяжёлый военный танк будет двигаться так же быстро, как гоночный болид, а простая детская коляска по своим характеристикам окажется неуклюжим транспортным самолётом.
Мир ролевой игры Oblivion содержит ряд примеров активного использования физики: предметы скатываются на крутых склонах, а тела поверженных врагов плавают на поверхности воды. Если труп немного притопить и отпустить, он всё равно затем всплывёт. Выстрелы из лука вертикально вверх приводят к тому, что стрелы будут падать обратно, иногда попадая в камни, деревья или пеньки.
Сегодня Ageia с помощью своей добавочной карты для шины PCI пытается поднять игровую физику на новый уровень. Карта берёт на себя все физические вычисления в играх, позволяя реализовывать больше эффектов, чем в случае стандартного расчёта физики с помощью CPU.
Карты Ageia PhysX оснащены небольшим вентилятором, 128 Мбайт памяти GDDR3 и предназначены для шины PCI. На них нет никаких внешних разъёмов, а дополнительные кабели тоже не используются.
Ageia PhysX против физики nVidia SLI
В последнее время физические движки и их использование в графических приложениях стали горячими темами споров на многочисленных web-форумах. Среди трёх доступных вариантов только карта Ageia PhysX представляет собой выделенное аппаратное решение. Другие опции подразумевают расчёт физики через графические карты nVidia SLI или перенос вычислений в отдельный поток, который будет просчитываться собственным ядром CPU.
При цене $299 карту Ageia нельзя назвать дешёвой. Впрочем, энтузиасты и хардкорные геймеры всегда готовы доплатить за передовое "железо", но реальная ценность карты Ageia в играх пока не так очевидна. Современные видеокарты поддерживают HDR-рендеринг и эффекты пиксельных шейдеров, преимущества которых можно легко увидеть на многочисленных скриншотах, опубликованных в Интернете. Но вот с преимуществами выделенной физической карты Ageia всё уже не так очевидно.
Сегодня слишком мало реальных приложений и демонстраций, которые смогли бы показать все возможности ускорителя физики Ageia. А скриншоты на web-сайте компании вряд ли способны убедить всех скептиков. Впрочем, игра Ghost Recon Advanced War Fighter, первая поддержавшая PhysX на рынке, и это только начало. Но до тех пор, пока не появится большое количество игр с поддержкой PhysX, цена подобного решения будет отпугивать большинство потенциальных покупателей.
С другой стороны, с объявлением драйверов nVidia Forceware 90 жизнь для Ageia усложнилась: они позволяют использовать вторую карту в конфигурации SLI для физических расчётов (физический движок Havok FX). Впрочем, если метод Ageia заключается в полном переносе задач просчёта на PPU, то подход nVidia SLI предполагает лишь вывод визуальных физических эффектов. Звучит не очень внятно, тем более что у каждого подхода есть свои огрехи. Начнём с Ageia. В игре Ghost Recon персонаж не может взаимодействовать абсолютно со всеми объектами. А дополнительные обломки и осколки, которые аппаратно просчитываются Ageia, после взрыва быстро исчезают. Что же касается nVidia, то для тестов физики в конфигурации SLI следует дождаться нового драйвера Forceware 90. По слухам, он появится только в конце июля. И лишь тогда мы сможем оценить, даёт ли какие-либо преимущества решение nVidia на практике. Кроме того, пока непонятно, заработает ли решение nVidia с играми на движках Havok FX или геймерам придётся скачивать специальные патчи.
В любом случае, прямое сравнение двух решений делать сложно, да и может получиться так, что игр, одновременно поддерживающих Ageia и nVidia, просто не будет. Если Ageia использует собственный движок PhysX, то nVidia выбрала Havok FX, который работает в играх Oblivion, Half Life 2 и Max Payne 2. А движок Ageia доступен пока только в игре Ghost Recon Advanced Warfighter. Ещё во время установки игра настаивает на инсталляции драйвера Ageia, независимо от того, есть карта PhysX в системе или нет. В диалоговом окне присутствует только клавиша подтверждения, так что прервать установку драйвера нет никакой возможности. Будущее покажет, насколько совместимыми окажутся технологии PhysX и Havok FX. Впрочем, вряд ли разработчики игр пожелают платить лицензионные отчисления за использования обоих движков.
Третий подход, упомянутый нами, заключается в переносе просчёта физики на отдельное ядро. Сегодня по этому поводу мнения разнятся. Некоторые специалисты утверждают, что второе ядро двуядерного процессора не сможет справиться с просчётом физики, либо физические вычисления на универсальном ядре будут проходить намного медленнее, чем на специализированном чипе (типа Ageia PPU). Впрочем, мы относимся к этому мнению скептически. Игры типа Oblivion и Half-Life 2 наглядно доказывают, что программная реализация просчёта физики на CPU вполне способна дать первоклассные физические эффекты. Да и на горизонте уже маячат четырёхядерные процессоры. А зачем нужно такое количество ядер, если расчётом физики будет заниматься специализированный PPU?