Годовой запас драйверов
Мы обновляем драйвера по двум причинам: стабильность и производительность. Когда речь идёт о графике, оба пункта важны, но производительность мы измерим в тестах.
Стабильность тяжело измерить. Поэтому достаточно того, что игра запускается и работает без вылетов.
С другой стороны, производительность главное в индустрии. Мы хотим больше кадров в секунду. Иногда, для прироста производительности требуется новая видеокарта. Но также есть примеры, когда работа старых видеокарт моментально улучшалась, благодаря разработкам новых драйверов. И если есть возможность увеличить производительность видеокарты через простое обновление программного обеспечения, мы воспользуемся ей.
Сегодня мы отслеживаем производительность знаменитой Radeon HD 5870 в течение её всё ещё полезной жизни.
Видеокарта Radeon HD 5870 была выпущена в середине сентября 2009 года. Предположим, вы подождали ещё месяц, чтобы посмотреть, что предложит nVidia и всё-таки купили 5870 в ноябре. Это значит, что вы приобрели её примерно полтора года назад. За это время вышло 15 обновлений драйверов.
Драйвер | Дата |
Catalyst 11.2 | 2/15/11 |
Catalyst 11.1 | 1/26/11 |
Catalyst 10.12 | 12/13/10 |
Catalyst 10.11 | 11/17/10 |
Catalyst 10.10 | 10/22/10 |
Catalyst 10.9 | 9/15/10 |
Catalyst 10.8 | 8/25/10 |
Catalyst 10.7 | 7/26/10 |
Catalyst 10.6 | 6/16/10 |
Catalyst 10.5 | 5/26/10 |
Catalyst 10.4 | 4/28/10 |
Catalyst 10.3 | 3/24/10 |
Catalyst 10.2 | 2/17/10 |
Catalyst 10.1 | 1/27/10 |
Catalyst 9.12 | 12/17/09 |
Catalyst 9.11 | 11/17/09 |
Catalyst 9.10 | 10/22/09 |
Весьма вероятно, что вы обновляли драйвера последовательно один за другим. И установка каждой новой версии AMD Catalyst начиналась со следующего вступления:
Эта статья содержит информацию о программном обеспечении AMD Catalyst 11.1. Данный программный пакет обновляет как драйвер дисплея, так и AMD Catalyst Control Center. Этот универсальный драйвер был усовершенствован с целью обеспечения повышенного уровня мощности, производительности и надежности.
Но есть ли улучшение “мощности, производительности и надежности” на самом деле? Мы привыкли к небольшому улучшению в работе видеокарты при обновлении драйвера до следующей версии. И если каждый драйвер обеспечивает рост производительности, то разница между первым драйвером, поддерживающим HD 5870 и последним, выпущенным около месяца назад, должна быть существенная, не так ли? Какой результат дали эти обновления? Чтобы ответить на этот вопрос, из 15-ти выпущенных пакетов обновлений мы отобрали четыре для проверки.
Конфигурация и тесты
Тестовая конфигурация | |
Процессор | Intel Core i5-2500K (Sandy Bridge), 3.3 ГГц, LGA 1155, 6 Mбайт Shared L3, энергосбережение включено |
Материнская плата | Gigabyte GA-H67MA-UD2H |
Память | Kingston Hyper-X 8 Гбайт (2 x 4 Гбайт) DDR3-1333 @ DDR3-1333/1066, 1.5 В |
Жёсткий диск | Intel X25-M 160 Гбайт SSDSA2M160G2GC, SATA 3 Гбит/с |
Видеокарта | AMD Radeon HD 5870 1 Гбайт |
Блок питания | Sparkle 1250 W, 80 PLUS |
Системное ПО и драйверы | |
Операционная система | Windows 7 Ultimate 64-bit |
DirectX | DirectX 11 |
Графический драйвер | AMD Catalyst 11.1 AMD Catalyst 10.8 AMD Catalyst 10.3 AMD Catalyst 9.10 |
Игровое ПО | |
Lost Planet 2 | Максимальные настройки качества, No AA / No AF, 4x MSAA / 16x AF, vsync off, 1680×1050 / 1900×1080 / 2560×1600, DirectX 11, версия Steam |
Just Cause 2 | Максимальные настройки качества, No AA / 2x AF, 8x AA / 16x AF, vsync off, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, фильтр размытия и вода отключены (для видеокарт nVidia), Concrete Jungle Benchmark |
Metro 2033 | Высокие настройки качества, AAA / 4x AF, 4x MSAA / 16x AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, встроенный тест, версия Steam |
F1 2010 | Ультра высокие настройки, No AA / No AF, 8x AA / No AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, версия Steam, индивидуальный тестовый сценарий, DX11 рендеринг |
Aliens vs. Predator Benchmark | Высокие настройки качества, SSAO, No AA / 16xAF, Ультра высокие настройки, 4x MSAA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600 |
Battlefield: Bad Company 2 | Индивидуальные (Наивысшие) настройки качества, No AA / No AF, 8x MSAA / 16xAF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, открытая кинематика, продолжительность 145 секунд, FRAPS |
3DMark11 | Качество по-умолчанию |
World of Warcraft: Cataclysm | Ультра высокие настройки, No AA / 16x AF, 8x AA / 16x AF, от Crushblow до The Krazzworks, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, FRAPS, DirectX 9 рендеринг |
3DMark 11 (DX11)
Общая оценка | Оценка графики | GT1 | GT2 | GT3 | GT4 | |
Процент прироста с 9.10 до 11.1 | 2.44% | 2.28% | 4.90% | 1.03% | 1.46% | 2.04% |
Не смотря на споры по поводу справедливости теста 3DMark 11, он является хорошим измерителем на протяжении довольно длительного времени. Но улучшения при переходе с одного драйвера на другой очень малы (вероятно, из-за возраста теста по отношению к HD 5870).
Мы заметили один необычный факт. В графическом тесте при переходе от Catalyst 10.3 до 10.8 мы потеряли три очка, что исказило общий балл. Между тем, самое большое улучшение наблюдается в графическом тесте GT1, где производительность выросла почти на 5% за полтора года.
Metro 2033 (DX11)
1680×1050 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1080 | 2560×1600 | 2560×1600 | |
AAA/4x AF | 4x AA/16x AF | AAA/4x AF | 4x AA/16x AF | AAA/4x AF | 4x AA/16x AF | |
Процент прироста с 10.3 до 11.1 | 1.73% | 2.05% | 1.13% | 8.35% | 4.56% | 62.62% |
Metro 2033 даже не поддерживается на драйвером Catalyst 9.10, скорее всего из-за устаревшей архитектуры Cypress от AMD. Тест “завис” на 30 секунд, а потом “вылетел” на рабочий стол. После перехода на версию 10.3 мы получили стабильную работу теста. Т.е, где-то в этом диапазоне драйверов AMD оптимизировала программное обеспечение для корректной работы Metro 2033.
Даже без Catalyst 9.10, мы получили довольно интересные результаты. Улучшения от драйвера к драйверу всё ещё малы, но при более высоком разрешении наблюдается больший прирост производительности. При переходе с версии 10.3 до версии 11.1 на разрешении экрана 1920×1080 и максимальных настройках качества, производительность увеличилась почти на 10%.
С увеличением разрешения до 2560×1600 без AA или AF, мы видим, примерно, 5% прироста, но как только мы включаем эти функции, результаты резко меняются. После перехода с 10.3 на 10.8 частота кадров падает почти на 30%. Однако после обновления до версии 11.1 частота кадров вдруг поднимается на 63%, до 11.6 FPS.
Lost Planet 2 (DX11)
1680×1050 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1080 | 2560×1600 | 2560×1600 | |
No AA/No AF | 4xMSAA/No AF | No AA/No AF | 4xMSAA/No AF | No AA/No AF | 4xMSAA/No AF | |
Процент прироста с 10.8 до 11.1 | 2.99% | 2.23% | 0% | -10.68% | 2.89% | 3.62% |
Как и в Metro 2033 в игре Lost Planet 2 стабильно возникали проблемы при работе с более старыми версиями драйверов. Сроки на самом деле удивляют. Оказалось, что Lost Planet 2 не поддерживается вплоть до драйвера Catalyst 10.3, который был выпущен через шесть месяцев после дебюта Radeon HD 5870. Добавьте ещё шесть месяцев до выпуска Catalyst 10.8 и мы, наконец, получаем конфигурацию, которая не перезагружается в середине теста. Учитывая, что игра Lost Planet 2 для ПК была выпущена в октябре 2010 года, становиться понятно, что AMD удалось включить официальную поддержку лишь за пару месяцев до выхода. Эта ситуация показывает, насколько важны свежие драйвера для стабильной работы.
Даже без двух драйверов, результаты довольно схожи с результатами теста Metro 2033. Разница лишь в том, что рост производительности немного меньше, а при 1920×1080 без AA/AF, роста нет вообще. Стоить отметить, что при разрешении 1920×1080 с включенным 4xAA и 8xAF частота кадров упала, когда мы перешли от Catalyst 10.8 до версии 11.1. Может быть, разница в 3.3 FPS кажется небольшой, но это более чем 10%-е снижение производительности (с 30.9 до 27.6 FPS). А с учетом того что мы уже на 30 FPS, такие потери действительно влияют на играбельность.
Aliens Vs. Predator (DX11)
1680×1050 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1080 | 2560×1600 | 2560×1600 | |
High/No AA | Ultra/4x MSAA | High/No AA | Ultra/4x MSAA | High/No AA | Ultra/4x MSAA | |
Процент прироста с 9.10 до 11.1 | 13.90% | 9.76% | 13.48% | 9.24% | 12.20% | 8.62% |
По мере удаления от новых игр со старыми версиями драйверов, которым просто не хватает стабильности (мы предполагаем, что эти игры, скорее всего, разработаны для оборудования от nVidia), мы наблюдаем последовательное улучшение работы видеокарты. Производительность растет на 2%-5% каждые пять месяцев, при переходе с Catalyst 9.10 до 10.3, 10.8, и, наконец, до 11.1. Тем не менее, общий прирост производительности удивил нас больше всего. Если вы когда-либо читали примечание к обновлению драйвера, вы знаете, что большинство усовершенствований относится к более высоким разрешениям и настройкам качества. Но здесь мы видим обратное – разница в росте производительности выше при меньших разрешениях и настройках детализации.
Battlefield: Bad Company 2 (DX11)
1680×1050 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1080 | 2560×1600 | 2560×1600 | |
No AA/No AF | 8x MSAA/16x AF | No AA/No AF | 8x MSAA/16x AF | No AA/No AF | 8x MSAA/16x AF | |
Процент прироста с 9.10 до 11.1 | 9.35% | 7.38% | 8.64% | 6.63% | 6.10% | 6.18% |
Battlefield: Bad Company 2 одна из двух игр, которая потребовала запуска Fraps. В результате различного времени реакции, средняя частота кадров может колебаться от 1% до 0.5%. Учитывая это можно отбросить отдельные небольшие различия. Однако здесь мы наблюдаем другую ситуацию.
После обновления Catalyst 10.3 до версии 10.8, в половине случаев заметен небольшой спад производительности. В целом, с драйверами выше версии 10.3 улучшение работы видеокарты не отмечалось. Но есть одно исключение из этой тенденции. При разрешении 2560×1600 с 8х MSAA и 16x AF производительность неуклонно растёт с каждым переходом к более свежей версии видеодрайвера.
F1 2010 (DX11)
1680×1050 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1080 | 2560×1600 | 2560×1600 | |
No AA | 8x AA | No AA | 8x AA | No AA | 8x AA | |
Процент прироста с 10.8 до 11.1 | -0.36% | 0.27% | 0.46% | 0.89% | 0.60% | 41.65% |
В целом, драйверы выше Catalyst 10.3 не улучшают производительность. Опять же, такие результаты можно было ожидать с учётом относительной новизны F1 и того, что AMD не добавила оптимизацию до выхода игры.
Исключением является разрешение 2560×1600 с включённым 8х АА. На этих настройках, при обновлении драйвера до версии 10.3 производительность падает на 20% и ещё немного после обновления до 10.8. Однако на версии 11.1, частота кадров увеличилась на 6% от уровня Catalyst 9.10.
Очень похоже на рождество
Прежде чем вы будете удивлены ростом производительности при переходе от версии 9.10 до 11.1, мы должны объяснить, почему это происходит. Когда мы тестируем F1 с драйвером Catalyst 9.10, происходит графическая ошибка. Замеры производились правильно и технически вы всё ещё можете играть в игру. Однако экранное искажение не позволяет нам сделать сравнение. Когда вы отбросите показатели Catalyst 9.10, результаты не сильно впечатляют. Только установка высшего качества на самом высоком разрешении предоставляет внушительное 41%-ое улучшение.
Как и в Lost Planet 2, такие результаты следовало ожидать. F1 2010 появилась почти через год после выхода Radeon HD 5870. Нет ничего удивительного в том, что один из ранних драйверов не поддерживает игру должным образом. Важно отметить, что если вы не следите за обновлением драйверов, то появление подобных артефактов следует ожидать. В любом случае обновление поможет вам избавиться от графических искажений в новых играх.
Just Cause 2
1680×1050 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1080 | 2560×1600 | 2560×1600 | |
No AA/2x AF | 8x AA/16x AF | No AA/2x AF | 8x AA/16x AF | No AA/2x AF | 8x AA/16x AF | |
Процент прироста с 9.10 до 11.1 | 5.18% | 6.77% | 4.67% | 7.30% | 5.49% | 9.18% |
Прирост производительности в Just Cause 2 не так впечатляет, как в Aliens vs. Predators. Вместо этого, игра демонстрирует тенденцию, схожую с Battlefield: Bad Company 2, где нет стабильного улучшения при обновлении драйвера. После установки Catalyst 10.8 производительность падает на 1-2 процента. На данный момент это первый тест, где мы видим улучшение при увеличении разрешения и качества графики.
World Of Warcarft: Cataclysm
1680×1050 | 1680×1050 | 1920×1080 | 1920×1080 | 2560×1600 | 2560×1600 | |
No AA/16x AF | 8x AA/16x AF | No AA/16x AF | 8x AA/16x AF | No AA/16x AF | 8x AA/16x AF | |
Процент прироста с 9.10 до 11.1 | -2.33% | 1.65% | -3.92% | 3.77% | 9.39% | 20.58% |
Как и в случае Battlefield: Bad Company 2, эта игра требует запуска Fraps. Поскольку в World Of Warcraft: Cataclysm не существует полностью воспроизводимых ситуаций, появляется возможность колебания результатов. Даже в полёте, мы не можем предоставить 100% соответствие, как в Battlefield: Bad Company 2, так как различные персонажи появляются на экране в разное время.
С учетом сказанного, мы не можем отвергать увиденные тенденции как отдельные отклонения. В 2/3 наших тестов, драйвер Catalyst 10.3 показывает понижение производительности. Это возможно объяснить тем, что эта версия устарела по отношению к нашему современному набору тестов. Во многих случаях удалось поднять производительность за счёт драйвера 10.8. Однако, на разрешении 2560×1600 с включением AA и AF наблюдается непрерывный рост производительности при переходе от драйвера к драйверу. Если вы любите играть в Cataclysm с максимальными настройками, то 20%-й прирост FPS при переходе от Catalyst 9.10 к последней версии должен вас заинтересовать.
Заключение
Помимо исправления системных сбоев и ошибок качества изображения, обновления драйверов AMD дают нам ещё две полезные вещи:
- Новый графический интерфейс (GUI);
- Изменение производительности.
Новый GUI в Catalyst 10.2
Драйвер | Catalyst 9.10 | Catalyst 10.3 | Catalyst 10.8 | Catalyst 11.1 |
Дата | 10/22/09 | 3/24/10 | 8/25/10 | 1/26/11 |
Результаты изменения работы видеокарты довольно разнообразны. С одной стороны, мы видели ситуации, когда новый драйвер обеспечивал меньшую производительность, чем предыдущий в тех случаях, когда версии менялись последовательно одна за другой. С другой стороны, при обновлении драйверов с интервалом в 3-4 месяца, обычно наблюдается прирост производительности на 0.5-3%. А курс из 15-ти драйверов, даёт прирост в 5-10%.
Когда AMD или nVidia выпускает новый драйвер, мы ждём от него полезных модификаций производительности. В действительности, только некоторые драйвера влияют на неё. В других случаях драйвер может быть ориентирован на управление гаммой или HDMI-аудио. Даже если в описании нового драйвера утверждается, что он ориентирован на производительность, то это можно расценивать как маркетинговый ход и пользователь может даже не заметить увеличения FPS.
Название игры | Заявленное суммарное улучшение для Radeon HD серии 5800 от Catalyst 9.10 до 11.1 |
F1 2010 | 10.0% |
Left 4 Dead 2 | 6-8% |
Stalker: Call of Pripyat | 37.5% |
Battleforge | 3.0% |
The Chronicles of Riddick: Assult on Dark Athena | 5.0% |
Far Cry 2 | 2-6% |
Stormrise | 5-10% |
DiRT 2 – DX9 | 10.0% |
3DMark Vantage | 13.4% |
Call of Duty: World at War | 2.0% |
DiRT 2 | 29.6% |
Enemy Territory: Quake Wars | 5.0% |
Stalker: Clear Sky | 2.0% |
Tom Clancy’s H.A.W.X. | 20.0% |
World in Conflict | 5.0% |
Crysis | 4.0% |
AMD утверждает, что 15 драйверов, выпущенных примерно за 14 месяцев, повышают производительность в 16 играх с видеокартами Radeon HD серии 5800, не работающих в режиме CrossFire. Понятно, что наибольший рост производительности происходит в играх, которые вышли до запуска 5870 и пользуются обновлениями с первого дня.
Наши тесты показывают, что в относительно новой F1 2010 улучшения практически отсутствуют (за исключением разрешения 2560×1600 и 8x AA; в этом случае, мы видим увеличение производительности почти на 40%, что превышает заявленные 10%). Однако помните, что F1 2010 вышел почти год спустя после запуска 5870. Таким образом, пока AMD срывает аплодисменты за обеспечение драйверами, поддерживающими игру до её выхода, мы видим небольшой прирост производительности от отката драйверов, когда игра уже доступна.
Часто мы предполагаем, что наибольший прирост производительности происходит при максимальных настройках, но это не всегда так. В Battlefield: Bad Company 2 и Aliens vs. Predators мы наблюдали обратную ситуацию. Очевидно, что есть игры, где новые драйверы дают высокую производительность при меньшем разрешении без сглаживания и анизотропной фильтрации. С DX11, который включает более эффективную поддержку поточной обработки, вполне возможно, что в какой-то момент оптимизация, облегчающая нагрузку процессора будет полезна обеим играм.
С одной стороны, обновления драйверов, вероятно, дадут вам меньше реальной производительности, чем указано в примечании к релизу. С другой стороны, обновление бесплатное. Смена видеокарты с Radeon HD 5870 на 6950 даст вам примерно 6% прироста в Metro 2033, но за это небольшое улучшение придется заплатить дополнительно 250$. Вывод напрашивается сам по себе: обновляйте драйвера видеокарты как можно чаще. Возможно, вы не увидите того прироста производительности, который указывается в примечании к обновлению, но зато получите последнюю оптимизацию стабильности и хоть какое-то ускорение системы.