Видеокарта с двумя ядрами Cayman: AMD “давит на газ”
В драг-рейсинге говорят: “погоня – это гонка”. Другими словами, если ты оплошал и парень за тобой занял твоё место, то это – гонка и лучше быть готовым заплатить на финише (если соревнование на деньги).
У обеих компаний есть нелепые преждевременные анонсы видеокарт со сдвоенным GPU. И AMD и nVidia доводят и настраивают их месяцами. Понятно, что обе компании держат в секрете свои разработки. Но, похоже, ни одна из них не готова надавить на педаль, рискуя оказаться в итоге на втором месте. Хорошо, что эти компании не находятся на реальном треке.
Видеокарта AMD Radeon HD 6990 предполагалась как модель 2010 года. И вот мы интересуемся, подтвердится ли то, что обещала AMD во время октябрьской пресс-конференции. Даже ходили слухи об отмене HD 6990. Похоже, что AMD решила сделать первый шаг на своём болиде, бросив вызов двухпроцессорной “Супре” c турбо-нагнетателем… по слухам известной как GeForce GTX 590. Сначала нам прислали саму видеокарту Radeon HD 6990 4 Гбайт, ещё через несколько дней бета-версию драйверов, и ещё через несколько дней после этого обновлённые профили Catalyst Application. Само собой, тестовый марафон, начавшийся в лаборатории Бейкерфилд в Калифорнии, сделал двадцати четырёх часовой Ле-манн похожим на картинг в парке отдыха.
Radeon HD 6990 4 GB
Звучит величественно, не так ли? 6990 и 4 Гбайт. Такого от AMD мы никогда не слышали. Но не позволяйте названиям обмануть себя, как это делает красивая Rosso Corsa от Ferrari.
HD 6990 продолжает родословную Radeon HD 4870 X2 и Radeon HD 5970. Это карты со сдвоенным GPU, процессоры которых по умолчанию работают на частотах чуть ниже, чем у самых быстрых однопроцессорных видеокарт компании. 4 Гбайт памяти разделены между двумя чипами. По существу – это две видеокарты с памятью 2 Гбайт на одной печатной плате, работающие в CrossFire.
Хотя ранее было заявлено кодовое имя Antilles, Radeon HD 6990 основан на двух GPU Cayman, использовавшихся в видеокартах Radeon HD 6970 и 6950. Как вы можете вспомнить, Cayman использует немного изменённую архитектуру, разработанную с целью получения наибольшей производительности с каждого квадратного миллиметра чипа. В некоторых ситуациях нынешняя архитектура VLIW4 может превзойти старую VLIW5 от AMD, но, по словам компании, такие ситуации редкость.
Старая архитектура VLIW5: Cypress
В итоге новейшая конфигурация Cayman предлагает меньше ALU (arithmetic and logic unit), чем более сложная Cypress (использовалась в видеокартах серии Radeon HD 5800). Однако, у Cayman ALU более производительны.
Новая архитектура VLIW4: Cayman
Каждый графический процессор Cayman имеет по 1536 ALU, расположенных на 24 блоках SIMD. Каждый блок SIMD связан с четырьмя текстурными блоками, в сумме их 96. Radeon HD 6990 использует полнофункциональный Cayman, поэтому вы получите все 3072 ALU и 192 текстурных блока, разделённых между двумя графическими процессорами. Как уже упоминалось, 4 Гбайта GDDR5 поделены поровну между двумя процессорами и соединены шиной 256 бит.
AMD объединяет два GPU при помощи 48-и канального коммутатора PCI Express 2.0 от PLX, точно такой же использовался в Radeon HD 5970. Шестнадцать из них соеденены с разъёмом видеокарты, шестнадцать отданы первому GPU и ещё шестнадцать второму.
Технические характеристики видеокарт | ||||
Radeon HD 6990 | Radeon HD 6970 | Radeon HD 6950 | GeForce GTX 580 | |
Тех. процесс | 40нм TSMC | 40нм TSMC | 40нм TSMC | 40нм TSMC |
Размер матрицы | 2 x 389 мм² | 389 мм² | 389 мм² | 520 мм² |
Число транзисторов, миллиардов | 2 x 2.64 | 2.64 | 2.64 | 3 |
Тактовая частота GPU, МГц | 830 | 880 | 880 | 772 |
Число потоковых процессоров/ядер Cuda | 3072 | 1536 | 1408 | 512 |
Вычислительная производительность, TFLOPs | 5.1 | 2.7 | 2.25 | 1.58 |
Количество текстурных блоков | 192 | 96 | 88 | 64 |
Скорость заполнения текстур, ГТ/с | 159.4 | 84.5 | 70.4 | 49.4 |
Число блоков растровых операций (ROP) | 64 | 32 | 32 | 48 |
Скорость заполнения пикселей, Гпиксель/с | 53.1 | 28.2 | 25.6 | 37.1 |
Фрейм буфер | 4 Гбайт GDDR5 | 2 Гбайт GDDR5 | 2 Гбайт GDDR5 | 1.5 Гбайт GDDR5 |
Тактовая частота памяти, МГц | 1250 | 1375 | 1250 | 1002 |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 2 x 160 (256-bit) | 176 (256-bit) | 160 (256-bit) | 192 (384-bit) |
Максимальное энергопотребление, Вт | 375 | 250 | 200 | 244 |
Мы, конечно в восторге, что AMD использует полностью функциональные GPU Cayman (этот же тип используется в Radeon HD 6970), но максимальная расчётная мощность видеокарты, уже достигла 250 Вт. Чтобы уменьшить количество выделяемого тепла HD 6990, частоты снижены с 880 МГц (Radeon HD 6970) до 830 МГц (Radeon HD 6990). Также, частота памяти снижена с 1375 МГц до 1250 МГц. В результате вычислительная мощность составляет в целом 5,1 TFLOPS одинарной точности или 1,27 TFLOPS двойной точности.
Но AMD припасла несколько сюрпризов, которые “нарушают правила” во имя производительности.
Radeon HD 6990: экстремальная мощность, охлаждение и размеры
Спецификация Radeon HD 6990 впечатляет, если не сказать больше. Достигнуть подобного было не просто. В процессе работы 6990 требует больше мощности, чем позволяет PCI Express 2.0 со своим ограничением до 300 Вт (Radeon HD 5970 подпадает под неё с максимальной мощностью 294 Вт).
Официально, мощность Radeon HD 6990 около 375 Вт. Однако AMD утверждает, что система охлаждения карты рассчитана на мощность до 450 Вт. Чтобы добиться такой мощности потребуется два вспомогательных восьмиконтактных разъёма питания. Если подсчитать, то всё сходится: слот PCI Express x16 даёт 75 Вт, а каждый восьмиконтактный разъём рассчитан на 150 Вт. В сумме – 375 Вт.
В принципе, AMD сконструировала видеокарту так, чтобы она использовала максимум того, что может предоставить PCI Express второго поколения в пределах своих характеристик для каждого источника питания. Компания убрала все ограничения, чтобы попасть в эти пределы, включая специально экранированные микросхемы с низкой утечкой (уменьшение токовой утечки помогает сократить энергопотребление), симметричное расположение, и, как предполагается, более эффективная схема регулирования напряжения с большей нагрузочной способностью по току (мы надеемся).
Также, важную роль в увеличении показателей в играх выполняет технология Power Tune, которая корректирует тепловыделение в таких приложениях как OCCT, без превышения лимита видеокарты. Стоит отметить, что если вы захотите более точно настроить энергопотребление видеокарты, то можно увеличить или уменьшить пределы в PowerTune.
Первая половина вытяжки находится спереди HD 6990…
Вряд ли для кого-нибудь станет сюрпризом то, что компания приложила много усилий для охлаждения карты. PCB зажата между двумя металлическими пластинами, рассеивающими тепло от всей печатной платы. Над каждым GPU находится радиатор, основанный на испарительной камере, с теплопроводящим материалом, у которого изменено фазовое состояние. Согласно заявлениям AMD, производительность охлаждения выросла на 8% по сравнению с другими решениями охлаждения, благодаря использованию этого термоинтерфейса. Центробежный вентилятор вмонтирован посередине, между двумя камерами. AMD утверждает, что из-за такого расположения воздушный поток увеличился на 20% по сравнению с конструкцией, где вентилятор находится в задней части видеокарты.
…вторая половина вытяжки выходит внутрь корпуса
Из-за центрального расположения вентилятора половина тепла выходит через панель ввода/вывода и это хорошая новость. Плохая новость в том, что другая половина тепла выходит вовнутрь корпуса (учитывая, что это самая горячая карта из когда-либо производимых). В зависимости от вашего корпуса, вентилятор в центре может всё испортить, а конфигурация с двумя картами, почти наверняка, вызовет осложнения. Но AMD не указывает рекомендуемые корпуса для этой видеокарты.
Как будто пытаясь доказать, что карта спроектирована в рамках характеристик, официально поддерживаемых PCI Express второго поколения, AMD устанавливает концептуальный сдвоенный BIOS, который используется в видеокартах серии HD 6900 с одним GPU. По умолчанию, ядро Radeon HD 6990 работает на частоте 830 МГц с напряжением 1,12 В. Но если сместить переключатель около разъёма CrossFire, то частота увеличится до 880 МГц, а напряжение вырастет до 1.175 В, соответственно, предельная мощность повысится до 450 Вт (становится понятно, что восьмиконтактные разъёмы не ограничены 150 Вт).
Но, при этом частота работы памяти видеокарты не доходит до уровня HD 6970, и остаётся на уровне 1250 МГц. Однако, AMD заложила хорошую основу для разгона и если у вас появиться желание сделать видеокарту ещё быстрее, то можно поднять частоту ядра до 1200 МГц, а частоту памяти до 1500 МГц. Но, хотим предупредить вас, что поломка видеокарты из-за использования второго встроенного BIOSа не является гарантийным случаем.
Она большая, но не больше, чем Radeon HD 5970
На снимках вице-президента и генерального менеджера подразделения графической продукции AMD Мэтта Скиннера видеокарта Radeon HD 6990 выглядит огромной. Да, 30 см – это большая карта, но не больше, чем Radeon HD 5970.
К счастью, оба восьмиконтактных разъёма питания находятся сверху видеокарты, а не сзади. Это избавляет нас от необходимости освобождать дополнительное место для кабелей. Однако, стоит побеспокоиться о вентиляции, если видеокарта упрётся в место, где установлен жёсткий диск, то это будет препятствовать охлаждению.
Тесселяции от AMD и выходы на дисплей
Учитывая грубый подход Radeon HD 6990 к производительности и охлаждению, мы рады отметить, что изящество не было проигнорировано полностью. Используя всего один слот консоли ввода/вывода, AMD предлагает целых пять выходов для дисплеев: один Dual-Link DVI и четыре разъёма mini Display Port. Для большего разнообразия, Radeon HD 6990 будет поставляться в розницу с тремя адаптерами: один пассивный mini-DP-to-single-link DVI, одни активный mini-DP-to-single-link DVI и один пассивный mini-DP-to-HDMI. Примерная цена за этот комплект от AMD – $60.
В силу специфики работы, мы большие сторонники конфигураций с несколькими мониторами – для повышения продуктивности, и в настоящее время на одном из рабочих мест используем горизонтальную конфигурацию 3×1. Но считаем, что пять экранов – это уже излишне. Однако AMD сейчас продвигает собственный вертикальный режим 5х1, который может оказаться довольно интересным.
Помимо более эффективной работы в стандартном режиме, почувствовать преимущество двухчиповых видеокарт с мощностью от 375 Вт, можно с помощью трёх или пяти экранов. В тестах будет видно, что в разрешениях 1680×1050 и 1920×1080 мощность видеокарты часто тратится впустую, даже с включённым сглаживанием и анизотропной фильтрацией.
Однако помните, что энергопотребление при бездействии, после подключения нескольких мониторов к видеокарте типа HD 6990 не останется неизменным. На самом деле оно довольно сильно подскочит из-за увеличения тактовой частоты. Мы заметили, что при бездействии, с подключенным к dual-link DVI экраном система потребляет 148.5 Вт, а с тремя мониторами, подключенными к mini-Display Port, эта цифра выросла до 187.2 Вт.
Если честно, то на видеокартах от nVidia также наблюдается повышенное энергопотребление при использовании нескольких мониторов. Однако, компания AMD первой объяснила, почему увеличение мощности необходимо:
“PowerPlay экономит энергию посредством переключения напряжения движка, частоты движка и частоты памяти. Переключение частоты памяти синхронизировано с LCD VBLANK так, чтобы на экране не было видно вспышки, когда она изменится. Это может быть сделано на одном дисплее, но не на нескольких, так как они могут (и 99% случаев будут) иметь различные тайминги и нет возможности запустить VBLANK на обеих панелях в одно и то же время (когда мы говорим “тайминги”, мы имеем ввиду не просто частоту обновления экрана, а именно те тайминги, с которыми работает приёмник видеосигнала). И для того, чтобы пользователь не видел постоянных вспышек, MCLK имеет высокую частоту.
Относительно энергосбережения при подключении нескольких мониторах, нам приходится искать компромисс между мощностью и удобством. Из-за того, что мы не можем контролировать то, какие комбинации панелей подключаются к системе, нам приходится выбирать удобство. Другие функции экономии энергии по-прежнему активны (динамическое изменение частоты и др.), и вы всё равно экономите больше энергии, чем при пиковой активности”.
А нужны ли движки PolyMorph?
Когда nVidia запустила видеокарты на базе GF 100, она выдвинула геометрию как следующий логический шаг в повышении реалистичности игр. Мы видели много убедительных технических демонстраций игрового движка, которые поддерживают курс компании. Но не были готовы их похвалить, до тех пор, пока не начали поставляться игры не просто с поверхностной реализацией тесселяции. HAWX2 стала первым таким примером. Мы сразу же начал использовать её во всех измерениях производительности тесселяции в обзорах видеокарт и пришли к интересным выводам.
Во-первых, движок PolyMorph, прописавшийся во всех потоковых мультипроцессорах (SM), похоже, масштабирует не так уж и хорошо. GeForce GTX 560 Ti имеет восемь SM, и, следовательно, восемь геометрических движков PolyMorph. Для сравнения, GeForce GTX 570 использует 15 SM. Мы уже видели, что при этом снижается нагрузка на GTX 570 и сохраняется до 71% производительности после включения тесселяции в HAWX 2. Между тем GTX 560 Ti показывает те же 70 % первоначальной производительности. Один процент разницы говорит о том, что большее количество движков PolyMorph минимизирует влияние тесселяции только до определенного уровня.
Однако nVidia может ответить, что при включённой тесселяции карты AMD теряют до 40 % производительности. Но, похоже, что пара GPU Cayman, в совокупности, способна перевернуть историю с ног на голову. HD 6990 впечатлил нас не своим маленьким отрывом от GTX 580, а тем, что смог сохранить 76 % начальной производительности при включённой тесселяции. И это больше, чем 75 % у GTX 580, несмотря на 16 движков PolyMorph.
Похоже, что четыре блока тесселяции от AMD делают свое дело.
Конфигурация, тесты и настройки
Тестовая конфигурация | |
Процессор | Intel Core i7-990X (Gulftown) 3.46 ГГц на 4.00 ГГц (30х133 MГц), LGA 1366, 6.4 ГT/с QPI, 12 Mбайт L3, Hyper-Threading включён, функция энергосбережения включена |
Материнская плата | ASUS Rampage III Formula (LGA 1366) X58/ICH10R, BIOS 0505 |
Оперативная память | 12 Гбайт (3 x 4 Гбайт) DDR3-1333, Crucial MT16JTF51264AZ-1G4D1 @ 9-9-9-24, 1.65 В |
Жёсткий диск | Intel SSDSC2MH250A2 250 Гбайт SATA 6 Гбит/с |
Видеокарты | AMD Radeon HD 6990 4 Гбайт AMD Radeon HD 6970 2 Гбайт AMD Radeon HD 6950 2 Гбайт AMD Radeon HD 5970 GeForce GTX 570 1.25 Гбайт GeForce GTX 580 1.5 Гбайт GeForce GTX 480 1.5 Гбайт |
Блок питания | Cooler Master UCP-1000 W |
Системное ПО и драйверы | |
Операционная система | Windows 7 Ultimate 64-bit |
DirectX | DirectX 11 |
Графический драйвер | AMD 8.84.3 Beta 2 (для Radeon HD 6990) AMD Catalyst 11.2 GeForce Release 266.58 |
Игры и тесты | |
Lost Planet 2 | Highest Quality Settings, No AA / No AF, 4x MSAA or 32x CSAA / 16x AF, vsync off, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, DirectX 11, Steam version, Test A |
Just Cause 2 | Highest Quality Settings, No AA / 2x AF, 8x AA / 16x AF, vsync off, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, Bokeh filter and GPU water disabled (for Nvidia cards), Concrete Jungle Benchmark |
Metro 2033 | High Quality Settings, AAA / 4x AF, 4x MSAA / 16x AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, Built-in Benchmark, Steam version |
F1 2010 | Ultra High Settings, No AA / No AF, 8x AA / No AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, Steam version, Custom benchmark script, DX11 Rendering |
Aliens Vs. Predator Benchmark | High Quality Settings, SSAO, No AA / 16xAF, Ultra Quality Settings, 4x MSAA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600 |
Battlefield: Bad Company 2 | Custom (Highest) Quality Settings, No AA / No AF, 8x MSAA / 16xAF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, opening cinematic, 145 second sequence, FRAPS |
3DMark 11 | Performance Default |
HAWX 2 | Highest Quality Settings, 8x AA, 1920×1200, Retail Version, Built-in Benchmark, Tessellation on/off |
World of Warcraft: Cataclysm | Ultra Quality Settings, No AA / 16x AF, 8x AA / 16x AF, From Crushblow to The Krazzworks, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, FRAPS, DirectX 9 Rendering |
3DMark 11 (DX11)
3DMark 11 приносит хорошие новости для AMD. И они заключаются в том, что Radeon HD 5970 была самой быстрой картой в мире, а теперь уступила HD 6990, которая значительно превоходит её по скорости.
Второй режим BIOS демонстрирует заметное превосходство над прошивкой по умолчанию. Мы не уверены, стоит ли это аннулированной гарантии, но если вы в любом случае планируете разгонять видеокарту, то более агрессивные настройки AMD помогут достичь лучших результатов простым щелчком переключателя. Неплохо, не так ли?
Ясно, что nVidia должна ответить. Её флагманский GeForce GTX 580 остался на далёком третьем месте. И в то время, как компания ставит перед собой сложную тепловую задачу, как разместить два GF 110 на одну печатную плату, мы с нетерпением ждём того момента, когда можно будет оценить их усилия.
Metro 2033 (DX11)
В разрешениях 1680×1050 и 1920×1080 Radeon HD 6990 и Radeon HD 5970 занимаю первое и второе место, соответственно.
Но в разрешениях 2560×1600 и выше HD 5970 немного замедляется при включенном AAA (хотя видеокарты с двойным GPU и предполагаются для таких ситуаций). А при включении 4xMSAA наблюдается дыра в производительности из-за того, что фрейм буфер каждого GPU на 1 Гбайт не справляется.
К счастью для AMD, эта видеокарта уже в истории. Сегодня всё внимание сфокусировано на HD 6990, которая действительно доминирует. GeForce GTX 580 справедливо плетётся далеко позади, даже на 2560х1500 (особенно если брать во внимание множественную выборку сглаживания). Итак, понятно, какая видеокарта на высоте.
Lost Planet 2 (DX11)
Ранее Lost Planet 2 была одной из тех игр, где nVidia постоянно побеждала, даже если противопоставить GTX 580 и HD 5970, которая обычно превосходит GeForce в других тестах. Radeon HD 6990 всё меняет, обойдя карту на основе GF 110 при разрешении 2560х1600.
Тот факт, что включение 8xMSAA не сильно изменяет производительность, довольно впечатляет. Можно даже пойти дальше и сравнить производительность Radeon HD 6990 и 6970. Двухчиповая карта, фактически, удваивает частоту при разрешении 2560×1600 с включенным 8-хAA, что позволяет играть при FPS больше, чем 60.
Обратите внимание на то, как падает производительность HD 5970 на разрешении 2560х1600 при включённом сглаживании. Это происходит из-за нехватки фрейм буфера на 1 Гбайт для каждого GPU.
Интересное примечание: при тестировании HD 6990 с предварительным драйвером Catalyst 11.4 исключительно на разрешении 1680х1050, в меню настроек LostPlanet 2 наблюдалось мерцание. Нам удалось воспроизвести это и на других видеокартах с использованием того же драйвера. AMD подтверждает наличие такого артефакта и утверждает, что он исправляется при перезапуске игры, но нам так и не удалось этого сделать.
Aliens Vs. Predator (DX11)
В этой игре AMD Radeon HD 6990 показывает более высокую производительность с максимальным MSAA, чем GeForce GTX 580 от nVidia может достичь без сглаживания вообще, во всех трёх разрешениях.
На самом деле нет никаких оснований даже рассматривать HD 6990 при 1680×1050 или 1920×1080. Если вы играете в Aliens Vs. Predator на одном из этих разрешений, лучше съэкономьте пару сотен долларов и купите Radeon HD 6970 или GeForce GTX 580. Новый флагман от AMD вступает в игру, если вы используете один большой 30″ экран или три поменьше.
Battlefield: Bad Company 2 (DX11)
Ещё одна игра, где Radeon HD 6990 доминирует. Radeon HD 5970 уже была самой быстрой видеокартой в Battlefield: Bad Company 2, но пара GPU Cayman на той же плате, просто несравненна.
Это ещё одна игра, где вам не надо беспокоиться о производительности HD 6990, если вы играете при разрешении 2560×1600 или выше. При 1920×1080 или менее, даже Radeon HD 6950 2 Гбай даст высокую производительность со сглаживанием и анизотропной фильтрацией на максимуме.
Результаты тестов. Продолжение
F1 2010 (DX11)
В F1 2010 HD 6990 отлично себя показал, но уже с меньшим отрывом, чем в предыдущих тестах.
После наших первоначальных тестов с предварительным драйвером 11,4, AMD выпустила обновленный Catalyst Application Profile для исправления производительности в F1 2010 с включённым сглаживанием. Он не улучшил результаты. После AMD опубликовала ещё одно обновление, и третья попытка, наконец, дала результаты.
Но стоит напомнить, хоть мы и работаем с одной видеокартой PCI Express x16, мы имеем дело с конфигурацией CrossFire, то есть со всеми её требованиями и ограничениями.
JustCause 2 (DX11)
Обе видеокарты от AMD с двумя GPU прекрасно показали себя в JustCause 2. Но при 1680×1050 и 1920×1080 мы слишком ограничены остальными платформами, чтобы показать больше различий между прошлым флагманом и новым чемпионом. Такая возможность предоставляется только при разрешении 2560×1600.
World Of Warcraft (DX9)
Потенциал платформы в World Of Warcraft кажется совсем другим. При обзоре GeForce GTX 560 Ti мы использовали конфигурацию на базе разогнанного Sandy Bridge и эта система продемонстрировала все различия между видеокартами. Однако здесь, в сборке на основе Gulftown, работающем на той же частоте 4 ГГц, наблюдается ограничения по производительности.
Видеокарты от nVidia меньше ограничены производительностью процессора и оказываются лучше видеокарт от AMD.
Однако при включении сглаживания, Radeon HD 6990 показывает небольшое преимущество в производительности. Но даже сейчас игру можно запустить на Radeon HD 6950 при разрешении 2560×1600 с 8xMSAA и FPS достигнет 60 и больше. На самом деле нет нужды покупать такую высококлассную видеокарту для игры со средней графикой.
Кстати, World Of Warcraft – вторая игра, где бета-драйвер AMD вызывает мерцание экрана в меню при разрешении 1680×1050.
Производительность в CrossFire и SLI
AMD Radeon HD 6990 примерно соответствует чуть замедленной паре Radeon HD 6970 в CrossFire (частота памяти и ядра по умолчанию ниже). Поэтому имеет смысл сравнивать только их. Но почему бы не добавить к показателям пару GeForce GTX 570?
Хотя AMD отказались подтвердить цену на Radeon HD 6990 до выхода (до окончания наших тестов и завершения анализа), мы знаем, что вы можете купить пару Radeon HD 6970 за $680 или пару GeForce GTX 570 за $670. И это до скидок, которые понизят цену на $40 за видеокарты AMD или $30 за видеокарты от nVidia. Имейте это в виду.
После 3DMark Performance preset, два Radeon HD 6970 в CrossFire оказались самым быстрым вариантом. Radeon HD 6990 с поставляемой прошивкой оказался на последнем месте. Однако разогнанный BIOS обеспечивает видеокарте скачок в производительности и второе место перед GeForce GTX 570.
nVidia GeForce GTX 570 претендует на первое место при использовании AAA. Однако включение 4xMSAA сильно загружает фрейм буфер и пара GF110 уходит на последнее место. Видеокарты Radeon более последовательны, хотя мы снова видим, как Radeon HD 6970 в CrossFire даёт чуть больше скорости, чем Radeon HD 6990.
Та же ситуация наблюдается в LostPlanet 2: GeForce превосходит Radeon без AA и проваливается при включённом сглаживании, и опять же два HD 6970 обходят новый флагман AMD.
AvP показывает нам, что HD 6990 c разогнанным BIOS соответствует двум HD 6970 в CrossFire. На этот раз GeForce остался позади, как с включённым сглаживанием, так и с выключенным.
BattleField: Bad Company 2 является очередным доказательством того, что Radeon HD 6970 в CrossFire – это отличный вариант.
У AMD были проблемы с запуском F1 2010 на видеокарте в CrossFire с использованием последнего драйвера, поэтому мы пропустили её и перешли к результатам Just Cause 2.
В любом случае история та же: два Radeon HD 6970 работают быстрее и тише, что будет плохо влиять на продажи 6990.
Сдвоенный CrossFire
К нам в лабораторию THG попала только одна видеокарта HD 6990, поэтому для тестирования четырёх GPU Cayman, работающих вместе, мы воспользовались поддержкой ещё одного владельца этой видеокарты. К сожалению, мы не смогли использовать нашу тестовую методику, но проведённые тесты всё равно способны показать потенциал двух моделей.
До тех пор, пока у нас не появится возможность протестировать видеокарты самим, эти тесты можно считать демонстрацией производительности. В любом случае, учитывая отсутствие конкретных указаний от AMD, невозможно сказать, насколько жизнеспособной окажется пара видеокарт под нагрузкой. Мы знаем, что при измерениях общее энергопотребление системы достигало 869 Вт со стандартным BIOS-ом и 987 Вт с разогнанным (две карты + разогнанная до 5 ГГц платформа на базе Sandy Bridge).
60 FPS в Crysis на высоких настройках при разрешении 2560х1600 с 4х АА – это впечатляет.
FarCry 2 показал нам, что существует такое понятие, как излишняя мощность, если не используются многодисплейные конфигурации. И даже сглаживание не смогло замедлить две видеокарты в связке.
Мы не включили в обзор графики Resident Evil 5, который показывает, что драйвера от AMD не обязательно оптимизированы для четырёх видеокарт в CrossFire, так как нет прироста производительности при переходе от одной видеокарты к двум.
Большое разоблачение: уровень шума и энергопотребление
На платформе Windows Radeon HD 6990 нас впечатлил. Эта видеокарта потребляла меньше энергии, чем GeForce GTX 480 и Radeon HD 5970 2 Гбайт. nVidia пришлось сильно переработать GeForce GTX 580, чтобы она потребляла меньше в режиме бездействия.
Но при нагрузке ситуация сильно меняется. Это не показатели максимального энергопотребления, как при тесте FurMark, здесь мы просто показали результаты трёх прогонов встроенного теста Metro 2033, которые очень похожи на ежедневную игру. Общее энергопотребление HD 6990 на 94 Вт больше, чем у GTX 480. А GTX 480 уже был раскритикован за свое энергопотребление.
У AMD есть изящные, но очень производительные видеокарты – HD 6990 не из их числа. Его грубая производительность, соответствует грубому охлаждению.
Что же требуется, чтобы рассеять тепло от видеокарты мощностью 375 Вт?
Очевидно, что в диаграмме уровня шума она выглядит хуже всех.
Проблема в том, что AMD использует некорректную платформу. И вместо уменьшения тепловых требований увеличивает скорость вентилятора. В результате звук ускорения и замедления кулера слышен также, как звук ускорения и замедления двигателя автомобиля.
nVidia много думала об этом после того, как GTX 480 был раскритикован. Мы влезли в лог-файл GPU-Z, взятый во время нахождения в меню Just Cause 2 и пришли к следующим выводам:
Примерно до 78оC вентилятор HD 6990 вращается на скорости 2180 об/мин. Мы называем это безопасной зоной. Через минуту или около того в 3D приложении GPU нагрелся до 88 – 89оC и вентилятор ускорился до 2880 об/мин. А для того, чтобы постоянно поддерживать эту температуру, вентилятор разгоняется ещё больше и скорость достигает 3600 об/мин. При этом, и HD 6990 и GTX 480 превышают уровень шума в 51 дБ. Мы называем это режимом “F-18”.
Такому шуму нет оправдания. И если вращение охлаждающего вентилятора на скорости 3600 об/мин это единственный способ уберечь Radeon HD 6990 от перегрева, то этот продукт просто не готов к употреблению. Поскольку проблема связана со скоростью вентилятора, то есть возможность того, что AMD улучшит способ охлаждения при помощи обновления прошивки. Но сейчас, мы бы не стали устанавливать такую видеокарту на свой компьютер.
Проблема усугубляется тем, что уровень шума двух видеокарт Radeon HD 6970 в CrossFire достигает 53,1 дБ(A) (чуть громче, чем одна GeForce GTX 480), а максимальный уровень шума GeForce GTX 570 в SLI – 49,1 дБ(А), что тише, чем Radeon HD 5970. Обе комбинаций видеокарт выпускают горячий воздух сзади корпуса, они обе тише, но 6970 быстрее во всём.
Заключение
Из всех причин мы видим только две, из-за которых можно купить Radeon HD 6990.
Во-первых, у HD 6990 два GPU, вы можете установить две таких видеокарты в корпус ATX и наслаждаться четырёхядерной связкой CrossFire. Однако у этой перспективы есть широкий список проблем. Половина тепла от видеокарты уходит в корпус. Из-за этого сборщики в магазинах не могут подобрать правильную конфигурацию, либо не предлагают её вообще. Богатые энтузиасты чешут голову в недоумении, почему такая установка недоступна. Ответ прост: это невыгодно. Звук от одной видеокарты типа GTX 480 не доставляет неудобств, но от двух таких карт он может стать невыносимым. Мы бы привели свои выводы по этому поводу, но AMD прислали нам только одну видеокарту. Поэтому мы вынуждены полагаться на свидетельства экспертов разработчиков, которые уже опробовали четыре GPU в CrossFire и утверждают, что уровень шума с двумя видеокартами примерно на 6 дБ выше, чем с одной.
Во-вторых, если вам действительно требуется пять выходов на дисплей, то не дайте нам вас отговорить. У Radeon HD 6990, безусловно богатый интерфейс ввода/вывода, которому nVidia даже близко не соответствует. А к Radeon HD 6900 с одним GPU на данный момент можно подключить”всего лишь” четыре экрана одновременно.
Погоня – это гонка
AMD претендует на звание производителя самых быстрых видеокарт в мире – честь, которую она уже заслужила с Radeon HD 5970. Это был большой шаг для компании. Теперь nVidia довольно скоро должна ответить. И тогда мы посмотрим на гонку.
На основании того, что мы знаем о производительности GF110, nVidia имеет явное преимущество против Cayman. Но тепловой порог этого чипа ещё более ограничен, чем у AMD. Таким образом, получение большей скорости от видеокарты с двумя GPU, не увеличивая охлаждение и шум, становится действительно сложной задачей.
У сборщиков в магазинах возникнут реальные трудности с выбором корпуса и кулера. В этом случае мы видим ещё одну ситуацию, когда четыре GPU в одной системе становятся проблемой. Будем надеяться, что nVidia видит ситуацию AMD и даст профессиональным сборщикам и энтузиастам разобраться, как справиться с жарой, выходящей с передней и задней части видеокарты. Мы не собираемся принимать предложение “Купить CoolerMaster HAF 932”, как единственное приемлемое решение для интеграции аппаратных средств, которые могли бы быть разработаны для того, чтобы более разумно справляться с теплоотдачей.
У нас есть лучшее решение
Учитывая нескромную скорость вентилятора, многочисленные попытки заставить функционировать профили CrossFire, аномалии драйвера и общее нежелание говорить о материально-техническом обеспечении фактических продаж Radeon HD 6990, можно понять, что AMD поспешил с запуском. Одно из правил маркетинга гласит: лучше занять первое место сегодня (и возможно остаться на нём завтра), чем запустить видеокарту на втором месте завтра.
Итак, мы закончили с новым флагманом AMD, который бесспорно быстрый. Если бы во внимание принималась только производительность, то эта видеокарта стала бы хитом. Однако это не так, тепло и шум стали врагами HD 6990, так же, как и для GTX 480 от nVidia.
Критика была бы простительна, если бы не было лучших вариантов. Давайте предположим, что пара этих видеокарт в CrossFire не вариант для большинства пользователей и вы ищите наилучший способ использовать два GPU. Используя два Radeon HD 6970, вы ничем не жертвуете, кроме пространства в корпусе. Эта комбинация быстрее, тише и лучше борется с теплом. Два GeForce GTX 570 – тоже неплохая альтернатива. Она немного уступает по производительности, но зато тише, чем HD 6970.
И как мы уже упоминали, за день до запуска AMD отказалась комментировать цены. Так что проходите мимо Radeon HD 6990 и воспользуйтесь превосходным масштабированием SLI и CrossFire с более изящными видеокартами с одним GPU.
Также мы рады сообщить, что за несколько часов да запуска компания AMD определилась с ценой HD 6990, которая составила $699. Это на $20 дороже, чем пара HD 6970, не считая скидки в $40. AMD включает в комплект HD 6990 три переходника за $60, но мы по-прежнему считаем, что две видеокарты с одним GPU, связанных в SLI/CrossFire – это лучший выбор.