Введение
Сайт Tom’s Hardware, в целом, посвящён нашему “хлебу и маслу” – обзорам различного “железа” для ПК и технологий, которые позволяют читателям принимать правильные решения о покупке. Но сегодня мы представим вам новый тип статей, которые мы планируем публиковать регулярно. Вместо тестов видеокарт, CPU и материнских плат, мы представляем материал, более ориентированный на бизнес-пользователей, в котором обсуждаются острые проблемы, связанные с технологиями.
Мы проводим немало времени, работая с “железом”, и довольно забавно, когда те же самые аналитические компании, которые все так любят цитировать, звонят нашим специалистам и задают вопросы о том, чем одно поколение процессоров отличается от другого, как видеокарты AMD соотносятся с видеокартами Nvidia и так далее. Разница заключается в том, что бизнес-аналитика часто рассматривает более длительные по времени тенденции, используя масштаб нескольких кварталов или лет. Сравните это с нашей работой: мы сравниваем продукты со следующей технологией, которая поступает в наши лаборатории. Например, ИТ-администратором будет интересно узнать, окажется ли новое предложение AMD Opteron лучше по цене и производительности Xeon на основе Nehalem. А бизнес-пользователем интереснее узнать, какую долю AMD может получить на серверном рынке (и когда она её получит).
Поэтому ранним июньским утром мы начали обсуждать, как мы сможем добавить к нашему ресурсу Tom’s Hardware контент, ориентированный на бизнес-пользователей (собственно, мы уже рассказали о подобных планах в наших тестах сервера Xeon 5600). В частности, мы решили начать своего рода диалог с индустрией о некоторых наиболее важных тенденциях и стратегиях в бизнесе.
Впрочем, мы не хотели приводить только собственное мнение. Это старый и проверенный подход, но наше собственное мнение не всегда соответствует информации из первоисточника. Поэтому у нас возникла идея привлечь лидирующих специалистов индустрии, напрямую вовлечённых в исследования и разработку (R&D), а также и в процесс раннего создания продуктов, чтобы обсудить горячие темы.
Мы бы хотели сразу же отметить, что в нашей статье мы не собирались приводить мнение представителей отделов маркетинга, чья задача заключается в пропаганде определённых идей и планов. Если уж подобные специалисты участвуют в нашей полемике, то они просто работают ещё и в качестве менеджера продуктов. Всё же основная задача пресс-службы заключается в получении положительных откликов в прессе, и часто весьма сложно перевести этих специалистов в другой режим.
Мы специально выбрали общение со специалистами, которые отвечают за технические аспекты графического бизнеса их компании. В зависимости от компании, мы скрупулёзно подбирали вице-президентов, глав отделов и инженеров R&D. Важно отметить, что все опрошенные нами специалисты работают в штаб-квартирах, то есть они делятся своими идеями с глобальной перспективы.
Мы не избегали преодоления каких-либо препятствий в ходе выполнения нашей задачи. Если нам нужно было использовать другой язык для поиска нужных людей, то мы его использовали (в этом преимущество работы на глобальный ресурс). Расстояния тоже нас не разделяли, и если бы вы смогли увидеть счёт за международные разговоры, то наверняка поняли бы, насколько глубоко мы были вовлечены в этот проект. Мы были готовы свернуть горы в поисках нужных собеседников. Но мы выражаем благодарность всем участникам нашего проекта и приносим извинения за излишнюю настырность в некоторых случаях.
Как мы надеемся, наша статья позволит лучше понять нынешнее состояние индустрии, ответить на многие вопросы наших читателей, положить конец слухам, а также даст прогноз грядущих тенденций в индустрии.
Видеокарты: август и сентябрь 2010
Кто участвует в нашем опросе? Скажем так, если компания сегодня является производителем видеокарт, то она весьма охотно отвечает на наши вопросы. Мы получили немало информации от производителей видеокарт, многие из которых эксклюзивно выпускают модели AMD или Nvidia.
В текущем квартале больше всего внимания уделяется GeForce GTX 460. Nvidia вновь активно атакует, хотя у компании по-прежнему отсутствует привлекательный конкурент DirectX 11 в сегменте от нижнего до среднего ценового уровня (статья была написана до выхода GeForce GTS 450). Возможно, у большинства читателей сегодня на уме дизайн Intel Sandy Bridge и APU AMD Llano. Обе компании обещают, что их гибридные решения CPU/GPU будут “революционными”, “меняющими рынок” и смогут “потрясти рыночные доли”. Мы уже неоднократно сталкивались со всеми этими фразами на пресс-конференциях.
AMD и Intel начали маркетинговую битву, чтобы каждый потребитель убедился в том, что обе компании смогут представить интегрированное графическое ядро, востребованное покупателями массового рынка, жалующимися на посредственную производительность нынешних решений. По нашему мнению, AMD сильнее налегает на маркетинг, чем Intel, и во многих разговорах выплывает Fusion, но AMD понять можно – эта компания должна выиграть больше.
По информации двух упомянутых тем мы задали четыре вопроса.
- AMD сегодня выигрывает от заметной прорехи в ассортименте дискретных видеокарт Nvidia. На момент написания статьи у компании не было продуктов DX11 на основе Fermi дешевле GeForce GTX 460 ($200 на международном сегменте). Можно ли ожидать от Nvidia продуктов для рынков нижнего и среднего уровней, производных от текущих графических процессоров DX11?
- Гибридные дизайны CPU/GPU, подобные Sandy Bridge и Llano, потенциально снимают необходимость покупки дискретной видеокарты. Исторически интегрированной графики было недостаточно для потребностей, превышающих запуск повседневных рабочих приложений на настольных ПК. Считаете ли вы, что встроенные графические процессоры в первом поколении гибридных решений CPU/GPU будут достаточно мощными, чтобы заменить дискретные видеокарты на рынках нижнего и среднего уровней?
- Настанут ли времена, когда интегрированные графические процессоры с программируемой логикой приведут к тому, что дискретные видеокарты окажутся ненужными?
- По мере того, как Intel и AMD добавляют всё большую функциональность в свои центральные процессоры, какие возможности остаются для производителей видеокарт, чтобы улучшить привлекательность или выделиться своими продуктами?
Основные правила
В нашей статье мы поднимаем весьма горячие проблемы, включая секреты и закрытые стратегии компаний, а также информацию, не подлежащую разглашению из-за ещё не вышедших продуктов. Мы хотим сразу же отметить, что мы полностью поддерживаем NDA и сохранение закрытой информации компаний. Всё же ноу-хау делают индустрию сильнее, а не слабее. Например, если бы Intel смогла заблаговременно изменить свой цикл Tick-Tock, чтобы разработать продукт, специально направленный против утёкшего дизайна грядущего процессора AMD, то все инвестиции в этот утёкший продукт тоже бы “утекли”.
По этой причине мы тщательно фильтровали информацию, чтобы в нашей статье не было секретов компаний и их закрытых стратегий – если, конечно, они не считаются известной информацией. Все эти секреты интересны, конечно, но всё же мы не хотели дешёвых журналистских сенсаций. Нам пришлось воздержаться от публикации информации, касающейся конкретных продуктов, хотя и были некоторые исключения. Мы округлили сроки выхода продуктов до квартала вместо указания конкретных дат. С учётом всего сказанного, мы не были связаны какими-либо соглашениями о неразглашении (NDA) со стороны источников информации (NDA обычно накладывается, когда мы получаем от производителей образцы незадолго до официальной даты объявления).
Кроме того, мы решили не публиковать имена и фамилии наших собеседников по следующим причинам.
- Имена и фамилии наших собеседников не обогатят нашу статью. То есть они вряд ли имеют значение.
- Наши собеседники могут в таком случае говорить всё, что они думают, независимо от пресс-службы и отдела маркетинга компании. И при этом они ничем не рискуют.
- Мы планируем публикацию подобных материалов и в будущем. Если наши собеседники почувствуют себя некомфортно, то продолжать нашу серию публикаций вряд ли получится.
Продукты Nvidia для нижнего и среднего ценовых уровней
Вопрос. AMD сегодня выигрывает от заметной прорехи в ассортименте дискретных видеокарт Nvidia. На момент написания статьи у компании не было продуктов DX11 на основе Fermi дешевле GeForce GTX 460 ($200 на международном сегменте). Можно ли ожидать от Nvidia продуктов для рынков нижнего и среднего уровней, производных от текущих графических процессоров DX11?
- Продуктов для рынков нижнего и среднего уровней класса DX11 от Nvidia можно ожидать очень скоро (13 сентября 2010 как раз вышла GeForce GTS 450). Nvidia явно необходимо выпустить новые продукты, чтобы вернуть себе рыночную долю.
- Для канала, как мне кажется, следует дождаться выхода GF108 где-то в четвёртом квартале.
- GeForce GTX 460 была как раз выпущена в июле 2010, и данная модель получила великолепные отзывы со стороны потребителей и прессы. Nvidia сегодня работает, не покладая рук, чтобы представить остальную линейку DX11. Как вы, наверняка, знаете, видеокарта GTS 450 будет выпущена в сентябре, да и новые дизайны, подобные GF108, тоже вскоре появятся. В следующие два квартала мы получим намного более полную линейку продуктов от Nvidia.
- DX 11 становится всё более важным для пользователей, что связано с распространением Windows 7 и новых приложений DX11. Мы ожидаем распространения этой тенденции на массовом рынке от Nvidia, чтобы компания оставалась конкурентоспособной, поскольку линейка соответствующих продуктов ATI уже вышла.
- Пользователи желают получить высокую детализацию в играх и в домашнем кинотеатре. После успеха GeForce GTX 460 у Nvidia открылись хорошие возможности по продвижению новых продуктов DX11 на средние сегменты рынка в четвёртом квартале.
- Nvidia неплохо поработала над дизайном графического процессора GF104, который использовался в GTX 460. Компания показала свои возможности по доработке архитектуры DX11 Fermi в решение, которое можно назвать производительной видеокартой с лучшей эффективностью энергопотребления. Я считаю, что мы увидим новые продукты в линейке среднего ценового уровня. Видеокарты нижнего ценового уровня могут появиться или могут не появиться, что, на мой взгляд, не так и важно, поскольку для наслаждения играми DX11 вам требуется относительно высокая производительность.
Сто процентов опрошенных нами специалистов ожидают увидеть видеокарты на основе Fermi среднего и нижнего ценовых уровней до конца этого года. Мы никогда не считали, что Nvidia может так просто отдать свою рыночную долю. Ещё важнее отметить, что эксклюзивные производители AMD тоже согласны с тем, когда Nvidia выйдет на рынок – с точностью до месяца. Даже удивляешься, когда все выражают такое единодушие. И, опять же, на рынках нижнего и среднего уровня можно заработать прилично денег просто одним объёмом продаж.
Мы всегда запрашивали у специалистов время выхода на рынок. Попытается ли Nvidia отбиться в четвёртом квартале или в начале 2011? Мы знаем, что выход случится в самом начале четвёртого квартала. Какую рыночную долю вернёт себе Nvidia? Это зависит от производительности и цен на GF108, который должен последовать за уже популярным GF104 и недавно вышедшим GF106. Мы глубоко исследуем этот вопрос, когда получим карты в нашу лабораторию. Вне всякого сомнения, битва обещает быть весьма интересной, особенно с учётом разговоров об ответном ударе AMD до конца 2010 года.
Битва за первое место всегда привлекает внимание. Когда ты являешься “царём горы”, то часто не имеет значения, что менее дорогие продукты уступают видеокартам конкурентов. Пресса фокусируется, как правило, на производительности, и обе компании часто любят поднять продажи из-за шумихи, вызванной флагманскими продуктами. По крайней мере, так было все предыдущие годы. Но сегодня это уже слабо соответствует действительности, в основном, из-за того, что покупатели становятся всё более и более образованными.
Ещё давят и экономические факторы, такие как дискреционные расходы (сверх жизненно необходимых). В этом контексте покупателей уже всё меньше интересуют топовые дорогие видеокарты. Если энтузиасты по привычке купили бы GeForce GTX 480 или Radeon HD 5870, то сегодня они вынуждены брать видеокарты в диапазоне дешевле $200. Некоторые розничные продавцы уже заметили подобную тенденцию, и, как мы ожидаем, она проявится и в квартальных отчётах о продажах.
На данный момент кажется, что AMD лучше реагирует на экономический климат. Но не следует думать, что AMD заранее продумала все эти давящие факторы, а Nvidia пропустила мимо внимания. Стратегические планы по выходу продуктов часто утверждаются за годы до того, как изменятся экономические условия. И подход AMD к рынку оказался сегодня более эффективным. Компания сначала атакует сегменты со среднего до верхнего ценовых уровней, а затем занимает самый верхний и нижний сегменты благодаря своей стратегии “Sweet Spot” (можно перевести на русский как “Золотая середина”).
Сравните этот подход с выпуском монолитного GPU у Nvidia, объявлением GeForce GTX 480 и дальнейшим спуском вниз. Компания привыкла к стратегии “сверху вниз”. В результате, она на 6-12 месяцев “опоздала” с выпуском конкурентоспособной архитектуры DX11 (Fermi) на средний и нижний ценовые сегменты. И сегодня Nvidia находится в догоняющей позиции, если компания хочет вернуть себе рыночную долю. Цена видеокарт среднего и нижнего уровней будет даже более важна, чем производительность, которую они будут обеспечивать – конечно, если они смогут хорошо показать себя по сравнению с текущей линейкой AMD. Мы можем только предполагать, насколько хорошо справится компания, поскольку финансовые результаты четвёртого квартала будут опубликованы не раньше 2011 года.
Через серьёзное снижение цен Nvidia может отбить кусочки рынка у хорошо закрепившейся AMD в предновогоднем сезоне продаж. На недавней партнёрской конференции Microsoft нам сообщили, что сегодня средний возраст ПК в корпоративной сфере самый высокий за довольно длительный период времени (сегодня он достиг 4,4 года). Конечно, компьютеры в организациях становятся всё более мощными, и можно предполагать более длительный срок их эксплуатации. Но текущие экономические условия ещё больше усиливают этот эффект. Мы уже видели это по снижению цен на low-end серверы, что можно проследить по результатам прошедших кварталов.
Вполне логично предположить, что на рынок потребительских продуктов влияют те же самые тенденции. Онлайновые магазины Newegg и Best Buy всё ещё продают видеокарты AGP, что тоже подтверждает нашу точку зрения. По сравнению с Nvidia, предложения AMD намного сильнее в диапазоне от $50 до $125. Видеокарта 3650 всё ещё весьма привлекательная за свои деньги (~$60), она работает вполне хорошо даже по сравнению с видеокартами 3850, 4650 и 4570 (от ~$70 до $100). Если AMD на довольно раннем этапе в истории Radeon HD вложилась в чипы-мосты, то Nvidia взяла иной подход, и проблемы, связанные с ним, начинают проявляться сегодня.
Конечно, можно поспорить, что само по себе это проблемой не является, поскольку для интерфейса AGP видеокарт класса DX11 не предвидится (и вряд ли существуют подобные планы, насколько мы знаем). Фактически, в 2011 году видеокарты AGP должны, наконец, уйти из канала. Однако спрос на видеокарты для этого интерфейса будет существовать до конца 2011 года, и текущая линейка Nvidia GeForce 6200 (~$40) – явно не лучший вариант. Единственный пункт, который есть у компании для конкуренции с AMD, это цена видеокарт 6200 и 5200, уже спустившаяся до неприлично низкого уровня. Поскольку все новые видеокарты AGP покупают, главным образом, для апгрейда, то высоких объёмом продаж вряд ли стоит ожидать. Что интересно, в low-end сегменте Nvidia исторически была представлена очень хорошо (например, 7200 GS и 8400 GS по цене ~$30). Один специалист в нашем опросе предположил, что low-end видеокарты Nvidia DX11 так никогда и не выйдут. Возможно, Nvidia заранее оценивает сильные стороны Sandy Bridge и Llano, освобождая пространство для этих продуктов.
Что же касается видеокарт PCI Express, то позвольте откатиться на одно поколение: предложения Nvidia DirectX 10 всё же не дают достаточную производительность, учитывая их ценовое позиционирование. Именно поэтому выход новинок в четвёртом квартале столь важен. Впрочем, видеокарты DX11 на основе Fermi по рейтингу ниже GeForce GTX 460 должны иметь действительно привлекательную цену, если Nvidia планирует продавать их в 2011 году. AMD уже сместила акценты в сторону высокого нагрева и тепловыделения Nvidia, но вряд ли эти аргументы будут действовать, поскольку видеокарты GeForce GTX 460 прекрасно показали, что поколение Fermi не всегда бывает горячим или громким. Кроме того, средний потребитель не задумывается о тепловыделении и скорости вращения вентилятора, когда покупает видеокарту. Единственное, возникают проблемы с энергопотреблением – нужно учитывать ограничения блока питания. Пока AMD не приведёт свидетельств, что видеокарты компании могут сэкономить существенные средства по сравнению с новыми конкурентами DX11 на основе Fermi, вряд к её аргументам будут прислушиваться. Кроме того, судя по нашим тестам, не очень понятно, является ли архитектура Nvidia всегда наиболее прожорливой. Если судить по нынешней ситуации, то мы уже получаем снижение цен от GeForce GT 240 до GTX 470. Вне всякого сомнения, Nvidia готовится к серьёзной битве в четвёртом квартале 2010 и в 2011 году.
Гибридная графика CPU/GPU и производительная интегрированная графика
Вопрос. Гибридные дизайны CPU/GPU, подобные Sandy Bridge и Llano, потенциально снимают необходимость покупки дискретной видеокарты. Исторически интегрированной графики было недостаточно для потребностей, превышающих запуск рабочих приложений на настольных ПК. Считаете ли вы, что встроенные графические процессоры в первом поколении гибридных решений CPU/GPU будут достаточно мощными, чтобы заменить дискретные видеокарты на рынках нижнего и среднего уровней?
- Слова “достаточно мощные”, конечно, зависят от того, какие приложения будут запускаться на компьютере. Встроенная графика достаточно мощная для 2D и некоторых 3D-приложений. Однако если требуются более сложные 3D-приложения, то производительности интегрированной графики уже может не хватить. Здесь мы наблюдаем классическую взаимозависимость программного обеспечения и “железа”. Впрочем, для повседневных приложений интегрированной графики достаточно.
- Гибридные дизайны CPU/GPU могут существенно сказаться на рынке low-end видеокарт, но они никогда не заменят дискретные видеокарты среднего ценового уровня, по крайней мере, в ближайшие годы. Решение Intel по-прежнему неудовлетворительно из-за плохих драйверов. AMD обеспечивает более качественную поддержку со стороны драйверов, но всё равно мы по-прежнему не получим уровень производительности, сравнимый с дискретными видеокартами среднего ценового диапазона. Хотя гибридные дизайны CPU/GPU действительно являются шагом вперёд по сравнению с предыдущими решениями IGP, дискретные видеокарты, с другой стороны, тоже серьёзно совершенствуются.
- В целом, если пользователи используют дискретные видеокарты среднего и нижнего ценовых уровней для домашних мультимедийных задач, то гибридные решения CPU/GPU могут быть достаточно мощными, чтобы обеспечить безупречное воспроизведение видео. Но что касается геймерских видеокарт среднего уровня, то нам ещё предстоит увидеть, будет ли у гибридных решений CPU/GPU достаточная вычислительная производительность.
- Концепция дизайна, в частности, продуктов Fusion подразумевает многопоточную архитектуру в стиле GPU, которой вполне по силам обеспечить графическую производительность уровня видеокарт для массового рынка. Да и архитектура GPU может использоваться для приложений общего назначения, которые могут выигрывать от многопоточной архитектуры – это приложения рендеринга, перекодирования видео и многие другие программы, которые сегодня могут ускоряться через ATI Stream.
- Интегрированная графика предназначается только для low-end графических решений.
- Дискретные видеокарты должны по-прежнему обеспечивать более высокую производительность, а конечным пользователям следует учитывать суммарную цену компьютера целиком. Гибридные решения CPU/GPU должны получить некоторую надбавку в цене по сравнению с обычными.
- Для самых дешёвых компьютеров эти архитектуры могут уменьшить цену системы в целом. Однако мы не считаем, что подобная концепция заменит графические решения среднего уровня.
Как видим, картина получилась смешанной. Эксклюзивные производители видеокарт AMD и Nvidia не склоняются полностью к одному или другому ответу. Скорее всего, наш вопрос был по-разному интерпретирован. Разница между дискретными графическими решениями нижнего и среднего ценовых уровней довольно высока. Как отметил один специалист, это также зависит от того, как мы определяем рыночные сегменты, и что мы понимаем под “достаточно производительной” видеокартой. Подразумевает ли это оценку производительности по отношению к нынешнему поколению видеокарт или к поколению, которое будет конкурировать с архитектурами Sandy Bridge и Llano?
На самом деле, здесь нам следовало разбить вопрос на два. Нашей главной целью было понять, считают ли специалисты, что потребители будут больше ориентироваться на интегрированные графические движки, полностью игнорируя дискретные видеокарты. В конце концов, именно такой вопрос больше всего интересует аналитиков. Хотя мы не указываем фамилии специалистов и компании, в которых они работают, большинство наших собеседников не стали рисковать разглашением большого количества конфиденциальной информации из-за уровня технических деталей, который с этим связан. В нашу тестовую лабораторию уже поступили образцы Sandy Bridge, и мы заглянули в планы Intel даже дальше 2012 года. Если отбросить проблему с ценами, то Sandy Bridge и производные дизайны имеют потенциал поравняться со всеми видеокартами, которые сегодня продаются по цене около $75.
Впрочем, этого явно будет недостаточно с тем, чтобы обеспечить графическую производительность уровня видеокарт для массового рынка, которые будут продаваться в то время. Нынешние видеокарты за $75 неизбежно превратятся в завтрашние видеокарты за $50, и гибридным решениям необходимо эволюционировать в темпе дискретных видеокарт, если они хотят проникнуть в те сегменты, где их традиционно не было. Если две компании желают продемонстрировать высокую значимость того, что они создают (одночиповое решение, способное выполнять вычисления общего назначения и графические задачи), то им придётся быть впереди на два шага. И это при условии того, что разработчики программ и драйверов адаптируют расширения процессора, необходимые для получения полной производительности, которую могут обеспечить упомянутые гибридные процессоры.
Важно отметить, что в сегменте дискретных видеокарт среднего ценового уровня качество драйверов критически важно для успешного принятия продуктов со стороны потребителей. В прошлом Intel весьма медленно дорабатывала свои драйверы – и нерегулярно. В этой сфере должны быть сделаны кардинальные улучшения. У Intel появляется хорошая возможность поставить акцент на разработку программного обеспечения, да и это просто необходимо, учитывая программные ресурсы AMD. Надо отдать должное: недавно мы общались с инженерами-разработчиками ПО, которые раньше работали над Larrabee, а теперь они фокусируются над улучшением драйверов интегрированных GPU. Впрочем, пространство для улучшений ещё есть, особенно если Intel планирует конкурировать с кампанией AMD Fusion.
Возможно, самый интересный комментарий исходил из идеи, что как платформа в целом, Sandy Bridge и Llano будут стоить дороже. Если и AMD, и Intel хотят добиться успеха, то этого не должно произойти. Всё же предполагается, что идея интеграции должна снижать стоимость системы. Гибридное решение, которое обеспечивает уровень дискретной видеокарты за $60, будет весьма сложно продавать, если за графику придётся доплачивать $100. Один из наших респондентов имел доступ к предварительной ценовой информации, поэтому мы остались недоумевать, не будет ли общая стоимость владения связана ещё и с апгрейдом. Если переход на эти гибридные решения CPU/GPU означает покупку нового процессора, новой материнской платы, а также, если вы истинный геймер, покупку видеокарты, то тогда мы действительно получаем весьма дорогое предложение. Средний возраст ПК всё же может продолжить своё увеличение. И если так произойдёт, мы сможем понять этот аргумент, поскольку платформы Sandy Bridge и Llano будут конкурировать со своими предшественницами.
Конечно, исследования в одной области влияют и на другие, поэтому мы продолжим наблюдать эволюцию интегрированных графических процессоров вместе с дискретными видеокартами. Они уже достигли вполне конкурентоспособного уровня в повседневных рабочих приложениях. И решения с IGP начинают просачиваться в окружения, которые обычно многие годы занимали low-end видеокарты (например, ATI RS300). Самый главный вопрос заключается в том, смогут ли они серьёзно проникнуть в окружения, которые мы обычно связываем с видеокартами среднего ценового уровня.
Самую реалистичную оценку ситуации дали наши респонденты под номером 4 и 7. Если предположить, что решения IGP будут стоить конкурентоспособно, то отказ от low-end дискретной видеокарты – не лучший вариант, если учесть все факторы: поддержку драйверов, снижение дискреционных расходов (сверх жизненно необходимых), экономическую ситуацию и т.д. Если гибридные решения не будут находиться на том же уровне по производительности/цене, что и дискретные видеокарты, то обеим компаниям придётся серьёзно объясняться перед потребителями и акционерами. Один из наших собеседников, владеющий информацией о Llano, оценил производительность на уровне Radeon HD 5550 для массового рынка или, возможно, даже выше. Добавим сюда то, что графическое ядро предназначается для Bulldozer, а также регулярную доработку драйверов, так что AMD может значительно обойти Intel. Что ещё лучше, в 2011 году, как мы ожидаем, IGP могут привести к падению цен настольных ПК среднего и нижнего уровней ещё на $35-65 – к радости потребителей всех рынков. Впрочем, успех решений IGP среди массовых настольных ПК (среднего уровня) пока неочевиден. Мы говорим “неочевиден”, поскольку мы ориентируемся на нынешнюю “золотую середину” видеокарт для массового рынка: от $125 до $175.
Всё увеличивающееся число потребителей при работе с 2D и 3D контентом запускают многопоточные окружения. До какой степени продолжится эта тенденция? Можно ли будет комфортно играть в игры DX11 на ПК для массового рынка? Или решения начального уровня будут слишком слабы для эффектов класса DX11 в разумных разрешениях? Означает ли это, что мы получим возможность играть с частотой кадров выше 25 fps, или она опустится ниже уровня 20 кадров в секунду? Как насчёт создания 3D-контента? Несмотря на то, что на большинстве ПК в мире по-прежнему установлена Windows XP (если верить партнёрской конференции Microsoft, которую мы упоминали раньше), апгрейд на Windows 7 всё же нацелен на более обширное использование мультимедиа.
Скорее всего, для производителей дискретных видеокарт вероятны два сценария.
- В будущем потребности по производительности массового рынка неизбежно приблизятся к тому, что мы ожидаем от high-end видеокарт. Мы должны получить своего рода смесь двух этих рынков – возможно, разделение нынешнего high-end рынка на high-low и high-high, с несколькими предложениями посередине.
- Вторая возможность заключается в том, что мы увидим раздробление массового рынка. То есть он может увеличить свои масштабы, а производители видеокарт будут предлагать решения для тех секторов рынка, которые не смогут занять Sandy Bridge и Llano.
На данный момент очень сложно оценить, как сложится ситуация. Успешный выход новых видеокарт DX11 на Fermi и предложений AMD в конце четвёртого квартала могут стать индикатором того, куда направляется массовый рынок по потребностям производительности.
В конце концов, в одной нашей статье было сказано, что “перспективы плавной игры в режиме 720p DirectX 11 на недорогой интегрированной логике не следует недооценивать”. Для подавляющего большинства массовых геймеров решение AMD IGP с производительностью на уровне Radeon HD 5550 обеспечит достаточный потенциал производительности. В частности, те же геймеры в World of Warcraft вряд ли будут жаловаться. И в этом отношении AMD явно покажет себя с весьма сильных позиций, которые ещё предстоит завоевать Intel и Nvidia, выйдет в 2011 году программируемая интегрированная логика или нет. Помните, что вся шумиха, связанная с Llano, появилась только из-за маркетинговых баталий AMD. У Intel тоже будет весьма конкурентоспособное решение в виде high-end линейки 2000. Впрочем, было бы неплохо получить ещё, примерно, 15% прирост производительности в финальном продукте Intel, прежде чем компании предстоит конкурировать со следующим поколением дискретных видеокарт, учитывая рост производительности бета-драйвера по перекодированию за последние несколько месяцев. Недавнее урезание цен Nvidia вряд ли изменит ландшафт индустрии; просто правила битвы немного поменяются. Насколько мы можем предположить, нас ждёт интересная битва трёх персон “в баре”, двое из которых смогли вооружиться бильярдными киями.
Гибридные решения CPU/GPU и смерть бизнеса видеокарт?
Вопрос. Настанут ли времена, когда интегрированные графические процессоры с программируемой логикой приведут к тому, что дискретные видеокарты окажутся ненужными?
- Что касается дискретных видеокарт и 3D-приложений, то там ещё есть потенциал для увеличения производительности. Пока приложения не будут удовлетворять нашим потребностям реализма, без дискретных видеокарт не обойтись.
- На дискретные видеокарты всегда есть спрос, особенно это касается high-end сегмента рынка, где тепловой пакет производительных решений просто не уместится в рамках гибридного решения CPU/GPU.
- На данном этапе мы не думаем, что гибридные решения CPU/GPU могут заменить high-end дискретные видеокарты. Архитектура дизайна гибридных решений CPU/GPU, основанная на CPU, всё же не может достойно конкурировать с возможностями дискретных видеокарт.
- Уровень интеграции, необходимый для обеспечения даже нынешней графической производительности high-end решений, включающий полноценную логику CPU, просто нереален для обозримого будущего. В любом случае, эта цель каждый раз отодвигается, поскольку графическая производительность продолжает из года в год увеличиваться. Всегда будут специализированные приложения, например, по дизайну или анимации, где самой высокой доступной производительности графики по-прежнему недостаточно для получения результатов за минимальное время. Там требуются уже массивы графических процессоров или даже более производительные GPU.
- Дискретные видеокарты всегда будут необходимы потребителям. Гонка за совершенствование и ограничения по энергопотреблению интегрированных GPU всегда будут приводить к тому, что встроенные решения будут отставать, как минимум, на одно поколение. Средний пользователь также будет получать всё больше преимуществ от установки дискретной видеокарты, поскольку всё больше программ и операционных систем могут выигрывать от параллельной обработки данных на GPU. Как нам кажется, эти новые приложения, в дополнение к играм, конечно, продолжат демонстрировать преимущества дискретной видеокарты. Можно провести похожую аналогию с тем, что беспроводные сети никогда полностью не заменят проводные. Всегда существует потребность в более высокой пропускной способности, и беспроводные решения (то есть интегрированная графика) могут дать достаточный уровень, но всегда будут уступать последнему поколению проводных сетей.
- Дискретные видеокарты по-прежнему будут давать всё более высокую производительность, и конечному пользователю следует обращать внимание на цену компьютера в целом. Гибридные решения CPU/GPU наверняка будут продаваться дороже обычных.
Небольшой процент положительных ответов заставил нас призадуматься. Весьма интересно видеть, что есть специалисты, прогнозирующие апокалипсис, но, честно говоря, мы не ожидали чёткого ответа “да”. Отсутствие спроса на дискретные графические решения угрожает самому существованию этих компаний (или очень крупной доле бизнеса). Наш респондент не дал достаточно детальной информации о причинах такого ответа, и поэтому вопросов становится только больше. Он работает не в лидирующей компании, но она всё равно является крупным поставщиком/производителем в мировых масштабах. Значит ли это, что компания собирается уйти с рынка видеокарт в ближайшем будущем или в отдалённой перспективе? Или компания рассматривает гибридные CPU/GPU как долгосрочное технологическое достижение, которое может победить когда-то в далёком будущем?
На наш взгляд, мы не увидим исчезновения индустрии видеокарт в ближайший год, два или даже пять лет. Пока нет уверенности в том, что гибриды CPU/GPU смогут так кардинально изменить рынок, как надеются AMD и Intel (а также и в том, что они изменят прибыль компаний из-за снижения затрат благодаря интеграции, но сохранению цен из-за более высокой производительности). Даже если бы такая уверенность и была, то обеим компаниям нужно сначала всё равно показать свои решения на практике. Приложения и требования, касающиеся графических решений, будут продолжать многократно расти, вероятно, в таком темпе, что он будет обгонять развитие интегрированной графики некоторое время.
Добавьте к этому желание поддержать вычисления общего назначения на GPU. Легко видеть, как все эти компании будут существовать в будущем. Если вы вспомните появление 64-битных вычислений, то Intel и AMD немало вложились в их продвижение. Перенеситесь в 2010 год. Мы по-прежнему недовольны усилиями сообщества разработчиков по выпуску 64-битных приложений. У нас по-прежнему нет финальной 64-битной версии браузера Firefox, да и 64-битный плагин Flash тоже не появился. Хотя преимущества 64-битных вычислений в двух упомянутых сценариях могут оказаться мизерными, они наглядно демонстрируют, насколько медленно работает сообщество разработчиков по сравнению с возможностями “железа”. Только недавно Adobe обновила пакет своих приложений для поддержки 64-битной архитектуры, и мы уже показали, что эффект от этого весьма существенный.
Если бы все желания AMD и Intel сбывались, то индустрию видеокарт, вне сомнения, сильно бы тряхнуло. В сценарии худшего случая, вполне вероятно, что в ближайшие годы мы будем наблюдать уменьшение числа сторонних производителей видеокарт (действительно, ветеран индустрии, компания BFG, уже исчезла, да и потребителям было прямо сказано, что компания не получала достаточной поддержки от Nvidia). Впрочем, это вряд ли изменит фокус на high-end графическом рынке. Этот рынок никогда не будет удовлетворён интегрированной графикой.
В итоге имеет смысл повторить слова одного из специалистов. “Гонка за совершенствование и ограничения по энергопотреблению интегрированных GPU всегда будут приводить к тому, что встроенные решения будут отставать, как минимум, на одно поколение. Средний пользователь также будет получать всё больше преимуществ от установки дискретной видеокарты, поскольку всё больше программ и операционных систем могут выигрывать от параллельной обработки данных на GPU.” В программах общего назначения, использующих GPU, всегда будет существенный разрыв в производительности на high-end дискретных видеокартах и “high-end” решениях IGP.
Если вы пообщаетесь с представителями индустрии материнских плат, то каждый из них вполне уверен в сильных сторонах своей компании – после того, как конкуренты ушли с рынка. И для многих компаний прозвучал тревожный звонок – им необходимо сфокусироваться на том, что действительно позволит выделить продукты среди других: возможности разгона, стабильность, функциональность, цена, качество сервиса и так далее. В ближайшей перспективе единственный сегмент бизнеса, который может пострадать – это рынок low-end дискретных видеокарт. Конечно, объёмы продаж большие, но этот сегмент не такой важный, поскольку даёт минимальную прибыль. Здесь получают приличную прибыль только лидеры рынка и некоторые производители видеокарт второго ранга просто из-за больших объёмов продаж и меньшей контрактной цены. Но настоящие деньги сегодня приносит сегмент “золотой середины” от $125 до $175. Если это означает, что производители видеокарт вложат больше времени и денег в то, чтобы выпускать лучшие продукты в этом сегменте, то будет лучше отказаться от решений IGP совсем, которые будут занимать low-end сегмент. Война за low-end сегмент растянется, как минимум, на год-полтора, поскольку успех новых гибридных решений зависит от многих факторов (цена, поддержка со стороны драйверов, дискреционные расходы, экономический климат и так далее), так что, как нам кажется, настало самое подходящее время производителям видеокарт выделиться среди остальных.
Перспективы для производителей видеокарт
Вопрос. По мере того, как Intel и AMD добавляют всё большую функциональность в свои центральные процессоры, какие возможности остаются для производителей видеокарт, чтобы улучшить привлекательность или выделиться своими продуктами?
- Центральные процессоры не дадут привлекательного визуального 3D-окружения. Чтобы насладиться игрой в полной мере, потребуется мощный дискретный GPU.
- Приложения виртуальной реальности 3D.
- Мощности центральных процессоров никогда не бывает достаточно. Приложениям всегда требуется большая производительность CPU и GPU. А когда будет достигнут соответствующий уровень вычислительной мощности, то разработчики будут добавлять новые приятные функции.
- Встроенная (интегрированная) графика не даёт достаточной производительности для игр.
- Лучшая производительность, больше уникальных функций, печатные платы и системы охлаждения нашего собственного дизайна.
- Я считаю, что гарантия того, что индустрия сможет выиграть от возможностей параллельной обработки на дискретных видеокартах с новым программным обеспечением – это наилучший способ для производителей видеокарт показать значимость более мощных дискретных решений.
- Производительность и надёжность всегда будут ключевыми характеристиками. Улучшенные технологии охлаждения, раскладка печатной платы и тщательный отбор компонентов – всё это увеличивает производительность и надёжность. Потребители получат дополнительные преимущества, если эти качества будут продвигаться и на массовом рынке, а видеокарты будут обзаводиться дополнительными функциями – мы уже наблюдаем эту тенденцию, например, в виде разного набора выходов для поддержки конфигураций на нескольких мониторах или подключения телевизора. И мы продолжим наблюдать появление других функций у самых простых видеокарт.
- Дискретные видеокарты имеют существенное преимущество в виде прекрасной поддержки параллельных вычислений. В будущем производители видеокарт должны обеспечивать большее количество интерактивных функций в играх, таких как Nvidia PhysX или искусственный интеллект (в будущем).
- Стабильность дискретных видеокарт после разгона лучше, чем у гибридных решений CPU/GPU.
- Используя более стабильные системы охлаждения или пассивные варианты.
- Забирая часть нагрузки CPU, чтобы дать более высокую производительность.
- Обеспечивая более высокое качество и лучшую производительность в играх.
- По сути, видеокарты по-прежнему предоставляют уникальную функцию, которой нет у гибридных решений. Конечный пользователь может просто заменить видеокарту, когда он почувствует потребность в обновлении. Для этого не нужно устанавливать новый процессор; достаточно просто поменять видеокарту, чтобы получить желаемый уровень производительности.
- Да, мы признаём, что гибридные решения могут повлиять на рынок видеокарт среднего и нижнего ценового уровня, так как этот диапазон вполне традиционен для домашнего/офисного пользователя. Но всё равно есть пользователи, которые, в первую очередь, играют в игры, и именно на этих пользователях будут фокусироваться производители видеокарт.
- Будучи производителем видеокарт, мы можем улучшить привлекательность наших продуктов, предоставляя пользователю видеокарты с улучшенной производительностью для среднего и верхнего ценовых рынков. Между тем, гибридные материнские платы будут по-прежнему поддерживать дискретные видеокарты, и это тоже нам на руку. Благодаря специально отобранным продуктам и специализированным функциям, дискретные видеокарты по-прежнему будут занимать своё место на рынке.
Когда мы обсуждали ценность видеокарт, то были несколько удивлены тому, что стереоскопическое 3D упоминается не так часто, за исключением ожидаемых сценариев использования технологии – подключение ПК к телевизору или вывод 3D на ПК. Только два опрошенных специалиста явно упомянули 3D. Технология продолжает матереть, и, возможно, сегодня она находится в младенческом состоянии, как воспроизведение HD-видео в начале 2000-х. Новую технологию активно продвигает Nvidia (намного сильнее, чем AMD). Технология может оказаться как преимуществом, так и “мёртвым грузом”, в зависимости от того, как рынок будет дальше развиваться. Продвижение домашних телевизоров с поддержкой стереоскопического 3D идёт по-прежнему медленно. На данный момент нужно что-то делать со слишком выской надбавкой к цене, которая снижает интерес со стороны потребителей. Мы уже детально рассматривали поддержку 3D Blu-ray в соответствующей статье, и в отзывах большинство наших читателей высказалось в том ключе, что стереоскопическое 3D сегодня является больше новой модной “фишкой”, а не технологией, которая полезна в повседневной работе и развлечениях.
У AMD есть свои собственные трудности при разработке грядущих дизайнов APU. Если посмотреть в будущее, то компании необходимо определиться с позиционированием своих интегрированных решений по производительности, найдя правильный баланс для производителей видеокарт. Бывших пользователей Radeon нельзя обменивать на пользователей APU, то есть компании нужно учитывать не только конкурентов, но и собственных клиентов. В то же время AMD следует тщательно продумать свою долгосрочную стратегию. Ей предстоит взвесить убытки, связанные с ухудшением отношений с партнёрами компании по производству видеокарт, с потенциальными преимуществами от более эффективных решений на APU.
Поскольку у Nvidia по-прежнему нет лицензии x86 для производства чипсетов, как и планов по выпуску гибридного решения CPU/GPU, то компании, скорее всего, предстоит выдержать давление с двух фронтов: потенциальная потеря бизнеса чипсетов и потребность оставаться конкурентоспособной на рынке графики. Компании придётся смириться с ухудшением своих позиций, если у производителей видеокарт возникнут трудности в 2011 году (потеря BFG никак не повлияла, как видим). У Nvidia есть очень редкая возможность попытаться представить набор функций, превосходящий всех других, а также задать планку для улучшения конкурентоспособности своих позиций против AMD и Intel. Мы пообщались с несколькими инженерами Nvidia, что нас несколько воодушевило, но не будем делить шкуру неубитого медведя. Нам нужно дождаться 2011 года, когда компания раскроет свои дальнейшие планы.
Что всё это означает для сторонних производителей видеокарт? Их предложения в 2011 не будут существенно отличаться от того, что мы видели в 2010. Можно ожидать дальнейшей эволюции дизайна: улучшенной производительности и, как побочный эффект, лучших решений по охлаждению видеокарты. В конце концов, дискретные видеокарты по-прежнему могут обеспечить более полный набор функций и лучшую производительность вместе со снижением общей стоимости владения, поскольку пользователи могут выигрывать от модульности компонентов.
На наш взгляд, производителям видеокарт следует уделять более серьёзное внимание продвижению GPGPU, играя роль самых активных пропагандистов в сообществе разработчиков ПО. В отличие от предыдущих решений IGP, которые нацеливались на снятии потребности в дискретных решениях, GPGPU – это способ AMD и Nvidia вселить уверенность в своих партнёров по производству видеокарт. Таким образом, обе компании смогут заверить своих партнёров, что они не будут забыты или обделены поддержкой. Видеокарты добавляют серьёзную вычислительную производительность даже к платформам с IGP. Поэтому вместо конкуренции или конфликта интересов, дискретные решения можно рассматривать как мощные производительные решения, причём даже для платформ IGP по мере продвижения вперёд индустрии.
В следующем году в непрекращающейся битве графических производителей расстановка сил значительно не изменится, разве что оружие может поменяться. Будем надеяться, что компании действительно представят мощное оружие. А мы будем наслаждаться действом.