Введение
После появления новых графических процессоров, на рынок выходят разнообразные клоны от всевозможных производителей. Причина простая: чтобы сохранять конкурентоспособность и представлять продукты в то же время, что и другие производители, времени на разработку собственного дизайна недостаточно. И, независимо от производителя, первые версии каждой новой видеокарты почти всегда базируются на эталонном дизайне от AMD или nVidia. Поскольку производители копируют раскладку платы и системы охлаждения, от довольно мало смысла сравнивать продукты одной компании с другой, разве что искать разницу в гарантии и комплекте поставки.
Но через некоторое время в компаниях просыпается творчество, и на рынок выходят уникальные версии продуктов. Иногда они используют хитроумный кулер, а в ряде случаев дают покупателю больший доступ к разным параметрам, таким как напряжения и частоты, да и дизайн печатной платы часто совершенно меняется. Тесты подобных не-эталонных решений обычно весьма любопытны, именно поэтому мы и опубликовали эту статью.
На данный момент на массовом рынке происходит борьба видеокарт Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250. Потребители знают, что обе модели дают конкурентоспособную и довольно высокую производительность по разумным ценам. Но что, если сравнить уникальные видеокарты на двух графических процессорах?
Предлагаем ознакомиться с обзором видеокарт Gigabyte GV-N250ZL-1GI и Asus EAH4850 MT. Посмотрим, смогут ли две эти модели с собственным дизайном выделиться по сравнению с обычными Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250.
Начнём по алфавиту, с модели Asus.
Asus EAH4850 MT: MT означает Matrix
Да, “MT” означает “Matrix”. Но, в свою очередь, что подразумевается под “Matrix”? Asus назвала таким образом дизайн, который обеспечивает лучшее распределение питания, лучшее охлаждение и, что обрадует оверклокеров, возможность менять напряжение GPU. Программа Asus iTracker позволяет довольно гибко менять режимы работы видеокарты.
Начнём с платы, дизайн раскладки которой был изменён. Компоненты были перенесены по сравнению с эталонным дизайном AMD, что явно было сделано для более ясного их расположения и возможности установки уникального кулера Asus с тепловыми трубками, который и работает на EAH4850 MT. Карта по длине практически такая же, как и большинство моделей Radeon HD 4850, то есть чуть меньше 9,5″ (24,1 см). Среди значимых изменений отметим, что Asus улучшила видеокарту, установив четырёхфазную систему питания против стандартной двухфазной, что должно обеспечить более эффективную работу и лучшую стабильность под нагрузкой. Asus также установила дополнительные компоненты для работы Asus Super Hybrid Engine, а именно собственный чип, который обеспечивает особые функции видеокарты вместе с утилитой Asus iTracker.
Следует отметить, что карта требует такой же шестиконтактный разъём питания PCI Express (PCIe), что и эталонная видеокарта Radeon HD 4850. Asus решила установить на свою видеокарту Radeon HD 4850 всего 512 Мбайт памяти. Конечно, это позволяет снизить цену, но отнюдь не поможет видеокарте показать себя с лучшей стороны по сравнению с Gigabyte GV-N250ZL-1GI и полным гигабайтом памяти. Впрочем, и сильно не повредит, поскольку больший объём памяти не всегда приводит к значимому приросту производительности. Но обо всём этом мы поговорим в разделе тестов.
Штатные тактовые частоты EAH4850 MT составили 625 МГц для GPU и 1986 МГц для памяти, то есть они такие же, что и у эталонной видеокарты. После установки утилиты iTracker пользователи получают доступ к весьма скромному профилю разгона, который увеличивает частоту GPU до 660 МГц. Однако там есть доступ к намного более радикальным настройкам, если возникнет желание поэкспериментировать с более высокими частотами.
На первый взгляд, у Asus 4850 Matrix используется такая же система выходов с двумя двухканальными DVI и аналоговым видеовыходом, что у карты с эталонным дизайном. Однако жёлтый выход DVI – одноканальный. Это может разочаровать владельцев двух 30″ мониторов с разрешением 2650×1600, но остальных вряд ли обеспокоит.
Внешне в глаза бросается, прежде всего, кулер EAH4850 MT с тепловыми трубками. Довольно массивный радиатор пронизан тремя трубками, хотя большая его часть изготовлена из алюминия, а медный блок закрывает только GPU. Кулер занимает два слота (выбрасывая горячий воздух через слотовую заглушку за пределы корпуса), однако дизайн не совсем традиционный, поскольку здесь нет закрытого кожуха, который бы принудительно направлял горячий воздух за пределы корпуса. Поэтому часть нагретого воздуха свободно выбрасывается внутрь корпуса.
Возможно, некоторым покажется странным отсутствие закрытого кожуха, который бы направлял весь горячий воздух за пределы корпуса. Однако следует учитывать, что данный кулер гибридный, то есть он может работать и в пассивном режиме. Когда кулер работает в таком режиме, с выключенным вентилятором (чтобы максимально снизить шум в 2D), то вокруг радиатора должен создаваться достаточный воздушный поток. Полностью закрытый кожух, призванный выбрасывать воздух через заднюю стенку с помощью вентилятора, сделал бы это практически невозможным, поэтому такова уж цена за пассивный режим работы видеокарты.
Программное обеспечение
Что касается комплекта поставки, то образец EAH4850 MT, который мы тестировали, был оснащён скуднее, чем розничная версия видеокарты. На рекламны фотографиях комплекта поставки присутствовал видеокабель, переходник питания Molex-PCIe, переходник с DVI на HDMI, переходник с DVI на VGA и мостик CrossFire. Похоже, Asus не включила каких-либо игр вместе с EAH 4850 MT, но покупатель получит пару CD с драйверами и фирменными утилитами Asus.
Переходя к утилитам, хотелось бы отметить, что Asus специально для видеокарт линейки Matrix предложила утилиту под названием “iTracker”. Эта небольшая утилита как раз и является основным критерием, который отличает Asus 4850 Matrix от других видеокарт.
Нажмите на картинку для увеличения.
Приложение iTracker – замечательная утилита, если вы сможете привыкнуть к весьма запутанному интерфейсу пользователя. Мы не можем понять, почему разработчики считают, что пользователи автоматически нажмут на крошечный (и почти невидимый) треугольник, чтобы получить доступ к самым важным настройкам. Возможно, просто нашим редакторам под конец дня такое решение показалось слишком утомительным, но, честно говоря, мы встречали и более интуитивные интерфейсы.
Нажмите на картинку для увеличения.
В iTracker есть три основные категории: “Profile”, “Information” и “Configuration”. Из всех трёх наиболее важной и мощной категорией является “Profile”, поскольку она позволяет вам активировать предварительно заданные профили для частот памяти и GPU в режимах 2D и 3D, с разными напряжениями GPU и памяти и режимом работы вентилятора, включая четыре уровня скорости вентилятора, которые будут включаться при достижении GPU определённых температур. Конечно, самым интересным профилем является пользовательский (“User Defined”), который даёт прямой контроль над всеми перечисленными “вкусными” параметрами, причём вы можете задавать до трёх уникальных пользовательских профилей.
Нажмите на картинку для увеличения.
Категория “Information” тоже довольно интересная, в ней вы сможете узнать разнообразную информацию от тактовых частот и температур до скорости вентилятора, напряжений и даже энергопотребления. Честно говоря, было бы неплохо, если бы такая утилита работала со всеми видеокартами.
Категория “Configuration” позволяет настроить тревогу, если температуры, напряжения и даже скорость вентилятора перейдут в опасную зону. Там же можно получить дополнительную информацию о видеокарте, например, об используемой версии BIOS. Довольно неплохо.
Конечно, полезнее всего утилита iTracker оказывается при разгоне видеокарты. Но мы поговорим о разгоне чуть позже, а пока позвольте представить видеокарту Gigabyte GV-N250ZL-1GI.
Gigabyte GV-N250ZL-1GI: ZL означает Zalman
В отличие от несколько “модного” маркетингового названия Matrix, компания Zalman не нуждается в представлении большинству наших читателей. Если же вы не знакомы с ней, то Zalman – знаменитый производитель великолепных и тихих радиаторов и кулеров, помимо всего прочего. Достаточно просто посмотреть на массивный кулер GV-N250ZL-1GI, который впечатляет и внушает уважение. Однако видеокарта отличается не только системой охлаждения, поскольку Gigabyte отошла от эталонного дизайна, реализовав собственные функции Ultra Durable VGA.
Под названием Ultra Durable VGA скрывается графический аналог набора функций Gigabyte Ultra Durable 3, который присутствует на некоторых материнских платах Gigabyte. Мы уже подробно описывали влияние Ultra Durable 3 на производительность и другие параметры в отдельной статье.
Чтобы не растекаться мыслью по древу, Ultra Durable VGA – маркетинговое название схожего набора дополнительных функций: две унции (56,6 грамм) дополнительной меди на печатной плате, топовая память Samsung или Hynix, японские твёрдотельные конденсаторы, катушки с ферритовым сердечником и low RDS MOSFET. Gigabyte заявляет, что использование Ultra Durable VGA даёт на 5-10% меньшую температуру GPU, на 10-30% лучший потенциал разгона и на 10-30% снижение потерь на стабилизаторах напряжения. Честно говоря, будет весьма интересно, материализуется ли хотя бы одно из этих обещаний в наших тестах разгона GV-N250ZL-1GI.
Gigabyte также решила изменить дизайн платы, а не просто добавила функцию Ultra Durable VGA к эталонному дизайну nVidia.
Карта довольно компактная для GeForce GTS 250, длина составляет около 8,5″ (21,5 см, на 2,5 сантиметра короче, чем у Asus EAH4850 MT). Подобно Radeon, Gigabyte GeForce GTS 250 требует подключения дополнительного шестиконтактного кабеля питания PCIe. Gigabyte решила максимизировать потенциал производительности видеокарты, оснастив её полным гигабайтом памяти, что может положительно сказаться в играх, активно использующих кадровый буфер. Однако Gigabyte решила добавить только один разъём SLI на верхней части видеокарты, устранив возможность работы трёх GV-N250ZL-1GI в конфигурации 3-way SLI. Конечно, это можно признать недостатком по сравнению с эталонным дизайном nVidia, но мы не очень представляем, кто захочет устанавливать три подобные видеокарты вместе, поскольку за такой бюджет есть более привлекательные решения.
Тактовые частоты по умолчанию у Gigabyte GV-N250ZL-1GI составляют 738 МГц для GPU, 1836 МГц для блоков шейдеров и 2200 МГц для памяти. Опять же, они полностью идентичны эталонным частотам GeForce GTS 250.
Набор выходов у видеокарты довольно уникальный, поскольку Gigabyte решила установить выход HDMI, выход VGA и один двухканальный выход DVI. Подобно видеокарте Asus без двух двухканальных выходов DVI, GV-N250ZL-1GI не сможет одновременно работать с двумя 30″ мониторами с разрешением 2650 x 1600 (если только у одного из них нет входа HDMI). Но, конечно, владелец двух 30″ мониторов наверняка может позволить себе более дорогую видеокарту, чем данную модель. Как обычно, одновременно можно использовать только два из трёх выходов.
Gigabyte GV-N250ZL-1GI | Программное обеспечение и охлаждение
Самой впечатляющей особенностью видеокарты, конечно, является крупный кулер Zalman с его дизайном на четырёх тепловых трубках, который элегантный, простой и характерный для продуктов Zalman. Кулер является моделью Zalman VF1050, то есть новой версией старого доброго VF1000. Покупка Zalman VF1000 отдельно обойдётся вам в $45 на международном рынке (от 1400 руб. в России), поэтому в комплекте поставки GV-N250ZL-1GI его брать выгоднее. Недорогая карта GeForce GTS 250 с эталонным дизайном и одним гигабайтом памяти, а также кулер Zalman VF 1000, купленный отдельно, будут стоить дороже, чем видеокарта Gigabyte.
Стоит отметить, что память видеокарты никак не охлаждается, хотя этому вопросу некоторые производители уделяют много внимания. Несмотря на то, что видеокарта занимает два слота, на задней панели у неё не предусмотрено второй заглушки с вентиляционными отверстиями, поэтому горячий воздух остаётся в пределах корпуса, подобно дизайну Asus EAH4850 MT. Но, в отличие от видеокарты Asus, модель Gigabyte не является гибридной, поэтому вентилятор всегда работает. Конечно, вентилятор у Zalman работает так тихо, что проблемным его назвать сложно.
Опять же, наш предварительный образец поставлялся не в розничной коробке и без полного розничного комплекта поставки. Судя по рекламным фотографиям, в комплект поставки входит переходник питания с Molex на PCIe, переходник с DVI на HDMI и звуковой кабель, который позволяет передавать звук со звуковой карты на видеокарту, чтобы выводить его затем через HDMI, если нужно. Помните, что видеокарты GeForce GTS 250 не поддерживают “родную” передачу звука через HDMI, поэтому такое решение неизбежно. В комплект поставки не входят мостик SLI и компонентный переходник, которые прилагаются с топовыми версиями GeForce GTS 250. Есть инструкция и CD с драйвером/утилитой. Программу Gigabyte Gamer HUD Lite можно взять с CD, но можно скачать и с сайта Gigabyte, если она вам нужна.
Перед нами простая утилита разгона, которая в паре с видеокартой Gigabyte позволяет регулировать и напряжение, что довольно полезно. К сожалению, в отличие от Gigabyte GeForce 9800 GT, у GV-N250ZL-1GI нет функции регулировки напряжения, поэтому в панели управления Gamer HUD отсутствуют соответствующие опции при работе с GV-N250ZL-1GI. Да и добавка “Lite” на это намекает.
Вероятно, Gigabyte считает, что функции Ultra Durable VGA будет достаточно для серьёзного разгона видеокарты. Но мы всё же были разочарованы, поскольку хотели сравнить одну видеокарту с возможностью регулировки напряжения с другой подобной моделью. Но всё же давайте посмотрим, сможет ли карта Gigabyte сравниться с Asus EAH4850 Matrix в деле разгона.
На данный момент можно сказать, что ограниченная версия утилиты Gigabyte Gamer HUD Lite позволяет оверклокеру получить всю необходимую информацию без запутанного интерфейса.
Утилита Gamer HUD Lite может изменять только три настройки: частоты GPU, блока шейдеров и памяти. Можно включить режим “2D/3D Auto-Optimized”, но, насколько мы видели, при этом вы не получите какого-либо разгона. Выводится также полезный график температуры и использования GPU. На этом всё! Но всё сделано очень просто и понятно.
Вооружившись двумя видеокартами и соответствующими инструментами разгона, мы приступили к этому увлекательному занятию.
Разгон Asus EAH 4850 Matrix с помощью iTracker
При разгоне обычных видеокарт Radeon HD 4850, утилита ATI Overdrive ограничивает частоту GPU 700 МГц. К счастью, BIOS на Asus 4850 Matrix позволяет увеличить частоту до 800 МГц, в результате мы смогли разогнать GPU выше штатного уровня 750 МГц для Radeon HD 4870.
Возможность менять напряжение GPU и памяти рвёт цепи, которыми скованы обычные попытки оверклокеров. Увеличение напряжения – принципиальный ход оверклокеров, и без него мы вряд ли смогли увеличить частоту ядра GPU больше 700 МГц.
Немного поискав, мы обнаружили, что штатное напряжение GPU у Radeon 4870 составляет около 1,263 В. Мы посчитали, что такой уровень хорош для начального разгона GPU, но он оказался недостаточен, поскольку для максимального стабильного разгона пришлось поднять напряжение до 1,33 В.
Нажмите на картинку для увеличения.
После многих настроек и попыток, мы увеличили частоты Asus EAH4850 MT со штатных 625 МГц для GPU и 1986 МГц для памяти до 764 МГц для GPU и 2013 МГц для памяти. Данный GPU разгонялся очень неплохо для Radeon HD 4850 – мы получили прирост 139 МГц по сравнению со штатной частотой, причём это даже на 14 МГц больше, чем штатная частота у Radeon HD 4870. К сожалению, память оказалась не такой “сговорчивой”, мы получили лишь небольшой разгон на 19 МГц DDR при напряжении 2,03 В.
На самом деле нам удавалось выставлять намного более высокие частоты GPU у видеокарты, но после стрессового тестирования стало понятно, что нам нужно откатиться назад для снижения температуры и предотвращения появления визуальных артефактов. Итоговые частоты 764 МГц для GPU и 2013 МГц для памяти оказались стабильным, видеокарта успешно прошла через все наши тесты.
Утилита iTracker хороша не только своими функциями разгона, но и возможностями снижения частот. Мы смогли выставить очень низкие тактовые частоты и напряжения в режиме 2D под Windows и высокие частоты и напряжения для 3D в том же профиле.
Однако мы встретились с небольшой трудностью при снижении частоты: после проблем с вылетом при запуске Fallout 3, мы потратили немало времени на диагностику проблемы. Похоже, что если частоты 2D выставлены слишком низко (например, 300 МГц), то у некоторых приложений возникают проблемы при увеличении частот до уровня 3D. Мы заметили подобное поведение в Fallout 3 и Far Cry 2. Только после увеличения частоты до 400 МГц проблемы исчезли.
С учётом всего сказанного, ещё раз отметим возможность изменения напряжений в утилите iTracker, что весьма полезно как для разгона, так и для замедления. Утилита замечательная, и если привыкнуть к её не очень удачному интерфейсу, начинаешь желать, чтобы с каждой видеокартой поставлялся подобный продукт.
Разгон GV-N250ZL-1GI с помощью Gigabyte Gamer HUD Lite
Поскольку Gigabyte не поддерживает изменение напряжения GV-N250ZL-1GI, разгон видеокарты довольно прост. Достаточно увеличивать частоты и проверять, не появились ли артефакты. Нет артефактов? Тогда увеличивайте частоты дальше. Появились артефакты? Снижайте частоты. Всё просто и ясно.
Gigabyte заявляет о 10-30% увеличении потенциала разгона по сравнению с обычными видеокартами GeForce GTS 250. Это проверить достаточно проблематично, поскольку каждая видеокарта разгоняется по-своему. Но, всё же, как проверить заявление Gigabyte? Любая видеокарта может существенно отличаться от других экземпляров, но давайте придумаем какую-нибудь псевдонаучную методику просто для забавы?
Сразу же нужно учесть, что GPU видеокарты GTS 250 уже достаточно близок к своим пределам на штатных частотах. Следует помнить, что точно такой же GPU работает в старых видеокартах GeForce 9800 GTX+, которые сами по себе являются разогнанным вариантом GeForce 9800 GTX с меньшим техпроцессом, а оригинальная тактовая частота составляла 675 МГц. С другой стороны, видеокарты GeForce GTS 250 часто разгоняются до уровня 780 МГц при штатном охлаждении.
Предположим, что многие карты могут поднять частоту до 800 МГц, что является разгоном на 62 МГц. Если заявления Gigabyte о 10% увеличении потенциала разгона верны, то большинство видеокарт GV-N250ZL-1GI должны давать, по крайней мере, 806,2 МГц для GPU. Округлим до 807 МГц, чтобы было проще. Сможет ли GV-N250ZL-1GI заработать на такой частоте?
Как видим, да. Без каких-либо модификаций, за исключением тактовой частоты, наш образец GV-N250ZL-1GI смог увеличить частоту до 815 МГц, сохранив при этом полную стабильность. Это составляет 20% увеличение по сравнению с “предполагаемым” уровнем разгона, если судить по нашей псевдонаучной методике.
Если быть серьёзным, то 815 МГц для ядра и 1925 МГц для блока шейдеров – очень хороший результат для GeForce GTS 250 без какой-либо мощной системы охлаждения. Да, 2210 МГц для памяти – не самый хороший результат, но разгонять память на видеокарте обычно сложнее.
Конечно, остаётся вопрос, какой вклад вносит технология Ultra Durable VGA в данные результаты разгона, а какой – тихий и производительный кулер Zalman. Но, в любом случае, GV-N250ZL-1GI даёт впечатляющие результаты разгона. А теперь давайте посмотрим, как результаты разгона скажутся на производительности.
Тестовая конфигурация
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | Intel Core 2 Duo Q6600 (Kentsfield), 2,7 ГГц, FSB-1200, кэш L2 8 Мбайт |
Платформа | MSI P7N SLI Platinum, Nvidia nForce 750i, BIOS A2 |
Память | A-Data EXTREME DDR2 800+, 2x 2048 Мбайт, DDR2-800, CL 5-5-5-18 на 1,8 В |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Сеть | Встроенная nForce 750i 1 Гбит/с Ethernet |
Видеокарты | Asus EAH4850 MT 512 MB DDR3 PCIe Gigabyte GV-N250ZL-1GI 1 GB DDR3 PCIe |
Блок питания | Ultra HE1000X, ATX 2.2, 1000 Вт |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit 6.0.6001, SP1 |
Версия DirectX | DirectX 10 |
Драйвер платформы | nForce Driver Version 15.25 |
Графический драйвер | ATI Catalyst 9.3 Nvidia Forceware 182.08 |
Тесты и настройки
3D-игры |
|
Crysis | Version: 1.2.1, Video Quality: Very High Details, Demo: CPU-Benchmark + Tom’s Hardware Tool |
Left 4 Dead | Version 1.0.1.1, Video Quality: all settings at maximum, Demo: Tom’s Custom Benchmark |
Fallout 3 | Version 1.4, Video Quality: Ultra, Demo: Tom’s Custom Benchmark + Fraps |
World in Conflict | Version: 1.0.0.9, Video Quality: Very High details, Demo: Game-Benchmark |
Burnout Paradise: The Ultimate Box | Version 1.1, Video Quality: All settings at maximum, Demo: Tom’s Custom benchmark & Fraps |
Синтетические тесты | |
3DMark Vantage | Version: 1.0.1, Demos: Performance, High, and Extreme Presets |
3DMark Vantage
Как обычно, мы начнём тесты с прогона 3DMark, чтобы затем оценить, насколько реальная производительность в играх соответствует синтетическим тестам. Итак, что же скажет нам 3DMark Vantage?
Интересно. Результаты 3DMark Vantage говорят о том, что даже после разгона обе видеокарты дают схожую производительность. У Asus Radeon 4850 Matrix мы наблюдаем довольно серьёзный прирост после разгона, но, по мере роста разрешения и настроек детализации, разница между Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250 становится не такой большой.
Посмотрим, каковы окажутся результаты в реальных играх.
Crysis
Мы начнём игровое тестирование с Crysis. Следует отметить, что в Crysis мы немного снизили детализацию, чтобы не получить ещё один бесполезный тест, дающий 15 кадров в секунду (FPS). Мы выставили детализацию шейдеров в “High”, поскольку красота игры, во многом, зависит от этого параметра. С другой стороны, мы установили пост-обработку на “Low”, поскольку, хотя размывание в движении выглядит хорошо, оно существенно снижает производительность видеокарт данного класса. Всё остальное было выставлено на “Medium”. Подобные настройки дали вполне приятную частоту кадров, с которой можно было играть. Посмотрим, как покажут себя обе видеокарты при данных реалистичных настройках.
Опять же, результаты довольно близки. Единственное, что хотелось бы отметить – видеокарта Asus 4850 Matrix немного отстаёт на штатных тактовых частотах. Даже при выставленных весьма скромных настройках, разрешение 1920×1200 будет слишком большим для видеокарт, поскольку они одна из них не смогла дать 40 fps в среднем.
Преимущество GV-N250ZL-1GI по памяти не особо проявляет себя в Crysis, но при выбранных нами настройках память с текстурами не очень сильно нагружается. Но, в теории, подсистема памяти будет активнее работать при включении 4x полноэкранного сглаживания (AA), поэтому давайте посмотрим на результаты.
Однако и здесь гигабайт памяти не слишком помогает. Следует отметить, что у обеих видеокарт пропускная способность памяти, подключённой по 256-битной шине, очень схожая. Поэтому если результаты Crysis зависят от скорости памяти, в данном случае разницы мы не обнаружим.
Конечно, со средней частотой 40 fps при включённом сглаживании AA вы вряд ли сможете комфортно играть даже в разрешении 1280×1024.
Left 4 Dead
Перейдём к игре, где мы можем выставить максимальные настройки визуального качества даже в 1920×1200. Сможем ли мы выявить преимущество какой-либо видеокарты на максимальной детализации?
Ничего примечательного, но, учитывая результаты нашего оригинального обзора GeForce GTS 250, производительность сдерживает процессор Core 2 Quad.
Возможно, если мы будем сочетать максимальную детализацию с 8xAA и 16x анизотропной фильтрацией (AF), то тогда получим больший разброс производительности?
Как можно видеть, эта игра предпочитает Asus 4850 Matrix перед Gigabyte GV-N250ZL-1GI. Конечно, вы сможете весьма комфортно играть на любой видеокарте даже в разрешении 1920×1200, если снизить сглаживание до разумного уровня, например, до 4xAA. Но всё равно приятно видеть разницу в частоте кадров.
Fallout 3
Fallout 3 – великолепная игра на основе довольно требовательного графического движка, эволюционировавшего из легендарной Elder Scrolls: Oblivion. Давайте посмотрим, как обе видеокарты покажут себя на максимальных графически настройках, без AA или AF.
Fallout 3, похоже, предпочитает Gigabyte GV-N250ZL-1GI, но мы не можем уверенно сказать, понравилась игре архитектура GeForce или полный гигабайт видеопамяти. Лидерство довольно твёрдое, но минимальная частота кадров у конкурентов довольно близка, так что серьёзной победу тоже назвать сложно.
Довольно забавно было видеть, что в данном тесте видеокарта Asus давала максимальную частоту кадров точно 63 fps, независимо от разрешения или настроек качества картинки. Мы принудительно отключили vsync в драйвере Catalyst Control Center, а также и в самой игре, и постоянная максимальная частота кадров выглядела подозрительно. Если бы производительность упиралась в CPU, то мы бы увидели схожую картину и в тестах GeForce.
Давайте добавим 4xAA и 15xAF и посмотрим, к каким изменениям это приведёт.
Результаты оказались довольно близки к тесту, который мы проводили без AA и AF, но GV-N250ZL-1GI немного увеличила отрыв от Asus 4850 Matrix.
World in Conflict
World in Conflict – красивая стратегия реального времени. Какие результаты мы получим в этом тесте?
Разница весьма ощутима. Но без проведения дополнительных тестов сложно сказать, нравится этой игре 1 Гбайт памяти или просто архитектура GeForce. В любом случае, Gigabyte GV-N250ZL-1GI одерживает убедительную победу над Asus 4850 Matrix по средней и минимальной частоте кадров.
Давайте добавим 4xAA и 16xAF, чтобы посмотреть на изменения.
Довольно интересно видеть, что частота кадров у Radeon вообще не упала, а у GeForce GTS 250 частота кадров заметно снизилась. Но больше всего интересно наблюдать, что минимальная частота кадров GV-N250ZL-1GI упала ниже уровня Asus 4850 Matrix в разрешении 1920×1200. Мы не знаем, с чем это связано, но GeForce GTS 250 всё равно вышла победителем в большинстве разрешений.
Burnout Paradise: The Ultimate Box
Перейдём к довольно интересной гоночной игре, и хотя она стала доступна для пользователей ПК лишь недавно, графический движок просто потрясающий.
Сначала мы запустили игру с максимальными настройками, за исключением того, что мы отключили screen space ambient occlusion (SSAO). Мы даже добавили 8xAA, поскольку в Burnout Paradise, похоже, нет возможности отключить vsync. При высоком уровне сглаживания видеокартам будет сложнее увеличить частоту кадров до ограничения Vsync в 60 Гц.
Похоже, даже 8xAA не может разделить результаты видеокарт, частота кадров во всех случаях упирается в vsync. Что ж, придётся понадеяться, что опция SSAO сможет нагрузить видеокарты и дать более разумный разброс. SSAO – не очень распространённая опция в играх на ПК, она появилась в графических движках нового поколения, подобно использованному в Crysis. Данная опция не позволяет источникам внешнего освещения светить в местах, где должна быть темнота, что делает модель освещения намного более реалистичной. Однако данная функция очень сильно зависит от производительности шейдеров, поэтому при включении SSAO мы уменьшили уровень сглаживания до 4xAA, чтобы помочь видеокартам.
Опция SSAO действительно позволила разделить двух конкурентов. Данная опция улучшения визуального качества в Burnout явно лучше реализуется на архитектуре Radeon HD 4850, что, возможно, связано с поддержкой DirectX 10.1 у видеокарт Radeon против только DirectX 10 у GeForce GTS 250. Но мы подробнее поговорим об этом в отдельной статье.
К сожалению, победу Radeon HD 4850 можно считать пирровой по двум причинам. Первая: частота кадров падает настольно сильно, что играть становится не очень комфортно за исключением низких разрешений. Вторая: включение опции SSAO приводит к досадным артефактам размытия на телефонных проводах и кабелях электросети в игре, независимо от используемой видеокарты. В любом случае, опция SSAO наверняка будет более активно использоваться в будущих играх.
Энергопотребление, температура и уровень шума
Конечно, оценивать у видеокарт следует не только чистую производительность. Давайте посмотрим на другие параметры продуктов, начиная с энергопотребления.
Мы измерили общее энергопотребление компьютера от розетки при установке простой видеокарты GeForce 8400 GS, и в режиме бездействия получили 210 Вт. Этот результат мы возьмём за основу. Затем мы измерили энергопотребление в режиме бездействия и под нагрузкой с нашими видеокартами. Мы нагружали только видеокарту с помощью демо Sanctuary от Unigine. Данный движок серьёзно нагружает графическую подсистему.
Интересно наблюдать, что под нагрузкой Asus 4850 Matrix потребляет меньше всего энергии на штатных частотах и больше всего после разгона. Связано это, по большей части, с возможностью увеличения напряжения через утилиту Asus iTracker, что способствует разгону. Обратите внимание, что разогнанная видеокарта Asus всё равно потребляет очень мало энергии в режиме бездействия, благодаря отдельным настройкам 2D в профиле iTracker, которые позволили потреблять видеокарте меньше энергии, чем при штатных настройках в 2D, несмотря на серьёзный разгон в режиме 3D.
Результаты Gigabyte GV-N250ZL-1GI заметно отличаются, видеокарта потребляет больше энергии, чем Asus EAH4850 Matrix на штатных нагрузках, но меньше после разгона. Помните, что мы не поднимали напряжение графического процессора на видеокарте Gigabyte, поэтому даже после разгона мы не получили столь серьёзного увеличения энергопотребления, как на видеокарте Asus.
С учётом всего сказанного, давайте посмотрим на температуры GPU.
Здесь мы наблюдаем результаты, напоминающие картину энергопотребления, но по другим причинам. Обратите внимание, что Asus Radeon 4850 Matrix нагревается существенно сильнее, чем Gigabyte GeForce GTS 250, поскольку Radeon HD 4850 известен как “горячий” графический процессор. Хотя впечатляющий кулер с тепловыми трубками Asus удерживает температуру в допустимых границах, графический процессор нагревается довольно сильно после разгона при повышении напряжения.
Напротив, мы видим, что видеокарта Gigabyte практически не меняет температуру после разгона под нагрузкой по сравнению со штатными частотами. Температура в режиме бездействия у разогнанной видеокарты Gigabyte увеличивается сильнее.
Наконец, давайте посмотрим на результаты уровня шума. К сожалению, наша тестовая система работала довольно громко, а видеокарты были настолько тихими, что разумных показателей мы не получили. В будущем мы будем применять другую методику измерения шума, а пока что давайте посмотрим на то, что мы получили.
У видеокарты Asus EAH4850 MT есть пассивный режим работы, то есть она полностью бесшумна в режиме бездействия. 55 децибел, которые видны на диаграмме, относятся к шуму системы, и нам приходилось измерять шум вплотную к видеокарте, чтобы хоть что-то получить. В обычной работе 2D видеокарта работает бесшумно, но можно заметить, что под нагрузкой видеокарте с увеличенным напряжением и частотой приходится ускорять вентилятор, чтобы охлаждать графический процессор.
Gigabyte GV-N250ZL-1GI, с другой стороны, работала довольно тихо всегда. Она даёт чуть больший уровень шума в 2D, поскольку у неё нет пассивного режима, но, в целом, видеокарта работает очень тихо.
Заключение
Если вы пропустили чтение статьи, чтобы сразу же узнать, какая из видеокарт Asus EAH4850 MT и Gigabyte GV-N250ZL-1GI вышла победителем, то вынуждены вас разочаровать. У обеих моделей есть сильные и слабые стороны, а средняя производительность в играх очень близка.
Начнём с видеокарты Gigabyte GV-N250ZL-1GI. Это эффективная, холодная и тихая видеокарта с графическим процессором GeForce GTS 250 и одним гигабайтом видеопамяти. Хотя у неё нет возможности изменения напряжения, великолепный кулер Zalman VF1050 и технология Gigabyte Ultra Durable VGA обеспечивают (по крайней мере, у нашего тестового образца) довольно сильный потенциал разгона. Утилита Gigabyte Gamer HUD Lite тоже порадовала нас своей простотой и эффективностью.
Asus EAH4850 MT – похожая модель, но совершенно другая. Это эффективная и тихая видеокарта на основе Radeon HD 4850 с возможностью тонкого контроля базовых параметров. Пользователь может регулировать тактовые частоты в 2D и 3D, напряжения, а также и скорость вентиляторов с помощью утилиты Asus iTracker. У карты есть даже пассивный режим охлаждения, чтобы выжать лучшее из двух миров: бесшумную работу в 2D с рабочим столом Windows и высокую производительность после разгона в 3D.
Давайте посмотрим на результаты средней производительности по всем играм на штатных частотах.
Как можно видеть, в целом, видеокарты довольно близки друг к другу. В большинстве игр Gigabyte GV-N250ZL-1GI демонстрирует заметное преимущество, а Asus EAH4850 MT даёт существенный прирост только в одной игре – Burnout Paradise. Эта игра повлияла на суммарный результат, в итоге производительность по всем играм у видеокарт отличается только на 1%. Мы рассматривали результаты на штатных тактовых частотах, поэтому давайте посмотрим, сможет ли более высокий разгон видеокарты Asus дать какие-либо преимущества по сравнению с разогнанной видеокартой Gigabyte.
Даже после разгона расстановка сил осталась очень похожей, видеокарта Asus EAH4850 MT получает чуть более сильные позиции в большинстве игр, но теряет в World in Conflict.
В итоге, производительность двух видеокарт удивительно близкая за исключением ряда случаев. Мы бы сказали, что Gigabyte GV-N250ZL-1GI выходит немного вперёд в протестированных играх. Однако у EAH4850 MT есть собственные сильные стороны, например, Burnout Paradise с активной функцией SSAO.
Что интересно, разгон видеокарты EAH4850 MT, который оказался больше, чем GPU у Radeon HD 4870, не привёл к результатам в игровых тестах, схожих с Radeon HD 4870. Это явно указывает на то, насколько важной для Radeon HD 4870 является высокая пропускная способность памяти благодаря технологии GDDR5.
В результате у нас есть два недостатка, но они относятся к обеим видеокартам. Первый: кулеры не выбрасывают горячий воздух за пределы корпуса. Впрочем, это не так важно, поскольку видеокарт разработаны для тихой работы и охлаждения GPU, в первую очередь.
Однако второе нарекание более существенно: цена. Обе видеокарты продаются на международном рынке за $150 (от 6,3 тыс. рублей в России), что довольно близко к уровню $160 (от 6,3 тыс. рублей в России) у Radeon HD 4870 512 MB, которая намного быстрее в играх. Честно говоря, цены на рассмотренные видеокарты должны были быть ещё ниже, где-то посередине промежутка между обычными Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250 и более скоростной Radeon HD 4870.
Если же не смотреть на цены, обе видеокарты можно рекомендовать к покупке. Asus EAH4850 Matrix можно назвать мечтой оверклокера, поскольку видеокарта обеспечивает простой доступ к самым важным настройкам, а Gigabyte GV-N250ZL-1GI – тихая и холодная видеокарта, тоже обладающая потенциалом разгона и полным гигабайтом видеопамяти.
Хотя GV-N250ZL-1GI немного лидирует в наших тестах, если вы хотите собрать тихий компьютер с монитором с диагональю в 20 дюймов или меньшей, то любой из рассмотренных продуктов даст высокую производительность в 3D-играх и тихую работу в 2D.