Введение
В мире профессиональных видеокарт OpenGL гонка по выпуску новых продуктов идёт уже не так быстро. В отличие от видеокарт для геймеров, ни один из производителей не желает выпускать продукты для этого рынка каждые четыре месяца. Вместо этого они предпочитают концентрироваться на стабильности и отработанных технологиях. Что интересно, видеокарты OpenGL мало отличаются от геймерских моделей – за исключением цены, которая в три раза выше!
В целях правильного маркетинга для OpenGL-видеокарт было изменено название (скажем, FireGL вместо Radeon) и модифицирован BIOS. Да и микрокод в чипе тоже был изменён. То есть пользователи Radeon не смогут запускать драйверы FireGL и наоборот. В самих драйверах тоже есть специальные “тормоза”, и игровая видеокарта никогда не даст тех же высоких значений в рабочих приложениях OpenGL, как карта для рабочих станций. Подобный подход характерен и для ATi, и для nVidia.
Так чем же оправдана подобная разница в цене? Как правило, поддержкой пользователей и доработкой драйверов. Ни один из пользователей рабочей станции OpenGL не должен оставаться наедине со своими проблемами, в отличие от обычного геймера. Кроме того, проходит довольно много времени, прежде чем драйверы OpenGL сертифицируются как стабильные. И производители возлагают все дополнительные издержки на потребителей. Почему же никто не жалуется? Всё очень просто: рабочие станции инженеров и дизайнеров вносят огромный вклад в финальный результат. И промежуточные результаты мало кого волнуют: это бизнес-расходы, которые всё равно окупятся.
Теперь, когда 3Dlabs перестала выпускать карты OpenGL, на рынке остались два игрока: ATi и nVidia. В нашу лабораторию поступили карты FireGL V7350 и V7300 от ATi, а также Quadro FX 4500 от её конкурента nVidia. И хотя это не самые новые продукты, они вполне способны хорошо себя показать. Это доказывают и наши тесты.
Тестовые видеокарты в деталях
Для карт, использующих интерфейс PCI Express, ATi добавила префикс “V” к модельным номерам. С новой маркировкой производитель пытается отойти от весьма неудачного длинного наименования AGP-видеокарт. С новыми моделями PCI Express вводится новая маркировка: “3xxx” для дешёвого сегмента, “5xxx” для среднего уровня и “7xxx” для high-end.
Поддержка ATi для рабочих станций весьма любопытна. Она включает:
- 3-летнюю гарантию;
- поддержку от квалифицированного специалиста по рабочим станциям;
- минимальное время простоя для пользователей через расширенный сервис замены.
ATi FireGL V7350
ATi FireGL V7300
Драйвер ATi
nVidia Quadro FX 4500
Nvidia/PNY Quadro FX 3400
Вершинные и пиксельные шейдеры Quadro FX 3400 совместимы с версией 3.0. Отличие от версии 2.0 состоит в следующих функциях.
Вершинные шейдеры
- Displacement Mapping
- Vertex Texture Fetch
- Vertex Stream Divider
- Dynamic Flow Control
Пиксельные шейдеры
- Subroutines
- Loops & Branches
- Dynamic Flow Control
Кадровый буфер
- IEEE fp 32-bit
Драйверы nVidia
Частота памяти соответствует физической частоте. Из-за использования технологии Double Data Rate (DDR) эффективная частота памяти будет в два раза выше.
Тестовая конфигурация
Общее аппаратное обеспечение | |
Рабочая станция | Dell Precision 670 |
Процессоры | 2x Intel Xeon 7030 2,8 ГГц (FSB800, два ядра) с отключённым HT, под WinXP |
Жёсткий диск | Samsung HD160JJ/P (160 Гбайт, 7200 об/мин, 8,9 мс время доступа, SATA) |
Материнская плата | Dell Precision 670 |
Память | 4 Гбайт (Hynix PC2-3200R-333-12) |
Видеокарты OpenGL | |
Карты ATi OpenGL | ATi FireGL V7350 ATi FireGL V7300 |
Карты nVidia OpenGL | nVidia Quadro FX 4500 |
Драйверы и настройки | |
Драйвер линейки ATi FireGL | 8.223 и плагин FireGL 3dsm |
Драйвер линейки nVidia QuadroFX | Forceware 84.26 |
Драйверы 3dsm для линейки QuadroFX | Maxtreme 3dsm plugin 8.00.03 |
Разрешение | 1280×1024, 32 бит, 75 Гц, Vsync=off |
ОС | Windows XP SP2 (v2149) |
Тесты | |
Viewperf (синтетический) | SPECopc Viewperf 8.1 |
Solidworks (приложение) | SPECapc Solidworks 2005 benchmark |
3D Studio Max (приложение) | SPECapc 3DSMAX 7 benchmark |
Maya (приложение) | SPECapc Maya 6.5 benchmark |
Тестовая платформа
Примечания по тестированию
Все тесты проводились при отключённой технологи Hyper-Threading. Дело в том, что включение Hyper-Threading приводит к падению производительности во многих приложениях, несмотря на всю шумиху, поднятую Intel.
Во время предыдущих тестов мы зачастую получали “вылет” приложений из-за слишком “сырых” драйверов. И нам приходилось каждый раз повторять тесты по причине плохих драйверов.
Но на этот раз мы получили приятный сюрприз: всё сразу же заработало так, как нужно, несмотря на новый интерфейс PCI Express. Оба производителя предложили нам WHQL-сертифицированные драйверы.
Для рабочей станции мы взяли платформу на основе чипсета E7525 (Tumwater) от Intel. Материнская плата Supermicro X6DA8-G2 заработала с двумя процессорами Xeon на частоте 3,6 ГГц (ядро Nocona). Для памяти мы выбрали два 1-Гбайт модуля Infineon (PC3200/DDR2-400 CL3, Reg ECC).
Viewperf 8.1 (синтетический тест)
Тесты Viewperf являются полностью синтетическими. Мы использовали версию 8.1. Мы до последней минуты ждали новую версию Viewperf, которая должна быть готова к нынешней Siggraph. К сожалению, сайт www.spec.org так и не смог предоставить её вовремя.
Следует отметить, что результаты Viewperf не всегда совпадают с тестами приложений.
3D Studio Max 7 (приложение)
Все следующие тесты используют реальные приложения, которые применяются в сегменте рабочих станций. Для проведения тестов необходима полная лицензионная версия каждой программы. Только тогда будет выполняться соответствующий скрипт.
Подкатегории 3D Studio Max 7 | ATi FireGL V7350 | ATI FireGL V7300 | nVidia FX 4500 |
Wireframe Graphics | 5,69 | 5,76 | 5,75 |
Shaded Graphics | 3,20 | 3,27 | 4,43 |
Graphics/Texturing/Lighting/Blending | 1,97 | 1,99 | 2,87 |
Inverse Kinematics | 1,64 | 1,64 | 1,52 |
Object Creation/Editing/Manipulation | 1,65 | 1,67 | 2,23 |
Scene Creation Manipulation | 1,71 | 1,74 | 1,78 |
Rendering | 3,35 | 3,32 | 3,35 |
I/O | 1,18 | 1,20 | 1,48 |
Solidworks 2003 SP5.5 (Приложение)
Maya 5 (Приложение)
Заключение
ATi наглядно показала, что карты FireGL V7350 и V7300 могут легко сместить nVidia Quadro FX 4500. Впрочем, их потенциал заметен только в синтетических тестах Viewperf 8.1. В тестах реальных приложений (3D Studio Max, Maya и Solidworks) nVidia по-прежнему находится впереди. Да, разработчикам драйверов ATi предстоит несколько недель напряжённой работы. Сегодня уже недостаточно оптимизировать драйверы под синтетические тесты. Пользователям всё же интересно узнать, какую производительность они получат в реальных приложениях. Да и nVidia использует своё преимущество, связанное с более длительным нахождением карт на рынке.
Карты с 1 Гбайт видеопамяти следует покупать, только если вы сможете полностью использовать этот объём. Текущие тесты не демонстрируют какого-либо прироста производительности. Более того, 1-Гбайт карта в отдельных тестах оказывается чуть медленнее 512-Мбайт модели. Возможно, это объясняется дополнительными вычислительными расходами на управление памятью.
Совсем недавно nVidia анонсировала 1-Гбайт версию FX 4500 X2. Но мы же ждём версию Quadro FX 5500 с 1 Гбайт памяти, которая сможет с лёгкостью обогнать GeForce FX 5500, всё же технологии разные.
Наконец, следует отметить, что оба производителя поддерживают как классические разрешения мониторов до 3840×2400 (9 мегапикселей), так и стандарт HDTV.
В целом, нас очень беспокоит будущее продуктов OpenGL, особенно в связи с выходом новой ОС Windows Vista. Microsoft решила пойти на принцип и теперь уже не будет напрямую поддерживать интерфейс OpenGL – в Vista можно использовать OpenGL только через эмулятор DirectX, что даст ощутимую потерю производительности. Кроме того, набор функций ограничен OpenGL 1.4, хотя сегодня уже работает стандарт 2.0. И расширения производителей больше не будут учитываться. Впрочем, здесь всё зависит от разработчиков профессиональных приложений.