Введение
18-19 июня AMD провела в испанской Малаге презентацию новых видеокарт Radeon HD 4850/4870 для журналистов. Мероприятие открыл вице-президент по продажам и маркетингу AMD в России, странах СНГ, восточной Европы и Турции Пьер Брансвик (Pierre Brunswick), который очень оптимистично смотрел в будущее графических процессоров AMD. Выступили и технические специалисты компании в области графики, специально приглашённые из США. Порадовало и разнообразие партнёров: сразу видно, что AMD относится к ним лучше, чем nVidia, которая в последнее время продаёт сторонним компаниям готовые OEM-дизайны, а производителям ничего не остаётся, как наклеивать собственные стикеры, теряя при этом и прибыль. Ничего не скажешь, поддержка со стороны партнёров - очень сильная сторона AMD.
Давно AMD и nVidia не представляли архитектур, столь близких друг к другу. Последний раз это случалось в 2004 году, с выходом R420 и NV40, причём обе архитектуры были очень похожи (шесть блоков вершинных шейдеров, 16 пиксельных конвейеров, 16 текстурных блоков и т.д.). С той поры пути двух компаний разделились, однако если технические решения принимались разные, то обе компании оставались привержены монолитному кристаллу GPU - с каждым новым поколением число транзисторов худо-бедно удваивалось, а затем, взяв за основу чипы гигантского размера, производилась полная линейка видеокарт, у которых менялось количество вычислительных блоков.
![]() |
Вне сомнения вдохновлённая успехом своего графического процессора G80, nVidia решила продолжать подобный подход, о чём мы уже говорили в
Линейка Radeon HD 4000
Нельзя сказать, что подобный шаг AMD был ошибочным. Как знают наши читатели, основная доля продаж отнюдь не приходится на видеокарты дороже $500. Напротив, лучше всего продаются карты по цене $300 и ниже. Но шаг всё равно был рискованным. Если производители видеокарт действительно получают максимум прибыли на картах начального и среднего уровней, то карты уровня high-end служат технологическими маяками, флагманами рынка. Намного легче продавать GeForce 8600, когда 8800 является лидером во всех тестах, чем Radeon HD 2600, когда у HD 2900 создалась досадная репутация. Пусть даже качества карт среднего уровня вполне привлекательные. Но перед тем, как мы выскажем опасения насчёт перспектив нового поколения видеокарт AMD, давайте внимательнее рассмотрим архитектуру.
Теоретические спецификации | ||
Видеокарта | HD 4850 | HD 4870 |
Частота GPU | 625 МГц | 750 МГц |
Частота памяти | 993 МГц | 900 МГц |
Число потоковых процессоров (АЛУ) | 800 | 800 |
Число текстурных блоков | 40 | 40 |
Число блоков растровых операций (ROP) | 16 | 16 |
Контроллер памяти | 256 битов (8 каналов по 32 бита) | 256 битов (8 каналов по 32 бита) |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR5 |
Новый рекорд! Благодаря 160 5-канальным потоковым процессорам VLIW (800 АЛУ в сумме), RV770 обходит GT200, с её теоретической производительностью 993 Mflops, становясь первым GPU, преодолевшим психологический барьер в 1 Tflop (1 Tflop у HD 4850 и 1,2 Tflops у 4870). Но что больше всего впечатляет, подобные значения были достигнуты на GPU с площадью кристалла всего 260 мм².
Приятные сюрпризы на этом не заканчиваются. AMD смогла выиграть от новой архитектуры, увеличив число текстурных блоков (наконец!). Теперь мы получили 40 текстурных блоков против всего 16 у R420. Пусть даже это далеко до 80 текстурных блоков у nVidia, прирост не может не радовать. Но по существу AMD осталась верна своим принципам: число текстурных блоков увеличилось пропорционально количеству АЛУ. По сравнению с 64 вычислительными блоками у RV670, RV770 имеет 160 - мы получили увеличение вычислительной мощности в 2,5 раза, а 16 текстурных блоков RV670 прекратились в 40 у RV770, во столько же раз. По всей видимости, AMD считает, что соотношение между арифметическими и текстурными инструкциями 4:1, введённое в предыдущей архитектуре, является хорошим балансом. То же самое отношение используется и в новых GPU.
Если вы сравните конкурирующую архитектуру nVidia, то увидите, что, несмотря на перебалансировку новой GT200, RV770 намного легче справляется с большим числом арифметических инструкций. Соотношение вычислительной мощности к числу фильтруемых текселей последнего GPU от AMD составляет 40:1 по сравнению с примерно 20:1 у конкурента. Посмотрим, какова будет разница в наших теоретических тестах. (Примечание: видеокарта Radeon HD 4870 показала бы себя в синтетических тестах, которые мы используем для анализа архитектуры, намного лучше, однако она была недоступна на момент анонса. У нас не было другого выбора, кроме как использовать HD 4850, поэтому и результаты производительности у AMD не такие хорошие, как могли бы быть с HD4870).
Как и в случае с GT200, мы начнём с версии RightMark 3D, использующую только Pixel Shader 2.0. HD4850 обходит GTX 280 по тестам PS2.a и 2.0a, но уже не так легко справляется в тестах PS2.0. В, принципе, легко понять, что RV770 лучше подходит для сложных моделей освещения, однако мы ожидали более высокой производительности и в процедурных шейдерах, где видеокарта могла бы проявить всю свою немалую вычислительную мощность.
Архитектура AMD выигрывает: 800 вычислительных блоков явно себя показывают с лучшей стороны, и несмотря на высокую тактовую частоту, 240 АЛУ у GT200 не могут угнаться. Теперь давайте посмотрим на результаты более новой версии, которая использует более современные шейдеры.
И результаты вновь далеки: 800 АЛУ RV770 оставляют GeForce далеко позади. С другой стороны, когда тест начинает акцентировать больше внимания на текстурных инструкциях...
...RV770 и его 40 текстурных блоков не могут конкурировать с 64 блоками G92 и 80 блоками у GT200. По скорости заполнения сюрпризов тоже не произошло - число ROP не изменилось, оно по-прежнему ограничено 16.
Полученные результаты для всех GPU очень близки к теоретическим значениям (10 800 мегапикселей/с для 9800 GTX, 19 264 для 280 GTX и 24 800 для 3870 X2). Однако GPU 4850 показал любопытные результаты, превзойдя (пусть даже ненамного) теоретическое значение 10 000 мегапикселей/с. Вероятно, это результат небольшого разгона модели Asus, которую мы тестировали (мы ещё к этому вернёмся).