Введение
До сих пор линейка GPU ATI Radeon HD 5000 поднимала планку наших ожиданий, как и подобает видеокартам нового поколения. Модель Radeon HD 5870 обеспечила примерно такую же производительность, что и предыдущая флагманская видеокарта Radeon HD 4870 X2 на двух GPU. Модель Radeon HD 5770 обеспечила такой же уровень производительности, что стареющая (но всё ещё мощная) Radeon HD 4870. Radeon HD 5750 обеспечила схожий уровень производительности, что и Radeon HD 4850, столь популярная на массовом рынке.
Учитывая столь впечатляющий прорыв, у нас были весьма высокие ожидания от грядущей AMD Radeon HD 5670. Мы надеялись получить производительность на уровне Radeon HD 4770 – видеокарты, которая обещала 40 нм по цене $100, но затем разбила сердца геймеров из-за плохой доступности и высоких цен.
С рекомендованной розничной ценой $99, видеокарта Radeon HD 5670, которой как раз посвящён нынешний обзор, должна быть достаточно мощной, чтобы дать хорошую производительность в наиболее конкурентном ценовом сегменте в сфере дискретных GPU. В конце концов, ATI Radeon HD 5670 придётся биться с менее дорогой видеокартой GeForce 9600 GT, чуть более современной GeForce GT 240 и стареющей nVidia GeForce 9800 GT. Кроме того, видеокарте придётся сразиться с нашими предыдущими фаворитами, такими как Radeon HD 4770, GeForce GTS 250 и Radeon HD 4850, все из которых сегодня можно найти по цене меньше $110 на международном рынке (и меньше 4000 руб. в России).
Вполне понятно, что у Radeon HD 5670 есть больше достойных конкурентов, чем у high-end видеокарт в линейках 5800 и 5700, с которыми придётся биться после запуска. Впрочем, нас интересовали не только чистые результаты производительности. Всё же AMD даёт нам поддержку DirectX 11 и ряд других технологий, таких как поддержку вывода на несколько дисплеев Eyefinity.
Следуя успеху видеокарт линеек Radeon HD 5800 и 5700, наш образец Radeon HD 5670 должен не ударить в грязь лицом. Но сначала давайте посмотрим, какая аппаратная начинка скрывается у него внутри.
Архитектура Radeon HD 5670
Пока что линейка AMD Radeon HD 5000 демонстрировала предсказуемое соотношение между высокопроизводительными моделями с суффиксом “70”, когда модель из “младшей” линейки обеспечивала в два раза меньше потоковых процессоров, чем “старшая” линейка. И Radeon HD 5670 продолжает эту тенденцию.
Radeon HD 5970 | Radeon HD 5870 | Radeon HD 5770 | Radeon HD 5670 | |
Число потоковых ядер | 3200 | 1600 | 800 | 400 |
Число текстурных блоков | 160 | 80 | 40 | 20 |
Число ROP | 64 | 32 | 16 | 8 |
Частота ядра | 725 МГц | 850 МГц | 850 МГц | 775 МГц |
Частота памяти GDDR5 | 1000 МГц | 1200 МГц | 1200 МГц | 1000 МГц |
Шина памяти | 256 бит | 256 бит | 128 бит | 128 бит |
Пропускная способность | 8 Гбит/с | 9,6 Гбит/с | 4,8 Гбит/с | 4 Гбит/с |
Вычислительная мощность (TFLOPS) | 4,64 | 2,72 | 1,36 | 0,62 |
Число транзисторов (млрд.) | 4,3 | 2,15 | 1,04 | 0,627 |
Макс. энергопотребление | 294 Вт | 188 Вт | 108 Вт | 61 Вт |
Энергопотребление в режиме бездействия | 42 Вт | 27 Вт | 18 Вт | 14 Вт |
Здесь интересно то, что новая видеокарта Radeon HD 5670 обеспечивает схожую пропускную способность памяти по сравнению с более high-end Radeon HD 5770. Обе видеокарты оснащены 128-битным интерфейсом GDDR5, то есть производительность памяти будет очень похожей.
Давайте посмотрим на диаграмму Radeon HD 5670 и сравним её с конкурирующими моделями.
Мы уже детально рассматривали архитектуру семейства Radeon HD 5000 в нашей статье, посвящённой выходу Radeon HD 5870, поэтому повторяться не будем. Здесь мы рассмотрим только отличия GPU Radeon HD 5670. Говоря в двух словах, 5670 можно рассматривать как четверть 5870. Графический процессор содержит пять движков SIMD, каждый с четырьмя текстурными блоками и 16 потоковыми процессорами, а каждый потоковый процессор содержит пять АЛУ (их AMD называет потоковыми ядрами – Stream Cores). В результате данный GPU содержит 400 потоковых ядер и 20 текстурных блоков. Обратите внимание, что два 64-битных контроллера памяти подключены к двум задним частям конвейера. Каждая задняя часть конвейера содержит четыре блока растровых операций (ROP), что даёт восемь ROP и 128-битный интерфейс памяти.
Давайте сравним характеристики с моделью Radeon HD 4770. Будем надеяться, что новая Radeon HD 5670 сможет с ней достойно конкурировать.
Radeon HD 5670 | Radeon HD 4770 | |
Потоковые ядра | 400 | 640 |
Текстурные блоки | 20 | 32 |
ROP | 8 | 16 |
Частота ядра | 775 МГц | 750 МГц |
Частота памяти GDDR5 | 1000 МГц | 800 МГц |
Шина памяти | 128 бит | 128 бит |
Пропускная способность памяти | 4 Гбит/с | 3,2 Гбит/с |
Число транзисторов (млрд.) | 0,627 | 0,826 |
Когда мы взглянули на характеристики, то наши надежды, что Radeon HD 5670 сможет обойти Radeon HD 4770 по производительности, начали рассеиваться. У Radeon HD 4770 мы видим более чем 50% увеличение по числу потоковых ядер и текстурных блоков по сравнению с новой 5670, не говоря уже о двукратном преимуществе по блокам растровых операций. Единственное преимущество, которое 5670 даёт по сравнению с моделями предыдущего поколения, заключается в более высокой пропускной способности памяти из-за увеличения её частоты. На основе этого можно предсказать, что Radeon HD 5670 не дотянет по производительности до 4770 в 3D-играх, поэтому основными преимуществами будут дополнительные функции.
Видеокарты Radeon HD 4850 и 4770 сегодня готовятся уйти с рынка, что откроет новые возможности для новых видеокарт в линейке AMD за $100. Уход с рынка хорошо зарекомендовавших себя GeForce 9800 GT и GTS 250 не такой очевидный, поскольку GF100 (архитектура nVidia следующего поколения) задерживается.
Конечно, есть некоторые функции у видеокарт линейки Radeon HD 5000, которые конкурент не поддерживает. Например, видеокарта не требует подключения дополнительного питания. Более того, вы получите дополнительные возможности, которые мы уже описывали в статьях, посвящённых другим видеокартам линейки Radeon HD 5000, вышедшим раньше: DirectX 11, Eyefinity и передача в закодированном виде (bitstream) звука форматов Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Давайте поговорим о том, как все эти функции будут работать на Radeon HD 5670.
DirectX 11
О DirectX 11 сегодня вряд ли можно сказать что-то плохое: это неизбежное будущее игр для ПК. AMD знает об этом, nVidia тоже в курсе. Но обе компании продвигают собственные способы того, как сделать программирование игр более доступным. Разница в том, что AMD уже поддерживает DirectX 11, а nVidia пока ещё работает над этой поддержкой.
Насколько важна поддержка этого API именно сегодня, и может ли Radeon HD 5670 поддерживать расширенные возможности DX11, обеспечивая при этом приемлемую производительность? Важность DirectX 11 на сегодняшний день – вопрос спорный, поскольку игр, поддерживающих новый стандарт, очень мало. И даже те игры, которые поддерживают DirectX 11, предлагают не такие сильные улучшения, что мы уже отмечали в нашей статье “DiRT 2 с поддержкой DirectX 11: анализ качества и производительности“. Мы по-прежнему ждём “убойную” игру с поддержкой DirectX 11, которая заставила бы геймеров тратить свои кровные деньги за видеокарты DX11.
Из того, что мы видели на данный момент, грядущая игра Aliens Vs. Predator от Rebellion может стать как раз такой игрой. Но, возможно, и не станет. Пока ещё слишком рано говорить что-то конкретное.
Нажмите на картинку для увеличения.
Eyefinity
Как насчёт Eyefinity? Эта функция обеспечивает немало полезного пользователям с несколькими мониторами, причём с самого начала. Хотя GPU видеокарты ATI Radeon HD 5670 технически может поддерживать четыре дисплея, компания сообщила нам, что в момент выхода будут поддерживаться только три дисплея из-за проблемы расположения выходов на слотовой заглушке ввода/вывода. У производителей будет возможность предложить собственные модели 5670 с одновременной поддержкой четырёх дисплеев, хотя, как нам кажется, подобная функция всё же больше подходит для high-end видеокарт.
Нажмите на картинку для увеличения.
Самый большой потенциальный недостаток в данном случае вновь касается геймеров. Будет ли Radeon HD 5670 достаточно мощной, чтобы справиться с огромным разрешением, которое требует Eyefinity? Вероятно, нет, учитывая то, насколько легко разрешения Eyefinity способны даже Radeon HD 5870 поставить “на колени”. Но AMD считает, что разрешение 4800×900 (три монитора с разрешением 1600×900 каждый) всё же является вполне приемлемым окружением для новой видеокарты. К сожалению, у нас не было под рукой переходника DisplayPort, чтобы протестировать третий монитор в нашей лаборатории, но мы всё же провели тесты в разрешении 3840×1200 на двух мониторах, чтобы продемонстрировать производительности новинки.
Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio
Нажмите на картинку для увеличения.
Как насчёт передачи в закодированном виде (bitstream) форматов звука Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio по защищённому звуковому пути? Всё это есть. Radeon HD 5670, вне сомнения, станет привлекательной видеокартой для энтузиастов HTPC, поскольку она потребляет очень мало энергии, а также поддерживает все звуковые форматы HD Blu-ray. Не говоря о том, что видеокарта Radeon поддерживает аппаратное ускорение воспроизведения Blu-ray. Возможно, её хватит и для игр на плоскопанельном телевизоре с разрешением 1080p. Но, опять же, мы ответим на этот вопрос в наших тестах.
ATI Stream и DirectCompute
Наконец, у нас есть функции ATI Stream и DirectCompute. Да, Radeon HD 5670 может ускорять видео Flash 10.1, минимизируя нагрузку на CPU и улучшая качество воспроизведения, есть поддержка ускорения перекодирования видео с помощью Cyberlink Espresso и PowerDirector 8, а также возможность улучшать видео стандартного разрешения “почти до качества HD” в плеере ArcSoft TotalMedia Theatre 3 (впрочем, мы сомневаемся насчёт высокой ценности этой функции). Конечно, важность упомянутой поддержки зависит от того, используете ли вы данные программные продукты. В данном обзоре мы сфокусируемся на игровой производительности, поскольку у нас просто не было времени для расширенных тестов функции ATI Stream. Впрочем, в будущем мы планируем выпустить обновлённый обзор по поводу поддержки ATI Stream (и CUDA).
Radeon HD 5670: эталонная видеокарта
Несмотря на весьма хорошие спецификации, видеокарту Radeon HD 5670 нельзя назвать крупной (приятная новость после “бегемотов” Radeon HD 5970 и 5870). Длина едва составляет 17 см (7″), поэтому для компактной однослотовой видеокарты достаточно небольшой системы охлаждения, тоже снижающей вес до минимума. Физические габариты видеокарты очень близки к недавно выпущенной nVidia GeForce GT 220, примерно для того же ценового диапазона и тоже с 40-нм GPU.
Обратите внимание на отсутствие дополнительного разъёма питания. Если судить по спецификациям, то Radeon HD 5670 способна отобрать звание “самой быстрой видеокарты без разъёма дополнительного питания” у nVidia GeForce GT 240. Впрочем, не забывайте о том, что перед нами эталонный дизайн. PowerColor уже продаёт модифицированную версию Radeon HD 5750 без разъёма дополнительного питания. Но всё равно подобное достижение стоит упомянуть – оно наглядно говорит о низком энергопотреблении видеокарты и малом нагреве.
Интересно отметить, что высланная нам эталонная модель AMD не имеет мостика CrossFire, в то время как на фотографиях другой эталонной видеокарты соответствующий разъём имеется. AMD сообщила нам, что видеокарта сможет работать в режиме CrossFire и без мостика, при этом модели данного класса действительно хорошо работают без мостика. Это связано с тем, что между видеокартами передаётся не так много информации, как в high-end моделях, поэтому интерфейс PCIe не нагружается. Вероятно, окончательное решение будет зависеть от производителя видеокарты – захочет или нет он добавить разъёмы CrossFire для установки мостика. К сожалению, у нас не было под рукой моделей с разъёмом для мостика CrossFire и без него, так что мы оставим соответствующее сравнение производительности на более поздний срок.
Показанная эталонная модель, высланная в нашу лабораторию, включает только выходы DVI, HDMI и DisplayPort. Мы бы предпочли два выхода HDMI в дополнение к выходу DVI (или два DVI и один HDMI), поскольку интерфейс DisplayPort пока ещё не является массовым. Но интерфейс DisplayPort всё же начинает появляться на новых видеокартах и мониторах, так что только вопрос времени, когда DVI и LVDS уступят своё место DisplayPort. У производителей видеокарт будет большая гибкость, поскольку другая эталонная модель на фотографиях имеет выходы VGA, HDMI и DVI. Как мы уже упомянули, Radeon HD 5670 технически может поддерживать четыре выхода, так что можно ожидать, что некоторые производители представят модели Eyefinity рано или поздно с двухслотовой заглушкой, у которой уже достаточно места для размещения большего числа выходов.
А вот снятый радиатор и графический процессор крупным планом. Верите ли вы, что эта крошка оснащена большим количеством АЛУ, чем некогда флагманская модель Radeon HD 2900 XT?
Тестовая конфигурация
Мы решили протестировать Radeon HD 5670 с другими видеокартами в диапазоне от $80 до $110 – они находятся в той же категории по цене, что и новинка. Кроме того, мы привели результаты тестов Radeon HD 5750, чтобы продемонстрировать, на что способна следующая по уровню видеокарта DirectX 11, пусть даже она стоит около $130 на международном рынке (от 5 тыс. рублей в России). Важно отметить, что видеокарты Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250 часто работают на том же уровне, что и Radeon HD 5750.
Многие наши тестовые видеокарты являются моделями с заводским разгоном. Чтобы они лучше соответствовали эталонным моделям (и отвечая на комментарии наших читателей), мы снизили тактовые частоты всех видеокарт до эталонного уровня. Единственным исключением стала видеокарта Radeon HD 4670, которая поставляется с 800-МГц памятью (по сравнению с эталонной памятью на 1000 МГц). Но мы не вносили изменения, поскольку большинство моделей Radeon HD 4670 на самом деле продаются с памятью 800 МГц. Впрочем, с этим всё равно не должно возникать проблем, поскольку Radeon HD 4670 всё равно находится ниже по производительности и по цене, чем другие тестовые видеокарты. Мы добавили результаты только для сравнительной оценки.
Аппаратная конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-920 (Nehalem), 2,67 ГГц, QPI-4200, общий кэш L3 8 Мбайт, разгон до 3,06 ГГц @ 153 МГц BCLK |
Материнская плата | ASRock X58 Supercomputer, Intel X58, BIOS P1.90 |
Сеть | Встроенная Realtek Gigabit LAN |
Память | Kingston PC3-10700, 3 x 1024 Мбайт, DDR3-1225, CL 9-9-9-22-1T |
Видеокарты | ATI Radeon HD 5670, 725 МГц ядро, 1000 МГц память, 512 Мбайт GDDR5 XFX Radeon HD 5750, 775 МГц ядро, 1200 МГц память, 1 Гбайт GDDR5, частота снижена до эталонных значений: 750 МГц ядро, 1150 МГц память Diamond Radeon HD 4770, 750 МГц ядро, 800 МГц память, 512 Мбайт GDDR5 Gigabyte GeForce 9600 GT, 650 МГц ядро, 1625 МГц блок шейдеров, 900 МГц память, 1 Гбайт DDR3 Gigabyte GeForce 8800 GT (представляет GeForce 9800 GT), 700 МГц ядро, 1700 МГц блок шейдеров, 920 МГц память, 512 Мбайт DDR3, частота снижена до эталонных значений: 600 МГц ядро, 1500 МГц блок шейдеров, 900 МГц память Diamond Radeon 4670, 750 МГц ядро, 800 МГц память, 1 Гбайт DDR3 |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Блок питания | Thermaltake Toughpower 1,200W, 1200 Вт, ATX 12V 2.2, EPS 12v 2.91 |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 64-bit 6.0.6001, SP1 |
Версия DirectX | DirectX 10 |
Графический драйвер | AMD Catalyst 9.12, Nvidia GeForce 195.62 |
Тесты и настройки
3D-игры | |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 9, 64-bit executable, benchmark tool Low Quality, Medium Textures, Shadows, Physics, Shaders, Water, and Sound, No AA |
Far Cry 2 | Patch 1.02, in-game benchmark Medium Quality, No AA |
Call Of Duty: Modern Warfare 2 | Version 1.0.0, Custom THG Benchmark Highest Settings, no AA |
DiRT 2 | Version 1.0.0, Custom THG Benchmark Run 1: Ultra High Settings, No AA, DirectX 9 Run 2: Ultra High Settings, No AA, DirectX 11 |
World In Conflict | Patch 1009, DirectX 9, Timedemo Medium Details, No AA/No AF |
Tom Clancy’s H.A.W.X. | Patch 1.02, DirectX 10 & 10.1, in-game benchmark Low Shadows, Sun Shafts Medium View Distance, Environment, SSAO High Forest, Textures HDR, Engine Heat, and DOE On, No AA |
Left 4 Dead | Version 1.0.1.5., Custom THG Benchmark Run 1: High Settings, no AA, no AF Run 2: High Settings, Medium Shaders, 4xAA, 8xAF |
Resident Evil 5 | Resident Evil 5 Benchmark Version High Shadows and Textures, Medium Overall Detail, Motion Blur On, no AA, no AF |
Fallout 3 | Patch 1.4.0.6., Custom THG Benchmark High Quality, No AA, No AF |
Синтетические тесты и настройки | |
3DMark Vantage | Version: 1.02, PhysX Off, 3DMark scores |
3DMark Vantage
3DMark предполагает, что видеокарта Radeon HD 5670 будет в той же категории, что и модели GeForce 9800 GT, GeForce GT 240 и GeForce 9600 GT. Однако здесь наши надежды на производительность, равную ATI Radeon HD 4770, полностью рассеялись.
Мы проводили тесты 3DMark без оптимизации PhysX, чтобы видеокарты находились в равных условиях, но, судя по нашему опыту, в таком случае тест отдаёт предпочтение видеокартам Radeon. Поэтому мы предполагаем, что новые Radeon HD 5670 будут биться со стареющей (но всё ещё весьма мощной) видеокартой GeForce 9800 GT.
Far Cry 2
Наши игровые тесты мы открываем игрой Far Cry 2. Давайте посмотрим, как Radeon HD 5670 покажет себя в первой реальной игре.
Новые видеокарты Radeon, похоже, дают производительность в этой игре между GeForce 9600 GT и GeForce 9800 GT. И, если судить по спецификациям, именно на такой уровень и можно было рассчитывать.
Старая Radeon HD 4770 работает заметно быстрее, а Radeon HD 5750 находится в совершенно ином классе. Мы можем ожидать, что Radeon HD 4850 и GeForce GTS 250 будут работать на уровне где-то между 4770 и 5750, но это не очень хорошая новость для новинки Radeon с точки зрения цены.
Crysis
Crysis остаётся одной из самых суровых игр, но при этом она одна из самых визуально привлекательных за всю историю игр для ПК. Сможет ли видеокарта Radeon HD 5670 справиться с этой игрой?
Даже при низких/средних настройках, которые мы использовали для тестирования, видеокарта ATI Radeon HD 5670 не справляется с разрешением 1920×1200 достаточно хорошо, минимальная частота кадров падает ниже уровня 30 fps. Однако эта игра отдаёт предпочтение архитектуре nVidia GeForce. Видите, как легко 9800 GT обходит новую Radeon? Даже 9600 GT смогла обеспечить здесь превосходную производительность. Впрочем, ничего не мешает более мощным Radeon HD 4770 и 5750 легко занять первое и второе места.
Call Of Duty: Modern Warfare 2
Теперь перейдём к недавнему добавлению в наш тестовый пакет – игре Call Of Duty: Modern Warfare 2.
Видеокарта Radeon HD 5670 показывает себя довольно хорошо в игре CoD, соответствуя по производительности GeForce 9800 GT. Опять же, Radeon HD 4770 и 5750 легко выходят вперёд с победой.
Resident Evil 5
Игра Resident Evil 5, похоже, отдаёт преимущество GeForce 9800 GT (неудивительно, учитывая усилия, которые прикладывает Nvidia к работе с разработчиками в рамках программы TWiMtbP), которая обгоняет даже Radeon HD 4770. Видеокарта Radeon HD 5670 как-то смогла обойти конкурентов GeForce 9600 GT и GT 240.
World In Conflict
По мере увеличения разрешения можно наблюдать почти линейный прирост частоты кадров. Видеокарта Radeon HD 5670 даёт такую же минимальную частоту кадров, что и 9800 GT, так что разница между двумя моделями несущественна.
Fallout 3
Производительность Fallout3 явно упирается в платформу на низких разрешениях, причём даже в случае с нашим разогнанным Core i7. Но в разрешении 1920×1200 мы видим более сильное разделение видеокарт, Radeon HD 5670 вновь даёт производительность на уровне, близком к GeForce 9800 GT.
Left 4 Dead
Left 4 Dead демонстрирует примерно то же самое. Опять же, GeForce 9800 GT немного обходит видеокарту Radeon HD 5670.
H.A.W.X. и DirectX 10.1
Мы решили провести тесты игры Tom Clancy’s H.A.W.X. не только для оценки абсолютной производительности, но и чтобы посмотреть, какую разницу даёт DirectX 10.1.
Эта игра явно отдаёт предпочтение GeForce 9800 GT по сравнению с новой Radeon HD 5670. Даже GeForce GT 240 и 9600 GT могут состязаться здесь с новинкой AMD. Обратите внимание, что GeForce 9800 GT и 9600 GT не имеют поддержки DirectX 10.1, поэтому видеокарты не дали результата в соответствующем режиме.
DiRT 2 и DirectX 11
Теперь давайте запустим DiRT 2 и посмотрим, как DirectX 11 нагружает новые видеокарты Radeon.
В режиме DirectX 9 новая Radeon HD 5670 вновь конкурирует с GeForce 9800 GT, обеспечивая приемлемую производительность вплоть до разрешения 1920×1200. Но после включения функций DirectX 11 новейшая Radeon очень сильно замедляется. Даже мощная Radeon HD 5750 не может поддержать минимальную частоту кадров выше 30 fps в разрешении 1680×1050.
Игра DiRT 2 поставила под вопрос, можно или нет использовать поддержку DirectX 11 у видеокарты Radeon HD 5670. Впрочем, только тесты новых игр DirectX 11 позволяет прояснить картину. Но DiRT 2 даёт не очень оптимистичный прогноз.
Сглаживание и анизотропная фильтрация
Для тестов сглаживания и анизотропной фильтрации мы использовали игру Left 4 Dead на средних настройках детализации, перенеся “узкое место” на платформу. Посмотрим, как справятся наши видеокарты с увеличением нагрузки AA и AF.
Действительно, мы видим, что память GDDR5 хорошо работает на видеокарте Radeon HD 5670, позволяя ей выполнять задания сглаживания намного лучше, чем GeForce GT 240. Видеокарта GeForce 9600 GT тоже показала себя здесь удивительно хорошо, соответствуя по производительности новинке Radeon.
Энергопотребление и температура
Итак, мы знаем, как работает Radeon HD 5670. Теперь настало время посмотреть, сколько энергии потребляет новая Radeon HD 5670 по сравнению с конкурентами.
Энергопотребление системы в Вт. Показана разница с интегрированным графическим ядром 785G.
Видеокарта Radeon HD 5670 имеет очень разумное энергопотребление в режиме бездействия, да и под нагрузкой она ничуть не “прожорливее” конкурентов. Энергопотребление в режиме бездействия оказалось одним из самых низких среди протестированных видеокарт, а энергопотребление под нагрузкой указывает на фантастическую эффективность, учитывая, что видеокарта обгоняет по производительности модели с таким же энергопотреблением, но работает ничуть не медленнее GeForce 8800/9800 GT.
Показана разница с окружающей температурой.
Температура GPU в режиме бездействия и под нагрузкой тоже не меньше впечатляет, если учесть компактные размеры кулера.
Разгон и Eyefinity
Начнём с разгона. Для данного обзора мы использовали только самый простой способ разгона: панель “Overdrive” в драйвере Catalyst Control Center.
Наша эталонная модель с лёгкостью справилась с самыми высокими допустимыми настройками: 850 МГц по ядру и 1050 МГц по памяти. Это даёт вполне приличный разгон 75 и 50 МГц, соответственно.
Чтобы проверить эффективность разгона, мы провели тесты видеокарты в разрешении 1920×1200 в двух играх Far Cry 2 и Crysis.
Как можно видеть, разгон дал впечатляющую производительность в Crysis в разрешении 1920×1200, а также небольшое (но заметное) увеличение производительности в Far Cry 2. То, что видеокарта Radeon HD 5670 с такой лёгкостью достигла максимальных допустимых частот, заставляет предположить о серьёзном потенциале, который карта может раскрыть при использовании более продвинутых утилит разгона и оптимизаций напряжения.
Что касается Eyefinity, то мы хотели посмотреть, насколько хорошо Radeon HD 5670 будет работать с рекомендуемым AMD разрешением 4800×900 (три монитора 1600×900). К сожалению, у нас не было монитора с поддержкой DisplayPort или переходника для третьего выхода видеокарты, поэтому мы попробовали иное решение. Поскольку 4800×900 даёт нагрузку 4,3 миллиона пикселей, мы решили нагрузить видеокарты схожей нагрузкой 4,6 миллиона пикселей, подключив два монитора с суммарным разрешением 3840×1200.
Игра Crysis не предлагает разрешения 3840×1200 (можно было бы выставить это разрешение с помощью хитроумных трюков, но у нас не было достаточно времени для этого), но игра Far Cry 2 даёт необходимую поддержку. Ниже показаны результаты Far Cry 2 в этом разрешении по сравнению с 1920×1200.
Как можно видеть, увеличения числа пикселей до подобного серьёзного разрешения становится тяжёлой ношей для Radeon HD 5670, но видеокарта всё равно даёт средний уровень 30 fps. Вполне возможно, что понижение детализации или переход на менее требовательную игру дадут лучшие результаты, но если вы планируете играть на трёх мониторах, то мы рекомендуем перейти на более мощную модель линейки Radeon HD 5700 или 5800, как минимум.
Заключение
Наверное, сегодня будет несколько старомодно рекомендовать Radeon HD 4770. Вспомните апрель 2009 года, когда GeForce 8800 GT и Radeon HD 4830 были настоящими чемпионами рынка чуть дороже $100 (впрочем, в России цены были выше). Затем AMD представила модель Radeon HD 4770, потенциально очень мощную видеокарту на 40-нм техпроцессе TSMC. Видеокарта обеспечивала схожие аппаратные спецификации по сравнению с Radeon HD 4830, но при этом частота ядра была на 175 МГц выше, а производительность часто приближалась к мощному предшественнику Radeon HD 4850. Изначально видеокарта планировалась к продаже по цене около $100, так что потенциал у Radeon HD 4770 был просто невероятный.
Впрочем, эта, казалось, непобедимая видеокарта так никогда и не раскрыла свой потенциал в роли лучшего решения для “бюджетного” геймера. Причиной были три фактора: проблемы с поставками, подъём цен на 4770 и падение цен на Radeon HD 4850. Проблема с поставками часто упоминается для первых месяцев работы 40-нм технологических линий TSMC, поскольку по слухам выход годных кристаллов оказался ниже предполагаемого уровня (это повлияло и на первые недели жизни линейки 5000, ситуация исправилась лишь недавно). Конечно, плохая доступность приводит к повышению цен, и видеокарта Radeon HD 4770 на международном рынке продавалась за $140-150 (около 5 тыс. рублей в России, сегодня от 3,7 тыс. рублей), что совсем не напоминало изначальные намерения опустить цену до $100. Но настоящим “гвоздём в крышку гроба” HD 4770 стала видеокарта Radeon HD 4850 (сегодня от 3,4 тыс. рублей), которая продавалась по сравнимым ценам. Причём в первые недели после объявления 4770 видеокарты Radeon HD 4850 можно было найти даже дешевле, в результате чего Radeon HD 4770 казалось избыточной.
Зачем мы вернулись к этому уроку истории? Как вы знаете, истории свойственно повторяться. Неважно, насколько хороша видеокарта – она должна продаваться по разумной цене, чтобы покупка имела высокую ценность.
Фактически, история ничему не научила. Видеокарта GeForce GT 240 была представлена в ноябре 2009 года по 40-нм техпроцессу TSMC. Мы рассматривали эту видеокарту как возможность для nVidia начать конкурировать с AMD Radeon HD 4670, используя этот менее дорогой в производстве и более экономичный графический процессор. Как получилось, цены на GeForce GT 240 не упали до достаточно низкого уровня, чтобы конкурировать с другими видеокартами на рынке. Цена более $85 за версию с медленной памятью DDR3 ( от 2,7 тыс. рублей в России) остаётся слишком высокой для видеокарты, которая конкурирует с более быстрой предшествующей моделью GeForce 9800 GT.
Именно в этом напряжённом секторе $100 новинке Radeon HD 5670 придётся конкурировать с другими моделями. При рекомендованной цене $99 ей придётся конкурировать с GeForce 9600 GT со схожей производительность за $80 (от 2,5 тыс. рублей в России), чуть более быстрой GeForce 9800 GT за $95 (от 2,9 тыс. рублей в России), явно более быстрой HD 4770 за $110 (от 3,7 тыс. рублей в России) и намного более привлекательными Radeon HD 4850 / GeForce GTS 250 по цене от $110 (от 3,4 тыс. рублей). Так что с точки зрения производительности покупать Radeon HD 5670 вряд ли стоит – гораздо лучше доплатить и взять Radeon HD 4850 или GeForce GTS 250. DirectX 11 здесь не является критической функцией. Из того, что мы увидели по результатам DiRT 2, падение производительности слишком велико, чтобы рекомендовать для игр DX11 видеокарту Radeon HD 5670. Конечно, мы протестировали только одну видеокарту DirectX 11, но тенденция уже видна.
Помимо игр, конечно, в новом дизайне AMD есть своя ценность. Для любителей домашнего кинотеатра и тех, кто планирует использовать Eyefinity не для игр, а для приложений продуктивности, модель Radeon HD 5670 станет выгодным приобретением. Если вы не хотите модернизировать блок питания, то Radeon HD 5670 действительно станет самой производительной видеокартой, которую вы сможете установить в компьютер без подключения дополнительного разъёма питания.
Есть в этой ситуации и некоторые другие проблемы. Почему на рынок не вышла видеокарта Radeon HD 5650 с памятью DDR3 по меньшим ценам? AMD порекомендовала вместо неё дождаться грядущих видеокарт Radeon HD 5400/5500, но если компания будет продолжать свою стратегию уполовинивания функциональных блоков, то мы получим видеокарту с 200 (или 240) потоковыми ядрами, при этом у неё не будет ни шанса выстоять против старой Radeon HD 4650. Будем надеяться, что Radeon HD 5500 окажется на самом деле версией 5670 с поддержкой DDR3, но, если судить по структуре предыдущих продуктов Radeon, включая урезанные low-end модели, это маловероятно.
Назовём ли мы Radeon HD 5670 плохой видеокартой? Конечно, нет, перед нами вполне разумное предложение для массового рынка. Только стоит она слишком дорого. При цене $80 данный продукт обеспечивал бы производительность, более-менее соотносящуюся со своей ценой. Но при цене $100-120 видеокарта будет конкурировать со многими сильными моделями на рынке. Впрочем, и в прошлом мы видели, как продукты адаптируются под рыночную ситуацию. Возможно, цены быстро упадут, и Radeon HD 5670 окажется самой привлекательной моделью за свою цену. Но при рекомендованной цене $100 на момент запуска геймеру лучше вложить чуть большую сумму в Radeon HD 4850 или GeForce GTS 250.