Введение
Писать статьи о разгоне всегда не так просто. С одной стороны, это позволяет нам нагрузить “железо” до предела и насладиться дополнительной производительность бесплатно. С другой стороны, мы всегда опасаемся того, что наши читатели могут не достичь такого же уровня успешного разгона, поскольку на него влияют и другие факторы.
Возьмём, например, охлаждение. Хотя эталонные кулеры, которыми снабжаются первые карты, выходящие на рынок, справляются со своей работой достаточно хорошо, решения сторонних производителей дают, как правило, лучшие результаты, как и модели собственного дизайна производителей видеокарт. Тепловые трубки – это хорошо, и чем их больше, тем, как правило, лучше. Да и более крупный радиатор тоже показывает себя лучше, так как тепловая нагрузка распределяется по большей площади. Это немаловажно, поскольку эталонный кулер разработан таким образом, чтобы сохранять температуру GPU на уровне 80-90 градусов Цельсия на штатных тактовых частотах при (будем надеяться) среднем уровне шума.
Если вы увеличите частоту GPU выше штатной, что приведёт к большему тепловыделению, то вентилятор станет работать громче, наращивая обороты вплоть до максимальных, чтобы графический процессор не перегревался. Когда эта точка будет достигнута, карта начнёт работать на максимально возможных тактовых частотах, которые позволяет кулер. Как правило, штатные кулеры дают очень небольшой потенциал разгона. И хотя вентилятор будет стараться справиться с дополнительным теплом, продувая на кулер больше воздуха, он может это делать только при условии, что в его распоряжении будет достаточная поверхность для рассеивания тепла.
Нажмите на картинку для увеличения.
Что-то похожее происходит, когда вам нужно заставить работать две видеокарты в конфигурации SLI или CrossFire. Хотя вентиляторы видеокарт вращаются со скоростью от 85 до 100 процентов, они всё равно проигрывают сражение против тепловыделения двух видеокарт, работающих под полной нагрузкой. И проблема заключается в недостаточном воздушном потоке. В корпус поступает слишком мало холодного воздуха, поэтому небольшой объём воздуха внутри начинает циркулировать вновь и вновь, нагреваясь в этом процессе. В некоторый момент воздух нагревается настолько сильно, что кулер перестаёт эффективно охлаждать GPU, что приводит к подъёму температуры GPU, равно как и других компонентов.
Напомним, что чем выше температура окружающего воздуха в корпусе, тем сложнее охлаждать видеокарту.
Ещё нужно учесть пару моментов, касающихся BIOS и драйверов видеокарты. В идеальном случае оба компонента должны поддерживать разгон и масштабирование тактовой частоты (снижение тактовых частот GPU и памяти при переходе видеокарты в 2D-режим) при возможности. В некоторых случаях производители видеокарт не очень хорошо с этим справляются. Например, они разгоняют GPU на пять процентов и продают видеокарты в семействе OC Edition. Конечно, это позволяет увеличить 3D-производительность под нагрузкой, но блокирование графического чипа на высокой разогнанной частоте может привести к тому, что видеокарта не будет масштабироваться вниз в режиме бездействия. Единственной победившей стороной в данном случае будет ваш поставщик электричества. Другим негативным эффектом блокирования GPU на высокой тактовой частоте будет то, что он постоянно выдаёт одно и то же количества тепла, когда вы просматриваете Интернет или играете в требовательную 3D-игру. Вентилятор видеокарты никогда не бездействует вообще.
Как правило, частоты видеокарт nVidia должны падать до 300/600/100 МГц (GPU/блок шейдеров/память) в 2D-режиме. Для видеокарт, построенных на чипе AMD, масштабирование зависит от конкретной модели. Хотя графический процессор обычно работает на частотах от 240 или 500 МГц, память GDDR5 на старых видеокартах обычно остаётся работать на максимальной скорости. Поэтому разгон сразу же сказывается на энергопотреблении в режиме бездействия продуктов обоих производителей, поскольку они продолжают работать на высоких тактовых частотах и в 2D-режиме.
Наконец, последний фактор, напряжение GPU, также контролируется производителем видеокарты. В худшем случае напряжение видеокарты заблокировано, поэтому разгон тоже существенно ограничен. Конечно, существуют способы изменения напряжения GPU через модификации BIOS или через утилиты, подобные ATI Tool, но даже они не всегда гарантированно работают со всеми видеокартами. И не забывайте, что разгон видеокарты практически гарантированно лишает вас гарантии, поскольку вы заставляете работать её вне пределов спецификаций, которые производитель считает безопасными. Почти все современные видеокарты предусматривают механизмы, которые предотвращают перегрев. После достижения 100 градусов Цельсия или около этого уровня, видеокарты автоматически снижают тактовые частоты. Но, независимо от этого, повышение напряжения GPU существенно повышает риск повреждения видеокарты.
MSI решила углубиться в территорию увеличения напряжения ещё со своей моделью GeForce GTX 260 Lightning, эта видеокарта требует наличия специального драйвера, который позволяет пользователям увеличивать напряжение GPU на более высоких тактовых частотах, чтобы улучшать стабильность. MSI, похоже, более аккуратно подошла к преемнице упомянутой видеокарты – GeForce GTX 275 Lightning. Программное обеспечение теперь отображает предупреждение, в котором говорится, что хотя можно изменять некоторые параметры, утилита может привести к повреждению видеокарты.
Сегодня наша цель заключается в попытке достижения уровня производительности видеокарт более высокого класса с помощью разгона. Мы заказали две специальные модели MSI для наших тестов, которые оснащены довольно мощными системами охлаждения и продаются в виде OC-изданий, а именно GTX 275 Lightning и HD 4890 Cyclone SOC. Как получилось, мы легко смогли достичь желаемой цели с видеокартой GTX 275 Lightning, которая обогнала эталонную GeForce GTX 285 после разгона. ATI Radeon HD 4890 уже является самой быстрой видеокартой с одним GPU в линейке 4800, поэтому мы будем оценивать только улучшение производительности после разгона в сравнении с эталонной видеокартой. Последней видеокартой в обзоре будет новая ATI Radeon HD 5770. Мы не хотим раскрывать свою информацию сразу, но отметим, что видеокарта просто потрясла нас, показав возможности масштабирования 40-нм техпроцесса.
Сравнительная таблица видеокарт
Каждая из наших двух видеокарт MSI появляется в таблице три раза. Обе модели продаются как OC-версии, то есть они по умолчанию работают на повышенных тактовых частотах. Поскольку более высокие тактовые частоты прошиты в BIOS, мы посчитали их в качестве штатных тактовых частот, поэтому они показаны рядом с модельным названием видеокарты. Мы также протестировали видеокарты на эталонных частотах, указанных nVidia и AMD, соответственно, отметим их результаты как “No OC/Без разгона”.
В нашем третьем тесте мы разогнали видеокарты MSI с заводским разгоном ещё сильнее. Данная настройка названа в таблице “Max OC/Макс. разгон”. ATI Radeon HD 5770 – это единственная видеокарта с поддержкой DirectX 11 в наших тестах, при этом она построена по эталонному дизайну AMD. Её разогнанные результаты указаны в таблице как “OC”, то есть они соответствуют максимальному разгону, который нам удалось достичь.
Мы также решили добавить результаты разных видеокарт, которые мы уже протестировали на штатных тактовых частотах. Чтобы гарантировать, что эти видеокарты не будут сдерживаться центральным процессором, мы выбрали “сердцем” нашей системы Core i7-920, разогнанный до 3,8 ГГц.
Предупреждение: наши тесты разгона ни в коей мере нельзя считать рекомендацией для вашего “железа”. Разгон может привести к повреждению видеокарты и может лишить вас гарантии. Изменяйте тактовые частоты видеокарты на свой страх и риск.
Видеокарты nVidia | ||||||
Видеокарта | Кодовое название GPU | Память | Частота GPU | Модель шейдеров | Частота памяти | Потоковые процессоры |
GeForce GTX 295 | 2 x GT200b | 2 x 896 Мбайт GDDR3 | 576 МГц | 4.0, 1242 МГц | 2 x 999 МГц | 2 x 240 |
GeForce GTX 285 | GT200b | 1024 Мбайт GDDR3 | 648 МГц | 4.0, 1476 МГц | 2 x 1242 МГц | 240 |
GeForce GTX 280 | GT200 | 1024 Мбайт GDDR3 | 602 МГц | 4.0, 1296 МГц | 2 x 1107 МГц | 240 |
BFG GTX 275 (GTX 275) | GT200b | 896 Мбайт GDDR3 | 648 МГц | 4.0, 1440 МГц | 2 x 1152 МГц | 240 |
Gainward GTX275 Golden Sample (GTX 275) | GT200b | 896 Мбайт GDDR3 | 648 МГц | 4.0, 1420 МГц | 2 x 1185 МГц | 240 |
MSI N275GTX Lightning Max OC | GT200b | 1792 Мбайт GDDR3 | 720 МГц | 4.0, 1600 МГц | 2 x 1200 МГц | 240 |
MSI N275GTX Lightning | GT200b | 1792 Мбайт GDDR3 | 700 МГц | 4.0, 1404 МГц | 2 x 1150 МГц | 240 |
MSI N275GTX Lightning No OC | GT200b | 1792 Мбайт GDDR3 | 633 МГц | 4.0, 1404 МГц | 2 x 1134 МГц | 240 |
GeForce GTX 275 | GT200b | 896 Мбайт GDDR3 | 633 МГц | 4.0, 1404 МГц | 2 x 1134 МГц | 240 |
MSI N260GTX Lightning BE (GTX 260 216SPs) | GT200b | 1792 Мбайт GDDR3 | 680 МГц | 4.0, 1458 МГц | 2 x 1050 МГц | 216 |
Sparkle GeForce X265 (GTX 260 216SPs) | GT200b | 896 Мбайт GDDR3 | 666 МГц | 4.0, 1476 МГц | 2 x 1134 МГц | 216 |
Zotac GeForce GTX 260 (GTX 260 216SPs) | GT200b | 896 Мбайт GDDR3 | 576 МГц | 4.0, 1242 МГц | 2 x 999 МГц | 216 |
GeForce GTX 260 | GT200b | 896 Мбайт GDDR3 | 576 МГц | 4.0, 1242 МГц | 2 x 999 МГц | 216 |
GeForce GTX 260 | GT200 | 896 Мбайт GDDR3 | 576 МГц | 4.0, 1242 МГц | 2 x 999 МГц | 192 |
Geforce GTX 250 | G92b | 1024 Мбайт GDDR3 | 740 МГц | 4.0, 1836 МГц | 2 x 1100 МГц | 128 |
Видеокарты AMD | ||||||
Видеокарта | Кодовое название GPU | Память | Частота GPU | Модель шейдеров | Частота памяти | Потоковые процессоры |
ATI Radeon HD 5770 OC | Juniper | 1024 Мбайт GDDR5 | 895 МГц | 5.0 | 4 x 1430 МГц | 800 |
ATI Radeon HD 5770 | Juniper | 1024 Мбайт GDDR5 | 850 МГц | 5.0 | 4 x 1200 МГц | 800 |
Sapphire Toxic HD4890 1G Vapor-X (HD4890) | RV790 | 1024 Мбайт GDDR5 | 960 МГц | 4.1 | 4 x 1050 МГц | 800 |
MSI R4890 Cyclone SOC max OC | RV790 | 1024 Мбайт GDDR5 | 1030 МГц | 4.1 | 4 x 1065 МГц | 800 |
MSI R4890 Cyclone SOC | RV790 | 1024 Мбайт GDDR5 | 1000 МГц | 4.1 | 4 x 1000 МГц | 800 |
MSI R4890 Cyclone SOC no OC | RV790 | 1024 Мбайт GDDR5 | 850 МГц | 4.1 | 4 x 975 МГц | 800 |
Radeon HD 4890 | RV790 | 1024 Мбайт GDDR5 | 850 МГц | 4.1 | 4 x 975 МГц | 800 |
Radeon HD 4870X2 | R700 (2 x RV770) | 2 x 1024 Мбайт GDDR5 | 750 МГц | 4.1 | 4 x 900 МГц | 800 |
Radeon HD 4870 | RV770 | 1024 Мбайт GDDR5 | 750 МГц | 4.1 | 4 x 900 МГц | 800 |
HIS H487QT1GP ICEQ4+ (HD4870) | RV770 | 1024 Мбайт GDDR5 | 770 МГц | 4.1 | 4 x 1,000 МГц | 2 x 800 |
Sapphire Vapor-X HD4870 2G (HD4870) | RV770 | 2048 Мбайт GDDR5 | 750 МГц | 4.1 | 4 x 900 МГц | 800 |
Radeon HD 4870 | RV770 | 512 Мбайт GDDR5 | 750 МГц | 4.1 | 2 x 900 МГц | 800 |
Radeon HD 4850 | RV770 | 512 Мбайт GDDR5 | 625 МГц | 4.1 | 2 x 993 МГц | 800 |
Radeon HD 4830 | RV770 | 512 Мбайт GDDR5 | 575 МГц | 4.1 | 2 x 900 МГц | 640 |
Radeon HD 4770 | RV740 | 512 Мбайт GDDR5 | 750 МГц | 4.1 | 4 x 800 МГц | 640 |
Shader 4.0 = DirectX 10, Shader 4.1 = DirectX 10.1, Shader 5.0 = DirectX 11
Тестовая конфигурация
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-920 @ 3,8 ГГц (20×190), BIOS 1,2625 В, 45 нм, Socket 1366 LGA |
Материнская плата | Asus P6T, PCIe 2.0, ICH10R, 3-Way SLI |
Чипсет | Intel X58 |
Память | Corsair, 3 x 2 Гбайт DDR3, TR3X6G1600C8D, 2×570 МГц 8-8-8-20 |
Звук | Realtek ALC1200 |
LAN | Realtek RTL8111C |
Жёсткие диски | SATA, Western Digital, Raptor WD300HLFS, WD5000AAKS |
DVD | Gigabyte GO-D1600C |
Блок питания | Cooler Master RS-850-EMBA 850 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
Графический драйвер | ATI Catalyst 9.10, Nvidia GeForce 191.07 |
Операционная система | Windows Vista Ultimate 32 Bit, SP1 |
DirectX | 9, 10 и 10.1 |
Драйвер платформы | Intel 9.1.0.1007 |
ATI Radeon HD 5770
Нажмите на картинку для увеличения.
Будучи заключённой в чёрный корпус, видеокарта Radeon HD 5770 выглядит не очень примечательно. Впрочем, не стоит заблуждаться. За классическим внешним видом скрывается монстр с очень острыми зубками. Результаты наших тестов очевидны: Radeon HD 5770 идеально подходит на замену Radeon HD 4870. Новая карта работает тише своего предшественника, да и потребляет меньше энергии. Действительно, в 2D- и 3D-режиме видеокарта HD 5770 потребляет примерно на 50 Вт меньше энергии, чем 4870, при этом она обеспечивает практически такую же производительность в 3D-играх. Поскольку видеокарта производится по 40-нм техпроцессу, GPU никогда не нагревался выше 69 градусов Цельсия, что для кулера не представляло никаких проблем. Следовательно, видеокарта работала заметно, но тоже очень тихо – 39 дБ(A).
На самом деле, нам не удалось найти ни одного недостатка по сравнению со старой видеокартой. Действительно, что можно критиковать? Новая модель потребляет меньше энергии, выделяет меньше тепла, работает тише, поддерживает DirectX 11 и обеспечивает производительность, конкурирующую с HD 4870, причём даже с первой партией драйверов. На интерфейсы тоже жаловаться не приходится. Карта оснащена двумя разъёмами DVI, одним HDMI и одним выходом DisplayPort.
Конечно, основной целью нашей статьи являлся разгон MSI GTX 275 и HD 4890. Но поскольку у нас на руках была эталонная видеокарта Radeon HD 5770, мы решили, что неплохо будет посмотреть, насколько сильно мы сможем разогнать новое поколение видеокарт AMD для массового рынка. На штатных тактовых частотах наша видеокарта работала с GPU на 850 МГц и памятью на 1200 МГц. AMD выбрала память GDDR5 для всех видеокарт линейки Radeon HD 5000 (пока что), хотя у данной видеокарты ширина шины памяти составляет всего 128 бит.
Мы использовали собственный драйвер ATI Catalyst для наших экспериментов разгона, поскольку утилита Overdrive обеспечивает достаточный потенциал. Как мы обнаружили, наш образец GPU уже близок к своему пределу. Мы начали с частоты GPU 920 МГц, которую нам пришлось снизить до 895 МГц, чтобы работа видеокарты была стабильной. Память повела себя совершенно иначе, она обеспечила превосходный потенциал. Ещё во времена линейки 4000 можно было считать себя счастливчиком, если удавалось выжать ещё 10 процентов по памяти, достигнув 1200 МГц. Наш же Radeon HD 5770 позволил достичь частоты памяти не менее 1445 МГц, но нам пришлось её снизить до 1430 МГц, чтобы обеспечить стабильность. Разгон памяти с 1200 МГц до 1430 МГц означает увеличение тактовой частоты на 19,2 процента. Неплохо для видеокарты для массового рынка.
Частота в МГц | GPU | Процент | Память | Процент |
ATI Radeon HD5770 (разгон) | 895 | 105,3 | 1430 | 119,2 |
ATI Radeon HD5770 | 850 | 100,0 | 1200 | 100,0 |
Как мы уже упоминали, Radeon HD 5770 на штатных тактовых частотах по производительности соответствует HD 4870. Но после разгона мы получаем ещё восемь процентов. Эти немногие проценты не позволяют дотянуться до производительности Radeon HD 4890, впрочем, разрыв нельзя назвать непреодолимым – наверняка он сократится после соответствующей доработки драйверов 5770.
Впрочем, действительно хорошая новость заключается в том, что разгон не повлиял на энергопотребление или уровень шума в 2D-режиме, поскольку видеокарта возвращалась к тем же пониженным тактовым частотам, что и раньше. Под нагрузкой температура поднималась всего с 69 до 72 градусов Цельсия, что приводило к увеличению уровня шума с 39 до 40,5 дБ(А). Но в этом и заключается сюрприз: энергопотребление увеличилось всего на 6 Вт, что наглядно демонстрирует преимущества 40-нм техпроцесса.
Видеокарта | FPS | Процент |
Radeon HD 4890 (1024 MB) | 1523,6 | 114,8 |
ATI Radeon HD 5770 (разгон) (1024 MB) | 1433,5 | 108,0 |
ATI Radeon HD 5770 (1024 MB) | 1332,9 | 100,4 |
Radeon HD 4870 (512 MB) | 1327,1 | 100,0 |
AMD превзошла саму себя. Radeon HD 5770 – действительно полнофункциональная видеокарта, которая сочетает 1 Гбайт быстрой памяти GDDR5, намного меньшее энергопотребление, низкий уровень шума, оптимизированный драйвер с настоящим 2D-режимом, а также и хорошие возможности разгона, сбалансированный профиль вентилятора, выходы HDMI и DisplayPort в сочетании с DVI и поддержкой DirectX 11.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
MSI N275GTX Lightning
Нажмите на картинку для увеличения.
Чтобы лучше раскрыть нынешнюю тему, не мешает откатиться немного назад и сравнить текущую модель MSI Lightning с её версией GeForce GTX 260 (мы это сделаем чуть ниже). А пока что давайте посмотрим, что может дать нам NGTX275 Lightning. Для начала отметим кулер, который использует два 75-мм вентилятора. Благодаря уходу от эталонного дизайна, видеокарта на самом деле работает тише стандартных моделей, хотя она обеспечивает лучшую производительность. MSI также оснастила видеокарту специальными контактными площадками, которые позволяют замерить напряжение GPU и памяти. Но у данной видеокарты нет панели Air Panel. Вместо этого весь разгон выполняется через утилиту под названием Lightning Afterburner.
Собственно, в ней и заключается слабое место видеокарты. Утилите Lightning Afterburner не хватает отдельной настройки частот блока шейдеров, что можно назвать весьма печальным упущением. В отличие от видеокарт AMD, где частота блока шейдеров синхронизирована с частотой GPU, видеокарты nVidia заметно выигрывают от выборочного разгона данного блока, что позволяет выжать дополнительную производительность. При запуске утилита разгона MSI отображает всплывающее окно, которое предупреждает пользователей, что использование данной утилиты для разгона видеокарты может испортить “железо”. Разогнанная на заводе видеокарта OC Edition, которая предупреждает пользователей о разгоне? Странная логика.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нет, конечно, мы не будем рвать на себе волосы. Данное всплывающее окошко не даёт никакой информации. Оно не объясняет, что вы можете лишиться гарантии, а также и не раскрывает диапазон частот, который MSI считает безопасным и приемлемым (или которой покрывает гарантия производителя). Более того, если частота памяти ограничена порогом 1200 МГц, данная утилита позволяет разгонять GPU до полностью нереалистичных 1000 МГц. Так что приятная функция на GTX 260 Lightning превратилась в функцию, которая позволяет испытать судьбу (и лишиться гарантии).
Поскольку видеокарта принадлежит к линейке OC Edition, то NGTX275 Lightning поставляется с заводским разгоном. Если по спецификациям nVidia частоты составляют 644/1404/1134 МГц (GPU/блок шейдеров/память), то MSI выставляет в BIOS видеокарты частоты 700/1404/1150 МГц. Поэтому Lightning не требуется какой-либо специализированный драйвер для работы на повышенных частотах. Утилита Lightning Afterburner содержит три предварительно заданных настройки, названные “Default”, “Power Saving” и “Game”, причём “Game” соответствует частотам заводского разгона. Режим “Default” выставит на видеокарте nVidia эталонные тактовые частоты, то есть замедлит видеокарту из линейки OC. Опять же, нельзя не вспомнить всплывающее пугающее окошко MSI. Если вы не хотите, чтобы видеокарта работала на заводских разогнанных частотах, и желаете выставить режим “Power Saving” или “Default” (или просто запустить утилиту для отслеживания скорости вращения вентиляторов), вы всё равно получите предупреждающее сообщение, говорящее о возможном повреждении вашего “железа” (при замедлении, наверное). Интересно, как это сообщение поймут менее опытные пользователи.
Разгон
Теперь настало время сделать наше собственное предупреждение: разгон может повредить ваше “железо” и лишить вас гарантии. Впрочем, есть некоторые полезные правила, которые не позволяет сжечь вашу видеокарту. Обычно штатную тактовую частоту видеокарты можно увеличить на 5-10 процентов. Но не сразу выставляйте самую высокую тактовую частоту. Постарайтесь увеличивать частоту шагами по 5-10 МГц и тестируйте стабильность. И не пытайтесь изменить все настройки одновременно. Найдите сначала самую высокую стабильную частоту GPU, затем переходите к блоку шейдеров, а затем уже к памяти.
Мы рекомендуем использовать графически интенсивную игру, которая существенно нагружает GPU для проверки ваших настроек. Например, подойдёт игра Unreal 3 (либо можно использовать утилиту для стрессового тестирования FurMark, что мы часто делаем). Выбирайте высокое разрешение (в идеальном случае 1920×1200), выключайте сглаживание и включайте анизотропную фильтрацию. Если игра повиснет, то это означает, что частота GPU выставлена слишком высоко, а визуальные артефакты и ошибки рендеринга означают, что память не может справиться с выставленными тактовыми частотами. В таком случае сразу же снижайте тактовые частоты. Наконец, если вы получите ошибку DirectX, то велики шансы, что частота блока шейдеров выставлена слишком оптимистично.
Заводские разогнанные настройки MSI работали безупречно. Однако мы столкнулись с несколькими проблемами, когда пытались разогнать видеокарту. Поскольку собственная утилита разгона MSI не позволила нам изменять частоту блока шейдеров, мы использовали утилиту eVGA Precision, чтобы получить самую высокую возможную тактовую частоту, которая не требует увеличения напряжения. Это оказалось сложнее, чем кажется, поскольку наша комбинация Windows Vista, Forceware 191.07 и MSI Lightning Afterburner оказалась, по меньшей мере, капризной. Если разогнанные настройки не работали, то Windows Vista “убивала” и перезапускала графический драйвер, после чего видеокарта работала только на половинной частоте. Единственной выход обойти указанное ограничение 400 МГц заключается в перезагрузке системы.
После того, как мы полдня экспериментировали с различными комбинациями тактовых частот, мы обнаружили, что 720/1600/1200 МГц (GPU/блок шейдеров/память) является наиболее безопасной и надёжной настройкой. Что интересно, частота памяти 1200 МГц соответствует самой высокой настройке утилиты MSI Lightning.
Чтобы ещё сильнее увеличить тактовую частоту GPU, нам пришлось произвести ритуал в определённом порядке. Мы начали с утилиты MSI OC, затем увеличили напряжение, после чего запустили утилиту Precision для обхода тактовых частот MSI. Всё это потребовало ещё несколько часов, поскольку утилита MSI постоянно пыталась доминировать. Переход на другую настройку производительности или использование одного из движков частот утилиты Lightning приводили к тому, что утилита MSI сразу же сбрасывала все настройки, выбранные с помощью Precision. Затем, когда мы выставляли тактовые частоты слишком высоко, система “повисала” или графический драйвер сбрасывался, перезапускаясь в режиме 400 МГц. В любом случае, нам приходилось перезагружать систему.
Небольшое повышение напряжения с 1,0665 до 1,0790 В позволило нам увеличить частоту GPU до 770 МГц. Помните, что эталонные тактовые частоты nVidia составляют 633 МГц, в то время как у GTX 275 Lightning тактовые частоты составляют 700 МГц. Нельзя сказать, что эта настройка работала без проблем, поскольку система стала нестабильной под нагрузкой. Кроме того, частота 1600 МГц уже перестала быть рабочей для блока шейдеров, и нам пришлось снизить частоту памяти до 1170 МГц. После многих проб и ошибок мы остановились на частоте 770/1550/1170 (GPU/блок шейдеров/память). Меньшие частоты блока шейдеров и памяти откатили назад улучшения, которые мы получили через более быструю частоту GPU, поэтому мы решили вернуться назад и выбрать настройку, которую мы достигли без изменения напряжения (720/1600/1200 МГц).
Тактовая частота в МГЦ | GPU | Процент | Блок шейдеров | Процент | Память | Процент |
MSI N275GTX Lightning макс. разгон | 720 | 113,7 | 1600 | 114,0 | 1200 | 105,8 |
MSI N275GTX Lightning | 700 | 110,6 | 1404 | 100,0 | 1150 | 101,4 |
MSI N275GTX Lightning без разгона | 633 | 100,0 | 1404 | 100,0 | 1134 | 100,0 |
При заводских настройках MSI GPU работает на 10,6 процентов быстрее эталонной видеокарты. Но 1,4% увеличение частоты памяти можно признать мизерным, да и частота блоков шейдеров не изменилась вообще. В целом, видеокарта обеспечила прирост производительности 5,5 процентов. Если судить по розничной упаковке, разогнанная MSI NGTX275 Lightning должна работать на уровне GeForce GTX 285. Мы не можем опровергнуть это утверждение, поскольку всё зависит от тестов, CPU и графического драйвера MSI. На нашем “железе” мы получили разницу в производительности один или два процента.
Наш максимальный разгон прояснил ситуацию, поскольку GeForce GTX 275 без проблем достигла уровня производительности, схожего с эталонной GeForce GTX 285. Если бы у MSI также был разогнан и блок шейдеров, то перед нами была бы действительно великолепная видеокарта. А так NGTX275 Lightning является видеокартой с очень тихим кулером с двумя вентиляторами, очень мощным графическим процессором и сомнительной утилитой разгона, которая не может раскрыть полный потенциал “железа”. Если вы будете покупать GTX 275 Lightning, то мы рекомендуем не устанавливать утилиту Lightning Afterburner вообще и использовать штатные (разогнанные) настройки. Если вы всё равно захотите разогнать память и блок шейдеров, то используйте утилиту eVGA Precision. Но помните, что вы используете её на свой страх и риск.
Закончим на позитивной ноте: нам понравилось, что разгон не повлиял на 2D-режим видеокарты, в результате чего она работала в режиме бездействия на частотах 300/600/100 МГц.
Видеокарта | FPS | Процент |
MSI N275GTX Lightning макс. разгон (GTX 275 1792MB) | 1838,5 | 109,6 |
GeForce GTX 285 (1024MB) | 1795,0 | 107,0 |
MSI N275GTX Lightning (GTX 275 1792MB) | 1769,1 | 105,5 |
MSI N275GTX Lightning без разгона (GTX 275 1792MB) | 1694,4 | 101,0 |
GeForce GTX 275 (896MB) | 1677,1 | 100,0 |
Поскольку MSI оснащает GTX 275 Lightning памятью в два раза большей, чем на эталонной видеокарте, мы также провели тесты на штатных тактовых частотах nVidia (на диаграммах результаты показаны как “No OC”), чтобы посмотреть, будет ли разница по сравнению с моделями, оснащёнными всего 896 Мбайт памяти. Как вы можете видеть в нашей таблице, больший объём памяти не даёт преимущества по сравнению со стандартной конфигурацией по общей производительности. С другой стороны, некоторые игры (подобно Grand Theft Auto IV), могут идти на видеокартах с большим объёмом памяти с большим уровнем детализации.
С драйверами текущего поколения мы обнаружили некоторые рывки в Fallout 3, когда сцена замирала на краткие моменты времени во время поворота персонажа. Что интересно, этой проблемы не наблюдалось со старыми драйверами поколения GeForce 186 – похоже, проблема связана с комбинированным релизом драйверов под Windows 7 и Vista.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
MSI R4890 Cyclone SOC
Нажмите на картинку для увеличения.
По производительности Radeon HD 4890 примерно соответствует GeForce GTX 275. Опять же, видеокарта MSI ориентирована полностью на разгон, она оснащена 8-мм тепловыми трубками, мощным 95-мм вентилятором, а также компонентами “военного уровня”, которые могут выдержать более высокие температуры и гарантируют длительное время жизни. MSI установила частоты GPU и памяти для своего издания OC на уровне 1000 МГц вместо 850 МГц (GPU) и 975 МГц (память). Поэтому графический чип работает на уровне 17,6 процентов выше штатных тактовых частот, а память получила увеличение всего на 2,6 процента. Это одна из основных причин, почему результаты разгона Radeon HD 5770 оказались удивительно хорошими – память GDDR5 смогла достичь частоты больше 1400 МГц.
Опять же, тактовые частоты прописаны в BIOS видеокарты, поэтому они выставляются независимо от драйвера. Профиль вентилятора тоже не всем понравится. Когда видеокарта нагревается, то вентилятор наращивает обороты и охлаждает GPU, после чего он снижает свои обороты – всё это заметно на слух. И этот цикл продолжается бесконечно. Похоже, такое поведение для видеокарты вполне нормальное, но слишком уж оно заметно – это напрягает.
MSI R4890 SOC – довольно “прожорливая” видеокарта, с ней система потребляла не меньше 196 Вт (заводской разгон) в 2D-режиме. Под нагрузкой наша тестовая платформа достигла 380 Вт. Увеличение частоты памяти GDDR5 напрямую повлияло на энергопотребление, поскольку BIOS видеокарты скидывает в 2D-режиме только частоты GPU, но память всегда работает на полных частотах. К счастью, Radeon HD 5770 не демонстрирует такой же досадной слабости. С другой стороны, GPU R4890 SOC всегда снижает частоты до 240 МГц в режиме бездействия, независимо от выбранных настроек для 3D-режима.
Все частоты можно вполне комфортно менять в закладке “Overdrive” графического драйвера. Все изменения нужно сначала протестировать, прежде чем драйвер их применит. Впрочем, встроенный режим теста помогает очень слабо. Если вы чрезмерно увеличите частоту GPU, то экран просто станет чёрным, причём непосредственно во время самого теста, и решается это только перезагрузкой системы. Но утилита оказалась весьма надёжной в деле определения чересчур оптимистичных частот памяти. Как только вы найдёте тактовые частоты, которые вам подойдут, вам всё равно может потребоваться снизить их на 10-15 МГц, поскольку многие игры более требовательные по нагрузке, чем утилита тестирования AMD.
Преимущество видеокарт AMD в целом (и MSI HD R4890 SOC в частности) заключается в том, что графический драйвер может сбрасывать себя без перезагрузки всей системы, если обнаружатся проблемы с тактовой частотой GPU. С другой стороной, видеокарты AMD “вешают” систему, если частота памяти будет слишком высокой, в то время как чрезмерно агрессивная частота GPU может привести к появлению графических артефактов и ошибок рендеринга. Поскольку здесь причина и следствие меняются местами, это весьма запутывает, часто приходится снижать не те тактовые частоты, пока вы не решите проблему по существу. В конце концов, нам пришлось исправлять наши тактовые частоты вручную три раза после автоматического нахождения их в драйвере. Финальный результат следующий: нам удалось разогнать GPU на 21,2 процента, а также поднять частоту памяти на 9,2 процента. Поэтому Radeon HD 4890 даёт существенно больший потенциал разгона, чем GeForce GTX 275.
Тактовая частота в МГц | GPU | Проценты | Память | Процент |
MSI R4890 Cyclone SOC макс. разгон | 1030 | 121,2 | 1065 | 109,2 |
MSI R4890 Cyclone SOC | 1000 | 117,6 | 1000 | 102,6 |
MSI R4890 Cyclone SOC без разгона | 850 | 100,0 | 975 | 100,0 |
Разгон дал также лучшие результаты на разогнанной видеокарте AMD от MSI. Если видеокарта GTX 275 из серии OC Edition дала прирост производительности 5,5 процентов по сравнению с видеокартой nVidia на штатных тактовых частотах, то Radeon HD 4890 с заводским разгоном начала с прироста производительности 10,9 процентов по сравнению со штатным вариантом, увеличив этот разрыв до 14,9 процентов после ручного разгона. Даже на максимальных настройках MSI GTX 275 смогла обойти эталонную видеокарту на 9,6 процентов.
Видеокарта | FPS | Процент |
MSI R4890 Cyclone SOC макс. разгон (HD 4890 1024MB) | 1750,6 | 114,9 |
MSI R4890 Cyclone SOC (HD 4890 1024MB) | 1689,6 | 110,9 |
MSI R4890 Cyclone SOC без разгона (HD 4890 1024MB) | 1543,4 | 101,3 |
Radeon HD 4890 (1024MB) | 1523,6 | 100,0 |
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Fallout 3
Игра представляет собой смесь ролевой игры и шутера от первого лица, а за визуальную часть отвечает обновлённая версия графического движка Oblivion. Fallout 3 использует Shader Model 3.0 с поддержкой рендеринга с высоким динамическим диапазоном (HDR). Графический движок выводит окружение игры довольно плавно, и детальные сцены внутри помещений, которые раньше сильно нагружали массовые видеокарты, для современных GPU трудности не представляют.
Для всех тестов мы установили качество графики на “Very High”, что гарантирует максимальное визуальное качество. Максимальный режим для сглаживания составляет 8x. Для тестовой сцены мы взяли ролик Tenpenny Tower и воспользовались FRAPS; данная тестовая сцена отображает значительную часть мира с большим количеством объектов/руин.
Far Cry 2
Far Cry 2 – это 3D-шутер в добрых традициях Crysis. Его 3D-движок Dunia красиво отображает все эффекты DirectX 10, в частности, хорошо справляясь с выводом огня, теней, воды, фоновой растительности и проникающего солнечного света через пыль, туман и т.д. Для тестов мы выставили графические настройки “Very High”.
Для тестов мы использовали встроенный тестовый ролик Small Ranch, в котором показаны люди, широкая равнина, горящая трава и различные хижины. Большой объём памяти довольно важен для мощных режимов сглаживания в разрешении 1920×1200. Мы тестировали игру с максимальным сглаживанием AA 8x.
F.E.A.R. 2
Данная игра тоже является 3D-шутером от первого лица (FPS), но уже в жанре хоррор. После того, как Warner купила права на эту марку, игра была дополнена всевозможными профессиональными голливудскими эффектами. Сцены в интерьере и короткие ролики идут очень плавно, частота кадров получается довольно высокой. В целом, графическое качество очень хорошее, сцены выигрывают от красивых эффектов шейдеров. Мы использовали режим “Maximum” для тестов, а сцена “Mission Ruin” стала основой для измерения производительности с помощью FRAPS.
Left 4 Dead
Перед нами очень динамичный 3D-шутер, в котором необходимо проложить путь через орды зомби. Игра основана на улучшенной версии движка Source Engine из Half Life 2. Поддержка многоядерных процессоров у движка очень хорошая, аппетит у 3D-эффектов скромный, поэтому геймеры получат очень высокую частоту кадров.
Для наших тестов мы выставили графическое качество в режим “Very High”, гарантирующий максимум визуальных деталей. Максимальным тестовым режимом сглаживания мы выбрали 8x. Для измерения частоты кадров с помощью FRAPS мы использовали записанную Timedemo, где выжившим нужно справиться с уличной битвой с бесконечным потоком зомби.
The Last Remnant
Данная ролевая игра менее динамичная, поскольку битвы проходят в предсказуемых циклах, подобно Final Fantasy. За визуальные эффекты отвечает Unreal 3, который продолжает активно использовать DirectX 10. Поскольку вы не можете включить повышенное сглаживание в этой игре вручную (драйверы nVidia так и не смогли дать более высокие настройки), мы использовали стандартную конфигурацию, которая обеспечивает только 4xAF.
В режиме “High” в игре максимально завышены графические детали, его мы и использовали для тестов. Для тестового ролика мы использовали реальную битву, а производительность измеряли с помощью FRAPS; поскольку каждый раз битва немного отличается, мы проводили два прогона и брали среднее значение. Без сглаживания большинство видеокарт обеспечивали приличную частоту кадров.
Tom Clancy’s EndWar
Endwar заменила в наших тестах стратегию реального времени World in Conflict. Она использует улучшенную версию движка Unreal 3, который визуально очень привлекателен. На самом деле игра далеко не идеальна для измерения графической производительности, поскольку частота кадров программно ограничена 30 fps. Это вполне характерно для многих современных стратегий реального времени, что существенно ограничивает наши возможности для тестирования.
В любом случае, мы получили ситуацию, когда производительность в Replay Kopenhagen оказывалась меньше 30 кадров в секунду. Без анизотропной фильтрации и сглаживания мы смогли использовать только разрешение 1920×1200. Иначе 3D-движок на быстрых видеокартах обеспечивал достаточную производительность, чтобы достичь порога 30 fps, а это давало для всех равные результаты.
После включения сглаживания наши измерения стали более значимыми, поскольку игра более сильно нагрузила даже мощные видеокарты. Топовые графические решения вновь упёрлись в порог 30 fps, обеспечивая плавную игру. В нижней части диапазона результаты уже не такие амбициозные: видеокартам не хватало достаточной мощности, разница в 10 fps означает 30% падение по производительности.
Режим “High” оказался максимальным по графическому качеству.
Tom Clancy’s H.A.W.X.
H.A.W.X. и близко не подходит к Flight Simulator X по реализму, но данный “аркадный” авиасимулятор даёт очень красивую графику DirectX 10 и динамичные бои. Благодаря автоматической стабилизации картинки отважные манёвры идеально отображаются. Во время наших тестов игра “вылетала” с настройкой 8xAA. Поэтому если вам нужно сглаживание 8xAA, то нужно переключиться обратно на DirectX 9 (при этом вы получите не только стабильную игру, но и частоту кадров вплоть до 50 процентов больше).
Однако разница в качестве графики довольно велика. В DX9 существенно снижаются эффекты солнечного света, да и лёгкий туман над ландшафтом и городами исчезает. В наших тестах мы использовали режим DirectX 10 и настройки “High”, чтобы получить максимальное качество графики. Мы использовали тестовый ролик “Mission: Glass Hammer” над Рио-де-Жанейро, чтобы измерить частоту кадров. В целом производительность оказалась довольно высока, но включение сглаживания заметно снижает 3D-производительность (вплоть до 50%).
3DMark06: 1280x1024p, Default
Общая производительность
На следующей диаграмме сложены результаты всех тестов в общую сумму. Результаты 3DMark06 на диаграмме не учитывались.
На второй диаграмме мы использовали нормализованные результаты для каждого теста, преобразовали результаты в проценты и рассчитали общий результат. Это гарантирует, что отдельные тесты, в которых одна видеокарта может показать намного более высокую частоту кадров, чем другие, не будут существенно изменять результат. То есть все тесты в данном случае имели одинаковый вес. Ранжирование производительности видеокарт по процентам позволило нам продемонстрировать более актуальную разницу между отдельными моделями.
В каждом тесте самая медленная видеокарта использовалась в качестве базы 100%. Поскольку даже самая слабая видеокарта по предыдущей диаграмме не всегда занимает последнее место, её результат выше 100 процентов.
Энергопотребление, уровень шума и температура
Энергопотребление (мощность) измеряется в ваттах для всей тестовой платформы в целом. Значение в 2D-режиме мы получали под обычным рабочим столом Windows, когда система бездействовала (мы отключали интерфейс “Aero”, чтобы значение было действительно минимальным). Значение 3D-режима было получено, когда CPU и видеокарта находились под максимальной нагрузкой (пиковое значение). Измерения энергопотребления выполнялись от розетки, при этом по информации производителя эффективность (КПД) блока питания составляет 82,4%.
Энергопотребление | 2D (Вт) | 3D (Вт) | Требования к вилкам блока питания |
GeForce GTX 295 (2 x 896MB) | 183 | 446 | 1 x 6 + 1 x 8 Pin PCIe |
GeForce GTX 285 (1024MB) | 149 | 347 | 2 x 6 Pin PCIe |
GeForce GTX 280 (1024MB) | 154 | 346 | 1 x 6 + 1 x 8 Pin PCIe |
BFG GTX 275 (GTX 275 896MB) | 155 | 354 | 2 x 6 Pin PCIe |
Gainward GTX275 GS (GTX 275 896MB) | 157 | 360 | 2 x 6 Pin PCIe |
MSI N275GTX Lightning Max OC (GTX 275 1792MB) | 147 | 350 | 2 x 6 Pin PCIe |
MSI N275GTX Lightning (GTX 275 1792MB) | 147 | 332 | 2 x 6 Pin PCIe |
MSI N275GTX Lightning No OC (GTX 275 1792MB) | 147 | 325 | 2 x 6 Pin PCIe |
GeForce GTX 275 (896MB) | 156 | 351 | 2 x 6 Pin PCIe |
MSI N260GTX Lightning (GTX 260 216SP 1792MB) | 150 | 300 | 2 x 6 Pin PCIe |
Sparkle GeForce X265 (GTX 260 216SP 896MB) | 195 | 368 | 2 x 6 Pin PCIe |
Zotac GeForce GTX 260² (GTX 260 216SP 896MB) | 150 | 295 | 2 x 6 Pin PCIe |
GeForce GTX 260 216SPs (896MB) | 150 | 295 | 2 x 6 Pin PCIe |
GeForce GTX 260 (896MB) | 154 | 330 | 2 x 6 Pin PCIe |
GeForce GTS 250 (1024MB) | 156 | 265 | 1 x 8 Pin PCIe |
ATI Radeon HD 5770 OC (1024MB) | 137 | 231 | 1 x 6 Pin PCIe |
ATI Radeon HD 5770 (1024MB) | 137 | 225 | 1 x 6 Pin PCIe |
Sapphire Toxic HD4890 Vapor-X (HD 4890 1024MB) | 188 | 353 | 1 x 6 + 1 x 8 Pin PCIe |
MSI R4890 Cyclone SOC max OC (HD 4890 1024MB) | 202 | 390 | 2 x 6 Pin PCIe |
MSI R4890 Cyclone SOC (HD 4890 1024MB) | 196 | 380 | 2 x 6 Pin PCIe |
MSI R4890 Cyclone SOC no OC (HD 4890 1024MB) | 193 | 348 | 2 x 6 Pin PCIe |
Radeon HD 4890 (1024MB) | 182 | 312 | 2 x 6 Pin PCIe |
Radeon HD 4870 X2 (2 x 1024MB) | 234 | 465 | 1 x 6 + 1 x 8 Pin PCIe |
Radeon HD 4870 (1024MB) | 184 | 277 | 2 x 6 Pin PCIe |
HIS H487QT1GP ICEQ4+ (HD 4870 1024MB) | 196 | 298 | 2 x 6 Pin PCIe |
Sapphire Vapor-X HD4870 2G (HD 4870 2048MB) | 189 | 293 | 2 x 6 Pin PCIe |
Radeon HD 4870 (512MB) | 191 | 288 | 2 x 6 Pin PCIe |
Radeon HD 4850 (512MB) | 166 | 270 | 1 x 6 Pin PCIe |
Radeon HD 4830 (512MB) | 140 | 234 | 1 x 6 Pin PCIe |
Radeon HD 4770 (512MB) | 152 | 199 | 1 x 6 Pin PCIe |
Уровень шума | 2D дБ(A) | 3D дБ(A) | Тип охлаждения |
GeForce GTX 295 (2 x 896MB) | 38,2 | 49,7 | Активное |
GeForce GTX 285 (1024MB) | 37,9 | 51,4 | Эталонное активное |
GeForce GTX 280 (1024MB) | 38,0 | 45,4 | Эталонное активное |
BFG GTX 275 (GTX 275 896MB) | 36,8 | 44,2 | Эталонное активное |
Gainward GTX275 GS (GTX 275 896MB) | 37,7 | 43,4 | Активное два вентилятора |
MSI N275GTX Lightning max OC (GTX 275 1792MB) | 36,8 | 42,0 | Активное два вентилятора |
MSI N275GTX Lightning (GTX 275 1792MB) | 36,8 | 40,2 | Активное два вентилятора |
MSI N275GTX Lightning no OC (GTX 275 1792MB) | 36,8 | 37,9 | Активное два вентилятора |
GeForce GTX 275 (896MB) | 36,8 | 44,2 | Эталонное активное |
MSI N260GTX Lightning (GTX 260 216SP 1792MB) | 36,8 | 50,1-56,5 | Активное |
Sparkle GeForce X265 (GTX 260 216SP 896MB) | 36,4 | 46,0 | Активное |
Zotac GeForce GTX 260² (GTX 260 216SP 896MB) | 37,5 | 41,2 | Эталонное активное |
GeForce GTX 260 216SP (896MB) | 37,5 | 41,2 | Эталонное активное |
GeForce GTX 260 (896MB) | 37,8 | 53,8 | Эталонное активное |
GeForce GTS 250 (1024MB) | 39,6 | 50,2 | Эталонное активное |
ATI Radeon HD 5770 OC (1024MB) | 36,7 | 40,5 | Эталонное активное |
ATI Radeon HD 5770 (1024MB) | 36,7 | 39,0 | Эталонное активное |
Sapphire Toxic HD4890 Vapor-X (HD 4890 1024MB) | 36,2 | 41,3 | Активное Vapor-X |
MSI R4890 Cyclone SOC Max OC (HD 4890 1024MB) | 36,3 | 50,4 | Активное |
MSI R4890 Cyclone SOC (HD 4890 1024MB) | 36,3 | 46,5 | Активное |
MSI R4890 Cyclone SOC No OC (HD 4890 1024MB) | 36,3 | 43,1 | Активное |
Radeon HD 4890 (1024MB) | 36,7 | 48,4 | Эталонное активное |
Radeon HD 4870 X2 (2 x 1024MB) | 51,2 | 60,4 | Эталонное (профиль вентилятора MSI) |
Radeon HD 4870 (1024MB) | 35,4 | 40,7 | Активное |
HIS H487QT1GP ICEQ4+ (HD 4870 1024MB) | 36,8 | 52,1 | Активное ICEQ4+ |
Sapphire Vapor-X HD4870 2G (HD 4870 2048MB) | 36,0 | 38,2 | Активное Vapor-X |
Radeon HD 4870 (512MB) | 38,0 | 49,4 | Reference (профиль вентилятора MSI) |
Radeon HD 4850 (512MB) | 36,2 | 47,9 | Эталонное активное |
Radeon HD 4830 (512MB) | 40,5 | 41,2 | Активное |
Radeon HD 4770 (512MB) | 36,3 | 38,5 | Эталонное активное |
Температура | 2D (градусы Цельсия) | 3D (градусы Цельсия) | Размер вентилятора |
GeForce GTX 295 (2 x 896MB) | 46/46 | 76/76 | 84 мм |
GeForce GTX 285 (1024MB) | 45 | 85 | 75 мм |
GeForce GTX 280 (1024MB) | 45 | 86 | 75 мм |
BFG GTX 275 (GTX 275 896MB) | 47 | 92 | 75 мм |
Gainward GTX275 GS (GTX 275 896MB) | 46 | 88 | 2 x 75 мм |
MSI N275GTX Lightning max OC (GTX 275 1792MB) | 41 | 77 | 2 x 75 мм |
MSI N275GTX Lightning (GTX 275 1792MB) | 41 | 76 | 2 x 75 мм |
MSI N275GTX Lightning no OC (GTX 275 1792MB) | 41 | 78 | 2 x 75 мм |
GeForce GTX 275 (896MB) | 47 | 92 | 75 мм |
MSI N260GTX Lightning (GTX 260 216SP 1792MB) | 45 | 68-63 | 2 x 65 мм |
Sparkle GeForce X265 (GTX 260 216SP 896MB) | 61 | 87 | 2 x 65 мм |
Zotac GeForce GTX 260² (GTX 260 216SP 896MB) | 45 | 81 | 75 мм |
GeForce GTX 260 216SP (896MB) | 45 | 81 | 75 мм |
GeForce GTX 260 (896MB) | 48 | 90 | 75 мм |
GeForce GTS 250 (1024MB) | 44 | 77 | 75 мм |
ATI Radeon HD 5770 OC (1024MB) | 41 | 72 | 68 мм |
ATI Radeon HD 5770 (1024MB) | 41 | 69 | 68 мм |
Sapphire Toxic HD4890 Vapor-X (HD 4890 1024MB) | 49 | 84 | 88 мм |
MSI R4890 Cyclone SOC max OC (HD 4890 1024MB) | 51 | 78 | 95 мм |
MSI R4890 Cyclone SOC (HD 4890 1024MB) | 51 | 81 | 95 мм |
MSI R4890 Cyclone SOC no OC (HD 4890 1024MB) | 51 | 78 | 95 мм |
Radeon HD 4890 (1024MB) | 60 | 80 | 73 мм |
Radeon HD 4870 X2 (2 x 1024MB) | 49 | 79 | 73 мм |
Radeon HD 4870 (1024MB) | 49 | 70 | 85 мм |
HIS H487QT1GP ICEQ4+ (HD 4870 1024MB) | 68 | 74 | 80 мм |
Sapphire Vapor-X HD4870 2G (HD 4870 2048MB) | 58 | 76 | 75 мм |
Radeon HD 4870 (512MB) | 60 | 74 | 73 мм |
Radeon HD 4850 (512MB) | 79 | 94 | 60 мм |
Radeon HD 4830 (512MB) | 34 | 61 | 74 мм |
Radeon HD 4770 (512MB) | 52 | 72 | 70 мм |
3D-производительность в зависимости от сглаживания и разрешения
Ниже мы разделили результаты на диаграммы по разрешению и уровню сглаживания, причём каждая диаграмма отсортирована по производительности. Это должно облегчить выбор, вы сможете найти видеокарту, которая лучше всего удовлетворяет вашим потребностям в конкретном разрешении.
Разгон
Индивидуальные результаты, а также влияние разных тактовых частот приведены в разделе с описанием каждой видеокарты. Здесь же мы хотели подвести итоги всем нашим тестам.
И результаты кажутся вполне понятными. Разгон иногда позволяет видеокарте достигать уровня производительности следующего по классу GPU. На штатных тактовых частотах MSI GeForce GTX 275 Lightning всего на два процента уступает GeForce GTX 285. Однако после разгона видеокарта MSI без проблем обходит GTX 285 на штатных тактовых частотах. Но следует помнить, что вам придётся заплатить больше за разогнанные версии наиболее агрессивных карт, поэтому перед покупкой убедитесь, что они выгоднее следующего по классу GPU.
В линейке Radeon HD 4800 нет графического процессора, который был бы быстрее Radeon HD 4890. Прирост производительности от разгона оказывается почти в два раза больше, чем у видеокарты nVidia, что наглядно говорит о потенциале. В следующей таблице приведены суммарные значения частоты кадров (fps) для эталонных моделей и для наших тестовых видеокарт.
Суммарные FPS | |
MSI N275GTX Lightning Max OC (GTX 275 1792MB) | 1838,5 |
GeForce GTX 285 (1024MB) | 1795,0 |
MSI N275GTX Lightning (GTX 275 1792MB) | 1769,1 |
MSI R4890 Cyclone SOC Max OC (HD 4890 1024MB) | 1750,6 |
MSI N275GTX Lightning No OC (GTX 275 1792MB) | 1694,4 |
MSI R4890 Cyclone SOC (HD 4890 1024MB) | 1689,6 |
GeForce GTX 275 (896MB) | 1677,1 |
MSI R4890 Cyclone SOC No OC (HD 4890 1024MB) | 1543,4 |
Radeon HD 4890 (1024MB) | 1523,6 |
ATI Radeon HD 5770 OC (1024MB) | 1433,5 |
ATI Radeon HD 5770 (1024MB) | 1332,9 |
Radeon HD 4870 (512MB) | 1327,1 |
Впрочем, если не считать более высокие тактовые частоты, то есть ли какие-либо преимущество для покупателей версии OC Edition по сравнению с обычными видеокартами? MSI GeForce GTX 275 действительно имеет некоторые преимущества по сравнению с эталонным дизайном. С одной стороны, кулер более эффективен, и при этом он также и работает тише. Версия MSI OC Edition видеокарты GeForce GTX 275 никогда не превышала 42 дБ(А) даже на самых высоких разогнанных частотах, а эталонный кулер nVidia достигал 44,2 дБ(A). Благодаря оптимизированному дизайну кулера MSI тепловыделение проблем не составляет, под нагрузкой температура находится на уровне 76-78 градусов Цельсия, в то время как эталонный дизайн nVidia еле справляется с тем, чтобы охлаждать GPU до уровня 92 градуса. В общем, карта обеспечивает больше производительности, чем модели на эталонном дизайне, и вместе с тем работает холоднее и тише.
В случае MSI Radeon HD 4890 всё несколько по-другому. Хотя крупный кулер может справиться с более высокими тактовыми частотами и соответствующим большим тепловыделением, он работает громче эталонной модели под полной нагрузкой. Кроме того, после разгона энергопотребление видеокарты просто “взлетает”. Энергопотребление нашей системы увеличилось с 312 Вт в случае штатной Radeon HD 4890 до целых 390 Вт после максимального разгона версии OC Edition. Поэтому GTX 275 OC Edition побеждает в прямом сравнении, поскольку она даёт более высокую суммарную частоту кадров, работает с меньшим уровнем шума и меньше нагревается.
Ниже мы привели последнюю таблицу, где мы отсортировали видеокарты по эффективности. Мы взяли суммарную частоту кадров (в fps) и поделили её на энергопотребление системы, чтобы определить количество кадров, которое мы получаем на ватт. Как вы можете увидеть, явным победителем вышла Radeon HD 5770. Также обратите внимание, что разогнанные карты дают лучшие результаты по эффективности, чем их штатные модели на эталонных тактовых частотах.
Видеокарта | FPS | Вт | FPS на Вт |
ATI Radeon HD 5770 OC (1024MB) | 1433,5 | 231 | 6,21 |
ATI Radeon HD 5770 (1024MB) | 1332,9 | 225 | 5,92 |
MSI N275GTX Lightning (GTX 275 1792MB) | 1769,1 | 332 | 5,33 |
MSI N275GTX Lightning Max OC (GTX 275 1792MB) | 1838,5 | 350 | 5,25 |
MSI N275GTX Lightning No OC (GTX 275 1792MB) | 1694,4 | 325 | 5,21 |
GeForce GTX 285 (1024MB) | 1795,0 | 348 | 5,16 |
Radeon HD 4890 (1024MB) | 1523,6 | 312 | 4,88 |
Radeon HD 4770 (512MB) | 971,6 | 199 | 4,88 |
GeForce GTX 275 (896MB) | 1677,1 | 351 | 4,78 |
Radeon HD 4870 (512MB) | 1327,1 | 288 | 4,61 |
MSI R4890 Cyclone SOC Max OC (HD 4890 1024MB) | 1750,6 | 390 | 4,49 |
MSI R4890 Cyclone SOC (HD 4890 1024MB) | 1689,6 | 380 | 4,45 |
MSI R4890 Cyclone SOC No OC (HD 4890 1024MB) | 1543,4 | 348 | 4,44 |