От EDO-DRAM до GDDR4
Повышать производительность видеокарт всегда было нетривиально. Да и способов довольно много. За прошедшие годы появились графические процессоры с увеличенным числом пиксельных конвейеров, а также и модульный дизайн, например, в линейке ATi Radeon X1000. Были попытки увеличить 3D-производительность, заставив работать вместе две и даже четыре видеокарты. Но классический способ заключается в инновациях дизайна и в переходе на новые технологии и компоненты. Выпустив Radeon X1950 XTX, ATi как раз и попыталась доказать, что такой подход всё ещё работает.
Давайте вспомним историю, и взглянем на начало эры 3D-ускорителей для массового рынка. Примерно десять лет назад интерес к 3D начал возрастать, а падение цен на память EDO (Extended Data Out) позволило выпустить добавочные 3D-ускорители по приемлемой для широкой массы потребителей стоимости.
Следующий логический шаг прогресса заключался в появлении новых приложений, которые смогли использовать усовершенствованное “железо”. Так, на рынке появилось множество программных интерфейсов приложений (API), они не прекращали совершенствоваться по мере того, как в умах разработчиков поселялись новые идеи. Вся игра велась по трём правилам: быстрее, лучше и эффективнее. Реализация инноваций, в свою очередь, требовала улучшений в графических процессорах.
В 1998 году можно вспомнить несколько интересных новшеств. Первым стала технология SLI (Scan Line Interleave). Она позволяла объединить два 3D-ускорителя 3Dfx Voodoo², после чего они работали совместно. Чуть позже, в том же году, графический ускоритель смог взять на себя просчёт трансформации и освещения. Так появился GeForce 256.
В последующие годы видеокарты смогли получить прирост производительности благодаря эволюционному развитию памяти. Сначала произошёл переход на память DDR (Double Data Rate) с удвоенной передачей данных за такт. Потом на видеокартах появилась память DDR2 и GDDR3 (только для графики). И наступил сегодняшний день, когда ATi решила представить нового чемпиона Radeon X1950 XTX, который использует память GDDR4. Впервые на рынке, надо сказать.
Обновляем Radeon
ATi и nVidia несколько замедлили темпы в ожидании Direct3D 10. ATi работает над графическим процессором R600, а nVidia – над G80, так что обе компании смогут встретить выход DX10 во всеоружии. Но рынок подогревать нужно, поэтому производители выпускают промежуточные решения. Так произошло с выходом карты ATi Radeon X850 до появления R520, графического процессора в линейке Radeon X1000. То же самое сделала nVidia, объединив два процессора GeForce 7900 GT в единую карту GeForce 7950 GX2. ATi предприняла ответный ход, представив обновлённую версию видеокарты Radeon X1900.
В целом, отличий немного. Первое, что сразу бросается в глаза, – новый дизайн кулера. После установки весьма шумных кулеров на Radeon X850 и high-end представителей линейки X1000, ATi прислушалась к жалобам пользователей. Теперь кулер состоит из крупного медного радиатора с тепловой трубкой и намного более тихого вентилятора. Он по-прежнему забирает воздух внутри корпуса и выбрасывает его наружу, через второй слот. Вентилятор теперь перенесён на самый край карты, чтобы забирать воздух ближе к передней панели корпуса. Он продувает воздух сквозь массив медных рёбер, пронизанных тепловой трубкой.
Новый кулер выглядит хорошо и работает лучше, но это единственное внешнее отличие ATi Radeon X1950. Технологически используется тот же самый процессор, что и в карте Radeon X1900. То есть мы получаем 48 блоков пиксельных шейдеров, поддерживающих Shader Model 3.0 и способных выводить картинку с HDR-рендерингом и полноэкранным сглаживанием одновременно. По-прежнему те же самые 384 миллиона транзисторов и поддержка HD-видео. Были слухи, что R580+ начнёт производиться по 80-нм техпроцессу, но первые карты Radeon X1950 на рынке всё ещё используют 90-нм техпроцесс.
Новая память
Вторым значимым изменением является переход на память GDDR4. Что интересно, прежде первой на новую память переходила nVidia: DDR с выпуском GeForce 256 DDR и DDR3 с выходом GeForce FX 5700 Ultra. Но с появлением GDDR4 на карте Radeon X1950 в лидеры вышла ATi. Установив новый тип памяти, ATi оказалась первой, кто прошёл гигагерцевый частотный порог для видеопамяти. При этом 1 ГГц – это физическая частота, а эффективная – 2 ГГц DDR.
GDDR4 производится по меньшему техпроцессу и, вполне естественно, выделяет меньше энергии на такт, чем память GDDR3. Меньший техпроцесс позволяет нарастить частоты, так как размер транзисторов уменьшается, и переключаться они могут быстрее. ATi указывает на практически нулевое продвижение по части потребления энергии, поскольку тактовые частоты заметно увеличились, и этот показатель остаётся тем же самым, но производительность памяти повышается.
Как и другие спецификации SDRAM, GDDR4 является открытым стандартом. В разработке этой памяти участвовало много компаний, включая ATi и nVidia, а также производителей памяти Hynix, Infineon, Micron и Samsung. Производить память могут многие, но пока на рынке её очень ограниченное количество. Со временем рынок будет насыщаться, а цены на GDDR4 – падать. Именно по этой причине ATi перешла на новую память только со своим топовым продуктом.
Преимущество более высоких тактовых частот означает, что объём данных, входящий и выходящий на внутреннее 512-битное кольцо чипа, можно увеличить. Хотя ширина шины памяти осталась 256 бит, а плотность чипов памяти по сравнению с GDDR3 (512 Мбит) не изменилась, максимальная теоретическая пропускная способность GDDR4 составляет 64 Гбайт/с. То есть примерно на 25% больше (или на 13 Гбайт/с) по сравнению с DDR3 на 800 МГц. По информации Джо Макри (Joe Macri), руководителя отдела схемотехники ATi, в ближайшем будущем частоты можно будет увеличить до 1,35 ГГц, а Samsung заявляет о ещё более высоком уровне – 1,5 ГГц.
Последние инновации GDDR включают сниженное напряжение питания, изменения в шине данных, в предварительной выборке (8 бит против 4 бит prefetch) и больший размер пакетной передачи. Сюда можно добавить и лучшее энергосбережение.
Встречайте новые карты
Radeon X1950 CrossFire Edition.
ATi анонсировала достаточно большое число карт. Флагманы Radeon X1950 XTX и Radeon X1950 CrossFire Edition работают с частотой ядра 650 МГц. Здесь мы видим изменение в спецификациях по сравнению с предыдущими версиями карт CrossFire Edition, которые работали медленнее флагманской модели. Это хорошо, поскольку в конфигурации CrossFire карте XTX больше не придётся замедляться до частот CrossFire Edition.
Кроме того, ATi объявила ещё три карты: Radeon X1900 XT 256, Radeon X1650 Pro и X1300 XT. Первая из них, Radeon X1900 XT 256, эквивалентна во всех отношениях предыдущему флагману X1900 XTX, за исключением 256 Мбайт памяти GDDR3 вместо 512 Мбайт. Для Radeon X1900 XT 256 нет пары CrossFire Edition, но, скорее всего, сдвоенная конфигурация в будущем может быть разрешена программно.
Radeon X1650 Pro – идентичная Radeon X1600 XT видеокарта, но с новым названием и ценой. То же самое касается Radeon X1300 XT, которая ранее была известна как X1600 Pro. Как мы уже не раз встречали, процессоры предыдущих поколений начинают использоваться на новых картах с другими названиями и характеристиками. Но в данном случае мы получаем просто хитрое падение цен.
В нашу лабораторию поступили только карты Radeon X1950 XTX, X1950 CrossFire Edition и X1900 XT 256. Мы ждём, когда до нас доберутся Radeon X1650 Pro и X1300 XT. В следующей таблице приведены спецификации для всего семейства. Как только мы получим оставшиеся видеокарты, мы выпустим по ним отдельный обзор.
Спецификации ATI Radeon X1950, X1900, X1800 и X1600 | ||||
X1950 XTX | X1900 XTX | X1900 XT | X1900 XT 256 | |
Техпроцесс | 90 нм | 90 нм | 90 нм | 90 нм |
Число транзисторов | 384 млн. | 384 млн. | 384 млн. | 384 млн. |
Частота (вершинный блок, ядро) в МГц | 650/650 | 650/650 | 625/625 | 625/625 |
Частота памяти (МГц/ эффективная) | 1000/2000 | 775/1550 | 725/1450 | 725/1450 |
Число блоков вершинных шейдеров | 8 | 8 | 8 | 8 |
Число блоков пиксельных шейдеров | 48 | 48 | 48 | 48 |
Число ROP | 16 | 16 | 16 | 16 |
Число текстурных блоков | 16 | 16 | 16 | 16 |
Объём памяти | 512 Мбайт | 512 Мбайт | 512 Мбайт | 256 Мбайт |
Пропускная способность памяти (Гбайт/с) | 64 | 49,6 | 46,4 | 46,4 |
Число млн. вершин/с | 1300 | 1300 | 1250 | 1250 |
Пиксельная скорость заполнения (число ROP x частоту) в млрд./с | 10,4 | 10,4 | 7,2 | 7,2 |
Текстурная скорость заполнения (число текстурных блоков x частоту) в млрд./с | 41,6 | 41,6 | 40 | 40 |
RAMDAC | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц |
Технология шины | PCI Express | PCI Express | PCI Express | PCI Express |
X1800 XT | X1800 GTO | X1600 XT | ||
Техпроцесс | 90 нм | 90 нм | 90 нм | |
Число транзисторов | 321 млн. | 321 млн. | 157 млн. | |
Частота (вершинный блок, ядро) в МГц | 625/625 | 470/430 | 440/400 | |
Частота памяти (МГц/ эффективная) | 750/1500 | 500/1000 | 690/1380 | |
Число блоков вершинных шейдеров | 8 | 8 | 8 | |
Число блоков пиксельных шейдеров | 16 | 12 | 12 | |
Число ROP | 16 | 16 | 16 | |
Число текстурных блоков | 16 | 16 | 4 | |
Объём памяти | 512 Мбайт | 256 Мбайт | 256 Мбайт | |
Пропускная способность памяти (Гбайт/с) | 48 | 32 | 44,16 | |
Число млн. вершин/с | 1300 | 940 | 880 | |
Пиксельная скорость заполнения (число ROP x частоту) в млрд./с | 8,8 | 6,88 | 6,4 | |
Текстурная скорость заполнения (число текстурных блоков x частоту) в млрд./с | 10 | 7,52 | 28,16 | |
RAMDAC | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | |
Технология шины | PCI Express | PCI Express | PCI Express | |
Спецификации nVidia GeForce 7950, 7900, 7800 и 7600 | ||||
7950 GX2 | 7900 GTX | 7900 GT | 7800 GTX 512 | |
Техпроцесс | 90 нм | 90 нм | 90 нм | 110 нм |
Число транзисторов | 556 млн. | 278 млн. | 278 млн. | 302 млн. |
Частота (вершинный блок, ядро) в МГц | 500/500 | 700/650 | 470/450 | 550/550 |
Частота памяти (МГц/ эффективная) | 600/1200 | 800/1600 | 660/1320 | 850/1700 |
Число блоков вершинных шейдеров | 16 | 8 | 8 | 8 |
Число блоков пиксельных шейдеров | 48 | 24 | 24 | 24 |
Число ROP | 32 | 16 | 16 | 16 |
Шина памяти | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Объём памяти | 1 Гбайт | 512 Мбайт | 256 Мбайт | 512 Мбайт |
Пропускная способность памяти (Гбайт/с) | 76,8 | 51,2 | 42,2 | 54,4 |
Число млн. вершин/с | 2000 | 1400 | 940 | 1100 |
Пиксельная скорость заполнения (число ROP x частоту) в млрд./с | 16 | 10,4 | 7,2 | 8,8 |
Текстурная скорость заполнения (число пиксельных конвейеров x частоту) в млрд./с | 24 | 15,6 | 10,8 | 13,2 |
RAMDAC | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц |
Технология шины | PCI Express | PCI Express | PCI Express | PCI Express |
7800 GTX | 7800 GT | 7800 GS AGP | 7600 GT | |
Техпроцесс | 110 нм | 110 нм | 110 нм | 90 нм |
Число транзисторов | 302 млн. | 302 млн. | 302 млн. | 178 млн. |
Частота (вершинный блок, ядро) в МГц | 470/430 | 440/400 | 375/375 | 560/560 |
Частота памяти (МГц/ эффективная) | 600/1200 | 500/1000 | 600/1200 | 700/1400 |
Число блоков вершинных шейдеров | 8 | 7 | 6 | 5 |
Число блоков пиксельных шейдеров | 24 | 20 | 16 | 12 |
Число ROP | 16 | 16 | 8 | 8 |
Шина памяти | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 128 бит |
Объём памяти | 256 Мбайт | 256 Мбайт | 256 Мбайт | 256 Мбайт |
Пропускная способность памяти (Гбайт/с) | 38,4 | 32 | 38,4 | 22,4 |
Число млн. вершин/с | 940 | 770 | 562,5 | 700 |
Пиксельная скорость заполнения (число ROP x частоту) в млрд./с | 6,88 | 6,4 | 3 | 4,48 |
Текстурная скорость заполнения (число пиксельных конвейеров x частоту) в млрд./с | 10,32 | 8 | 6 | 6,72 |
RAMDAC | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц |
Технология шины | PCI Express | PCI Express | AGP 8X | PCI Express |
Следует отметить, что объявление новых карт пока только техническое: в рознице они появятся не раньше 14 сентября.
Тестовая конфигурация
Карты нам достались всего на полтора дня, да и то не все. Но за этот промежуток мы постарались провести максимальное количество тестов. Вскоре мы выпустим отдельный материал по мульти-GPU тестированию, и в этой же статье обсудим энергопотребление, а также влияние новой памяти на производительность и потребление энергии.
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | AMD Athlon 64 FX-60 2,6 ГГц, 1,0 ГГц HTT, 1 Мбайт кэша L2 |
Платформа | nVidia: Asus AN832-SLI Premium, nVidia nForce4 SLI, BIOS 1205 ATi: Asus A8R32-MVP Premium, ATI Xpress 3200 CrossFire, BIOS 0404 |
Память | Corsair CMX1024-4400Pro, 2x 1024 Мбайт @ DDR400 (CL3,0-4-4-8) |
Жёсткий диск | Western Digital Raptor, WD1500ADFD, 150 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA150 |
Сеть | Встроенный nForce4 Gigabit Ethernet Встроенный Marvell Gigabit Ethernet |
Видеокарты | |
Видеокарты ATi | ATI Radeon X1950 XTX 512 Мбайт GDDR4, 650 МГц ядро, 1000 МГц память (2,00 ГГц DDR) ATi Radeon X1950 CrossFire Edition 512 Мбайт GDDR4, 650 МГц ядро, 1000 МГц память (2,00 ГГц DDR) ATi Radeon X1900 XTX 512 Мбайт GDDR3, 650 МГц ядро, 775 МГц память (1,55 ГГц DDR) ATi Radeon X1950 XTX 256 Мбайт GDDR3, 650 МГц ядро, 775 МГц память (1,55 ГГц DDR) |
Видеокарты nVidia | XFX GeForce 7950GX2 1 Гбайт GDDR3, 570 МГц ядро, 775 МГц память (1,55 ГГц DDR) PNY GeForce 7900GTX 512 Мбайт GDDR3, 675 МГц ядро, 820 МГц память (1,64 ГГц DDR) XFX GeForce 7900GT 256 Мбайт GDDR3, 675 МГц ядро, 815 МГц память (1,63 ГГц DDR) PNY GeForce 7800 GTX 256 Мбайт GDDR3, 430 МГц ядро, 600 МГц память (1,20 ГГц DDR) EVGA GeForce 7800 GT 256 Мбайт GDDR3, 445 МГц ядро, 535 МГц память (1,07 ГГц DDR) |
Блок питания | PC Power & Cooling Turbo-Cool 1000 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Драйвер платформы | nForce 6.70 |
Графический драйвер | ATi – Catalyst Beta (новые карты) ATi – Catalyst 6.6 WHQL nVidia – ForceWare 91.33 не-WHQL (только для 7950 GX2) nVidia – ForceWare 84.21 WHQL |
3DMark 05
Во время первого прогона 3DMark мы проводили тесты на всех разрешениях, но с выключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Во втором прогоне мы включили опции улучшения картинки 4xAA и 8xAF.
В 3DMark доминирует пара графических процессоров GeForce 7900 в видеокарте GeForce 7950 GX2. Следует отметить, что сдвоенная конфигурация даёт примерно 15% преимущество в разрешениях 1024×768 и 1280×1024, но при повышении разрешения прирост увеличивается до 30%. GeForce 7950 GX2 на 20% дороже и оправдывает себя на высоких разрешениях. При включении опций качества разрыв между двумя верхними картами увеличивается, nVidia вновь находится в лидерах. Что интересно, у ATi Radeon X1900 XT 256 ситуация с GeForce 7900GT несколько иная. На низких разрешениях Radeon чуть отстаёт, но хорошо себя показывает на высоких разрешениях.
Doom 3
В Doom 3 обычно доминируют карты nVidia, поскольку их дизайн хорошо подходит для этой игры. Удвоенный Z-буфер для трафаретных теней даёт о себе знать. Обе новые карты хорошо себя показали в Doom 3. При выключенном сглаживании ATi Radeon X1950 XTX побеждает до разрешения 1600×1200. Затем она уступает своё место GeForce 7950 GX2, а также картам GeForce 7900 (GTX и GT). Впрочем, даже на высоких разрешениях карты ATi позволяют играть. С включённым 4x сглаживанием карты ATi дают достаточную для игры частоту кадров.
Half-Live 2: Lost Coast
Мы взяли привычный набор тестов, но в Half-Life 2: Lost Coast возникла проблема. С драйвером, который позволяет одновременно включать HDR-освещение и сглаживание, игра не загружалась. Сейчас лаборатория ATi пытается повторить указанную проблему. Будем надеяться, что решение скоро выйдет. А пока результаты являются неполными.
Black & White 2
Если в Doom 3 доминируют видеокарты nVidia, то Black & White 2 использует большое количество пиксельных шейдеров для отрисовки волос, воды и листвы, поэтому карты ATi выходят здесь на первое место. Более скоростная память позволила получить ещё 2-3 кадра по сравнению с Radeon X1900 XTX. Карты ATi лидируют до высоких разрешений, когда их обгоняет решение nVidia с двумя графическими процессорами.
F.E.A.R.
В F.E.A.R. обычно лидируют карты nVidia. Интересно отметить хорошие результаты карт ATi на высоких разрешениях. При включении AA и AF X1950 XTX идёт на одном уровне с GeForce 7950GX2, обеспечивая больше 30 fps на любом разрешении. В низких разрешениях nVidia оказывается лучше, но на среднем разрешении карты ATi уже мало в чём уступают.
Oblivion
Elder Scrolls IV: Oblivion позволяет очень сильно нагрузить видеокарты. Единственная настройка, которую мы не выкручивали до максимума, это HDR-освещение и мягкие тени. Мы отключили HDR, поскольку карты nVidia не могут выводить HDR-освещение вместе со сглаживанием (карты ATi без специального драйвера – тоже), и мы отключили мягкие тени, так как они приводят к появлению артефакта: голова отбрасывает тень на лицо. При этом все женщины становятся “бородатыми”.
На внешней сцене очень большой радиус видимости, день уступает место ночи, а листва колышется под ветром. Серьёзная сцена для нагрузки видеокарты. Здесь нужна высокая производительность. GeForce 7950 GX2 показывает себя лучше остальных. Но на высоких разрешениях (больше 1024×768 и 1280×1024) ни одна из карт не даёт приемлемой частоты кадров выше 30 fps. Oblivion позволяет хорошо представить, каковы будут требования у будущих игр.
nVidia GeForce 7950 GX2 здесь явный победитель, но эта видеокарта стоит на $100 больше, чем Radeon X1950 XTX, так что разница в цене не оправдана. При переходе внутрь помещения карты ATi обходят nVidia и даже Radeon X1900 XT 256 иногда оказывается быстрее GeForce 7950 GX2.
Заключение
Когда у нас будет достаточно времени для тестирования новых видеокарт, мы выпустим обзор с более полными тестами. А пока нынешний обзор можно считать предварительным, тем более что мы не затронули конфигурации CrossFire. По цене $449 видеокарту Radeon X1950 XTX можно назвать очень удачной покупкой. Если вы запланировали модернизацию, то новые карты прекрасно в неё впишутся.
Если вам нужна видеокарта подешевле, то Radeon X1900 XT 256 тоже будет неплохим вариантом. Рекомендованная цена на эту видеокарту составляет $279, что всё же приятнее.
Следите за анонсами на THG.ru: скоро мы выпустим материал, посвящённый сравнению CrossFire и SLI/Quad.