Общий анализ нагрузки и производительности
Поскольку выбранные нами 20 игр дают совершенно разную картину нагрузки на CPU/GPU и зависимости от их производительности, то к подведению общих итогов следует подходить очень аккуратно. Вряд ли мы сможем вывести универсальные критерии, которые бы подошли всем играм.
Возьмём в качестве примера игру Alien vs. Predator. Вы можете легко играть в неё со слабым CPU и мощной видеокартой. Но Grand Theft Auto 4 EFLC в подобной конфигурации будет серьёзно ограничена по частоте кадров, поскольку игра очень сильно зависит от производительности CPU. И если "бюджетные" комплектующие способны выдать больше 60 fps в старых играх без дополнительных расходов на апгрейд, то в игры класса DirectX 11, такие как Metro 2033 и S.T.A.L.K.E.R., вы вряд ли сможете играть без мощной видеокарты.
По нашим диаграммам можно сделать некоторые выводы. Хотя одноядерный CPU нагружается всего на 88%, вы всё равно теряете около 30% потенциала производительности видеокарты. С двуядерным процессором незадействованный потенциал производительности видеокарты уменьшается до всего 9%, а четырёхъядерный CPU уменьшает его до 5%. Важно отметить, что многоядерный CPU может устранить рывки в играх, которые проявляются на системах с одноядерным CPU, когда игре требуется подгрузить новые ресурсы. В любом случае, все четыре ядра используются крайне редко, они оставляют для игр значительный потенциал по производительности.
В данном обзоре мы сложили результаты частоты кадров во всех тестах без взвешивания. Все значения были представлены в кадрах в секунду. Мы решили не преобразовывать результаты в проценты, поскольку они всё равно указывают на преимущество двуядерных CPU, а сегодня покупают, по большей части, CPU с тремя или четырьмя ядрами. Как можно видеть, прирост производительности от разгона CPU несущественный при использовании максимальных графических настроек, разрешения 1920x1200 и видеокарты GeForce GTX 460.
Энергопотребление
На практике игра Supreme Commander 2 не может использовать все ядра CPU. Поэтому возникает интересный вопрос: сможем ли мы снизить энергопотребление, отключив ядра CPU через BIOS? На диаграмме ниже как раз приведено энергопотребление с разным количеством активных ядер. В среднем, вы можете сэкономить до 28 Вт, если уменьшите количество ядер Core i5 до одного. Конечно, мы не считаем данный сценарий реалистичным и оправдывающим себя, но для сравнительного анализа он весьма интересен.
На второй диаграмме мы выключали ядра CPU в игре Anno 1404. Здесь интересно отметить разницу между двумя и четырьмя ядрами, поскольку при переходе на одно ядро частота кадров падает слишком сильно, и экономия энергии себя не оправдывает. Если вы не хотите играть со сниженной частотой кадров, то лучше использовать два ядра, что позволит сэкономить около 13 Вт от уровня энергопотребления системы в целом.
Все измерения энергопотребления проводились от розетки. Блок питания Cooler Master RS-850-EMBA, который мы использовали, обеспечивает эффективность около 82%.
Время загрузки игр
Зачем переходить на мощный многоядерный CPU? Одна из причин заключается во времени загрузки. Разница может быть весьма существенной, и чем более сложная игра, тем более сильное влияние оказывает CPU. Чем короче полоска на диаграмме, тем быстрее загружается игра. Все значения указаны в секундах.
Разгон CPU, наконец, оказал здесь существенное влияние. И если диаграммы наводят вас на мысли об использовании памяти, то следует помнить, что многие игры, такие как GTA 4, Oblivion и Fallout 3, используют практически полностью открытые окружения и миры, которые загружаются "на лету". Многоядерный CPU может значительно ускорить этот процесс, в результате чего игра будет ощущаться намного более плавной. В стратегиях реального времени, таких как StarCraft II и Supreme Commander 2, падение частоты кадров из-за загрузки новых эффектов тоже будет менее ощутимым.
Минимальная частота кадров
Всегда следует обращать внимание на минимальную частоту кадров. Действительно, зачем нужно новое дорогое "железо" с высокой средней частотой кадров, если иногда она просаживается до неприемлемого уровня? На диаграммах ниже показана наименьшая частота кадров, которую мы получили с учётом всех итераций наших тестов, которые не были полностью идентичными.
Обратите внимание, что к оценке минимальной частоты кадров необходимо подходить очень осторожно. Учтите, что на диаграммах не приводится информации о длительности подобного проседания, о частоте возникновения или о причинах. Так что подобные измерения всё равно имеют весьма ограниченную пользу - лучше всего их использовать в качестве дополнения некоторых тестов в нашей статье.
Заключение: переход на три ядра
Кто бы мог подумать, но последние 3D-движки не отдают предпочтение процессорам Intel или AMD. Вместо этого мы видим совершенно иную картину. Когда большинство игр использовали DirectX 9, то вам требовался очень быстрый CPU, и они были не так широко распространены перед переходом на 65-нм техпроцесс из-за существенного тепловыделения. Переход на 65 нм, а также и на 45 нм позднее позволил производителям процессоров и оверклокерам поднять тактовые частоты, в результате чего разгон до 3,5 ГГц сегодня стал совершенно обычным делом.
Однако новым играм под DirectX 10 и 11 вся эта скорость не так и нужна. Подобное изменение просто поразило нас, и разгон CPU для 3D-игр в случае использования комплектующих для массового рынка совершенно потерял своё значение. Из 20 протестированных в статье игр, только десять хоть как-то отреагировали на разгон CPU при использовании видеокарты GeForce GTX 460. Причём в семи играх мы получили незначительное увеличение частоты кадров, и только в трёх играх оно было чуть более ощутимым. Конечно, ситуация может оказаться совершенно иной в низких разрешениях, но мониторы с разрешением HD становятся стандартом среди геймеров, для них как раз будут актуальными видеокарты линейки Radeon HD 5800 или GeForce GTX 460, которую мы использовали в нашей статье.
В следующей таблице мы свели результаты всех протестированных игр, так что вы можете проверить, готов ли ваш ПК к играм в нашей статье, или нужно выполнить апгрейд каких-либо комплектующих. Если вы планируете апгрейд, то мы покажем, что вам нужно обновить в первую очередь. Все протестированные игры обеспечивают более высокую частоту кадров с более производительными видеокартами. Оптимальное число ядер CPU, если судить по нашим тестам, составляет 2,75, так что мы наблюдаем явную тенденцию перехода на, как минимум, три вычислительных ядра. Эпоха двуядерных компьютеров, конечно, не закончилась, поскольку DirectX 11 вновь перенёс акцент на производительность видеокарт. Но, в любом случае, благодаря увеличению ассортимента и снижению цен, рынок всё равно движется в направлении четырёхъядерных CPU (или, по крайней мере, двуядерных чипов с поддержкой Hyper-Threading). Разгон центрального процессора оказывается практически бесполезным в играх с максимальной графической детализацией и разрешениями класса HD - если, конечно, вы не приобрели пару флагманских видеокарт, которые могут перенести "узкое место" обратно на центральный процессор.
Игры | Влияние более производительного GPU | Рекомендованное число ядер CPU | Влияние разгона CPU на производительность |
Alien vs. Predator | Да | 1 | Нет |
Alpha Protocol | Да | 2 | Нет |
Anno 1404 | Да | 2 | Нет |
Avatar | Да | 4 | Нет |
Battlefield: Bad Company 2 | Да | 4 | Немного |
Bioshock 2 | Да | 2 | Немного |
Call of Duty: Modern Warfare 2 | Да | 2 | Немного |
Divitiny 2: Ego Draconis | Да | 2 | Нет |
Dragon Age: Origins | Да | 4 | Немного |
GTA 4 EFLC | Да | 4 | Да |
Just Cause 2 | Да | 2 | Нет |
Kane & Lynch 2 | Да | 2 | Нет |
Left 4 Dead 2 | Да | 4 | Да |
Mass Effect 2 | Да | 4 | Немного |
Metro 2033 | Да | 2 | Нет |
Prince of Persia: Forgotten Sands | Да | 2 | Немного |
Stalker Call of Pripyat | Да | 2 | Немного |
StarCraft II | Да | 4 | Нет |
Supreme Commander 2 | Да | 4 | Да |
Wolfenstein | Да | 2 | Нет |
Ответ на прямой вопрос об объёме памяти, которого должно быть достаточно, весьма проблематичен. Игры адаптируются. Если доступно немного памяти, то зачастую используется меньший объём. У нас возникло ощущение, что 768 Мбайт у видеокарты Nvidia GeForce GTX 460 не всегда достаточно, хотя в большинстве игр такого разрешения вполне хватало, если вы не будете включать сглаживание. Для разрешения 1920x1200 со сглаживанием 8xAA и анизотропной фильтрацией 16xAF в играх DirectX 11 следует использовать видеокарту с объёмом памяти не меньше 1 Гбайт.
На вопрос о том, что важнее, CPU или GPU, ответить очень легко. Если вы ещё не обзавелись многоядерным CPU, то настала пора сделать апгрейд. Если у вас есть процессор с двумя или большим количеством ядер на частоте около 3 ГГц, то лучше вложить деньги в видеокарту, поскольку большинство игр явно упираются в производительность GPU. И вряд ли ситуация изменится с новыми играми класса DirectX 11.