Введение
Если брать DirectX 9 и XP, то сравнение между линейками GeForce 8 и Radeon 2 всегда получалась в пользу моделей nVidia. Действительно, сегодня у nVidia есть в ассортименте рекордсмены по производительности, а именно, карты GeForce 8800 Ultra и GTX. И ситуация не меняется уже полгода. AMD позиционирует свою видеокарту 2900 XT против GeForce 8800 GTS. Когда графическое подразделение компании представило этот чип, инженеры AMD настаивали на лучшем и более скоростном дизайне DX10. Объяснение низких результатов под XP заключалось в том, что карты недостаточно сильно нагружались под этой ОС, и методика тестов была выбрана неправильно.
Фанаты AMD/ATi ухватились за это объяснение, ожидая выхода настоящих игр DX10 и надеясь, что когда-нибудь выйдут более скоростные драйверы под Windows XP. В то время мы предсказывали, что производительность между линейками чипов не поменяется при переходе от DirectX 9 на DirectX 10, причём даже на “родных” играх DX 10. В то же время форумы просто пестрили сообщениями с разными слухами. Считалось, что у карт AMD, безусловно, есть нераскрытый потенциал, который ещё покажет себя в будущем. AMD попросту не хватило времени – всё же nVidia уже шесть месяцев как отлаживала графические драйверы. Когда разработчики получат достаточно времени, то драйверы AMD дадут более высокую производительность, а карты Radeon 2900 XT получат столь ожидаемый прирост скорости.
Что ж, теперь и у AMD ушло несколько месяцев на доводку и оптимизацию драйверов, а пакет Catalyst “вырос” с версии 7.3 до 7.9. Да и игровые демо-тесты, которые были оптимизированы под одного из графических производителей (Call of Juarez под AMD, Lost Planet под nVidia), уже остались в прошлом. На рынок вышли такие настоящие игры, как Bioshock, Lost Planet и World in Conflict. Поскольку перед нами уже финальные версии игр, то их вполне можно использовать в качестве реалистичных тестов. Кроме того, Company of Heroes тоже получила поддержку DirectX 10 после патча 1.70, приятно дополнив наш тестовый пакет. Если у одного из производителей не получилось оптимизировать драйверы под эти игры, то это, собственно, его проблема – игры уже вышли и продаются в финальной версии.
Некоторые результаты оказались очень интересными. Они позволили ответить на ряд вопросов.
- Для каких игр действительно нужна GeForce 8800 Ultra?
- Быстрее ли Radeon HD 2900 XT, чем GeForce 8800 GTS?
- Достаточно ли будет у современного поколения видеокарт мощности для следующей волны игр?
- Насколько стабильны текущие графические драйверы, не возникают ли проблемы с совместимостью?
Все тесты проводились под Windows Vista с DirectX 10. Поэтому их не следует сравнивать с результатами Windows XP/DirectX 9 в наших предыдущих статьях.
Сравнение графических чипов
Функции Turbo Cache (nVidia) и Hyper Memory (AMD) позволяют видеокарте брать часть оперативной памяти ПК под свои нужды. Это позволяет минимизировать спад производительности на видеокартах с меньшим объёмом памяти при включении FSAA на высоких разрешениях. Под XP видеопамять можно расширять со 128 или 256 Мбайт до 512 Мбайт. Vista всегда отображает расширенный объём видеопамяти 1022 Мбайт.
Видеокарты nVidia | ||||||
Графический чип | Кодовое название | Память | HDR-R | Версия шейдеров | Частота GPU | Частота памяти |
GeForce 8800 Ultra OC | G80 | 768 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 660 МГц | 2300 МГц |
GeForce 8800 Ultra | G80 | 768 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 612 МГц | 2160 МГц |
GeForce 8800 GTX | G80 | 768 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 576 МГц | 1800 МГц |
GeForce 8800 GTS | G80 | 640 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 500 МГц | 1600 МГц |
GeForce 8800 GTS OC | G80 | 320 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 575 МГц | 1700 МГц |
GeForce 8800 GTS | G80 | 320 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 500 МГц | 1600 МГц |
GeForce 8600 GTS | G84 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 675 МГц | 2016 МГц |
GeForce 8600 GTS | G84 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 675 МГц | 2016 МГц |
GeForce 8600 GT OC | G84 | 256 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 580 МГц | 1600 МГц |
GeForce 8500 GT TC | G86 | 256/1022 Мбайт DDR2 | Да | 4.0 | 459 МГц | 800 МГц |
GeForce 8400 GS TC | G86 | 256/1022 Мбайт DDR2 | Да | 4.0 | 459 МГц | 800 МГц |
Видеокарты AMD | ||||||
Графический чип | Кодовое название | Память | HDR-R | Версия шейдеров | Частота GPU | Частота памяти |
Radeon HD2900 XT | R600 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 743 МГц | 1656 МГц |
Radeon HD2600 XT | RV630 | 512 Мбайт GDDR3 | Да | 4.0 | 800 МГц | 1400 МГц |
Radeon HD2600 XT | RV630 | 256 Мбайт GDDR4 | Да | 4.0 | 800 МГц | 2200 МГц |
Radeon HD2600 Pro | RV630 | 256 Мбайт DDR3 | Да | 4.0 | 600 МГц | 1400 МГц |
Radeon HD2400 XT HM | RV610 | 128/1022 Мбайт DDR2 | Да | 4.0 | 700 МГц | 800 МГц |
Radeon HD2400 Pro HM | RV610 | 256/1022 Мбайт DDR2 | Да | 4.0 | 525 МГц | 800 МГц |
HDR-R=High Dynamic Range Rendering (рендеринг с высоким динамическим диапазоном)
TC=Turbo Cache
HM=Hyper Memory
OC=Overclocked (разгон).
Тестовая конфигурация
Одиночные видеокарты AMD и nVidia | |
Процессор | Intel Core 2 Extreme X6800, 2,93 ГГц |
FSB | 1066 МГц |
Материнская плата | Intel D975XBX2, чипсет Intel 975X |
Память | 2×1 Гбайт, Vitesta DDR2 800 4-4-4-12 533 МГц |
Жёсткий диск | Hitachi 2 x 120 Гбайт SATA, кэш 8 Мбайт |
DVD | Gigabyte GO-D1600C |
LAN | Intel 1000 Pro |
Звук | Intel High Definition Audio |
Блок питания | Seasonic M12 600 Вт |
Драйверы и конфигурация | |
Графика | AMD Catalyst 7.9 nVidia Forceware 162.22 |
ОС | Windows Vista Enterprise |
Версия DirectX | 10 |
Драйвер чипсета Intel | Intel 8.2.0.1014 |
Настройки тестов
Таблица игровых настроек | ||||
Приложение | Тест | Полноэкранное сглаживание (AA) | Анизотропная фильтрация (AF) | Возможные проблемы и настройки |
Bioshock | Fraps/Rapture-Intro, Plasmid-Intro | Нет | По выбору драйвера | В игровом меню нельзя выбрать AF и AA |
Company of Heroes v1.70 | Game Benchmark | По выбору приложения | По выбору драйвера | В игровом меню нет возможности выбрать AF, -novsync |
Lost Planet | Fraps/Mission 1 | По выбору приложения | По выбору приложения | |
World in Conflict | Game Benchmark, Fraps/Tutorial | По выбору приложения | По выбору приложения |
Bioshock Test 1
Действие в тесте игры Bioshock происходит в подводном городе Rapture. Компании 2K Games удалось успешно переплести захватывающий сюжет шутера с узкими туннелями и затопленными комнатами. Будучи главным героем, вы можете использовать как обычное оружие, так и плазмиды с очень красивыми визуальными эффектами. Качество графики у DirectX 9 и DirectX 10 очень похоже. За исключением, наверное, настоящих волн на воде под DirectX 10. Впрочем, мы обсуждали разницу в визуальном качестве в отдельной статье.
Нажмите на картинку для увеличения.
Мы тестировали Bioshock без FSAA, поскольку стандартные драйверы не позволили включить эту опцию, а в меню игры нет выбора сглаживания. Похоже, приходится привыкнуть к тому факту, что игры, выпускающиеся и под ПК, и под приставки, не дают возможность одновременного выбора HDR-R и FSAA (Oblivion, Bioshock).
У карт AMD в Bioshock возникли серьёзные проблемы. Карты линеек HD 2400 и HD 2600 постоянно “вылетали” в одних и тех же местах. Сцена, отображающая прибытие героя в Rapture, постоянно зависает. Однако заставочная сцена с плазмидом завершается без проблем. Впрочем, стоит немного поиграть, и игра всё равно “зависнет”. Так что в общем рейтинге производительности видеокарты Radeon для массового рынка потеряли определённые баллы. По информации на некоторых форумах, “горячее” исправление AMD решает некоторые проблемы, связанные с текстурами. Но “вылеты” игры всё равно оставались. У HD 2900 XT подобных проблем мы не обнаружили, игра идёт безупречно при тех же настройках с драйверами Catalyst 7.9.
В первой тестовой сцене главный герой прибывает в Rapture. GeForce 8600 GT позволяет играть с полными настройками качества. Начиная с Radeon 2900 XT и GeForce 8800 GTS, игра идёт очень плавно даже на высоких разрешениях. Поскольку в игре не поддерживается FSAA, то дополнительная видеопамять не даёт преимущества. Мы не обнаружили разницы в производительности между 320- и 640-Мбайт версиями, между 256- и 512-Мбайт видеокартами. Результаты линеек Radeon HD 2400 и HD 2600 отсутствуют, поскольку игра постоянно “вылетала” и “зависала”. Наши рекомендации: играть в DX9 с помощью ключа -dx9.
Bioshock Test 2
Второй тест, который мы провели на игре Bioshock, демонстрирует заставочный ролик с плазмидом. В ролике, который создан на 3D-движке игр, используется большое количество эффектов шейдеров. Результаты у карт оказались чуть выше, чем в первом тесте (ролик Rapture).
Ни у одной из карт не возникло проблем с запуском ролика. На этот раз видеокарты AMD не “висли”. Что касается nVidia, то ролик идёт плавно, начиная с 8600 GT. AMD 2600 XT не очень хорошо показала себя в этом тесте, а 2600 Pro выдала всего 22,5 fps. Опять же, мы не обнаружили заметной разницы в производительности между видеокартами с 256 и 512 Мбайт памяти, а также 320 и 640 Мбайт. Мы связываем это с тем, что полноэкранное сглаживание в этой игре не работает. Как мы обнаружили, на GeForce 8800 Ultra время загрузки оказалось очень коротким.
Такие медленные графические чипы, как GeForce 8400 и 8500, выдали идентичные результаты в тесте 1 и 2. Это наглядно показывает, что видеокарты добрались до своего предела. Чтобы получить плавную игру на этих картах, необходимо снизить уровень детализации на позицию или две. То же самое, вероятно, относится и к Radeon HD 2400 Pro и 2400 XT.
Company of Heroes v1.70
Company of Heroes – это стратегия реального времени на тему Второй мировой войны. Патч v1.70 добавляет поддержку DirectX 10. После установки патча в меню опций игры можно выставить четыре параметра качества картинки в значение “Ultra”. Эта игра нас весьма интересовала, поскольку она входит в комплект поставки многих видеокарт.
Нажмите на картинку для увеличения.
Для данного теста мы использовали встроенную функцию тестирования, которая состоит из заставки с немецкими позициями ПВО ночью, а также американскими парашютистами, скрытно перемещающимися по болоту. После завершения тест автоматически отображает результат.
Company of Heroes очень чувствительна к размеру памяти. На видеокарте GeForce GTS мы обнаружили падение производительности, начиная с разрешения 1 280 x 1 024. У ATI Radeon 2900 XT подобных проблем не наблюдалось, производительность на высоких разрешениях оказалась лучше. Младшие модели графических чипов с настройками Ultra справились с трудом. Впрочем, на видеокартах GeForce 8800 GTX и Ultra тест шёл плавно до самых высоких разрешений.
Lost Planet
Lost Planet – это 3D-шутер, в котором главный герой в условиях снежных бурь и ледяной пустыни борется с тварями, напоминающими насекомых. Среди примечательных функций этой игры стоит выделить замечательные отражения на некоторых текстурах, а также эффект размывания движущихся объектов (motion blur), когда геймер резко поворачивается. Сюжет, схема управления и дизайн уровней с автоматической записью наглядно указывают на то, что игра появилась на ПК из мира приставок.
Вы можете познакомиться с отдельным обзором, посвящённым качеству Lost Planet под DirectX 10.
Нажмите на картинку для увеличения.
Выставление качества теней в “High” способно поставить любую современную видеокарту “на колени”. Даже топовые видеокарты обеспечивают плавную игру только при настройке “Medium”.
На высоких разрешениях становится важным объём памяти. Версия 8600 GT с 256 Мбайт падает до 5,1 fps в разрешении 1 600, а 512-Мбайт версия сохраняет 10,7 fps. У Radeon 2600 XT не заметно подобного падения производительности. Обе видеокарты Radeon HD 2900 XT и GeForce 8800 GTS справляются с этой игрой довольно хорошо, но плавная игра обеспечивается только на 8800 GTX и Ultra.
Если медленным видеокартам требуется почти минута, прежде чем игра сможет стартовать после загрузки сохранения, то чипу nVidia Ultra нужно лишь несколько секунд. Если вы хотите играть на “младших” моделях видеокарт, то выбор только один: отключить тени.
World in Conflict Test 1
World in Conflict появлялся в три этапа, а именно, Beta Client, Demo, а теперь и финальная розничная версия. Игра является представительницей жанра стратегий реального времени (RTS) с экстремальным набором визуальных эффектов в альтернативной вселенной, когда в конце 1980-х годов началась Третья мировая война.
Нажмите на картинку для увеличения.
Если у бета-версии и демо наблюдались проблемы с совместимостью, то финальная розничная версия, к счастью, более стабильная. Раньше изменение разрешения или качества графики часто приводило к “зависанию” или “вылету” игры. В качестве решения геймерам обычно советовали устанавливать самые свежие драйверы, даже бета-версии. Теперь это уже не нужно, поскольку официальные драйверы поддерживают игру безупречно. Но у видеокарт Radeon HD 2400 XT, 2600 Pro и 2600 XT с 256 Мбайт видеопамяти проблемы иногда случаются. Хотя тесты прошли нормально, но на них игра часто вылетает при смене настроек графического качества, причём, несмотря на то, что новые настройки успешно принимаются. Примечание: наши видеокарты 2400 XT и 2600 XT являются ранними образцами, полученными напрямую от AMD. Если у вас будут такие же проблемы, то удалите каталог с игрой в папке “Мои документы” (не забудьте при этом переписать куда-нибудь свои сохранения!).
World in Conflict – очень требовательная игра. Если выставить графические настройки в “High”, то потребуется видеокарта классом не хуже Radeon 2600 или GeForce 8600 с 512 Мбайт видеопамяти. Если на карте меньше памяти, придётся либо довольствоваться настройкой “Medium”, либо игра в следующий раз запустится в режиме DirectX 9.
Мы разделили тесты в этой игре на два прохода. Первый запускает официальный тест, встроенный в игре, состоящий из нескольких последовательных сцен. При самом “тяжёлом” эффекте, а именно, большом взрыве, даже самым быстрым видеокартам приходилось нелегко (от 12 до 18 fps).
Только GeForce 8800 GTX и Ultra смогли обеспечить плавную игру в World in Conflict. На результаты карт AMD мало влияет наличие дополнительной видеопамяти, но у моделей nVidia при высоких разрешениях удвоение памяти приводит к удвоению частоты кадров. Включение сглаживания на 2900 XT снижает производительность в два раза. GeForce 8800 GTS даёт падение производительности, начиная с разрешения 1 280 x 1 024.
World in Conflict Test 2
Во второй сцене мы использовали сцену пролёта камеры в обучающей части. Поскольку никаких экстремальных эффектов здесь не содержится, видеокарты обеспечили ощутимо более высокую частоту кадров. Данный тест мы провели, чтобы показать, как видеокарты справляются с 3D-движком в высоком разрешении.
Только GeForce 8800 смогла дать приемлемую частоту кадров в разрешении 1 920 x 1 200. Radeon 2900 XT, опять же, показала 50% падение производительности при включении сглаживания. Видеокарты nVidia начинают выигрывать от дополнительной видеопамяти с разрешения 1 600 x 1 200, а у моделей AMD такого не происходит.
За исключением GeForce 8400 GS, “младшие” модели nVidia справляются с игрой лучше, чем их конкуренты от AMD. Если вы планируете играть на этих картах в высоком разрешении, то следует отключить сглаживание и снизить уровень деталей в меню игры.
Суммарная частота кадров, соотношение цена/производительность
Видеокарта GeForce 8800 Ultra даёт в два раза более высокую производительность по сравнению с Radeon HD 2900 XT, но и стоит в два раза дороже. Если посмотреть на результаты Radeon HD 2900 XT и GeForce 8800 GTS, можно согласиться с оценкой производительности AMD. В любом случае, чип AMD не оказался быстрее в наших тестах. Он чуть медленнее, да и стоит дороже.
Видеокарты от Radeon 2400 XT до 2600 XT существенно потеряли в баллах из-за “вылета” в Bioshock. Если эти карты смогут нормально работать в Bioshock, то мы ожидаем следующие результаты по суммарной частоте кадров: 2400 Pro 128 fps, 2400 XT 192 fps, 2600 Pro 338 fps, 2600 XT (256 MB) 437 fps и 2600 XT (512) 446 fps.
Сравнение цен разных видеокарт * | |
Модель | Цена |
8800 Ultra (768 MB) OC | 615 евро |
8800 Ultra (768 MB) | 545 евро |
8800 GTX (768 MB) | 446 евро |
HD2900 XT (512 MB) | 317 евро |
8800 GTS (640 MB) | 313 евро |
8800 GTS (320 MB) OC | 275 евро |
8800 GTS (320 MB) | 240 евро |
8600 GTS (512 MB) | 152 евро |
8600 GTS (256 MB) | 133 евро |
HD2600 XT (512 MB) | 108 евро |
8600 GT (256 MB) OC | 93 евро |
HD2600 XT (256 MB) | 87 евро |
HD2600 Pro (256 MB) | 72 евро |
8500 GT TC (256/1022 MB) | 64 евро |
HD2400 XT HM (128/1022 MB) | 55 евро |
8400 GS TC (256/1022 MB) | 42 евро |
HD2400 Pro HM (256/1022 MB) | 40 евро |
* Мы привели европейские цены на момент публикации. Актуальные цены узнавайте по price.ru.
Видеокарты GeForce 8600 GTS и GeForce 8800 GTS в версии 320 Мбайт дают наибольшую производительность за свои деньги. Если оценивать стоимость одного кадра, то у Radeon HD 2900 XT он стоит почти столько же, сколько у GeForce 8800 Ultra. “Младшие” модели Radeon оказываются слишком дорогими, поскольку их суммарная частота кадров страдает из-за “вылета” в Bioshock.
Соотношение цена/производительность | |
Модель | Цена fps в евро |
HD2400 XT HM (128/1022 MB) | 0,386 |
HD2600 XT (512 MB) | 0,312 |
HD2400 Pro HM (256/1022 MB) | 0,311 |
8800 Ultra (768 MB) OC | 0,293 |
HD2900 XT (512 MB) | 0,292 |
HD2600 Pro (256 MB) | 0,279 |
8500 GT TC (256/1022 MB) | 0,276 |
8800 Ultra (768 MB) | 0,265 |
HD2600 XT (256 MB) | 0,258 |
8800 GTX (768 MB) | 0,244 |
8800 GTS (640 MB) | 0,243 |
8400 GS TC (256/1022 MB) | 0,234 |
8600 GTS (512 MB) | 0,227 |
8600 GTS (256 MB) | 0,225 |
8800 GTS (320 MB) OC | 0,208 |
8800 GTS (320 MB) | 0,198 |
8600 GT (256 MB) OC | 0,184 |
Во второй таблице с соотношением цена/производительность мы использовали наши предположительные результаты для “младших” моделей Radeon без “вылетов” в Bioshock. Это снизит (возможно) воздействие проблемного драйвера на результаты. Во второй таблице Radeon HD 2600 XT выросла по рейтингу, придя третьей после 8600 GT и 8800 GTS 320.
Соотношение цена/производительность (без “вылета” в Bioshock) | |
Модель | Цена fps в евро |
8800 Ultra (768 MB) OC | 0,293 |
HD2900 XT (512 MB) | 0,292 |
HD2400 XT HM (128/1022 MB) | 0,286 |
8500 GT TC (256/1022 MB) | 0,276 |
HD2400 Pro HM (256/1022 MB) | 0,269 |
8800 Ultra (768 MB) | 0,265 |
8800 GTX (768 MB) | 0,244 |
8800 GTS (640 MB) | 0,243 |
HD2600 XT (512 MB) | 0,242 |
8400 GS TC (256/1022 MB) | 0,234 |
8600 GTS (512 MB) | 0,227 |
8600 GTS (256 MB) | 0,225 |
HD2600 Pro (256 MB) | 0,213 |
8800 GTS (320 MB) OC | 0,208 |
HD2600 XT (256 MB) | 0,199 |
8800 GTS (320 MB) | 0,198 |
8600 GT (256 MB) OC | 0,184 |
Заключение: GeForce Ultra быстрее загружает записи в Lost Planet и Bioshock
Цены, как минимум, 446 и 545 евро за GeForce 8800 GTX и Ultra, соответственно, нельзя назвать низкими. Но в играх DirectX эти графические процессоры буквально “летают”. Их отрыв по производительности от Radeon 2900 XT и GeForce 8800 GTS под Windows XP/DirectX 9 был не такой явный, но под Vista/DirectX 10 они обеспечивают прирост производительности между 50 и 100 процентами. Кроме того, GeForce 8800 Ultra даёт меньшее время загрузки в Lost Planet и Bioshock. Остаётся только предполагать, как GTX и Ultra справятся с такими грядущими играми, как Hellgate London или Crysis. Впрочем, у этих видеокарт есть большие резервы производительности.
Сегодня GeForce 8800 GTS и Radeon HD 2900 XT определяют новый уровень средней производительности. Этих видеокарт достаточно для плавной игры с приемлемой частотой кадров в современных играх, хотя в высоких разрешениях может потребоваться отключение FSAA. Из двух упомянутых карт GeForce 8800 GTS 320 имеет небольшое преимущество по производительности, но важное – по цене. Цены GeForce 8800 GTS с 640 Мбайт памяти нацелены на прямую конкуренцию с Radeon HD 2900 XT. Кроме того, не забывайте очень громкий штатный кулер видеокарт Radeon – у nVidia он заметно тише.
В нижнем сегменте производительности сегодня GeForce 8600 выглядит более привлекательной, чем Radeon 2600. В частности, мы рекомендуем 8600 GT, которую можно найти от 86 евро в стандартной версии и от 93 в разогнанном варианте. Впрочем, всегда можно взять и Radeon HD 2600 XT с 256 Мбайт памяти в качестве альтернативы.
Видеокарты GeForce 8400 GS, 8500 GT и Radeon HD 2400 справляются с играми DirectX 10 безупречно. Но вам придётся забыть о полноэкранном сглаживании и не поднимать уровень графических деталей выше среднего значения. Тогда вы получите приемлемую частоту кадров.
Эталонные карты
Для наших тестов игр под DirectX 10 мы использовали следующие модели (нажмите на картинку, чтобы получить полноразмерную версию).
Asus GeForce 8800 Ultra.
MSI GeForce 8800 GTS 320 OC.
Colorful GeForce 8600 GT.
ATI Radeon HD2600 XT 256.
MSI Radeon HD2900 XT.
MSI Radeon HD2600 XT 512.