Введение
После того, как nVidia всех удивила, выпустив GeForce 8800 GT, которую всё ещё очень трудно найти, да и её цена куда выше обещанных $200, AMD решила попытать счастья с Radeon HD 3870. У AMD тоже есть свои проблемы с доступностью, но зато у компании есть 256-Мбайт модель Radeon 3850, цены на которую должны упасть до уровня $150. Будем надеяться, что в январе это произойдёт и в России.
С прекрасным потенциальным соотношением цена/производительность у карты до сих пор не было соперника. К концу же года вышла 256-Мбайт модель GeForce 8800 GT, которую вы вряд ли сможете найти в ближайшее время (собственно, как и “старшую” GeForce 8800 GT после её выхода). Но сможет ли GeForce 8800 GT 256 MB сбить цены на “младшие” Radeon до обещанного уровня? И будет ли эта видеокарта продаваться по агрессивной цене?
GeForce 8800 GT 256 MB это не только 256-Мбайт версия GeForce 8800 GT. Память уменьшилась в объёме, но при этом стала ещё и медленнее. Официальные спецификации указывают на 700 МГц, что на 22% медленнее. Разница даже выше, чем у первого поколения GeForce 8800 GTS (640 и 320 Мбайт), но меньше, чем между GeForce 7800 GTX и её 512-Мбайт версией (тогда прирост частот памяти сопровождался и ощутимым увеличением частоты GPU). В любом случае, несколько огорчает, что nVidia не выбрала более подходящую маркировку для своих видеокарт. Действительно, наверняка многие пользователи ошибочно посчитают, что GeForce 8800 GT 256 MB просто оснащена меньшим объёмом памяти по сравнению со “старшей” моделью и даёт такую же производительность в стандартных разрешениях, но это не так.
Основные спецификации видеокарт | ||||
GPU | HD 3850 | HD 3870 | 8800 GT | 8800 GT 256 Mo |
Частота GPU | 670 МГц | 775 МГц | 600 МГц | 600 МГц |
Частота процессоров шейдеров | 670 МГц | 775 МГц | 1 500 МГц | 1 500 МГц |
Частота памяти | 833 МГц | 1 125 МГц | 900 МГц | 700 МГц |
Ширина шины памяти | 256 битов | 256 битов | 256 битов | 256 битов |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR4 | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти | 256 Мбайт | 512 Мбайт | 512 Мбайт | 256 Мбайт |
Число пиксельных/ вершинных конвейеров | 80 | 80 | 28 | 28 |
Число блоков текстурирования | 16 | 16 | 56 | 56 |
Число ROP | 16 | 16 | 16 | 16 |
Пропускная способность | 429 GFlops | 496 GFlops | 336 GFlops | 336 GFlops |
Пропускная способность памяти | 53,3 Гбайт/с | 72 Гбайт/с | 57,6 Гбайт/с | 44,8 Гбайт/с |
Число транзисторов | 666 млн. | 666 млн. | 754 млн. | 754 млн. |
Техпроцесс | 55 нм | 55 нм | 65 нм | 65 нм |
Площадь кристалла | 196 мм² | 196 мм² | 324 мм² | 324 мм² |
Поколение | 2007 | 2007 | 2007 | 2007 |
Поддерживаемая Shader Model | 4.1 | 4.1 | 4.0 | 4.0 |
Для нашего обзора мы получили образец видеокарты от Gigabyte, которая вновь отличается от эталонного дизайна меньшей длиной и системой охлаждения Zalman VF700 AlCu. Плата фактически идентична, если не считать нескольких конденсаторов, 8800 GTS 512 MBот этого производителя. Поэтому карта короче обычной 8800 GT, но, в отличие от 8800 GT, использует два слота из-за высоты системы охлаждения, которая не выбрасывает воздух наружу, зато охлаждает с помощью радиального вентилятора чипы памяти.
GeForce 8800 GT 256 MB от Gigabyte. Нажмите на картинку для увеличения.
Gigabyte решила получить преимущество от системы охлаждения, немного увеличив оригинальные частоты до 700 МГц для GPU (+17%) и 750 МГц для памяти (+7%), что дало средний прирост 9%. Чипы памяти произведены Hynix и сертифицированы на работу 714 МГц, но, как мы увидим далее, они способны и на большее. В любом случае, для основной части обзора мы выставили оригинальные частоты 8800 GT 256 MB (600/700 МГц).
Тестовая конфигурация
Аппаратное обеспечение | |
Материнская плата | Asus P5K3 Deluxe |
Процессор | Intel Core 2 Duo E6850 (3 ГГц) |
Память | Kingston 2 x 1024 Мбайт DDR-3 800 5-5-5-15-21 |
Жёсткий диск | Hitachi T7K250 250 Гбайт |
Оптический привод DVD | Asus 12x |
Блок питания | Tagan U15 Easycon 530 Вт |
Программное обеспечение | |
ОС | Windows XP Pro |
Драйвер nVidia | ForceWare 169.06 |
Драйвер AMD | Catalyst 7.11 |
Test Drive Unlimited
Test Drive Unlimited. Нажмите на картинку для увеличения.
Первый тест и первый комментарий: производительность у 8800 GT 256 MB очень изменчива. Без AA/AF в разрешениях 1 280 x 1 024 и 1 600 x 1 200 карта смогла выдать 83% от производительности 8800 GT 512 MB и оставалась чуть впереди 3850.
Однако новинка nVidia намного хуже отнеслась к переходу на 1 920 x 1 440 или к включению полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации, причём видеокарта Radeon HD 3850, оснащённая таким же объёмом памяти, вышла в лидеры. Производительность в разрешении 1 280 x 1 024 с AA/AF интересна, поскольку она всё ещё позволяет играть.
Supreme Commander
Supreme Commander. Нажмите на картинку для увеличения.
В Supreme Commander ситуация совершенно иная. GeForce 8800 GT 256 MB чувствует себя более комфортно, особо не отставая от 512-Мбайт версии. Что ещё лучше, карта находится, как минимум, на том же уровне, что и Radeon HD 3870, или выше. Неплохо для карты с 256 Мбайт!
Age of Empires III
Age of Empires III. Нажмите на картинку для увеличения.
Благодаря тому, что игра не очень требовательна к памяти, Age of Empires III показала себя более стабильно по отношению к видеокарте 8800 GT 256 MB, которая всего на 8-12% уступала 8800 GT даже в разрешении 1 920 x 1 440. В данном случае Radeon HD 3870 (как и HD 2900 XT) вновь уступает 8800 GT 256 MB.
Elder Scrolls IV: Oblivion
Elder Scrolls IV. Нажмите на картинку для увеличения.
Включение сглаживания в Oblivion оказалось для 8800 GT 256 MB просто катастрофой, причём до такой степени, что про эту опцию можно смело забыть. Вообще, удивительно, поскольку ни Radeon HD 3850, ни GeForce 8800 GTS 320 MB не смогли показать такого же падения (за исключением GTS 320 MB, но только в 1 920 x 1 440 и в меньшей степени). Жаль, поскольку в этой игре сглаживание значительно улучшает визуальное качество.
Во всём остальном 8800 GT 256 MB вновь показала очень хорошую производительность, где-то между HD 3870 и 8800 GT 512 MB.
S.T.A.L.K.E.R.
S.T.A.L.K.E.R. Нажмите на картинку для увеличения.
Несмотря на отсутствие сглаживания, карта GeForce 8800 GT 256 MB продолжает страдать в S.T.A.L.K.E.R., её производительность превышает HD 3850 в 1 280 x 1 024 (+20%) и в 1 600 x 1 200 (+15%), но уступает в 1 920 x 1 440 (впрочем, играть всё равно становится уже невозможно), но новинка nVidia уступает многим другим картам, пусть даже отставание от 8800 GT 512 MB не так и велико (от -13 до -16%).
World In Conflict
World In Conflict. Нажмите на картинку для увеличения.
World in Conflict подтвердила наши предыдущие наблюдения. В 1 280 x 1 024 результат весьма хорош, карта nVidia обгоняет HD 3850 даже после включения AA/AF. Но если вы хотите добиться такого же результата при увеличении разрешения, то придётся отключить сглаживание и фильтрацию. Тогда производительность окажется между 8800 GTS 320 MB и HD 3870. Но со сглаживанием и фильтрацией ограничения GeForce 8800 GTS 256 MB отчётливо заметны.
Unreal Tournament 3
Unreal Tournament 3. Нажмите на картинку для увеличения.
В разрешении 1 280 x 1 024 видеокарта 8800 GT 256 MB показывает себя хорошо, отставая от 8800 GT на 12% без AF/AA… и на 31% после включения фильтрации и сглаживания, уступая в этом случае даже HD 3850.
В высоких разрешениях Unreal Tournament отказалась запускаться после включения AA/AF, но без сглаживания и фильтрации карта оказалась чуть быстрее HD 3850 (между 10 и 12%), так что всё вполне сходится.
Crysis
Crysis. Нажмите на картинку для увеличения.
Crysis подтвердила все сомнения, которые у нас были по поводу 8800 GT 256 MB. Можно смело забыть о разрешениях 1 600 x 1 200 и 1 280 x 1 024. Играть получится только в 1 024 x 768, так как только в этом разрешении 256 Мбайт памяти не являются ограничением, а отставание от 8800 GT составляет 9% (причина кроется в меньшей частоте памяти). Начиная с 1 600 x 1 200, отставание составляет 19%. Но обратите внимание, что в обоих разрешениях 8800 GT 256 MB опережает HD 3850, пока вновь не падает в третьем.
Call of Duty 4
Call of Duty 4. Нажмите на картинку для увеличения.
Наконец, Call of Duty 4 показала более равномерные результаты для 8800 GT 256 MB, поскольку эта видеокарта остаётся впереди HD 3850 практически во всех ситуациях, даже после включения сглаживания и фильтрации, за исключением 1 920 x 1 440.
В первых трёх режимах разрыв между 8800 GT 512 MB и 256-Мбайт версией составляет между 12 и 16%, но он увеличивается до 18-49% в трёх самых “тяжёлых” режимах.
Энергопотребление
Ниже приведено энергопотребление системы без монитора. То есть всех комплектующих, включая и потери на 530-Вт блоке питания Tagan U15, которые составляют около 20%.
Что интересно, в режиме бездействия GeForce 8800 GT 256 MB потребляла больше энергии, чем 512-Мбайт версия 8800 GT. Похоже, что это связано с моделью Gigabyte, которая упорно не хотела снижать свои частоты в режиме бездействия, поэтому энергопотребление у неё было выше, несмотря на меньшие номинальные частоты и объём памяти.
Но в 3D ситуация восстановилась, энергопотребление оказалось на 10 Вт ниже 8800 GT. И на 15 Вт ниже 3850. Впрочем, сравнение с последней в режиме бездействия говорит об обратном, поскольку карта AMD теряет на 24 Вт меньше!
Уровень шума, температура, разгон
К сожалению, кулер Zalman VF100 не такой тихий, как хотелось бы. Он вращается всё время на одной скорости, что тоже неприятно. Почему Gigabyte не реализовала автоматическую скорость вращения в зависимости от нагрузки? Или не обеспечила пользователю возможность самому регулировать скорость через утилиту или даже через резистор?
Хорошая новость, что шум всё же издаётся не зря, поскольку вентилятор эффективно охлаждает GPU и чипы памяти, что показали тесты разгона. Напомним, что оригинальные частоты 8800 GT 256 MB составляют 600/700 МГц, а у карты Gigabyte они подняты до 700/750 МГц.
Мы смогли разогнать карту до частоты 767 МГц для GPU (почти так же высоко, как G92 у 8800 GTS 512 MB) и до 888 МГц для памяти, то есть прирост оказался 28 и 27%, соответственно. Увеличение частот позволило добиться в Age of Empires III в разрешении 1 600 x 1 200 прироста производительности на 20%!
Заключение
В целом, новая видеокарта GeForce 8800 GT 256 MB оставила смешанное впечатление. С одной стороны, 512-Мбайт модель чуть лучше в низких разрешениях и намного лучше в высоких, то есть её жизненный цикл будет определённо лучше, а цена выше всего на $50 (как ожидается).
С другой стороны, новинка nVidia обогнала Radeon HD 3850 в низких разрешениях (17% в среднем, без активных сглаживания и фильтрации), но, в отличие от последней, производительность GeForce 8800 GT 256 MB при росте разрешения быстрее и сильнее падает из-за ограниченного объёма памяти в 256 Мбайт. Хотя, конечно, мы говорим о разрешениях, на которых часто играть уже становится невозможно, так что жизненный цикл двух карт одинаковый. Да и цена ожидается на $30 выше HD 3850 ($180 против $150, то есть на 20% выше). И, в отличие от карты AMD, доступность может быть хуже, так как в настоящее время купить GeForce 8800 GT 256 MB нереально, а Radeon HD 3850 уже начала появляться на рынке, пусть и по совершенно завышенным ценам в России.
В целом, компромисс в виде 8800 GT 256 MB оказался не таким интересным, как мы изначально надеялись. Мы продолжаем рекомендовать три видеокарты: HD 3850 (256 MB) для тех, кто не может позволить больше $150 (когда цена опустится до такого уровня), HD 3870 (512 Мбайт) за $200 (те же самые комментарии) и GeForce 8800 GT (512 Мбайт) за $230-250 (ждите, пока упадёт цена).
Заключение по nVidia GeForce 8800 GT 256 MB будет следующим: карта слишком сильно упирается в ограничение в 256 Мбайт памяти по сравнению с HD 3850 и обгоняет её только в низких разрешениях, несмотря на более высокую цену и энергопотребление.
Преимущества.
- Лучшая производительность, чем у HD 3850 в низких разрешениях;
- потенциал разгона (аналогичен HD 3850);
- PureVideo 2.
Недостатки.
- Производительность быстро падает в высоких разрешениях или после включения фильтрации/сглаживания;
- цены выше HD 3850, доступность низкая.
Сравнение производительности
Средние значения получены для каждой карты и для каждой игры, за исключением Crysis, которая не меняет диспозицию, но просто не может быть протестирована в тех же разрешениях, что и другие игры. Кроме того, для S.T.A.L.K.E.R. мы брали результаты без активных AF/AA, поскольку эта игра со сглаживанием не тестировалась. В результате она не участвует в показателях с AF/AA, что повышает результаты карт, поскольку S.T.A.L.K.E.R. весьма требовательная.