Обзор nVidia GeForce GTX 550 Ti
Редакция THG,  11 апреля 2011


"Cредний класс" от nVidia

В современной линейке видеоускорителей nVidia обращает на себя внимание следующий интересный момент: между мощными графическими картами GTX 460 и компромиссными решениями GTS 450 пролегает почти двухкратная разница в цене. За 3300-4000 рублей можно приобрести относительно "бюджетную" и не очень производительную GTS 450, тогда как более мощный ускоритель GeForce GTX 460 обойдется почти в два раза дороже.

Отсутствие промежуточного решения – это явное упущение, которое необходимо было срочно исправить. Тем более, что компания AMD ещё полгода назад представила графический ускоритель соответствующего уровня - Radeon HD 5770. С точки зрения производительности HD 5770 находится как раз между GTS 450 и GTX 460, а стоит всего на пару сотен рублей дороже GTS 450.

Не удивительно, что выход видеокарты, способной стать достойным конкурентом Radeon HD 5770, не заставил себя долго ждать. Анонсированная около месяца назад GeForce GTX 550 Ti должна поменять нынешнюю расстановку сил и обеспечить более высокую производительность по сравнению с GTS 450. Новая карта является, скорее, недостающим звеном в линейке nVidia, нежели заменой GTS 450.

GeForce GTX 550 Ti основана на новом графическом процессоре GF116, переработанном на транзисторном уровне для оптимизации энергопотребления.

Подобно другим недорогим современным решениям nVidia, процессор GF116 состоит из одного кластера обработки графики, объединяющего четыре потоковых мультпроцессора SM (Streaming Multiprocessor). Каждый мультипроцессор имеет 48 универсальных шейдерных ядер, 8 блоков обработки текстур и по одному движку полиморфных преобразований (Polymorph Engine). Таким образом, всего ядро GF116 включает 192 шейдерных ядра, 32 блока обработки текстур и четыре движка Polymorph. Графический процессор оснащён тремя конвейерами обработки растра, каждый из которых объединяет 8 блоков растеризации (ROP).

Именно здесь кроется основное отличие от графического процессора GF106, на базе которого создана GTS 450. В GF106 один из трёх конвейеров ROP отключен на заводе, тогда как GF116 лишена данного ограничения – все три обладают полной функциональностью. Таким образом, с точки зрения архитектуры GF116 приближается к "необрезанной" версии GF106 в графической карте GeForce GTX 460M, предназначенной для мобильных ПК.

Каждый конвейер ROP состоит из восьми 32-битных блоков, образующих три канала обращения к видеопамяти. На выходе мы получаем 24 блока растеризации, подсоединённых к 192-битной шине памяти. Благодаря широкой шине памяти и более высоким тактовым частотам, пропускная способность памяти на 70% выше по сравнению с GTS 450. Разница между этими картами должна быть наиболее заметна при включенном анти-алиасинге.

Другое важное отличие от GF106 состоит в том, что к каждому из трёх каналов памяти могут быть подключены чипы разного объёма. На практике это позволяет создавать карты с 1 Гбайт памяти (конфигурация с микросхемами по 64 и 32 Мбайт). Это существенно отличает новинку от GTS 460 SE, графическое ядро которой тоже имеет 192-битную шину памяти (3 канала по 64 бит), но предполагает использование одинаковых микросхем, вследствие чего общий объём может составить либо 768 Мбайт (3х256 Мбайт), либо 1,5 Гбайт (3х512 Мбайт). Полтора гигабайта памяти – слишком много для карты среднего уровня, 768 Мбайт – не слишком красиво смотрится с точки зрения привлекательности на полках магазинов.

Зная архитектуру и ключевые особенности GTX 550, можно предполагать, как новинка поведёт себя в реальных приложениях. По-существу, перед нами – "разогнанный" GTS 450 с увеличенным на 50% числом блоков ROP, 192-битной шиной памяти и повышенными частотами графического ядра, шейдерных ядер и видеопамяти.

Указывая на данные усовершенствования, nVidia утверждает, что новая карта превосходит GTS 450 на 28% по общей производительности и на 20% - по соотношению производительности на ватт. Далее мы подробно рассмотрим, соответствуют ли эти показатели действительности. Пока же сравним новинку с близкими по классу картами, представленными на рынке.

Положение на рынке

GeForce GTS 450 GeForce GTX 550 Ti GeForce GTX 460 768 Мбайт Radeon HD 5770
Универсальных шейдерных ядер 192 192 336 800
Блоков текстур 32 32 56 40
Блоков растеризации (ROP) 16 24 24 16
Частота графического процессора 783 МГц 900 МГц 675 МГц 850 МГц
Частота шнайдерных блоков 1566 МГц 1800 МГц 1350 МГц 850 МГц
Частота видеопамяти 1804 МГц 4100 МГц 3600 МГц 4800 МГц
Объём видеопамяти GDDR 5 1 Гбайт 1 Гбайт 768 Мбайт 1 Гбайт
Шина видеопамяти, бит 128 192 192 128
Пропускная способность памяти, Гбайт/с 57,7 98,5 86,4 76,8
Скорость наложения текстур, млрд./с 25,1 28,8 37,8 34
Внешние интерфейсы 2xDL-DVI, 1x mini-HDMI 2xDL-DVI, 1x mini-HDMI 2xDL-DVI, 1x mini-HDMI 2xDL-DVI, 1x mini-HDMI, 1xDisplayPort
Ширина двойной слот двойной слот двойной слот двойной слот
Необходимость доп. питания нет нет да нет
Рекомендуемая мощность БП, Вт 400 400 450 450
Потребляемая мощность, Вт 106 116 150 108

Для nVidia "экономичная" модель GTX 460 SE со 192-битной шиной и 768 Мбайт памяти выходит за рамки изначально задуманной линейки. Данная карта создавалась для того, чтобы заполнить пустующую нишу. GTX 550 должна стать единственным представителем nVidia в среднем ценовом классе. Доступность же GTX 460 SE на прилавках в ближайшее время напрямую зависит от того, насколько быстро nVidia наладит производство новых графических процессоров.

Сравнивая GeForce GTX 460 SE с новой картой nVidia, мы наблюдаем идентичную организацию работы с памятью – 192-битную шину памяти и 24 блоков ROP. Однако сходства на этом заканчиваются: графический процессор GF104, используемый в GTX 460, на 50% мощнее, оснащён 336 шейдерными ядрами и 56 блоками текстур. Разница в производительности отчасти сглаживается за счёт того, что GTX 550 Ti имеет более высокие тактовые частоты.

Если же сравнить новинку с GeForсe GTS 450, то здесь архитектура процессора и число шейдерных ядер совпадают, но GTX 550 отличается широкой шиной памяти (192 бит вместо 128 бит), причем память работает на более высокой частоте.

Самое интересное – сравнить новинку с AMD Radeon HD 5770. Последняя, как и GTS 450, имеет 128-битную шину памяти. Графический процессор HD 5770, с точки зрения архитектуры, примерно соответствует GTS 450/GTX 550. На большее количество шейдерных ядер у Radeon не следует обращать внимание, так как у AMD и nVidia они не равны между собой. Вероятно, GeForce GTX 550 и Radeon HD 5770 имеют сходную производительность, за исключением режимов, непосредственно зависящих от пропускной способности памяти (например, при включённом анти-алиасинге). В этих режимах новинка обеспечит более высокие показатели.

С точки зрения дизайна референсные модели GTX 550 и GTS 450 весьма похожи. Это полноразмерные платы по 21 см в длину, занимающиеся два слота PCI. Вот как выглядит референсная GeForce GTX 550 Ti:


Однако не будем забывать, что референсная модель – это не более чем вариант, предложенный nVidia производителям. В нашем тесте приняли участие заметно отличающиеся от референсной карты "оверклокерские" модели MSI и Zotac.

Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition

Плата Zotac имеет длину 19 см, то есть несколько меньше референсной модели. Это, несомненно, плюс для тех, кому нужно свободное пространство в корпусе. Вместе с тем, перед нами полноценная видеокарта с графическим ядром 1 ГГц и шейдерными ядрами, функционирующими на частоте 2 ГГц (соответственно, на 100 и 200 МГц быстрее референсной модели). Память также разогнана и работает на частоте 4400 МГц.

Внешне карта производит приятное впечатление. Отделка выполнена из черного пластика, который дополняет золотистая сетка в форме сот. Черный и золотистый – фирменные цвета Zotac. Как видим, дизайн карты хорошо продуман. Не менее проработана конструкция системы охлаждения платы: кулер и радиатор составляют единое целое, и при работе карта производит минимальный шум, насколько это возможно.

Если обратить внимание на заднюю панель, можно обнаружить не менее заметные отличия от референсного дизайна. Вместо порта mini-HDMI предусмотрены полноразмерные порты HDMI и DisplayPort. Плата имеет поддержку HDMI 1.4, что позволяет подключать 3D-мониторы и передавать звук. Как и на референсной плате, имеется два разъёма DVI.

В коробке находится CD-диск с драйверами и утилитами, справочное руководство, краткое руководство по установке, разъём дополнительного питания, наклейка на корпус и брошюра Zotac Boost, посвящённая разгону с помощью идущего на диске софта.

С учетом наличия полноразмерных портов HDMI и DisplayPort, перед владельцем данной видеокарты вряд ли возникнет необходимость покупки переходников, кроме, разве что, DVI-VGA.

CD-диск содержит утилиту Zotac Firestorm, с помощью которой пользователь получает возможность дополнительного разгона карты.

Интерфейс программы реализован просто и незамысловато. Можно регулировать частоту графического процессора, памяти, шейдерных конвейеров, снизить скорость вращения вентилятора для уменьшения уровня шума. Из недостатков – отсутствие функции регулировки напряжений, что не очень хорошо для платы, которая позиционируется как оверклокерская.

MSI N550GTX-Ti Cyclone II

Размер платы соответствует референсному дизайну, но Cyclone II несколько толще из-за мощного кулера, который по короткой стороне выступает сантиметра на три за текстолит платы.

Кулер, несомненно, является центральным элементом дизайна платы. Основание радиатора состоит из никелированных пластин, прикреплённым к двум массивным полуокружностям, отводящим тепло. Размер самого кулера примерно такой же, как и на модели Zotac, но за счёт необычной конструкции кулера кажется чуть меньше, чем есть на самом деле. MSI отмечает, что система охлаждения на 20% эффективнее по сравнению с референсной моделью, что обеспечивает выигрыш примерно на 23 градуса Цельсия (в рабочем режиме).

С учётом конструктивных уловок, не вызывает удивления, что карта MSI обладает "фабричным" разгоном, однако частоты чуть ниже по сравнению с моделью Zotac. Графическое ядро функционирует на частоте 950 МГц, шейдерные ядра – 1900 МГц, память – 4300 МГц.

Набор интерфейсов на задней панели соотвествует референсному дизайну. Карта оснащена двумя портами DVI и одним mini-HDMI.

Коробка от MSI имеет традиционно яркое оформление. В ней вы сможете обнаружить пару переходников mini-HDMI -> HDMI и DVI -> VGA, а также разъём дополнительного питания. Кроме того, в комплект поставки входят: справочное руководство, краткое руководство по установке, CD-диск. Кроме драйверов nVidia, на диске идёт фирменная утилита MSI Afterburner, отвечающая за оверклокерские функции (включая контроль напряжений).

Тестовый стенд и бенчмарки

Мы протестировали все современные видеокарты среднего ценового диапазона: GeForce GTX 550 Ti, GeForce GTX 460 SE 768 Мбайт. Также представлена GeForce GTS 450, так что мы сможем понять, какое повышение производительности даёт широкая шина памяти.

Отметим, что в нашем распоряжении отсутствовала референсная модель nVidia. Пришлось ограничиться "оверклокерскими" картами Zotac и MSI, имеющими более высокие частоты по сравнению с эталонной картой.

Тестовое оборудование
Процессор Intel Core i5 2500K на ядре Sandy Brige
Разогнан до 4 ГГц, 6 Мбайт кэш L3, энергосбережение включено, режим Turbo Boost отключен.
Материнская плата Asus P8P67 Pro на чипсете Intel P67
Оперативная память 2 модуля по 2 Гбайт, работающих на частоте 1338 МГц, OCZ PC3-16000, тайминги 9-9-9-20-1.
Винчестер 750 Гбайт Western Digital Caviar Black 7200 RPM, кэш 32 Мбайт, интерфейс SATA 3 Гбайт/с.
Видеокарта nVidia GeForce GTS 450 1 Гбайт, 783 МГц частота процессора, 1566 МГц частота шейдерных ядер, 3608 МГц частота памяти

nVidia GeForce GTS 550 Ti 1 Гбайт, имитация работы как референсной карты (частота процессора 900 МГц, шейдерных ядер – 1800 МГц, памяти – 4200 МГц)

MSI N550GTX-Ti Cyclone II 1 Гбайт, частота процессора 950 МГц, шейдерных ядер – 1900 МГц, памяти – 4300 МГц

Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition 1 Гбайт, частота процессора 1000 МГц, шейдерных ядер – 2000 МГц, памяти – 4400 МГц

nVidia GeForce GTX 460 SE 768 Мбайт, частота процессора 675 МГц, шейдерных ядер – 1350 МГц, памяти – 3600 МГц

AMD Radeon HD 5770 1 Гбайт, частота процессора 850 МГц, частота памяти 4800 МГц
Блок питания ePOWER EP-1200E10-T2 1200W ATX12V, EPS12V
Кулер процессора Cooler Master Hyper TX 2

Системное ПО и драйверы
Операционная система Microsoft Windows 7 Ultimate x64
DirectX DirectX 11
Версия драйвера GeForce GTX 550 Ti: 267.59
GeForce GTS 450 and GeForce GTX 460: 266.58 WHQL
AMD Catalyst 11.2 WHQL

Тестирование производительности

Прежде чем приступить к тестированию в реальных играх, выполним ряд синтетических тестов. Начнем с 3DMark 11:

Судя по этому бенчмарку, GTX 550 и Radeon HD 5770 держатся наравне, GTS 450 им уступает, а GTX 460 SE – лидирует примерно с таким же отрывом. Сохранится ли подобная расстановка сил в реальных играх? Посмотрим, но, в любом случае, новинка уступает GeForce GTX 460 SE, которую призвана сместить с прилавков.


Бенчмарк Unigine Heaven наиболее показателен с точки зрения скорости тесселяции. Здесь мы наблюдаем, что GTX 550 Ti немного быстрее Radeon HD 5770, причём как при активной, так и при отключенной тесселяции. GTX 460 SE продолжает лидировать в гонке.

Перейдем к игровым приложениям и начнём с одного из самых "тяжёлых" - Crisis 2.



Как видим, играть можно. Правда, мы запустили этот бенчмарк на минимальных игровых установках качества, но картинка выглядит очень прилично. Возможно, лучше, чем многие шутеры выдают на максимальном качестве.

GTX 550 Ti обеспечивает достаточную для игры производительность даже на разрешении 1920х1080, обеспечивая 33 кадра/с.

Crisis 2 явно больше заточена под карты семейства GeForce. Чем иначе можно объяснить тот факт, что Radeon HD 5770 обнаружилась в числе аутсайдеров данного теста наряду с заведомо менее производительной GTS 450? Что касается GTX 460 SE, эта видеокарта вновь и с заметным отрывом стала лидером.



В новом шутере Bulletstorm от компании Electronic Arts мы получили довольно интересный результат. Обратите внимание на резкий провал производительности fps в разрешении 1680x1050.

Связано это с тем, что игра изначально создавалась для консолей с разрешением 1080х720 либо 1920х1080, то есть соотношение сторон монитора должно быть кратно восьми. Если же ваш монитор поддерживает иное разрешение (1680х1050, 1600х900, 1440х900, 1366х768), в текущей версии Bulletstorm производительность при игре на "родном" разрешении монитора будет невысокой. Данная проблема знакома разработчикам, и скорее всего, будет исправлена либо в новой версии игры, либо с помощью патча.

Если же рассматривать результаты как есть, то HD 5770 с заметным отрывом превосходит GTX 550 на разрешении 1680х1050, и даже немного опережает GTX 460 SE. На 1920х1080 отставание GTX 550 от Radeon значительно сокращается, а GTX 460 SE хоть формально и обходит HD 5770, но не обеспечивает ощутимого преимущества.

Перейдем к пост-апокалиптической игре "Метро-2030" - первой в обзоре, где используется функция тесселяции.



Radeon HD 5770 и GeForce GTX 550 демонстрируют близкую производительность во всех режимах. Возможно, дело в том, что данная игра не очень требовательна к ресурсам видеокарты, ведь и результаты других участников тестирования весьма близки.

Посмотрим, что покажет новинка в ещё одном популярном шутере – Lost Planet 2 от компании Capcom.



И вновь результаты Radeon HD 5770 и GeForce GTX 550 Ti близки, а GTX 460 SE лидирует со значительным отрывом.

Аналогичные результаты сохраняются и в игре Alien vs. Predator.



Теперь попробуем испытать участников нашего тестирования в гоночном симуляторе – игрой с поддержкой DirectX 11 от компании Codemasters.



В этом тесте Radeon HD 5770 значительно опережает другие карты, включая GTX 460 SE. Судя по всему, игра имеет оптимизацию для архитектуры AMD.

В Just Cause 2 расстановка сил выглядит более привычно:



GTX 550 имеет небольшое преимущество над HD 5770, за исключением работы на разрешении 1920х1080 – здесь карты показывают равный результат. В который раз лидером теста становится GTX 460 SE.

Перейдем к H.A.W.X. 2 – игре, вызвавшая интересную полемику. nVidia говорит, что настройки тесселяции в данной игре приемлемы, а AMD – что они безосновательно завышены с целью создать видимость преимущества архитектуры GeForce. Мы решили немного поэксперементировать с параметрами, принудительно установив уровень тесселяции для Radeon HD 5770 через драйвер на значение 4х, которое обеспечивает примерно такое качество изображения, как и в случае установки через приложение. Мы не делали скриншотов, чтобы объективно выявить разницу в этих двух режимах, но по визуальным ощущениям качество картинки в двух данных режимах сравнимо. Обеспечит ли заниженный уровень тесселяции прирост скорости?



Небольшая разница в пользу принудительного определения тесселяции через драйвер имеет место, но в любом из этих двух режимов Radeon HD 5770 безнадёжно уступает GTX 550 и даже не может достигнуть уровня GTS 450. По-видимому, данная игра имеет оптимизацию для карт nVidia. Но результат всё же стоит взять во внимание, так как H.A.W.X. 2 – реальное игровое приложение, а не синтетический бенчмарк.

Может ли обеспечить более широкая шина памяти превосходство GeForce GTX 550 при использовании функции полноэкранного сглаживания? Давайте выясним это, взяв для начала игру Aliens vs Predator.



Любопытно, что установка 2хAA приводит к снижению скорости примерно на 30%, а если выбрать режим 4xAA, то снижение производительности относительно 2хАА намного менее существенно.

Теперь посмотрим на результат в Just Cause 2:



Как мы и предполагали, GTX 550 заметно превосходит Radeon HD 5770 при включенном анти-алиасинге. Стоит отметить, что 128-битная GeForce GTS 450 смотрится в этом тесте почти на равных с Radeon HD 5770, что указывает на недостатки архитектуры Radeon. Результат данного теста также позволяет судить, что использование чипов памяти разного объёма в модели GTX 550 не сказывается негативным образом на производительности видеокарты.

Так или иначе, в играх вроде Aliens vs Predator использование полноэкранного сглаживания может приводить к серьёзному снижению производительности. В Just Cause 2 данный эффект намного менее заметен.

Разгон и работа в режиме SLI

Посмотрим, насколько эффективен заводской разгон в картах Zotac GeForce GTX 550 Ti AMP! Edition и MSI N550GTX-Ti Cyclone II.

Также было бы интересно выяснить, на какой прирост производительности можно рассчитывать при использовании двух видеокарт GeForce GTX 550 в режиме SLI.



Карты с заводским разгоном находятся примерно между референсной GTX 550 и GeForce GTX 460 SE. Это не может не радовать, ведь в скором времени GTX 460 SE снимут с продаж.

Кроме того, можно сделать вывод, что использование второй видеокарты GTX 550 в режиме SLI сулит реально ощутимый прирост скорости. Конкретные значения производительности варьируются, в зависимости от игры, но очевидно, что за последние годы технологии SLI и CrossFire совершили большой скачок в развитии.

Энергопотребление, температура, уровень шума

В нашем распоряжении отсутствовала референсная модель nVidia, так что результаты замеров ограничены картами MSI и Zotac с заводским разгоном. Мы имитировали референсный режим, занизив частоты до номинальных. Стоит учитывать, что референсная видеокарта будет потреблять меньше энергии (и, возможно, меньше греться).

Radeon HD 5770 оказался самым экономичным – энергопотребление ниже, чем у GTS 450. Под нагрузкой карты MSI и Zotac потребляют больше энергии, чем референсная GTX 460 SE (особенно в этом отношении отличилась модель Zotac).

Звание самой холодной карты завоевала MSI Cyclone 2 – после пятиминутного стресс-теста FurMark температура повысилась лишь на 32 градуса относительно окружающей среды. Это намного меньше, чем у других участников теста. Так что мощный кулер на плате – не только элемент дизайна. Другие участники теста показали примерно равный уровень с точки зрения тепловыделения. Исключением стала лишь модель GTX 460 SE, которая оказалась ближе к результатам MSI.

Теперь мы видим, какую цену придется заплатить за эффективное охлаждение у MSI. Уровень шума, который производит в работе самая холодная видеокарта в тесте, оказался заметно выше, чем другие модели. Впрочем, карта Zotac не сильно отстаёт от MSI. Почётное третье место в данном анти-рейтинге занимает HD 5770. Отметим, что столь неутешительные показатели видеокарта обеспечивает после пятиминутного стресс-теста. Что касается игровых приложений, здесь картина несколько лучше. Тем не менее, относительно тихими при полной загрузке являются только две модели nVidia – GTS 450 и GTX 460 SE.

GTX 550: мощная настолько, насколько требуется

Давайте взглянем на среднюю производительность по результатам пройденных бенчмарков при разрешении 1680х1050 – именно это разрешение является основной целью использования карт данного класса. За основу (100%) мы взяли результаты самой слабой карты GTS 450):

Как видим, GTX 550 оказался достойным конкурентом Radeon HD 5770, но не более. В большинстве игр производительность данных моделей почти равна, хотя есть отдельные игра, в которых одна из карт ощутимо обгоняет другую.

Правда, эта диаграмма не отражает производительность со включенным анти-алиасингом. Если включить данный "улучшатель" картинки, GeForce GTX 550 положит на лопатки Radeon в подавляющем большинстве игр.

Учитывая, что GTX 550 будет стоит немного выше HD 5770, необходимо определиться, планируете ли вы использовать режим анти-алиасинга. Если да, то выбор в пользу модели Radeon представляется далеко не очевидным, поскольку в этом случае придется серьезно занижать настройки качества картинки, чтобы сохранить приемлемую частоту кадров в большинстве игр.

Кроме того, отдельные покупатели могут сделать выбор в пользу GeForce/Radeon, исходя из определенных специфических задач. Например, если предполагается использовать сразу три монитора – Radeon позволит это сделать, ограничившись одной картой, а владельцам GeForce придется объединить две в режиме SLI. Потребители, предпочитающие 3D-фильмы и игры, скорее всего, остановят свой выбор на GeForce. Дело в том, что режим HD-3D поддерживают только карты Radeon 6000-й серии. Существуют и другие фирменные функции, такие как CUDA и PhysX у nVidia, APP у Radeon. Впрочем, не будем далеко уходить от темы нашего обзора.

Причиной появления GTX 550 была необходимость предложить свою альтернативу модели Radeon HD 5770. Рекомендованная цена новинки составляет $150, реальная стоимость может немного колебаться в ту или иную сторону относительно этого значения. Таким образом, GTX 550 будет чуть дороже главного конкурента, хотя разница в 5-10 долларов вряд ли окажет решающее влияние на выбор той или иной модели. При этом, по стоимости новинка приближается к более мощной GTX 460 SE 768 Мб – в скором времени эту модель планируется снять с производства. Хотя по производительности новинка уступает GTX 460 SE, но если взять для сравнения "оверклокерские" модели MSI и Zotac, отставание от GTX 460 SE будет весьма невелико.

В любом случае, появление новой видеокарты среднего ценового диапазона не может не радовать. GeForce GTX 550 – это достойный конкурент Radeon HD 5770, а у потенциального покупателя видеокарты AMD теперь есть альтернатива.


КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru