Старая система AGP: теперь лучше и быстрее
У вас есть старый компьютер, оснащённый только слотом AGP? Ознакомившись с нашей первой
Напомним, что в
Для геймера подобная ситуация не очень хороша, поскольку возможности апгрейда старых сокетов весьма ограничены, но можно заняться разгоном. Красота “узкого места” в виде CPU (если так можно назвать) заключается в том, что разгон может исправить ситуацию. Если разгон видеокарт обычно даёт весьма ограниченные результаты, разгон CPU на машине, где производительность упирается в процессор, может существенно помочь.
Но сразу же следует отметить, что подобное решение подойдёт не для всех систем AGP. Чтобы ваш старый разогнанный процессор мог сносно работать с high-end видеокартой, вам потребуется материнская плата AGP, способная работать, как минимум, с двуядерными процессорами, поскольку большинству новых игр требуется не меньше двух ядер для хорошей производительности. То есть у вас должна быть материнская плата AGP с поддержкой сокетов AMD Socket 939, AM2 или Intel LGA 775.
С учётом всего сказанного давайте посмотрим, как мы можем выжать максимум производительности из старой системы AGP, потратив при этом минимум денег.
Оптимизируем платформу AGP: ASRock Dual939-SATA2
Для наших тестов мы взяли материнскую плату ASRock 939Dual-SATA2, которая поддерживает AMD Socket 939 в “родном” режиме и Socket AM2 через дочернюю плату апгрейда CPU. Эта функция уникальна для многих плат ASRock, но базовая процедура для увеличения производительности CPU всё равно одинаковая для всех систем AGP: купите более быстрый процессор или разгоните тот, что есть.
Немного поискав в Интернете, мы обнаружили б/у Socket AM2 Athlon 64 X2 4200+ за $45. Конечно, можно было разогнать и нынешний Athlon X2 3800+, но мы хотели взять процессор с большим множителем, чтобы разгон был не такой сильный. Да и цена нас вполне устроила, поэтому данную модель CPU мы и будем разгонять.
Таким образом, мы потратим $100 на обновление видеокарты AGP, а также ещё $50 за разгоняемый процессор, если ваша модель CPU имеет всего одно ядро или плохо разгоняется.
Со штатной тактовой частотой 2,2 ГГц процессор Athlon X2 4200+ нельзя назвать самым быстрым CPU для Socket AM2, который поддерживался нашей материнской платой, но мы планировали разогнать его до 2,6 ГГц или чуть выше со штатным кулером, то есть примерно до уровня Athlon X2 5000+. На более быстрый процессор, подобно Athlon 64 FX-62 на 2,8 ГГц, вы наверняка потратите намного больше денег. Впрочем, это себя не оправдывает, поскольку мы не хотели много вкладывать в старую систему. Помните, что мы выполняем разгон, чтобы выжать максимум из старого “железа”. Вряд ли стоит тратить большую сумму, за которую можно просто собрать новую систему.
В нашем конкретном случае мы не смогли найти достаточно быстрый (и дешёвый) процессор Socket 939, поэтому остановились на модели Socket AM2. По этой причине нам нужно было перейти с памяти DDR на DDR2, так как материнская плата ASRock 939Dual-SATA2 для своей дочерней платы AM2 требует DDR2. Это не очень типично, если брать среднего пользователя, но производительность должна соответствовать наилучшему возможному сценарию по сравнению с первой статьёй. В предыдущей системе мы набрали “солянку” из модулей DDR, чтобы набить 2 Гбайт, что привело к меньшей тактовой частоте памяти. Мы пошли на такой шаг, поскольку он отражает схему постепенного апгрейда памяти средним пользователем. После проведения тестов у нас будет возможность сравнить результаты. И два экстремальных значения смогут наглядно показать, что можно ожидать от системы с медленной памятью по сравнению с компьютером, где быстрая память работает в двухканальном режиме.
Установка CPU на дочернюю плату не совсем обычна, но процедура оказалась простой, всё заработало хорошо. Хотелось бы поблагодарить инженеров ASRock за выпуск материнской платы, которую действительно можно назвать “долгожителем”.
После проверки стабильности настало время разогнать систему. Мы не хотели достичь экстремального разгона: наша цель заключалась в разумном увеличении производительности, которое привело бы к приятным результатам в игровых тестах. Да и не хотелось бы допустить перегрева CPU, например, в режиме 24/7. Мы нацелились на разгон до 2,6 ГГц, что на 400 МГц больше штатной частоты Athlon X2 4200+. Поскольку Athlon X2 5000+ работает на 2,6 ГГц при такой же архитектуре и конфигурации кэша, что и Athlon X2 4200+, то получившаяся производительность будет близка к Athlon X2 5000+.
Чтобы получить такую частоту нам пришлось изменить несколько настроек в BIOS. Мы увеличили базовую частоту до 237 МГц относительно штатной 200 МГц. С множителем 11x у Athlon X2 4200+ это дало нам тактовую частоту CPU 2607 МГц. По причинам сохранения стабильности мы не увеличивали напряжение CPU, но снизили множитель HyperTransport до 3x со штатного 4x, что дало частоту HyperTransport 948 МГц после разгона (очень близко к штатной 1000 МГц). Мы также поиграли с частотой памяти и выставили её в BIOS на уровне 333 МГц. Поскольку это устанавливает память на частоту 333 МГц при штатной базовой частоте 200 МГц, то реальная частота памяти увеличилась до 372 МГц (744 МГц DDR). Все эти настройки довольно консервативные, поскольку мы хотели показать, что без лишних трудностей может получить средний пользователь.
Есть ещё один элемент, который можно было разогнать: новая видеокарта AGP Radeon HD 4650. К сожалению, особо интересного здесь сообщить нечего. Бета-версия драйверов в комплекте поставки не поддерживала функцию ATI Overdrive. Обидно, поскольку с мощным кулером, который установила Gigabyte, было бы интересно оценить потенциал разгона. Возможно, в будущем AGP Radeon HD 4650 будет поддерживаться драйверами AMD Catalyst, включая функцию Overdrive.
Тестовая конфигурация
Мы решили вновь использовать 32-битную версию Windows XP, чтобы сравнение с предыдущими тестами Athlon X2 3800+ было более точным.
Обратите внимание, что Athlon X2 3200+ в графиках указан как процессор на 2,0 ГГц, а разогнанный Athlon 64 X2 4200+ – на 2,6 ГГц в целях экономии места.
Тестовая конфигурация | |
CPU 1 | Athlon 64 X2 3800+, Socket 939, 2,0 ГГц, кэш 2 x 512 кбайт, FSB 200 МГц, 1000 МГц HT |
CPU 2 | Athlon 64 X2 4200+, Socket 939, 2,2 ГГц разгон до 2,6 ГГц, 2 x 512 кбайт кэша L2, 237 Мгц FSB, 948 МГц HT |
Материнская плата | ASRock 9393Dual-SATA2, чипсет ULI 1695, BIOS v2.3 |
Память 1 | Patriot EP PC-3500 (CL2,0-3-2-5) (1 x 1 Гбайт), DDR-400 на DDR-333 CAS 2,5-3-3-7 Kingston KVR PC-3500 (CL3,0-3-3-8) (2 x 512 Мбайт), DDR-400 на DDR-333 CAS 2,5-3-3-7 Samsung PC-2700 (CL2,5-3-3-7) (1 x 512 Мбайт), DDR-333 на DDR-333 CAS 2,5-3-3-7 |
Память 2 | A-Data PC2-6400 (CL2.0-3-2-5) (2 x 2 Гбайт), DDR2-800 на DDR2-744 CAS 5-5-5-15 |
Видеокарты | Radeon HD 4650 AGP – 600 МГц GPU, память 400 МГц, 1 Гбайт DDR2 Radeon HD 4650 PCIe – 600 МГц GPU, память 400 МГц, 512 Мбайт DDR2 Radeon HD 3850 AGP – 668 МГц GPU, память 829 МГц, 512 Мбайт DDR3 Radeon X700 AGP – 425 МГц GPU, память 432 МГц, 256 Мбайт DDR2 |
Жёсткий диск | Western Digital WD1200JB, 120 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, UltraATA/100 |
Звук | Встроенный |
Сеть | Встроенная 100 Мбит/с |
Блок питания | Nextherm PSU460, 460 Вт, ATX 12V, EPS 12V |
Программное обеспечение | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 32-bit SP2 |
Видеокарты | Radeon HD 4850 PCIe, Radeon HD 3850 AGP: Catalyst 9.6 Radeon X700: Catalyst 9.3 Radeon HD 4650 AGP: 8.62-090423a080042E Ati2mtag 6.14.10.6959 / XP |
Тесты и настройки
3D-игры | |
Left 4 Dead | Version 1014, Custom THG Benchmark Test Set 1: Medium Settings, High paged memory Test Set 2: Medium Settings, High paged memory, 4x MSAA, 8x AF |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 9, 32-bit executable, benchmark tool Test Set 1: Low Quality, Medium Textures, Shadows, Shaders, Water, Sound Test Set 2: Low Quality, Medium Textures, Shadows, Shaders, Water, Sound, Physics |
Tom Clancy’s H.A.W.X. | In-game benchmark Test Set 1: Lowest Settings, DirectX 9 Test Set 2: Highest Settings, DirectX 9 |
World in Conflict | Patch 1009, DirectX 10, timedemo Test 1: High Details, No AA / No AF Test 2: Very High Details 4x AA / 16x AF |
Fallout 3 | Custom THG Benchmark Test Set 1: Medium Settings Test Set 2: High Settings, 4x MSAA, 8x AF |
Far Cry 2 | DirectX 9, 32-bit executable, benchmark tool Test Set 1: Low Quality Test Set 2: Medium Quality, HDR Enabled |
Crysis
Результаты должны быть интересны. Сможет ли разогнанный CPU выжать больше производительности или Crysis всё равно будет упираться в производительность графики?
Первое, что можно сказать: процессор Athlon X2 3800+ серьёзно ограничивал производительность AGP Radeon HD 3850. Однако обновление процессора не очень сильно сказалось на результатах видеокарт Radeon HD 4650. Как нам кажется, игра Crysis уже “захлёбывалась” на этих видеокартах даже с процессором Athlon X2 3800+. Посмотрим, как скажется повышение качества физики.
Если вы посмотрите на предыдущие результаты, то увидите, что подъём детализации физики почти никак не сказался на симулированном CPU Athlon X2 5000+. Сравните это с процессором Athlon X2 3800+, который заметно теряет в частоте кадров после повышения детализации физики. Это указывает на то, что более высокочастотный CPU переносит “узкое место” обратно на видеокарту.
Кроме того, по мере повышения разрешения “узким местом” вновь быстро становятся видеокарты. То есть прирост от более скоростного CPU более всего заметен в разрешении 1280×1024. Однако видеокарта AGP Radeon HD 3850 смогла получить прирост производительности от более быстрого CPU на всех разрешениях.
Left 4 Dead
Игра Left 4 Dead явно ограничивается производительностью CPU Athlon X2 3800+ – посмотрите на разницу из-за увеличения частоты на 600 МГц. Наш Athlon 64 X2 4200+ на частоте Athlon 64 X2 5000+ удвоил частоту кадров. Однако игра всё равно упирается в CPU, поскольку производительность у всех видеокарт одинаковая (кроме X700). Впрочем, с уровнем 60 кадров в секунду (fps) играть можно вполне комфортно.
После включения сглаживания (AA) и анизотропной фильтрации (AF) производительность по-прежнему сильно увеличивается за исключением AGP Radeon HD 4650. Мы не можем связать этот феномен с шиной AGP, поскольку AGP Radeon HD 3850 по-прежнему обгоняет PCI Express (PCIe) Radeon HD 4650. Возможно, причиной является бета-версия драйвера AGP Radeon HD 4650.
Far Cry 2
Как и в случае Left 4 Dead игра Far Cry 2 сильно выигрывает от разгона CPU. Игра будет идти плавно в разрешении 1680×1050 на видеокартах Radeon HD 4650 и Radeon HD 3850. Radeon HD 3850 смогла выдать хорошую производительность даже в разрешении 1920×1200.
При повышении детализации до среднего уровня качества видеокарты Radeon HD 4650 получают заметное падение производительности, но Radeon HD 3850 смогла обеспечить достойный уровень вплоть до 1920×1200. Обратите внимание на минимальную частоту кадров Radeon HD 3850. Даже в разрешении 1920×1200 мы наблюдаем почти 30 fps.
Tom Clancy’s H.A.W.X.
Результаты H.A.W.X. выглядят очень близко к Left 4 Dead. Эта игра ограничивается по производительности CPU, поэтому на Athlon X2 3800+ она идёт не очень хорошо. Однако прирост частоты CPU на 600 МГц всё решает.
Даже с самыми высокими настройками DX9 H.A.W.X. хорошо идёт на Radeon HD 4650 и Radeon HD 3850 вплоть до 1920×1200.
Fallout 3
Fallout 3 – великолепный тест в том отношении, что средние значения fps не являются исчерпывающими. Обратите внимание на разницу по средней частоте кадров в разрешении 1280×1024 между картами Radeon HD 4650. Результаты меняются не очень сильно. Однако минимальная частота кадров значительно выигрывает от более скоростного CPU. Минимальная частота кадров важна по причине того, что является худшим случаем (такую скорость игра даёт на самых сложных сценах). Рывки в таких ситуациях негативно сказываются на геймплее.
При высоких настройках качества с 4x AA и 8x AF разгон CPU сказывается намного меньше. Здесь уже видеокарты становятся “узким местом” после включения опций улучшения визуального качества.
Энергопотребление
Как можно видеть, разогнанный CPU добавляет, в среднем, 15 Вт к энергопотреблению под нагрузкой, но в режиме бездействия систем потребляет столько же, сколько и на Athlon X2 3800+.
Заключение
Настало время ответить на вопрос, который мы поставили перед собой: старого двуядерного CPU уже недостаточно для современных игр, но даже старый Athlon X2 4200+ оказывается весьма приемлемым вариантом, если его немного разогнать. Не следует пока списывать со счетов компьютер с портом AGP, поскольку недорогой процессор, небольшой разгон и апгрейд видеокарты позволяет получить вам довольно приятную игровую машину, за которую можно посадить, например, товарища для совместной сетевой игры.
Какие видеокарты можно посоветовать для апгрейда? Самая быстрая видеокарта AGP, которую мы тестировали – это ATI Radeon HD 3850, и сегодня вы можете купить её дешевле $100 (от 3200 руб. в России). К сожалению, версия AGP видеокарты Radeon HD 4670 (ещё более новой платы на современном GPU) вышла уже после проведения тестов. Мы знаем, что версия PCIe видеокарты Radeon HD 4670 работает немного быстрее Radeon HD 3850 и чуть медленнее Radeon HD 3870, поэтому вы сами можете оценить предполагаемую производительность. Поскольку версия PCIe Radeon HD 4650 работает на том же уровне, что версия AGP той же карты, можно предположить, что новая видеокарта AGP Radeon HD 4670 будет работать близко к уровню Radeon HD 3850 – возможно даже быстрее в большинстве случаев и немного медленнее в других.
Новая AGP Radeon HD 4670 стоит всего $115 (от 3800 руб. в России), а Radeon HD 3850 – около $100 (от 3200 руб. в России), поэтому какую выбрать? Если карты работают на одном уровне, то мы бы взяли менее дорогую, поскольку старые системы AGP всё равно часто упираются в CPU по производительности, какую бы видеокарту из двух мы не взяли. Впрочем, появление видеокарт линейки Radeon HD 4000 для интерфейса AGP можно считать явным признаком того, что AGP Radeon HD 3850 уйдёт с рынка. Да и помните, что AGP-версия Radeon HD 4670 наверняка будет со временем дешеветь, поскольку новые продукты поначалу стоят дороже.
Что можно сказать насчёт Radeon HD 4650, которую мы протестировали? Как показывают тесты, она станет хорошим апгрейдом для замены старой видеокарты, подобной Radeon X700 и моделей со схожей производительностью (GeForce 6600 GT и Radeon 9800 XT). Однако AGP Radeon HD 4650 – относительно новая видеокарта, поэтому, и стоит она пока дорого. Цена от $80 до $90 (от 2700 руб. в России) слишком близка к уровню Radeon HD 3850. Со временем цена должна снизиться и подойти к уровню PCIe Radeon HD 4650, тогда AGP Radeon HD 4650 будет смотреться более привлекательно. Кроме того, будущие версии драйверов Catalyst будут поддерживать эти видеокарты, так что можно надеяться и на разгон.
В любом случае, приятно видеть, что во времена, когда системы AGP медленно растворяются на горизонте, они всё равно поддерживаются современными видеокартами. Вполне понятно, что рынок систем AGP достаточно велик, чтобы оправдать выпуск новых моделей. В то же время мощность старых систем делает бессмысленным выпускать AGP-видеокарты на более скоростных GPU.
Судя по всему, в ближайшие пару лет игры будут требовать производительность CPU намного выше уровня, который обеспечивают старые процессоры даже после разгона. Поэтому “золотые времена” систем AGP в играх наверняка уже пройдены с видеокартой Radeon HD 3850. Интерфейс “Accelerated Graphics Port” достойно послужил геймерам, он даёт достаточную производительность для массового рынка, но что-то нам подсказывает, что мы тестируем AGP-систему в последний раз…