Какие преимущества даёт разгон CPU для производительности видеокарты?
В первой таблице показан прирост суммарных результатов после разгона процессора E2160 с частоты 1,8 ГГц до 2,14 ГГц. FSB увеличена на 33%, то есть с 200 до 267 МГц, причём такой разгон вполне получается и со штатным кулером. Минимальный прирост температуры подтвердился значениями энергопотребления: вся система (без монитора) с разогнанным E2160 потребляла на 6 и 10 Вт (3D-режим) больше.
Внимание! Если вы планируете заниматься разгоном, то всегда тщательно следите за температурой!
Прирост производительности GPU после разгона E2160@1,8 ГГц до 2,41 ГГц | |
Видеокарта и процессор | Процент |
GeForce 9800 GTX (512 MB) E2160@2,41 ГГц | 120,1 |
GeForce 9600 GT OC (1024 MB) E2160@2,41 ГГц | 116,3 |
GeForce 8800 GTS OC (512 MB) E2160@2,41 ГГц | 120,7 |
GeForce 8800 GT OC (512 MB) E2160@2,41 ГГц | 116,5 |
GeForce 7950 GT (512 MB) E2160@2,41 ГГц | 107,3 |
GeForce 6800 GT (256 MB) E2160@2,41 ГГц | 100,6 |
На новых видеокартах, в частности, эффект увеличения тактовой частоты заметен более ощутимо: вы получите очевидный прирост производительности на 20%. Видеокартам с графическим процессором G92 требуется, как минимум, 2,6-ГГц CPU.
При разгоне Q6600 ситуация оказалась более сложной: на частоте 3 200 МГц уже не стоит рекомендовать стандартный "коробочный" кулер. Максимальное тепловыделение или предельные тактовые частоты меняются от одной модели к другой: мы выбрали 3 200 МГц, чтобы оставить место для X6800EE на 2,94 ГГц, и по таблицам ниже вы можете видеть, даёт ли дальнейшее повышение частоты дополнительные преимущества. FSB была увеличена на 34%, то есть с 266 до 356 МГц.
Прирост производительности GPU после разгона Q6600@2,4 ГГц до 3,2 ГГц | |
Видеокарта и процессор | Процент |
GeForce 9800 GTX (512 MB) Q6600@3,2 ГГц | 107,6 |
GeForce 9600 GT OC (1024 MB) Q6600@3,2 ГГц | 105,8 |
GeForce 8800 GTS OC (512 MB) Q6600@3,2 ГГц | 107,5 |
GeForce 8800 GT OC (512 MB) Q6600@3,2 ГГц | 106,3 |
GeForce 7950 GT (512 MB) Q6600@3,2 ГГц | 100,7 |
GeForce 6800 GT (256 MB) Q6600@3,2 ГГц | 101,4 |
Увеличение производительности разогнанного Q6600 в процентном соотношении не так велико, как у E2160. На штатной тактовой частоте 2 400 МГц процессор Q6600 уже даёт прекрасные результаты в современных играх. Но чтобы четырёхъядерный процессор мог показывать себя не хуже E6750, его тактовая частота должна быть, как минимум, не меньше, то есть между 2 600 и 2 800 МГц.
Важно помнить, что при разгоне компонентов вы лишаетесь гарантии, но должная система охлаждения и правильные настройки BIOS позволяет продлить жизнь комплектующих. В наших тестах мы использовали кулер Zalman 9700 LED. Вопросы о правильных настройках BIOS вы можете обсудить в Клубе экспертов THG.
Разгон процессора E2160 до 3 ГГц
У процессора E2160 есть и больший потенциал; дальнейший разгон до 3 ГГц должен показать, способен этот процессор или нет потягаться с более дорогими CPU. Здесь тактовая частота 3 000 МГц сравнивается напрямую с большими размерами кэша у E6750 и Q6600. Для наших тестов мы взяли скоростную видеокарту GeForce 8800 GTS 512 OC в качестве тестовой.
Внимание! Если вы планируете заниматься разгоном, то всегда тщательно следите за температурой!
Crysis v1.2 | 1280 x 1024, 0xAA, Trilinear, High Quality | 1680 x 1050, 0xAA, Trilinear, High Quality | 1920 x 1200, 0xAA, Trilinear, High Quality | 1280 x 1024 0xAA, Trilinear, Very High Quality | Значение в fps (сумма) | Значение в процентах |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@1,8 ГГц | 23,0 | 20,5 | 19,8 | 17,3 | 80,6 | 100,0 |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@2,41 ГГц | 29,8 | 26,2 | 24,2 | 20,9 | 101,1 | 125,4 |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@3,0 ГГц | 34,8 | 30,1 | 25,8 | 22,5 | 113,2 | 140,4 |
8800 GTS OC (512 MB) E6750@2,67 ГГц | 34,7 | 28,8 | 24,6 | 24,5 | 112,6 | 139,7 |
8800 GTS OC (512 MB) Q6600@3,2 ГГц | 36,6 | 30,2 | 24,8 | 24,4 | 116,0 | 143,9 |
8800 GTS OC (512 MB) X6800EE@2,94 ГГц | 39,0 | 31,4 | 26,0 | 22,7 | 119,1 | 147,8 |
В Crysis процессор E2160 на 3 ГГц смог догнать E6750 на 2,67 ГГц (штатная тактовая частота). Переход с частоты 2 400 на 3 000 МГц дал дополнительный прирост производительности на 15%. Если сравнивать со штатной тактовой частотой E2160 1 800 МГц, то видеокарта даёт дополнительные 40% 3D-производительности. Отставание от Q600 на 3 200 МГц и X6800EE составляет 4% и 8%, соответственно. Похоже, Crysis больше понравился дорогой Extreme Edition.
World in Conflict 1.05 | 1280 x 1024, 0xAA, Trilinear, Very High Quality | 1680 x 1050, 0xAA, Trilinear, Very High Quality | 1920 x 1200, 0xAA, Trilinear, Very High Quality | Значение в fps (сумма) | Значение в процентах |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@1,8 ГГц | 18,0 | 21,0 | 20,0 | 59,0 | 100,0 |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@2,41 ГГц | 31,0 | 31,0 | 30,0 | 92,0 | 155,9 |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@3,0 ГГц | 40,0 | 38,0 | 37,0 | 115,0 | 194,9 |
8800 GTS OC (512 MB) E6750@2,67 ГГц | 42,0 | 41,0 | 38,0 | 121,0 | 205,1 |
8800 GTS OC (512 MB) Q6600@3,2 ГГц | 47,0 | 44,0 | 39,0 | 130,0 | 220,3 |
8800 GTS OC (512 MB) X6800EE@2,94 ГГц | 43,0 | 41,0 | 37,0 | 121,0 | 205,1 |
World in Conflict хорошо реагирует на тактовые частоты без сглаживания: разгон E2160 с 1 800 до 3 000 МГц позволил практически удвоить производительность. Разница между более дорогими процессорами невелика, а разогнанный до 3 200 МГц Q6600 даёт лучшие результаты.
World in Conflict 1.05 | 1280 x 1024, 4xAA, 4xAF, Very High Quality | 1680 x 1050, 4xAA, 4xAF, Very High Quality | 1920x1200, 4xAA, 4xAF, Very High Quality | Значение в fps (сумма) | Значение в процентах |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@1,8 ГГц | 19,0 | 18,0 | 18,0 | 55,0 | 100,0 |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@2,41 ГГц | 28,0 | 27,0 | 22,0 | 77,0 | 140,0 |
8800 GTS OC (512 MB) E2160@3,0 ГГц | 33,0 | 28,0 | 25,0 | 86,0 | 156,4 |
8800 GTS OC (512 MB) E6750@2,67 ГГц | 34,0 | 28,0 | 24,0 | 86,0 | 156,4 |
8800 GTS OC (512 MB) Q6600@3,2 ГГц | 36,0 | 30,0 | 23,0 | 89,0 | 161,8 |
8800 GTS OC (512 MB) X6800EE@2,94 ГГц | 34,0 | 29,0 | 25,0 | 88,0 | 160,0 |
При включении сглаживания частоту 2 400 МГц можно назвать базовой, а дополнительный прирост производительности до 3 000 МГц оказывается меньше. Похоже, ограничивающим фактором становится видеокарта. Разница в производительности между процессорами становится меньше: GeForce 8800 GTS 512 OC с процессором E2160 на 3 ГГц подходит близко к уровню E6750, хотя разница в цене составляет почти три раза.