Могут ли три дисплея улучшить погружение в игру? В прошлом году наша лаборатория тестировала решение Подобно предшественнице, DualHead2Go представляет собой небольшую коробочку с габаритами 9,2 x 10,7 x 2,5 см, которая весит около 168 грамм. Карта небольшая – она легко умещается в ладони. Но карта всё же сильно нагревается – примерно до 38 градусов Цельсия. К сбоям это не приводит, поскольку максимальным порогом для температуры внешней среды указаны 55 градусов Цельсия. Металлический корпус карты работает как пассивный радиатор. Как работает TripleHead2Go? Хотя компания Matrox достаточно давно известна на рынке видеокарт, в данном случае перед нами не полноценная видеокарта. Как мы указывали раньше, TripleHead2Go, как и предыдущая модель DualHead2Go, принимает аналоговый сигнал с видеокарты компьютера и разделяет картинку на три части. Для видеокарты TripleHead2Go “прикидывается” монитором с максимальным разрешением 3840×1024. Видеокарта высылает на TripleHead2Go сигнал с именно таким разрешением. После чего TripleHead2Go разбивает картинку на три части с разрешением 1280×1024 и выдаёт сигнал на три монитора. Комплект поставки В комплект поставки TripleHead2Go входят все необходимые аксессуары, позволяющие подключить к компьютеру три монитора. Установка простая. Для подключения к компьютеру используется один из двух кабелей. Первый кабель предназначен для видеокарт с разъёмом D-Sub (HD15). Второй кабель – для видеокарт DVI. Так что карта TripleHead2Go совместима с видеокартами, использующими любой из двух интерфейсов. Для карты TripleHead2Go необходимо питание. Поэтому следует ещё подключить и блок питания (9,5 см x 5 см x 3 см) на 3 А, 5 В, 15 Вт. Блок питания нагревается несильно. Он достаточно лёгкий и компактный, чтобы без проблем переносить его вместе с TripleHead2Go. Программное обеспечение В комплект поставки входит установочный CD со всеми необходимыми драйверами и программами. Утилиты Matrox для работы требуют установки MSXML 4.0 SP2 Parser и SDK (Microsoft XML Services). Если на компьютере они отсутствуют, придётся установить их с CD. После установки обновления XML доступна инсталляция трёх приложений. Первые два: приложение PowerDesk-SE и утилиты TripleHead2Go. Они позволяют настроить широкоформатный рабочий стол. Третья утилита – Matrox Surround Gaming Utility. Она настраивает игры на работу с широкоформатным разрешением TripleHead2Go. Как видно по иллюстрации ниже, утилита даже создаёт специальный ярлык для игр, если они не поддерживают широкоформатное разрешение в “родном” режиме. Matrox заявляет о поддержке более 150 игр, среди которых есть Doom 3, Half-Life 2, F.E.A.R. и даже такие новинки, как Elder Scrolls IV: Oblivion. Полный список игр можно почитать на web-сайте компании. Совместимость Возникает логичный вопрос: сможет ли ваша система поддерживать три монитора? Если вы планируете доступное рабочее пространство экрана для рабочих задач или идея surround-игр вас заинтриговала, сначала ознакомьтесь с web-сайтом Matrox. Там можно скачать специальную утилиту, которая определит, сможет ли ваша видеокарта работать с TripleHead2Go. И не только. Не все видеокарты поддерживают полный ассортимент функций TripleHead2Go. Как мы уже говорили, существует два распространённых сценария использования TripleHead2Go: рабочие 2D-приложения и 3D-игры. Если все карты nVidia, начиная с линейки GeForce4, легко справляются с 2D- или 3D-режимами с максимальным разрешением 3840×1024, то в лагере ATi ситуация не такая радужная: есть несколько ограничений и оговорок. В следующей таблице всё хорошо показано. К сожалению, high-end конфигурация ATi CrossFire не может работать с TripleHead2Go. С другой стороны, nVidia SLI полностью поддерживается. Кстати, именно для высоких разрешений до 3840×1024 конфигурация на базе двух или четырёх GPU подойдёт как нельзя кстати. Просто представьте количество пикселей. В разрешении 1024×768 число пикселей составляет 786 432 на кадр, а в разрешении 3840×1024 это число увеличивается до 3 932 160 пикселей, которые необходимо обрабатывать видеокарте. 30″ дисплеи Dell или Apple Cinema имеют разрешение 2560×1600, то есть 4 096 000 пикселей, всего на 163 840 или на 4% больше, чем у TripleHead2Go. В любом случае, графическая подсистема компьютера должна быть очень мощной, иначе вы получите слайд-шоу. Насколько хороша TripleHead2Go в играх? Мы решили проверить, какую частоту кадров получим в паре с high-end конфигурацией SLI на GeForce 7900 GTX. Весьма забавно, что в некоторых игровых сценах начинают появляться совершенно необычные виды. Например, в Half-Life 2 видна другая сторона церкви и ландшафт, на котором ничего нет. Похоже, разработчики уровней не учитывали запуск игры в столь широкоформатном разрешении. Мы также провели тесты и на одной карте GeForce 7800 GT, чтобы получить представление о работе TripleHead2Go в паре с картой уровня $300. В обоих случаях у нас возникали проблемы, особенно с разрешением 1280×1024. В Half-Life 2, F.E.A.R. и Oblivion мы получали чёрный экран и приходилось отключать один из мониторов от TripleHead2Go и подключать его напрямую в выход видеокарты. Вполне очевидно, что проблема кроется в карте Matrox, которая не отсылает сигналы на мониторы. Видеокарта ПК работает нормально после подключения одного монитора. Будем надеяться, Matrox исправит эту проблему. У нас появились проблемы и с Oblivion, так как в разрешении 3840×1024 на GeForce 7800 GT игра “вылетала”. Впрочем, сегодня у Oblivion известно много проблем в работе с графическими картами, и перед нами просто одна из них. Тестовая конфигурация Результаты тестирования Сможет ли TripleHead2ToGo обойти 30″ панель? На Западе Matrox TripleHead2Go уже продаётся примерно за $285, но в Россию карта ещё не поступила. В то же время, 30″ панель обойдётся в $2000 и выше. За цену одной большой ЖК-панели вы можете купить TripleHead2Go и три монитора где-нибудь за $175 и в результате сэкономите около $1200. Эти средства можно потратить на модернизацию графической подсистемы до уровня SLI, чтобы она справлялась с 4 мегапикселями разрешения 3840×1024. Если же вы сможете достать старые б/у мониторы, то решение TripleHead2Go окажется ещё более привлекательным. TripleHead2Go и ЭЛТ-мониторы Но вот с подключением ЭЛТ-мониторов ситуация не такая хорошая. Как и DualHead2Go, карта TripleHead2Go поддерживает частоту развёртки всего 60 Гц, поэтому глаза будут уставать. Разрешение 3072×768 позволяет установить частоту обновления до 75 Гц, но при этом каждый дисплей будет ограничен разрешением 1024×768. Как мы уже подчёркивали в F.E.A.R.
Oblivion
С помощью Fraps в Elder Scrolls IV: Oblivion мы смогли получить только 2/3 скриншота. У Fraps возникли проблемы с захватом скриншота всей сцены. Мы часто используем Fraps для снятия скриншотов, но здесь пришлось отредактировать файл .cfg Oblivion и снимать скриншоты средствами самой игры. Заключение TripleHead2Go позволяет легко и относительно недорого погрузиться в игровой surround-режим. Но некоторые нарекания у нас всё же возникли. Первое: игровая сцена становится настолько широкой, что за всеми событиями в поле зрения игрового персонажа уследить сложно. Не слишком ли широко? Нам показалось, что слишком, но оставим суждение на личный вкус каждого геймера. Во время игры на TripleHead2Go нам часто приходилось поворачивать голову, чтобы взглянуть на другой экран. А с 30″ панелью такого не было. Конечно, и с 30″ панелью взгляд фокусируется на каком-либо объекте сцены, но всё же ширина в 3840 пикселей уж слишком велика, тем более что три монитора практически полностью занимают весь рабочий стол. Второе: на некоторых сценах на левом и правом экранах был заметен эффект “рыбьего глаза”, когда углы закругляются. Так что некоторые крайние точки поля зрения мы увидеть не смогли. Конечно, этот эффект может относиться к качеству движка конкретной игры, например Half-Life 2, но играть не очень-то приятно. С другой стороны, в Doom 3 картинка уже не такая кривая, зато приплюснутая. В Black & White 2 можно наблюдать оба феномена: некоторые персонажи выглядят короткими и толстыми, а ближе к боковым поверхностям экранов заметны искривления. И проблема здесь не в карте Matrox, а в том, что игровые разработчики не предполагали запуск игры на столь широкоформатных мониторах. В целом же, нас очень порадовала возможность видеть намного больше пространства и объектов в играх типа Oblivion. Поверьте, очень красиво. Наконец, промежуток между панелями раздражает. Поэтому объект оказывается после промежутка уже под другим углом. Насколько серьёзны упомянутые недостатки? Что ж, оценку игрового “железа” и конфигураций лучше оставить на индивидуальный вкус геймера. Мы же просто указали наши собственные наблюдения. Мы обсудили с Matrox аналоговую реализацию. Компания решила начать с аналога, поскольку сегодня есть достаточно широкая база ЭЛТ-мониторов и ЖК-мониторов с только аналоговым вводом. Когда стандарт DVI станет преобладать, то появится версия карты с двухканальным интерфейсом DVI. Кроме того, число игр, поддерживающих TripleHead2Go, должно увеличиваться. В целом же, TripleHead2Go легко установить и настроить. Относительно недорого вы сможете получить широкоформатное погружение в игру, если только графическая подсистема даст достаточную мощность. В конце концов, решать вам.
Для широкоформатного F.E.A.R. утилита создала новый ярлык.
Black & White 2 в разрешении 1280×1024.
Системное аппаратное обеспечение
Процессоры
AMD Athlon 64 FX-60
2,6 ГГц, 1 ГГц HTT, 2 Мбайт кэша L2
Платформа
Asus A8N32-SLI Premium
nVidia nForce4 SLI, BIOS 1204
Память
Corsair CMX1024-4400Pro
2 x 1024 Мбайт @ DDR400 (CL3,0-4-4-8)
Жёсткий диск
Western Digital Raptor, WD740GD
74 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA150
Сеть
Встроенный контроллер nForce4 Gigabit Ethernet
Видеокарты
nVidia GeForce 7900 GTX, 512 Мбайт GDDR3, 650 МГц ядро, 800 МГц память
EVGA GeForce 7800 GT, 256 Мбайт GDDR3, 445 МГц ядро, 535 МГц память
Блок питания
PC Power & Cooling Turbo-Cool 1000 Вт
Системное ПО и драйверы
ОС
Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2
Версия DirectX
9.0c (4.09.0000.0904)
Драйвер платформы
Asus Forceware 6.65
Графические драйверы
NVIDIA – Forceware 84.21 WHQL