nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Введение
Сегодня рынок потребительских видеокарт заполнен продуктами. Помните ли вы те времена, когда на этом рынке было много компаний, но каждая представляла один-два продукта? Сегодня на нём остались два крупнейших игрока с огромным ассортиментам. Раньше каждая компания использовала собственный подход к компьютерной графике. Скажем, были как общие стандарты API OpenGL и Direct3D (входит в DX), так и собственные API 3dfx Glide. Подобное разнообразие API сказывалось на рынке не очень хорошо, поскольку разработчикам при создании игр приходилось учитывать особенности и язык конкретного интерфейса, ведь игра должна поддерживать как можно большее число платформ. Переход на два ключевых API облегчил программирование игр и приложений, но проявился другой эффект: уменьшение числа производителей графических процессоров.
Конечно, Intel сегодня является самым крупным производителем графических ядер, но на рынке раздельных видеокарт доминируют два производителя: nVidia и AMD (бывшая ATi). Дуализм рынка изменил динамику появления новых моделей и ассортимент продуктов. Если взглянуть назад, то nVidia завоевала рынок своей GeForce 256. Что же касается ATi/AMD, то здесь победа была одержана благодаря картам линеек 9700 и 9800. Что любопытно, они вышли в немногих вариантах. Radeon 9800 поставлялась с памятью 128 или 256 Мбайт, а модельный ряд включал Pro, XT и XT Platinum Edition.
Когда на рынке было с десяток видеокарт, то потребители знали относительную производительность и могли легко выбирать оптимальный вариант. Увы, но это уже стало историей. Сегодня, чтобы понять производительность видеокарты, нужно вникать в запутанные схемы именования, модельный ряд, тактовые частоты, объём памяти и архитектуру. Разнообразие карт, конечно, с одной стороны можно приветствовать. Но оно перешло за тот рубеж, когда в продуктах можно было легко разобраться.
Некоторые читатели на этом месте наверняка спросят: зачем вы столь подробно рассматриваете историю, ведь перед нами просто выход ещё одного продукта? Конечно, но учитывайте, что в ближайшие месяцы на рынке появится новая волна видеокарт, и в них вновь придётся разбираться. Чем больше, тем лучше, но есть ли разумный предел? По поводу выпуска нового продукта возникает несколько вопросов. Во-первых, даёт ли новое предложение какие-либо преимущества по сравнению с предыдущими продуктами? Во-вторых, насколько хороша получилась новая видеокарта для среднего потребителя?
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | “Подкручивание” TMU
nVidia в последнее время продолжает радовать. Эта компания стала первой, кто представил DX10-видеокарту. AMD/ATi пока ещё не выпустила на рынок ни одной видеокарты нового поколения, а nVidia уже приготовила вторую партию в виде процессоров G84 и G86 с площадью 169 квадратных миллиметров.
Ответ на первый вопрос положительный. Новая видеокарта превосходит предыдущие модели такого же ценового уровня. Кроме уменьшения техпроцесса до 80 нм и снижения площади кристалла, GeForce 8600 обеспечивает две модернизации. Одна касается 3D-движка, а вторая – полностью пересмотренного движка nVidia Pure Video. Комбинация двух этих факторов показывает, что nVidia решила сразу “убить двух зайцев”. С одной стороны, теперь больше пользователей смогут насладиться DX10, поскольку цена входа в этот сегмент снизилась как для геймеров-энтузиастов, так и для геймеров с ограниченным бюджетом. Кроме того, для рынка домашних кинотеатров появилась улучшенная карта по привлекательной цене.
Затем, если оставить маркетинг в стороне, ключевым отличием 3D-движка является “подкручивание” текстурной производительности, которую ядро может обеспечить за такт. Каждый блок наложения текстур (texture mapping unit, TMU) на GeForce 8800 (G80) может за такт выдать до четырёх текстурных адресов и до восьми операций. Каждый TMU на GeForce 8600 может выдать в два раза больше текстурных адресов, сохранив производительность фильтрации на прежнем уровне (8 и 8 против 4 и 8). К чему это приводит? G80 (GeForce 8800) обеспечивает 64 операции фильтрации за такт, но только 32 текстурных адреса за такт. G84 и G86 были разработаны таким образом, чтобы число адресных операций за такт было равно числу текстурных операций.
Напомним, что текстуры являются двумерными цветовыми массивами, состоящими из текстурных элементов или текселей. Каждый тексель в текстуре имеет свой уникальный адрес, определяющийся столбцом и строчкой. Напоминает декартову систему координат из геометрии.
Когда текстура накладывается на примитив, то адрес текселя привязывается к объекту. Координаты пересчитываются в координаты экрана или расположение пикселя. Для API Direct3D тексели пересчитываются с текстурного пространства напрямую в пиксели экрана. Для каждого пикселя в экранном пространстве можно найти соответствующий тексель в текстурном пространстве, после чего цвет этой точки или прилегающих точек можно изменить с помощью текстурной фильтрации (линейной, билинейной, трилинейной или анизотропной). Поэтому использование TMU, который может выполнять адресацию и фильтрацию 1:1 кажется нам правильным ходом.
Ниже приведена таблица с ключевыми спецификациями существующих процессоров G80, а также новых G84 и G86.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Сравнительная таблица спецификаций
Спецификация | GeForce 8800 GTX | GeForce 8800 GTS | GeForce 8600 GTS | GeForce 8600 GT | GeForce 8500 GT | GeForce 8400 GS | GeForce 8300 GS |
Процессор | G80 | G80 | G84 | G84 | G86 | G86 | G86 |
Техпроцесс | 90 нм | 90 нм | 80 нм | 80 нм | 80 нм | 80 нм | 80 нм |
Число транзисторов (млн.) | 681 | 681 | 289 | 289 | 210 | 210 | 210 |
Частота ядра (включая блок диспетчеризации, текстурные блоки и ROP) | 575 МГц | 500 МГц | 675 МГц | 540 МГц | 450 МГц | 450 МГц | 450 МГц |
Частота шейдерных блоков (потоковых процессоров) | 1,35 ГГц | 1,20 ГГц | 1,45 ГГц | 1,19 ГГц | 900 МГц | 900 МГц | 900 МГц |
Число потоковых процессоров | 128 | 96 | 32 | 32 | 16 | 16 | 8 |
Частота памяти (МГц/ DDR) | 900/1800 | 800/1600 | 1000/2000 | 700/1400 | 400/800 | 400/800 | 400/800 |
Ширина шины памяти | 384 бита | 320 бит | 128 бит | 128 бит | 128 бит | 64 бита | 64 бита |
Пропускная способность памяти (Гбайт/с) | 86,4 Гбайт/с | 64,0 Гбайт/с | 32,0 Гбайт/с | 22,4 Гбайт/с | 12,8 Гбайт/с | 6,4 Гбайт/с | 6,4 Гбайт/с |
Объём памяти | 768 Мбайт | 640 Мбайт | 256 Мбайт | 256 Мбайт | 256 Мбайт | 128 или 256 Мбайт | 128 или 256 Мбайт |
Число ROP | 24 | 20 | 8 | 8 | 8 | 4 | 4 |
Скорость фильтрации текстур (число текселей за такт) | 64 | 48 | 16 | 16 | 8 | 8 | 8 |
Скорость заполнения текстур (млрд. билинейных отфильтрованных пикселей/с) | 36,80 ГТ/с | 24,00 ГТ/с | 10,80 ГТ/с | 8,64 ГТ/с | 3,60 ГТ/с | 3,60 ГТ/с | 3,60 ГТ/с |
Поддержка HDCP | Да | Да | Да | Опционально | Опционально | Опционально | Опционально |
RAMDAC | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц | 400 МГц |
Шина | PCI Express 1.1a | PCI Express 1.1a | PCI Express 1.1a | PCI Express 1.1a | PCI Express 1.1a | PCI Express 1.1a | PCI Express 1.1a |
Вариант выпуска | Розница | Розница | Розница | Розница | Розница | OEM | OEM |
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Pure Video 2
Второе изменение архитектуры G84 и G86 заключается в блоке декодирования видео. Линейка графических процессоров GeForce 7 содержит аппаратную поддержку декодирования форматов стандартного разрешения WMV9, MPEG-2, VC-1 и H.264. Позднее в GeForce 7 и GeForce 8 были добавлены векторный SIMD-процессор, движок анализа движения и декодер HD-видео, улучшивший декодирование и качество видео высокого разрешения тех же форматов. Конечно, ряд функций выполняется аппаратно, но на CPU всё равно ложатся такие задачи, как потоковая обработка и обратное преобразование.
Последняя версия Pure Video умеет намного больше, чем оригинальная SIMD. Был добавлен потоковый процессор, поддерживающий декодирование Context Adaptive Variable Length Coding (CAVLC) и Context Adaptive Binary Arithmetic Coding (CABAC) H.264. Добавленный движок AES128 ускоряет дешифровку данных, соответствуя требованиям современных систем и плееров по защите потоков от несанкционированного копирования. Появление в графическом процессоре подобных функций означает, что вычислительная нагрузка на CPU уменьшится.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Ограничения тестирования
Конечно, в данном обзоре мы хотели протестировать все функции новых видеокарт, но, увы, ряд факторов заставил нас сократить глубину тестирования. Первый – задержка с драйвером. nVidia не обеспечила нас работающим драйвером под Vista из-за проблем с установкой. По какой-то причине компания задержала полноценный драйвер для Windows XP до тех пор, пока проблема с драйвером Vista не будет решена. Драйверы поступили в тестовые лаборатории во вторник на прошлой неделе, но сами карты мы получили только в субботу. Таким образом, позднее появление видеокарт в нашей лаборатории не позволило полностью оценить продукт, как мы изначально планировали.
Мы планируем провести полное тестирование, чтобы проверить ряд заявлений, сделанных nVidia по поводу нагрузки на CPU и воспроизведения видео с помощью последней версии PureVideo. Мы планируем также протестировать качество картинки с помощью пакета HQV. Наконец, мы оценим производительность GeForce 8500 GT на ядре G86, которая ещё не поступила в нашу лабораторию. Нужно будет оценить и влияние удвоения производительности адресных текстурных операций. У нас было время, чтобы провести некоторые игровые тесты, но мы не успели сделать полное сравнение с видеокартами такого же ценового уровня и производительности. В общем, где-то через неделю должна появиться вторая статья, которая будет дополнять первую.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Тестовая конфигурация
Системное аппаратное обеспечение | |
Процессор | Intel Core 2 Extreme X6800 Conroe, 2,93 ГГц, FSB 1066 МГц, кэш L1 32 кбайт +32 кбайт, кэш L2 4 Мбайт |
Платформа | eVGA 122-CK-NF68-AR, LGA 775, nVidia nForce 680i SLI, BIOS 2.053.57 |
Память | Corsair CM2X1024-9136C5D, 2x 1024 Мбайт DDR2 @ 800 МГц (CL5-5-5-15) |
Жёсткий диск | Western Digital Raptor, WD1500ADFD, 150 Гбайт, 10 000 об/мин, кэш 16 Мбайт, SATA150 |
Сеть | Встроенная nForce4, гигабитный Ethernet |
Видеокарты | |
На основе GPU AMD/ATi | Radeon X1950 XTX 512 Мбайт GDDR4, ядро 580 МГц, память 700 МГц (1,40 ГГц DDR) Sapphire Radeon X1950 Pro Ultimate 256 Мбайт GDDR3, ядро 580 МГц, память 800 МГц (1,60 ГГц DDR) |
На основе GPU nVidia | EVGA GeForce 8600 GTS 256 Мбайт GDDR3, ядро 675 МГц, потоковые процессоры 1,45 ГГц, память 1 000 МГц (2,00 ГГц DDR) Sparkle GeForce 8600 GT 256 Мбайт GDDR3, ядро 540 МГц, потоковые процессоры 1,19 ГГц, память 700 МГц (1,40 ГГц DDR) EVGA GeForce 8800 GTX KO 768 Мбайт GDDR3, ядро 626 МГц, потоковые процессоры 1,45 ГГц, память 1 000 МГц (2,00 ГГц DDR) nVidia GeForce 8800 GTX 768 Мбайт GDDR3, ядро 575 МГц, потоковые процессоры 1,35 ГГц, память 900 МГц (1,80 ГГц DDR) Foxconn GeForce 8800 GTS ONOC 640 Мбайт GDDR3, ядро 575 МГц, потоковые процессоры 1,20 ГГц, память 900 МГц (1,80 ГГц DDR) XFX GeForce 8800 GTS 640 Мбайт GDDR3, ядро 500 МГц, потоковые процессоры 1,20 ГГц, память 800 МГц (1,60 ГГц) BFG GeForce 8800 GTS OC 320 Мбайт GDDR3, ядро 550 МГц, потоковые процессоры 1,30 ГГц, память 800 МГц (1,60 ГГц DDR) nVidia GeForce 7900 GTX 512 Мбайт GDDR3, ядро 675 МГц, память 820 МГц (1,64 ГГц DDR) |
Блок питания | PC Power & Cooling Turbo-Cool 1000 Вт |
Кулер CPU | Zalman CNPS9700 LED |
Системное ПО и драйверы | |
ОС | Microsoft Windows XP Professional 5.10.2600, Service Pack 2 |
Версия DirectX | 9.0c (4.09.0000.0904) |
Графические драйверы | ATi – Catalyst 7.3 WHQL nVidia – ForceWare 93.71 (7900GTX) nVidia – ForceWare 97.92 (8800GTX и GTS) nVidia – ForceWare 158.16 (8600 GTS и GT) |
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Результаты тестов
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | 3DMark05
Результаты модели GTS порадовали: потребители получат хорошую производительность за цену этой видеокарты. С другой стороны, 8600 GT находится в нижней части графиков. Лучшие результаты EVGA GeForce 8600 GTS демонстрирует в 3DMark05 без фильтрации и сглаживания. Здесь эта карта выглядит лучше по сравнению с GeForce 7900 GTX. После включения настроек повышения качества изображения начинает сказываться ограниченная мощность и меньший размер памяти.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Doom 3
В Doom 3 мы предполагали получить у обеих карт лучшие результаты, особенно по сравнению с ATi Radeon X1950 Pro Ultimate от Sapphire. Эта карта сегодня стоит около 200 евро, а цена новой GTS заставляет верить, что в играх будет доминировать nVidia. Да, в простых режимах карта nVidia оказалась быстрее предложения Sapphire, но после включения опций повышения качества уже уступила.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | F.E.A.R.
В F.E.A.R. мы видим схожую картину. Результат в 1024×768 без включённых опций повышения качества показывает, как EVGA 8600 GTS обходит Sapphire на 12 кадров в секунду. Впрочем, как только мы включили опции, 8600 GTS уступила место Sapphire. В разрешении 1280×1024 она на 11 fps медленнее, а в 1600×1200 она отставала больше, чем на 30 кадров в секунду.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Oblivion
В Oblivion мы видим, что даже самые мощные видеокарты не могут справиться с полными графическими настройками. Sapphire обходит на внешних сценах GeForce 7900 GTX, да и линейку 8600 тоже. Здесь мы можем сравнить внутренние и внешние сцены по требованиям к производительности блоков вершинных и пиксельных шейдеров. Если требования высокие, то ядро с 32 блоками шейдеров справляется с трудом. На внутренних сценах 7900 GTX и 8600 GTS чувствуют себя увереннее.
nVidia GeForce 8600 GTS и GT | Заключение
Конечно, GeForce 8600 GT относится к классу DirectX 10, но карта не слишком хорошо подходит, если вы хотите получить как высокое качество картинки, так и высокую частоту кадров. Конечно, карта даёт 62 кадра в секунду в разрешении 1600×1200 с выключенным сглаживанием в Doom 3, но с фильтрацией и сглаживанием мы получаем только 46 кадров в секунду. При рекомендованной цене 170 евро от этой карты ждёшь несколько лучших результатов. Если смотреть по тактовым частотам, то разница невелика, но различие в производительность явно ощутимо.
С другой стороны, карты могут немало предложить в области воспроизведения видео. GeForce 8600 GT – небольшая карта, относительно тихая. Она прекрасно подойдёт для мультимедийного ПК, для домашнего кинотеатра. Впрочем, если 8500 GT покажет себя не хуже в области декодирования видео, то она окажется ещё лучше благодаря пассивному охлаждению и меньшей цене. У некоторых моделей будет присутствовать интерфейс HDMI, ещё больше увеличивая их привлекательность.
Gigabyte 8500 GT с пассивным охлаждением.
Если ваш бюджет ограничен 180 евро, вам требуется приличная производительность, вы хотите играть в DX10-игры и смотреть фильмы с аппаратным декодированием, то GeForce 8600 GTS прекрасно вам подойдёт. Впрочем, на рынке есть и видеокарта X1950 Pro Ultimate, которая по-прежнему привлекательна при цене 180-200 евро.
Возможно, оптимизация драйверов и дополнительные тесты добавят баллов в пользу nVidia. Вообще, наши ожидания для данного ценового сегмента были высоки. В данном случае, если сравнивать с картами в два раза дороже и мощнее, легко видеть, что 320-Мбайт версия GeForce 8800 GTS даёт на 50-90% большую производительность (в зависимости от теста). С дополнительными доработками ядра, уменьшением техпроцесса и более высокими тактовыми частотами мы получили всего лишь производительность, которую давали версии GT (линейки 6 и 7) относительно других моделей. Впрочем, придержим окончательное мнение до проведения полного тестирования. Пока же у нас есть некоторые сомнения по поводу оптимального соотношения цена/качества. Ощущения напомнили видеокарту из серии FX, которая пытается обогнать Ti 4200.
На рынке есть много интересных моделей видеокарт, которые мы не включили в наше тестирование. В мае мы выпустим очередную статью из цикла “Выбираем видеокарту для геймера”, в которую включим и линейку GeForce 8600.