Введение
Как нам кажется, выход на рынок линейки GeForce 9 нельзя назвать лучшим решением маркетингового отдела nVidia. Впервые этот производитель представляет новое поколение видеокарт исключительно на графическом процессоре предыдущего поколения, который вообще никак не изменился ни по набору инструкций, ни по потоковым процессорам.
После
GeForce 9800 GTX: новое вино в старых бутылках
Перед тем, как мы перейдём к детальному изучению новой видеокарты, позвольте сравнить технические спецификации GeForce 9800 GTX с конкурирующими моделями.
Спецификации тестовых карт | ||||
GPU | HD 3870 X2 | 8800 Ultra | 8800 GTS 512 MB | 9800 GTX |
Частота GPU | 825 МГц | 612 МГц | 650 МГц | 675 МГц |
Частота блока шейдеров | 825 МГц | 1 512 МГц | 1 625 МГц | 1 688 МГц |
Частота памяти | 900 МГц | 1 080 МГц | 970 МГц | 1 100 МГц |
Ширина шины памяти | 512 битов | 384 бита | 256 битов | 256 битов |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти | 2 x 512 Мбайт | 768 Мбайт | 512 Мбайт | 512 Мбайт |
Число пикс./верш. конвейеров | (160) | (32) | (32) | (32) |
Число текстурных блоков | 32 | 32 | 64 | 64 |
Число ROP | 32 | 24 | 16 | 16 |
Вычислительная мощность | ~1 TFlops | 387 GFlops | 416 GFlops | 432 GFlops |
Пропускная способность памяти | 115,2 Гбайт/с | 103,7 Гбайт/с | 62,1 Гбайт/с | 70,4 Гбайт/с |
Число транзисторов | 1 334 млн. | 681 млн. | 754 млн. | 754 млн. |
Техпроцесс | 55 нм | 90 нм | 65 нм | 65 нм |
Площадь кристалла | 2 x 196 мм² | 484 мм² | 324 мм² | 324 мм² |
Поколение | 2008 | 2007 | 2007 | 2008 |
Поддерживаемая модель шейдеров | 4.1 | 4.0 | 4.0 | 4.0 |
Одно сразу же бросается в глаза – сходство между 9800 GTX и 8800 GTS 512 MB. Они используют одни и те же GPU (G92), число текстурных блоков, память, функции и т.д. Единственное отличие заключается в чуть более высоких рабочих частотах, что даёт вычислительную мощность почти на 4% больше, а также на 13% большую пропускную способность памяти. Впрочем, новинка всё равно уступает 8800 Ultra или даже 8800 GTX (86,4 Гбайт/с, с 768 Мбайт памяти, конечно), что ещё раз вызывает сомнения насчёт правомочности названия “GeForce 9800 GTX”.
Чтобы как-то оправдать выбор такого названия, nVidia подчёркивает такие функции, как поддержку Triple SLI (поддерживалась до сих пор только стареющими 8800 Ultra и GTX) и, что более интересно, Hybrid Power. Но для этого нужно дождаться появления совместимых материнских плат, а пока данный аргумент в пользу 9800 GTX не работает. Планируете ли вы сегодня покупать новую систему или просто хотите модернизировать видеокарту, ваша материнская плата не будет поддерживать функцию Triple SLI.
Наконец, на видеокарте есть светодиод, однако он почему-то не сигнализировал о правильной работе карты после включения компьютера (в отличие от 9800 GX2, где светодиод сигнализировал о правильном подключении всех кабелей питания).
9800 GTX в деталях
Как и в случае видеокарты
GeForce 9800 GTX.
GeForce 8800 GTS.
Следует признать, что по визуальному дизайну nVidia не очень-то пыталась внести отличия между 9800 GTX и 8800 GTS 512 MB. Двухслотовый дизайн позволяет пропускать воздух через радиатор и выбрасывать его за пределы корпуса, с чем 9800 GX2 справляется весьма ограниченно. Ось радиального вентилятора на 4,08 Вт немного наклонена, чтобы продувать воздух ближе к основанию радиатора. Карта оснащена двумя двухканальными выходами DVI-I и ТВ-выходом. Если вы хотите найти различия, то среди них отметим наличие второго разъёма SLI (необходим для поддержки Triple SLI), второго шестиконтактного гнезда питания PCI Express (а не восьмиконтактного, как у 9800 GX2), что указывает на более высокое энергопотребление, да и размеры карты больше. К сожалению, длина видеокарты составляет 26,7 см, как у 8800 GTX, Ultra, 9800 GX2 и 3870 X2, а не 23 см, как у 8800 GTS 512 MB. Поэтому установить карту в некоторые корпуса будет весьма проблематично.
Карта поставляется с переходником DVI-to-VGA, а также и с переходником DVI-to-HDMI, который поддерживает и звук. Есть и два переходника питания с Molex на шестиконтактную вилку PCI Express, что будет полезно для тех пользователей, у кого блок питания даёт всего одну вилку. Игры в комплект поставки не входят.
Тестовая конфигурация
После нашего
Тестовая конфигурация | |
Материнская плата | Asus P5E3 Deluxe (Intel X38) |
Процессор | Intel Core 2 Quad QX6850 (3 GHz) |
Память | Crucial 2 x 1 Гбайт DDR3 1 333 МГц 7-7-7-20 |
Жёсткий диск | Western Digital WD5000AAKS |
Оптический привод | DVD Asus 12x |
Блок питания | Coolermaster RealPower Pro 850 Вт |
Операционная система | Windows Vista SP1 |
Драйверы | ForceWare 174.53 beta (9800 GTX) ForceWare 169.44 beta (линейка GeForce 8) Catalyst 8.3 WHQL |
Flight Simulator X
Flight Simulator X часто считают, и не без основания, игрой, которая ограничивается вычислительной мощностью процессора. По многим тестам это действительно видно, поскольку большинство видеокарт линейки GeForce 8 дали схожую производительность во всех тестах, за исключением разрешения 1 920 x 1 200 с активными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией. Но, похоже, драйвер тоже имеет значение. Видеокарта AMD существенно отстаёт, выдавая, в лучшем случае, почти 22 кадра в секунду, причём это касается и 3870 X2, которая на 25% медленнее, чем 8800 GTX/Ultra.
Похоже, драйвер 174.53 смог выжать из G92 больше производительности – 9800 GTX показала производительность на 10% больше, чем 8800 GTS 512 MB (и даже на 24% больше в разрешении 1 920 x 1 200 с активными AA/AF), в то время как GTS так и не смогла оторваться от 8800 GT, пусть даже спецификации различаются. Видеокарты 8800 GTS 512 MB и 8800 GT тестировались с одним и тем же драйвером.
Call Of Duty 4
Call of Duty 4 на большинстве карт идёт плавно – то есть мы правильно отобрали модели для среднего и high-end сегментов. В данном отношении 9800 GTX показала себя великолепно, оказавшись самой быстрой без AA/AF, а также на уровне с 3870 X2 при активном сглаживании и фильтрации, обойдя и 8800 GTX, и 8800 GTS 512 MB, над которой новинка nVidia лидирует от 16 до 18%, что выше, чем разница в спецификациях (4% для частоты GPU и 13% для частоты памяти). Похоже, это свидетельство того, что драйверы немало сказываются на производительности.
Test Drive Unlimited
В игре Test Drive Unlimited видеокарта 9800 GTX находится между 8800 Ultra, которая остаётся непобеждённой, и 8800 GTX. Обратите внимание, что 8800 GTS смогла обойти 8800 GTX в разрешении 1 920 x 1 200 с активными AF/AA, не доходя до уровня 9800 GTX на 6% (максимальная разница составляет 11%).
Crysis
Если вы хотите играть в Crysis с максимальной детализацией, пусть даже за счёт чуть сниженного разрешения, то можно забыть о включении сглаживания на большинстве видеокарт (за исключением 3870 X2 в разрешении 1 280 x 1 024). С учётом этого 9800 GTX вновь выглядит очень хорошо, поскольку видеокарта встаёт на второе место во всех случаях, чуть уступая или чуть обгоняя HD 3870 X2 – достижение, учитывая меньшую цену. Без сглаживания новинка nVidia отрывается от 8800 GTS 512 MB на 12%.
World In Conflict
Перед нами ещё одна “тяжёлая” игра, хотя она по требованиям и не дотягивает до Crysis (нам не пришлось снижать разрешение). World In Conflict на последнем уровне, который относительно “тяжёлый”, идёт плавно только без сглаживания. HD 3870 X2, наконец, смогла показать свою мощь. 9800 GTX вновь расположилась между видеокартами предыдущего поколения (по крайней мере, так их называет nVidia), а именно, между 8800 Ultra и GTX, обе из которых после включения сглаживания выходят вперёд из-за большего объёма памяти. Что касается 8800 GTS 512 MB, то эта видеокарта отстаёт от 9800 GTX на 5%-10%.
Supreme Commander
Если не принимать во внимание 3870 X2, чья производительность выросла практически на 100% по сравнению с HD 3870 на высоком разрешении, 9800 GTX показала замечательную производительность, обгоняя во всех ситуациях. Лидерство над 8800 GTS 512 MB оказалось крайне стабильным – 11% во всех случаях.
Enemy Territory: Quake Wars
Обратите внимание, что Quake Wars нам пришлось тестировать в режиме timedemo, и результаты оказались выше, чем они наблюдаются в этой игре на самом деле.
Таким образом, в разрешении 1 680 x 1 050 мы были ограничены процессором (что в самой игре не наблюдается), но в разрешении 1 920 x 1 200 видеокарта 9800 GTX заняла привычные позиции. По крайней мере, после включения сглаживания. Она на 6% обошла 8800 GTS 512 MB и едва смогла обогнать 8800 GTX, которую новинка nVidia теоретически заменяет.
Unreal Tournament III
Видеокарта HD 3870 X2, по каким-то причинам, по-прежнему отказывается включать сглаживание в Unreal Tournament III (в отличие от HD 3870), однако она, как и раньше, обеспечивает самую высокую производительность, пусть это уже не так актуально, учитывая высокую частоту кадров, демонстрируемую другими картами. 9800 GTX с лёгкостью справилась с этой игрой, она смогла победить 8800 Ultra и ушла в довольно сильный отрыв от 8800 GTS 512 MB (в среднем 27%, а временами и до 40%), что говорит, опять же, о недостаточной оптимизации драйверов 8800 GTS 512 MB.
Энергопотребление и температура
Как обычно, мы измерили энергопотребление системы со всеми картами (то есть в таблице указано энергопотребление всего компьютера без монитора). Мы вновь вычли потери на блоке питания, которые составляют около 18%.
Видеокарте требуется подключение дополнительного шестиконтактного кабеля питания, но энергопотребление 9800 GTX очень близко к 8800 GTS 512 MB, что тоже не удивляет. Числа сравнимы в состоянии бездействия, и 9800 GTX чуть более “прожорлива” под нагрузкой (Test Drive Unlimited), на что указывают спецификации. Официально nVidia указывает для 9800 GTX энергопотребление 150 Вт против “< 150 Вт” для 8800 GTS 512 MB, и наши результаты это подтверждают.
Таким образом, фирменного блока питания на честные 350 Вт будет достаточно для питания системы на основе новой видеокарты. Следует упомянуть, что, несмотря на снижение объёма памяти и уменьшение техпроцесса, снижение энергопотребления по сравнению с предыдущим поколением очень невелико. С другой стороны, соотношение производительности на ватт ощутимо больше (на 52%), чем у видеокарты Radeon HD 3870 X2, чьё энергопотребление мы измеряли под Unreal Tournament III, поскольку в Test Drive Unlimited видеокарта нагружалась слишком слабо (мы получили 235 Вт, что меньше, чем у 8800 GT).
Несмотря на ограничение, которое традиционно составляет 105°C (температура, при которой частоты снижаются для защиты GPU), скорость вращения вентилятора 9800 GTX оказалась ощутимо выше, чтобы графический процессор и близко не подходил к указанному порогу. Во время наших тестов мы не смогли нагреть GPU выше температуры 71°C – всего на несколько градусов больше, чем в режиме бездействия. Так что о перегреве видеокарты можно и не думать.
Шум и разгон
Ниже приведены значения уровня шума, которые мы получили с помощью сонометра на расстоянии 5 см от лицевой панели карты, все остальные вентиляторы мы остановили.
Сюрприз? Эффективная система охлаждения GPU G92 у видеокарты GeForce 9800 GTX приводит к увеличению уровня шума. Хотя здесь используется такой же вентилятор, как и у 8800 GTS 512 MB, его скорость вращения существенно выше – как в режиме бездействия, так и под нагрузкой. Только HD 3870 X2 смогла сохранить сомнительное звание лидера по уровню шума под нагрузкой. Зато эта карта очень тихо работает в режиме бездействия – примерно на уровне 8800 GTS, чего у 9800 GTX не получается. На практике уровень шума не такой высокий в режиме бездействия, но после запуска игры вентилятор быстро разгоняется, причём этот эффект иногда наблюдается и в режиме бездействия – тогда шум начинает раздражать.
Что действительно смешно, так это заявление nVidia о том, что новая видеокарта работает очень тихо, даже в играх. Обычно отдел маркетинга замалчивает негативные особенности видеокарты, а не привлекает к ним внимание, тем более что промах настолько очевиден.
Скорее всего, высокие скорости вращения вентилятора выставлены в драйвере, но вряд ли nVidia что-то изменит. Высокий уровень охлаждения необходим, чтобы вычислительные блоки GPU выдержали высокие частоты 9800 GTX.
Мы смогли разогнать GPU со штатными частотами 1 688 МГц (потоковые процессоры) и 675 МГц (остальная часть GPU) до 1 998 МГц и 810 МГц, соответственно, то есть примерно на 19%. Впечатляющий прирост для G92, который уже и так штатно работает на высоких частотах. Без сомнения, причина кроется в эффективной системе охлаждения. Наша видеокарта 8800 GTS 512 MB смогла выдать чуть меньшую частоту – 776 МГц.
Что касается памяти, то мы смогли увеличить её частоту с 1 100 до 1 252 МГц, что соответствует приросту на 14%. В результате мы смогли улучшить плавность Quake Wars в разрешении 1 920 x 1 200 со сглаживанием 4x на 16% – вполне разумный уровень для high-end видеокарты (хотя у nVidia есть достаточно потенциала, чтобы выпустить гипотетическую GeForce 9800 Ultra).
Заключение
Похоже, nVidia тщательно рассчитала свою стратегию с выпуском GeForce 9800 GTX. Видеокарта даёт очень хорошую производительность, обгоняя 8800 GTX (в среднем на 7%) и очень близка к 8800 Ultra (особенно в тестах без сглаживания). Производительность достаточно высокая, чтобы забыть о покупке 8800 GTS 512 MB. Причём нас ждал сюрприз: несмотря на идентичные GPU и схожие характеристики (+4% по чистой вычислительной мощности, +13% по пропускной способности памяти), прирост в играх составлял иногда до 40% (в среднем 13%). Причина кроется в том, что на момент тестирования драйверы GeForce 8 несколько устарели, и видеокарты наверняка вернут свои позиции, как только nVidia выпустит новую версию (на днях вышла бета-версия ForceWare 174.74).
Что радует больше всего, так это заявленные цены на 9800 GTX – $300-350, меньше, чем на HD 3870 X2. Фактически, цена ниже, чем на все тестируемые видеокарты, за исключением 8800 GT, HD 3870 и 8800 GTS 512 MB. Добавление поддержки HybridPower звучит неплохо, хотя сегодня этим преимуществом вряд ли можно воспользоваться.
Кроме того, как и в случае с 9800 GX2, nVidia оставляет впечатление компании, почивающей на троне и относящейся к своим клиентам снисходительно. Первый вопрос возникает насчёт легитимности выпуска такой видеокарты вообще, поскольку она отличается от предыдущих видеокарт (8800 GTX и Ultra, а также 8800 GTS 512 MB) только названием, если не вдаваться в детали. В конечном итоге выход “нового поколения” GeForce 9 очень и очень противоречив. Да и карта стоит дороже 8800 GTS 512 MB, которая на мировом рынке уже продаётся за $245-320.
Но есть и более серьёзная проблема: у GeForce 9800 GTX наблюдаются два недостатка. Первый – ограниченный объём памяти – всего 512 Мбайт. Это просто недостаточно для видеокарты, которая призвана заменить 8800 GTX с 768 Мбайт. Ограниченный объём памяти хорошо заметен на высоких разрешениях со сглаживанием в некоторых играх, и он полностью сводит на нет преимущества от установки видеокарт в конфигурацию SLI или Triple SLI – пусть даже видеокарта поддерживает SLI.
Что ещё хуже, у 9800 GTX есть и второй недостаток, с которым, как мы надеялись, больше никогда не придётся иметь дело на моделях для среднего и high-end сегментов от nVidia: карта очень быстро наращивает обороты вентилятора и ощутимо шумит под нагрузкой в играх, а также иногда и в режиме бездействия!
Так что же, nVidia, это всё, на что ты способна через 17 месяцев после выхода 8800 GTX?
Резюме будет таково. nVidia GeForce 9800 GTX – это видеокарта, которая почти такая же быстрая, как 8800 Ultra, но стоит намного дешевле – неплохо. Но с момента выхода линейки GeForce 8 прошло уже почти полтора года, и хотя AMD не может дать ничего достойного для конкуренции с новинкой от nVidia, мы бы хотели получить более эффективное решение для замены 8800 GTX, которая на мировом рынке продаётся по цене $400. Но вместо наших ожиданий мы получили очень шумную карту, упирающуюся в 512 Мбайт видеопамяти. Это особенно разочаровывает, если взглянуть на очень близкие результаты 8800 GTS 512 MB, которая стоит дешевле.
Преимущества.
- Производительность близка к 8800 Ultra, а цена в два раза ниже;
- поддержка HybridPower (на совместимых материнских платах).
Недостатки.
- Шумит под нагрузкой;
- всего 512 Мбайт памяти;
- производительность недостаточно отличается от 8800 GTS 512 MB, 8800 GTX и Ultra, хотя эти видеокарты относятся к “предыдущему” поколению и часто стоят дешевле.
Сравнение производительности
Примечание: два средних результата, полученных для Radeon HD 3870 X2 со сглаживанием, были рассчитаны без учёта одной игры (Unreal Tournament III), в отличие от других видеокарт. Это привело к меньшему среднему результату для данной видеокарты, поскольку частота кадров Unreal Tournament III, в среднем, выше, чем у других игр в нашем тесте. Это частично объясняет падение по среднему результату.