Введение
Несколько дней назад мы получили образец видеокарты nVidia GeForce 9800 GX2, которой и посвящён наш обзор. Честно говоря, видеокарта “сырая”. Например, драйвер даёт настолько плохую производительность в режиме “Quad SLI”, что о нём можно полностью забыть. Но давайте обо всём по порядку.
nVidia 9800 GX2 производства Point of View.
Цель nVidia с выпуском GeForce 9800 GX2 была простая, как и со всеми high-end картами. Компания просто хотела вернуть себе звание производителя самой мощной 3D-видеокарты, которое было весьма удивительно потеряно (хотя и с незначительным отставанием) после выхода ATI Radeon 3870 X2. Конечно, кажется не очень естественным собирать карту на двух чипах для массового рынка. Впрочем, как мы уже отмечали раньше, подобный дизайн имеет свои преимущества с точки зрения производства.
Мы не единственные, кто думал о подобном положении. Главный исполнительный директор (CEO) nVidia утверждал в прошлом месяце, что GeForce 8800 GTX осталась самой мощной видеокартой, и что подход установки одного GPU на видеокарте самый лучший. Хотя если плата с двумя GPU окажется самой быстрой в мире, то это тоже можно будет принять. Не получилось ли так в случае GeForce 9800 GX2?
Voodoo 6 5500?
Предыдущая “сдвоенная” видеокарта nVidia 7950 GX2.
В отличие от AMD и легендарной 3dfx, nVidia осталась приверженной тенденции, которой компания придерживается ещё с выпуска GeForce 7950 GX2. Она заключается в том, карта состоит из двух печатных плат, пусть даже на фотографиях это не так хорошо видно из-за системы охлаждения. Две печатные платы дают свои преимущества, первое из которых – облегчённая прокладка дорожек к чипам памяти. Числа тоже говорят в пользу nVidia, поскольку этот производитель смог поддержать частоту 1 ГГц (970 МГц у 8800 GTS 512 MB), в то время как AMD пришлось ограничить себя 900 МГц на Radeon HD 3870 X2 с одной печатной платой. Это даже ниже, чем 1125 МГц у Radeon 9870 с одним GPU.
В отличие от 7950 GX2, две печатные платы 9800 GX2 обращены “лицом” друг к другу и отдают тепло на один радиатор, который охлаждается одним вентилятором. Подобный подход увеличивает ограничения, касающиеся системы охлаждения (оба GPU расположены близко и один радиатор должен справляться с накопляемым теплом), но мы не обнаружили существенной разницы между температурами GPU (проблема была частично решена у 3870 X2 из-за разных радиаторов). Небольшое количество тепла GPU отдаётся на печатные платы, что тоже работает лучше, поскольку их две.
К сожалению, nVidia не смогла разместить все компоненты на короткой карте. Длина 9800 G2X составляет 26,7 см, что типично для high-end карты (8800 GTX, Ultra и 3870 X2). Точно так же, требуется подключение двух вилок питания (6 и 8 контактов), и, наконец, только часть тепла выбрасывается наружу корпуса. Большинство тепла уходит вверх от карты и должно выбрасываться вентиляторами корпуса. Решётка на слотовых заглушках слишком маленькая по причине большого числа выводов.
HybridPower
Карта поддерживает последнюю версию PureVideo HD, впервые для топовой карты nVidia, а также “Quad SLI” (можно сочетать две 9800 GX2 на платформе nVidia, когда драйверы позволят это сделать, ориентировочно, в конце марта), но 9800 GX2 является и первой картой, поддерживающей “HybridPower”. Это одна из двух технологий, составляющих “Hybrid SLI” (с GeForce Boost для карт начального уровня), однако “HybridPower” более интересна. Она позволяет полностью отключить 3D-карту при работе в офисных приложениях, оставив только интегрированное графическое ядро в случае, если материнская плата построена на чипсете 790i. Пусть даже 3D-карты немало продвинулись вперёд в последние годы, они по-прежнему тратят много энергии, даже если вы не запускаете 3D-приложения, а многие пользователи большую часть времени их и не запускают.
У GeForce 9800 GX2 есть дополнительные компоненты, которые позволяют пробудить неактивную карту (nVidia отказалась сказать больше). Запросы на активацию или выключение карты отсылаются через протокол SMBus по шине PCI Express. Этот протокол используется впервые, и видеокарта должна быть с ним совместима, чтобы отвечать на запросы. Кроме того, у карты должны быть обновлённые цепи питания и конденсаторы, чтобы она могла реагировать быстро. Пусть даже мы не смогли проверить технологию из-за отсутствия совместимой платформы, несколько месяцев назад мы видели её нормальную работу с бета-драйверами. В то время указания на включение или выключение карты отсылались вручную, да и задержка составляла с десяток секунд.
Спецификации
Наш образец карты был изготовлен компанией Point of View. Она полностью идентична эталонному дизайну, за исключением наклейки. Да и комплекты поставки разных карт будут различаться. Point of View приложила к карте переходник с DVI на VGA и с двух вилок Molex на 6-контактную вилку PCI Express, что для такой карты кажется несколько устаревшим.
Выходы состоят из двух портов DVI-I и одного HDMI. Подобно 9600 GT, у карты 9800 GX2 есть звуковой вход, расположенный рядом с дополнительными гнёздами питания для подключения звука с материнской платы или звуковой карты.
Основные спецификации видеокарт | |||
GPU | HD 3870 X2 | 9800 GX2 | 8800 Ultra |
Частота GPU | 825 МГц | 600 МГц | 612 МГц |
Частота блока шейдеров | 825 МГц | 1 500 МГц | 1 512 МГц |
Частота памяти | 900 МГц | 1 000 МГц | 1 080 МГц |
Ширина шины памяти | 2×256 битов | 2×256 битов | 384 бита |
Тип памяти | GDDR3 | GDDR3 | GDDR3 |
Объём памяти | 2 x 512 Мбайт | 2×512 Мбайт | 768 Мбайт |
Число пиксельных/вершинных конвейеров | (160) | (64) | (32) |
Число текстурных блоков | 32 | 128 | 32 |
Число ROP | 32 | 32 | 24 |
Вычислительная мощность | ~1 TFlops | 768 GFlops | 387 GFlops |
Пропускная способность памяти | 115,2 Гбайт/с | 128 Гбайт/с | 103,7 Гбайт/с |
Число транзисторов | 1 334 млн. | 1 010 млн. | 754 млн. |
Техпроцесс | 55 нм | 65 нм | 65 нм |
Площадь кристалла | 2 x 196 мм² | 2 x 324 мм² | 484 мм² |
Поколение | 2008 | 2008 | 2007 |
Модель шейдеров | 4.1 | 4.0 | 4.0 |
Что касается спецификаций, то неплохо было бы получить больший объём памяти (512 Мбайт по сегодняшним меркам не так и много) и более широкую шину памяти (256 битов, хотя это число можно умножить на два). По большинству остальных спецификаций nVidia находится впереди. А именно, по пропускной способности памяти, однако наиболее сильной стороной можно считать текстурные блоки (скорость заполнения в три раза больше). У AMD выше чистая производительность, но мы знаем, что на самом деле архитектура менее эффективна. У AMD ещё и меньшая площадь кристалла, что означает меньшие затраты на производство.
Тестовая конфигурация
Поскольку у нас было мало времени для подготовки обзора, мы сфокусировали внимание на самом важном – на сравнении производительности GeForce 9800 GX2 с видеокартами Radeon HD 3870 X2 и GeForce 8800 Ultra. Вы можете обратиться к нашему обзору 3870 X2 для получения дополнительных результатов, включая видеокарты в конфигурации CrossFire. Мы представим результаты в конфигурации SLI, когда будут готовы драйверы.
В отличие от предыдущих обзоров, здесь мы использовали Windows Vista SP1, поскольку многие пользователи при покупке таких дорогих видеокарт, как 9800 GX2, хотят получить доступ ко всем графическим возможностям, включая поддержку DirectX 10. Во время тестов мы отключили UAC, индексирование, Superfetch и интерфейс Aero, а также установили последние версии драйверов и патчей.
Мы добавили несколько новых игр. Симулятор Flight Simulator X, несмотря на то, что он часто упирается в производительность CPU, сегодня очень популярен и даёт весьма любопытные результаты. Мы также добавили Enemy Territory: Quake Wars, поскольку эта игра стала популярной и по причине использования ею технологии “MegaTexture”. Она стала единственным исключением из нашего правила, когда все игры должны тестироваться в реальных условиях с помощью Fraps. Режим “replay” в Quake Wars ограничен 30 fps, поэтому нам пришлось использовать режим “timedemo”, который не отражает реальной производительности в игре, так как она намного меньше, чем в режиме “timedemo”. Мы изменили тестовые сцены в других играх, за исключением Test Drive Unlimited и Call of Duty 4.
Наконец, мы использовали только два разрешения: 1 920 x 1 200, которое вполне типично для 24-26″ дисплеев, и, конечно, 2 560 x 1 600, которое характерно для таких 30″ мониторов, как Samsung 3054T, который мы и использовали в наших тестах. Как мы полагаем, именно на двух этих разрешениях и будут играть с подобными видеокартами. С меньшим разрешением (22″ и меньше) вкладывать деньги в столь мощную видеокарту, чтобы получить плавную игру, вряд ли имеет смысл, что мы уже видели в обзоре Radeon HD 3870 X2.
Тестовая конфигурация | |
Материнская плата | Asus P5E3 Deluxe (Intel X38) |
Процессор | Intel Core 2 Quad QX6850 (3 GHz) |
Память | Crucial 2 x 1 Гбайт DDR3 1 333 МГц 7-7-7-20 |
Жёсткий диск | Western Digital WD5000AAKS |
Оптический привод | DVD Asus 12x |
Блок питания | Coolermaster RealPower Pro 850 Вт |
Операционная система | Windows Vista SP1 |
Драйверы | ForceWare 174.53 beta (9800 GX2) ForceWare 169.44 beta (8800 Ultra) Catalyst 8.3 WHQL |
Flight Simulator X
Flight Simulator немного говорит о производительности 9800 GX2, за исключением того, что видеокарта не особо быстрее 8800 Ultra. Она оказывается даже медленнее в разрешении 2 560 x 1 600 с включёнными фильтрацией и сглаживанием. С другой стороны, Radeon HD 3870 X2 явно сходит с дистанции, поскольку эта видеокарта не обеспечивает плавной игры даже в разрешении 1 920 x 1 200. В общем, решения с несколькими GPU бесполезны не только в Flight Simulator, а в ряде случаев они оказываются даже медленнее.
Unreal Tournament III
Весьма странно, но драйверы Radeon HD 3870 X2 не поддерживают сглаживание при запуске Unreal Tournament 3 в режиме DirectX 10, несмотря на то, что мы использовали последние драйверы и патчи, которые должны работать нормально. Мы обнаружили, что при отключённых сглаживании и фильтрации карты с двумя GPU являются самыми мощными с приростом производительности от 40% до 57% у 9800 GX2 по сравнению с 8800 Ultra (и от 11% до 41% по сравнению с 3870 X2). Отрыв снижается до 16% в разрешении 1 920 x 1 200 с AF/AA, а затем 9800 GX2 буквально скатывается вниз в разрешении 2 560 x 1 600 + AA/AF, из-за скромного объёма памяти (всего 512 Мбайт).
Честно говоря, мы сомневаемся в пользе видеокарт с двумя GPU в Unreal Tournament III, поскольку преимущество, которое они дают, видно только в ситуации, когда 8800 Ultra уже достаточно для плавной игры, да и она остаётся непобеждённой в экстремальных случаях…
Call Of Duty 4
Чтобы обнаружить разницу между 3870 X2 и 8800 Ultra в Call Of Duty 4, нужно воспользоваться лупой. Однако 9800 GX2 достигает новых высот в разрешении 2 560 x 1 600, позволяя даже играть со сглаживанием! Отрыв от 3870 X2 постоянный и составляет, в среднем, около 74%.
Test Drive Unlimited
Мы уже видели этот феномен в Windows XP, и переход на Windows Vista с драйверами Catalyst 8.3 ничего не изменил. AMD не добавила профиль для работы Drive Unlimited в конфигурациях с несколькими GPU. А nVidia – добавила. В результате мы получили весьма значительный разрыв, видеокарта 3870 X2 оказалась, в среднем, в два раза медленнее, чем простая 8800 Ultra. А 9800 GX2 расширяет этот разрыв. Впрочем, есть нюанс. Разрыв составляет от 26% до 67% в разрешении 1 920 x 1 200, но ограничение в 512 Мбайт снижает разрыв до 33% и 18% в разрешении 2 560 x 1 600. Новая видеокарта, подобно 8800 Ultra, не может обеспечить плавную игру при включении сглаживания и фильтрации: 28 кадров в секунду, на наш взгляд, слишком мало для Test Drive Unlimited.
Crysis
Как и всегда, Crysis оказалась самой требовательной игрой. Поэтому нам было весьма интересно протестировать её на новых high-end видеокартах. Как обычно, производительность в этой игре оказывается существенно ниже, чем в других играх, даже в низком разрешении. Мы использовали рендеринг DirectX 10 в режиме “Very High Quality”, снизив только детализацию теней.
Наши предчувствия оправдались. В “лёгких” сценариях 9800 GX2 показывает свой потенциал (от 57% до 70% лучше, чем конкуренты в разрешении 1 600 x 1 200, 51% – в 1 920 x 1 200). Однако после включения сглаживания и анизотропной фильтрации карта демонстрирует свои ограничения, производительность падает до того же уровня, что и у других видеокарт. И, что ещё хуже, у 9800 GX2 есть ошибка при включении сглаживания. А именно, крупные горизонтальные полосы, а некоторые текстуры становятся красными, играть невозможно. Конечно, мы установили патч 1.2.
World In Conflict
9800 GX2 весьма неплохо показывает себя в World In Conflict на нашей тестовой сцене, которая взята из последнего и самого требовательного уровня игры. Кроме превосходной производительности по сравнению с 3870 X2 без сглаживания (разница в производительности составляет всего 9% в разрешении 1 920 x 1 200, но увеличивается до 64% в 2 560 x 1 600), видеокарта поддерживает сглаживание в разрешении 1 920 x 1 200, где она оказывается на 31% быстрее, чем 8800 Ultra. Впрочем, в разрешении 2 560 x 1 600 ситуация уже не такая радужная, поскольку 512 Мбайт памяти 9800 GX2 ещё хуже сказываются на производительности, чем ограниченный объём у 3870 X2. Характерная проблема для линейки GeForce, и nVidia, на наш взгляд, следует что-то с этим делать.
Supreme Commander
Для наших тестов мы выбрали относительно лёгкую сцену атаки, но приблизили камеру близко к юнитам. Чтобы выигрывать от карт с двумя GPU, в Supreme Commander следует играть в разрешении 2 560 x 1 600. В таком случае 9800 GX2, опять же, лидирует со средним отрывом на 28% по сравнению с 3870 X2 (42% со сглаживанием) и не меньше 84% по сравнению с 8800 Ultra!
Enemy Territory: Quake Wars
Мы вновь хотим подчеркнуть, что это единственная игра, которая тестировалась в режиме “timedemo”. Результаты шутера Quake Wars в “timedemo” выше, чем реальная производительность в игре. В разрешении 1 920 x 1 200 между картами нет особой разницы в производительности, за исключением отрыва на 26% в пользу 9800 GX2 по сравнению с 3870 X2 после включения сглаживания. При игре на 30″ мониторе со сглаживанием можно видеть мощь 9800 GX2, отрыв которой составляет 38% (максимум).
Энергопотребление
Если посмотреть на энергопотребление системы, то максимальное значение не превышает 350 Вт (то есть 300 Вт на конфигурацию, если исключить потери на блоке питания). nVidia рекомендует блок питания с заявленной мощностью не меньше 580 Вт, но мы считаем, что это чрезмерно. Даже если будущие игры смогут лучше использовать четырёхъядерные процессоры и видеокарты, надёжного блока питания со стабильной мощностью 450 Вт будет вполне достаточно.
AMD Radeon HD 3870 X2 показывает схожие результаты, которые мы уже видели в случае HD 3870 (по сравнению с 9600 GT); энергопотребление видеокарты ниже в режиме бездействия (на 18% меньше, чем у 9800 GX2), причина чего кроется в 55-нм техпроцессе и более агрессивных технологиях энергосбережения. Однако серьёзная “чистая” вычислительная производительность 3870 X2, являющаяся следствием большого числа потоковых процессоров, потребляющих энергию, приводит к тому, что видеокарта под нагрузкой потребляет больше энергии, чем “новичок”, хотя её производительность в игровом режиме на 37% ниже.
Уровень шума
Ниже мы привели значения уровня шума, полученные с помощью сономера, расположенного на расстоянии 5 см от лицевой стороны видеокарты, когда все остальные вентиляторы системы были выключены.
Карта тихо работает в режиме бездействия, подобно другим high-end картам, однако вентилятор 9800 GX2 существенно ускоряется после запуска 3D-игр. Уровень шума весьма ощутим и начинает раздражать своей тональностью намного больше, чем у 8800 Ultra, у которой пиковый уровень вполне приемлемый. Кроме того, 9800 GX2 0 единственная карта, которая не выбрасывает весь воздух наружу корпуса, то есть она будет быстро повышать температуру внутри корпуса, ускоряя скорость вращения вентилятора видеокарты (а также и процессора). nVidia могла бы сделать и получше!
Заключение
GeForce 9800 GX2 на данный момент является самой производительной видеокартой на рынке, она стабильно опережает Radeon HD 3870 X2 (42% в среднем и от 33% до 57%, в зависимости от выбранного разрешения). Сегодня у nVidia больше опыта с конфигурациями на нескольких GPU, чем у AMD, SLI намного популярнее CrossFire, пусть даже оба продукта нацелены на довольно узкую нишу. Некоторые игры, подобно Test Drive Unlimited, не имеют профиля в драйверах AMD, но драйверы nVidia их поддерживают. Большинство игр быстрее работает на 9800 GX2, хотя эта видеокарта представляет собой просто две 8800 GTS 512 MB с чуть уменьшенной частотой GPU, в то время как Radeon HD 3870 X2 построена на двух Radeon HD 3870 с меньшей частотой памяти. Да и два дизайна GPU заметно отличаются.
С учётом сказанного, мы не рекомендуем покупать GeForce 9800 GX2 тем, кто редко меняет видеокарты и желает вложить деньги в high-end модель, которая позволит играть и в ближайшие годы. Впрочем, есть ситуации, в которых новая видеокарта будет преуспевать, например, когда вы будете играть в высоком разрешении и при высоких настройках, но даже тогда 9800 GX2 лишь чуть лучше простой GeForce 8800 Ultra. Проблема, как и в случае с 3870 X2, заключается в относительно скромном объёме памяти 512 Мбайт, который не очень хорошо подходит для самых высоких разрешений, особенно при включении сглаживания. Числа говорят сами за себя: 9800 GX2 обгоняет 8800 Ultra (с 768 Мбайт), в среднем, на 29%, и до 41% в разрешении 2 560 x 1 600, однако включение сглаживания в таком разрешении сокращает разрыв до 13%. Впрочем, для многих игр именно этот режим остаётся единственным, где не обеспечивается плавная игра, поэтому 9800 GX2 многого и не даёт.
В то же время, перед нами, без сомнения, новая топовая модель видеокарты от nVidia, поэтому она продаётся по соответствующей цене. Модель Point Of View была выпущена с заявленной ценой 500 евро, и хотя это ниже объявленной цены nVidia ($600), разница в цене по сравнению с 3870 X2, которую сегодня можно купить за 13,5 тыс. руб., едва покрывает среднюю разницу в производительности. Соотношение цена/производительность у 9800 GX2 далеко не самая лучшая, причём оно ухудшается на очень высоких разрешениях. Конечно, перед нами карта в самой высокой ценовой категории, но она далеко не самая лучшая, если оценивать по соотношению цена/производительность.
Итог будет таков. Да, перед нами самая быстрая геймерская видеокарта в мире, средняя производительность намного выше, чем у HD 3870 X2, которая вышла всего несколько недель тому назад. Однако 9800 GX2 остаётся слабой на самых высоких разрешениях, где она должна, теоретически, выжимать из себя максимум. Набор функций не особо изменился по сравнению с GeForce 8, несмотря на новое название. Учитывая цену, 9800 GX2 предназначена, скорее, для тех, кто меняет видеокарты раз в год или даже чаще.
Преимущества.
- Самая быстрая 3D-видеокарта;
- дизайн с несколькими GPU лучше, чем у AMD.
Недостатки.
- Разочаровывающая производительность на высоких разрешениях, особенно после включения полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации;
- нет поддержки DirectX 10.1 или каких-либо новых функций, которые можно было бы ожидать от нового поколения GeForce 9;
- очень высокая цена.
Заключение по производительности
Примечание: два средних результата, полученных для Radeon HD 3870 X2 со сглаживанием были рассчитаны без учёта одной игры (Unreal Tournament III) по сравнению с другими видеокартами. Эти привело к меньшему среднему результату для данной видеокарты, поскольку частота кадров Unreal Tournament III, в среднем, выше, чем у других игр в нашем тесте. Это частично объясняет падение по среднему результату по сравнению с 8800 Ultra.