Введение
Скажем откровенно. Ситуация у nVidia последние несколько месяцев далеко не самая лучшая.
Первое, что сразу же приходит на ум – успешный выход на рынок новой линейки видеокарт AMD Radeon HD 5000 класса DirectX 11. nVidia ещё не представила свой ответ с поддержкой DirectX 11. Конечно, учитывая не такую хорошую доступность high-end видеокарт AMD Radeon HD 5870 и 5850, корень проблем nVidia вовсе не в них. Главной угрозой компании можно считать тот факт, что AMD уже два раза доказала, что небольшой масштабируемый GPU и память GDDR5 в линейках Radeon HD 4000 и 5000 является выигрышной комбинацией с точки зрения цены, производительность и прибыльности.
В итоге AMD сегодня вполне успешно продаёт недорогие видеокарты со скромной 3D-производительностью. nVidia же приходилось использовать high-end GPU даже для установки в модели уровня $100. Возьмите, например, видеокарты GeForce 9600 GSO, 9600 GT и 9800 GT, ни одна из которых не планировалась изначально для рынка $100 или дешевле. Сложные GPU и подсистема памяти повышают себестоимость, да и энергопотребление кажется просто огромным по сравнению с той же эффективной видеокартой Radeon HD 4670, а по производительности такие решения не могут приблизиться к той же Radeon HD 4850. Более новая версия GeForce 9600 GSO на основе G96 помогла снизить затраты из-за суженного до 128 бит интерфейса памяти, но большинство видеокарт GeForce уровня $100 и ниже всё же дороже производить, чем модели на основе Radeon.
Поскольку флагман nVidia следующего поколения с поддержкой DirectX 11 под названием “Fermi” не выйдет до следующего года, то перспективы привлечения покупателей со стороны nVidia выглядят весьма плачевными. У нас были надежды, что недавно представленные GeForce G 210 и GT 220 смогут изменить ситуацию. Конечно, сочетание 40-нм техпроцесса и поддержки DirectX 10.1 помогло GeForce GT 220 весьма достойно выглядеть по сравнению с ATI Radeon HD 4650, но видеокарта Radeon HD 4670 осталась непревзойдённой по соотношению цена/производительность, а также низкому энергопотреблению.
Непревзойдённой до последнего анонса nVidia.
На днях компания официально представила GeForce GT 240 – самую мощную видеокарту, которая не требует дополнительного питания PCIe. Конечно, она не даёт поддержки DirectX 11, но видеокарта обладает необходимыми характеристиками для успеха в категории дешевле $100: недорогое производство, низкое энергопотребление, а также лучшая производительность, чем у Radeon HD 4670. Насколько важно то, что AMD планирует выпустить пару GPU начального уровня класса DirectX 11 в первом квартале 2010 года? Только если вы не против того, чтобы подождать. Давайте посмотрим, что nVidia предлагает сегодня.
Спецификации GeForce GT 240 и аппаратное обеспечение
Начнём с рассмотрения спецификаций новых видеокарт nVidia GeForce GT 240.
GeForce GT 240 | |
Кодовое название GPU | GT215 |
Техпроцесс | 40 нм |
Частота GPU (текстурный блок и ROP) | 550 МГц |
Частота GPU (блоки шейдеров) | 1360 МГц |
Частота памяти (физическая и эффективная) | 850 МГц (3400 МГц эффективная) GDDR5 1000 МГц (2000 МГц эффективная) DDR3 |
Суммарный объём памяти | 1 Гбайт, 512 Мбайт |
Интерфейс памяти | 128 бит |
Суммарная пропускная способность памяти | 54,4 Гбайт/с (GDDR5) 32,0 Гбайт/с (DDR3) |
Число потоковых процессоров | 96 |
Число ROP | 8 |
Число текстурных блоков | 32 |
Microsoft DirectX/модель шейдеров | 10.1/4.1 |
OpenGL | 3.2 |
Поддержка PhysX | Да |
Поддержка форматов видео для декодирования на GPU | MPEG-2, MPEG-4 Part 2 Advanced Simple Profile, H.264, VC1, WMV, DivX версия 3.11 и позже |
Передача звука HD через PCI Express | Да |
Интерфейсы | DVI, VGA, HDMI |
Форм-фактор | Один слот |
Разъёмы дополнительного питания | Нет |
Версия HDMI | 1.3a |
DisplayPort | 1.1 |
Двухканальный DVI | Да |
Интерфейс | PCIe 2.0 |
Макс. энергопотребление платы | 70 Вт |
Предельная температура GPU | 105 градусов Цельсия |
Подобно графическим процессорам G 210 и GT 220, новый GeForce GT 240 базируется на той же архитектуре GT200, унаследованной из линейки GeForce GTX 200. Мы не будем углубляться в детали архитектуры GT200, поскольку мы уже довольно подробно всё описали в статье, посвящённой анонсу GeForce GTX 280, с которой вы можете ознакомиться здесь.
Впрочем, позвольте вкратце пробежаться по основным спецификациям. У GeForce GTX 285 используется 10 кластеров обработки текстур (texture-processing clusters, TPC) с 24 потоковыми процессорами (streaming processors, SP) в каждом. Каждый кластер оснащён восемью блоками обработки текстур (texture-management units, TMU). Всего в GPU присутствуют восемь 64-битных блоков растровых операций (ROP), способных выполнять восемь растровых операций за такт. В результате видеокарта GTX 285 обладает 240 потоковыми процессорами, 80 текстурными блоками и восемью ROP, способными обработать 64 пикселя за такт, причём все ROP подключены к 512-битной шине памяти.
Для сравнения, новая видеокарта GeForce GT 240 оснащена четырьмя кластерами обработки текстур TPC, каждый из которых содержит 24 потоковых процессора, что даёт 96 вычислительных ядер. Подобно GeForce GTX 280, каждый кластер TPC содержит восемь блоков обработки текстур TMU, что даёт 32 текстурных блока. Два 64-битных ROP способны обрабатывать четыре пикселя за такт каждый, при этом они подключены к 128-битной шине памяти и могут выполнять восемь растровых операций за такт. Таким образом, можно ожидать, что GT 240 даст меньше половины вычислительной мощности GeForce GTX 285.
Новая GeForce GT 240 также производится по (предположительно проблематичному) 40-нм техпроцессу TSMC, который позволил Nvidia получить больше прибыли со своих графических процессоров дешевле $100 по сравнению с 55- и 65-нм версиями. Конечно, у нового процессора есть общие функции по сравнению с моделями G 210 и GT 220, а именно поддержка DirectX 10.1 и Shader Model 4.1, вывод восьми каналов звука LPCM и улучшенная поддержка воспроизведения кодеков видео DivX, VC-1 и MPEG-2. GeForce GT 240 сертифицирована не только под поддержку CUDA и PhysX, но также и поддерживает очки GeForce 3D Vision.
Но самые большие отличия у Nvidia GeForce GT 240 кроются в поддержке памяти. Если GeForce GT 220 ограничена поддержкой DDR2 и GDDR3, то новая GeForce GT 240 может работать как с DDR3, так и с GDDR5. Это немаловажно, поскольку память GDDR5 обеспечивает в два раза большую теоретическую пропускную способность на такт по сравнению с DDR2 и GDDR3. Красота решения в том, что это позволяет GeForce GT 240 обеспечивать схожую пропускную способность по сравнению с видеокартами, оснащёнными памятью GDDR3 с 256-битным интерфейсом памяти (подобно 9600 GT), но себестоимость при этом остаётся довольно низкой. Память GDDR5 была одним из козырей AMD, когда эта компания представляла линейку Radeon HD 4800, теперь настала очередь Nvidia использовать эту технологию. Кроме того, мы первый раз наблюдаем память GDDR5 на видеокарте для рынка дешевле $100. Установка памяти GDDR5 позволит Nvidia закрыть разрыв в производительности между 128-битными видеокартами, подобными Radeon HD 4670, и 256-битными видеокартами, такими как GeForce 9600 GT.
GeForce GT 240 выделяется ещё и тем, что она оказалась единственной эталонной видеокартой в данном сегменте производительности без отдельного разъёма дополнительного питания. В результате она напрямую конкурирует с Radeon HD 4670 – предыдущим “королём производительности” среди эталонных видеокарт без дополнительного разъёма питания PCIe.
Апгрейд? Минуточку, а где же SLI?
Впрочем, не все новости достаточно хорошие. У GeForce GT 240 отсутствует функция, которая была у GeForce 9600 GSO и GT после их объявления: разъём для подключения мостика SLI.
Конечно, технологию SLI можно активировать через шину PCI Express, поэтому мы попытались запустить два наших тестовых образца вместе. Но на панели драйверов nVidia мы не смогли получить опцию активации SLI. Мы поинтересовались причиной этой проблемы у Nvidia. И мы узнали, что GeForce GT 240 не поддерживает SLI, а Nvidia “как правило, не предлагает поддержку SLI у продуктов дешевле $99, поскольку пользователи обычно выполняют апгрейд, а не покупают вторую видеокарту”.
Конечно, позиция nVidia вполне понятная, однако новость нас разочаровала. Ведь даже low-end видеокарты, такие как GeForce 9500 GT, обычно поддерживали SLI.
Что касается пользователей, выполняющих апгрейд вместо покупки второй видеокарты, то nVidia совершенно права: зная, что GeForce GT 240 заменяет GeForce 9600 GSO и GT, мы посмотрели на результаты опросов Steam. Если им верить, то всего около 2% геймеров используют системы с несколькими GPU, а GeForce 9600 GSO и GT представляют сегмент около 6% среди данных видеокарт. Если посчитать, то примерно 12 конфигураций среди каждых 10 000 используют более одной видеокарты GeForce 9600 в SLI.
Конечно, GeForce GT 240 представляет достаточную мощность, чтобы работать в конфигурациях SLI, и отсутствие такой возможности в новых моделях разочаровывает – всё же она присутствовала в линейках видеокарт GeForce 9600, которые заменяет GT 240.
Zotac GeForce GT 240 512MB AMP! Edition
В нашу лабораторию поступили два розничных образца новых GeForce GT 240: видеокарты с 512 Мбайт и 1 Гбайт памяти. Обе видеокарты были немного разогнаны, что следует учитывать при оценке тестов. В любом случае, позвольте вам представить первую видеокарту: Zotac GeForce GT 240 AMP! Edition.
Видеокарты Zotac AMP! Edition всегда обладали заводским разгоном, так что мы не удивились, узнав, что 512 Мбайт памяти GDDR5 у данной модели работают на частоте 1000 МГц (4000 МГц эффективная). Графический процессор разогнан до 600 МГц, а блок шейдеров – до 1460 МГц.
Комплект поставки вполне стандартный, он включает инструкцию, руководство по быстрой установке, переходник DVI-to-HDMI, очки Nvidia 3D (пассивные красно/синие очки, а не активные ЖК-очки, которые входят в комплект поставки GeForce 3D Vision) и CD c драйвером/утилитами.
У видеокарты присутствуют выходы DVI, HDMI и VGA. Видеокарта Zotac AMP! Edition занимает один слот, длина составляет около 19 см.
Однослотовая система охлаждения видеокарты весьма привлекательная, дополняет картину текстурированный металл и выбитые на нём буквы. Но что нас действительно удивило, так это эффективное охлаждение GPU, что вы ещё увидите в тестах температуры.
Palit GeForce GT 240 1GB Sonic Edition
В день объявления Palit начала продажи только модели GeForce GT 240 с 1 Гбайт памяти GDDR5. Данное решение названо Palit GeForce GT 240 Sonic Edition.
Но следует помнить, что 1-Гбайт версии GeForce GT 240 обычно работают с меньшими тактовыми частотами, чем эталонные. Поэтому весьма впечатляет, что видеокарта Palit Sonic Edition работает с памятью на частоте 945 МГц, что даёт эффективную частоту 3780 МГц. GPU тоже разогнан до 585 МГц, а блок шейдеров работает на частоте 1424 МГц.
В комплект поставки Palit входит только самое необходимое, включая руководство по быстрой установке и CD с драйверами.
Видеокарта оснащена выходами DVI, HDMI и VGA. Длина составляет чуть больше 18 см, при этом крупный кулер привёл к двухслотовому форм-фактору Palit. Впрочем, размер остался весьма разумным.
GeForce против GeForce? Рынок дешевле $100
На рынке сложилась странная ситуация, когда основными конкурентами новых GeForce GT 240 оказываются другие видеокарты GeForce. AMD оставила довольно большой зазор между Radeon HD 4670 за $70 (от 2100 руб. в России) и Radeon HD 4770/4850 за $110 (от 3500 руб. в России). Конечно, видеокарта Radeon HD 4830 должна заполнять этот промежуток, но её плохая доступность намекает на то, что дни её жизни уже сочтены.
По этой причине GeForce GT 220 будет конкурировать, по большей части, с видеокартами собственного семейства: GeForce 9600 GSO, 9600 GT и 9800 GT. Конечно, не будем забывать и про Radeon HD 4670.
GeForce GT 240 | GeForce 9600 GSO | GeForce 9600 GT | Radeon HD 4670 | |
Техпроцесс | 40 нм | G96: 65 нм G94: 55 нм |
65/55 нм | 55 нм |
Частота GPU (текстурный блок и ROP) | 550 МГц | 550 МГц | 650 МГц | 750 МГц |
Частота GPU (блоки шейдеров) | 1360 МГц | 1375 МГц | 1625 МГц | Н/Д |
Частота памяти | 850 МГц (3400 МГц эффективная частота) GDDR5 1000 МГц (2000 МГц эффективная) DDR3 |
800 МГц (1600 МГц эффективная) DDR3 | 900 МГц (1800 МГц эффективная) DDR3 | 1000 МГц (2000 МГц эффективная) DDR3 |
Интерфейс памяти | 128 бит | G96: 192 /128 бит G94: 256 бит |
256 бит | 128 бит |
Потоковые процессоры | 96 | G96: 96 G94: 48 |
64 | 320 |
Число блоков ROP | 8 | 12 | 16 | 16 |
Число блоков фильтрации текстур | 32 | 48 | 32 | 32 |
Microsoft DirectX/модель шейдеров | 10.1/4.1 | 10/4.0 | 10/4.0 | 10.1/4.1 |
Обратите внимание, насколько близки спецификации новой GeForce GT 240 к старой GeForce 9600 GT. Но есть два принципиальных отличия: новая GeForce GT 240 использует в два раза меньшую шину памяти, но это компенсирует память GDDR5 с увеличенной пропускной способностью. Впрочем, GeForce 9600 GT отличается более высокой тактовой частотой, а также на 33% большим количеством блоков растровых операций (ROP). Всё это может дать более высокую производительность в некоторых ситуациях.
И следует помнить, что Nvidia наверняка свернёт старые, более дорогие в производстве видеокарты с рынка, как только GeForce GT 240 проявит себя в полной мере. Если разные варианты GeForce GT 240 смогут конкурировать с GeForce 9600 GSO и GeForce 9600 GT, то для Nvidia будет вполне разумно снять эти модели, если их больше не будут заказывать. Что касается более высокой производительности, то неплохой идеей можно считать модель GeForce 9800 GT.
Gigabyte GV-NX88T512HP GeForce 9800 GT/GeForce 8800 GT
Да, перед нами старая добрая GeForce 8800/9800 GT. У этой видеокарты долгая и успешная история. Наша Gigabyte GV-NX88T512HP является старой GeForce 8800 GT, но по архитектуре она идентична новой 9800 GT, при этом по тактовым частотам она даже выше, чем эталонная модель 9800 GT: 700 МГц по ядру, 920 МГц по памяти и 1700 МГц по блоку шейдеров.
Со 112 блоками шейдеров и 256-битным интерфейсом памяти перед нами, возможно, самое мощное решение дешевле $100, которое можно купить сегодня, поскольку Radeon HD 4830 уже довольно сложно найти на рынке.
Gigabyte GV-N96TSL-1GI GeForce 9600 GT
Gigabyte GV-N96TSL-1GI работает на эталонных тактовых частотах GeForce 9600 GT, но при этом она оснащена пассивным кулером, который не издаёт шума вообще. Кроме того, Gigabyte установила на видеокарту полный гигабайт памяти.
Используя 256-битную шину памяти и 64 потоковых процессора, видеокарта GeForce 9600 GT завоевала звание весьма быстрой модели за свою цену.
Gigabyte GV-N96GMC-512H GeForce 9600 GSO
GV-N96GMC-512H – весьма интересный вариант 9600 GSO. Данная модель Gigabyte разогнана на заводе до 650 МГц (GPU) и до 1625 МГц (блок шейдеров) по сравнению со стандартными 600 МГц для GPU и 1500 МГц для блока шейдеров. Даже 900-МГц память GDDR3 работает быстрее эталонной частоты 800 МГц.
Добавьте к этому весьма приятный 256-битный интерфейс памяти и полностью бесшумный пассивный кулер. Так что GV-N96GMC-512H – весьма мощный представитель видеокарт семейства GeForce 9600 GSO – намного мощнее, чем у 128-битных версий на основе G96. Это следует помнить при оценке тестов.
Diamond Radeon HD 4670
Версия Radeon HD 4670 от Diamond придерживается эталонным частотам 750 МГц (ядро) и 800 МГц (память, 1600 МГц эффективная). До сих пор Radeon HD 4670 была самой мощной эталонной видеокартой, для установки которой не требовалось подключение раздельной вилки питания, при этом с 320 потоковыми процессорами и памятью GDDR3 новая GeForce GT 240 должна дать впечатляющую производительность, чтобы обойти эту модель.
Отметим, кстати, что Diamond Radeon HD 4670 снижает тактовые частоты до 165 МГц для GPU и до 300 МГц для памяти в режиме бездействия в целях экономии энергии.
Тестовая конфигурация
Мы начали наши тесты с версии драйвера 191.07, который присутствовал на диске в комплекте поставки Zotac AMP! Edition, и драйвер сразу же определил новые видеокарты GeForce GT 240. Следует отметить, что драйвер 191.07, который был доступен для скачивания на сайте nVidia на момент тестов, вёл себя иначе, он не определял должным образом GeForce GT 240. Когда мы полностью погрузились в тесты новых видеокарт, нас попросили использовать бета-версию драйвера nVidia 195.5. Но дополнительные тесты показали, что результаты у него оказываются схожие, в пределах погрешности, поэтому мы опубликовали в статье результаты, полученные с драйвером 191.07 от Zotac.
Перед тем, как мы перейдём к результатам игровых тестов, следует подчеркнуть, что все наши видеокарты GeForce, которые мы использовали, были разогнаны на заводе, но наша Diamond Radeon HD 4670 использовала эталонные частоты. Кроме того, мы использовали образец Gigabyte GV-N96GMC-512H в качестве представителя линейки GeForce 9600 GSO, но он базировался на старом (и более мощном) дизайне G92 с 256-битной шиной памяти, а не на новом дизайне G96 со 128-битной шиной памяти, который присутствует у новых видеокарт GeForce 9600 GSO.
Система для тестов видеокарт | |
CPU | Intel Core i7-920 (Nehalem), 2,67 ГГц, QPI-4200, кэш 8 Мбайт, разогнан до 3,06 ГГц @ 153 МГц Bclk |
Материнская плата | ASRock X58 Supercomputer, Intel X58, BIOS P1.90 |
Сеть | Встроенный контроллер Realtek 1 Гбит/с |
Память | Kingston PC3-10700, 3 x 1024 Мбайт, DDR3-1225, CL 9-9-9-22-1T |
Видеокарты | Zotac GeForce GT240 512 MB AMP! Edition, 600 МГц ядро, 1460 МГц блок шейдеров, 1000 МГц память, 512 Мбайт GDDR5 Palit GeForce GT240 1 GB Sonic Edition, 585 МГц ядро, 1424 МГц блок шейдеров, 945 МГц память, 1 Гбайт GDDR5 Gigabyte GeForce GT220. 720 МГц ядро, 1566 МГц блок шейдеров, 800 МГц память, 1 Гбайт DDR3 Gigabyte GeForce 9600 GSO, 650 МГц ядро, 1625 МГц блок шейдеров, 900 МГц память, 512 Мбайт DDR3 Gigabyte GeForce 9600 GT, 650 МГц ядро, 1625 МГц блок шейдеров, 900 МГц память, 1 Гбайт DDR3 Gigabyte GeForce 8800 GT, 700 МГц ядро, 1700 МГц блок шейдеров, 920 МГц память, 512 Мбайт DDR3 Diamond Radeon 4670, 750 МГц ядро, 800 МГц память, 1 Гбайт DDR3 |
Жёсткий диск | Western Digital Caviar WD50 00AAJS-00YFA, 500 Гбайт, 7200 об/мин, кэш 8 Мбайт, SATA 3,0 Гбит/с |
Блок питания | Thermaltake Toughpower 1200W, 1200 Вт, ATX 12V 2.2, EPS 12v 2.91 |
Программное обеспечение и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows Vista Ultimate 64-bit 6.0.6001, SP1 |
Версия DirectX | DirectX 10 |
Графические драйверы | AMD Catalyst 9.9, Nvidia GeForce 191.07 |
Тесты и настройки
3D-игры | |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 9, 64-bit executable, benchmark tool Low Quality, Medium Textures, Shadows, Physics, Shaders, Water, and Sound, No AA |
Far Cry 2 | Patch 1.02, in-game benchmark Medium Quality, No AA |
World In Conflict | Patch 1009, DirectX 9, Timedemo Medium Details, No AA/No AF |
Tom Clancy’s H.A.W.X. | Patch 1.02, DirectX 10 & 10.1, in-game benchmark Low Shadows, Sun Shafts Medium View Distance, Environment, SSAO High Forest, Textures HDR, Engine Heat, and DOE On, No AA |
Left 4 Dead | Version 1.0.1.5., Custom THG Benchmark Run 1: High Settings, no AA, no AF Run 2: High Settings, Medium Shaders, 4xAA, 8xAF |
Resident Evil 5 | Resident Evil 5 Benchmark Version High Shadows and Textures, Medium Overall Detail, Motion Blur On, no AA, no AF |
Batman: Arkham Asylum | Version 1.1, in-game benchmark Highest Quality, No AA, Normal PhysX |
Fallout 3 | Patch 1.4.0.6., Custom THG Benchmark High Quality, No AA, No AF |
Синтетические тесты | |
3DMark Vantage | Version: 1.02, PhysX Off, 3DMark scores |
Синтетические тесты: 3DMark Vantage
Мы всегда начинаем с теста 3DMark Vantage. Мы выключаем оптимизацию под PhysX, чтобы сравнение с видеокартами Radeon было честным.
Да, тест 3DMark предполагает, что новая GeForce GT 240 находится между GeForce 9600 GT и GeForce 9800/8800 GT. Весьма неплохая производительность для видеокарты без отдельного разъёма питания; будем надеяться, что в играх производительность будет не хуже.
Crysis
Похоже, что GeForce 9600 GT весьма неплохо показывает себя по сравнению с видеокартами GeForce GT 240. Впрочем, небольшую разницу можно не принимать во внимание. GeForce 9800/8800 GT побеждает с данной игре, да и GeForce 9600 GSO неплохо себя показывает, хотя и проигрывает новым видеокартам.
Обратите внимание, что Radeon HD 4670 в этой игре уступает многим конкурентам – неудивительно, учитывая, что движок Crytek отдаёт преимущество архитектуре nVidia. Впрочем, скорее всего DDR3-версия GeForce GT 240 будет давать производительность на уровне Radeon HD 4670.
Far Cry 2
В Far Cry 2 производительность оказалась намного ближе, но общая расстановка сил такая же, что и в случае Crysis: GeForce 9800/8800 GT оказалась лидером по производительности, а GeForce 9600 GT показывает себя близко к новым видеокартам GeForce GT 240.
World In Conflict
World in Conflict тоже не открыла нам что-то новое по поводу производительности видеокарт. Ситуация остаётся прежней.
Resident Evil 5
И вновь новые видеокарты GeForce GT 240 GDDR5 идут “голова в голову” с GeForce 9600 GT.
Fallout 3
Fallout 3 демонстрирует небольшое преимущество GeForce 9600 GT над новыми new GeForce GT 240.
Tom Clancy’s H.A.W.X.
Tom Clancy H.A.W.X. позволил нам сравнить производительность DirectX 10.1 по сравнению с обычным стандартом DirectX 10. Как мы уже видели в тестах, проведённых в момент объявления GeForce G 210 и G 220, никакой ощутимой разницы нет.
Однако мы можем сообщить о том, что новые драйверы 195.5 исправляют графические аномалии, которые мы видели в драйверах 191.07 после включения DirectX 10.1.
Left 4 Dead
Left 4 Dead тоже не дала нам какой-то новой информации за исключением того, что игра очень хорошо идёт на Radeon HD 4670, производительность соответствует разогнанной 256-битной GeForce 9600 GSO.
Сглаживание и анизотропная фильтрация
Мы вновь использовали игру Left 4 Dead, но на этот раз мы оценивали, насколько хорошо видеокарты справляются со сглаживанием (AA) и анизотропной фильтрацией (AF). Мы снизили уровень Shader Detail до “Medium/Среднего”, что позволило видеокартам работать достаточно быстро даже после наложения 4xAA и 8xAF.
Впервые мы получили значимое преимущество старой GeForce 9600 GT по сравнению с новыми видеокартами GeForce GT 240. Действительно, физический 256-битный интерфейс памяти и архитектура 9600 GT лучше всего подходят для сглаживания. Но есть и неприятный сюрприз. Даже GeForce 9600 GSO прекрасно выглядит по сравнению с новыми видеокартами GeForce GT 240, но помните, что наш образец GeForce 9600 GSO является старой моделью. Новые модели со 128-битным интерфейсом памяти показывают себя несколько хуже.
Объём видеопамяти
Как мы уже исследовали в рамках нашей статьи “Сколько памяти достаточно для видеокарты? Тест Radeon HD 4870 с 512 Мбайт, 1 и 2 Гбайт памяти“, большинство игр дают небольшую разницу между 512 Мбайт и 1 Гбайт видеопамяти, если только вы не устанавливаете максимальный уровень детализации со сглаживанием на самых высоких разрешениях. Действительно, в предыдущих игровых тестах можно было видеть, что разница в объёме памяти не имеет значения при настройках и разрешениях, которые мы использовали.
Впрочем, с учётом всего сказанного, мы знаем, что в некоторых играх видеопамять используется довольно интенсивно, когда высокие настройки детализации сочетаются со сглаживанием. Давайте посмотрим, сможет ли Far Cry 2 дать приемлемую частоту кадров на любом из наших образцов GeForce GT 240, когда мы будем выставлять высокие уровни визуального качества.
Как можно видеть, в данном случае полный гигабайт памяти у видеокарты Palit из линейки Sonic Edition смог дать реальные преимущества по сравнению с 512 Мбайт памяти на видеокарте Zotac. Конечно, это редкий случай, который нам пришлось специально создать, чтобы показать разницу, но вы всё равно можете видеть, что больший объём памяти даёт преимущество на самых высоких настройках в определённых игровых движках.
PhysX
Нам было интересно узнать, даёт ли видеокарта GeForce GT 240 какие-либо преимущества по поддержке PhysX, поэтому мы сравнили её производительность с конкурирующими видеокартами GeForce в игре Batman: Arkham Asylum, включив функцию поддержки аппаратной физики PhysX в режиме “Normal”.
Как можно видеть, GeForce GT 240 по производительности очень близка к GeForce 9600 GT, как мы уже наблюдали на протяжении большинства наших тестов.
Тесты энергопотребления и температуры
Начнём с тестов энергопотребления. Для их проведения мы использовали материнскую плату на чипсете AMD 785G с процессором Athlon II X2 240e, чтобы максимально снизить энергопотребление в режиме бездействия. Тесты под максимальной нагрузкой выполнялись после пятиминутного теста стабильности Furmark в разрешении 1280×1024 с активным сглаживанием 8xAA.
Сложно не заметить очень высокое энергопотребление видеокарты GeForce 9600 GSO, которая даже обошла разогнанную GeForce 9800/8800 GT.
Кроме того, мы были удивлены низким энергопотреблением GeForce 9600 GT под нагрузкой, поскольку от этой видеокарты мы ожидали намного более высокого энергопотребления. Наш образец базировался на 55-нм графическом процессоре G94, но даже при этом результаты оказались весьма впечатляющие.
Обратите внимание и на то, что новые видеокарты GeForce GT 240 отличаются очень низким энергопотреблением в режиме бездействия в обеих версиях GDDR5. Это тем более замечательно, если принять во внимание заводской разгон обеих моделей. Palit Sonic Edition потребляет больше энергии в режиме бездействия из-за 1-Гбайт видеопамяти GDDR5.
Теперь давайте взглянем на температурные тесты GPU.
Как можно видеть, видеокарты GeForce 9600 с пассивным охлаждением дают самые худшие результаты по нагреву, однако новые видеокарты GeForce GT 240 нагреваются весьма слабо. Опять же, видеокарта Palit показала чуть более высокие температуры, но они явно связаны с использованием другого решения охлаждения.
Заключение
У nVidia есть потребность в хороших новостях. Стало ли такой новостью объявление GeForce GT 240? Как нам кажется, да.
Конечно, новая видеокарта в сегменте дешевле $100 не привлекает такого же внимания, что топовые модели, но наибольшие объёмы продаж именно здесь и наблюдаются. AMD оставила зазор в диапазоне $70-$110 после прекращения выпуска Radeon HD 4830. Nvidia не смогла воспользоваться этим благоприятным моментом в полной мере из-за относительно высокой себестоимости производства GeForce 9600 GSO и GeForce 9600 GT.
И GeForce GT 240 оказалась именно тем, что “доктор прописал”. Эффективный по себестоимости 40-нм техпроцесс вместе со 128-битной шиной памяти позволили снизить цены, а 96 потоковых процессоров и быстрая память GDDR5 сохранили производительность на уровне знаменитой GeForce 9600 GT. Если установить на новую видеокарту менее дорогую память DDR3, то можно ещё сильнее снизить цены, и видеокарта GeForce 9600 GSO может уступить своё место новинке в качестве конкурента ATI Radeon HD 4670.
Кроме всего прочего, новая GeForce GT 240 даёт совместимость со стандартом DirectX 10.1, поддержку восьмиканального звука LPCM благодаря встроенному звуковому контроллеру, CUDA, PhysX и GeForce 3D Vision. Да и не будем забывать, что эта видеокарта не требует наличия отдельного разъёма питания PCIe, то есть она является прекрасным вариантом апгрейда для тех пользователей, кто не желает вкладываться в новый блок питания. И не будем забывать про рынок ПК для домашнего кинотеатра: недорогая, экономичная и производительная видеокарта, способная выдавать через HDMI восемь каналов HD-звука – решение довольно привлекательное.
Впрочем, конечно, всё зависит от конкуренции со стороны AMD. Отсутствие поддержки DirectX 11 сегодня вряд ли можно назвать существенным недостатком для этого ценового сегмента, но в первом квартале следующего года AMD представляет видеокарты Redwood и Cedar для нижнего ценового сегмента из линейки Evergreen. Ещё нас беспокоит и то, что новая модель nVidia показала весьма существенный дефицит по производительности сглаживания по сравнению с GeForce 9600 GT, которую она заменяет. Да и не будем забывать, что GeForce GT 240 не имеет поддержки SLI, а эта функция всегда была у GeForce 9600 GSO и GT.
Впрочем, ни одна из перечисленных проблем не является критической. Суть в том, что у nVidia сегодня появилась эффективная по себестоимости видеокарта, которая может не только конкурировать с текущей Radeon HD 4670 при оснащении памятью DDR3, но и сможет заменить GeForce 9600 GT при использовании памяти GDDR5. Конечно, цена на момент объявления довольно высока, но nVidia, наконец, получила необходимую гибкость для конкуренции на рынке начального уровня, если производство подтянется. И мы наверняка увидим весьма достойную картину конкуренции в ближайшем времени с GeForce GT 240.
Все эти новости хороши для конечных клиентов, в этом нет никакого сомнения. Далеко не каждый пользователь может позволить себе видеокарту за $300. Недорогие модели, подобные Radeon HD 4670, GeForce 9600 GSO и GeForce 9600 GT уже доказали свою ценность для геймеров с ограниченным бюджетом, а появление новых игроков в этом сегменте даст выгоду пользователям в долгосрочной перспективе.
Palit GeForce GT 240 Sonic Edition
У Palit есть преимущество – эта компания продавала на момент анонса единственную видеокарту GeForce GT 240 с полным гигабайтом памяти GDDR5, с заводским разгоном GPU, блока шейдеров и памяти. Конечно, преимущество по производительности дополнительного объёма памяти не такое существенное, но в долгосрочной перспективе весьма неплохо получить дополнительную память на видеокарте (всё же некоторые игровые настройки требуют дополнительной памяти). И для таких покупателей Palit Sonic Edition станет весьма привлекательным вариантом на основе GeForce GT 240 уже сегодня.
Zotac GeForce GT 240 AMP! Edition
Zotac предоставляет для оверклокеров весьма достойные видеокарты AMP! Edition с заводским разгоном, и GeForce GT 240 не стала исключением. Несмотря на чуть повышенные тактовые частоты, данная видеокарта использовала чуть меньше энергии, чем наш старый фаворит ATI Radeon HD 4670 (при это она выполнена в компактном однослотовом формате). Если вам нравится GeForce GT 240, то на Zotac AMP! Edition явно стоит обратить внимание.