nVidia GeForce GTS 250 | Введение
В 2008 году мы увидели немало взлётов и падений на рынке видеокарт. Сначала nVidia представила свой графический процессор GT200 и пару видеокарт на нём. Он вымел всё остальное из лидирующих позиций – неудивительно, учитывая линейку AMD Radeon HD 3800 со средним уровнем производительности, которая уже и так сдалась.
Затем AMD всех удивила, представив GPU RV770 и две видеокарты на этом процессоре. Самая быстрая Radeon HD 4870 была всё равно недостаточно скоростной, чтобы обойти самый быстрый графический процессор nVidia, но достаточно производительной, чтобы двухпроцессорная Radeon HD 4870 X2, о которой AMD рассказала в момент выхода RV770, стала позднее лидером.
Затем AMD была занята, наполняя линейку видеокарт среднего и начального уровня графическими процессорами с такой же архитектурой. Radeon HD 4830 стала самой недорогой производительной видеокартой. Модели Radeon HD 4670 и 4650 стали ударной силой AMD среднего уровня. А видеокарты Radeon HD 4500/4300 сформировали начальный уровень.
nVidia ответила на действия AMD несколькими ходами. На рынке high-end она представила собственную двухпроцессорную видеокарту GeForce GTX 295. Центр производительной линейки усилила доработанная GeForce GTX 260 с 216 потоковыми процессорами, ставшая достойным конкурентом AMD Radeon HD 4850 (и 4870 с 512 Мбайт памяти, как вы увидите в наших тестах). А 55-нм замена GT200 позволила компании представить последнюю новинку GeForce GTX 285.
Конечно, nVidia поставила акцент и на такие добавки, как CUDA, PhysX и 3D Vision, все из которых стали поддерживаться через драйверы компании. Да, это технологическое трио по-прежнему находится в начальной стадии адаптации для массового рынка, но технически перед нами всё равно преимущества. AMD работает над собственным кодировщиком видео Stream, не предлагает какого-либо ускорения физики, да и не очень активно рассказывает о результатах сотрудничества с производителем 3D-мониторов iZ3D, хотя оно было объявлено на нынешней CES и призвано дать трёхмерные игры на видеокартах AMD или nVidia.
nVidia GeForce GTS 250 | Нужен ответ для массового рынка
Конечно, nVidia удалось закрыть все “дыры”, но всё же огромный 55-нм кристалл GT200 слишком велик (то есть и дорог) для работы в видеокартах дешевле GeForce GTX 260, что оставляет nVidia без достойного преемника стареющему G92, которому уже почти полтора года.
Нажмите на картинку для увеличения.
К счастью для nVidia, эта относительно старая архитектура была разработана и выпущена очень хорошо, причём она уже пережила переход с 65- на 55-нм техпроцесс. Даже сегодня она вполне способна конкурировать с линейкой RV770 от AMD – сей факт доказывает нынешний выпуск GeForce GTS 250.
Если название платы звучит как что-то новое, расположенное между GTX 260/285 и старой линейкой GeForce 9800, на самом деле перед нами перерождение G92. Если быть более точным, перед нами GeForce GTX 9800+, перешедшая на меньший техпроцесс GeForce GTX 9800, которая, в свою очередь, являлась немного разогнанным вариантом GeForce 8800 GTS.
nVidia GeForce GTS 250 | В деталях
Как мы упомянули выше, GTS 250 – это GeForce 9800+ под новым названием. Поэтому спецификации карты легко можно запомнить, если вы уже были знакомы с линейкой nVidia.
Нажмите на картинку для увеличения.
Произведённый по 55-нм техпроцессу TSMC, графический процессор G92 использует 754 миллиона транзисторов и занимает площадь кристалла 230 квадратных миллиметров – меньше половины GT200. Он содержит 128 унифицированных потоковых процессоров, 64 текстурных блока и 16 блоков растровых операций (ROP).
Если большая часть видеокарт GeForce GTX 9800+ поставлялись с 512 Мбайт памяти GDDR3, эталонная GeForce GTS 250 содержит 1 Гбайт GDDR3, по информации BFG и Zotac. Впрочем, и старые, и новые видеокарты на G92 будут использовать 256-битную шину памяти.
Эталонная GTS 250 основана на GPU с частотой 738 МГц, частотой блоков шейдеров (потоковых процессоров) 1836 МГц. Частота памяти составляет 1,1 ГГц (2,2 ГГц эффективная). Но компания BFG выслала в нашу лабораторию видеокарту GeForce GTS 250 OC Edition с большей частотой ядра 750 МГц и частотой памяти 1,12 ГГц, а частота блоков шейдеров осталась неизменной.
GeForce GTX 260 Core 216 | GeForce GTS 250 | GeForce GTX 9800+ | Radeon HD 4870 | Radeon HD 4850 | Radeon HD 4830 | |
Техпроцесс | 55 нм TSMC | 55 нм TSMC | 55 нм TSMC | 55 нм TSMC | 55 нм TSMC | 55 нм TSMC |
Число потоковых процессоров | 216 | 128 | 128 | 800 | 800 | 640 |
Частота ядра | 576 МГц | 738 МГц | 738 МГц | 750 МГц | 625 МГц | 575 МГц |
Частота блока шейдеров (потоковых процессоров) | 1242 МГц | 1836 МГц | 1836 МГц | 750 МГц | 625 МГц | 575 МГц |
Частота памяти | 999 МГц GDDR3 | 1100 МГц GDDR3 | 1100 МГц GDDR3 | 900 МГц GDDR5 | 993 МГц GDDR3 | 900 МГц GDDR3 |
Объём памяти | 896 Мбайт | 1 Гбайт | 512 Мбайт | 512 Мбайт | 512 Мбайт | 512 Мбайт |
Ширина шины памяти | 448 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Число ROP | 28 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Цена на международном рынке | $229 | $149 | $144 | $164 | $139 | $89 |
Видеокарта BFG имеет два двухканальных выхода DVI. Поддерживается и HDMI, но для данной функции понадобится переходник и аудиокабель, продаваемые отдельно. Кроме того, карта поддерживает 2- и 3-way SLI; требуемые мостики должны быть включены в комплект поставки материнской платы, совместимой со SLI.
nVidia GeForce GTS 250 | Стоит ли брать?
Нажмите на картинку для увеличения.
На данный момент очевидно, что старая графическая архитектура была использована повторно. Но так ли это плохо? Связаны ли с этим какие-либо проблемы?
Технологически, никаких проблем нет. Ни одна из современных видеокарт nVidia не поддерживает DirectX 10.1, поэтому использование старого дизайна не даёт каких-либо технологических отставаний GeForce GTS 250 от “старших” моделей на GT200. Фактически, пока производительность увеличивается, а цены падают, мы ничуть не против повторного использования проверенных технологий. Более того, с программной поддержкой CUDA, PhysX и 3D Vision на всех видеокартах вплоть до линейки GeForce 8 (и PureVideo HD поддерживается вплоть до линейки 9), мы не видим причин, почему не стоит брать GTS 250 только из-за того, что это обновление GeForce GTX 9800+.
Нажмите на картинку для увеличения.
Но возникают вопросы, если взглянуть с точки зрения маркетинга. Официально nVidia обновляет свою номенклатуру, чтобы выделить high-end видеокарты (GTX 260, 280, 285 и 295). И в данном отношении GeForce GTS 250 является моделью, более населенной на массовый рынок.
Но, честно говоря, так и подмывает сказать, что для выпуска GTS 250 на рынок (особенно для менее информированных пользователей) nVidia следовало бы подготовить что-то более солидное для рынка среднего уровня, чем продавать старые флагманские карты по низким ценам.
Действительно, новое название для прежних технологий снова только запутает покупателей. Но следует отметить, что GeForce GTX 9800+ подходит к концу своего жизненного цикла, поэтому изобилие этих видеокарт скоро кончится.
nVidia GeForce GTS 250 | Тестовая конфигурация
Аппаратная конфигурация | |
CPU | Intel Core i7 965 Extreme (3,2 ГГц, кэш L3 8 Мбайт, 133 МГц Bclk), функции энергосбережения выключены |
Материнская плата | Asus Rampage II Extreme (X58/ICH10) |
Видеокарты | BFG GeForce GTX 260 OCX Maxcore 55 896 Мбайт BFG GeForce GTS 250 OC 1 Гбайт BFG GeForce GTX 9800+ 512 Мбайт AMD Radeon HD 4870 512 Мбайт AMD Radeon HD 4850 512 Мбайт Powercolor Radeon HD 4830 512 Мбайт |
Память | Corsair Dominator DDR3-1600 8-8-8-24 |
Жёсткий диск | Seagate Barracuda 7200.10 250 Гбайт 7200 об/мин |
Блок питания | Cooler Master UCP 1100 W |
Кулер CPU | Thermalright Ultra 120 Extreme |
Драйверы и ПО | |
Операционная система | Windows Vista Ultimate Edition x64 |
Драйверы AMD | Catalyst 9.2 |
Драйверы Nvidia | GeForce 182.06 GeForce 182.08 (Beta) |
Тесты и настройки | |
World in Conflict | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Patch 1009, DirectX 10 Very High Quality Settings, 4x AA / 16x AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Patch 1009, DirectX 10 |
Far Cry 2 | Ultra-High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Steam Version Ultra-High Quality Settings, 4x AA / No AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Steam Version |
Crysis | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit Executable Very High Quality Settings, 4x AA / No AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit Executable |
Left 4 Dead | Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, DirectX 10, Steam Version Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, DirectX 10, Steam Version |
Call of Duty: World at War | Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Patch 1.1 Highest Quality Settings, 4x AA / Max AF, vsync off, 1280×1024/1680×1050/1920×1200, Patch 1.1 |
3DMark Vantage | Performance Default, High Quality, Extreme Quality |
nVidia GeForce GTS 250 | Примечания
BFG для данного тестирования выслала нам три видеокарты: GeForce GTS 250 OC, которой и посвященная данная статья, GeForce GTX 260 Core 216 и GeForce GTX 9800+.
GeForce GTS 250 OC работает чуть быстрее, чем эталонная GTS 250. Но видеокарта GeForce GTX 9800+ работает на штатной тактовой частоте. Обе платы работали бы на идентичных тактовых частотах, если бы не разгон GTS 250.
Кроме того, видеокарта BFG GeForce GTX 260 Core 216 (с названием OCX Maxcore 55) работает на существенно более высоких частотах, чем обычная GTX 260 Core 216. Ядро работает на 655 МГц (вместо 576 МГц), потоковые процессоры (блоки шейдеров) – на 1404 МГц (против 1242 МГц), а 896 Мбайт памяти GDDR3 – на 1125 МГц (вместо 999 МГц). На момент тестирования видеокарта Maxcore содержала в комплекте поставки бесплатную игру Mirror’s Edge. Поэтому если вы планируете её купить, то цена разогнанной видеокарты BFG GTX 260 Core 216 ($265 на международном рынке) будет несколько приятнее.
Учитывая, что GTS 250 и GTX 9800+ по своей сути являются одинаковыми видеокартами, которые разделяет 512 Мбайт дополнительной памяти и незначительный разгон, разница в производительности при меньшем разрешении без сглаживания (AA) и анизотропной фильтрации (AF) может быть связана с разницей в тактовых частотах. А разница на высоких разрешениях (и особенно при максимальной детализации) будет больше обуславливаться разницей в доступном объёме памяти.
nVidia GeForce GTS 250 | Результаты тестов: 3DMark Vantage
По информации последнего синтетического теста графики Futuremark, видеокарты GeForce GTS 250 и GeForce GTX 9800+ работают на одном уровне с AMD Radeon HD 4850. Как мы увидим в следующих тестах, новая GTS 250 с 1 Гбайт видеопамяти смогла показать себя на уровне Radeon HD 4870 в некоторых тестах. Впрочем, данный тест дал основу для сравнения следующих результатов.
Производительность GPU похожа на общие баллы 3DMark.
А результаты производительности CPU практически идентичны. Мы отключили функцию расчёта физики (PPU) в 3DMark Vantage из-за того, что она отдаёт существенное преимущество видеокартам nVidia, хотя в реальных играх такого не наблюдается.
nVidia GeForce GTS 250 | Far Cry 2
Мы наблюдаем разрыв между видеокартами на основе G92, который медленно увеличивается по мере роста разрешения, что говорит о небольшом влиянии дополнительной памяти у GeForce GTS 250. Впрочем, обе карты идут наравне с AMD Radeon HD 4850.
Разрыв между платами с 512 Мбайт и 1 Гбайт на G92 увеличивается по мере добавления полноэкранного сглаживания. Фактически, на разрешении 1920×1200 дополнительная память позволяет GTS 250 работать ближе к уровню AMD Radeon HD 4870, чем 4850, как было чуть выше. Между тем, AMD Radeon HD 4850 смогла обойти GeForce GTX 9800+ во всех трёх тестовых разрешениях.
nVidia GeForce GTS 250 | Crysis
Данный требовательный тест не показывает ощутимой разницы между двумя видеокартами на G92, несмотря на разные тактовые частоты и объём памяти. Обе видеокарты по производительности находятся между AMD Radeon HD 4850 и Radeon HD 4870
Данная пара от AMD уступает разогнанной видеокарте GeForce GTX 260 Core 216, которая обходит AMD Radeon HD 4870 512 MB во всех трёх разрешениях.
Наконец, здесь дополнительные 512 Мбайт памяти у BFG GeForce GTS 250 доказывают свою ценность. Во всех трёх разрешениях (но, особенно, в 1920×1200) 1 Гбайт памяти GDDR3 позволяет GTS 250 почти удвоить частоту кадров по сравнению с GTX 9800+. К сожалению, производительность в данном режиме слишком мала, чтобы считать её приемлемой.
Дополнительная память помогает GTS 250 работать ближе к уровню Radeon HD 4870, чем Radeon HD 4850, причём обе видеокарты AMD показали себя удивительно хорошо, учитывая память 512 Мбайт.
Даже GTX 260 Core 216 в разрешении 1280×1024 не хватает, чтобы дать плавную игру.
nVidia GeForce GTS 250 | Left 4 Dead
GeForce GTS 250 даёт небольшое преимущество по сравнению с GTX 9800+ в разрешении 1280×1024, однако оно исчезает по мере роста разрешения. Как нам кажется, разницу обуславливает небольшой разгон видеокарты BFG GTS 250. Видеокарта GeForce GTX 260 все ещё быстрее GTS 250 в любом разрешении, но лидерство у неё такое выраженное, как в следующих тестах.
Выше разрешения 1280×1024 видеокарта AMD Radeon HD 4850 оказывается быстрее GTS 250, хотя и ненамного. Давайте посмотрим, что произойдёт, если включить AA и AF.
За исключением 1280×1024, видеокарты GeForce GTS 250 и Radeon HD 4850 идут на равных.
Отрыв GeForce GTX 260 по сравнению с последней видеокартой nVidia для массового рынка увеличивается, при этом мы наблюдаем практически нулевую разницу между GTS 250 и GTX 9800+, которые используют одинаковый графический процессор.
nVidia GeForce GTS 250 | Call of Duty: World At War
Хотя тестировать Call of Duty приходилось вручную с высокой погрешностью, используя утилиту FRAPS, GTS 250 и GTX 9800+ работают практически одинаково, несмотря на разницу в тактовых частотах и памяти.
Видеокарта nVidia GeForce GTS 250 находится между моделями AMD Radeon HD 4850 и 4870, а nVidia GeForce GTX 260 Core 216 можно назвать самой быстрой видеокартой в нашем сравнении.
После увеличения детализации GeForce GTS 250 даёт минимальный отрыв от GeForce GTX 9800+, что, вероятно, связано с чуть более высокими тактовыми частотами. В любом случае, обе видеокарты на G92 вновь попадают между двумя конкурентами от AMD. GeForce GTX 260 почти что быстрее в разрешении 1920×1200 по сравнению с GTS 250 в 1280×1024.
nVidia GeForce GTS 250 | World in Conflict
Без AA или AF минимальный разгон и дополнительные 512 Мбайт памяти не приводят к отличию GeForce GTS 250 от GeForce GTX 9800+. А видеокарта GeForce GTX 260 Core 216 быстрее в разрешении 1920×1200, чем любая модель на G92 в разрешении 1280×1024.
В то же время GTS 250 смогла обойти AMD Radeon HD 4850 с 512 Мбайт памяти. Вам потребуется Radeon HD 4870 512 MB, чтобы обогнать “новую” видеокарту nVidia.
Результаты вновь схожие после включения сглаживания и анизотропной фильтрации. GeForce GTX 260 Core 216 увеличивает свой отрыв благодаря более существенной пропускной способности памяти, чем у двух видеокарт на G92. Опять же, GeForce GTS 250 находится по производительности между видеокартами AMD Radeon HD 4850 и 4870.
nVidia GeForce GTS 250 | Энергопотребление
Если вы помните, nVidia отказалась от поддержки HybridPower с видеокартами GT200, поскольку новая архитектура смогла существенно снизить энергопотребление в режиме бездействия. И теперь вам уже не нужно покупать материнскую плату с интегрированным графическим ядром, чтобы минимизировать энергопотребление.
nVidia не комментирует поддержку этой “быстро убитой” функции у видеокарты GTS 250. Однако переход на 55-нм техпроцесс в прошлом году действительно снизил значимость HybridPower. Как можно видеть, все три видеокарты nVidia потребляют меньше энергии в режиме бездействия, чем любая из протестированных видеокарт AMD.
Под нагрузкой энергопотребление довольно сильно возрастает. Но обе видеокарты на G92 уступают по энергопотреблению AMD Radeon HD 4850, которую они смогли обойти по производительности в большинстве тестов.
Таким образом, по энергопотреблению nVidia находится в лидерах.
nVidia GeForce GTS 250 | Заключение
Новую видеокарту nVidia GeForce GTS 250 вряд ли вообще можно называть новой. Перед нами прежняя GeForce GTX 9800+, которая уже и так получила немало нареканий в прессе за ту же архитектуру, что и у GeForce 8800 GT. Но архитектура G92 действительно получилась очень хорошей, что несколько оправдывает её выпуск под новым названием.
Действительно, зачем nVidia разрабатывать что-то полностью новое на основе крупного и дорогого процессора GT200, чтобы новинка работала так же быстро, как и старая видеокарта GTX 9800+? Когда AMD смогла обойти архитектуру G92 более агрессивными ценами, nVidia ответила тем же. Как и в прошлом году, после того, как AMD шокировала рынок с выпуском Radeon HD 4870, nVidia массированно снизила цены.
Впрочем, цена и производительность относительны. GeForce GTX 280 по цене $649 можно было назвать выгодной покупкой, если вы хардкорный геймер, когда производительным конкурентом была видеокарта Radeon HD 3870. Однако Radeon HD 4870 за $299 изменила положение на рынке. То же самое касается и массового сегмента. Конечно, обвиняйте nVidia в “ребрендинге”, если вам так хочется. Но вряд ли будет секретом, что GTS 250 построена на архитектуре G92, и в обзорах приводятся все важные характеристики, то есть никто ничего не скрывает.
Но давайте поговорим о ценах. Самые дёшевые видеокарты GeForce GTX 9800+, которые мы смогли найти на международном рынке за два дня до появления GTS 250, стоили $144 (6 тыс. рублей в России). Самые дешёвые Radeon HD 4870 и 4850 стоили, соответственно, $164 (8 тыс. рублей) и $139 (5,5 тыс. рублей). То есть GTX 9800+ как раз по деньгам подпадает между двумя видеокартами AMD.
Да и производительность у неё находится как раз посередине между картами Radeon HD 4870 и 4850. Конечно, в наших тестах мы использовали разогнанную версию видеокарты OC Edition от BFG, которая стоит чуть дороже, но обычная GTS 250 будет всё равно располагаться между двумя Radeon.
Насколько привлекательной будет видеокарта GeForce GTS 250, если цена будет превосходить 512-Мбайт AMD Radeon HD 4870? Ответ в такой ситуации прост: лучше будет взять видеокарту AMD. Но если видеокарты GTS станут прямой заменой GTX 9800+ (без подъёма цены), то обновлённые модели GTS 250 найдут своё место в линейке nVidia для массового рынка. Более того, если цены будут снижаться, и карта станет дешевле AMD Radeon HD 4850, то более производительная GeForce GTS 250 станет более интересным решением для массового рынка. На данный момент nVidia указывает цену $149, что соответствует текущим предложениям на GTX 9800+ и вполне логично для рынка с высокой конкуренцией.
Мы уже описали производительность новой видеокарты как подпадающую между двумя AMD Radeon. Но можно сказать уверенно, учитывая результаты наших тестов, что небольшой разгон и дополнительные 512 Мбайт памяти GDDR3 не слишком сильно выделяют новинку по сравнению с предшественницей. Разве что после подъёма разрешения и детализации до уровня, при котором частота кадров всё равно слишком низкая. В общем, как нам кажется, вряд ли стоит тратить деньги на дополнительные 512 Мбайт памяти, и лучше уж взять 512-Мбайт модель GeForce GTS 250, цена на которую заявлена $129.
Конечно, если один производитель объявляет новую модель, то другой начинает снижать цены. AMD подтвердила снижение цен на все видеокарты уровня Radeon HD 4800. AMD явно пытается выставить свою Radeon HD 4870 512 MB против GeForce GTS 250. Посмотрим, тем более в России с ценами может твориться что угодно.