Введение
Уменьшение техпроцесса всегда радует как производителей, так и покупателей, поскольку такой шаг, как правило, приводит к увеличению производительности и эффективности, вместе с тем снижая себестоимость производства путём увеличения числа кристаллов, получаемых с одной пластины. Однако подобное преимущество часто несёт с собой накладные расходы, поскольку существенные изменения обычно приводят к появлению ошибок, которые нужно исправить до массового производства. Каждый такой тест обходится в сотни тысяч долларов, поэтому лучше всего делать всё без ошибок с первого или второго раза. Задержки с производством тоже могут обойтись весьма дорого при внедрении новой архитектуры, поэтому nVidia обычно обновляет текущую линейку продуктов перед объявлением новой.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нынешний обновлённый продукт GeForce GTX 285 традиционно обещает улучшить производительность и эффективность по сравнению с GeForce GTX 280, на основе которой он построен. Позвольте сравнить два этих решения, а также и другие high-end видеокарты.
GeForce GTX 285 | GeForce GTX 280 | GeForce GTX 260 | GeForce GTX 295 | Radeon HD 4870 X2 | |
Техпроцесс | 55 нм TSMC | 65 нм TSMC | 65 нм TSMC | 55 нм TSMC | 55 нм TSMC |
Число потоковых процессоров | 240 | 240 | 216 | 480 в сумме | 1600 в сумме |
Тактовая частота | 648 МГц | 602 МГц | 576 МГц | 576 МГц | 750 МГц |
Частота блока шейдеров | 1476 МГц | 1296 МГц | 1242 МГц | 1242 МГц | 750 МГц |
Эффективная частота памяти | 2484 МГц | 2214 МГц | 1998 МГц | 1998 МГц | 3600 МГц |
Объём памяти | 1 Гбайт | 1 Гбайт | 896 Мбайт | 1792 Мбайт в сумме | 2 Гбайт в сумме |
Ширина шины памяти | 512 бит | 512 бит | 448 бит | 448 бит x 2 | 256 бит x 2 |
Число ROP | 32 | 32 | 28 | 56 в сумме | 32 в сумме |
Цена | $380 | ~$340 | ~$260 | ~$500 | ~$430 |
Наиболее серьёзное улучшение GeForce GTX 285, ориентированное на производительность, заключается в приросте тактовой частоты примерно на 8%. Увеличение частоты памяти, пусть оно и больше (12%), не так сильно сказывается на производительности. У видеокарты GeForce GTX 295 используется два подобных процессора, хотя каждый из них работает на меньше частоте GPU, памяти, да и с меньшей шириной шины памяти. Более того, AMD отличается увеличенными частотами как GPU, так и памяти, но это связано с тем, что менее сложные графические процессоры обычно могут работать на более высоких частотах, да и эффективная частота памяти GDDR5 в четыре раза больше физической, а не в два раза, как у GDDR3.
В нынешних тестах участвует специальный образец “XXX” видеокарты XFX GeForce GTX 285, модель GX-285N-ZDDF, у которого частота GPU составляет 670 МГц, а памяти – GDDR3-2500. Числа выглядят более впечатляюще, чем они есть на самом деле, поскольку прирост составляет менее 4% для GPU и 1% для памяти по сравнению с эталонными спецификациями. Поэтому разница по производительности невелика, она наверняка составит около 2-3% в среднем по сравнению с видеокартой на штатных частотах.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Кроме самой видеокарты XFX включила в комплект поставки карточку “Не беспокоить”, игру Far Cry 2, переходник DVI-на-HDMI, а также кабель S/PDIF. Последний соединяет цифровой звуковой выход S/PDIF материнской платы с соответствующим входом видеокарты, в результате чего через HDMI может передаваться не только картинка, но и звук. Подобный способ встречается у видеокарт nVidia уже несколько поколений, но кабель в комплект поставки вкладывается нечасто.
Тестовая конфигурация
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7 920 (2,66 ГГц, кэш 8,0 Мбайт), разогнан до 4,00 ГГц (BCLK 200) |
Кулер CPU | Swiftech Liquid Cooling: водоблок Apogee GTZ, насос MCP-655b и радиатор 3×120 мм |
Материнская плата | Gigabyte EX58-Extreme, чипсет Intel X58/ICH10R, LGA-1366 |
Память | 6,0 Гбайт Crucial DDR3-1600 трёхканальный набор, разогнан до CAS 8-8-8-16 |
Видеокарта GTX 285 | XFX GeForce GTX 285 XXX Edition, 670-МГц GPU, GDDR3-2500 |
Видеокарта GTX 280 | EVGA GeForce GTX 280 PN: 01G-P3-1280-AR, 602-МГц GPU, GDDR3-2214 |
Видеокарта GTX 295 | GeForce GTX 295, 2x 576-МГц GPU, GDDR3-1998 |
Видеокарат Radeon HD 4870 X2 | Sapphire HD 4870 X2 PN: 100251SR, 2x 750-МГц GPU, GDDR5-3600 |
Жёсткие диски | Seagate Barracuda ST3500641AS, 0,5 Тбайт, 7200 об/мин, кэш 16 Мбайт |
Звуковая карта | Integrated HD Audio |
Сеть | Встроенная 1 Гбит/с |
Блок питания | Cooler Master RS-850-EMBA? ATX12V v2.2. EPS12V, 850 Вт, 64 А в сумме по линии +12 В |
Оптический привод | LG GGC-H20LK 6X Blu-ray/HD DVD-ROM, 16X DVD+/-R |
Программное обеспечение | |
ОС | Microsoft Windows Vista Ultimate x64 SP1 |
Видеокарта | NVidia Forceware 181.20 Beta AMD 8.561.3.0000 Beta |
Чипсет | Intel INF 8.3.0.1016 |
Тестовую конфигурацию мы взяли из наших предыдущих тестов GeForce GTX 295 Quad-SLI, что позволяет читателям напрямую сравнивать нынешние результаты с конфигурациями на нескольких видеокартах. Среди преимуществ системы отметим процессор Intel Core i7 920, разогнанный до 4,00 ГГц, систему водяного охлаждения Swiftech Apogee-GTZ для стабильной работы после разгона, а также 6 Гбайт памяти Crucial DDR3-1600 при достаточно хороших задержках CAS 8.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
Тесты и настройки | |
Call of Duty: World at War | Patch 1.1, FRAPS/saved game Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off Highest Quality Settings, 4x AA / Max AF, vsync off |
Crysis | Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool Very High Quality Settings, No AA / No AF (Forced) Very High Quality Settings, 4x AA / 8x AF (Forced) |
Far Cry 2 | DirectX 10, Steam Version, in-game benchmark Very High Quality Settings, No AA, No AF (Forced) Very High Quality Settings, 4x AA, 8x AF (Forced) |
Left 4 Dead | Very High Details, No AA / No AF, vsync off Very High Details, 4xAA / 8x AF, vysnc off |
World in Conflict | Patch 1009, DirectX 10, timedemo Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off Very High Quality Settings, 4x AA / 16x AF, vsync off |
3D Mark Vantage | Version 1.02: 3DMARK, GPU, CPU scores Performance, High, Extreme Presets |
COD World At War
Мы включили результаты тестов видеокарт с двумя GPU, но данный тип сравнения будет интересен, главным образом, для оценки соотношения цена/производительность. Большинство покупателей видеокарт с одним GPU вряд ли будут брать решение с двумя GPU, поэтому мы отсортировали результаты не по абсолютному значению производительности, а по производительности на один GPU. Впрочем, абсолютная производительность показана, так что вы можете оценить результаты самостоятельно.
GeForce GTX 285 обгоняет GTX 280 примерно на 4% в игре World at War без сглаживания (AA) и анизотропной фильтрации (AF), лидерство немного увеличивается по мере повышения разрешения.
С 4x сглаживанием (AA) и максимальной анизотропной фильтрацией (AF) отрыв GeForce GTX 285 от GTX 280 увеличивается, в среднем, до 6%. Самый большой прирост наблюдается при максимальном тестовом разрешении. Впрочем, обе видеокарты обеспечивают плавную игру в любых режимах.
Crysis
Даже сегодня Crysis продолжает нагружать видеокарты высоким уровнем деталей и слабой оптимизацией. Конечно, было бы интереснее посмотреть на более эффективную версию и Crysis Warhead, но добавление видеокарт из тестов GTX 295 Quad-SLI привело к тому, что оригинальная Crysis появилась и в нынешнем обзоре.
Тест, как видим, идёт весьма плавно на GTX 285 при самом низком разрешении в Crysis, но произвольные “подтормаживания” в реальных условиях приведут к тому, что геймера быстро убьют. Единственным хорошим выходом для видеокарт с одним GPU является снижение уровня детализации, хотя GeForce GTX 295 с двумя GPU позволяет нормально играть и в разрешении 1920×1200, если у вас есть на неё достаточно денег.
Можно забыть о режиме с максимальной детализацией, сглаживанием и анизотропной фильтрацией в Crysis, поскольку даже видеокарты с двумя GPU справляются с трудом. GTX 285 немного обходит GTX 280, но для игры частота кадров не подходит, поэтому и результат имеет чисто академическое значение.
Far Cry 2
С высоко детализованными картами и текстурами, но не очень реалистичными “мягкими” объектами, Far Cry 2 средне нагружает современное “железо”.
GeForce GTX 285 даёт небольшой отрыв от GeForce GTX 280, 6% по средней производительности. В самом тяжёлом режиме FC2 у GTX 280 иногда происходили “подтормаживания”.
Left 4 Dead
Left 4 Dead – довольно забавная игра с большим количеством крови, но даже на высоком уровне детализации она не очень требовательна к ресурсам. Играть на самых высоких настройках можно даже на видеокарте верхнего уровня для массового рынка, поэтому результаты тестов говорят больше о разнице в производительности между high-end видеокартами.
GeForce GTX 285 опережает GTX 280, в среднем, чуть больше 7% в Left 4 Dead, но самый заметный прирост наблюдается в низких разрешениях.
World In Conflict
В стратегиях реального времени (RTS) “подтормаживания” терпеть можно, если случаются они нечасто, да и длятся считанные микросекунды. В World In Conflict есть необходимый уровень детализации, чтобы подобные проблемы проявили себя.
При выключенной фильтрации (AF) и полноэкранном сглаживании (AA) прирост GeForce GTX 285 в World in Conflict оказался невероятно высок, но повторное тестирование вновь показало такое отличие во встроенном тесте, когда с самолётов сбрасываются бомбы. Включение AA и AF вернуло типичный небольшой отрыв новинки.
3DMark Vantage
В отличие от реальных игр, 3DMark для получения суммарного балла требует выполнения теста Physics. Этот тест очень медленно работает при использовании CPU в качестве физического процессора и очень быстро, если такую функцию готов на себя взять GPU. Конечно, функция GPU Physics поддерживается в виде PhysX, собственной технологии nVidia. 3DMark добавляет баллы производительности к результату CPU, поскольку он использует GPU в качестве CPU для расчётов физики.
В реальных играх включение PhysX немного замедляет систему, а отключение PhysX приводит к отключению некоторых расширенных расчётов физики. Конечно, обмен нескольких кадров в секунду (fps) на дополнительный реализм в играх себя оправдывает, но для оценки разницы в производительности между конкурирующими продуктами нужно, чтобы все они поддерживали одинаковые настройки. Добавление каких-то собственных расчётов устраняет стандартизацию, хотя этот тест призван стать стандартом, поэтому мы выбрали опцию “Disable PPU” в 3DMark, чтобы сравнение было честным.
Результаты 3DMark и GPU показывают отрыв GeForce GTX 285 по сравнению с GTX 280, в среднем, на 7-8%.
Результаты CPU различаются меньше, чем на половину одного процента, что вполне ожидаемо, поскольку опция “Disable PPU” позволила избежать неестественного разброса.
Энергопотребление и эффективность
GeForce GTX 285 призвана заменить GTX 280, поэтому мы использовали GTX 280 в качестве основы для сравнения производительности и эффективности.
Средний результат по всем тестам.
Видеокарта GTX 285, протестированная нами, обгоняет GeForce GTX 280 почти на 9%, но помните, что мы использовали модель от XFX с небольшим разгоном. Выше мы уже упоминали, что разгон даёт преимущество 2-3% в среднем, поэтому отрыв обычной GeForce GTX 285 от GTX 280 будет составлять около 6%.
Энергопотребление системы от розетки.
У GeForce GTX 280 и GTX 285 с небольшим разгоном наблюдается одинаковое пиковое энергопотребление, но GTX 285 позволяет экономить в режиме бездействия около 5 Вт. У GTX 285 без разгона пиковое энергопотребление должно быть меньше, но разница наверняка не превышает несколько ватт.
Эффективность является соотношением производительности на ватт. Поскольку GeForce GTX 280 потребляет под пиковой нагрузкой столько же, сколько наша GTX 285, улучшение производительности напрямую переходит в повышение эффективности.
Заключение
Видеокарта GeForce GTX 285 потребляет, в среднем, меньше энергии, и в то же время даёт большую производительность по сравнению с GTX 280, а меньшее по площади ядро позволило nVidia получать больше кристаллов с одной пластины, что снижает себестоимость. Похоже, выиграли все.
Единственная проблема для покупателей следующая: поскольку GTX 285 работает чуть быстрее GTX 280, nVidia просит за новую видеокарту больше. Средний прирост производительности около 6% для карты со штатными частотами (8,75% для нашей видеокарты с небольшим разгоном) приводит к увеличению цены примерно на 10%. Так что решайте сами, стоит или нет переплачивать за считанные проценты производительности. Но одно можно сказать точно: если вы уже купили GeForce GTX 280, то никакого смысла в апгрейде на GTX 285 нет. Владельцам GTX 280, желающим увеличить производительность, можно порекомендовать докупить вторую такую же видеокарту, чтобы запустить пару в SLI.
Впрочем, цены продолжают падать, и на международном рынке видеокарты GeForce GTX 285 сегодня стоят дешевле, чем GTX 280 всего несколько недель назад. Вместо установки нового ценового класса для GTX 285, Nvidia решила снизить цены на GTX 280. Поэтому обновления до конфигурации SLI для владельцев GTX 280 стали более привлекательными. Жаль, что в России цены снижаются редко…
Но если GTX 280 стоит дешевле, то какой смысл брать GTX 285? Прирост производительности крошечный, зато эффективность у новинки получше. Кроме того, через несколько месяцев GTX 280 может исчезнуть из продаж, поэтому GTX 285 всё же лучший вариант для тех, кто планирует перейти в будущем на SLI.
Заметные улучшения GTX 285 делают эту видеокарту хорошим решением для новых систем, но если оценивать апгрейд, то всё зависит от производительности той карты, которую вы хотите заменить.