Введение
Нажмите на картинку для увеличения.
Никому не нравится быть на втором месте, а особенно такой амбициозной компании, как Nvidia. Совсем недавно эта компания представила видеокарты GeForce GTX 260 и 280, и в это время AMD могла предложить только несчастную Radeon HD 3870. Неудивительно, что видеокарты GT200 продолжили лидерство nVidia. Но никто не предполагал, что AMD сможет нанести ответный удар в виде видеокарт Radeon HD 4850 и 4870 – кстати, ни одна из плат не была быстрее флагмана nVidia, – которые смогли отвлечь внимание от массивного монолитного чипа.
Получив немалый опыт на своих меньших по площади и более гибких графических процессорах, компания AMD довольно быстро представила видеокарту Radeon HD 4870 X2, содержащую два GPU RV770, 2 Гбайт памяти GDDR5 и мост PCI Express (PCIe) для связи чипов. Внезапно ситуация изменилась, и у AMD оказалась самая быстрая раздельная видеокарта на рынке. Прошло шесть месяцев после объявления – и уже полный набор видеокарт на основе RV770 побивает позиции nVidia на всех рынках, которые были завоёваны G92.
Даже хардкорные геймеры, которые могут потратить тысячи долларов, чтобы получить максимальную производительность в играх, оказались растерянными. Желаете победить 4870 X2 с решением nVidia? Покупайте пару GeForce GTX 280. Хотите обойти её с решением AMD? Покупайте пару 4870 X2 и запускайте её в режиме 4-way CrossFireX. Нужно ещё что-то быстрее? Добавьте третью GTX 280. Но вам потребуется дорогая материнская плата и очень мощный процессор, чтобы справиться с такой графической производительностью. Есть ли этому предел?
Поэтому ограничение только одной раздельной видеокартой кажется вполне разумным, чтобы определить победителя на сегодня. Конечно, с существованием конфигураций 4-way CrossFire и 4-way SLI, сегодня всегда есть, куда потратить больше денег, увеличить энергопотребление и получить 10-20 процентов дополнительной производительности… Но мы решили выявить победителя именно среди одиночных видеокарт.
Нажмите на картинку для увеличения.
Нажмите на картинку для увеличения.
В 2008 году nVidia не слишком активно работала против угрозы Radeon, обновив только GeForce GTX 260, чтобы более агрессивно конкурировать с 1-Гбайт AMD HD 4870. По информации компании, все видеокарты GTX 260 смогу использовать конфигурацию с 216 шейдерными процессорами в будущем. Карты со 192 шейдерными процессорами исчезнут по мере того, как партнёры их распродадут. Учитывая прежний уровень цены, nVidia предполагает, что новые GTX 260 смогут победить текущие предложения AMD.
Но кроме этого nVidia желает отобрать корону производительности раздельных видеокарт, и компания тратит на это немало средств. Наша статья посвящена предварительному обзору видеокарты, которую nVidia планирует выпустить во время выставки CES. GeForce GTX 295 – это ответ nVidia на AMD Radeon HD 4870 X2, видеокарта использует такую же конструкцию, как и модель GeForce 9800 GX2.
GeForce GTX 295 в деталях
Нажмите на картинку для увеличения.
Изначально ходили слухи, что GeForce GTX 295 будет состоять из двух GT200 в конфигурации, которая симулирует пару GTX 260. На самом же деле видеокарта состоит из двух полноценных GT200, каждая с 240 вычислительными ядрами, но с конфигурацией памяти, похожей на GTX 260.
Оригинальная GT200 содержала 1,4 млрд. транзисторов и производилась на заводе TSMC по 65-нм техпроцессу. Версия чипа под названием GeForce GTX 295 выигрывает от уменьшенного до 55 нм техпроцесса. Кроме того, как утверждает Джейсон Паул (Jason Paul) из nVidia, компания изменила задержки на кристалле, чтобы улучшить соотношение производительности на ватт, что должно проявить себя в тестах энергопотребления.
Как и у GeForce GTX 280, каждый GPU у GTX 295 использует 240 потоковых процессоров и 80 блоков фильтрации/адресации текстур. Но, подобно GTX 260, вместе с тем GPU 295 использует семь блоков ROP/кадрового буфера, что даёт 28 ROP в сумме, а к 896 Мбайт памяти DDR3 подводится 448-битный интерфейс. Самые важные тактовые частоты тоже соответствуют GeForce GTX 260. Частота ядра, включая блоки текстурирования и ROP, составляет 576 МГц. Потоковые процессоры работают на 1242 МГц. А память – на частоте 999 МГц (1998 МГц эффективная частота). Как можно видеть, по архитектуре каждый чип находится между самым быстрым и вторым по скорости GPU nVidia.
GeForce GTX 295 | GeForce GTX 280 | GeForce GTX 260 | GeForce 9800 GX2 | Radeon HD 4870 X2 | |
Техпроцесс | 55 нм TSMC | 65 нм TSMC | 65 нм TSMC | 65 нм TSMC | 55 нм TSMC |
Число потоковых процессоров | 480 | 240 | 216 | 256 | 1600 |
Частота ядра | 576 МГц | 602 МГц | 576 МГц | 600 МГц | 750 МГц |
Частота шейдеров | 1242 МГц | 1296 МГц | 1242 МГц | 1500 МГц | 750 МГц |
Частота памяти (эффективная) | 1998 МГц | 2214 МГц | 1998 МГц | 2000 МГц | 3600 МГц |
Объём памяти | 1792 Мбайт | 1 Гбайт | 896 Мбайт | 1 Гбайт | 2 Гбайт |
Ширина шины памяти | 448 бит x 2 | 512 бит | 448 бит | 256 бит x 2 | 256 бит x 2 |
ROP | 56 | 32 | 28 | 32 | 32 |
Цена | $499 (рек.) | ~$380 (от 12 тыс. рублей) | ~$230 (от 8 тыс. рублей) | От 9 тыс. рублей | ~$500 (от 14 тыс. рублей) |
Два GPU, одна видеокарта
На первый взгляд GeForce GTX 295 выглядит подобно 280 или 260. Если перевернуть карту и посмотреть на заднюю панель, то там вы увидите только один GPU. Подобно 9800 GX2 и 7950 GX2, которые вышли раньше, видеокарта на самом деле состоит из двух печатных плат, которые расположены в виде “бутерброда”, причём между ними находится специальный радиатор с вентилятором, отвечающий за охлаждение. Две платы связаны кабелем SLI и заключены в защитный кожух.
Нажмите на картинку для увеличения.
Вполне естественно, что дизайн кулера был специально адаптирован для охлаждения двух печатных плат. Можно видеть, что у обеих плат имеются отверстия, через которые засасывается воздух. Плата занимает два слота, поэтому она ничуть не шире других одночиповых предложений nVidia. Кроме того, длина у платы такая же, что и у GeForce GTX 280 (и AMD Radeon HD 4870 X2).
Энергопотребление
nVidia пока не готова конкурировать по энергопотреблению GTX 295 с решением AMD – поэтому нам не разрешили указать значение энергопотребления в числах. Однако карта потребляет энергии меньше (в режиме бездействия и под нагрузкой), чем Radeon HD 4870 X2. На следующем графике показано энергопотребление системы от розетки.
Нажмите на картинку для увеличения.
На бумаге GeForce GTX 295 использует тепловой пакет (TDP) 289 Вт. У 4870 X2 тепловой пакет составляет 286 Вт. Когда мы измерили энергопотребление системы от розетки, GTX 295 в режиме бездействия потребляла на 10 Вт меньше, чем плата AMD. Во время запуска теста Far Cry 2 в цикле в разрешении 2560×1600 со сглаживанием (AA) и анизотропной фильтрацией (AF), плата nVidia потребляла, в среднем, на целых 50 Вт меньше.
Конечно, нам следует подождать до начала января, когда будут определены скорости вращения вентилятора и сбалансировано энергопотребление. Но уже сейчас можно сказать, что переход на 55-нм техпроцесс хорошо повлиял на GeForce GTX 295, несмотря на массивные размеры GPU GT200.
Тестовая конфигурация
Наша тестовая конфигурация соответствует системе для энтузиастов, в которую не стыдно установить видеокарту за $500 – это может быть как система с топовым процессором i7 965, так и с разогнанным i7 920. В любом случае, платформа хорошо справилась с нагрузкой всех четырёх наших тестовых конфигураций видеокарт. Вполне понятно, что если вы планируете перейти на конфигурацию 4-way SLI (которую поддерживает GTX 295) или 4-way CrossFireX, то вам нужно обратить пристальное внимание на производительность центрального процессора.
Но сегодня нас интересует самая быстрая одиночная видеокарта, приготовленная для 2009 года.
Аппаратная конфигурация | |
Процессор | Intel Core i7 965 Extreme (3,2 ГГц) |
Материнская плата | Asus Rampage II Extreme |
Память | 6 Гбайт DDR3-1333 7-7-7 (три канала) |
Накопитель | Seagate 250 Гбайт Barracuda 7200.10 7200 об/мин |
Оптический привод | Lite-On DH-4O1S BD-ROM |
Блок питания | Cooler Master UCP 1100 Вт |
Видеокарты | Nvidia GeForce GTX 295 1,8 Гбайт Nvidia GeForce GTX 280 1 Гбайт AMD Radeon HD 4870 X2 2 Гбайт AMD Radeon HD 4870 512 Мбайт |
Мы вновь использовали 64-битную версию Vista, которая поддерживает полный объём системной памяти 6 Гбайт.
Программная конфигурация | |
Операционная система | Windows Vista x64 Service Pack 1 |
Графические драйверы | AMD: Catalyst 8.12 Nvidia: GeForce 180.87 Beta |
Драйверы платформы | Intel X58: 9.1.0.1007 |
Для тестов мы использовали следующие игры.
Тесты и настройки
Тесты и настройки | |
Crysis | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1900×1200 / 2560×1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool |
Very High Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1900×1200 / 2560×1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool | |
Call of Duty: World at War | Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1.1, FRAPS/saved game |
Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1.1, FRAPS/saved game | |
Dead Space | Highest Quality Settings, No AA / No AF forced in drivers, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, FRAPS/saved game |
Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF forced in drivers, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, FRAPS/saved game | |
Fallout 3 | Ultra Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1.0.0.15, FRAPS/saved game |
Ultra Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, Patch 1.0.0.15, FRAPS/saved game | |
Far Cry 2 | Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Steam Version, in-game benchmark |
Very High Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Steam Version, in-game benchmark | |
Left 4 Dead | Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, timedemo |
Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920×1200 / 2560×1600, timedemo |
Crysis
Мы начали наши тесты с игры Crysis, которая поддерживает 64-битный режим – это одна из самых требовательных игр на рынке. Во всех случаях кроме одного видеокарта GTX 295 смогла обойти AMD Radeon HD 4870 X2. В разрешении 2560×1600 со сглаживанием (AA) и анизотропной фильтрацией (AF) nVidia признаёт, что в бета-версии драйвера есть ошибка, негативно сказывающаяся на производительности.
Что интересно, 512-Мбайт Radeon HD 4870 довольно близко подбирается к GTX 280 без включенных AA и AF. Впрочем, стоит включить опции повышения качества картинки, как в два раза меньший объём памяти начинает замедлять производительность.
Call of Duty: World At War
И вновь GeForce GTX 295 демонстрирует твёрдое лидерство, которое наиболее очевидно в разрешении 2560×1600 с активными AA и AF. Если результаты производительности финальной версии видеокарты будут такими же (а по цене $499 другого ждать не приходится), у nVidia есть серьёзное преимущество над видеокартами AMD в этом шутере от первого лица на тему Второй мировой войны.
В данной игре, в отличие от Crysis, видеокарта GTX 280 оказалась заметно быстрее 512-Мбайт Radeon HD 4870. Впрочем, 1-Гбайт версия наверняка показала бы себя лучше, хотя она обойдётся на $40 дороже.
Dead Space
Dead Space – свежий “ужастик”, перенесённый с мира приставок на ПК. И, к сожалению, это негативно сказалось на качестве графики.
Хотя мы выставили указанные режимы полноэкранного сглаживания (что привело к соответствующему падению производительности, то есть AA и AF в драйвере выполнялись), мы всё равно замечали очевидные “лесенки” даже в разрешениях 1920×1200 и 2560×1600. Кроме того, у Radeon HD 4870 X2 появилось странное, но повторяемое поведение в разрешении 1900×1200, где результаты были меньше, чем в 2560×1600.
Данная игра явно предпочитает видеокарты Nvidia, поскольку даже GTX 280 обгоняет флагмана AMD. Однако эта не та игра, которую мы бы добавили к нашему привычному тестовому пакету, хотя бы за то, что на неё сомнительно влияют опции улучшения качества картинки.
Мы обсудили результаты с Nvidia. По всей видимости, у Dead Space есть собственный алгоритм сглаживания, поэтому включение AA в панели драйвера не повлияло на игру. Можно включить AA в самой игре, но это никак не сказывается на производительности теста.
Fallout 3
Игра Fallout 3 очень интересная, но, по всей видимости, производительность ограничена платформой. Независимо от включения сглаживания и анизотропной фильтрации, GeForce GTX 295 и Radeon HD 4870 X2 работали практически одинаково в разрешениях 1920×1200 и 2560×1600. Вполне очевидно, что здесь системы предоставляют немало графической мощи, которую ещё предстоит раскрыть. Только когда мы включили на GTX 280 в разрешении 2560×1500 сглаживание и фильтрацию (AA/AF), мы заметили падение производительности. Да и у HD 4870 сказывается ограничение памяти.
Far Cry 2
Весь последний месяц AMD боролась с Far Cry 2. Похоже, драйвер Catalyst 8.12 смог улучшить ситуацию. Без сглаживания 4870 X2 побеждает в разрешениях 1900×1200 и 2560×1600. Включение опций повышения качества приводит к тому, что в обоих разрешениях вперёд выходит nVidia.
Left 4 Dead
Поскольку игра базируется на движке Valve Source, мы были почти уверены, что Left 4 Dead даст преимущество видеокартам AMD. Но при каждом разрешении, с включёнными или выключенными AA/AF, видеокарта GeForce GTX 295 выходила вперёд AMD Radeon HD 4870 X2. Учитывая разницу в цене между GTX 280 и 4870 512 MB, результаты этой пары не удивляют. Впрочем, эти видеокарты по-прежнему являются неплохой точкой отсчёта для тех, кто желает сделать апгрейд.
Взгляд на 2009 год
По поводу проведённых тестов хотелось бы сказать следующее. Начнём с того, что обзор и результаты носят предварительный характер. Мы выпустим полноценный обзор в 2009 году, когда на рынок выйдет финальная версия GeForce GTX 295, а в продаже появятся коробки с этой видеокартой.
Здесь мы привели результаты шести игр. Пять из них отмечены nVidia как примеры наиболее ожидаемых игр для сезона новогодних праздников 2008 года. Четыре из этих пяти игр участвовали в программе nVidia “The Way It’s Meant to Be Played”. Две игры уже вошли в наш традиционный тестовый пакет. И мы добавили к этой смеси Crysis. Но видеокарта всё равно является инженерным образцом, и по данным nVidia финальные скорости вращения вентилятора ещё не установлены.
Почему мы решили выпустить подобный тест? Все выбранные игры, фактически, являются популярными, и мы понимаем, насколько нашим читателям надоело видеть игры с трёхлетним возрастом, которые используются из-за того, что стали признанными показателями производительности. Поэтому мы решились на глоток свежего воздуха вместо надоевших Supreme Commander или World in Conflict.
Конечно, TWIMTBP не что иное, как конкурентное преимущество nVidia. Отношения с разработчиками, чтобы они смогли оптимизировать своё программное обеспечение под “железо”, вполне логичны и понятны, если отношения не приводят к ущемлению производительности с видеокартами конкурента. Учитывая то количество раз, когда видеокарты AMD побеждали модели nVidia в 2008 году, данная программа отношений с разработчиками не преследует столь низменных целей. Фактически, мы недавно смогли подробнее ознакомиться с тем, как nVidia способствовала разработке Far Cry 2 в рамках TWIMTBP. nVidia потратила три человека-месяца (если можно так сказать) на консультации на месте и тесты производительности, включая регулярные обновления драйверов. В результате у видеокарт GeForce GTX не возникло столь много проблем, как у моделей Radeon (эти проблемы мы описали во время тестов игр на системе Core i7 с конфигурациями вплоть до 4-way CrossFire и 3-way SLI).
Заключение
В начале статьи мы задали себе вопрос, сможет ли nVidia опровергнуть заявление AMD о самой быстрой отдельной видеокарте на рынке? В целом, GeForce GTX 295 смогла это сделать, на что намекают результаты предварительных тестов производительности, основанных на одних из самых “горячих” игр сезона новогодних праздников.
По информации nVidia, GeForce GTX 295 будет выпущена на выставке CES в 2009 году, то есть через несколько недель. Она будет продаваться по рекомендованной цене $499 – что примерно соответствует Radeon HD 4870 X2 – и будет доступна в продаже на момент объявления (насчёт России мы сказать не можем). Когда мы получим в наши руки финальный розничный образец видеокарты, а не ранний инженерный сэмпл, мы сможем провести доскональные тесты и более точно оценить производительность.
Что мы знаем на данный момент? nVidia GeForce GTX 295 действительно быстрая видеокарта. Мы знаем, что компания перешла на 55-нм техпроцесс, который позволил снизить энергопотребление – и GTX 295 потребляет меньше энергии в режиме бездействия и под нагрузкой, чем AMD Radeon HD 4870 X2.
Впрочем, у GeForce GTX 295, как и у всех других грядущих 55-нм GPU nVidia, есть другие козыри в рукаве, не только значения производительности. Сюда можно отнести все разговоры по поводу CUDA, PhysX и выпускаемой вскоре технологии 3D-стерео, с которой мы уже смогли ознакомиться на NVISION.
В нашей статье мы не уделили должного внимания поддержке PhysX, поскольку список поддерживаемых игр слабо пересекается со списком лучших игр. Мы не поговорили и о CUDA, поскольку, не считая Badaboom, сегодня слишком мало приложений, ради которых стоило бы купить видеокарту с этой технологией. Конечно, нас впечатлили рассказы пяти или шести разработчиков о том, как CUDA сможет революционизировать разработки в их нишевых сферах с картами Tesla, но перенести это преимущество на настольные приложения проблематично.
Но в данном отношении ситуация медленно, но верно меняется. Должна подтянуться EA, да и в начале 2009 года должна выйти пара игр с поддержкой PhysX, что позволит оценить, насколько эта функция себя оправдывает. Мы попробовали играть в Left 4 Dead (помните, что она не входит в программу TWIMTBP) с грядущими 3D-очками nVidia, и геймплей оказался совершенно потрясающим. Но эта тема для другой статьи, которая тоже скоро у нас выйдет.