Введение
Приближается лето, и температура на улице растёт с каждым днём. Но мы пытаемся максимально оттянуть время, когда потребуется включать систему кондиционирования воздуха, поскольку счёт за электричество при этом сразу же возрастёт.
И последнее, что мне требуется в лаборатории – пара горячих видеокарт GeForce GTX 480 (или любых других high-end видеокарт, раз уж о них зашёл разговор). В любом случае, мы собрали станцию с процессором Core i7-930, разогнанным до 3,33 ГГц, 6 Гбайт памяти Crucial, 160-Гбайт SSD Intel и, да, парой GeForce GTX 480 (на самом деле мы установили даже три видеокарты GTX 480 в компьютер, но по причинам, на которых мы остановимся в нашей статье, мы не рекомендуем собирать дома подобную конфигурацию).
Почему мы решили вновь вернуться к этим видеокартам через месяц после их первого дебюта?
Нажмите на картинку для увеличения.
Когда мы провели первые тесты GeForce GTX 480 и 470, до официального объявления Nvidia оставалось почти шесть дней. Чтобы получить результаты и опубликовать статью к дате выхода новых видеокарт, нам пришлось немало потрудиться. Мы использовали открытые конфигурации (без корпуса), при этом мы замерили энергопотребление и нагрев, обнаружив, что видеокарты могут даже обжечь пальцы, если вы дотронетесь до металла. Более того, мы использовали материнскую плату Gigabyte X58A-UD5, у которой нет достаточного пространства между интерфейсами x16 PCIe, поэтому для конфигурации SLI приходилось либо располагать видеокарты вплотную друг к другу в слотах x16, либо довольствоваться конфигурацией x16/x8, чтобы между видеокартами было достаточное пространство “для дыхания”.
Нажмите на картинку для увеличения.
Но Nvidia рекомендует выполнять тесты совсем по-другому. Компания предполагает использование одного из нескольких рекомендуемых корпусов для снижения уровня шума, а также материнскую плату из подготовленного списка, которая даст наилучший баланс охлаждения и производительности в SLI. С помощью Cooler Master и MSI мы собрали компьютер, который подойдёт тем пользователям, кто желает вложить солидную сумму в игровой ПК.
В то же время мы хотели вернуться к оценке доступности видеокарт и технологии 3D Vision Surround. Дефицит на рынке наблюдается и до сих пор, а технология 3D Vision Surround пока подозрительно слабо поддерживается.
Наконец, настало подходящее время для более скрупулёзного исследования производительности. На момент выпуска видеокарт нам приходилось довольствоваться парой моделей для тестов SLI, а также материнской платой, которая обеспечивала один интерфейс x16 и один x8. Конечно же, мы хотели провести тесты на конфигурации x16/x16 с большим числом игр и даже попробовать получить результаты в сборке 3-way, если это возможно. MSI согласилась предоставить нам третью видеокарту GeForce GTX 480, что позволило нам собрать системы с одной, двумя и тремя видеокартами. Мы проведём подробные тесты этих систем, сравним результаты между собой и с двумя видеокартами Radeon HD 5870. Действительно, на что лучше потратить деньги: на конфигурацию GeForce GTX 480 в SLI или Radeon HD 5870 в CrossFire?
Не хотелось бы показаться банальным, но реальность оказалась совершенно иной, преподнеся нам несколько сюрпризов.
Где ты, Fermi?
Перед тем, как мы с головой уйдём в тесты, позвольте напомнить, что прошло больше месяца после появления GeForce GTX 480 и больше двух недель после обещанной даты, когда видеокарты появятся на рынке в количестве десятков тысяч. Причём мы не имеем в виду Россию, где ситуация осложняется вечными проблемами с таможней, а международные онлайновые магазины newegg.com и zipzoomfly.com, которые мы проверяли каждый день. Такая привычка уже выработалась после проблем AMD с доступностью Radeon HD 4770, а потом и Radeon HD 5870.
На двух упомянутых сайтах “поймать” в наличии GeForce GTX 480 было проблематично – но, по крайней мере, они придерживались рекомендованной цены $499, установленной Nvidia в марте. На других сайтах видеокарты присутствовали более длительные промежутки времени, но это и неудивительно, поскольку дополнительная наценка там составляла от $50 до $100.
Так где же обещанные десятки тысяч видеокарт? Сложно сказать. Один из производителей видеокарт сообщил нам, что как раз получил несколько сотен моделей до обеда. Другой счастливо поведал, что ему недавно удалось получить “80 или 90 видеокарт”.
Итог таков. У энтузиастов, которым не терпится получить в руки заветную видеокарту на GF100, есть два варианта: выискивать карту по цене, близкой к рекомендованной, либо платить больше, но с гарантией получить продукт. Но ситуация постоянно меняется.
Нажмите на картинку для увеличения.
Обновление: мы обновим статью только один раз, поскольку вряд ли имеет смысл отслеживать наличие в реальном времени. Мы обнаружили на Newegg три видеокарты разных производителей по цене от $499 до $509. На Zipzoomfly присутствовала одна видеокарта по цене $579. На price.ru мы обнаружили всего 36 предложений, цены начинались от 21 500 рублей.
В ожидании 3D Vision Surround
Одно из наиболее значимых преимуществ Nvidia в битве против линейки AMD Radeon HD 5800 является технология GeForce 3D Vision. Поскольку Eyefinity получила такое большое количество положительных откликов, Nvidia предложила свой вариант GeForce 3D Vision Surround для игры в стереоскопическом 3D, когда за обработку пикселей будут отвечать две видеокарты.
Это наверняка обрадует тех, кто уже видел работу 3D Vision на одной 120-Гц панели, поскольку погружение в игру будет ещё более глубоким (конечно, если у вас есть деньги на пару видеокарт, тройку мониторов и комплект 3D Vision Kit).
Но хотя нам поначалу говорили, что 3D Vision Surround можно ожидать вскоре после выпуска нового драйвера, технология попросту не готова. Мы не знаем предполагаемого времени её объявления, поэтому счастливым владельцам пары GeForce GTX 480, желающим получить игру в конфигурации 3D Vision Surround, придётся подождать ещё некоторое время.
Закрытый корпус для снижения уровня шума
Конечно, воздух не обдувает тестовые комплектующие в открытой платформе таким же образом, каким он проходит через внутренности корпуса, разработанного для оптимальной вентиляции. В теории большинство корпусов разработаны так, чтобы забирать воздух спереди снизу и выбрасывать его сзади сверху. Видеокарты не выигрывают от дизайна подобного типа. Поэтому Nvidia утверждает, что GeForce GTX 480 будет работать намного тише и холоднее в корпусе с правильным дизайном.
Всего на рынке представлено пять корпусов из списка рекомендованных для оптимального охлаждения видеокарт (если верить Nvidia, то ещё больше корпусов будут добавляться по мере из сертификации).
- Cooler Master HAF 932;
- Cooler Master CM 690;
- Cooler Master Stacker;
- SilverStone Raven RV02;
- Thermaltake Element V.
Нажмите на картинку для увеличения.
Cooler Master выслала нам корпус HAF 932, который и послужил основой тестовой платформы. Этот объёмный корпус легко вмещает материнскую плату ATX с блоком питания, смонтированным снизу. В корпусе немало места для накопителей, да и с прокладкой кабелей проблем не возникает. 230-мм вентиляторы спереди, сбоку и сверху продувают большой воздушный поток с приемлемым уровнем шума, а задний 140-мм вентилятор поддерживает правильную циркуляцию внутри корпуса.
Следует подтвердить, что установка GeForce GTX 480 в хорошо продуваемый корпус действительно отличается. При установке одной видеокарты обе модели Nvidia и AMD работали практически неразличимо в режиме бездействия и под нагрузкой. Добавление второй видеокарты уже даёт заметную разницу, но важно отметить, что пара GeForce GTX 480 была разделена на нашей материнской плате MSI Eclipse Plus четырьмя слотами, а Radeon HD 5870 работали рядом друг с другом, поскольку их разделяли два слота. У Nvidia в данном случае есть преимущество, поскольку ни один из наших мостиков CrossFire не смог растянуться на четыре слота, в то время как некоторые мостики SLI имеют такую длину.
Если вам интересны детали, то измерения уровня шума проводились на расстоянии 1 метр от системы с помощью шумомера Extech 407768, нацеленного на переднюю панель посередине корпуса Cooler Master HAF 932. Шумомер был выставлен на продолжительный замер в диапазоне 30-80 дБ(А).
С помощью утилиты GPU-Z 0.4.2 мы смогли замерить температуры процессора видеокарт GeForce и Radeon (для конфигураций из двух видеокарт мы брали температуру самого горячего GPU). Хорошо продувается корпус или нет, но видеокарты GTX 480 всё равно очень горячие.
Выбор правильной материнской платы
Конечно, достаточно просто “хорошей” материнской платы с поддержкой SLI, чтобы ваша конфигурация из двух видеокарт заработала. Технически это верно, но если брать видеокарты GeForce GTX 480, то к выбору платформы следует отнестись более аккуратно.
Вам потребуется материнская плата, оснащённая двумя слотами PCI Express x16 второго поколения, которые электрически поддерживают x16 линий, а не x8. Более того, нужно, чтобы эти слоты были разнесены, как минимум, на три слота между собой, чтобы между верхней и нижней видеокартами был, по крайней мере, один свободный слот для вентиляции. Если карты будут стоять вплотную, то вы можете потерять в частоте кадров из-за перегрева и/или получите слишком высокий уровень шума.
К счастью, на рынке есть несколько материнских плат, которые предоставляют достаточное пространство между слотами для видеокарт. Некоторые модели мы привели в следующей таблице.
Материнская плата с достаточным пространством между слотами SLI | ||
X58 Express | P55 Express | |
Asus | P6T Deluxe | Maximus III Extreme |
P6T Deluxe V2 | Maximus III Formula | |
P6T Deluxe w/ OC Palm | P7P55 WS SuperComputer | |
P6T WS Professional | P7P55D Deluxe | |
P6T6 WS Revolution | P7P55D EVO | |
P6T7 WS SuperComputer | P7P55D Premium | |
P6TD Deluxe | P7P55D Pro P7P55D-E Deluxe P7P55D-E EVO P7P55D-E Premium P7P55D-E Pro SABERTOOTH 55i |
|
EVGA | X58 Classified 4-Way SLI | P55 Classified 200 |
X58 SLI Classified | P55 FTW 200 | |
X58 SLI | ||
Gigabyte | P55A-UD4P P55A-UD6 P55A-UD7 P55-UD4P P55-UD5 P55-UD6 |
|
MSI | Eclipse Plus | Big Bang Trinergy |
X58 Platinum | P55-GD80 | |
Eclipse SLI | P55-GD65 | |
X58 Platinum SLI | P55-GD85 |
Конечно, в случае с материнскими платами на P55 придётся смириться с некоторым падением производительности, поскольку интегрированный интерфейс PCI Express процессоров LGA 1156 разделяется на пару подключений x8. Но если вы выберите материнскую плату на чипсете X58 (и если вы готовы потратить солидную сумму на видеокарты, то у вас наверняка найдутся деньги и на процессор LGA 1366), проверьте ещё раз выбранную платформу, чтобы убедиться в том, что слоты x16 разнесены на достаточное расстояние.
Нажмите на картинку для увеличения.
Мы вновь использовали материнскую плату MSI Eclipse Plus, которая оснащена мостом NF200, способным мультиплексировать доступные интерфейсы чипсета на тройку слотов x16 для поддержки трёх видеокарт GTX 480.
Тестовая конфигурация
Тестовая конфигурация | |
Процессор | Intel Core i7-930 (Bloomfield) 2,8 ГГц, 4.8 GT/s, кэш L3 8 Мбайт, функции энергосбережения включены Разгон до 3,33 ГГц (21 x 160 МГц), технология Turbo Boost активна |
Материнская плата | MSI Eclipse Plus (LGA 1366) X58/ICH10, BIOS 1.0 |
Память | Crucial Ballistix Tracer (3 x 2 Гбайт) DDR3-1333 7-7-7-24 |
Жёсткий диск | Intel SSDSA2MH160G2C1 160GB SATA 3 Гбит/с |
Видеокарты | MSI N480GTX-M2D15 GeForce GTX 480 1,5 Гбайт (1x, 2x, 3x) ATI Radeon HD 5870 1 Гбайт (1x, 2x) |
Блок питания | Enermax MODU87+ 800 Вт |
Кулер CPU | Intel DBX-B Thermal Solution |
Операционная система и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows 7 Ultimate x64 |
DirectX | DirectX 11 |
Драйвер платформы | Intel INF Chipset Update Utility 9.1.1.1019 |
Графический драйвер | Nvidia GeForce 197.41 AMD Catalyst 10.4 |
Как мы уже упомянули, Cooler Master и MSI помогли нам собрать систему в “одобренном” корпусе на материнской плате с достаточно разнесёнными слотами x16 и с третьей видеокартой GeForce GTX 480. Также хотелось бы подчеркнуть в данной конфигурации блок питания Enermax MODU87+.
Мы знали, что данный 800-Вт блок питания с сертификацией 80 PLUS Gold прекрасно подойдёт для пары GeForce GTX 480, но мы не знали, справится ли он с тройкой видеокарт. Хотя блок питания потреблял до 900 Вт энергии от розетки, со своей работой он справился, проблемы со стабильностью не наблюдались даже в полностью собранном корпусе HAF 932.
Тесты и настройки
3D-игры | |
Crysis | Very High Quality Settings, No AA / No AF, 4xAA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 1900×1200 / 2560×1600, DirectX 10, Patch 1.2.1, 64-bit executable |
S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat | Extreme Quality Settings, No AA / No AF, 4xAA / No AF, vsync off, 1680×1050 / 1920×1200 / 2560×1600, DX11 Rendering, Tessellation Enabled, HDAO, Benchmark Tool |
Call of Duty: Modern Warfare 2 | Ultra High Settings, No AA / No AF, 4xAA / No AF, 1680×1050 / 1920×1200 / 2560×1600, Second Sun, 45 second sequence, FRAPS |
DiRT 2 | Ultra High Settings, No AA / No AF, 4xAA / No AF, 1680×1050 / 1920×1200 / 2560×1600, Custom Tom’s Hardware benchmark script, DirectX 11 Rendering |
Metro 2033 | High Quality Settings, AAA / No AF, 4x MSAA / No AF, vsync off, PhysX off, 1680×1050 / 1920×1200 / 2560×1600, Chapter 1: Chase, 150 second sequence, FRAPS, DirectX 11 (Tess. and DoF Filter Enabled). |
Just Cause 2 | Highest Quality Settings, No AA / 16xAF, 4xAA / 16xAF, vsync off, 1680×1050 / 1920×1200 / 2560×1600, Desert Sunrise benchmark, Steam Version, Nvidia cards: Bokeh filter and GPU Water enabled |
Crysis
В данном случае мы использовали настройки Very High DirectX 10, но в разрешении 1680×1050 пара видеокарт Radeon HD 5870 даёт сравнимую производительность с двумя или тремя GeForce GTX 480. Вполне очевидно, что мы имеем дело с “узким местом” в платформе.
В разрешении 1900×1200 мы наблюдаем тот же самый “потолок”. Одиночные Radeon HD 5870 и GeForce GTX 480 немного теряют в частоте кадров, но всё равно идут на близком уровне друг к другу.
Наконец, в разрешении 2560×1600 у нас достаточно графической нагрузки, чтобы дифференцировать все конфигурации. Переход с двух на три видеокарты GeForce GTX 480 даёт ощутимый прирост, хотя масштабирование с одной видеокарты до двух всё же более впечатляет. Для сравнения, переход с одной на две Radeon HD 5870 оказывается весьма приятен, если вы не будете включать сглаживание. Включение сглаживания приводит к катастрофическому падению производительности – мы уже наблюдали похожий феномен в последние пару лет.
S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat
Игра S.T.A.L.K.E.R. “пожирает” графическую производительность ещё сильнее, чем Crysis. Это прекрасная игра для демонстрации масштабирования на нескольких GPU. Мы использовали настройки детализации Extreme, рендеринг DirectX 11, режим HDAO высокого качества и тесселяцию. В разрешении 1680×1050 этого оказалось достаточно, чтобы показать двукратный прирост производительности со сглаживанием 4xAA при добавлении второй видеокарты GeForce GTX 480. Третья видеокарта добавляет производительность, но не так заметно. Что интересно, хотя мы предполагали, что GTX 480 обойдёт AMD Radeon HD 5870, конфигурации с одной и двумя видеокартами в этом невысоком разрешении показывают близкую производительность двух архитектур.
AMD даже начинает намного выходить вперёд в разрешении 1920×1200 с одиночной видеокартой, но расстановка сил меняется слабо. Мы наблюдаем впечатляющее масштабирование при переходе с одной видеокарты на две, да и третья GeForce GTX 480 весьма положительно сказывается на результатах производительности со сглаживанием.
Если смотреть на одиночные видеокарты, то Radeon HD 5870 и GeForce GTX 480 показали довольно близкую производительность в разрешении 2560×1600. Добавление второй видеокарты позволило Nvidia значительно усилить свою позицию, и пара SLI вышла вперёд, вновь показав удвоение производительности по сравнению с одной GTX 480. Когда установлено три видеокарты, то производительность уже достаточная для комфортной игры со сглаживанием.
Call Of Duty: Modern Warfare 2
Эта игра удивительно слабо нагружает видеокарты, поэтому избыточная производительность третьей GeForce GTX 480 фактически приводит к падению производительности в разрешении 1680×1050. С учётом сказанного, даже вторая видеокарта смотрится лишней, поскольку одна видеокарта легко даёт частоту кадров выше 150 fps. И хотя видеокарты Radeon в данной игре значительно уступают, мы всё же получаем 110 fps в худшем сценарии. Настало время поднять разрешение…
Мы по-прежнему не видим причин установки пары видеокарт в игре Call of Duty в разрешении 1920×1200. В самом худшем случае мы всё равно наблюдаем 100 fps.
Наконец, в разрешении 2560×1600 уже появляется толк от перехода на конфигурацию SLI, хотя прирост производительности не стоит денег, потраченных на вторую видеокарту. В конце концов, даже одна видеокарта GeForce даёт более 90 fps со сглаживанием. Обратите внимание, что установка третьей видеокарты уже не приводит к падению производительности, но и смысла особого этот шаг не имеет.
DiRT 2
Если вы вернётесь к нашему оригинальному обзору GeForce GTX 480, то там мы использовали демо-версию игры со встроенным тестом. Как мы обнаружили, демо-версия не относит видеокарту GTX 480 к классу DirectX 11, поэтому нам пришлось тестировать видеокарты AMD в режиме DirectX 9. На этот раз мы исправили ситуацию – мы тестировали полную версию игры с помощью скрипта в режиме DirectX 11.
Масштабирование с одной видеокарты на две хорошо смотрится в разрешении 1680×1050, но третья видеокарта больше вредит, чем помогает, снижая производительность. Масштабирование в 1920×1200 почти такое же.
В разрешении 2560×1600 технология SLI впечатляет сильнее всего, когда вы добавляете вторую GeForce GTX 480. CrossFire тоже выигрывает от самых быстрых одиночных GPU AMD, но уже не до такой степени.
Just Cause 2
Мы надеялись провести больше времени за игрой Just Cause 2 до выхода GeForce GTX 480, но нам просто не хватило времени для проведения тестов. Мы исправляем этот недостаток в данной статье.
Возможно, первое, что бросается в глаза в разрешении 1680×1050 – это превосходство AMD, что не очень логично для игры, участвующей в программе TWIMTBP. Но тому есть хорошее объяснение. Игра Just Cause поддерживает PhysX, поэтому симуляция воды и фильтр боке на GPU работают только на видеокартах Nvidia, владельцам Radeon эти опции недоступны. Поэтому мы не можем сравнивать результаты двух конкурирующих решений – всё же давайте ограничимся независимой оценкой масштабирования SLI и CrossFire.
Хорошая новость для владельцев Radeon в том, что хотя игра и была разработана с поддержкой от Nvidia, производительность на видеокарте 5870 остаётся весьма приличной вплоть до разрешения 2560×1600. Но AMD всё же не может обеспечить такого же масштабирования, что пара GeForce GTX 480 в этом разрешении. Добавление третьей видеокарты позволяет немного увеличить частоту кадров, но, на наш взгляд, недостаточно, чтобы оправдать трату ещё $500 (или больше).
Metro 2033
Игра Metro 2033 тоже весьма серьёзно нагружает видеокарты. Несмотря на обновления драйверов от Nvidia и AMD, игра по-прежнему даёт невысокую частоту кадров из-за оптимизаций DirectX 11 (в частности, под DirectCompute).
В разрешении 1680×1050 мы наблюдаем уже весьма низкую частоту кадров на одиночной Radeon HD 5870 или GeForce GTX 480, так что комфортно играть вряд ли получится. Установка второй видеокарты помогает в обоих случаях, но третья видеокарта почти не улучшает результат пары GeForce GTX 480.
Переход на разрешение 1920×1200 сказывается на производительности ещё сильнее, добавление второй видеокарты к любой системе значительно увеличивает частоту кадров. И вновь третья видеокарта не даёт прироста на конфигурации GeForce GTX 480. Возможно, более заметно то, что AMD катастрофически теряет производительность после активации сглаживания MSAA.
Но даже пара видеокарт GeForce GTX 480 не справляется с высокими требованиями игры в разрешении 2560×1600 при включённом сглаживании AA. Похоже, комбинация таких настроек на некоторое время станет неподъёмной для большинства конфигураций. Видеокарты Radeon HD 5870 “захлёбываются” даже со сглаживанием AAA, но две или три GTX 480 могут, по крайней мере, обеспечить в этом режиме приемлемую производительность.
Производительность и масштабируемость SLI
Переходим к самому интересному. На диаграмме выше приведена производительность видеокарт Nvidia GeForce GTX 480 в конфигурациях с одной, двумя и тремя видеокартами в разрешении 2560×1600 в шести наших тестах с включённым сглаживанием 4xAA.
Эти результаты приводят к следующей диаграмме относительной масштабируемости (результаты Metro 2033 “ушли” за пределы диаграммы из-за слишком низкого уровня 100%, но масштабирование выше 200% в случае SLI всё равно неправдоподобно).
В самом худшем случае SLI даёт 71% прирост производительности (в Just Cause 2). В лучшем случае мы получаем 89% прирост (в S.T.A.L.K.E.R.). В трёх других играх мы получаем удивительно близкое увеличение производительности. Как видим, установка пары видеокарт в конфигурации SLI действительно весьма эффективно увеличивает производительность игрового компьютера.
Во всех шести играх конфигурация 3-way SLI заработала, но оказалась уже не такой эффективной. Всё же мы не смогли раскрыть потенциал третьей видеокарты GeForce GTX 480; я не думаю, что прирост в нынешних условиях оправдывает увеличение цены конфигурации на треть.
Производительность и масштабируемость CrossFire
Конечно, мы не могли обойти вниманием технологию AMD CrossFire. На диаграмме показан прирост производительности при переходе с одной видеокарты Radeon HD 5870 на две. Игра Metro 2033 отсутствует, поскольку видеокарты просто не справились с этой игрой с активным сглаживанием MSAA.
“Голые” числа говорят мало, но вот результаты относительной производительности более интересны. В худшем случае конфигурация CrossFire увеличила производительность на 23%. В лучшем случае мы получили прирост 79% (забавно, но в Call of Duty). Как видим, разброс в данном случае намного сильнее, в Crysis же мы даже получили падение производительности до 41% от уровня одной видеокарты в 2560×1600 – но мы уже не раз наблюдали этот артефакт в разрешении 2560×1600 со сглаживанием AA в этой игре.
Какую видеокарту лучше покупать?
Настало время подвести итог производительности конфигураций SLI и CrossFire. Мы будем использовать разрешение 2560×1600 без сглаживания, поскольку у пары Radeon HD 5870 наблюдаются проблемы со сглаживанием в Crysis и в Metro 2033 на данном разрешении. На следующих диаграммах приведены результаты всех видеокарт в шести протестированных играх.
Теперь позвольте рассчитать среднюю частоту кадров во всех шести играх в разрешении 2560×1600 без сглаживания AA.
Наконец, ниже приведена цена пары GeForce GTX 480 и Radeon HD 5870. Мы взяли международные цены Newegg на 29 апреля 2010. Каждая видеокарта GeForce GTX 480 стоила $509, а каждая Radeon HD 5870 – $399. Да, мы знаем, что видеокарты GeForce GTX 480 стоят дороже, но зато они и работают быстрее.
Наконец, итоговая диаграмма: цена среднего кадра в секунду в долларах. Поскольку технология SLI работает намного более эффективно, чем CrossFire, две GeForce GTX 480 в конфигурации SLI стоят меньше в расчёте на fps, чем пара Radeon HD 5870 в CrossFire (в среднем).
Конечно, эту диаграмму нельзя принимать как истину в последней инстанции. Во-первых, она характеризует только конфигурации из двух видеокарт. И именно впечатляющее масштабирование SLI привело к такому результату. Если вы посмотрите на производительность одной GeForce GTX 480 против Radeon HD 5870, то уже видеокарта AMD будет более выгодна ($8,60/fps у AMD против $10,18/fps у GeForce GTX 480 в среднем).
Помните, что результаты отражают только текущую ситуацию: мы взяли самые низкие цены на две видеокарты, протестировали шесть игр и подвели общий индекс производительности по одному разрешению. Дополнительная информация о производительности ещё сильнее бы внесла ясность – в данном отношении тесты можно проводить бесконечно. В любом случае, мы были приятно впечатлены тем, что конфигурации на двух видеокартах показывают приличный прирост производительности. Именно поэтому мы включили дополнительные диаграммы. Ну а сравнение цен тоже оказалось вполне ожидаемым, с учётом того, что видеокарты стоят дороже $500.
Что касается высокопроизводительной игровой станции, то выбор между парой GeForce GTX 480 или Radeon HD 5870 не такой простой, как мы поначалу думали, если вы обратите внимание на цену средней производительности (1 fps) в долларах.
Энергопотребление
Конечно, не всё сводится к цене и производительности. Энергопотребление тоже является немаловажным фактором.
В нашем первоначальном обзоре видеокарты GeForce GTX 480 и Radeon HD 5870 давали близкие результаты энергопотребления в режиме бездействия. Под нагрузкой мы получили более сильный разброс, но там мы использовали FurMark.
Мы знаем (по информации AMD), что у видеокарт линейки 5000 используется двойная схема защиты от перегрева: механизм тепловой защиты, который включает троттлинг тактовой частоты при превышении теплового порога, а также сигнал обратной отдачи стабилизатора напряжения, который тоже может приводить к снижению тактовой частоты в потенциально опасных случаях.
По этой причине мы заменили тест FurMark для нашего сравнения, вернувшись к тесту шума 3DMark Perlin Noise. Он не такой требовательный, но всё равно соответствует относительно стабильному сценарию худшего случая. В данном отношении разница оказалось уже не такой существенной: Nvidia GeForce GTX 480 потребляла примерно на 64 Вт больше Radeon HD 5870 под нагрузкой.
Добавление второй видеокарты в конфигурацию увеличивает энергопотребление системы на 337 Вт (по сравнению с энергопотреблением одиночной GTX 480, конечно) под нагрузкой. Между тем, добавление второй Radeon HD 5870 добавляет 162 Вт. Это уже понять сложнее (да и объяснить тоже, поскольку GTX 480, как указывает производитель, ограничена энергопотреблением 250 Вт).
Где же третья GTX 480?
Возможно, вы заметили, что на всех наших диаграммах анализа производительности в играх есть конфигурация с третьей GeForce GTX 480, но в итоговых диаграммах энергопотребления, уровня шума и температуры этих конфигураций нет. Что ж, позвольте конфигурации 3-way SLI на GeForce GTX 480 взять “академический отпуск”. Мы были впечатлены тем, что три видеокарты, упакованные на расстоянии два слота друг от друга, работали стабильно. Мы не столкнулись с ошибками или артефактами, либо с падением производительности тройки. Действительно, графический процессор GF100 был изначально разработан так, чтобы выдерживать высокие температуры.
Но чтобы получить достаточный воздушный поток через радиатор видеокарты, который бы выбрасывался наружу, вентиляторы работают с невероятной скоростью – достаточно быстро, чтобы уровень шума стал просто невыносимым. Всё же нужна материнская плата ATX с дополнительным пространством между слотами x16, чтобы конфигурация 3-way работала всё же потише. Возможно, подойдёт материнская плата, подобная EVGA X58 Classified 4-Way SLI, если ваш корпус сможет поддерживать третью видеокарту GTX 480, “свисающую” с седьмой слотовой позиции x16. Но даже тогда вам потребуются специализированные мостики SLI, способные дотянуться до всех необходимых разъёмов.
Нажмите на картинку для увеличения.
Ждём возможности раскрыть потенциал
Мы планировали данную статью как продолжение оригинального обзора GeForce GTX 480, чтобы более подробно рассмотреть подробности о тепловыделении и уровне шума. Но когда мы начали сборку системы в корпусе Cooler Master HAF 932 с материнской платой MSI Eclipse Plus, то посчитали необходимым вернуться к производительности SLI. MSI тоже немало нам помогла, представив третью видеокарту, которая позволила нам получить результаты в конфигурации 3-way SLI.
Если вы сможете расположить видеокарты GeForce GTX 480 с промежутком хотя бы один свободный слот между ними, то шум станет намного меньше досаждать при условии хорошей вентиляции и продуваемости корпуса – в отличие от открытой конфигурации.
Впрочем, избежать значительного нагрева GeForce GTX 480 вы всё равно не сможете. Nvidia утверждает, что видеокарты были изначально разработаны так, чтобы выдерживать высокие температуры, и наши измерения в режиме бездействия наглядно показывают, насколько сильнее нагревается GF100 по сравнению с Cypress XT даже в хорошо продуваемом корпусе.
Самым большим сюрпризом для нас, по сравнению с оригинальным обзором GeForce GTX 480, оказалось сравнение производительности масштабируемости SLI по сравнению с CrossFire. Прирост, связанный с технологией SLI, настолько существенный, что он даже меняет соотношение производительность/цена конфигураций SLI или CrossFire. Да, вы заплатите больше за пару GTX 480, но соответствующий прирост производительности компенсирует затраты по сравнению с парой Radeon.
Но Nvidia предстоит выполнить немало работы. Первоочередная задача – разобраться с дефицитом. Мы оценивали соотношение производительность/цена исходя из того, что видеокарта MSI продавалась на Newegg за $509. Если вам не терпится, и вы купите видеокарту на сайте Zipzoomfly за $579, то соотношение производительность/цена будет совсем иным. Не говоря уже о России, где цены традиционно выше.
Кроме того, мы ждём выхода на рынок технологии 3D Vision Surround – одной из главных “фишек” на момент объявления GeForce GTX 480. Да, эта функция будет крайне дорогой для домашнего пользователя. Две видеокарты, три 120-Гц дисплея и комплект GeForce 3D Vision. Немало. Но AMD уже предложила весьма привлекательный по цене вариант в виде Eyefinity 6, поэтому нельзя отвергать возможность выпуска приемлемого по цене решения со стороны Nvidia.