Введение
Нажмите на картинку для увеличения.
На фотографии выше можно видеть практически все графические процессоры nVidia после выхода NV1 – и пару центральных процессоров AMD для сравнения. Кроме того, наша редакция смогла достать фотографии в высоком разрешении основных GPU nVidia. В нашей статье мы приведём спецификации всей базовой линейки GPU, а также предоставим фотографии вам для просмотра.
Всё же нас не перестаёт поражать, как разрабатываются и производятся подобные чипы. И возможность посмотреть внутрь действительно очень радует – каждый микропроцессор по-своему красив.
Кстати, какой графический процессор понравился вам больше других? Не забудьте сообщить об этом в нашем Клубе экспертов по ссылке в конце страницы.
NV4 – первая видеокарта Riva TNT, 1998
NV4. Нажмите на картинку для увеличения.
Да, графический процессор TNT действительно знаменовал начало эпохи nVidia в широком сообществе геймеров. Конечно, в те времена геймерам приходилось делать выбор между 3dfx Voodoo/2 и TNT, причём большинство игроков всё же предпочитали линейку Voodoo за наилучшую 3D-производительность.
- 16 Мбайт памяти SDRAM;
- 90 МГц – частота GPU;
- 110 МГц – частота памяти;
- 180 мегатекселей в секунду – скорость заполнения.
NV5 – Riva TNT2 Ultra, май 1999
NV5 Нажмите на картинку для увеличения.
TNT2 – первый чип для массового рынка, который обеспечивал прекрасную 3D-производительность, причём сочетал в одном GPU 3D- и 2D-ускорение. До его появления считалось, что универсальные видеокарты (которые обеспечивают 2D и 3D) не могут сравниться с выделенными 3D-видеокартами. Но графический процессор TNT2 (и наша любимая версия TNT2 Ultra) изменила лицо 3D-видеокарт навсегда.
Главный исполнительный директор nVidia Дженсен Хуанг (Jen-Hsun Huang) сказал мне, что идея появления TNT2 Ultra пришла ему в голову после использования кулера Пельтье на чипе TNT2.
- 32 Мбайт памяти SDRAM;
- 150 МГц – частота GPU;
- 183 МГц – частота памяти;
- 2,9 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 300 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV10 – GeForce 256, январь 2000
NV10. Нажмите на картинку для увеличения.
nVidia создала название GeForce из слов “geometry/геометрия” и “force/сила”, немного поиграв вокруг английского названия ускорения свободного падения (G-force). И сила действительно нашла своё место. Кстати, кто-нибудь помнит технические демонстрации, которые nVidia выпускала в то время? Chameleon?
- 32/64 Мбайт памяти DDR;
- 120 МГц – частота GPU;
- 150 МГц – частота памяти;
- 4,8 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 480 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV11 – GeForce 2MX, июнь 2000
NV11. Нажмите на картинку для увеличения.
После успешного выпуска нескольких победителей в категории высокопроизводительных 3D-решений, nVidia решила охватить и продукты начального уровня, чтобы увеличить свою рыночную долю. И GeForce 2MX можно как раз считать вариантом для использования в довольно простых конфигурациях – “дёшево и сердито”.
- 32/64 Мбайт памяти SDR;
- 175 МГц – частота GPU;
- 166 МГц – частота памяти;
- 2,7 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 700 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV15 – GeForce 2 GTS, апрель 2000
NV15. Нажмите на картинку для увеличения.
В своё время графический процессор GeForce 2 GTS был очень популярен. По сегодняшним меркам видеокарты поставлялись с совершенно мизерным объёмом памяти.
- 32/64 Мбайт памяти DDR;
- 200 МГц – частота GPU;
- 333 МГц – частота памяти;
- 5,2 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 1600 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV17 – GeForce4 MX 460, февраль 2002
NV17. Нажмите на картинку для увеличения.
Видеокарта GeForce4 MX была нацелена на платформы начального уровня. Она также неплохо показала себя в ноутбуках и в системах низкого профиля.
- 64 Мбайт памяти DDR;
- 300 МГц – частота GPU;
- 550 МГц – частота памяти;
- 8,8 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 1200 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV20 – GeForce 3, февраль 2001
NV20. Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 3. В то время уже считали, что линейка “GeForce” станет для Nvidia тем же, чем стала линейка “Pentium” для Intel. Название прижилось.
- 64 Мбайт памяти DDR;
- 200 МГц – частота GPU;
- 460 МГц – частота памяти;
- 7,4 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 1600 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV25 – GeForce4 Ti 4600, февраль 2002
NV25. Нажмите на картинку для увеличения.
Линейка Nvidia GeForce4 Ti 4600 оказалось одной из самых популярных, когда либо представленных Nvidia. GeForce4 очень широкого проникла на рынок, многие геймеры считали за честь использовать такую видеокарту.
- 128 Мбайт памяти DDR;
- 300 МГц – частота GPU;
- 650 МГц – частота памяти;
- 10,4 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 2400 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV40 – GeForce 6800 Ultra, апрель 2004
NV40. Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 6800 Ultra.
- 256 Мбайт памяти DDR;
- 400 МГц – частота GPU;
- 1100 МГц – частота памяти;
- 35,2 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 6400 миллионов текселей в секунду – скорость заполнения.
NV46 – GeForce 6600, 2004
NV46. Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 6600. На фотографии выше вы можете видеть контактные площадки NV46. Они соединяли GPU и упаковку.
- 512 Мбайт памяти;
- 300 МГц – частота GPU;
- 500 МГц – частота памяти;
- 256-битная шина памяти.
G70 – GeForce 7800 GTX, июнь 2005
G70. Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 7800 GTX.
- 256 Мбайт памяти;
- 256-битная шина памяти;
- 430 МГц – частота GPU;
- 1296 МГц – частота блока шейдеров;
- 1,2 ГГц – частота памяти;
- 38,4 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 10,32 миллиардов текселей в секунду – скорость заполнения.
G80 – GeForce 8800 GTX, 2006
G80. Нажмите на картинку для увеличения.
GeForce 8800 GTX.
Для многих геймеров и аналитиков индустрии линейка 8800 считается одной из лучших среди игровых GPU, когда-либо выпущенных nVidia. Да и сегодня эти GPU используются весьма широко. Не работает ли в одном из ваших компьютеров 8800 GTX?
- 768 Мбайт памяти;
- 384-битная шина памяти;
- 575 МГц – частота GPU;
- 1350 МГц – частота блока шейдеров;
- 900 МГц – частота памяти;
- 86,4 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 36,8 миллиардов текселей в секунду – скорость заполнения.
G92 – GeForce 8800 GT, октябрь 2007
G92.
GeForce 8800 GT. По сути, перед нами 65-нм версия GPU G80. Несмотря на меньшее энергопотребление и меньший размер кристалла, G92 была чуть урезана по сравнению с G80 из-за 256-битного интерфейса памяти по сравнению с 384-битным интерфейсам у G80, Следовательно, и производительность была не такой хорошей. GPU G92 использовался на многих видеокартах для массового рынка.
- 112 потоковых процессоров;
- 512-1024 Мбайт памяти GDDR3;
- 256-битная шина памяти;
- 600 МГц – частота GPU;
- 1500 МГц – частота блока шейдеров;
- 900 МГц – частота памяти;
- 57,6 Гбайт/с – пропускная способность памяти;
- 33,6 миллиардов текселей в секунду – скорость заполнения.
GT200 – GeForce GTX 280, июнь 2008
GT200. Нажмите на картинку для увеличения.
Линейка GeForce GTX 200. Сегодня пока что топовое предложение Nvidia. GPU на основе GT200 по-прежнему являются основой современных видеокарт Nvidia, пока не появится Fermi (GF100).
Карты на основе GT200 и других производных этого GPU присутствуют в линейке GeForce 2XX, начинаясь от GeForce 210 и заканчиваясь GeForce GTX 295, где на одной плате работают два GPU.