SLI, CrossFire и игры на широком экране
После обзора новой флагманской видеокарты GeForce GTX 680 2 GB от nVidia, нам захотелось узнать возможности увеличения производительности новинки как при разгоне, так и в конфигурации из нескольких карт. Для этого мы заказали ещё одну GeForce GTX 680. Учитывая, что в нашей лаборатории уже были две карты Radeon HD 7970 от AMD, не сравнить их было бы просто глупо.
В первой статье мы хотели протестировать производительность на разрешении 5760×1080, но, к сожалению, у нас не хватило времени. Сразу после появления новой карты, nVidia выпустила новый драйвер, поэтому мы не могли упустить возможность проверить был ли исправлен баг с NVEnc/MPEG-2 (исправлен он не был. nVidia говорит, что NVEnc работает, но ядра CUDA дают более высокую производительность, маскируя влияние аппаратного обеспечения с фиксированной функцией). Многие читатели просили сравнить разогнанную Radeon HD 7970 и разогнанную GeForce GTX 680, что мы и сделаем в этой статье.
Стоит отметить, что есть проблемы с наличием. Недавно мы ругали AMD за то, что компания выпускала новые карты на бумаге, присылая образцы изданиям с пометкой, что поставки начнутся только через неделю. nVidia специально отметила, что GeForce GTX 680 появится в продаже в первый же день, и их наличие на Newegg это подтвердило. К сожалению, новые видеокарты исчезли через несколько часов после начала продаж и в данный момент купить GeForce GTX 680 практически невозможно. Представители компании nVidia сообщили, что некоторое количество карт поставляется партнёрам компании ежедневно (так что следите за новинками в онлайн-магазинах), однако нормальные поставки начнутся в начале апреля, когда поставщики существенно нарастят объёмы производства карт с собственным дизайном. Мы будем следить за ситуацией с поставками. Но пока те, кто не успел приобрести новинку в первый день, застряли на несколько недель, так же как и пользователи, которым пришлось ждать карты Radeon HD 7970, и это совсем не радует.
В любом случае, сегодняшняя статья завершит общую картину производительности видеокарты GeForce GTX 680 и её различий с Radeon HD 7970. Давайте сначала поближе познакомимся с картой от EVGA, которая позволить нам тестировать конфигурацию SLI, а затем перейдём непосредственно к результатам.
GeForce GTX 680 2 GB от EVGA
На сайте EVGA указано одиннадцать различных моделей GeForce GTX 680: от референсной GTX 680 до GTX 680 Hydro Copper на водяном охлаждении, у которых ещё даже не согласованы характеристики.
Самая разогнанная модель компании ещё не поступила в продажу. И хотя нам будет очень интересно, каких результатов достигнет компания EVGA, когда у неё будет больше времени на доработку, сегодня она прислала нам карту с частотой и памятью, идентичными референсной карте от nVidia.
Это модель идеально подходит для нашей связки SLI, поэтому проблем с её работоспособностью не будет. В итоге мы имеем две видеокарты GeForce GTX 680 с базовой частотой 1006 МГц с возможностью повышения до 1058 МГц при работе GPU Boost (хотя мы знаем, что эта цифра может сильно варьироваться). Два гигабайта памяти на каждой карте работают на частоте 1502 МГц. И на данный момент в платформе X79 Express обе карты передают данные через интерфейс PCI Express второго поколения.
Комплект поставки EVGA включает в себя руководство пользователя, несколько наклеек, большой плакат, пару вспомогательных адаптеров Molex и переходник DVI-to-VGA.
Конфигурация и тесты
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E) 3.3 ГГц до 4.2 ГГц (42х100 МГц LGA 2011, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл., функции энергосбережения вкл. |
Материнская плата | Gigabyte X79-UD5 (LGA 2011) X79 Express Chipset, BIOS F9 |
Память | G.Skill 16 Гбайт (4 x 4 Гбайт) DDR3-1600, F3-12800CL9Q2-32GBZL @ 9-9-9-24 и 1.5 |
Видеокарта | EVGA GeForce GTX 680 2 GB
nVidia GeForce GTX 680 2 GB 2 x AMD Radeon HD 7970 3 GB AMD Radeon HD 7950 3 GB AMD Radeon HD 6990 4 GB nVidia GeForce GTX 590 3 GB nVidia GeForce GTX 580 1.5 GB |
Накопитель | Intel SSDSC2MH250A2 250 Гбайт SATA 6 Гбайт/с |
Питание | Cooler Master UCP-1000 Вт |
ПО и драйвера | |
Операционная система | Microsoft Windows 7 Ultimate x64 |
Графический драйвер | nVidia GeForce Release 301.10 (для производительности GTX 680 в MediaEspresso)
nVidia GeForce Release 300.99 (для GTX 680) nVidia GeForce Release 296.10 для( GTX 580 и 590) AMD Catalyst 12.2 |
DirectX | DirectX 11 |
Игры и бенчмарки | |
Battlefield 3 | Качество графики Ultra, без AA / 16x AF, 4x MSAA / 16x AF, v-sync выкл., 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, DirectX 11, Going Hunting, 90-секунд, Fraps |
Crysis 2 | DirectX 9 / DirectX 11, Ultra System Spec, v-sync выкл., 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, без AA / No AF, Central Park, текстуры высокого разрешения: вкл. |
Metro 2033 | Качество графики High, AAA / 4x AF, 4x MSAA / 16x AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, Built-in Benchmark, фильтр глубины резкости выключен, версия Steam |
DiRT 3 | Качество графики Ultra High, без AA / без AF, 8x AA / без AF, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, Steam версия, Built-In Benchmark Sequence, DX 11 |
The Elder Scrolls V: Skyrim | Качество графики High (8x AA / 8x AF) / Ultra (8x AA, 16x AF), FXAA вкл., v-sync выкл., 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, 25-секунд, Fraps |
3DMark 11 | Версия 1.03, Extreme Preset |
HAWX 2 | Качество графики Highest, 8x AA, 1920×1200, Retail Version, Built-in Benchmark, Tтесселяция вкл/выкл |
World of Warcraft: Cataclysm | Качество графики Ultra, без AA / 16x AF, 8x AA / 16x AF, From Crushblow to The Krazzworks, 1680×1050 / 1920×1080 / 2560×1600, Fraps, DirectX 11 Rendering, клиент x64 |
SiSoftware Sandra 2012 | Sandra Tech Support (Engineer) 2012.SP2, GP Processing and GP Bandwidth Modules |
CyberLink MediaEspresso 6.5 | Образец видео 449 Мбайт MPEG-2 1080i в Apple iPad 2 Profile (1024×768) |
LuxMark 2.0 | 64-bit Binary, версия 1.0, Classroom Scene |
3DMark 11
В первом обзоре в этом тесте GeForce GTX 680 обошёл Radeon HD 7970, но вначале сегодняшних тестов 3Dmark 11 пара Radeon HD 7970 зарабатывает больше очков.
Смогут ли карты Tahiti повторить результат в игровых тестах?
Battlefield 3
GeForce GTX 680 отлично справляется в Battlefield 3, обгоняя GeForce GTX 590 во всех трёх разрешениях. Radeon HD 7970 не сильно отстаёт, особенно на 2560×1600.
Две карты GTX 680 без проблем обеспечивают комфортный уровень FPS на Ultra качестве и разрешении 5760×1080.
Карты Radeon HD 7970 неплохо себя показали на 1920×1080. Однако, с повышением разрешения и включение сглаживания, видеокарты GeForce начинают терять обороты. Radeon в CrossFire так и не догнали конкурентов на базе GK104, однако подобрались очень близко.
Crysis 2
Кажется, 100 FPS это предел в Crysis 2, и пара GeForce GTX 680 достигает его на разрешении 1920×1080 как на DirectX 9, так и на DirectX 11. Radeon HD 7970 тоже доходит до предела, но только на DirectX 9.
Любопытно, что на разрешении 2560х1600 наблюдается баг с двумя Radeon HD 7970 в CrossFire, из-за которого игра постоянно вылетала в первые несколько секунд тестирования производительности DirectX 9. Хотя учитывая прирост производительности от второй карты GeForce GTX 680, карты AMD, в любом случае, отстали бы.
Проблем с разрешением 5760×1080 у нас не возникло, здесь мы видим, как две GeForce GTX 680 заметно обходят пару HD 7970.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Хотя Skyrim отлично выглядит на тройном дисплее, она наверняка не была рассчитана на такую конфигурацию. Когда вы подключаете три монитора, она правильно определяет горизонтальное разрешение (в нашем случае 5760×1080), но возникает проблема с вертикальным разрешением. В результате вы получаете почти непригодный экран меню. В начале новой игры всё выглядит нормально. Но если вы не знаете, как загружать сохранения через консоль, вам придётся беспорядочно кликать мышкой по экрану. Исправления уже доступны, но последняя версия Skyrim ещё, похоже, не пропатчена.
Мы столкнулись со странными, но повторяемыми результатами в Skyrim. На разрешении 1920×1080 две Radeon HD 7970 оказались медленнее, чем одна карта. Просто в этой игре на данном разрешении больше графической производительности не требуется, и даже пара карт GeForce GTX 680 обеспечивает лишь небольшой прирост скорости.
При повышении разрешения до 2560×1600 результат двух Radeon HD 7970 в CrossFire практически не изменился. Но поскольку остальные карты замедлились, пара от AMD поднялась на второе место. На первом остались две карты GTX 680, но которых смена разрешения почти не повлияла.
На разрешении 5760×1080 пара Radeon HD 7970 обошла две GTX 680 на настройке качества Ultra, однако отстала на уровне High с опцией FXAA. В одиночном режиме результаты этих карт очень близки.
DiRT 3
Вплоть до разрешения 2560×1600 в DiRT 3 результаты двойных конфигураций GTX 680 и HD 7970 настолько хороши, что распределение мест в принципе не имеет значения.
На разрешении 5760×1080 результаты гораздо интереснее. Производительность одиночных карт находится в пределах 40-50 FPS, а сдвоенные конфигурации обеспечивают более 70 FPS. В случае GTX 680 без сглаживания производительность приближается к уровню 100 FPS. Если вы любитель гоночных симуляторов, вы точно оцените гладкость геймплея на трёх мониторах.
World Of Warcraft
В World of Warcraft на разрешении 1920×1080 без сглаживания результаты одной карты Radeon HD 7970 лучше, чем двух карт в CrossFire. C увеличением нагрузки до 2560×1600 позиции конфигураций SLI и CrossFire усиливаются.
При тестировании на разрешении 5760×1080 ситуация полностью меняется.
Похоже, что карты AMD не могут дать нормальный уровень производительности в конфигурации CrossFire с активной функцией Eyefinity в режиме DirectX 11. При этом игра не очень хорошо выглядит на трёх экранах. Для этого надо модифицировать интерфейс, поэтому не многие люди играют в WoW на разрешении 5760×1080 (а тех, кто играет на 5760×1080 используя CrossFire ещё меньше).
Однако, это не объясняет низких результатов двух карт Radeon HD 7970 на разрешении 5760×1080. Напрашивается вывод, что в драйвере AMD существуют ошибки.
Metro 2033
В этой очень требовательной игре карты AMD обеспечивают постоянное преимущество как на разрешении 1920×1080, так и на 2560×1600.
На разрешении 5760×1080 две карты Radeon HD 7970 определённо быстрее конкурентов. Интересно, что независимо от того, используете вы одну карты или же две, включение 4x MSAA очень слабо влияет на производительность high-end видеокарт AMD.
Разгон
Очень часто мы видим комментарии, в которых говорится, что справедливо было бы сравнивать разогнанную GeForce GTX 680 с разогнанной Radeon HD 7970. Учитывая, что GTX 680 использует технологию GPU Boost, карта уже демонстрирует производительность, близкую к пределу, в то время как GPU Tahiti обладают существенным разгонным потенциалом.
По этой причине мы решили настроить наши образцы более целенаправленно.
Мы начали с Radeon HD 7970, которую приобрели в розницу на Newegg. Для настройки мы используем Catalyst 12.2. В меню Overdrive мы вывели все настройки на максимум, подняв частоту ядра до 1125 МГц, а памяти до 1575 МГц. Попытки взломать CCC и последнюю версию программы MSI Afterburner, используя известные корректировки реестра и файла конфигурации, оказались неудачными. Мы в любом случае не собирались выключать какие-либо функции, с целью повысить частоту. Поэтому остановились на самых высоких настройках AMD.
На карте GeForce нам удалось достичь почти таких же результатов. GTX 680 от EVGA обеспечила стабильный уровень производительности на уровне мощности 132% и смещении частоты ядра на 150 МГц. Частота памяти оказалась менее гибкой. Мы сместили настройку памяти на уровень +25 МГц, но производительность снизилась. Поэтому тестирование проводилось на стандартной частоте 1502 МГц.
Radeon HD 7970 заметно увеличила скорость в 3DMark 11. GeForce GTX 680 на повышенной мощности и частоте дала меньший прирост в этом синтетическом тесте.
GeForce GTX 680 снова не обеспечила ощутимый прирост производительности при разгоне. Тем временем, у Radeon HD 7970 наблюдается весомое улучшение. По результатам этих тестов AMD выходит вперёд.
Crysis 2 – игра с логотипом nVidia TWIMTBP, спасает GeForce после тестов 3DMark и Battlefield 3. При максимальных настройках в Overdrive, производительность Radeon HD 7970 в среднем увеличивается примерно на 6 FPS и достигает уровня производительности GTX 680 без разгона.
Повышение частоты на 200 МГц позволяет Radeon HD 7970 увеличить результат на 10 FPS в игре DiRT 3. Однако этого не достаточно, чтобы догнать GeForce GTX 680, хотя производительность этой карты выросла только на 4 FPS.
Хотя Radeon HD 7970 снова получает большее преимущество от разгона, она не смогла обойти GeForce GTX 680 в 64-битной версии клиента World of Warcraft.
В Metro 2033 с четырёхкратным MSAA карта Radeon HD 7970 даже без разгона была быстрее, чем GeForce GTX 680. Тоже самое мы наблюдаем при разгоне.
В целом, довольно легко понять, что Radeon HD 7970 получает гораздо больше выгоды от разгона, нежели GeForce GTX 680. Жаль, что драйвер Catalyst Control Center даёт максимум 1125/1575 МГц. Мы попытались отключить Ultra-Low Power States и взломать реестр, чтобы получить больше скорости, но быстро поняли, что обходить положительные аспекты видеокарты это уже слишком. Возможно, в будущем компания изменит пределы в новых версиях драйверов.
Напрашивается ещё один вывод: большая часть запаса мощности GeForce GTX 680 уже используется технологией GPU Boost, оставляя небольшой потенциал для разгона. Из-за этого будет ещё интереснее посмотреть на модификации, сделанные поставщиками, как например EVGA. Для стабилизации взаимодействия GPU Boost с более высокими частотами наверняка лучше всего поможет более агрессивное воздушное охлаждение или встроенный водяной блок.
Sandra 2012
Radeon HD 7970 по-прежнему демонстрирует высокой уровень вычислительной производительности. GeForce GTX 680 представляет впечатляющий показатель FP32. Однако с FP64, результат оказывается в 24 раза ниже.
Общая шина 384 бит помогает карте AMD обеспечить большую внутреннюю пропускную способность, а совместимость с PCI Express 3.0 увеличивает пропускную способность интерфейса.
MediaEspresso и LuxMark 2.0
Нам говорили, что драйвер 301.10 исправляет ошибку с NVEnc у nVidia, которая не позволяла ускорять вывод MPEG-2. Но, похоже, это не так. Мы видим те же результаты при кодировании в формат H.264 для iPad 2. И GeForce GTX 580 и 590 в данной дисциплине предлагают более высокую производительность.
Пара видеокарт Radeon HD 7970 в CrossFire демонстрирует потрясающую производительность в тесте LuxMark 2.0, в то время как две GeForce GTX 680 не смогли обогнать даже GeForce GTX 590 предыдущего поколения.
Уровень шума и температуры
Добавляя вторую карту, больше всего волнуешься за шум, который является следствием увеличенного энергопотребления, при котором необходимо рассеивать больше тепла.
К нашему удивлению, при бездействии две карты GeForce GTX 680 оказались тише, чем одна GeForce GTX 580. И хотя внутри карты становится чуть теплее, один градус вряд ли заставит вас волноваться.
Как ни странно, внутри карта Radeon HD 7970 нагревается немного больше (хотя снаружи температура карты понижается до 33 градусов).
При бездействии обычно проблем не возникает, нас больше интересуют результаты при нагрузке.
В данном случае температура пары GeForce GTX 680 увеличивается до 83 градусов, это горячее, чем GeForce GTX 580 под нагрузкой, но холоднее, чем двухслотовые карты предыдущего поколения.
К счастью, вентиляторам GeForce GTX 680 не приходится вращаться на больших оборотах, чтобы поддерживать такую температуру. И хотя пара карт на базе GK104 работают громче, чем GeForce GTX 590, одна карта Radeon HD 7970 издаёт больше шума, чем эти две модели. А шум от двух видеокарт HD 7970 может даже раздражать.
Энергопотребление
Опубликовав выдающиеся показатели энергопотребления одиночной карты для нас было сюрпризом обнаружить, что две Radeon HD 7970 потребляют больше энергии, чем пара GeForce GTX 680 в SLI. Вторая карта Radeon HD 7970 добавляет 20 Вт к общей мощности.
А что насчёт мощности в конфигурации из нескольких мониторов?
Энергопотребление при бездействии, разрешение 5760×1080 | Энергопотребление с выключенным монитором, разрешение 5760×1080 | |
GeForce GTX 680 2 GB | 150 Вт | 113 Вт |
Radeon HD 7970 3 GB | 157 Вт | 91 Вт |
Технология ZeroCore показала свои возможности, когда мы выключили мониторы, и мощность конфигурации CrossFire сразу упала на 20 Вт. Без подобных функций энергопотребление двух GeForce GTX 680 опустилось только на 3 Вт.
Никто не сомневается, что для конфигурации с двумя картами требуются более мощные блоки питания. Из графика видно, что в демо 3DMark 11 пара Radeon HD 7970 потребляет больше всех энергии. А две карты GeForce GTX 680 находятся на одном уровне потребления с GeForce GTX 590.
Подводим итоги
Мы провели много времени за тестами, анализом специфических условий использования и решением проблем с нестандартным поведением. Давайте попробуем собрать вместе всё, что мы выяснили из двух статей.
Сначала SLI и CrossFire. Большинство игр отлично пользуются преимуществами карт GeForce GTX 680 или Radeon HD 7970, работающих вместе, особенно если у вас монитор с диагональю 30″ или три дисплея с разрешением 1920×1080. В ряде случаев, вторая карта существенно влияла на производительность при разрешении 5760×1080, и всегда положительно. Две новых карты от nVidia в SLI вели во всех тестах, кроме Metro 2033. Принимая в расчёт более низкую стоимость и меньшее количество проблем с драйверами, мы бы скорее выбрали две GeForce GTX 680 вместо пары Radeon HD 7970, если бы была такая возможность.
К сожалению карт GeForce GTX 680 сейчас нет в продаже. Хотя некоторое их количество поставлялось в день премьеры, все они были распроданы в течение нескольких часов. Не удивительно, если учесть конкурирующую позицию nVidia против Radeon HD 7970. Тем не менее, мы считаем, что наличие имеет большое значение, и отсутствие GTX 680 в продаже может привести к тому, что люди, которым некогда ждать их появления, просто выберут Radeon HD 7970. В конце концов, их сейчас достаточно как в продаже, так и в запасах.
Теперь про разгон. Может ли карта Radeon HD 7970 в руках оверклокера превратиться в нечто большее? Определённо может. В некоторых тестах карта Radeon обгоняла новую модель GeForce после разгона, хотя без модификаций она отставала. Если учитывать, что в Overdrive мы выставили максимальный уровень частоты 1125 МГц, а некоторым пользователям удавалось получить от Tahiti более 1300 МГц, то разгонный потенциал у этой карты значительный. Нам бы хотелось, чтобы AMD обеспечила доступ к более агрессивным настройкам. Когда технология PowerTune включена, настройки, повышающие TDP видеокарты до предела, в любом случае, будут аккуратно изменены.
Пока nVidia не решит проблему с наличием видеокарт, всё внимание будет обращено на AMD. Изначально можно ожидать понижение стоимости Radeon HD 7970 примерно на $100. Хотя на $75 тоже было бы неплохо. Сейчас цена на HD 7970 составляет $550, получается, что компания просит больше за продукцию, которая даёт меньше производительности, и это очень плохая политика. С ценой $475 AMD, по крайней мере, могла бы проскользнуть под GeForce GTX 680 и зацепить энтузиастов внушительной игровой производительностью, вычислительной мощью и большим потенциалом для разгона. Kepler сейчас может отправить Tahiti в короткий отпуск, но у AMD есть все необходимые инструменты для того, чтобы вернуться в строй. Посмотрим захочет ли компания их использовать.