Обзор GeForce GTX 650 Ti Boost | Kepler снова зажигает
Редко бывает так, чтобы один производитель графических процессоров долго удерживал за собой важный ценовой сегмент без посягательств со стороны конкурента. Тем не менее, GeForce GTX 650 Ti была единственным убедительным решением по цене около $150 в течение последних шести месяцев. Сходным образом Radeon HD 7850 “застолбил” за собой ценовой сегмент прямо над упомянутой моделью NVIDIA, а именно – между $175 и $200 (в зависимости от объёма памяти на борту).
И вот, AMD вводит в игру в сегмент $150 Radeon HD 7790, а NVIDIA берётся за GK106, которым уже оснащены GeForce GTX 650 Ti и GeForce GTX 660 – именно эти две модели окружают Radeon HD 7850, находящуюся в ценовом диапазоне от $175 до $200. В таких условиях для NVIDIA имело смысл заполнить пустующую нишу, предложив прямого конкурента Radeon HD 7850, что и было сделано с выходом GeForce GTX 650 Ti Boost.
Проще говоря, GeForce GTX 650 Ti Boost объединяет компоновку и конфигурацию шейдеров GeForce GTX 650 Ti с блоками растеризации и 192-битным интерфейсом памяти, позаимствованными от GeForce GTX 660. Как нам кажется, это хорошая идея. В ряде случаев мы наблюдали, что производительность GeForce GTX 650 Ti упирается в относительно низкую пропускную способность шины памяти. Хотя третий ассиметричный графический процессор отключён, все блоки растеризации и 64-битные контроллеры памяти остаются нетронутыми. В результате мы получаем четыре потоковых мультипроцессора с общим числом ядер CUDA, равным 768 и 64 текстурных блока. Три кластера ROP обеспечивают до 24 полноцветных растровых операций за такт и взаимодействуют с тремя 64-битными контроллерами памяти, образующими 192-битную общую шину памяти.
Кроме того, тактовая частота ядра в новой видеокарте повышена до 980 МГц, что на 55 МГц выше, чем в GeForce GTX 650 Ti, и идентично модели GeForce GTX 660. В соответствии с названием новой модели, NVIDIA реализовала здесь технологию GPU Boost, которая обеспечивает среднюю частоту в играх не менее 1033 МГц. В сочетании с той же памятью GDDR5 с частотой 1502 МГц, что мы видели в GeForce GTX 660, карта достигает пропускной способности 144,2 Гбайт/с, а это внушает оптимизм с точки зрения сбалансированности новой модели. Фактически, основываясь на спецификациях GeForce GTX 650 Ti Boost, мы можем предположить, что у новинки больше общего с GeForce GTX 660, нежели с GeForce GTX 650 Ti. Наши тесты позволят проверить, так ли это на самом деле.
Перед нами – уже третья карта на основе графического процессора GK106, так что здесь нет каких-либо новых функциональных особенностей. Если вы хотите узнать больше об этом GPU, то рекомендуем ознакомиться с обзором “Обзор и тест NVIDIA GeForce GTX 650 и GTX 660: Kepler за $110 и $230”, где мы подробно рассмотрели особенности GK106.
GeForce GTX 650 Ti | GeForce GTX 650 Ti Boost | GeForce GTX 660 | Radeon HD 7850 | |
Универсальные процессоры | 768 | 768 | 960 | 1,024 |
Блоки текстурирования | 64 | 64 | 80 | 64 |
Блоки растеризации | 16 | 24 | 24 | 32 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 |
Частота ядра/в режиме Boost, МГц | 925 | 980/1,033 | 980/1,033 | 860 |
Частота памяти GDDR5, МГц | 1,350 | 1,502 | 1,502 | 1,200 |
Шина памяти, бит | 128 | 192 | 192 | 256 |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 86,4 | 144,2 | 144,2 | 153,6 |
Видеопамять | 1 или 2 Гбайт GDDR5 | 1 или 2 Гбайт GDDR5 | 2 Гбайт GDDR5 | 1 или 2 Гбайт GDDR5 |
Разъёмы питания | 1 x 6-pin | 1 x 6-pin | 1 x 6-pin | 1 x 6-pin |
Макс. TDP, Вт | 110 | 134 | 140 | 130 |
Цена, $ | 140 – 180 | 1 Гбайт: 150 (рекомендованная) 2 Гбайт: 170 (рекомендованная) |
215 – 280 | 180 – 200 |
Различия между видеокартами NVIDIA существенны, но гораздо больше нас интересует, как покажет себя GeForce GTX 650 Ti Boost в противостоянии с Radeon HD 7850.
Обзор GeForce GTX 650 Ti Boost | Референсная модель
Учитывая тот факт, что GeForce GTX 650 Ti Boost использует тот же самый GPU и шину памяти, мы не были удивлены, что референсная модель весьма похожа на референсную версию GeForce GTX 660. Мы не нашли ни одной особенности, что отличала бы новинку от старшей модели. Судя по всему, PCB у них одна и та же.
Печатная плата вместе с установленной системой охлаждения NVIDIA определяют размер видеокарты – 237,5х112,5х37,5 мм.
Как мы видели на примере GeForce GTX 660, печатная плата видеокарты имеет длину всего 175 мм, но кожух системы охлаждения с вентилятором выступает ещё почти на семь сантиметров. Существуют версии GeForce GTX 660, в которых используется более короткая система охлаждения, так что вполне вероятно будет встретить в продаже и укороченные версии GeForce GTX 650 Ti Boost.
Четыре микросхемы памяти данной модели можно обнаружить, не снимая кожух системы охлаждения, на оборотной стороне карты.
Референсная модель GeForce GTX 650 Ti Boost от NVIDIA имеет два порта dual-link DVI и по одному HDMI и DisplayPort, что соответствует GeForce GTX 660. Обе модели поддерживают одновременный вывод на четыре монитора.
Данная видеокарта потребляет 134 Вт, что почти равно TDP модели GeForce GTX 660 (140 Вт). Как и в случае с GeForce GTX 650 и GeForce GTX 650 Ti, здесь тоже используется один шестиконтактный разъём дополнительного питания.
Для охлаждения предназначен единственный 65-мм вентилятор, выпускающий нагретый воздух со стороны скобы панели ввода/вывода. Всего один выход SLI означает поддержку конфигурации из двух видеокарт, одновременно говоря нам, что массив из трёх или четырёх карт в данном случае организовать невозможно.
Обзор GeForce GTX 650 Ti Boost | Конфигурация и тесты
Согласно NVIDIA, GeForce GTX 650 Ti Boost оптимально подходит для мониторов с родной поддержкой разрешения 1920×1080 пикселей, и мы постараемся подтвердить это в ходе тестирования. Если вы планируете играть на конфигурации из нескольких мониторов, то мы рекомендуем отложить деньги на покупку видеокарты более высокого класса, оснащённой более мощным графическим процессором и более широкой шиной памяти.
Radeon HD 7850 – основной конкурент GeForce GTX 650 Ti Boost со стороны AMD. На результаты именно этой модели мы будем ссылаться чаще всего. Мы также включили в тест GeForce GTX 650 Ti и GeForce GTX 660, чтобы выяснить, как GeForce GTX 650 Ti Boost соотносится с другими моделями базе GK106. Наконец, более старые Radeon HD 6870 и GeForce GTX 560 покажут нам, как новейшая видеокарта NVIDIA выглядит на фоне моделей предыдущего поколения стоимостью до $200.
Конфигурация тестового стенда | |
Процессор | Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E), 3,3 ГГц/до 3,9 ГГц в режиме Turbo, шесть ядер, LGA 2011, 15 Мбайт общий кэш L3, Hyper-Threading включён |
Материнская плата | ASRock X79 Extreme9 (LGA 2011), чипсет Intel X79 Express |
Сеть | Встроенный контроллер Gigabit LAN |
Оперативная память | Corsair Vengeance LP PC3-16000, 4x 4 Гбайт, 1600 МТ/с, CL 8-8-8-24-2T |
Видеокарта | GeForce GTX 650 Ti 1 Гбайт GDDR5 GeForce GTX 560 1 Гбайт GDDR5 GeForce GTX 650 Ti Boost 2 Гбайт GDDR5 GeForce GTX 660 2 Гбайт GDDR5 Radeon HD 7850 1 Гбайт GDDR5 |
Накопитель | Samsung 470-series 256 Гбайт (SSD) |
Блок питания | ePower EP-1200E10-T2 1,200 Вт, ATX12V, EPS12V |
ПО и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows 8 |
DirectX | DirectX 11.1 |
Видеодрайвер | AMD Catalyst 13.3 Beta 2 NVIDIA GeForce 314.21 Beta Radeon HD 7790 Catalyst Beta Driver |
Тестовые пакеты | |
Borderlands 2 | Версия 1.0.28.697606, пользовательские настройки, 60-секундная запись Fraps |
Crysis 3 | Версия 1.0.0.1, пользовательские настройки, 60-секундная запись Fraps |
F1 2012 | Версия 1.3.3.0, встроенный бенчмарк, 60-секундная запись Fraps |
Far Cry 3 | Версия 1.0.0.1, пользовательские настройки, 50-секундная запись Fraps |
Tomb Raider | Версия 1.0.722.3, пользовательские настройки, 45-секундная запись Fraps |
Обзор GeForce GTX 650 Ti Boost | Результаты тестов
Borderlands 2
Наш набор бенчмарков начинается с Borderlands 2 – игры с узнаваемым и оригинальным графическим стилем, похожим на рисунки из комиксов. Мы запускаем игру на максимально доступных в игре настройках детализации, с настройкой PhysX в значении Low.
GeForce GTX 650 Ti Boost опережает Radeon HD 7850, в то время как GeForce GTX 650 Ti занимает последнее место. Именно такой результат мы и ожидали здесь увидеть, учитывая, что производительность более дешёвой GeForce GTX 650 Ti ограничена подсистемой памяти. Таким образом, в GeForce GTX 650 Ti Boost устранено “бутылочное горлышко” в виде урезанной подсистемы памяти.
График частоты кадров по времени вряд ли может добавить что-то новое к предыдущей диаграмме: ни одна из протестированных карт не показывает результат ниже 50 кадров/с.
Наибольшая задержка между кадрами составляет чуть более 5 мс. Это столь незначительно, что никак не проявляется в реальной игре.
Crysis 3
Наш тест в Crysis 3 проводился с настройкой детализации Medium с отключёнными опциями Motion Blur и Lens Flares. Мы, тем не менее, оставили сглаживание 2xSMAA, чтобы сцены в игре не резали глаз.
В обзоре “AMD Radeon HD 7790: GCN за $150” мы обращали внимание, что драйвер NVIDIA версии 314.21 beta вызывает определённые микрозадержки на картах NVIDIA. Поэтому мы откатились к версии 314.07 для данной игры, сделав исключение для GeForce GTX 650 Ti Boost, которая не поддерживается в более старой версии драйвера.
GeForce GTX 650 Ti Boost по средней частоте кадров идёт нога в ногу с Radeon HD 7850. Обратите внимание, что новейшая карта NVIDIA испытывает ту же самую проблему, что и более старые видеокарты NVIDIA, обеспечивая при использовании драйвера версии 314.21 beta столь же низкую минимальную частоту кадров. Мы поделились результатами с NVIDIA, и представители компании позже нам сообщили, что они не смогли воспроизвести наши результаты. Возможно, проблема затрагивает только платформу X79 (мы имели ранее возможность наблюдать немало “багов”, связанных именно с платформой X79) или относится к Windows 8. Мы работаем над тем, чтобы дать более точный ответ в ближайшее время.
Как мы предполагали, частота кадров соответствует средним значениям, и единственным исключением стала GeForce GTX 650 Ti Boost, производительность которой несколько раз падала до отметки 20 кадров/с из-за отмеченной ранее проблемы с драйвером.
F1 2012
По средним значениям GeForce GTX 650 Ti Boost лишь незначительно уступает Radeon HD 7850 в данной игре. Возможно, этого и следовало ожидать, так как F1 благосклонна к архитектуре AMD.
Тем не менее, только GeForce GTX 650 Ti показывает результат ниже 40 FPS, да и то лишь немного. Иными словами, все участвующие в тесте видеокарты обеспечивают плавную игру с включённым сглаживанием 8xMSAA.
Разница между отрендеренными видеокартой кадрами в F1 2012 весьма незначительна, и это хорошо.
Мы выяснили, что задержка между кадрами, в целом, ниже на картах Radeon. Тем не менее, результаты моделей NVIDIA не создают повода для беспокойства.
Far Cry 3
Мы запускаем Far Cry 3, используя пресет High detail. Так как AMD и NVIDIA продвигают разные алгоритмы эффектов освещения и затенения, мы использовали HDAO (High Definition Ambient Occlusion) на картах Radeon и HBAO (Horizon-Based Ambient Occlusion) на моделях GeForce.
И вновь мы видим, что GeForce GTX 650 Ti Boost идёт следом за Radeon HD 7850.
Если раскрыть, что стоит за средним значением производительности, представив частоту кадров на временной шкале, то мы обнаружим, что все претенденты обеспечивают комфортную производительность, и результат всегда находится выше 30 кадров/с.
На этот раз мы видим более высокие значения задержки между кадрами на моделях AMD. Но даже худшее значение 95-го процентиля по-прежнему находится ниже величины, после которой можно начинать беспокоиться об эффекте микрозадержек.
Tomb Raider
Как мы выяснили, Tomb Raider действительно полностью нагружает современное графическое “железо”. Хотя мы запускали данную игру с настройками детализации Ultra, нам пришлось установить эффекты глубины поля (DOF) и HDAO в значении Normal, чтобы сохранить плавность в игре.
GeForce GTX 650 Ti Boost опережает Radeon HD 7850 с небольшим отрывом. Впечатляет, если учесть, что карты GeForce не лучшим образом показывали себя в Tomb Raider на момент выхода игры.
Мы не извлекли много дополнительной информации из графика производительности на временной шкале, но можно обратить внимание на то, как Radeon HD 6870 пытается удерживать производительность на уровне свыше 30 кадров/с.
Разброс задержек между кадрами стабильно низок, за исключением Radeon HD 6870. Но даже результат в 7,8 мс для 95-го процентиля – это слишком мало, чтобы проявить себя в ходе игры.
OpenGL
Зачем здесь OpenGL?
За последнее время многочисленные посетители сайта THG обратились к нам с просьбой включить тесты OpenGL в дополнение к нашим играм на базе DirectX. Итак, настал день, когда мы включили их в наш набор бенчмарков. Чтобы получить представление о том, как ведут себя эти карты в профессиональном 2D- и 3D-окружении, мы прибегнем к помощи Cadalyst 2012, используя полностью пропатченную и самую свежую версию AutoCAD 2013. Затем мы обратимся к различным бенчмаркам от компании Unigine в режиме OpenGL для оценки игровой производительности.
AutoCAD 2013
Карты AMD на удивление слабо показали себя в 3D-тесте AutoCAD, если учесть их высокую производительность в DirectX, показанную в наших игровых тестах. От начала и до конца линейки они ощутимо уступают моделям NVIDIA. Новая GeForce GTX 650 Ti Boost оказывается на том месте, где мы и ожидали её увидеть.
Результаты не выглядят столь поляризованно в тесте на 2D-графику, хотя GeForce GTX 660 по-прежнему обгоняет Radeon HD 7850. Radeon HD 7790 показал худший результат, хотя, возможно, проблема кроется в драйверах.
Синтетические тесты OpenGL
Unigine Heaven 4.0 не нуждается в представлении, так что перейдём сразу к результатам. На этот раз участники теста финишировали в том порядке, который можно было предполагать, основываясь на результатах DirectX-тестов. Кроме того, складывается впечатление, что видеокарты Radeon легче справляются с задачей тесселяции, чем модели GeForce.
Бенчмарк Sanctuary заостряет внимание на других аспектах, и тесселяция не входит в их число – здесь модели AMD уступают в производительности OpenGL. Приведём краткий список характеристик теста:
- 5 динамических источников света;
- HDR рендеринг;
- окклюзия параллакса;
- окклюзия окружения;
- прозрачность;
- объёмный свет и туман;
- система частиц;
- постпроцессинг;
- возможность “интерактивной” прогулки;
- стерео 3D-режимы.
Unigine Tropics рисует близкую картину, как в случае Sanctuary, но также заостряет внимание на иных аспектах:
- объёмный свет и туман;
- живая вода с зоной прибоя;
- специальные материалы для растительности;
- HDR рендеринг;
- параллельное разделение карты теней;
- глубина резкости;
- окклюзия окружения в реальном времени;
- до 2 миллионов треугольников на кадр;
- симуляция изменений условий освещения;
- возможность “интерактивной” прогулки;
- стерео 3D-режимы.
Похоже, что производительность в OpenGL является слабым местом для нынешних моделей AMD, во всяком случае, в среде Windows. Если не брать в расчёт тест 2D-графики, где оптимизации в драйверах выглядят так, как надо, то Radeon HD 7790 оказывается именно на том месте, где мы его ожидали видеть относительно других моделей в линейке AMD.
OpenCL/GPGPU
GPGPU с использованием OpenCL
Выбор приложений, оптимизированных для OpenCL, а не для собственных API, позволяет нам получить сопоставимые результаты.
LuxMark 2.0/LuxRender
Рендеринг – идеальная задача для вычислений, получающих ускорение от графического процессора, и видеокарты AMD на архитектуре GCN славятся хорошими возможностями повышения производительности в подобных типах нагрузки. Radeon HD 7790 с графическим процессором Bonaire показывает результат между Radeon HD 7770 и Radeon HD 7850 – именно так и было задумано AMD. В то же время, GeForce GTX 650 Ti Boost находится между GeForce GTX 660 и GeForce GTX 650 Ti, но результаты моделей NVIDIA значительно слабее, чем у Radeon.
RatGPU
Этот движок рендеринга отдаёт предпочтение “железу” NVIDIA, и мы видим, что карты GeForce вырываются вперёд.
Bitmining
Мы были немного удивлены, увидев, что Radeon HD 7790 лидирует в данном бенчмарке, оставляя позади даже Radeon HD 7850. Мы связываем это с тем фактом, что графический процессор Bonaire работает на более высокой частоте. Не удивительно то, что в этом тяжёлом с точки зрения вычислительной нагрузки тесте карты NVIDIA оказались в нижней части рейтинга.
GPU Caps – PostFX
Данный бенчмарк основан на исходном коде, изначально входившем в SDK NVIDIA, и сочетает графическую и вычислительную нагрузку уникальным образом. 3D-сцена рендерится с помощью OpenGL, но GPU также берёт на себя и весь постпроцессинг через OpenCL. И вновь карты Radeon возглавляют рейтинг, в то время как GeForce остаются позади.
Питание и температура
Согласно спецификации, GeForce GTX 650 Ti Boost потребляет примерно столько же энергии, сколько и GeForce GTX 660. Для сравнения – Radeon HD 7850 расходует на 12 Вт меньше при аналогичной нагрузке.
GeForce GTX 650 Ti Boost имеет такой же радиатор и вентилятор, что и GeForce GTX 660, и обеспечивает температуру на несколько градусов ниже под нагрузкой.
Обзор GeForce GTX 650 Ti Boost | Новая видеокарта меняет расклад в классе до $200
Прежде чем рассматривать вопрос о цене и доступности новинки в продаже, взглянем на среднюю игровую производительность GeForce GTX 650 Ti Boost относительно конкурентов:
Производительность GeForce GTX 650 Ti Boost достигает результата своего прямого конкурента – Radeon HD 7850. В среднем, новинка даже чуть быстрее в некоторых играх, которые мы использовали для тестирования. На первый взгляд, GeForce GTX 650 Ti Boost выглядит как серьёзный соперник модели AMD на основе процессора Pitcairn, которую мы рекомендовали в течение нескольких месяцев.
И теперь мы подходим к главному вопросу последней страницы в данном обзоре – цене. На момент запуска версия с объёмом памяти 2 Гбайт стоит $170 и должна без каких-либо задержек появиться в продаже. Более того, представители компании сообщили нам, что в начале апреля появится версия с 1 Гбайт памяти, стоимость которой составит $150. Это означает, что и GeForce GTX 650 Ti должна упасть в цене примерно до $115-130.
Если учесть, что Radeon HD 7770 стоит сейчас около $120, Radeon HD 7790 – $150, а Radeon HD 7850 – свыше $180, то NVIDIA делает все три модели AMD неоптимальным выбором в каждой из ценовых категорий. Одним быстрым ударом компания подминает под себя ценовой диапазон от $100 до $200, повышая уровень производительности для любого бюджета в этих границах. Особенно заманчиво в свете соотношения цена/производительность выглядит версия GeForce GTX 650 Ti Boost с 1 Гбайт памяти. Подобная масштабная реорганизация линейки видеокарт напоминает нам о тех днях, когда жёсткая конкуренция привела к тому, что видеокарта уровня GeForce 8800 GT продавалась по цене ниже $200.
Может быть, мы забегаем вперёд. Хочется верить, что цены NVIDIA будут соответствовать реальной картине на прилавках, и что новинка сразу же появится в продаже, как утверждает NVIDIA. Более того, мы уже не раз видели, что AMD в прошлом реагировала на шаги конкурента, снижая цены на собственные продукты (хотя сложно представить себе что-то подобное в отношении модели Radeon HD 7790, которая ещё даже не дошла до магазинов). Учитывая всё сказанное выше, если NVIDIA выполнит свои обещания, то вы увидите большие перемены в нашем ежемесячно обновляемом материале “Лучшая видеокарта для игр: текущий анализ рынка”.