GeForce GTX 660 Ti | Kepler продолжает расширяться
С момента появления архитектуры Kepler, которая нашла свое первое воплощение в видеокарте GeForce GTX 680, прошло более четырёх месяцев (подробности можно найти в статье “Обзор GeForce GTX 680: Kepler против Tahiti”). К пятому месяцу Nvidia закрыла весь high-end сегмент моделями GeForce GTX 670 и GeForce GTX 690. Тем не менее, в классе mainstream архитектуру Kepler представляет только GeForce GT 640, а сегмент трехсотдолларовых карт заполнен моделями на базе более старой архитектуре Fermi: GeForce GTX 560, 570 и 580. Мы не сомневаемся, что новые и более эффективные чипы Kepler постепенно их заменят, свидетельство тому – наш сегодняшний обзор GeForce GTX 660 Ti.
Мы часто видим, как один и тот же чип обрезается и замедляется, чтобы занять определённый ценовой сегмент. AMD и Nvidia играют с тактовой частотой, изменяют интерфейсы памяти и блокируют либо включают части GPU. GeForce GTX 660 Ti использует тот же графический процессор GK104, что устанавливается в видеокарты GeForce GTX 670. Однако Nvidia урезает шину памяти с 256 до 192-битной и отключает один из четырёх блоков рендеринга, всё остальное остаётся нетронутым.
Мы ожидали, что Nvidia “зажмет” GK104 еще сильнее. Однако частота ядра и памяти у GeForce GTX 660 Ti такая же, как у GeForce GTX 670. Кроме того, как и GeForce GTX 670, новая карта использует семь функциональных блоков SMX. Следовательно, у GeForce GTX 660 Ti 1344 ядер CUDA и 112 текстурных блоков. Каждый из трёх оставшихся кластеров ROP выводит до восьми 32-битных пикселей, всего получается 24 пикселя на такт. Более того, три 64-битных интерфейса памяти в совокупности дают 192 бита. Поэтому мы рассчитываем, что в вычислительных приложениях GeForce GTX 660 Ti будет работать на уровне GeForce GTX 670, но в играх будет слабее.
Кроме главных характеристик GeForce GTX 660 Ti предлагает функцию GPU Boost как у моделей GeForce GTX 670 и GeForce GTX 680, поддержку четырёх дисплеев и сглаживание TXAA в играх, которые её поддерживают. Две более дорогие модели поддерживают режим SLI до четырёх карт, однако для GeForce GTX 660 Ti подключить совместно более трех карт не получится. Понятно, что Nvidia делает это намеренно, но ранее компания для этого ценового диапазона позволяла делать связки из двух видеокарт максимум.
GeForce GTX 670 | GeForce GTX 660 Ti | GeForce GTX 580 | Radeon HD 7950 | Radeon HD 7870 | |
Ядра | 1344 | 1344 | 512 | 1792 | 1280 |
Блоки текстурирования | 112 | 112 | 64 | 112 | 80 |
Блоки растеризации | 32 | 24 | 48 | 32 | 32 |
Частота чипа, МГц | 915 | 915 | 772 | 800 | 1000 |
Скорость заполнения текстур, Гтекс/с | 102,5 | 102,5 | 49,4 | 89,6 | 80 |
Частота памяти, МГц | 1502 | 1502 | 1002 | 1250 | 1200 |
Шина памяти, бит | 256 | 192 | 384 | 384 | 256 |
Пропускная способность памяти, Гбайт /с | 192,2 | 144,2 | 192,4 | 240 | 153,6 |
Видеопамять | 2 Гбайт GDDR5 | 2 Гбайт GDDR5 | 1,5 Гбайт GDDR5 | 3 Гбайт GDDR5 | 2 Гбайт GDDR5 |
Площадь чипа, мм² | 294 | 294 | 520 | 365 | 212 |
Количество транзисторов, млрд. | 3,54 | 3,54 | 3 | 4,31 | 2,8 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 40 | 28 | 28 |
Разъёмы питания | 2 x 6-pin | 2 x 6-pin | 1 x 6-pin, 1 x 8-pin | 2 x 6-pin | 2 x 6-pin |
Максимальная потребляемая мощность, Вт | 170 | 150 | 244 | 200 | 175 |
Цена, $ | 400 | 300 | Не доступна | 350 | 300 |
Nvidia утверждает, что GeForce GTX 660 Ti будет продаваться примерно за $300. С такой ценой она становится прямым конкурентом Radeon HD 7870. GTX 660 Ti может страдать от более узкого интерфейса памяти, но в сохранении высокой пропускной способности важную роль играет быстрая память с частотой 1502 МГц. Кроме того, скорость заполнения пикселями у новой платы также ниже.
По словам Nvidia, GeForce GTX 660 Ti должна обойти Radeon HD 7870 и даже конкурировать с Radeon HD 7950 (несмотря на то, что у GPU Tahiti заметно более высокая пропускная способность памяти).
Пытаясь подсластить выход карты, партнёры, Nvidia добавляют в комплект купон на игру Borderlands 2, цена которой составит около $60.
MSI GeForce GTX 660 Ti Power Edition
Это не референсная GeForce GTX 660 Ti. MSI прислала нам две GeForce GTX 660 Ti Power Edition для проведения тестов в одиночном режиме и в SLI.
Версия GeForce GTX 660 Ti от MSI получилась немного дороже, чем заявляла Nvidia. Она продаётся за $310 вместо $300. Дополнительные $10 вы платите за более высокую базовую частоту 1019 МГц (которая может повышаться до 1097 МГц), кулер Twin Frozr IV и возможность регулировки напряжения GPU, памяти и VDDCI.
Выдеовыходы совпадают с референсной GeForce GTX 670: два разъёма DVI (один DVI-I и один DVI-D), один порт HDMI и один DisplayPort. Карта может поддерживать четыре монитора в настольном режиме, три в режиме Surround и комбинацию 3×1 + 1 (три монитора в режиме Surround и один в настольном режиме). И в отличие от большинства карт AMD Radeon, использовать DisplayPort для игры на трёх дисплеях не обязательно.
Размеры печатной платы составляют 241,3 х 114,3 мм, что соответствует референсной характеристике Nvidia, причём она идентична схожей по цене PCB видеокарты Radeon HD 7870. Чтобы обеспечить заявленные MSI 190 Вт, предусмотрены два вспомогательных шестиконтактных разъёма питания. Потребляемая мощность этой карты на 40 Вт выше характеристик Nvidia, вероятно увеличение связано с более высоким заводским разгоном. По словам Nvidia, если вы забыли подключить кабели питания, карта при загрузке системы выдаст экран с предупреждением.
Кулер MSI Twin Frozr IV состоит из четырёх тепловых трубок с двумя 80-миллиметровыми вентиляторами. Представители компании утверждают, что такой дизайн препятствует скоплению пыли, но из-за ограниченного времени тестирования подтвердить мы это не можем. Сама карта GeForce GTX 660 Ti работает тихо, и чип хорошо охлаждается, что в тестах будет прекрасно видно.
GeForce GTX 660 Ti | Конфигурация и тесты
Наиболее близкая по производительности к GeForce GTX 660 Ti среди карт предыдущего поколения – это GeForce GTX 580. И, естественно, нам захотелось добавить её в тесты. К тому же, мы не упустили возможность и сравнили её с GeForce GTX 670.
Со стороны AMD мы взяли прямого конкурента новой модели – Radeon HD 7870 по схожей цене и более дорогую Radeon HD 7950. В качестве эталонной карты мы выбрали Radeon HD 7970. Для этого MSI прислала нам модели R7970 Lightning и R7950, и для справедливости мы установили частоту каждой из этих карт на референсный уровень.
Далее всё становится немного сложнее. AMD пытается нанести упреждающий удар карте GeForce GTX 660 Ti в виде Radeon HD 7950 GHz Edition. По сути, это обычная видеокарта Radeon HD 7950 с обновлённым BIOS, который разгоняет карту с 800 до 850 МГц и имеет режим Boost с частотой 925 МГц. Повышенная частота настраивается в меню OverDrive утилиты Catalyst Control Center. Похоже, AMD злоупотребляет приставкой GHz Edition, поскольку Radeon HD 7950 немного не дотягивает до частоты 1 ГГц даже после настройки.
Мы не собираемся долго говорить про Radeon HD 7950 GHz Edition, поскольку мы не очень любим, когда изменения происходя в последнюю минуту. Представители AMD утверждают, что видеокарты 7950 GHz Edition можно будет купить уже в пятницу. Но в прошлый раз, когда поднимался вопрос наличия этих карт, компания ошиблась на месяц. Теперь мы поверим только когда увидим её в продаже. В итоге, результаты этой карты вы найдёте только в тестах разгона.
Раз зашла речь о разгоне, стоит отметить, что нам удалось повысить скорость ядра MSI GeForce GTX 660 Ti на 150 МГц, а памяти на 250 МГц благодаря утилите MSI Afterburner. Чтобы получить такие показатели мы добавили 100 мВ на ядро.
И, наконец, мы пытались найти максимальные настройки в каждой игре, которые давали бы в среднем 40 FPS при минимальном значении не менее 30 FPS. Мы не хотели тратить производительность GPU на сотни кадров в секунду, но и неиграбельные показатели нам также не интересны.
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E) 3,3 ГГц, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл., разгон до 4,25 ГГц |
Материнская плата | ASRock X79 Extreme9 (LGA 2011) чипсет: Intel X79 Express |
Память | Corsair Vengeance LP PC3-16000, 4 x 4 Гбайт, 1600 MT/s, CL 8-8-8-24-2T |
Видеокарта | Zotac GeForce GTX 580 AMP2 Edition 815 МГц GPU, 3 Гбайт GDDR5 на 1025 МГц
MSI GeForce GTX 660 Ti 1019/1097 МГц Base/Boost GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1502 МГц Gigabyte GeForce GTX 670 разогнана 980/1058 МГц Base/Boost GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1502 МГц Reference Radeon HD 7870 1000 МГц GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1200 МГц MSI Radeon R7950 800 МГц GPU, 3 Гбайт GDDR5 на 1250 МГц Reference Radeon HD 7950 GHz Edition 850/925 МГц Base/Boost GPU, 3 Гбайт GDDR5 на 1250 МГц MSI Radeon R7970 Lightning 925 МГц GPU, 3 Гбайт GDDR5 на 1375 МГц все карты с заводским разгоном выставлены в референсные значения |
Накопитель | Samsung 256 Гбайт (SSD) |
Сеть | Встроенный контроллер Gigabit LAN |
Питание | ePower EP-1200E10-T2 1200 Вт ATX12V, EPS12V |
ПО и драйверы | |
Операционная система | Microsoft Windows 7 x64, Service Pack 1 |
Графический драйвер | Nvidia: 305.37 beta AMD: Catalyst 12.7 beta |
DirectX | DirectX 11 |
Конфигурация тестов | |
Battlefield 3 | Режим компании, “Operation Swordfish” 60 секунд Fraps |
Crysis 2 | Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool 1.0.1.13, Times Square, DirectX 11 |
Batman: Arkham Asylum | Версия 1.0.0.0, встроенный бенчмарк DirectX 11 |
Metro 2033 | Full Game, встроенный бенчмарк, “Frontline” Scene |
DiRT Showdown | Версия 1.0.0.0, бенчмарк DirectX 11 |
The Elder Scrolls V: Skyrim | Обновление 1.4.27, бенчмарки THG, 25 секунд Fraps |
Max Payne 3 | Версия 1.0.0.4.7, Глава 3, сохранение 16, 65 секунд Fraps |
GeForce GTX 660 Ti | Результаты тестов
Batman: Arkham City
Мы начали с разрешения 1680×1050, здесь Nvidia GeForce GTX 660 Ti легко справляется с установкой Extreme и 8x MSAA. Уровень тесселяции остался на Normal, поскольку выставлять его выше смысла нет. Также мы отключили PhysX, чтобы сравнять условия для участников (хотя стоит отметить, что включение PhysX даёт картам GeForce визуальное преимущество в некоторых игровых локациях).
В начале бенчмарка отчётливо видно проседание FPS, оно происходит, когда тест переключается между сценами. В части теста, отвечающей за геймплей, ни одна из карт не опускается ниже 40 FPS.
Такое же падение производительности наблюдается и на разрешении 1920×1080, но только GeForce GTX 580 опускалась ниже 40 FPS во второй части теста. Все протестированные карты показали себя хорошо, и в тесной борьбе между Radeon HD 7870 и GeForce GTX 660 Ti, Radeon HD 7870 выходит немного вперёд. GeForce GTX 670 и Radeon HD 7950 работают практически одинаково, а лидирует Radeon HD 7970.
Чтобы получить комфортную частоту кадров на разрешении 2560×1600, нам пришлось снизить уровень MSAA до 4x, тесселяция и качество детализации остались на прежнем уровне. Игнорируя первый провал, на графике видно, что производительность трёх карт Radeon и GeForce GTX 580 падает примерно до 35 FPS в определённой точке теста.
Настройки, которые мы использовали в тестах, очень важны. Маркетинговые материалы Nvidia показывают, что GeForce GTX 660 Ti заметно лидирует в игре Batman: Arkham Asylum. И в самом деле, когда мы использовали одинаковые настройки, видеокарта GTX 660 Ti обошла Radeon HD 7870 с отрывом в 84,5-76,7 FPS. Но не забывайте, что иногда различия в архитектуре, пропускной способности памяти и частоте играют в пользу определённых бенчмарков. Мы специально выбрали максимальные для новой карты Nvidia настройки, причём соотношение качества и производительности нас вполне устроила.
Battlefield 3
По сравнению с конкурентами GeForce GTX 660 Ti работает очень хорошо, противостоя Radeon HD 7970, она побила остальные карты во второй, более требовательной части теста.
На разрешении 1920×1080 и настройках Ultra, GeForce GTX 660 Ti по-прежнему демонстрирует превосходную производительность. Radeon HD 7970 и GeForce GTX 670 сражаются за первое место по средней частоте кадров, но также в некоторых частях теста видно, как GeForce GTX 660 Ti достигает уровня флагманской карты AMD.
GeForce GTX 660 Ti нас снова впечатлила. Для более плавного геймплея на 2560×1600 нам пришлось сбросить настройки до High. Тем не менее, игра по-прежнему отлично смотрится и работает на GTX 660 Ti.
Crysis 2
GeForce GTX 660 Ti продолжает усиливать свои позиции, карта обошла Radeon HD 7870 и приблизилась к Radeon HD 7950. Все результаты превышают необходимый уровень, поэтому любое преимущество при 1680×1050 в большей степени теоретическое.
На 1920×1080 картина немного изменилась. Несмотря на то, что минимальная частота кадров опустилась до уровня 40 FPS, геймплей остался плавным.
Разрешение 2560×1600 заставило нас поменять уровень детализации с Ultra на High. На GeForce GTX 660 Ti и Radeon HD 7870 играть практически невозможно, остальные карты на грани. Только мощная карта Radeon HD 7970 смогла обеспечить желаемый уровень.
DiRT Showdown
Прошлый раз DiRT Showdown давала нестабильные результаты, но недавно вышел патч, и мы рассчитываем на более предсказуемое тестирование.
Даже мощным видеокартам приходится несладко при разрешении 1680×1050 и детализации на уровне Ultra. Эта настройка подразумевает глобальную подсветку, которая сильно сказывается на производительности, особенно карт Nvidia.
На разрешении 1920×1080 играть на Ultra практически невозможно, поэтому мы снизили её до High. Но даже с восьмикратным MSAA частота кадров не падала ниже 85 FPS. Производительность всех карт находится на высоте.
На этом же уровне детализации и разрешении 2560×1600 каждая карта смогла удержать минимальный уровень 60 кадров в секунду.
Max Payne 3
Мы настроили уровень детализации Max Payne 3 на максимум, тесселяцию на Normal, включили HDAO и 4x MSAA.
На таких настройках Max Payne 3, похоже, отдаёт предпочтение картам Radeon. GeForce GTX 660 Ti оказывается на последнем месте, отстав даже от GeForce GTX 580.
Подняв разрешение до 1920×1080, частота кадров снизилась (как и ожидалось), но минимальный уровень для всех карт не упал ниже 30 FPS. GeForce GTX 660 Ti обошла GeForce GTX 580, но на этом всё.
На 2560×1600 нам пришлось понизить мультисемплинг до 2х, а HDAO мы сменили в пользу SSAO, которая менее требовательна. В результате GeForce GTX 660 Ti поддерживает ровный геймплей, и частота кадров колеблется в пределах 30 – 40 FPS. Другие GPU справились лучше.
Metro 2033
Metro 2033 очень требовательная игра, и после длительной работы с драйверами, она, похоже, предпочитает карты AMD (такого определённо не было в момент выхода игры).
GeForce GTX 660 Ti обходит Radeon HD 7870 на 1680×1050 и достигает уровня Radeon HD 7950. Но, судя по графику, в некоторых частях теста мы сталкиваемся с ограничениями, накладываемыми самой платформой.
На 1920×1080 возникла необходимость снизить уровень детализации с Very High до High, хотя производительности карт достаточно, чтобы включить 4x MSAA. Теперь узким местом является видеокарта, это очевидно, и Radeon HD 7870 обходит GeForce GTX 660 Ti.
Разрешение 2560×1600 заставило нас пересмотреть настройки снова, и мы выключили 4x MSAA в пользу AAA. GeForce GTX 660 Ti опять обходит Radeon HD 7870, хотя результаты обеих карт заметно ниже, чем у GeForce GTX 670 и Radeon HD 7970.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Теперь, когда игра The Elder Scrolls V: Skyrim пропатчена и оптимизирована, мы можем включить наиболее требовательный уровень детализации Ultra.
Хотя GeForce GTX 660 Ti находится в самом низу, минимальный показатель составляет 68 кадров в секунду. Поэтому тот факт, что Radeon HD 7970 достигает 106 FPS, несущественен.
Повышение разрешения до 1920×1080 практически не сказалось на частоте кадров и GeForce GTX 660 Ti по-прежнему обеспечивает минимум 60 FPS.
Наконец, на 2560×1600 несколько плат опустились ниже 60 FPS, но 40 FPS так и не достигли. GeForce GTX 660 Ti тянется в хвосте, но, всё же, предоставляет комфортный уровень игры.
Сравнение SLI и CrossFire
Теперь, когда мы знаем на что способна GeForce GTX 660 Ti в одиночку, настало время оценить работу карт в связке. На каждую диаграмму мы добавили результаты пары GTX 660 Ti в SLI и пары Radeon HD 7950 в CrossFire.
Из семи протестированных игр, одна отказалась работать с CrossFire. С SLI проблем не возникло.
Хотя GeForce GTX 660 Ti в одиночном режиме в большинстве случаев проигрывает Radeon HD 7950, пара карт в SLI три раза обходит Radeon HD 7950 в CrossFire (один раз, когда игра отказывалась воспринимать связку CrossFire). Но давайте разберёмся более подробно. В Batman CrossFire попросту не заработала. В Battlefield, GTX 660 Ti в одиночку обошла Radeon HD 7950, поэтому мы рассчитывали, что у двух карт будет такой же результат. Выпадает только Skyrim, и мы знаем, что игра в большей степени зависти от процессора. Совместив это с тем, что CrossFire имеет более высокий потолок, становится понятно, почему карты GeForce тут оказались в лидерах.
Разгон
Как мы говорили на предыдущих страницах, GeForce GTX 660 Ti Power Edition от MSI очень хорошо разгоняется. Мы получили дополнительно 150 МГц для ядра (достигнув в режиме GPU Boost 1325 МГц) и 250 МГц для памяти. Плюс ко всему, мы добавили на диаграммы результаты видеокарты Radeon HD 7950 GHz Edition.
В некоторых играх разогнанная GeForce GTX 660 Ti доходит до уровня GeForce GTX 670. Но в других играх, таких как Batman, разгон не эффективен. Однако в целом, судя по показателям, GTX 660 Ti на базе GK104 очень гибкая в разгоне карта.
Что касается AMD Radeon HD 7950 GHz Edition, обновлённый BIOS, похоже, гарантирует превосходство самых слабых карт с GPU Tahiti над самыми быстрыми на базе Pitcairn. Это мы говорили в самом начале. Вопрос в том, на что ещё влияют более высокая частота и напряжение карт Radeon HD 7950?
OpenCL: тесты GPGPU
В целом тесты OpenCL менее дружелюбны к настольным картам Nvidia на базе чипа GK104, чем игры. Чтобы получить больше данных, в тестовую систему мы устанавливали видеокарты ориентированные на рабочие станции и карты предыдущего поколения. В зависимости от приложения, полноты загрузки и оптимизации драйверов результаты меняются значительно. Но есть и несколько очевидных тенденций.
Мы прогнали тесты с трем различными настройками частот GeForce GTX 660 Ti, которые соответствуют тем, которые, как нам сказали, будут доступны в розничной продаже. К тому же сейчас мы работаем над обширным обзором видеокарт GTX 660 Ti, и эти три варианта там тоже присутствуют. Также мы заново протестировали референсную видеокарту AMD Radeon HD 7950 с прошивкой “GHz Edition”.
В тесте Bitcoin mining и хэшировании SHA-256 доминируют пользовательские и профессиональные карты AMD. Если вы целыми днями нагружаете видеокарту именно такими задачами, то GeForce GTX 660 Ti вам точно не подходит. Даже самый агрессивный разгон не позволяет новой карте обогнать старую GeForce GTX 580 с чипом Fermi.
Мы специально выбрали более простую задачу рендеринга LuxMark 2.0. В противном случае, более слабые карты Nvidia показали бы ещё более короткие столбцы, и они были бы неразличимы. Тем не менее, лидерство GeFore GTX 570 и GeForce GTX 580 над новым решением здесь выражено ещё больше, что усложняет общую картину.
Тест PostFX сочетает в себе работу с OpenCL и OpenGL. Несмотря на то, что этот тест взят из SDK Nvidia, он демонстрирует, как быстро может измениться картина производительности перед лицом новой архитектуры GCN.
Наконец, карты показывают приемлемый результат. Но опять же, архитектура предыдущего поколения выходит вперёд.
OpenCL: тесты GPGPU (Basemark CL)
Операции с жидкостью
Интересно, что более высокая тактовая частота здесь важнее, чем количество ядер, поскольку GeForce GTX 660 Ti с самым высоким разгоном обходит GeForce GTX 680 на базовых частотах. Но даже в этом случае карты AMD серии Radeon HD 7000 обходят модели Nvidia серии GeForce GTX 600 на базовых скоростях, кроме GeForce GTX 680. По крайней мере, мы увидели как Kepler обгоняет Fermi.
Симуляция волн
И снова тактовая частота имеет большее значение, чем количество ядер. Но, похоже, здесь Kepler не может обогнать Fermi, поскольку GeForce GTX 680 идёт нога в ногу с GeForce GTX 580.
Radeon HD 7870 показала себя на удивление хорошо, обогнав даже Radeon HD 7950 с новой прошивкой.
Julia Rendering
В этот раз новые карты Nvidia обходят своих предшественников. Но это практически не имеет значения, поскольку линейка моделей AMD с чипами GCN доминирует в тесте.
Две карты GeForce GTX 660 Ti в разгоне финишируют наравне с GeForce GTX 670, работающей на заводских частотах, что совсем не удивительно.
Mandelbulb Rendering
В тесте Julia карты Nvidia показали себя плохо, однако в тесте Mandelbulb (3D-версия Mandelbrot) всё наоборот. Уже в который раз тактовая частота оказывает заметное влияние на производительность, посему GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 670 демонстрируют схожие результаты.
OpenCL: обработка изображения (Basemark CL)
Далее мы будем редактировать изображение с помощью набора фильтров. Все видеокарты AMD (за исключением моделей, предназначенных для рабочих станций) не оставляют шансов моделям Nvidia, поэтому мы фокусируемся только на результатах видеокарт GeForce.
GeForce GTX 660 Ti на базовой частоте ведёт себя на уровне GeForce GTX 670, а разогнанная модель очень близко подбирается к GeForce GTX 680. В то же время, предыдущее поколение карт почти ничем не хуже моделей 600-й серии.
OpenCL: обработка видео (Basemark CL)
В тестах видеообработки вверху диаграмм мы видим больше зелёных столбцов. Фильтры в этих тестах очень похожи на те, которые мы применяли в тестах обработки изображения. Но в этот раз, из-за более слабых блоков обработки видео карты AMD (кроме одной) показали себя хуже. AMD вырвалась вперёд только в подтесте сглаживания поверхности, который подразумевает высокие вычислительные нагрузки. Все три версии GeForce GTX 660 Ti предлагают именно тот уровень производительности, которого мы ожидали на предыдущих страницах. К тому же они выступают как сильная альтернатива старшей модели GeForce GTX 670.
Итог
Всё что говорилось об архитектуре Kepler в наших прошлых обзорах применимо и к GeForce GTX 660 Ti. Архитектура прекрасно подходит для игр, но не дотягивает в вычислительных задачах, за исключением нескольких случаев. Этого мы и ожидали, поскольку в новой карте Nvidia используется немного “урезанный” GPU карт GeForce GTX 670 и GeForce GTX 680.
Если вы любите поиграть, и в ваших любимых играх используется мало элементов DirectCompute или OpenCL, тогда покупка GeForce GTX 660 Ti вполне оправдана. Но если смотреть в целом, то компании Nvidia стоит задуматься, не станет ли Metro 2033 предвестником того, что разработчики планируют создавать в будущем. Фильтр глубины поля, присутствующий в игре, требует немало вычислительных мощностей и способен поставить на колени даже GeForce GTX 680.
Температура и уровень шума
Мы не любим сравнивать референсные кулеры с партнёрскими решениями. К сожалению, референсных GeForce GTX 660 Ti пока нет, поэтому нам придётся сравнивать как есть. MSI Twin Frozr сильно модифицированный кулер, поэтому у нас нет возможности сопоставить его один к одному с референсными (обычно плохими) кулерами AMD. К счастью, партнёры AMD меняют кулеры так же часто, как и партнёры Nvidia.
GeForce GTX 660 Ti потребляет немного больше энергии, чем референсная карта Radeon HD 7870. С этой точки зрения, у карты с более агрессивной настройкой есть недостаток, поскольку максимальная потребляемая мощность модели MSI составляет 190 Вт вместо положенных 150 Вт для референсной карты.
Больше отметить особо нечего, кроме того, что Radeon HD 7950 с прошивкой “GHz Edition” не учувствует в сравнении. К тому же “прожорливая” GeForce GTX 580 по этому параметру совсем не радует.
Здесь проявляются слабости референсных кулеров AMD по сравнению с картами от MSI, Gigabyte и Zotac. Возьмите себе на заметку, лучше покупать карты AMD со сторонним охлаждением, разница заметна.
И снова вентиляторы AMD показывают себя не с лучшей стороны. В статье “GeForce GTX 670: тест семи видеокарт” мы выяснили, какое влияние может оказать более продуманная система охлаждения на тепловыделение и акустику.
GeForce GTX 660 Ti | за $300 не так уж и плох
Целевой сегмент для GeForce GTX 660 Ti за $300 – это популярные игры на разрешении 1920×1080, поэтому мы начинаем со средних показатели семи игр на этом разрешении.
В каждой игре мы выставляли такие настройки, чтобы карта обеспечивала максимальное качество графики при условии комфортного геймплея. GeForce GTX 660 Ti оказалась чуть медленне Radeon HD 7870. Как мы уже знаем, это противоречит ожидания Nvidia, которая позиционировала карту между моделями Radeon HD 7870 и HD 7950. Тем не менее, сравнив результаты лабораторных тестов, показатели оказались сильно связаны с настройками, которые мы подбирали для каждой игры, и, возможно, менее требовательные опции меньше бы нагружали полосу пропускания памяти модели GeForce GTX 660 Ti.
Возможно, наши настройки оказались более выгодны для видеокарт Radeon, а где-то для GeForce. Возможно также, что реальный результат находится где-то посередине. Но мы считаем, что реальная производительность GeForce GTX 660 Ti находится в пределах плюс-минус 5% от производительности Radeon HD 7870.
Если честно, несколько процентов в ту или другую сторону на наше мнение не сильно не повлияют. Важнее то, что в наших тестах и с нашими настройками GeForce GTX 660 Ti и Radeon HD 7870 работают на одном уровне. Только этот факт уже оправдывает стоимость карты, которая составляет $300.
Таким образом выбирать следует исходя из функциональности, а также сильных и слабых сторон обеих карт. Если вы не планируете использовать сглаживание выше 4x MSAA, то по данным наших результатов GeForce GTX 660 Ti работает лучше, так как вы будете меньше нагружать подсистему памяти. С другой стороны, если вы фанат сглаживания, в этом ценовом диапазоне карты Radeon справляются с ним лучше.
Так что же вы предпочитаете, AMD или Nvidia? Что вы выберите Eyefinity или Surround? Что вам больше по душе, слабоконтролируемая, но более надёжная система 3D Vision от Nvidia, или более свободная инициатива HD3D от AMD? Если вам нравится PhysX, то решение от Nvidia должно удовлетворить ваши потребности, но мы считаем, что игр, использующих эту функцию, недостаточно.
Как и при выборе игровых настроек, нет правильных или не правильных ответов, можно только сказать, что GeForce GTX 660 Ti соответствует цене $300, впрочем, как и Radeon HD 7870. Нужно ещё немного подождать и посмотреть, как будут вести себя компании в отношении цен, поскольку уже начинают появляться карты Radeon HD 7870 примерно за $280.