Обзор и тест Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660: Kepler за $110 и $230
Редакция THG,  19 сентября 2012


Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Заполняем пробелы

После премьеры архитектуры Nvidia Kepler в видеокарте GeForce GTX 680 прошло почти шесть месяцев. С тех пор мы видели, как компания постепенно заменяла модели на базе Fermi картами GeForce GTX 690, GeForce GTX 670, GeForce GTX 660 Ti и GeForce GT 640, построенными на одной архитектуре.

Когда Nvidia нанесла ответный удар, у AMD уже были видеокарты нового поколения и компания сейчас пытается конкурировать через оптимизацию драйверов, снижение цен и разгон на базе обновленных прошивок. Дни, когда рынок видеокарт был стабилен, прошли. Теперь это поле битвы, усыпанное старыми ценниками и более привлекательными новыми предложениями. Конечно, терпеливые энтузиасты любят такие периоды, выжидая подходящий момент для покупки, в то время как многие геймеры уже используют новое high-end железо.

В сегменте среднего уровня доминируют графические адаптеры AMD Radeon HD 7750 за $110 и Radeon HD 7850 за $210. Но теперь Nvidia готова представить несколько моделей на базе Kepler для конкуренции с быстрыми и тихими бюджетными картами AMD. Сегодня вашему вниманию мы представляем GeForce GTX 650 и GeForce GTX 660 рекомендованной стоимостью $109 и $229 соответственно.

Встречайте GeForce GTX 650

Если диаграмма ниже вам знакома, то вы, вероятно, читали нашу статью "Nvidia GeForce GT 640: обзор видеокарты на базе GPU GK107 Kepler". GeForce GTX 650 использует такой же графический процессор GK107, как и уже существующая GeForce GT 640. GPU оснащён двумя блоками SMX с 384 ядрами CUDA и 32 блоками текстурирования и способен выдавать 16 полноцветных пикселей за такт благодаря двум наборам блоков растеризации (ROP).

В целом GeForce GTX 650 выглядит также как GeForce GT 640. Так в чём же разница?

У GeForce GTX 650 есть два главных преимущества по сравнению с GeForce GT 640: более высокие частоты и память GDDR5. Частота ядра GeForce GTX 650 составляет 1058 МГц, это на 158 МГц больше, чем у GeForce GT 640. Ускорение, согласитесь, небольшое. Сильнее всего на рост производительности влияет память GDDR5, которая обеспечивает вдвое большую пропускную способность за такт, чем DDR3. Это ключевое улучшение GeForce GTX 650 должно помочь карте конкурировать с Radeon HD 7750.

Давайте более подробно рассмотрим особенности карты в сравнении с другими:

GeForce GT 640 GeForce GTX 650 Radeon HD 7750 GeForce GTX 550 Ti GeForce GTS 450
Универсальные процессоры 384 384 512 192 192
Блоки текстурирования 32 32 32 32 32
Блоки растеризации 16 16 16 16 16
Техпроцесс, нм 28 28 28 40 40
Частота ядра, МГц 900 1058 800 900 (1800) 783 (1566)
Частота памяти, МГц 891 DDR3 1250 GDDR5 1125 GDDR5 1025 GDDR5 902 GDDR5
Шина памяти, бит 128 128 128 192 128
Пропускная способность памяти, Гбайт/с 28,5 80 72 98,5 57,7
Видеопамять 1 Гбайт DDR3 1 или 2 Гбайт GDDR5 1 Гбайт GDDR5 1 или 2 Гбайт GDDR5 1 или 2 Гбайт DDR3
Разъёмы питания нет 1 x 6-pin нет 1 x 6-pin 1 x 6-pin
Макс. TDP, Вт 65 64 55 116 106
Цена $95-$110 (Newegg) ~$109 (рекомендованная) $100-$140 (Newegg) $110-$150 (Newegg) $100-$110 (Newegg)

У GeForce GTX 650 огромное преимущество в пропускной способности памяти по сравнению с GeForce GT 640. И, похоже, новая модель обходит GeForce GTS 450 почти по всем параметрам и может без труда противостоять Radeon HD 7750 и GeForce GTX 550 Ti.

Изначально мы думали, что GeForce GT 640 будет стоить дешевле $100. А с ценой $110, GeForce GTX 650 наверняка опустит цену GeForce GT 640 на должный уровень.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Gigabyte GeForce GTX 650 Overclock (GV-N650OC-2GI)

Графический адаптер Gigabyte GeForce GTX 650 будет стоить в рознице примерно $140, что на $30 дороже заявленной Nvidia цены. Разница, вероятно, связана с 2 Гбайт памяти GDDR5. Более дешёвые модели будут оснащены одним гигабайтом памяти. Частота ядра повышена на 53 МГц и составляет 1111 МГц, однако частота памяти осталась не тронутой - 1250 МГц.

GeForce GTX 650 не имеет функции GPU Boost, поэтому разгон выше 1111 МГц нужно производить вручную.

Несмотря на то, что референсная GeForce GTX 650 оснащена двумя портами DVI и одним mini-HDMI, Gigabyte добавляет аналоговый разъем VGA. Судя по всему, карта поддерживает четыре монитора, работающих одновременно: три в режиме Surround и один в настольном режиме.

Печатная плата не отличается от Afox GeForce GT 640 длинной 139,7 см, которую мы уже рассматривали. Но GeForce GTX 650 толще и занимает два слота вместо одного. Мы удивились, узнав, что карта требует дополнительное питание, учитывая, что тепловой пакет, по данным Nvidia, составляет всего 64 Вт. Коннектора SLI нет, поэтому конфигурация из нескольких карт невозможна.

Gigabyte покрывает GeForce GTX 650 большим радиатором и 100-миллиметровым вентилятором, отлично себя показавшим в тестах температуры и шума. Пластиковый кожух вокруг кулера длиннее печатной платы, благодаря чему карта выглядит больше, чем есть на самом деле.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Представляем GK106

Пару дней назад в продаже мы нашли пять моделей GeForce на базе архитектуры Nvidia Kepler. Четыре из них были на графическом процессоре GK104, а одна – на производном GPU GK107 –модель GeForce GT 640. Теперь у нас есть еще одна видеокарта с GK107 на борту, описанная выше.

А вот вторая видеокарта в сегодняшнем обзоре использует совершенно новый чип Kepler под названием GK106.

GK106 состоит из пяти блоков SMX, в каждом по 192 ядер CUDA, всего 960. Карта оснащена 80-ю блоками текстурирования по шестнадцать единиц на каждый блок SMX. А три блока растеризации способны обрабатывать восемь полноцветных пикселей, в общем, получается 24 пикселя за такт. Три контроллера памяти на 64-бит дают совокупную ширину шины в 192-бит.

Nvidia утверждает, что GPU GK106 используется полностью и отключённых блоков, которые могли быть активированы в последующих старших моделях, в нем нет. Нам кажется это странным, учитывая стоящий в сторонке блок SMB.

Как и GeForce GTX 660 Ti, референсная GeForce GTX 660 оснащена двумя гигабайтами памяти. Nvidia достигает такого объёма с 64-битными контроллерами памяти благодаря смешиванию ёмкостей. К тому же, как и в GeForce GTX 660 Ti, достичь такого объёма памяти через 192-битную шину можно только используя IC разных ёмкостей. Работает это следующим образом: три 64-битных контроллера делят общую память на части по 512 Мбайт, доступ к которым осуществляется через полные 192 бита. Оставшиеся 512 Мбайт управляются только одним 64-битным контроллером отдельно от первоочередного. Опасаясь конкурентов Nvidia не рассказывает подробностей, но, несомненно, контроллеры будут сталкиваться с дополнительными задержками.

В этом мы постараемся разобраться более глубоко с помощью тестов пропускной способности памяти, одновременно будем помнить об этом в играх, которые используют эти дополнительные 512 Мбайт.

GeForce GTX 660 Ti GeForce GTX 660 GeForce GTX 570 Radeon HD 7850 Radeon HD 7870
Универсальные процессоры 1344 960 480 1024 1280
Блоки текстурирования 112 80 60 64 80
Блоки растеризации 24 24 48 32 32
Техпроцесс, нм 28 28 40 28 28
Частота ядра/Boost, МГц 915/980 980/1033 732 (1464) 860 1000
Частота памяти, МГц 1502 GDDR5 1502 GDDR5 950 GDDR5 1200 GDDR5 1200 GDDR5
Шина памяти, бит 192 192 320 256 256
Пропускная способность памяти, Гбайт/с 144,2 144,2 152 153,6 153,6
Видеопамять 2 Гбайт GDDR5 2 Гбайт GDDR5 1,25 Гбайт GDDR5 2 Гбайт GDDR5 2 Гбайт GDDR5
Разъёмы питания 2 x 6-pin 1 x 6-pin 2 x 6-pin 1 x 6-pin 2 x 6-pin
Макс. TDP, Вт 150 Вт 140 Вт 219 Вт 130 Вт 175 Вт
Цена $300-$340 (Newegg) $230 (рекомендованная) $240-$330 (Newegg) $200-$245 (Newegg) $260-$370 (Newegg)

Благодаря идентичным характеристикам памяти, GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 660 обеспечивают одинаковую пропускную способность памяти в 144,2 Гбайт/с. Однако большая часть остальных характеристик GeForce GTX 660 не так агрессивны: количество ядер CUDA, блоков текстурирования и растеризации уменьшено примерно на 30%. Но чтобы преодолеть влияние уменьшенного количества ресурсов, Nvidia повышает частоты ядра и GPU Boost.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Референсная GeForce GTX 660

С первого взгляда референсная GeForce GTX 660 напоминает GeForce GTX 460 или даже Radeon HD 7850. Но если её перевернуть…

...то мы увидим, что печатная плата составляет только 75% от длинны карты. Лишнее место занимает вентилятор и кожух. По всей вероятности поставщики смогут сделать более короткие версии GeForce GTX 660, если смогут найти более эффективные охлаждающие решения. Zotac прислала нам образец карты, подтверждающий нашу догадку.

И снова Nvidia оснащает референсную видеокарту 2 Гбайт памяти GDDR5, работающей на частоте 1502 МГц. Базовая частота ядра составляет 980 МГц, а с GPU Boost в среднем - 1033 МГц.

Референсная GeForce GTX 660 имеет два порта dual-link DVI, намёк на два DL-DVI, один порт HDMI и DisplayPort. Данная комбинация совпадает с GeForce GTX 660 Ti, причём обе видеокарты поддерживают одновременную работу четырёх мониторов, три из которых – в режиме Surround.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Gigabyte GeForce GTX 660 (GV-N660OC-2GD)

Gigabyte GV-N660OC-2GD почти в точности повторяет размеры эталонного образца Nvidia. Тем не менее, большой кулер существенно влияет на внешний вид карты. Рекомендованная цена в $230 совпадает с заявленной ценой GeForce GTX 660.

Перевернув карту, вы увидите короткую PCB схожую с референсным дизайном, хотя она немного длиннее.

Частота ядра и средняя частота GPU Boost выше официальных характеристик Nvidia на 53 и 65 МГц и составляют 1033 и 1098 МГц соответственно. 2 Гбайт RAM памяти GDDR5 работают на частоте 1502 МГц, в точности как у эталонной модели.

Gigabyte предоставляет стандартную комбинацию выходов на дисплей: пару портов dual-link DVI, один порт HDMI и DisplayPort. По такой же схеме карта поддерживает четыре независимых монитора, три из которых работают по технологии Surround.

Размеры карты GV-N660OC-2GD составляют 235 x 114,3 мм, но длина печатной платы - только 184,1 мм. Тем не менее, требования к питанию у разогнанной карты не изменились, и по-прежнему требуется один шестиконтактный вспомогательный разъём питания.

Кулер Gigabyte Windforce 2X использует четыре 6-ти миллиметровые медные тепловые трубки и два больших 100 миллиметровых вентилятора. Такая комбинация обеспечивает эффективное охлаждение при не высоком уровне шума.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Zotac GeForce GTX 660 (ZT-60901-10M)

Zotac GeForce GTX 660 немного другая. Компания придерживается референсной печатной платы, но в то же время кулер не выходит за границы PCB, в результате мы имеем маленькую карту стоимостью $230.

Хотя Zotac использует более скромные частоты, чем Gigabyte, всё же 993 МГц на ядре и 1059 МГц в среднем для GPU Boost выше референсных показателей на 13 и 26 МГц соответственно. Память не разогнана и работает на частоте 1502 МГц.

В соответствии с эталонной видеокартой, Zotac GeForce GTX 660 оснащена двумя портами dual-link DVI, одним HDMI и DisplayPort для игры на трёх мониторах в режиме Surround, плюс четвёртый монитор в настольном режиме.

По аналогии с референсной моделью и Gigabyte GV-N660OC-2GD здесь присутствует шестиконтактный разъём питания и один коннектор SLI.

Zotac выделяется интересным кулером с двумя 6-ти миллиметровыми медными трубками и двумя 75-ти миллиметровыми вентиляторами. Такая комбинация более эффективна, чем эталонный дизайн Nvidia, хотя осевые вентиляторы выпускают тёплый воздух в корпус, в то время как центробежный вентилятор референсной версии выдувает горячий воздух наружу. Однако решение Zotac более компактно.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Конфигурация и тесты

GeForce GTX 650 и GeForce GTX 660 нацелены на геймеров с мониторами, поддерживающими разрешение 1920x1080. Но поскольку они обеспечивают производительность разного уровня, вам понадобится настроить любимые игры, учитывая возможности карты. По этой причине для тестов GeForce GTX 650 мы используем более низкие настройки графики, чем для GeForce GTX 660 и прочих карт данного сегмента.

В дополнение к тестам производительности одной карты, мы тестируем GeForce GTX 660 в SLI чтобы узнать их возможности против пары Radeon HD 7850 в CrossFire. Также мы попытается разогнать GeForce GTX 660 до предела.

Наша Radeon HD 7850, с которой у нас было много проблем в обзоре GPU Pitcairn, наконец "умерла" на тестовом стенде. Однако нам удалось найти аналогичную замену, и мы сможем добавить ее на диаграммы.

Тестовая конфигурация
CPU Intel Core i7-3960X (Sandy Bridge-E) 3,3 ГГц, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл., разгон до 4,2 ГГц
Материнская плата ASRock X79 Extreme9 (LGA 2011) чипсет: Intel X79 Express
Сеть Встроенный контроллер Gigabit LAN
Память Corsair Vengeance LP PC3-16000, 4 x 4 Гбайт, 1600 MT/s, CL 8-8-8-24-2T
Видеокарта MSI GeForce GTX 660 Ti 1019/1097 МГц базовая/Boost GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1502 МГц
Reference GeForce GTX 660 980/1033 МГц базовая/Boost GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1502 МГц
Gigabyte GeForce GTX 660 1033/1098 МГц базовая/Boost GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1502 МГц
Zotac GeForce GTX 660 993/1059 МГц базовая/Boost GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1502 МГц
MSI GeForce GTX 560 Ti 880 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 1050 МГц
Zotac GeForce GTX 550 Ti 900 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 1025 МГц
Gigabyte GeForce GTX 650 1111 МГц GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1250 МГц
MSI N450GTS Cyclone (GeForce GTS 450) 850 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 980 МГц
Afox GeForce GT 640 902 МГц GPU, 1 Гбайт DDR3 на 891 МГц
Reference Radeon HD 7870 1000 МГц GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1200 МГц
Reference Radeon HD 7850 860 МГц GPU, 2 Гбайт GDDR5 на 1200 МГц
Reference Radeon HD 6870 900 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 1050 МГц
Reference Radeon HD 7770 1000 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 1125 МГц
Reference Radeon HD 7750 800 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 1125 МГц
Reference Radeon HD 6670 800 МГц GPU, 1 Гбайт GDDR5 на 1000 МГц
Все разогнанные видеокарты для тестирвоания выставлены на эталонные характеристики
Накопитель Samsung 470 256 Гбайт (SSD)
Питание ePower EP-1200E10-T2 1200 W X12V, EPS12V
ПО и драйверы
Операционная система Microsoft Windows 7 x64, Service Pack 1
Графический драйвер Nvidia: 306.23 beta (кроме GeForce GTX 650, которая требует драйверы 305.57)
AMD: Cнаalyst 12.8
DirectX DirectX 11
Конфигурация тестов
Bаtlefield 3 Режим компании, "Operнаion Swordfish" 60 секунд Fraps
Crysis 2 DirectX 11, 60 секунд Fraps
Bнаman: Arkham Asylum Версия 1.0.0.0, встроенный бенчмарк DirectX 11
Metro 2033 Full Game, встроенный бенчмарк, "Frontline" Scene
DiRT Showdown Версия 1.0.0.0, бенчмарк DirectX 11
The Elder Scrolls V: Skyrim Обновление 1.4.27, бенчмарки THG, 25 секунд Fraps
Max Payne 3 Версия 1.0.0.4.7, Глава 3, сохранение 16, 65 секунд Fraps
World Of Warcraft: Mists Of Pandaria Beta локация Elwynn Forest, 30 секунд Fraps

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Результаты тестов

Batman: Arkham City

Мы начинаем тестирование с игры Batman: Arkham City и карты GeForce GTX 650 с ее конкурентами по схожей цене.

К нашему удивлению бюджетная GeForce может справиться с игрой на разрешении 1920x1080 и уровне детализации Extreme при включенном четырёхкратном MSAA, наряду с тесселяцией выставленной на Normal.


GeForce GTX 650 отлично справляется и идёт наравне с более дорогой Radeon HD 7770, обгоняя остальных участников.

Сейчас можно выставить сглаживание до восьмикратного и измерить производительность более дорогой GeForce GTX 660.


GeForce GTX 660 почти такая же быстрая, как более дорогая GeForce GTX 660 Ti. Если честно, мы не совсем удивлены этому, поскольку обе карты схожи по своим аппаратным возможностям, а при включенном 8x MSAA они ограничиваются исключительно пропускной способностью памяти. В любом случае GeForce GTX 660 демонстрирует небольшое превосходство над Radeon HD 7850.

Battlefield 3


Карты в ценовом диапазоне до $150, к которым относится GeForce GTX 650, могут справиться с Battlefield 3 только на установке графики Low, нас это немного разочаровывает. Однако картинка всё равно выглядит неплохо. Видеокарты AMD Radeon хорошо себя проявили, и Radeon HD 7850 обогнала GeForce GTX 650.


Переход на GeForce GTX 660 позволяет переключиться с настройки качества Low на Ultra. На этих более требовательных настройках последняя карта Nvidia обходит Radeon HD 7870.

Radeon HD 7850 находится возле нижней границы в 30 FPS, иногда углубляясь до 28 FPS.

Crysis 2


GeForce GTX 650 и другие карты этого ценового диапазона могут справиться только с настройкой графики High – это самый низкий уровень в игре.

Обратите внимание, что частота кадров у GeForce GTX 650 падает до 24 FPS. К счастью, по графику видно, что это происходит только в одной точке бенчмарка. Остальную часть времени карта обеспечивает более 30 FPS, и занимает позицию между Radeon HD 7750 и 7770.


Более дорогие карты могут поддерживать нормальную игру на уровне детализации Ultra. В этой задаче GeForce GTX 660 идёт на равнее с Radeon HD 7870, значительно обгоняя Radeon HD 7850.

DiRT Showdown

DiRT Showdown – очень красивая игра. Ранее в этой игре графические адаптеры Nvidia не могли похвастаться высокой производительностью, но, похоже, новые драйверы немного увеличивают частоту кадров.


GeForce GTX 650 справляется с игрой при настройке детализации на Medium, теней и эффектов постобработки на High и 8x MSAA. Стоит отметить, что карты AMD лидируют в DiRT Showdown. Radeon HD 7750 с лёгкостью обходит GeForce GTX 650. GeForce GTX 550 Ti показала себя на удивление хорошо, хотя её и обгоняет Radeon HD 7770.


Более мощные видеокарты поддерживает комфортный уровень частоты кадров при детализации уровня Ultra и 8x MSAA, при условии отключённого глобального освещения, которое существенно влияет на производительность. Здесь по-прежнему лидируют карты AMD Radeon.

Max Payne 3

Первая часть игры Max Payne имела высокую популярность на ПК, и релиз 2012 года оказался не хуже предшественника. Наш тест включает нагруженную сцену из шестого сохранения в главе 9, где Max убегает от атакующего вертолёта по крышам.


Для первого круга тестов мы используем настройки детализации Normal и SSAO. Чтобы поддерживать приемлемый уровень частоты кадров, было отключено MSAA, но чтобы оставить хоть какое-то сглаживание мы настроили FXAA на Normal.

На таких настройках GeForce GTX 650 очень хорошо себя показала, лишь раз снизившись до 25 FPS. Однако Radeon HD 7750 всё же немного её обогнала.


Если потратить немного больше денег на GeForce GTX 660, можно играть в Max Payne 3 на самых высоких настройках при включённом 4x MSAA, SSAO и тесселяции на уровне Normal. Видеокарты Nvidia выходят вперёд и GeForce GTX 660 обгоняет Radeon HD 7850, практически поравнявшись с Radeon HD 7870.

Max Payne 3 отказывается работать при таких настройках на картах, оснащённых меньше чем 2 Гбайт памяти. В некоторых ситуациях чтобы начать игру нужно понизить уровень детализации.

Metro 2033


Карты нижнего уровня неплохо себя проявили под DirectX 11 в игре Metro 2033 при детализации Medium с адаптивным сглаживанием. Производительность GeForce GTX 650 почти всегда находилась выше 30 FPS, за исключением двух провалов до 28 FPS, однако её обогнала Radeon HD 7750.


GeForce GTX 660 обеспечивает комфортный уровень FPS, используя настройку качества High с активным 4x MSAA. Ей удалось обойти Radeon HD 7870 и даже приблизиться к более дорогой GeForce GTX 660 Ti.

The Elder Scrolls V: Skyrim


GeForce GTX 650 обеспечивает высокую скорость в The Elder Scrolls V: Skyrim при настройке детализации High, включающую 8x AF и 8x MSAA. Но, как мы уже видели ранее, Radeon HD 7750 обеспечивает более высокий результат.


Настройки Ultra (с 8x MSAA и шестнадцатикратной анизотропной фильтрацией) недостаточно, чтобы производительность карт была ниже 60 FPS, поэтому мы включили ещё и FXAA.

GeForce GTX 660 обеспечивает гладкий геймплей при минимальном уровне 55 FPS. Хотя Radeon HD 7850 всреднем генерирует чуть больше кадров в секунду, они имеют аналогичные результаты.

World Of Warcraft: Mists Of Pandaria

Мы протестировали Mists Of Pandaria чтобы узнать, будет ли предстоящее дополнение от Blizzard сильнее нагружать графическую подсистему. В нашем ограниченном по времени сравнении мы выяснили, что игра работает очень хорошо. Верите или нет, в Elwynn Forest снова понизилась частота кадров. Поэтому мы бегали по локации через бета -клиент MoP и записывали результаты.


Карты более низкого уровня справляются с игрой на уровне детализации High с 8x AF и 4x MSAA. Хотя раньше WoW лучше шла на картах Nvidia, Radeon HD 7750 обгоняет GeForce GTX 650.


При увеличении настроек до Ultra с 8x MSAA и 16x AF, карты Nvidia среднего ценового диапазона существенно превосходят модели Radeon. Однако даже Radeon HD 6870 смогла набрать более 36 FPS, что уже достаточно для комфортной игры.

Сравнение SLI и CrossFire

Поскольку у GeForce GTX 650 нет моста SLI, производительность SLI и CrossFire мы измеряем только на графических адаптерах Radeon HD 7850 и GeForce GTX 660.








В семи из восьми протестированных игр две GeForce GTX 660 в SLI победили пару Radeon HD 7850 в CrossFire.

Разгон GeForce GTX 660

Нам удалось разогнать GPU модели GeForce GTX 660 до стабильных 1215 МГц и память до 6450 MT/с. Для демонстрации прироста скорости в среднем сегменте нижеприведённые графики включают GeForce 9800 GT и GeForce GTX 460 с интерфейсом памяти 192-бит.








А вот и интересные новости: в восьми протестированных играх разогнанная карта GeForce GTX 660 обходит GeForce GTX 660 Ti в половине случаев. В четырёх оставшихся бенчмарках она очень близка к плате на базе GK104 за $300. GeForce GTX 660 Ti тоже можно разогнать. Но учитывая, что карта за $230 может работать на уровне модели за $300, она отлично подойдёт покупателям, которым немного не хватает до более дорогой модели.

Среди видеокарт Nvidia мейнстрим класса, GeForce GTX 660 сделала большой скачок по сравнению с GeForce 9800 GT и GTX 460. Кроме более низкой производительности, 9800 GT не поддерживает DirectX 11, поэтому с картами среднего ценового диапазона прошлого поколения часто приходится жертвовать визуальными эффекатми.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | GeForce GTX 660: розничные и OEM карты с разными GPU?

Два GPU, две карты, одна модель

Некоторые партнёры Nvidia создали лишнюю неразбериху с моделью GeForce GTX 660. Несмотря на то, что розничные карты GeForce GTX 660 работают исключительно на графическом процессоре GK106, Asus производит OEM-версию карты с замедленным GPU GK104 и двумя шестиконтактными разъёмами питания.

Чтобы замедлить карту (ведь у GK104 больше ядер CUDA, чем у GK106), компания понижает частоту памяти и графического процессора.

GeForce GTX 660 Ti GeForce GTX 660 розничная Asus GTX 660 DirectCU II Top GeForce GTX 660 OEM
Универсальные процессоры 1344 960 960 1152
Блоки текстурирования 112 80 80 96
Блоки растеризации 24 24 24 24
Техпроцесс, нм 28 28 28 28
Частота ядра/Boost, МГц 915/980 980/1072 1033/1137 824/899
Частота памяти, МГц 1502 GDDR5 1502 GDDR5 1527 GDDR5 1400 GDDR5
Шина памяти, бит 192 192 192 192
Пропускная способность памяти, Гбайт/с 144,2 144,2 146,6 134,4
Видеопамять 2 Гбайт GDDR5 2 Гбайт GDDR5 2 Гбайт GDDR5 2 Гбайт GDDR5
Разъёмы питания 2 x 6-pin 1 x 6-pin 1 x 6-pin 2 x 6-pin
Макс. TDP, Вт 150 140 ~145 140

Asus GeForce GTX 660 OEM с GK104

OEM-версия рассчитана на системных интеграторов и не должна продаваться в розничных каналах. В этих картах применяется более дешёвая система охлаждения и на акустику делается меньший упор. Кроме того, Asus использует более короткую референсную печатную плату GeForce GTX 670 и оснащает её двумя шестиконтактными разъёмами питания и шестифазным регулятором напряжения.

Графический процессор GK104 в OEM-карте использует 1152 ядер CUDA, работающих на базовой частоте 824 МГц и средней частоте GPU Boost – 899 МГц. Кроме того оперативная память GDDR5 ёмкостью 2 Гбайт у этой модели медленнее – всего 1400 МГц.



Asus GeForce GTX 660 DirectCU II Top

GPU GK106 видеокарты с заводским разгоном оснащён 960 ядрами с базовой частотой 1033 МГц. Средняя скорость GPU Boost составляет 1137 МГц вместо 1072.

Asus приложила немало усилий к системе охлаждения, даже несмотря на то, что всего один разъём вспомогательного питания намекает на меньший потенциал для разгона. По аналогии со схемой OEM-карты, здесь добавлен цифровой шестифазный регулятор напряжения.




Последующие тесты пропускной способности памяти и GPGPU мы проводим на розничной карте GeForce GTX 660 с графическим движком Nvidia GK106, работающим на эталонных частотах. Карту Asus с заводским разгоном для тестов мы не используем.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Тесты пропускной способности памяти: исследуем пределы

Как и в первом обзоре GeForce GTX 660 Ti, мы столкнулись с трудностями при тестирования урезанного интерфейса памяти GeForce GTX 660. По правде говоря, необходимо сравнить OEM-версию и розничную модель GeForce GTX 660, работающие на разных GPU (как мы уже знаем, первая использует GK104, а вторая - GK106). В прямом соревновании участвуют GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 670, наряду с AMD Radeon HD 7950, Radeon HD 7850 и 7870.

После выхода первого обзора GeForce GTX 660 Ti многие читатели отмечали, что выводы о новой видеокарте в различных СМИ сильно отличаются. И в зависимости от игры, графических настроек и разрешения лидировать могут как видеокарты от AMD , так и от Nvidia.

Сегодня между GeForce GTX 660 и Radeon HD 7870 сложилась аналогичная ситуация. GeForce GTX 660 и GeForce GTX 660 Ti показывают себя хуже в тестах, которые меньше нагружают графический процессор. Здесь из-за более узкого интерфейса памяти, ограничивающего производительность, мощная архитектура Nvidia используется не полностью.

Как и в первом обзоре GeForce GTX 660 Ti мы используем игру Batman: Arkham City. Чтобы не сильно замедлять GPU, мы отключили тесселяцию, горизонтальную модель затенения (HBAO) и мягкие тени multi-view (MVSS). Запуская игру без сглаживания на двух тестовых разрешениях, мы получили вполне ожидаемые результаты, если опираться на характеристики каждой карты. GeForce GTX 670 немного обгоняет Radeon HD 7950, за ними следует GeForce GTX 660 Ti и Radeon HD 7870. И розничная и OEM-версия карт GeForce GTX 660 держат Radeon HD 7850 на расстоянии. Возникает вопрос: что произойдёт, если включить сглаживание и повысить разрешение?

Тесты на 1920x1080 и 2560x1440

Давайте начнём анализ с результатов тестов проведённых без сглаживания, за исключением FXAA. Как и ожидалось, участники расположились в соответствии с описанными выше местами. Позади всех остались две Radeon HD 7750 с пассивным охлаждением в связке CrossFire. Почему мы добавили их в тесты? При энергопотреблении менее 100 Вт, их общей производительности более чем достаточно, особенно если учесть невысокую стоимость.

Затем мы опустили связку CrossFire начального уровня и заново провели тесты, но уже на более высоком разрешении.

Несмотря на 192-разрядный интерфейс памяти и, в некоторых случаях, меньший объём оперативной памяти, карты GeForce удержали свои позиции. Хотя такого нельзя сказать при включённом сглаживании. Повышение уровня MSAA ухудшает положение линейки карт Nvidia среднего уровня, обнажая ограничения в пропускной способности памяти. Интересно, что GeForce GTX 660 на базе GK106 справляется лучше, чем теоритически превосходящая модель GeForce GTX 660 Ti с GPU GK104. Тем временем, OEM-версия GeForce GTX 660 на чипе GK104 сильно сдаёт позиции при более требовательных режимах MSAA.

Radeon HD 7850 очень хорошо себя проявила, и, начиная с 4x MSAA, её конкурентоспособность растёт. Посмотрев на результаты, мы с уверенностью можем сказать, что модели с частотой ядра 1 ГГц сравнимы с GeForce GTX 660.

Почему этот бенчмарк так важен? Ответ прост: он представляет игры с менее требовательным графическим движком, как, например, портированные с консолей и большинство старых, работающих под DirectX 9 или 10, которые до сих пор пользуются популярностью.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Пропускная способность памяти: анализ и подведение итогов

Сначала мы перекладываем показатель количества кадров в секунду каждой карты на график. Затем мы берём результаты бенчмарка без сглаживания за 100% в качестве эталона и высчитываем от него процент на других настройках. Это даёт понять, сколько каждая карта теряет от первоначальной производительности при включении сглаживания, когда нет ограничений по CPU или GPU.

Производительность на 1920x1080


Производительность на 2560x1440


Различные тесты на многих сайтах доказывают, что более высокие настройки способны в какой-то степени скрыть недостатки в пропускной способности моделей GeForce GTX 660 и GeForce GTX 660 Ti. Но поскольку у GeForce GTX 660 графический процессор изначально менее мощный, узкое место интерфейса памяти у неё заметно меньше.

Что насчёт соотношения GeForce GTX 660 на базе GK104 и GK106? Обе карты остаются позади Radeon HD 7870. Разница между ними растёт с увеличением уровня сглаживания.

Нас удивили четыре выявленных нами факта. Во-первых, при увеличении настроек сглаживания мы наблюдали очень линейное масштабирование среди графических адаптеров AMD Radeon. Во-вторых, нас впечатлили результаты карт GeForce, даже на более высоких разрешениях, при условии, если они не вынуждены работать с 4x MSAA или выше. Третьим сюрпризом для нас оказался тот факт, что две Radeon HD 7750 в CrossFire смогли опередить GeForce GTX 660 и GeForce GTX 660 Ti. И наконец, к нашему удивлению, мы откопали OEM-карту на базе урезанного GPU GK104, хотя находка нас не порадовала. Увеличенное количество ядер не компенсирует их пониженную частоту. Поэтому без разгона карта, которую Nvidia продаёт OEM-поставщикам, медленнее, чем розничная модель с таким же названием.

Что нам это даёт?

GeForce GTX 660 более конкурентоспособна, когда нагружен её GPU, что отвлекает внимание от более узкого интерфейса памяти. На родных настройках OEM-версия GeForce GTX 660 на базе GK104 заметно медленнее розничной модели с GPU GK106. Таким образом, можно говорить о серьёзной проблеме в номенклатуре Nvidia, поскольку купив уже собранную систему с GeForce GTX 660 внутри, вы получите менее мощную графическую подсистему, и проверить это не так легко.

Применим ли данный недостаток к вычислительным задачам?

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | OpenCL: тесты GPGPU

В дополнение к текущим линейкам видеокарт для рабочих станций от обеих компаний мы добавили наиболее важные модели прошлого поколения. В зависимости от приложения с поддержкой OpenCL, интенсивности нагрузки и степени оптимизации драйвера мы получили весьма разнообразные результаты. Но также прослеживается определённая тенденция.

В тесте Bitcoin mining и хэшировании SHA-256 доминируют пользовательские и профессиональные карты AMD. Если вы целыми днями нагружаете видеокарту именно такими задачами, то GeForce GTX 660 Ti вам точно не подходит. По сути, GeForce GTX 580 с GPU GF110 предыдущего поколения оказывается самой быстрой из видеокарт Nvidia в этой области и напоминает нам, насколько на самом деле урезаны вычислительные ресурсы настольных видеокарт на базе Kepler.

Мы специально выбрали более простую задачу рендеринга LuxMark 2.0. В противном случае, более слабые карты Nvidia показали бы ещё более короткие столбцы, и они были бы неразличимы. С увеличением сложности сцены видеокарты GeForce GTX 570 и 580 предыдущего поколения на базе архитектуры Fermi обеспечивают более высокие результаты. И снова вся линейка карт AMD с огромным отрывом обгоняет GeForce.

Для создания интенсивной нагрузки тест PostFX сочетает в себе работу с OpenCL и OpenGL. Несмотря на то, что этот тест взят из SDK Nvidia, он демонстрирует, как быстро может измениться картина производительности перед лицом новой архитектуры GCN.

Наконец семейство Nvidia Kepler одерживает победу. Тем не менее, на первое место выходит архитектура предыдущего поколения. Ещё мы озадачены хорошими результатами OEM-версии GeForce GTX 660, которая обошла даже GeForce GTX 660 Ti. Посчитав, что в тестировании произошла ошибка, мы провели его несколько раз, но всегда получали одинаковый результат.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | OpenCL: тесты GPGPU (Basemark CL)

Эмуляция жидких сред


OEM-версия GeForce GTX 660 обгоняет розничную модель, но они обе заметно отстают от GeForce GTX 660 Ti и GeForce GTX 570.

Эмуляция волн


На этот раз результаты распределились в зависимости от тактовой частоты. В то же время, текущая архитектура Nvidia, похоже, не улучшила производительность по сравнению с картами на базе Fermi.

Radeon HD 7870 показала себя на удивление хорошо, обогнав даже Radeon HD 7950 с новой прошивкой. В целом, различия между результатами гораздо меньше, чем в предыдущем тесте.

Julia Rendering


И снова главным фактором выступает тактовая частота, поэтому карта на базе GK106 обгоняет OEM-версию GeForce GTX 660, максимально приближаясь к GeForce GTX 660 Ti.

Mandelbulb Rendering


В тесте Julia карты Nvidia показали себя плохо, однако, в тесте Mandelbulb (3D-версия Mandelbrot) всё наоборот. Уже в который раз тактовая частота оказывает заметное влияние на производительность, посему GeForce GTX 660 с лёгкостью обгоняет GTX 580 и GeForce GTX 570.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | OpenCL: обработка изображений (Basemark CL)

Обработка изображения

Далее мы будем редактировать изображение с помощью набора фильтров. Все видеокарты AMD (за исключением моделей, предназначенных для рабочих станций) не оставляют шансов графическихм адаптерам Nvidia, поэтому мы фокусируемся только на результатах карт GeForce.




GK104 в GeForce GTX 660 похоже здесь выступает лучше, чем розничная модель на базе GK106, за исключением теста шумоподавления (noise reduction). Учитывая, что в играх мы видели обратную ситуацию, результат нас несколько удивил.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | OpenCL: обработка видео (Basemark CL)

Обработка видео

В тестах видеообработки вверху диаграмм мы видим больше зелёных столбцов. Фильтры в этих тестах очень похожи на те, которые мы применяли в тестах обработки изображения. Но в этот раз из-за более слабых блоков обработки видео карты AMD (кроме одной) показали себя хуже.

Предположительно, проблемы заключаются в драйверах. AMD вырвалась вперёд только в подтесте сглаживания поверхности, который подразумевает высокие вычислительные нагрузки. Тем временем, OEM-версия карты GeForce GTX 660 продолжает доминировать над розничной картой с GPU GK106 почти в каждом подтесте.




Оказывается, GeForce GTX 660 с чипом GK106 уступает GeForce GTX 660 Ti с GK104 по вычислительной производительности. OEM-версия GeForce GTX 660, разработанная на базе старшего чипа GK104, тоже неплохо себя показала.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Температура и уровень шума

Архитектуры Nvidia Kepler и AMD Graphics Core Next известны своей высокой производительностью на ватт. Так что давайте посмотрим, какую позицию займут новые карты GeForce:

GeForce GTX 650 показывает впечатляющий результат, потребляя меньше электроэнергии, чем Afox GeForce GT 640! Мы не удивимся, если производители выпустят на рынок GeForce GTX 650 вообще без вспомогательных разъёмов питания.

GeForce GTX 660 требует практически столько же энергии как GeForce GTX 660 Ti, и примерно на 25 Вт больше, чем Radeon HD 7850 под нагрузкой.

Температура Gigabyte GeForce GTX 650 при нагрузке составляет всего 47 градусов. GeForce GTX 660 производит гораздо больше тепла, причём под нагрузкой эталонный образец достигает 76 градусов, а модель Zotac – 71. Кулер Gigabyte Windforce заметно помогает, удерживая пиковую температуру GeForce GTX 660 на уровне 56 градусов.

С расстояния полметра, уровень шума низкий у всех карт. Ни одну из протестированных моделей нельзя назвать шумной, даже после десяти минут игры в Battlefield 3.

Nvidia GeForce GTX 650 и GTX 660 | Nvidia наносит ответный удар

Сначала проанализируем производительность GeForce GTX 650.

GeForce GTX 650 на базе GPU GK107 за $110 соперничает с Radeon HD 7750. В среднем она также быстра, как прямой конкурент, и заметно быстрее, чем GeForce GTS 450.

По правде говоря, мы были сбиты с толку узнав, что GeForce GTX 550 Ti работает быстрее. Но по цене $120 данная модель слишком близка к Radeon HD 7770 за $130, которая её заметно обгоняет.

В любом случае, мы рады порекомендовать GeForce GTX 650 по цене $110 в качестве альтернативы Radeon HD 7750, также заслуживающей рекомендаций. Теперь перейдём к GeForce GTX 660.

Розничная версия видеокарты GeForce GTX 660 обеспечивает высокую производительность по цене $230 и легко обходит Radeon HD 7850 за $210, остановившись перед Radeon HD 7870 стоимостью $260. Она занимает крепкую позицию между двумя графическими адаптерами AMD.

Вдобавок, мы видели, что разгонный потенциал позволяет GeForce GTX 660 приблизиться к уровню производительности более дорогой модели GeForce GTX 660 Ti на родных частотах. Нужно немного подождать и сравнить различные розничные версии видеокарт.

На диаграмме выше GeForce GTX 660 Ti немного обгоняет Radeon HD 7870. В обзоре GeForce GTX 660 Ti карта Radeon вышла на несколько балов вперёд, и мы заметили, что ситуация может меняться в зависимости от игры, настроек и разрешения. Но в среднем, эти карты идут нога в ногу почти во всех случаях.

Любопытно, что Nvidia и AMD заполняют ценовой сегмент $150 - $200 картами прошлого поколения типа Radeon HD 6870 и GeForce GTX 560. Мы задаёмся вопросом, появятся ли урезанные версии GeForce GTX 660 или Radeon HD 7850 им на замену?

В итоге, мы убедились, что GeForce GTX 650 за $110 и GeForce GTX 660 за $230 отлично дополняют портфолио Nvidia. Компания не испытывает проблем с поставками карт 600-й серии (кроме случая с GeForce GTX 680), поэтому нет причин полагать, что новые модели станут исключением. Мы рады, что видеокарты среднего класса на архитектуре Kepler, обеспечивающие нормальную игровую производительность на разрешении 1920x1080, заполнили ещё один ценовой диапазон.

КОНЕЦ СТАТЬИ


Координаты для связи с редакцией:

Общий адрес редакции: thg@thg.ru;
Размещение рекламы: Roman@thg.ru;
Другие координаты, в т.ч. адреса для отправки информации и пресс-релизов, приглашений на мероприятия и т.д. указаны на этой странице.


Все статьи: THG.ru

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru