Обзор Nvidia GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт | Введение
Всего через три месяца после выхода GeForce GTX Titan X Nvidia выпускает на рынок другую видеокарту на базе графического процессора GM200 под названием GeForce GTX 980 Ti. Она примерно на $400 дешевле флагманской модели. Тем не менее, как нам сказали, по производительности GeForce GTX 980 Ti уступает ей лишь несколько процентов. Есть ли смысл тратиться на GeForce GTX Titan X? Или может быть достаточно купить GeForce GTX 980 за $500? Является ли этот ход упреждающим маневром перед появлением графических процессоров AMD Fiji класса ultra-high-end?
Насчет последнего можно только догадываться. В любом случае, мы не ожидали увидеть продолжение GeForce GTX Titan X так скоро. Nvidia представила первую GeForce GTX Titan в феврале 2013 года, и только через девять месяцев GeForce GTX 780 Ti, также на базе GPU GK110. Эти видеокарты определенно были ориентированы на разного покупателя. В GeForce GTX Titan один из кластеров SMX был выключен, а 6 Гбайт видеопамяти и GPU в равной степени хорошо справлялись с 3D-графикой и вычислениями с двойной точностью. Между тем, GeForce GTX 780 Ti имела полный комплект из 2880 ядер CUDA и 240 текстурных блоков, повышенные тактовые частоты и цену на $300 ниже. Большинство геймеров не задумываясь покупали GeForce GTX 780 Ti вместо GeForce GTX Titan.
Однако у GeForce GTX Titan было преимущество: Nvidia оснащала GeForce GTX 780 Ti 3 Гбайт памяти, а модель с памятью объемом 6 Гбайт, о которой ходили слухи, так и не появилась. Два года назад 3 Гбайт видеопамяти для разрешения 2560×1440 был вполне достаточно. 4K-дисплеи были в зачаточном состоянии, а доступные модели стоили более $3000. Но, как мы выяснили, 3 Гбайт не хватало для комфортной игры на трех QHD-дисплеях (> 11 млн пикселей). Позже, мы сталкивались с ситуациями, когда производительность на 4K-мониторе (> 8 миллионов пикселей) сдерживалась видеопамятью карты.
Сегодня рынок компьютерных мониторов выглядит несколько иначе. Цена на дисплеи Ultra HD стартуют с $500. Технологии динамической частоты обновления экрана Nvidia G-Sync уже 18 месяцев. FreeSync – аналог от AMD, тоже набирает обороты. Логично предположить, что при покупке премиальной видеокарты в 2015 году следует учитывать возможность обновления до 4K.
Настройка GM200 для GeForce GTX 980 Ti
Nvidia знает, куда движется рынок дисплеев, и не обделила GeForce GTX 780 Ti видеопамятью. Кроме увеличенного по сравнению GeForce GTX 780 Ti объема памяти GDDR5, архитектура Maxwell в большей степени использует доступную полосу пропускания. Впервые мы наблюдали это в марте прошлого года в обзоре GeForce GTX 750 Ti с графическим процессором GM107. GM200 еще более продуманный, чем предыдущая реализация Maxwell. Каждый блок SMM имеет 96 Кбайт общей памяти и 48 Кбайт кэша текстур/L1, в то же время большой кэш L2 объемом 3 Мбайт минимизирует количество запросов к DRAM. Благодаря этим аппаратным изменениям в сочетании с новыми алгоритмами сжатия цвета приемлемый уровень производительности в 4K на одном GPU становится более реалистичной задачей.
Это хорошая новость. Но поскольку GeForce GTX Titan X оснащается полностью функциональным процессором GM200, сделать GeForce GTX 980 Ti быстрее не представляется возможным. Таким образом, дифференцировать две высокопроизводительные видеокарты на базе одинаковой ASIC довольно трудно.
Каковы их характеристики в вычислительных задачах? Производительность вычислений с двойной точностью у GeForce GTX Titan в последнем поколении составляла около 1,5 TFLOPS. Для создания внятного разделения карт Nvidia искусственно урезала скорость вычислений GeForce GTX 780 Ti до 1/8 от этого числа, что примерно равняется 210 GFLOPS. Но с новым чипом так поступить не получится, поскольку GM200 отдает весь свой вычислительный потенциал в пользу максимальной эффективности в играх. В результате Titan Х и GeForce GTX 980 Ti используют одинаковую стандартную частоту FP64 в 1/32 от базовой.
Учитывая, что GeForce GTX Titan X уже продается по цене более $1000, единственный вариант для компании – заблокировать часть ресурсов GM200 и создать GeForce GTX 980 Ti, которая будет немного медленнее GeForce GTX Titan X, но быстрее GeForce GTX 980 (и значительно быстрее GeForce GTX 780 Ti).
GeForce GTX 980 Ti | GeForce GTX Titan X | GeForce GTX 980 | Radeon R9 290X | |
Лучшая цена в США, $ | н/д | 1170 | 550 | 330 |
Лучшая цена в РФ, руб. | н/д | 63000 | 26400 | 11750 |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Кол-во транзисторов, млрд. | 8 | 8 | 5,2 | 6,2 |
Кол-во шейдерных ядер | 2816 | 3072 | 2048 | 2816 |
Блоки текстур | 176 | 192 | 128 | 179 |
Скорость текстурирования, Гтекс/с | 176 | 192 | 172,8 | 176 |
Блоки растеризации | 96 | 96 | 64 | 64 |
Скорость прорисовкки пикселей, Гпикс/с | 96 | 96 | 72 | 64 |
Частота GPU, МГц | 1000 | 1000 | 1126 | до 1 ГГц |
Шина памяти, бит | 384 | 384 | 256 | 512 |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 336,5 | 336,5 | 224,4 | 320 |
Скорость передачи данных памяти, GT/s | 7 | 7 | 7 | 5 |
Объём видеопамяти GDDR5, Гбайт | 6 | 12 | 4 | 4 |
Мощность, Вт | 250 | 250 | 165 | 250 |
Nvidia “отрезала” совсем не много. Мы видим все тот же GM200 с шестью кластерами обработки графики (GPC). В одном из шести кластеров отключены два потоковых мультипроцессора (SMM). Учитывая, что в каждом SMM по 128 ядер CUDA, мы теряем 256 из них, имея в общей сложности 2816 ядер на весь графический процессор. Также потеря восьми текстурных блоков на SMM дает в общей сложности 176 блоков на GPU вместо 192.
Можно предположить, что потеря ~8% шейдерных и текстурных ресурсов GM200 приведут к соответствующему падению производительности в играх, привязанных к этим компонентам графического конвейера. Но Nvidia утверждает, что разница между GeForce GTX Titan X и GeForce GTX 980 Ti незначительна.
Похоже, в компании этим не обеспокоены. Инженеры не пытаются компенсировать потерю путем повышения частот – тактовая частота GPU в GeForce GTX 980 Ti соответствует частоте GeForce GTX Titan X: базовая 1000 МГц, GPU Boost – 1075 МГц. Внутренний интерфейс GPU тоже не изменился. Из нашего обзора GeForce GTX Titan X:
“Четыре модуля ROP в GeForce GTX 980 расширились до шести в GeForce GTX Titan Х. Каждый модуль состоит из 16 блоков, в результате мы получаем обработку 96 32-разрядных пикселей за такт. Модули ROP сопряжены с участками кэша L2 емкостью по 512 Кбайт, что в сумме дает 3 Мбайта. Когда Nvidia представила GeForce GTX 750 Ti, говорилось, что большой кэш второго уровня выполняет функцию механизма устранения “узких мест” в относительно узком 128-битном интерфейсе памяти. Но в GM200 с этим проблем нет, учитывая 384-битный интерфейс видеопамяти с пропускной способностью 7 Гбит/с. Совокупная максимальная пропускная способность памяти достигает 336,5 Гбайт/с и соответствует показателю GeForce GTX 780 Ti, но превышает характеристики GeForce GTX Titan, GeForce GTX 980 и Radeon R9 290X”
GeForce GTX Titan X оснащается 12 Гбайт памяти GDDR5, а GeForce GTX 980 Ti “только” 6 Гбайт, но на том же интерфейсе с пропускной способностью 7 Гбит/с. Вряд ли это можно назвать компромиссом. Шести гигабайт вполне достаточно для 4K или трех QHD-экранов в режиме Surround. Не стоит ждать появления версии на 12 Гбайт. Nvidia не планирует портить продажи GeForce GTX Titan X с помощью раздутой версии GeForce GTX 980 Ti.
Обзор Nvidia GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт | Конструкция видеокарты
GeForce GTX 980 Ti во многом повторяет GeForce GTX Titan X. Графический процессор GM200 устанавливается на плату длиной 267 мм. Таким образом, покупатели без проблем смогут заменить GeForce GTX 780 Ti.
У GeForce GTX 980 Ti вдвое меньше видеопамяти, чем у Titan Х, поэтому все 12 чипов по 4 Гбит (512 Мбайт) общим объемом 6 Гбайт размещены на лицевой стороне платы. На верхнем торце находятся два разъема SLI. Как и ожидалось, GeForce GTX 980 Ti поддерживает конфигурации до четырех видеокарт.
Nvidia убрала заднюю пластину, которая была у GeForce GTX 980. Судя по всему, Titan Х и GeForce GTX 980 Ti являются более вероятными кандидатами для SLI, и улучшенный воздушный поток между игровыми видеокартами оказался важнее дополнительного металла.
И снова кусок из нашего обзора GeForce GTX Titan X: “Большинство компонентов на поверхности платы охлаждает пластина, установленная сверху. На эту пластину монтируется медная испарительная камера с алюминиевым радиатором высотой в два слота. Эталонный дизайн Nvidia остается верен центробежному вентилятору, который вытягивает воздух из корпуса ПК и выталкивает его через торцевую планку, предварительно пропустив сквозь радиатор. Хотя вентиляторы такого типа, как правило, работают громче осевых, мы видели немало примеров, когда карты с такими кулерами показывали весьма дружелюбные акустические характеристики. GeForce GTX Titan Х (GeForce GTX 980 Ti) не является исключением.”
Чтобы не соперничать с GeForce GTX Titan X за “премиальность” внешнего вида, GeForce GTX 980 Ti получила более скромный серебристый алюминиевый кожух. Его текстура и цвет полностью повторяют дизайн GeForce GTX 780 Ti. Есть одно небольшое отличие: за кронштейном ввода/вывода, закрывающим нижние слоты DisplayPort и DVI стало немного больше металла. Раньше эта область была открыта.
По аналогии с GeForce GTX Titan X и GeForce GTX 980, новая GeForce GTX 980 Ti оснащается одним двухканальным выходом DVI, одним портом HDMI 2.0 и тремя полноразмерными интерфейсами DisplayPort. К карте можно подключить до четырех дисплеев одновременно. И если вы используете мониторы с поддержкой G-Sync, то тройка выходов DisplayPort 1.2 позволит объединить их в связку Surround. Для сравнения, GeForce GTX 780 Ti оснащается двумя выходами DVI, одним HDMI 1.4a и полноразмерным выходом DisplayPort. Изменения на рынке мониторов и способах их подключения находят отражение в контроллерах дисплея Nvidia, которые выражаются в постепенном переходе от DVI к HDMI 2.0 и добавлению дополнительных портов DP.
Электропитание на карту подается через слот PCIe (до 75 Вт), один шестиконтактный вспомогательный разъем (еще 75 Вт) и один восьмиконтактный разъем (до 150 Вт). Такая конфигурация говорит о том, что расчетная мощность GeForce GTX 980 Ti составляет 250 Вт, так же как у GeForce GTX Titan X. Наши тесты показывают близкие показатели энергопотребления двух карт.
Обзор Nvidia GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт | Тестовый стенд и бенчмарки
Недавно мы стандартизировали наши платформы для тестирования во всех лабораториях Tom’s Hardware, одновременно подтянув их характеристики до самого современного уровня. В связи с этим, все сегодняшние тесты выполняются на процессоре Intel Core i7-5930K с 16 Гбайт оперативной памяти DDR4-2400. Мы установили SSD емкостью 500 Гбайт чтобы хранить и запускать большие тестовые пакеты. Блок питания мощностью 850 Вт позволяет тестировать даже Radeon R9 295X2.
Поскольку GeForce GTX Titan X вышла всего несколько месяцев назад, большинство наших сравнительных результатов были взяты из того обзора. GeForce GTX Titan X, GeForce GTX 980, GeForce GTX Titan и GeForce GTX 780 Ti преимущественно тестировались с драйвером версии 347.84. GeForce GTX 980 Ti мы тестировали с драйвером 352.90. Результаты для всех карт Nvidia в играх Grand Theft Auto V и The Witcher 3: Wild Hunt получены с драйвером 352.90.
Карты AMD тестировались с драйвером 14.12 Omega, вышедшем в декабре 2014 года. Однако тесты в играх Grand Theft Auto V и The Witcher 3: Wild Hunt проведены под управлением драйвера 15.4 Beta, опубликованном в апреле 2015 года.
Дополнение: За несколько дней до появления GeForce GTX 980 Ti, был выложен драйвер AMD Catalyst 15.5 Beta с оптимизациями для The Witcher 3 и Project Cars. Мы заново протестировали Radeon R9 290X и Radeon R9 295X2 под этой версией, но никаких изменений в производительности Radeon R9 290X не обнаружили, хотя скорость Radeon R9 295X2 улучшилось в среднем на 3 кадра в секунду в разрешении 3840×2160 точек, но он все равно отставал от одного GPU Hawaii.
В поисках объяснения мы пробежались по примечаниям к новой версии драйвера AMD: “Чтобы обеспечить максимальную производительность и пользовательский опыт в Crossfire, пользователи должны отключить сглаживание в игровых настройках постобработки видео. При использовании Crossfire может появиться произвольное мерцание. Если проблема затрагивает геймплей, для ее обхода предлагаем отключить CrossFire, пока мы не найдем решения проблемы вместе с CD Projekt Red.” Однако по методике наш тест проводится со сглаживанием, и на карте Radeon R9 295X2 никак нельзя отключить один из GPU, тем самым отказавшись от Crossfire. Мы ждем комментарии AMD, в которых хотим узнать, в чем именно проблема.
Начиная с обзора Radeon R9 290X, мы прогреваем видеокарты с помощью наших тестов перед сбором фактических результатов. Таким образом, GPU обоих производителей работают на стабильных тактовых частотах.
Тестовый стенд
Тестовый стенд | |
CPU | Intel Core i7-5930K (Haswell-E), 3,5/3,7 ГГц, шесть ядер, LGA 2011-v3, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл. |
Кулер CPU | Noctua NH-12S |
Термопаста | Arctic MX-4 |
Системная плата | MSI X99S Xpower AC (LGA 2011-v3), Intel X99 Express, BIOS v1.6 |
Опертивная память | Crucial Ballistix DDR4-2400, 4 x 4 Гбайт, 1200 МГц, CL 16-16-16-39 2T |
Видеокарта | Nvidia GeForce GTX 980 Ti 1002 МГц GPU, 6 Гбайт GDDR5 при 1753 МГц (7012 МТ/с) Nvidia GeForce GTX Titan X Nvidia GeForce GTX 980 Nvidia GeForce GTX 780 Ti Nvidia GeForce GTX Titan AMD Radeon R9 295X2 AMD Radeon R9 290X |
SSD | Crucial MX200, 500 Гбайт SSD, SATA 6 Гбайт/s |
Корпус | Lian-Li PC-T80 |
Блок питания | Be Quiet! Dark Power Pro 10, 850W, приX12V, EPS12V |
Операционная система | Microsoft Windows 8 Pro x64 |
DirectX | DirectX 11 |
Видеодрайвер | GeForce GTX 980 Ti: Nvidia 352.90 Beta Driver Все карты в Grand Theft Auto V и The Witcher III: Wild Hunt:Nvidia 352.90 Beta Driver GeForce GTX Titan X, 980, Titan и 780 Ti в остальных играх: Nvidia 347.25 Beta Driver Все карты Radeon в Grand Theft Auto V и The Witcher III: Wild Hunt: AMD Catalyst 15.4 Beta |
Тесты | |
Middle-earth: Shadow of Mordor | Версия 1.0.1806.18, встроенный тест |
Battlefield 4 | Версия 1.3.2.3825, тест THG, 90 секунд |
Metro Last Light | Встроенный тест, 145 секунд Fraps, настройки Very High, 16x AF, размытие движений Normal |
Thief | Версия 1.7, встроенный тест |
Tomb Raider | Версия 1.01.748.0, тест THG, 40 секунд Fraps, настройки Ultimate |
Far Cry 4 | Версия 1.01, тест THG, 30 секунд Fraps |
Grand Theft Auto V | Версия 350, Online 1.26, игровая тестовая последовательность #5, 110 секунд Fraps, FXAA: вкл., MSAA: 2x, качество текстур: Very High, качество шейдеров: Very High, качество теней: High, качество отражений: Very High, качество воды: High, качество частиц: Very High, качество травы: High, мягкие тени: Softer, Post FX: Very High, анизотропная фильтрация: 16x |
The Witcher 3: Wild Hunt | Версия 1.03, тест THG, 110 секунд Fraps, настройки постобработки: High, настройки графики: Ultra, HairWorks: выкл. |
Обзор Nvidia GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт | Результаты тестов
Battlefield 4, Far Cry 4 и Grand Theft Auto V
Наиболее уместно в наших тестах сравнивать GeForce GTX Titan X и GeForce GTX 980 Ti, поскольку они сделаны на одном и том же GPU. Также следует обратить внимание на Radeon R9 295X2, которая иногда продается дешевле GeForce GTX 980 Ti за $650, и почти всегда быстрее, а также имеет расширенную комплектацию.
Battlefield 4
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
В тесте Battlefield 4 нынешний флагман AMD без проблем выходит на первое место – это не удивительно, учитывая наличие двух графических процессоров Hawaii, работающих на полной скорости. Разница между GeForce GTX Titan Х и GeForce GTX 980 Ti в среднем составляет один кадр в секунду на 2560×1440 и 3840×2160 точек.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
В разрешении 4K на GeForce GTX 980 Ti можно играть на Ultra настройках графики. С другой стороны GeForce GTX 980 в среднем достигает 78% производительности GeForce GTX 980 Ti и заметно отстает.
Far Cry 4
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Аналогичная картина наблюдается в Far Cry 4. GeForce GTX 980 Ti наступает на пятки GeForce GTX Titan X, но обе карты заметно проигрывают Radeon R9 295X2.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
На этот раз GeForce GTX 980 достигает 79% производительности GeForce GTX 980 Ti в разрешении 3840×2160 точек. Ее средняя частота кадров едва превышает 30 FPS. Чтобы наслаждаться комфортной скоростью на GeForce GTX 980 в 4K, нужно понижать уровень детализации. Видеокарты Nvidia на базе чипа GM200 определенно лучше подготовлены для более тяжелых задач.
Grand Theft Auto V
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
GTA V – новое дополнение к нашему тестовому набору. Игра позволяет настраивать множество графических параметров для достижения оптимальной производительности. Мы намеренно устанавливаем высокие графические настройки, и большинство GPU с ними справляются на 2560×1440. Исключением является карта Radeon R9 295X2, демонстрирующая неустойчивые провалы и скачки, которые немного сглаживаются при разрешении 3840×2160 точек.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
В тестах на разрешении 4K разница между флагманом AMD, двумя картами на GM200 и остальными моделями стала больше. GeForce GTX Titan Х и GeForce GTX 980 Ti в целом обеспечивают приемлемый уровень производительности, учитывая, что игра не подразумевают высокую динамичность. Мощности остальных карт не достаточно, но всегда можно ослабить некоторые настройки, чтобы получить прирост производительности.
Metro: Last Light, Middle-Earth и The Witcher 3
Metro: Last Light
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Наш четвертый бенчмарк на базе игры Metro подтверждает результаты предыдущих тестов: GeForce GTX 980 Ti держится на одном уровне с GeForce GTX Titan X в разрешениях 2560×1440 и 3840×2160 точек.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Radeon R9 295X2 обеспечивает более высокую производительность в обоих разрешениях. Однако за это приходится расплачиваться повышенным энергопотреблением и большим разбросом времени кадра, даже с включенной функцией регулировки кадров.
Middle-earth: Shadow of Mordor
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Хотя Radeon R9 295X2 демонстрирует более высокую среднюю частоту кадров на обоих разрешениях, ее повышенные колебания привели к более низкому минимальному показателю FPS. Наш график динамики частоты кадров хорошо иллюстрирует поведение карты.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
В тесте Middle-earth 4K GeForce GTX 980 Ti больше всего отстает от GeForce GTX Titan X, но по-прежнему обеспечивает в среднем более 44 FPS при 3840×2160 точках.
The Witcher 3: Wild Hunt
Witcher 3 – это одна из самых обсуждаемых игр на сегодня. Она предлагает великолепную графику и спорную реализацию технологии Nvidia HairWorks (в связи с этим, мы отключили ее в наших тестах).
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Как и ожидалось, GeForce GTX 980 Ti и Titan Х занимают очень близкие позиции в наших диаграммах. Игра в разрешении 2560×1440 идет плавно. На 3840×2160 отзывчивость снижается, несмотря на частоту кадров, которая остается выше 30. Чтобы улучшить производительность можно понизить графические параметры.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Radeon R9 295X2 теряет лидерство в этом тесте. AMD выпустила драйвер Catalyst 15.5 Beta для решения некоторых проблем в The Witcher 3. Но он не улучшает производительность Radeon R9 290X, хотя немного помогает Radeon R9 295X2. Однако полученные нами результаты все равно были ниже результатов одночиповой модели. Пока мы дожидаемся комментариев от технических специалистов AMD, было решено оставить показатели под управлением драйвера Catalyst 15.4
Однако Radeon R9 290X не так уже плоха. Карта предлагает отличную производительность на разрешении 2560×1440, обгоняя GeForce GTX 780 Ti и первую GeForce GTX Titan.
Thief и Tomb Raider
Thief
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
В тестах Thief график динамики производительности Radeon R9 295X2 заметно отличается от графиков других участвующих карт. При этом Radeon R9 295X2 показала самую высокую среднюю частоту кадров на обоих разрешениях.
GeForce GTX Titan Х и GeForce GTX 980 Ti занимают привычные второе и третье места. За ними следует GeForce GTX 980. Она не совсем подходит для комфортной игры в 4K на максимальных графических настройках, хотя их всегда можно немного понизить.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Tomb Raider
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Последний игровой тест нашего пакета дал предсказуемые результаты. Минимальная частота кадров здесь ниже, чем в остальных играх, однако тестовая последовательность была специально выбрана таковой, чтобы создать высокую нагрузку на ресурсы.
В разрешении 2560×1440 точек GeForce GTX 980 Ti немного обгоняет GeForce GTX Titan X, но при переходе на 3840×2160 возвращается на место.
Частота кадров
Динамика частоты кадров
Колебания времени кадров
Динамика колебаний времени кадров
Энергопотребление
Измерение энергопотребления в различных приложениях
Методика измерения энергопотребления видеокарт подробно описана в статье “The Math Behind GPU Power Consumption And PSUs” (англ). Это единственный способ получить обоснованные выводы об эффективности видеокарты. В таблицах представлены подробные показатели потребляемой мощности на всех шинах и разъемах.
Просматривая таблицы, имейте в виду, что общие результаты на всех шинах не рассчитываются путем сложения чисел в столбце. Максимальные или минимальные значения на разных шинах не всегда возникают в один и тот же момент. Поэтому общие результаты показывают максимальное потребление энергии на всех шинах в одно и то же время.
Энергопотребление в 2D-режиме и в простое
Потребляемая мощность составляет 10 Вт – это, безусловно, хорошо. Тем не менее, результаты наблюдения за отдельными шинами показывают, что присутствуют многочисленные колебания нагрузки. Показатель 10 Вт на самом деле является средним из множества скачков и проседаний.
Энергопотребление в простое и 2D | |||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Общее на шине PCIe | 0,98 Вт | 30,24 Вт | 7,44 Вт |
Матплата 3,3 В | 0,94 Вт | 2,11 Вт | 1,01 Вт |
Матплата 12 В | 1,20 Вт | 12,60 Вт | 2,20 Вт |
Матплата, общее | 2,12 Вт | 13,66 Вт | 3,21 Вт |
Видеокарта, общее | 5,12 Вт | 38,33 Вт | 10,35 Вт |
Энергопотребление в играх
Максимальное энергопотребление мы наблюдаем в играх (зависит от игры, конечно) и в стресс-тестах. Измеренное среднее энергопотребление 233 Вт немного выше, чем 224 Вт у GeForce GTX Titan Х. Но в этом нет ничего удивительного, поскольку GeForce GTX 980 Ti повышает тактовую частоту ядра немного больше, чем GeForce GTX Titan X после прогрева и достижения заданной температуры.
Энергопотребление в играх | |||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Общее на шине PCIe | 34,16 Вт | 358,80 Вт | 184,05 Вт |
Матплата 3,3 В | 1,19 Вт | 3,43 Вт | 2,26 Вт |
Матплата 12 В | 20,16 Вт | 80,52 Вт | 47,17 Вт |
Матплата, общее | 22,27 Вт | 83,03 Вт | 49,43 Вт |
Видеокарта, общее | 66,08 Вт | 428,38 Вт | 233,48 Вт |
Энергопотребление в стресс-тестах
По данным Nvidia TDP карты GeForce GTX 980 Ti составляет 250 Вт. Но в реальности при нормальных рабочих условиях карта не достигает этого значения, за исключением некоторых профессиональных приложений. Самое интересное, что и стресс-тесты не смогли заставить карту превысить планку в 254 Вт. Учитывая, что энергопотребление в играх достигает 233 Вт, 19 – 22 Вт остается для разгона. Однако к референсной GeForce GTX 980 Ti это малоприменимо, поскольку она в любом случае упирается в потолок температуры. Дополнительный запас для разгона можно получить за счет более эффективного кулера, хотя родной кулер оптимизирован для карт Nvidia мощностью 250 Вт.
Энергопотребление в стресс-тесте | |||
Минимум | Максимум | Среднее | |
Общее на шине PCIe | 30,24 Вт | 236,88 Вт | 199,57 Вт |
Матплата 3,3 В | 1,32 Вт | 3,30 Вт | 2,24 Вт |
Матплата 12 В | 22,80 Вт | 70,56 Вт | 52,41 Вт |
Матплата, общее | 24,91 Вт | 72,67 Вт | 54,65 Вт |
Видеокарта, общее | 65,24 Вт | 296,84 Вт | 254,22 Вт |
Nvidia следует еще раз похвалить за то, что она ограничила потребление энергии своих новых карт на слоте PCIe материнской платы до 75 Вт. Мы вообще не видели высоких скачков мощности, характерных для более массовых графических карт. Динамическое распределение нагрузки на шины работает просто безупречно.
Энергопотребление на разъеме PEG – ограничение 75 Вт (измерение осциллоскопом в высоком разрешение, 1 минута)
Обзор энергопотребления и сравнение с другими видеокартами
Ниже представлен длинный список, в котором сравниваются показатели GeForce GTX 980 Ti с показателями конкурирующих видеокарт.
Энергопотребление в простое, измерение в реальном времени, Вт (меньше-лучше)
Энергопотребление в играх, измерение в реальном времени, Вт (меньше-лучше)
Энергопотребление в стресс-тесте, измерение в реальном времени, Вт (меньше-лучше)
Температура, GPU Boost и уровень шума
Температура и измерения в инфракрасном спектре
Чтобы получить более точные значения температуры в инфракрасном спектре, мы используем либо специальную ленту, либо лак с известной излучательной способностью. Прозрачный лак, который применяется производителями плат для их подготовки к работе в условиях повышенной температуры и влажности, идеально подходит для наших измерений температуры задней части карт и других поверхностей с неизвестной излучательной способностью. Самые большие погрешности измерения, как правило, возникают при использовании обычных инфракрасных термометров. Они не могут успешно измерить температуру контактов VRM, а также в тех случаях, когда излучательная способность поверхности точно неизвестна. Вот почему мы используем Optris PI450. Он не просто предоставляет изображения высокой четкости в режиме реального времени, но и позволяет точно определить температуру всех точек на картинке.
Сначала посмотрим на температуру GeForce GTX 980 Ti в закрытом корпусе ПК (be quiet!’s Silent Base 800) во время игр. Установленный максимум в 83 градуса Цельсия достигается быстро, и превышается лишь на мгновения, возвращаясь затем к диапазону 82 – 83 градусов Цельсия.
Nvidia GeForce 980 Ti – температура (градусов Цельсия): игровой цикл 10- минут, окружающая температура 22 0С (меньше – лучше)
Частота GPU Boost
Если добавить к графику температуры график частоты, будет легко отследить, как частота GPU Boost 1215 МГц (1190 МГц у GeForce GTX Titan X) сначала глубоко проседает, а затем медленно повышается до 1189 МГц (у GeForce GTX Titan X – 1164 МГц). Потом частота стабилизируется, за исключением небольших потерь, связанные с минимальными повышениями нагрузки, которые заставляют карту превышать максимальную температуру.
Nvidia GeForce 980 Ti – частота GPU Boost (МГц): игровой цикл 10 – минут, окружающая температура 22 0С
Температурные показатели после длительной работы
По аналогии с GeForce GTX Titan X у видеокарты GeForce GTX 980 Ti убрали заднюю пластину. На самом деле это хорошо. В основном ее устанавливают для улучшения внешнего вида, но в конфигурации SLI лучше иметь дополнительное пространство между картами, чтобы улучшить воздушный поток. Мы зафиксировали динамику нагрева новой карты и распространение тепла по плате в 10-минутном видео.
Nvidia GeForce GTX 980 Ti • Игровой цикл • Нагрев
Температура преобразователей напряжения начинает превышать температуру GPU приблизительно через 30 минут.
Горячий воздух выводится сзади карты. В месте его выхода мы получили температуру 78 – 80 градусов по Цельсию.
Скорость вращения вентилятора
Максимальная скорость вентилятора в закрытом корпусе достигается через девять минут. После она остается постоянной, если нагрузка не уменьшается. Кулер Nvidia должен сдерживать температуру GeForce GTX 980 Ti в пределах целевого значения в 83 градуса и при тепловыделении 233 Вт, при котором вентилятор раскручивается примерно до 2460 оборотов в минуту.
GeForce GTX 980 Ti – скорость вращения вентилятора (об./мин): игровой цикл 10 – минут, окружающая температура 22 градуса.
Уровень шума
Для измерений мы используем высококачественный микрофон и анализируем данные в программе Smaart 7. Как обычно, мы измеряем уровень шума с расстояния 50 см перпендикулярно к центру видеокарты. Окружающий шум во время ночных измерений не превышает 26 дБ. Этот показатель мы учитывали для каждого отдельного измерения.
Сначала рассмотрим частотную характеристику в играх, когда кулеру Nvidia приходится справляться с высоким тепловыделением GM200 карты GeForce GTX 980 Ti при 83 градусах Цельсия. Результаты не отличаются от результатов GeForce GTX Titan X. Дело в том, что обе карты используют одинаковую систему охлаждения с идентичной скоростью вентилятора.
Мы не наблюдали низких шумов моторчика, которые иногда исходят от вентиляторов, используемых в партнерских картах. Мы слышали лишь приятное посвистывание, охватывающее относительно широкий диапазон спектра, в пределах 1,2 и 1,9 кГц. Вой катушек, который обычно находится от диапазоне 6-7 кГц, полностью отсутствует. Шумы выше 10 кГц – это просто движение воздуха.
В таблице ниже результаты суммируются по-другому. Сначала, мы измеряем скорость вращения вентилятора в закрытом корпусе. Затем это значение вручную устанавливается в открытом тестовом стенде. Таким образом, мы обходим проблему, когда невозможно измерить уровень шума одной видеокарты при работе всей системы.
Открытый стенд | Открытый стенд (фиксированная частота вращения вентилятора) | Закрытый корпус (работа всей системы) | |
в простое, дБа | 31,3 | – | – |
в играх, дБа | 44,3 | 44,6 | 39,7 |
Помимо того, что GeForce GTX 980 Ti не может долго удерживать максимальную частоту GPU Boost, эталонный кулер Nvidia по-прежнему является ориентиром, на который равняются другие системы охлаждения с отводом воздуха через торцевую планку.
2D и 3D CAD
AutoCAD 2015: производительность 2D и 3D
Autodesk использует Microsoft Direct3D (вместо OpenGL) почти во всех своих продуктах. Это означает, что какие-либо специальные оптимизации делать бессмысленно, поскольку видеокарты с обычными драйверами GeForce и Catalyst работают нормально.
Производительность 2D на всех платах почти одинаковая. Разница кажется существенной только из-за того, что отсчет на графике начинается не с нуля.
AutoCAD 2015 – 2D: тест Cadalyst, 1920х1080, баллы (больше – лучше)
Аналогичный вывод можно сделать о производительность в 3D. Будем реалистами – любая из этих карт легко справится с задачами такого типа.
AutoCAD 2015 – 3D: тест Cadalyst, 1920х1080, баллы (больше – лучше)
SPECviewperf 12
Новейшая версия популярного набора тестов SPECviewperf 12 содержит исходный код для разнообразных профессиональных приложений и соответствующих задач. SPECviewperf нам нравится за то, что он дает общее представление о том, как эти карты (и их драйверы) выглядят по отношению друг к другу.
Результаты SPECviewperf 12 показывают, что настольные видеокарты с трудом могут соперничать с профессиональными решениями в соответствующих приложениях из-за отсутствия оптимизации в драйверах. Однако это относится не ко всем профессиональным приложениям.
CATIA V6 R2012: SPECviewperf12 – Catia-04, 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS (больше – лучше)
Creo2: SPECviewperf12 – Catia-01, 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS (больше – лучше)
Volume rendering Application (2): SPECviewperf12 – Medical-01 (4D heart + Stag Beetle), 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS (больше – лучше)
Maya 2013: SPECviewperf12 – Maya-04, 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS (больше – лучше)
Volume rendering Application (1): SPECviewperf12 – Energy-01 (Seismic + Oil & Gas Field), 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS(больше – лучше)
Showcase 2013 (Direct3D): SPECviewperf12 – Showcase-01, 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS (больше – лучше)
Просто удивительно, как сильно недостаток оптимизации драйверов влияет на производительность игровых карт. Даже такие монстры как GeForce GTX Titan X не могут конкурировать со специальными видеокартами в рабочих станциях. Та же AMD FirePro W7100 оставляет своих настольных конкурентов далеко позади. Это особенно хорошо проявляется в двух последних примерах:
NX 8.0 (Siemens PLM): SPECviewperf12 – Snx-02, 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS (больше – лучше)
Solidworks 2013 SP1: SPECviewperf12 –SW-03, 1900х1060 пикселей, оконный режим, FPS (больше – лучше)
CUDA и OpenCL
3ds Max 2013 и Iray
Большие видеокарты на архитектуре Nvidia Maxwell показывают отличные результаты в Iray. Мы даже не принимаем во внимание тот факт, что компания разрабатывает много новых плагинов для Iray, которые в ближайшее время покинут стадию бета-тестирования и станут доступны для пользователей.
3ds MAX 2013 – iRay: рендеринг образца (still life), время в секундах (меньше – лучше)
Octane 2.7
Разница между видеокартами вполне ожидаема. Несмотря на потерю двух SMM наш образец GeForce GTX 980 Ti, благодаря более высокой частоте GPU Boost, совсем немного отстаёт от карты с полноценным чипом.
Octane: рендеринг образца, время в секундах (меньше – лучше)
Blender 2.73
Предыдущее замечание относится и к данному тесту. Мы специально выбрали размер плитки 256х256 пикселей, поскольку он является оптимальным для рендеринга на GPU. Разница в производительности между картами снова минимальна.
Blender: тестовая визуализация, размер плитки 256х256 пикселей, время в секундах (меньше – лучше)
CUDA: FluidMark
Результаты синтетических тестов иногда трудно интерпретировать, особенно когда они отличаются от реальных показателей. Этот как раз такой случай. Nvidia Quadro M6000 с чуть более низкой частотой ядра явно обходит GeForce GTX Titan X. Скорее всего, причина в более оптимизированных драйверах. GeForce GTX Titan X и GeForce GTX 980 Ti работают медленнее, чем должны, если судить по аппаратной части.
Fluidmark: стандартный тест, баллы (больше – лучше)
OpenCL vs. CUDA: ratGPU
Это не самое справедливое сравнение, так как тут задействованы CUDA и OpenCL. Тем не менее, высокий результат в тесте достигается не только за счет лучшей программной реализации CUDA, поскольку GeForce GTX Titan X, GeForce GTX 980 Ti и Quadro M6000 показали себя одинаково хорошо.
ratGPU: рендеринг OpenCL vs CUDA, 1920х1080 пикселей, секунды (меньше – лучше)
Рендеринг OpenCL: LuxMark 2.0
Два новых флагмана на архитектуре Maxwell просто уничтожают своих конкурентов. Раньше в этих тестах лидировали GPU Hawaii, но Maxwell их уверенно вытесняет.
Luxmark 2.0 – OpenCL: LuxBall HDR, простая сцена – низкая сложность, баллы (больше – лучше)
Luxmark 2.0 – OpenCL: Sala, нормальная сцена – средняя сложность, баллы (больше – лучше)
Luxmark 2.0 – OpenCL: Room, сложная сцена – высокая сложность, баллы (больше – лучше)
OpenCL: одинарная точность (FP32)
Мы уже упоминали, что графический процессор Nvidia GM200 жертвует большую часть потенциала FP64 в пользу эффективности в играх. Тем не менее, GPU по-прежнему предлагает достойный уровень скорости вычислений одинарной точности, которые встречаются довольно часто. Но здесь архитектура AMD GCN обеспечивает Radeon сокрушительную победу. Из-за меньшего количества ядер CUDA GeForce GTX 980 Ti снова оказалась чуть медленнее GeForce GTX Titan X и Quadro M6000.
SiSoft Sandra – ценообразование бинарных опционов: одинарная точность (FP32), KOpt/s (больше – лучше)
OpenCL: Двойная точность (FP64)
У архитектуры Maxwell в игровых видеокартах много преимуществ, но вычисления с двойной точностью не относятся к ее сильным сторонам. Соотношение FP64 и FP32 1:32 возможно не совсем точно характеризует реальную производительность, но явно дает понять, что Nvidia планирует выпускать отдельные решения для профессионалов. Ушли те дни, когда один графический процессор мог охватить сразу несколько рынков. Для сравнения Radeon R9 290X показала превосходную производительность и даже обогнала топовую карту семейства FirePro.
SiSoft Sandra – ценообразование опционов Monte Carlo: двойная точность (FP64), KOpt/s (больше – лучше)
SiSoft Sandra – ценообразование бинарных опционов: двойная точность (FP64), KOpt/s (больше – лучше)
Обзор Nvidia GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт | Заключение
Зря мы присудили GeForce GTX Titan X нашу награду “Tom’s Hardware Editor Recommended” в мартовском обзоре. Но откуда нам было знать, что всего через два с половиной месяца появится GeForce GTX 980 Ti? Учитывая, что GeForce GTX Titan X использует GPU GM200 в полном объеме, мы предполагали, что версия чипа в GeForce GTX 980 Ti наверняка должна быть существенно медленнее. Тем не менее, Nvidia ограничилась снижением скорости всего на несколько процентов.
Также следует разобраться с ценообразованием. Nvidia просит за GeForce GTX 980 Ti $650, то есть на $150 больше, чем за GeForce GTX 980, и на $50 меньше, чем за GeForce GTX 780 Ti (когда та вышла на рынок). Если GeForce GTX 980 вписывается в ваш бюджет, это было бы глупо не подкопить на GeForce GTX 980 Ti. Почему? В играх из нашего тестового пакета при разрешении 2560×1440 точек GeForce GTX 980 Ti в среднем на 25% быстрее. В разрешении 3840×2160 при высоких параметрах детализации разница сводится к “можно играть” и “нельзя играть”. Такой прирост производительности при переплате 30% (18% до снижения цены на GeForce GTX 980) в сегменте премиум встречается нечасто.
Так почему бы не отдать нашу главную награду этой карте? Дело в Fiji. GPU Fiji с памятью НВМ – это ответ AMD на GM200, или, по крайней мере, главный конкурент для флагманского GPU Nvidia. Мы не знаем, как это повлияет на сегмент видеокарт для энтузиастов, так что мы решили немного повременить с назначением победителя.
Nvidia уведомила нас, что GeForce GTX 980 Ti уже доступна на сайте geforce.com, хотя, на момент написания статьи, они все были раскуплены. Стоит напомнить, что GeForce GTX Titan X появилась в продаже не так быстро, как обещала Nvidia, а сегодня она стоит заметно дороже заявленных $1000. Мы будем следить за новыми поступлениями на склады и сообщим детали в ближайшей статье из цикла “Лучшие видеокарты за свои деньги”.
Какова позиция GeForce GTX Titan X сейчас? Наши средние показатели производительности говорят, что GeForce GTX Titan X примерно на 1% быстрее GeForce GTX 980 Ti в разрешении 2560×1440 и чуть более 3% быстрее в 3840×2160. Самая большая разница наблюдается в тесте Middle-earth, где прирост составляет более 7%. Тем не менее, этого не достаточно, чтобы оправдать переплату в $400. По словам представителей Nvidia, GeForce GTX Titan X будет привлекательна для разработчиков CUDA, нуждающихся в дополнительных 6 Гбайт видеопамяти для больших объемов данных, а также для геймеров, которое хотят иметь лучшее из лучшего. Однако сегодня разумнее потратить деньги на GeForce GTX 980 Ti.
Основным конкурентом для новых флагманов Nvidia является Radeon R9 295X2. Несколько моделей доступны по цене примерно $630. Таким образом, скидка по сравнению с первоначальной ценой составляет $900. Кроме того пара чипов Hawaii в режиме CrossFire обладают внушительным потенциалом. Тем не менее, у Radeon R9 295X2 есть свои недостатки: она большая, горячая, прожорливая и, как показывают тесты Witcher 3, по-прежнему сталкивается с ограничениями CrossFire. Кроме того, в последнее время наблюдается недостаточно быстрое обновление драйверов. Если эти недостатки вас не смущают, то Radeon R9 295X2 порадует вас высочайшей скоростью, с которой не сравниться ни одна современная одночиповая видеокарта. Однако для кого-то эти недостатки будут решающими. В любом случае, мы дали всю необходимую информацию, а решение остается за вами.