Махинации с мобильными моделями: что заключено в имени?
Главным фактором, отличающим мобильный компонент от настольного является энергопотребление. Как вы знаете, мощность рассеивается в виде тепла, а тепло – враг номер один для системы. Мы, конечно, не можем носить с собой ноутбук толщиной десять сантиметров, в котором все компоненты оборудованы громоздкой системой охлаждения. И даже если бы такое устройство было портативным, нам бы точно не хотелось ставить его себе на колени…
Таким образом идея, что для ноутбуков мощность некоторых компонентов должна быть понижена, для нас вполне приемлема.
Но здесь начинаются игры с названиями. Вспоминается случай, когда мобильная видеокарта была “обновлена” до более “высокого” названия: ATI Radeon 9600 XT волшебным образом превратилась в более мощную Mobility 9700. Компанию ATI можно было бы простить, объясняя ситуацию тем, что Radeon 9600 XT превзошла настольный GPU Radeon 9700 с пониженной частотой на таком же уровне мощности, но это было только начало.
Стали появляться необоснованные названия, в итоге мы получили игровые GPU с пониженными частотами, носившие имена своих мощных настольных аналогов, как, например,
Если брать во внимание настольную видеокарту
Вместо этого AMD переключилась с Radeon HD 6850 с пониженной частотой на Radeon HD 6870 с пониженной частотой. Несмотря на то, что у настольной версии
Мобильная графика против настольной | ||||
Radeon HD 6990 | Radeon HD 6970 | Radeon HD 6970M | Radeon HD 6990M | |
Количесвто транзисторов | 5.28 миллиарда | 2.64 миллиарда | 1.7 миллиарда | 1.7 миллиарда |
Шейдерные ядра (ALU) | 3072 | 1536 | 960 | 1120 |
Текстурные блоки | 192 | 96 | 48 | 48 |
Блоки растеризации (ROP) | 64 | 32 | 32 | 32 |
Частота графического процессора | 830 МГц | 880 МГц | 680 МГц | 715 МГц |
Вычислительная мощность | 5.1 TFLOPS | 2.7 TFLOPS | 1.3 TFLOPS | 1.60 TFLOPS |
Тип памяти | GDDR5-5000 | GDDR5-5500 | GDDR5-3600 | GDDR5-3600 |
Интерфейс видеопамяти | 256 бит на GPU | 256 бит | 256 бит | 256 бит |
Пропускная способность видеопамяти | 160 Гбайт/с на GPU | 176 Гбайт/с | 115.2 Гбайт/с | 115.2 Гбайт/с |
Тепловой пакет | 375 Вт | 151 Вт | 75 Вт | 100 Вт |
И AMD и nVidia оправдывают это несоответствие, добавляя к названиям настольных флагманских моделей суффикс M, что делает их флагманскими мобильными видеокартами. Но, понятно, что таким образом легко ввести в заблуждение “непосвящённых” покупателей. Ведь представление о производительности настольных видеокарт закладывается в память большинства пользователей до того, как выпускаются GPU для ноутбуков с таким же названием. Поэтому “общеизвестное” работает против конкретного покупателя.
Просто представьте себе, если бы Intel назвала свой мобильный процессор Core i7-3960XM. Хотя четырёхядерный процессор Core i7-2960XM с частотой 2.7 ГГц за $1050 всего в одной цифре от него.
Среди прочего, некоторые говорят, что из-за других ограничений мобильных систем дополнительная мощность для GPU необязательна. Экраны ноутбуков относительно малы и умеренные разрешения обычно требуют меньше графической мощности. И мы ещё ни разу не тестировали мобильную графическую платформу на трёх экранах через Eyefinity или Surround, хотя такая возможность существует. К тому же разрешения 1920×1080 и выше не так уж сильно нагружают современные графические процессоры.
Тем не менее, сегодня мы сравним реальные различия в производительности между настольными и мобильными графическими процессорами во время тестирования в условиях ПК high-end класса и его мобильного аналога.
Конфигурация и тесты
Тестовая конфигурация | |
CPU | Intel Core i7-990X (Gulftown), LGA 1366, 3.46-3.73 ГГц, 12 Мбайт общего кэша L3 |
Память | 3 x 4 Гбайт DDR3-1333 CAS 9-9-9-24, всего 12 Гбайт |
Настольная материнская плата | ASRock X58 Extreme3, BIOS P2.80 (10/31/2011) |
Мобильная платформа | Clevo X7200 X58, BIOS 1.01.12 (06/21/2011) |
Настольная видеокарта Radeon HD 6990 | AMD Radeon HD 6990 4 Гбайт (2 Гбайт x2) 830 МГц GPU Core, GDDR5-5000, видеодрайвер Desktop Catalyst 11.11 |
Мобильная графика Radeon HD 6990M | Clevo Radeon 6990M 2 Гбайт (x2 for CrossFire) 715 МГц GPU Core, GDDR5-3600 видеодрайвер Mobile Catalyst 11.11 |
Настольная видеокарта GeForce GTX 580 | GeForce GTX 580M 1.5 Гбайт 722 МГц GPU Core, GDDR5-4008, видеодравер версии: 280.26 |
Мобильная графика GeForce GTX 580M | GeForce GTX 580M 2 Гбайт (x2 for SLI) 620 МГц GPU Core, GDDR5-3000, видеодравер версии: 280.26 |
Накопитель | Intel SSDSC2MH120A2: 120 Гбайт, SATA 6 Гбит/с SSD |
Сеть | Integrated Gigabit Networking |
Звук | Integrated HD Audio |
Операционная система | Microsoft Windows 7 64-bit |
Хотя сборщики настольных систем могут установить две видеокарты
О видеокартах от nVidia мы не забыли и также будем сравнивать пару карт GeForce GTX 580M с одной
Наш набор игровых тестов включает такие “тяжёлые” для GPU игры как Just Cause 2 и S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat.
Материнские платы ноутбуков обычно сильно ограничены по функциональности. Поэтому для более точного сравнения справедливо будет взять бюджетную настольную материнскую плату с таким же чипсетом. Модель ASRock X58 Extreme3 как раз предоставляет необходимое количество слотов.
Конфигурация тестов | |
Устаревшие 3D-игры | |
Crysis | Патч 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool тестовая настройка 1: High Quality, без AA тестовая настройка 2: Very High Quality, 4x AA |
Just Cause 2 | Версия 1.0.0.2, Built-In Benchmark “Concrete Jungle” тестовая настройка 1: Medium Details, без AA, 8x AF тестовая настройка 2: Highest Details, 4x AA, 16x AF |
S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat | Call Of Pripyat Benchmark Version тестовая настройка 1: High Preset, DX11 EFDL, без AA тестовая настройка 2: Ultra Preset, DX11 EFDL, 4x MSAA |
Новые 3D-игры | |
DiRT 3 | V1.01, Run with -benchmark example_benchmark.xml тестовая настройка 1: High Quality Preset, без AA тестовая настройка 2: Ultra Quality Preset, 8x AA |
Metro 2033 | Full Game, Built-In Benchmark, “Frontline” Scene тестовая настройка 1: DX11, High, AAA, 4x AF, без PhysX, без DoF тестовая настройка 2: DX11, Very High, 4x AA, 16x AF, без PhysX, DoF вкл. |
StarCraft II | Версия 1.4.1.19776, Tom’s Hardware custom map тестовая настройка 1: Medium Details, без AA, 8x AF тестовая настройка 2: Highest Details, 8x AA, 16x AF |
Crysis
Сразу после обзора GeForce GTX 580M мы отправили Crysis на пенсию, но эта игра показала нам все узкие места: от GPU до подсистемы хранения данных. Производительность GPU растёт немного быстрее, чем производительность CPU, поэтому мы стали искать новые тесты, которые смогут сильно нагрузить графическую часть.
Это отличный пример того, почему обладатели видеокарт AMD настаивают, чтобы эти карты тестировались на разогнанных платформах Intel: Radeon кажется сильнее ограничен центральным процессором, чем решения GeForce, и даже процессор
Продвинутые геймеры вряд ли захотят играть на разрешении 1680×1050. Но если им придётся, то мобильная конфигурация с одним GPU покажется недостаточно быстрой при высоком качестве детализации и 4x AA. В большинстве случаев конфигурация с двумя GPU всё ещё ограничены процессором.
На высоком уровне графики и разрешении 1920×1080 AMD Radeon HD 6990M в CrossFire наконец догнал GeForce GTX 580M в SLI. Чтобы доказать своё превосходство, настольным версиям нужно ещё большее разрешение, однако, производительность мобильной платформы дальше будет только падать.
И AMD и nVidia демонстрируют, что одна настольная видеокарта превосходит две карты для ноутбуков, которые для удобства названы практически одинаково. Наша идея, что клиентов потенциально вводят в заблуждение при выборе ноутбука, начинает подтверждаться. Более высокое разрешение просто сделало бы результат более ярким.
Just Cause 2
Just Cause 2 даёт меньшую нагрузку на CPU, чем Crysis, и у каждой конфигурации есть возможность достичь более высокой частоты кадров, благодаря мощности GPU.
Настольные версии видеокарт начинают показывать своё превосходство при разрешении 1920×1080. Однако, в этой игре нам бы хотелось ещё повысить разрешение, чтобы более отчётливо выделить различия между настольной и мобильной графикой. Заметьте, что одна
Call Of Pripyat
Тест Call of Pripyat показывает превосходство настольной видеокарты HD 6990 над мобильной версией, даже на разрешении 1280×720.
Конфигурация GeForce GTX 580M в SLI обгоняет одну
Как мы и ожидали, разница в производительности растёт вместе с увеличением разрешения экрана. Конфигурация SLI не перестаёт показывать отличную скорость в данном тесте. Всё же для карт AMD нам хотелось бы ещё повысить разрешение.
DiRT 3
Мы добавили игру DiRT 3 к нашим тестам только после того, как вернули мобильную платформу с установленной в ней видеокартой GeForce GTX 580M производителю, поэтому сейчас мы тестируем только модели AMD.
Мы не ожидали, что на разрешении 1280×720 платформа будет ограничена процессором, но одна настольная карта всё равно обгоняет две мобильные в связке CrossFire, причём с большим отрывом. Покупатели, будьте осторожны!
Одновременно грустно и неправильно, что две Radeon HD 6990M не смогли обогнать одну
Metro 2033
С увеличением разрешения ситуация сильно ухудшается. Остаётся сказать, что видеокарта HD 6990M недостаточно мощная для теста Metro 2033 на максимальных настройках, даже в CrossFire, и даже на разрешении 1920×1080. Несмотря на то, что недостаточно осведомлённые покупатели могут винить себя за покупку, мы всё же настаивали бы на возврате денег.
StarCraft II
Что-то не так с нашими результатами тестов StarCraft II. Обе конфигурации ограничены работой процессора и, похоже, что игра каким-то образом лучше работает на платформе Clevo.
Заключительное сравнение
Поскольку у нас не было мобильных решений от nVidia на момент, когда мы добавили новые игры к стандартному набору тестов, нам пришлось разделить все сегодняшние тесты на две группы. Различия в производительности в старом наборе тестов были связаны ограничениями CPU, хотя в StarCraft II мы наблюдали такой же феномен.
На всех разрешения, начиная с 1280×720, настольная видеокарта
Несколько человек сказали, что ограничения CPU сделают результаты тестов на разрешении 1920×1080 бессмысленными для пары графических модулей Radeon HD 6990M. И всё же, настольная видеокарта с двумя GPU обходит решения для ноутбуков в среднем на 13%. И это с учётом ограниченных процессором игр, которые присутствуют в обеих группах.
nVidia меньше виновна в создании неразберихи, чем AMD, поскольку компания не давала своим мобильным модулям названия, схожие с названиями настольных моделей с двумя GPU. Другими словами, самое быстрое мобильное предложение не было противопоставлено видеокарте GeForce GTX 590. Однако, как и в ситуации с AMD, чтобы достичь уровня производительности одной настольной
AMD заявляет, что
И хотя производительность двух мобильных GPU при разрешении 1920×1080 кажется великолепной, те, кто ждал похожего результата от одной Radeon HD 6990M или GeForce GTX 580M наверняка будут огорчены. Одна настольная видеокарта в одиночку с лёгкостью справляется с этими нагрузками, поэтому мы по-прежнему не довольны тем, как эти две компании дают названия своей мобильной графике.