Обзор AMD Radeon HD 7990 | Malta превратилась в Radeon HD 7990
Время летит. Обзор “AMD Radeon HD 7970: тест видеокарты на новой архитектуре” мы опубликовали более года назад. В то время рынок графических адаптеров был немного другим. Архитектура AMD Graphics Core Next дебютировала как конкурент GeForce GTX 580 и просто уничтожила собственную модель Radeon HD 6970.
Ходили слухи, что карта с двумя Tahiti уже не за горами. Мы всё ждали и ждали.
За год ожидания официальная версия Radeon HD 7990 так и не появилась. Вместо этого партнёры компании проникли в сегмент графических решений high-end класса. PowerColor первой представила карту с двумя GPU Tahiti. Она занимала три слота расширения, требовала три восьмиконтактных линии дополнительного питания, а уровень шума был неприемлем даже при невысокой нагрузке. Затем компания HIS обеспечила нам эксклюзивный доступ к своему решению, перед тем как вообще отказалась от выпуска данной модели. И, наконец, ASUS заявила о себе с собственной моделью на жидкостном охлаждении и неприличной ценой. Эти видеокарты мы рассматривали в обзоре “ASUS ROG Ares II: сравнение четырёх двухпроцессорных видеокарт”, и пришли к выводу, что GeForce GTX 690 будет более разумным решением, даже несмотря на более низкие показатели в тестах.
Похоже, AMD приняла вызов. Сегодня в нашей лаборатории находится настоящая Radeon HD 7990, прямо от разработчика. Двухслотовой карте нужны только два восьмикотактных разъёма вспомогательного питания. И самое приятное – её вентиляторы работают тихо. Мы не говорим, что Radeon HD 7990 – бесшумная карта, об этом чуть позже.
Всё во имя производительности
“Раздев” карту до печатной платы, мы узнали, что Radeon HD 7990 состоит из двух GPU Tahiti, чипы окружены памятью GDDR5 общим объёмом 6 Гбайт и соединены между собой мостом PLX Technology PEX 8747.
AMD не отключала ресурсы процессоров, поэтому мы имеем 2 048 потоковых процессоров, 128 блоков текстурирования, 32 полноцветных блока растеризации и шину памяти совокупной шириной 384 бит. Базовая частота GPU составляет 950 МГц, в режиме boost – 1 ГГц. Это чуть больше, чем у оригинальной Radeon HD 7970, но немного медленнее, чем у версии Radeon HD 7970 GHz Edition, частота которой начинается с 1 ГГц и достигает 1,05 ГГц.
3 Гбайта памяти GDDR5 на каждый GPU работают на частоте 1,5 ГГц, как в Radeon HD 7970 GHz Edition (частота памяти оригинальной Radeon HD 7970 – 1 375 МГц) и обеспечивают пропускную способность до 288 Гбайт/с на GPU.
Между двумя чипами с 4,3 миллиардами транзисторов находится мост PEX 8747, такой же использовала NVIDIA в GeForce GTX 690. Устройство поддерживает 48 линий, обеспечивает пять разъёмов, разработано по 40-нанометровому производственному процессу и совместимо с PCI Express 3.0. Оно подключается к каждому GPU через 16-линейный канал, а затем – к хост-интерфейсу с помощью 16-ти дополнительных линий.
Такие высокие аппаратные характеристики необходимы для того, чтобы выводить изображение сразу на пять мониторов, один из которых подключается через dual-link DVI и четыре – через разъёмы mini-DisplayPort. GeForce GTX 690 может поддерживать только четыре монитора в конфигурации “три плюс один”. Пять экранов в компоновке 5 x 1 могут заметно повысить эффективность в рабочих приложениях.
Чисто в техническом плане Radeon HD 7990 ближе к двум Radeon HD 7970 GHz Edition в CrossFire нежели GeForce GTX 690 к двум GeForce GTX 680 в SLI. Учитывая, что за прошедший год разработчики драйверов AMD обеспечили существенное повышение производительности, можно ожидать, что данная видеокарта станет самой быстрой из существующих. А что насчёт остальных важных компонентов карты?
Radeon HD 7990 | Radeon HD 7970 GHz Ed | GeForce GTX Titan | GeForce GTX 690 | GeForce GTX 680 | |
Универсальные процессоры | 2 x 2 048 | 2 048 | 2 688 | 2 x 1 536 | 1 536 |
Блоки текстурирования | 2 x 128 | 128 | 224 | 2 x 128 | 128 |
Блоки растеризации | 2 x 32 | 32 | 48 | 2 x 32 | 32 |
Частота ядра, МГц | 950 | 1 000 | 836 | 915 | 1 006 |
Скорость заполнения текстур, ГТекс/с | 2 x 121,6 | 128 | 187,5 | 2 x 117,1 | 128,8 |
Частота памяти, МГц | 1 500 | 1 500 | 1 502 | 1 502 | 1 502 |
Шина памяти, бит | 2 x 384 | 384 | 384 | 2 x 256 | 256 |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 2 x 288 | 288 | 288,4 | 2 x 192,3 | 192,3 |
Видеопамять | 2 x 3 Гбайт GDDR5 | 3 Гбайт GDDR5 | 6 Гбайт GDDR5 | 2 x 2 Гбайт GDDR5 | 2 Гбайт GDDR5 |
Площать процессора, мм² | 2 x 365 | 365 | 551 | 2 x 294 | 294 |
Кол-во транзисторов, миллиард | 2 x 4,31 | 4,31 | 7,1 | 2 x 3,54 | 3,54 |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Разъёмы питания | 2 x 8-pin | 1 x 8-pin 1 x 6-pin | 1 x 8-pin 1 x 6-pin | 2 x 8-pin | 2 x 6-pin |
Макс. TDP, Вт | 375 | 250 | 250 | 300 | 195 |
Цена, $ | 1 000 | 430 | 1 000 | 1 000 | 460 |
Обзор AMD Radeon HD 7990 | Улучшенная акустика с одним недостатком
Более изящное охлаждение
AMD Radeon HD 7990 – это двухслотовая видеокарта, для питания которой нужны только два восьмиконтактных разъёма вспомогательного питания. С общим TDP 375 Вт она попадает под электромеханические характеристики PCI-SIG для одного слота x16 и двух восьмиконтактных разъёмов.
Удивительно, что AMD удалось создать двухслотовый флагман, особенно после того, как PowerColor, HIS и ASUS представили более массивные решения. Для Radeon HD 7990 компания отсеивала самые лучшие из микросхем и отбирала чипы с самым низким энергопотреблением и самой высокой частотой, создавая необходимый запас специально для этой модели. В то время, как партнёры AMD были вынуждены повышать напряжение чипов Tahiti (а это сильно влияет на энергопотребление), AMD удалось понизить напряжение этих чипов, чтобы получить 1 ГГц и не выйти за пределы теплового пакета 375 Вт.
Однако поддерживать низкий уровень температуры и шума Radeon HD 7990 нелегко. Вместо одного осевого вентилятора, который NVIDIA применяет в GeForce GTX 690, или даже центробежного в Radeon HD 6990, в Radeon HD 7990 AMD использует целых три осевых вентилятора. Лопасти у них не толстые, да и сами вентиляторы сидят не плотно (их можно покачать пальцами). Однако в играх при высокой нагрузке они вращается медленно, решая одну из самых беспокоящих нас проблем в Radeon HD 6990 – шумность. В играх, звук вентиляторов Radeon HD 7990 почти незаметен.
Однако за такой дизайн придётся заплатить определённую цену. Три вентилятора, расположенные так близко друг к другу, работают эффективно, только если не мешают друг другу. Это значит, что воздушный поток идёт вертикально, а не горизонтально. В таком случае задняя панель ввода/вывода с вентиляционными отверстиями практически не задействуется. Тёплый воздух выбрасывается с верхней части карты прямо в корпус. Следовательно, подбирать корпус для такой карты нужно тщательно. AMD рекомендует две модели: Antec Eleven Hundred с двумя 120-миллиметровыми боковыми вентиляторами и Cooler Master HAF-X, также с боковым вентилятором. Энтузиасты, желающие пойти другим путём, должны учитывать особенности воздушного потока новой видеокарты. Мы почти уверены, что корпуса малых типоразмеров здесь не подойдут.
Длина Radeon HD 7990, как и у модели Radeon HD 6990, составляет 305 мм. Это на 25 мм больше, чем у GeForce GTX 690. К счастью, оба разъёма вспомогательного питания расположены в верхней части карты, поэтому подключение проводов длины карте не добавит. Задняя часть печатной платы покрыта металлической пластиной. Учитывая, что лопасти первого вентилятора выступают над пластиковым кожухом, вы вряд ли захотите устанавливать две Radeon HD 7990 в CrossFire одну над другой.
Но что за гул?
Вентиляторы Radeon HD 7990 вращаются тихо, и эту проблему с шумностью AMD решила. Однако мы заметили другой недостаток. Некоторое время назад компания PowerColor присылала нам на обзор AX7990 6GBD5-A2DHJ Devil13. Мы удивлялись, сколько шума создают дроссели карты. Мы не могли поверить, что инженеры были готовы выпустить такой продукт, и рассчитывать, что кто-то заплатит за него тысячу долларов.
Radeon HD 7990, хоть и в меньшей степени, имеют похожий недостаток. AMD объясняет это как артефакт, связанный с колебаниями между высокими и низкими нагрузками, из-за чего скачки и проседания тока заставляют вибрировать керамические конденсаторы и саму печатную плату. Громкость и тон шума зависит от обрабатываемой задачи, тем не менее, во время тестирования в играх он был заметен.
Есть решение – включить вертикальную синхронизацию, тем самым ограничить частоту кадров и снизить колебания нагрузки. Мы считаем, что использовать вертикальную синхронизацию – не самое идеальный выход, но вариантов не много. Один из наших немецких коллег провёл анализ частоты и создал видеоролик, который вы увидите позже в сегодняшнем материале. В любом случае, важность этого недостатка определять вам.
Обзор AMD Radeon HD 7990 | Тестовый стенд, бенчмарки и пакет FCAT
Тестовый стенд | |
Процессор | Intel Core i7-3770K (Ivy Bridge) 3,5 ГГц @ 4,0 ГГц (40 * 100 МГц), LGA 1155, 8 MB Shared L3, Hyper-Threading вкл., Power-savings вкл. |
Плата | Gigabyte Z77X-UD5H (LGA 1155), чипсет Z77 Express, BIOS F15q |
Память | G.Skill 16 GB (4 x 4 GB) DDR3-1600, F3-12800CL9Q2-32GBZL @ 9-9-9-24 на 1,5 В |
Диск | Crucial m4 SSD 256 Гбайт SATA 6 Гбит/с |
Карты | AMD Radeon HD 7990 6 Гбайт AMD Radeon HD 7970 GHz Edition 3 Гбайт Nvidia GeForce GTX 690 4 Гбайт Nvidia GeForce GTX 680 2 Гбайт Nvidia GeForce GTX Titan 6 Гбайт |
Блок питания | Cooler Master UCP-1000 W |
System Software And Drivers | |
ОС | Windows 8 Professional 64-bit |
DirectX | DirectX 11 |
Граф. драйверы | AMD Catalyst 13.5 (Beta 2) Nvidia GeForce Release 320.00 AMD Catalyst Frame_Pacing_Prototype v2 For Radeon HD 7990 |
Наша работа с NVIDIA FCAT (Frame Capture Analysis Tools) дала интересные результаты, и мы продолжаем формировать методику, по которой планируем тестировать конфигурации из нескольких GPU в будущем. Поскольку это достаточно резкое отступление от тестов с помощью Fraps, результаты включают не только данные от FCAT. Мы также пригласили в нашу лабораторию несколько геймеров, чтобы те “вживую” оценили Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690 в восьми различных играх. Мы надеялись получить обширные показатели производительности с помощью FCAT, а затем проверить их “на адекватность” силами приглашённых геймеров. Так мы хотим удостовериться, отражают ли показатели задержки между последовательными кадрами реальный игровой опыт.
В то же время, мы понимаем, что новые данные гораздо сложнее для понимания, чем средняя частота кадров, с помощью которой сопоставить две видеокарты очень легко. Поэтому наряду с частотой кадров в динамике мы оставили средние показатели. Чтобы бы вы лучше понимали результаты игровых тестов, мы решили объяснить особенности данных измерений.
Почему бы просто не выложить время кадров, как делают другие сайты? Мы считаем, что чистое время кадра включает слишком много переменных, мешающих делать правильные выводы.
Например, 40 миллисекунд для кадра звучит довольно плохо. Значит ли это, что в игре будут притормаживания? Может да, а, может, и нет. Представим два разных сценария.
Во-первых, как бы выглядела игра, если бы этот 40-миллисекундный кадр был бы окружён с двух сторон такими же длинными кадрами? В таком случае, вы получили бы стабильную частоту кадров на уровне 25 FPS и, возможно, вообще бы не заметили каких-либо отклонений. Это конечно не идеальная скорость, но целиться при ней было бы несложно.
Теперь представьте, что тот же самый 40-миллисекундый кадр появляется среди кадров длиной 16,7 мс. В этой ситуации более длинный кадр будет визуализироваться в два раза дольше остальных, и в игре вы наверняка ощутите притормаживание.
Конечно, гипотетическое время рендернига кадров проще использовать для наших целей. Но суть в том, что если вы хотите выявить притормаживания и заикания кадров в игре, чистого времени кадров не достаточно. Также необходимо учитывать кадры, окружающие тот самый длинный кадр. Поэтому мы ввели анализ колебаний времени между кадрами.
В основном мы просматриваем каждый и кадр и определяем, не выходит ли он за временные рамки ряда предыдущих и последующих кадров. В первом примере 40-миллисекундный кадр, окружённый кадрами такой же длины, вызывает нулевое колебание времени между кадрами. Во втором примере тот же самый кадр, но окружённый уже более короткими кадрами по 16,7 мс, приводит к колебанию в 23,3 мс.
В нашей лаборатории эксперименты над этим продолжаются. Но исходя из того, что мы уже наблюдали, геймеры замечают изменения, начиная с 15 мс. Поэтому данное значение мы берём в качестве базового. Если колебание времени ниже 15 мс, то один такой кадр вряд ли приведёт к артефактам. Однако если среднее колебание близко к 15 мс и сопровождается скачками и приседаниями, то весьма вероятно, что игрок заметит притормаживания и заикания.
Для показателей времени кадров, расположенных в хронологическом порядке сверху вниз мы используем следующие формулу в Excel:
=ABS(B20-(TRIMMEAN(B2:B38, 0.3))) //Формула описывает колебания времени между кадрами для 20-го кадра во время фиксации, расположенного в ячейке B20.
Если разобраться, формула охватывает значения времени кадра в 18 ячейках до и 18 ячейках после целевого кадра, и затем усредняет значения (за исключением 30% выпадающих показателей, поэтому аномальные результаты не влияют на средний показатель). Затем среднее время кадра вычитается из текущего показателя времени кадра. Результат выводится как абсолютное или положительное значение.
Мы всегда надеемся, что время колебаний между кадрами будет равняться нулю. Но на практике между кадрами всегда есть хотя бы минимальная разница. Итак, мы анализируем весь спектр значений и выделяем средний показатель, а также значения 75-го и 95-го перцентилей.
Может, это уже чересчур, но мы наснимали почти 1,5 Тбайта видеоматериала с AMD Radeon HD 7990, двумя Radeon HD 7970 в CrossFire, GeForce GTX 690, GeForce GTX Titan и двумя GeForce GTX 680 в SLI, в котором вы увидите интересные подробности. Все тесты проводились на разрешении 2560×1440 пикселей. Производительность каждого графического решения мы проверили в восьми играх.
Тесты и настройки | |
Battlefield 3 | Качество графики – Ultra, v-sync выкл., 2560×1440, DirectX 11, Going Hunting, 90-секунд, FCAT |
Far Cry 3 | Качество графики – Ultra, DirectX 11, v-sync выкл., 2560×1440, пробежка по собственному маршруту, 50-секунд, FCAT |
Borderlands 2 | Качество графики – самое высокое, PhysX низк., 16x анизотропная фильтрация, 2560×1440, пробежка по собственному маршруту, FCAT |
Hitman: Absolution | Качество графики – Ultra, MSAA выкл., 2560×1440, встроенный бенчмарк, FCAT |
The Elder Scrolls V: Skyrim | Качество графики – Ultra, FXAA Enabled, 2560×1440, пробежка по собственному маршруту, 25-секунд, FCAT |
3DMark | Fire Strike Benchmark |
BioShock Infinite | Качество графики – Ultra, DirectX 11, диффузорная глубина поля, 2560×1440, встроенный бенчмарк, FCAT |
Crysis 3 | Качество графики – очень высокое, MSAA: Low (2x), текстры высокого разрешения, 2560×1440, пробежка по собственному маршруту, 60-секунд, FCAT |
Tomb Raider | Качество графики – Ultimate, FXAA вкл., 16x анизотропная фильтрация, TressFX Hair, 2560×1440, пробежка по собственному маршруту, 45-секунд, FCAT |
LuxMark 2.0 | 64-bit Binary, Version 2.0, Sala Scene |
SiSoftware Sandra 2013 Professional | Sandra Tech Support (Engineer) 2013.SP1, Cryptography, Financial Analysis Performance |
Обзор AMD Radeon HD 7990 | Результаты тестов
3DMark
Садясь за руль, большинство водителей прогревают моторное масло до 30 градусов, прежде чем давать большую нагрузку на двигатель. 3DMark можно рассматривать как прогрев, после которого мы переходим к быстрому вождению. Благодаря выдающимся характеристикам производительности, AMD в этом бенчмарке демонстрирует превосходство.
Вопрос в том, проявится ли преимущество в Futuremark в остальных тестах, учитывающих пропущенные и короткие кадры, которые негативно сказываются на геймплее, но не учитываются при расчёте средней частоты кадров во Fraps.
Говоря о точности, результат Fire Strike даёт именно такую иерархию, которую мы прогнозировали, опираясь на характеристики каждой видеокарты. Здесь Radeon HD 7990 лидирует.
Но мы знаем, что на практике показатели часто меняются. Давайте заполним SSD ёмкостью 256 Гбайт популярными играми и начнём записывать чистое видео на скорости 430 Мбайт/с в разрешении 2560×1440 пикселей, чтобы потом проанализировать его с помощью утилиты FCAT.
Кстати, некоторые читатели просили поделиться с ними FCAT и скриптовыми файлами Perl, чтобы более подробно их изучить и убедиться в честности. Если вы хотите получить доступ к этим файлам, обратитесь к Крису Ангелини (Chris Angelini) через его Твиттер.
Battlefield 3
Мы предупреждали, что для обработки у нас будет куча данных, и не соврали. Сразу хотим определить разницу между аппаратной частотой кадров (Hardware FPS) и реальной частотой кадров (Practical FPS) на диаграмме ниже. Результаты аппаратной производительности вы видели раньше, они получены с помощью Fraps. Аппаратная частота кадров включает пропущенные и короткие кадры, которые негативно сказываются на игровом опыте. Однако они учитываются программой Fraps.
Когда мы используем оверлейную программу NVIDIA и обрабатываем ожидаемое чередование цветов с помощью FCAT, мы можем быстро и точно определить, когда кадр визуализируется, но не появляется на экране (по пропущенному цветовому маркеру), или когда появляются короткие кадры (ожидаемый цвет появляется, но занимает 20 линий развёртки по вертикали или меньше, что делает его неприемлемым для восприятия).
Этот эффект сильно влияет на позиции AMD. Позвольте озвучить конкретные цифры. Radeon HD 7990, похоже, обеспечивает более 100 кадров в секунду в Battlefield 3 на настройках графики Ultra при разрешении 2560×1440 пикселей. Кажется, что карта упирается в ограничения платформы на базе разогнанного до 4 ГГц процессора Core i7-3770K. Но при воспроизведении 90-секундной записи теста ясно видно, что каждый видимый кадр сменяется маленьким, коротким кадром, который появляется всего на одну-две миллисекунды. Учитывая все факторы, средняя частота кадров приближается к 56,2— это даже меньше, чем у GeForce GTX Titan. Две карты Radeon HD 7970 в связке CrossFire испытывают такой же недостаток, это подтверждает, что данный феномен связан не с конкретной моделью, а с технологией AMD в целом.
В диаграмме вы наверняка заметили строку “Radeon HD 7990 prototype driver”. Предвидя наши выводы, AMD прислала раннюю версию ПО, которое по планам компании будет обнародовано во второй половине 2013 года и нацелено на регулирование рендеринга кадров. По сути, драйвер добавляет задержку между кадрами, обеспечивающую более стабильный процесс игры во всех гипотетических сценариях, представленных ранее в данном обзоре. Поскольку показатели и так упираются в ограничения платформы, дополнительная задержка не оказывает негативное влияние на производительность, но при этом почти полностью компенсирует частоту коротких кадров с драйвером Catalyst 13.5 Beta 2.
Для сравнения, GeForce GTX 680 в SLI, GeForce GTX 690 и GeForce GTX Titan обеспечивают идентичную аппаратную и реальную частоту кадров. NVIDIA уже ввела регулирование кадров, поэтому шанс появления пропущенных и коротких кадров очень мал.
Мы работаем над презентацией данных. Но пока тонкие пунктирные линии рассматривайте только для сравнения. Это аппаратная частота кадров, которую показал бы Fraps. Толстые сплошные линии отвечают за реальную частоту кадров в динамике (в данном случае, в течение 90 секунд).
По большей части Radeon HD 7990 преследуется двумя картами Radeon HD 7970 GHz Edition в CrossFire, за исключением нескольких скачков, приближающихся к значениям аппаратного FPS. Для сравнения, одна GeForce GTX Titan выглядит более быстрой и плавной.
Но и AMD не теряет надежду. Частота кадров Radeon HD 7990 с прототипом драйвера находится на одном уровне с двумя GeForce GTX 680 в SLI.
С регулировкой кадров на ограниченном платформой разрешении три разных конфигурации карт GeForce обеспечивают минимальные колебания времени между кадрами. Для сравнения, графические адаптеры Radeon под управлением драйвера Catalyst 13.5 Beta 2 демонстрируют более значительные колебания.
Раньше, глядя на значения 95-го перцентиля в диапазоне 11 мс, мы предполагали, что реальное влияние таких колебаний будет минимальным. Тем не менее, опросив геймеров, которые при смене Radeon HD 7990 на GeForce GTX 690 почувствовали разницу, мы задались вопросом, какую задержку можно считать ощутимой.
BioShock Infinite
Итак, что мы имеем? У нас есть средняя частота кадров, состоящая из той, что даёт аппаратная часть, и той, что мы фактически видим на экране. Оба этих показателя отражены на графике частоты в динамике. И ещё есть уникальный анализ колебаний времени между кадрами.
Применив данный метод к BioShock Infinite, показатели средней частоты кадров разных карт снова близки, несмотря на то, что график FPS в динамике (он ниже), демонстрирует, что реальная частота кадров колеблется между 40 и 60 FPS.
Fraps показал, что Radeon HD 7990 лидирует с небольшим отрывом. Однако, откинув пропущенные и короткие кадры, мы увидели, что новый флагман AMD обходят две GeForce GTX 680 и GeForce GTX 690. Опытный драйвер AMD улучшает ситуацию, но незначительно.
Из-за многочисленных скачков и проседаний график тяжело анализировать. У двух карт Radeon HD 7970 GHz Edition в CrossFire самый низкий реальный показатель, который сильно контрастирует с показателем аппаратной производительности двух карт. Если учесть пропущенные и короткие кадры с течением времени, становиться понятно, что производительность двух Radeon HD 7970 ухудшается во втором компоненте встроенного бенчмарка BioShock, в котором преобладают короткие кадры.
У Radeon HD 7990 нет такого разделения между аппаратной и реальной частотой кадров. На результат Radeon HD 7990 негативно влияют два почти десятисекундных отрезка. Но в целом производительность довольно стабильная.
Время между последовательными кадрами двух карт CrossFire колеблется между 4 и 24 миллисекундами с отдельными скачками до 50 мс – это почти вдвое больше среднего показателя. У Radeon HD 7990 похожий диапазон задержек, но лучшая реакция на вторую последовательность бенчмарка BioShock понижает средний показатель и показатель 75-го перцентиля.
Естественно, более строгий учёт кадров обеспечивает картам GeForce близкие показатели аппаратной и реальной частоты кадров.
Borderlands 2
Чтобы не растягивать статью, по этому тесту мы дадим лишь краткие комментарии. Даже на самых высоких настройках разрешения 2560×1440 пикселей просто не достаточно, чтобы полностью нагрузить наши графические конфигурации за ~$1 000.
Платформа более высокого класса дала бы более высокий результат. Так почему мы не использовали систему на базе Sandy Bridge-E, которую применяли ранее? С совместимостью PCI Express 3.0 и современными массивами из нескольких видеокарт по-прежнему есть проблемы, которые NVIDIA и AMD решают по-разному. Чтобы не вносить дополнительные факторы в измерения, мы решили использовать Z77 Express и CPU с поддержкой PCIe 3.0 для обхода узких мест.
Здесь результаты всех графических решений почти равны, и комментировать особо нечего.
Хотя карты NVIDIA визуализируют кадры более последовательно, диаграмма задержек между кадрами показывает, что AMD последовательно выводит почти каждый бит информации в Borderlands 2. Кстати говоря, это одна из игр, под которую разработчики драйверов AMD уже провели оптимизацию, что объясняет великолепные результаты, в отличие от других игр.
Crysis 3
Хорошо, что в нашем распоряжении есть достаточно информации. В противном случае, результат Crysis 3 нас бы огорчил. С одной стороны, две Radeon HD 7970 в CrossFire выводят более 46 FPS, но, откинув пропущенные и короткие кадры, показатель снизился до 23,4 FPS. С другой стороны, AMD Radeon HD 7990 обеспечивают всего 22,3 кадра в секунду, причём аппаратная и реальная производительность не отличается. Но после установки опытного драйвера Catalyst эта карта возглавила чарт.
Нам не совсем ясно, почему у Radeon HD 7990 в этом тесте такие низкие показатели аппаратной и реальной частоты кадров. Но когда мы подробно рассмотрели чистое время кадров, то увидели, что флагман с двумя GPU колеблется в пределах кадров длиной ~35 и ~50 мс с редкими скачками до ~65 мс. Это было сделано намеренно, возможно, для того, чтобы избежать большого количества коротких кадров, вызванных конфигурацией CrossFire. Как это ни удивительно, Radeon HD 7990 выдаёт всего несколько пропущенных и коротких кадров, и вместо этого обеспечивает низкую частоту кадров во всём тесте.
Возможно, опытный драйвер показывает производительность AMD в перспективе. Некоторые кадры он пропускает, некоторые заканчивает слишком рано (это показывают отклонения на пунктирной линии). Тем не менее, с этим драйвером Radeon HD 7990 – более серьёзный конкурент для карт NVIDIA.
Как мы и думали, карта с одним графическим процессором (в данном случае – GeForce GTX Titan) обеспечивают самую низкую задержку между кадрами. Две GeForce GTX 680 в SLI по измерительной технологии NVIDIA тоже достигают высоких результатов.
Тем временем, диапазон 5-45 мс сильно портит результаты пары Radeon HD 7970 в CrossFire. Странные провалы и пики между 35 и 50 мс удерживают колебание времени между кадрами у Radeon HD 7990 на приемлемом уровне. Но мы очень ждём, когда опытный образец драйвера станет официально доступен.
Far Cry 3
Две GeForce GTX 680 в SLI примерно за $920 обеспечивают самую высокую среднюю частоту кадров в Far Cry 3, затем идёт более дорогая GeForce GTX 690. Radeon HD 7970 в CrossFire и Radeon HD 7990 не могут догнать решения NVIDIA с двумя GPU. Однако после вычитания пропущенных и коротких кадров две Radeon HD 7970 оказываются ниже, чем одна GeForce GTX Titan. Radeon HD 7990 справляется лучше, а опытный драйвер, готовящийся к релизу в этом году, ещё больше повышает показатель FPS.
На графике у двух Radeon HD 7970 в CrossFire самое худшее положение. Не сразу понятно почему х2 Radeon HD 7970 и Radeon HD 7990 ведут себя так по-разному. Тем не менее, пики на графике времени кадров в динамике от FCAT показывают, что во время теста две Radeon HD 7970 находятся в диапазоне 0-45 мс на кадр. Диапазон колебаний у Radeon HD 7990 такой же, но в тесте зона этих колебаний заметно короче. Опытный драйвер AMD сглаживает множество пиков и скачков, в результате давая более высокую реальную частоту кадров.
А вот и визуальное представление различий во времени кадров. На диаграмме видно, как две карты Radeon HD 7970 и одна Radeon HD 7990 очень близки по показатели 95-го перцентиля. Тем не менее, Radeon HD 7990 тратит гораздо меньше времени на кадры с высокой задержкой, поэтому средний результат и показатель 75-го перцентиля гораздо ниже. AMD Malta – это не самое сильное решение для Far Cry 3, но оно обеспечивает более плавный геймплей, чем две Radeon HD 7970 в связке CrossFire.
Hitman: Absolution
Hitman: Absolution выигрывает от Radeon HD 7970 в CrossFire и новой Radeon HD 7990. К тому же коротких кадров практически нет, поэтому аппаратные и реальные результаты очень близки. Они немного ниже лишь из-за того, что некоторые пропущенные кадры так и не появились на экране.
Все карты NVIDIA застряли возле отметки 55 FPS. Учитывая, что лидирует GeForce GTX Titan, можно предположить, что производительность GeForce GTX 690 и двух GeForce GTX 680 в SLI сдерживается другими компонентами.
Пропущенные кадры снижают реальную частоту кадров Radeon HD 7990 в четырёх различных точках. В любом случае, Radeon HD 7990 и две Radeon HD 7970 в CrossFire великолепно справляются с игрой Hitman.
Если вы откроете примечания к Catalyst версии 13.3, то увидите, что AMD оптимизировала задержки ещё для двух игр: Hitman: Absolution и Tomb Raider. Если добавить к этому списку Borderlands 2 и Skyrim, которые были оптимизированы в Catalyst 13.2, то получается, что четыре из восьми наших тестовых игр должны работать лучше, чем остальные.
В Borderlands 2 AMD показала хорошие результаты, собственно, как и в Hitman. Карты NVIDIA тоже обеспечивают стабильную производительность. Но пока не выявленное бутылочное горлышко не даёт семейству GeForce конкурировать с Radeon HD 7990 и двумя Radeon HD 7970 в CrossFire по реальной частоте кадров.
Любопытно, что опытная версия драйвера Catalyst в этой игре не помогает. Представители компании сказали, что пакет для данной игры был взят из прошлой версии драйвера. Поэтому вполне возможно, что специальные настройки, попавшие в Catalyst 13.3 (и перенесённые в 13.5 Beta 2) заменили опытное программное обеспечение.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Мы уже давно установили, Skyrim больше всего зависит от возможностей платформы. Мощные двухпроцессорные графические адаптеры, по большей части, здесь работают впустую, поэтому первое и последнее места разделяют примерно 11 кадров в секунду.
В этот раз карты NVIDIA занимают первые три места, хотя результаты лишь формально выше конкурентов.
Во время 25-секундного прогона все карты показали себя почти одинаково. Адаптеры AMD демонстрируют расхождения между тем, что карты визуализируют, и тем, что появляется на экране. С помощью аналитического инструмента FCAT мы увидели, что проседания вызваны пропущенными кадрами, хотя их влияние совсем незначительное.
Skyrim – это третья игра в нашем наборе, для которой в драйверах AMD производились специальные оптимизации задержек времени кадров. В результате, у Radeon HD 7990 очень узкий диапазон. Значение 95-го перцентиля подскочило из-за периодических скачков во время прогона (в нашем случае до ~64 мс).
У двух Radeon HD 7970 в CrossFire почти такая же задержка 95-го перцентиля. Однако более широкий диапазон в остальной части прогона даёт более высокий средний результат и задержку 75-го перцентиля.
С опытным драйвером у Radeon HD 7990 такие же низкие задержки. Однако чуть более медленную производительность можно связать с возрастом старшего драйвера.
Работу AMD над минимизацией недостатков карт Radeon в The Elder Scrolls V: Skyrim можно назвать достаточно хорошей, но стоит отметить, что решения NVIDIA имеют более низкие показатели задержки.
Tomb Raider
AMD Radeon HD 7990 даёт самую высокую реальную производительность, несмотря на пропуски и короткие кадры. Она справляется значительно лучше, чем две Radeon HD 7970 в CrossFire, производительность которых сильно портят короткие кадры, появляющиеся на экране всего на несколько миллисекунд. Опытный образец драйвера немного улучшает положение Radeon HD 7990. Но поскольку Tomb Raider – это четвёртая игра с оптимизациями задержек, прописанными в Catalyst 13.3, возможно, преимущество было предопределено.
Тонкие пунктирные линии отвечают за аппаратную частоту кадров, а толстые сплошные – за производительность без учёта коротких и пропущенных кадров.
Хотя у AMD Radeon HD 7990 самая высокая задержка 95-го перцентиля, драйвер Catalyst 13.5 Beta 2 обеспечивает улучшенное среднее колебание времени между кадрами по сравнению с двумя другими картами Radeon.
К сожалению, несмотря на хорошие показатели, приглашённые для тестов волонтёры сказали, что Radeon HD 7990 даёт менее плавную картинку, чем GeForce GTX 690.
Поединок Radeon HD 7990 против GeForce GTX 690
Вначале статьи мы упоминали о субъективном тесте, который вместе с анализом бенчмарков поможет сделать более полные выводы.
Введя FCAT в стандартный пакет тестов и убрав Fraps из тестов конфигураций из нескольких GPU, у нас появилось множество количественной информации, как никогда полно определяющей производительность. В теории мы должны быть вооружены данными, чтобы выводы были авторитетными.
Однако у нас по-прежнему не хватает важной информации: как геймеры ощущают разные уровни задержек? Может быть, мы делаем такой упор на плавность только потому, что у нас есть инструменты для её измерения? Возможно, в процессе измерения недостатки приувеличиваются?
Мы планируем использовать силы читателей Tom’s Hardware для создания эмпирических данных, которые попадут в статью отдельно и будут описывать мнение геймеров об определённых факторах из “первых рук”. Однако для сегодняшней публикации мы решили пригласить нескольких геймеров, которые испытают Radeon HD 7990 и GeForce GTX 690 по очереди в одинаковых играх.
Мы установили два одинаковых тестовых стенда позади дисплеев Auria EQ276W 27″. Обе системы построены на системных платах с чипсетом Z77, оснащены процессорами Core i7 (Ivy Bridge) и памятью DDR3-1600 объёмом 16 Гбайт. Два идентичных образа диска установлены на одинаковые SSD ёмкостью 256 Гбайт. Мы не сказали испытуемым, где и какая видеокарта установлена, и какому тестовому стенду подключён их монитор. Однако мы сказали, что их мнение крайне важно для нас. Каждый геймер провёл по 10-15 минут за каждым монитором (нам удалось привлечь пять человек для этого теста, но в будущем мы планируем удвоить количество), перед сменой мест и повтором теста.
Вердикт
Проведя анонимное голосование, мы выяснили, что вся группа посчитала геймплей на GeForce GTX 690 более плавным. Хотя мы волновались, что на ответы повлияет групповое давление или другие подводные камни, связанные с субъективным анализом, каждому участнику тестирования были заданы вопросы, определяющие факторы, повлиявшие на их решение, и мы получили на них чёткие ответы.
Если бы у нас было больше времени, больше образцов и достаточно аппаратных средств, тестирование можно было бы сделать более научным. Но в целом, мы были достаточно удовлетворены дискуссией, чтобы поделиться полученными результатами с вами.
В большинстве игр мы использовали драйвер AMD Catalyst 13.5 Beta 2. Однако для полноты сравнения мы несколько раз откатывали опытный образец драйвера AMD до предыдущей версии. Не говоря о программных изменениях, мы просили испытуемых ещё раз сыграть в предложенные игры. Подавляющее большинство участников отметили, что геймплей в большинстве игр на карте с двумя графическими процессорами Tahiti стал заметно плавнее, но в двух играх (Crysis 3 и Tomb Raider), периодически чувствуется прерывистость. Такое мнение сходится с результатами бенчмарков, которые показывают, что драйвер с оптимизированной регулировкой кадров обеспечивает более высокую реальную частоту кадров в этих двух играх.
После нескольких игр, которые кажутся прерывистыми под управлением опытного драйвера (стоит выделить Battlefield 3), у нас сформировалась следующая рабочая гипотеза: хотя преднамеренный ввод задержек помогает избежать пропущенных и коротких кадров и повышает частоту кадров в FCAT, он не всегда производится достаточно точно, чтобы предотвратить ощутимые отклонения в процессе работы. Однако AMD ещё работает над драйвером и определённо рассчитывает достигнуть поставленной цели. Среди геймеров, которые ранее выделяли Radeon HD 7990 под Catalyst 13.5 Beta, реакцию наподобие “Вау! Круто!” несколько раз вызывала игра TES 5:Skyrim.
поединок Radeon HD 7990 против GeForce GTX 690
Измерения уровня шума и скорости вращения вентилятора
Все измерения проводятся в полузаглушённой комнате при окружающей температуре 22° C с расстояния 50 см, с помощью микрофона, направленного перпендикулярно центральному вентилятору Radeon HD 7990. Как всегда, уровень шума мы сообщаем в децибелах (дБ(A)) для максимального учёта особенностей человеческого уха.
В этих тестах используются калибровочные настройки для наших аудиотестов ПК, поскольку наш студийный микрофон обеспечивает более точные измерения на частотах выше 8 кГц, чем устройство для измерения уровня звука. Зачем всё это? Дело в том, что уровень давления звука не даёт полную картину. Хотя уровень звука кулера Radeon HD 7990 с тремя вентиляторами нам нравится больше, чем звук одного вентилятора в GeForce GTX 690, стоит учесть тот факт, что теперь вас будет беспокоить не только шум вентиляторов. Как уже упоминалось выше, переменные нагрузки вызывают высокочастотную микровибрацию в керамических конденсаторах и печатной плате, которая сопровождается подвыванием, раздражающим ухо.
По словам представителей компании, инженеры приложили все усилия для минимизации эффекта, а вы, в свою очередь, можете уменьшить вероятность его возникновения путём включения вертикальной синхронизации для ограничения частоты кадров. Учитывая, что субъективные ощущения сильно отличаются от показателей измерителя уровня звукового давления, мы выбрали собственный метод анализа. Не волнуйтесь, чтобы было понятнее, мы выложили видеоролики.
Температура, кривые вентилятора и уровень шума
Сначала мы сравнили максимальную температуру Radeon HD 7990 с температурой GeForce GTX 690. Обе карты обрабатывают тяжёлую GPGPU-задачу, генерирующую длительную 100%-ную нагрузку. Два GPU NVIDIA работают на постоянной частоте 914,5 МГц, и повысить её нельзя. Однако частота ядра Radeon HD 7990 колеблется между 950 и 1000 МГц даже после десяти минут, хотя наблюдется тенденция приближения к базовой частоте.
На диаграмме видно, что температура Radeon HD 7990 немного ниже. Но как эти показатели связаны со скоростью вращения вентилятора?
В отличие от кулера GeForce GTX 690 с одним осевым вентилятором, большие лопасти которого расположены под довольно острым углом, AMD Radeon HD 7990 оснащена тремя осевыми вентиляторами с изогнутыми лопастями под малым углом скольжения. Такое решение повышает теплоотвод и снижает шумовыделение, даже несмотря на то, что сами вентиляторы вращаются быстрее.
Кривая вентилятора AMD не такая стабильная, как у NVIDIA, хотя и более консервативная. Вентиляторы кулера Radeon HD 7990 вращаются медленнее при температурах ниже 60°C. В теории это может обеспечить низкую шумность в простое или при умеренных нагрузках. Это был бы удачный ход для AMD, которая в прошлом боролась с высоким уровнем шума и, наконец, ознаменовала победу премьерой Radeon HD 7990. Но, к сожалению, более требовательные приложения могут вызывать вышеупомянутую проблему с вибрацией, шум от которой громче, чем от вентиляторов.
То, что AMD называет вибрацией конденсаторов и печатной платы, стоило компании потенциального преимущества. Было бы просто великолепно, если бы AMD исправила недостаток, и флагманская видеокарта с двумя GPU, такая, как Radeon HD 7990, при работе издавала бы лишь едва слышное шипение.
Это подводит нас ко второму вопросу: сколько шума издают сами вентиляторы?
Анализ уровня шума: частотный спектр и видео
Начнём с задачи, включающей продолжительную (не постоянную нагрузку, которая не достигает 100% и не падает ниже 40%. Видеоанализ мы начинаем с прогона Crysis 3. На пятисекундной отметке вы услышите, как карта начинает жужжать.
AMD HD 7990 – вибрация
Поскольку вентиляторы стартуют тихо и их становится слышно только под конец, мы хотим сконцентрироваться на раздражающем звуке, который присутствует в течение всего видеоролика. В этом звуке вентиляторы не виноваты. Частотная спектрограмма поможет понять это. Масштабирование цвета отражает отдельные уровни в порядке возрастания от синего (тихо) и фиолетового (средняя шумность) до красного (повышенный уровень шума). Зелёный цвет означает установленный верхний предел, который никогда не достигается:
Вентиляторы становятся отчётливо слышны, только когда тяжёлое вычислительное приложение нагружает оба графических процессора Tahiti на 100%, заполняя нижний сектор частотного спектра. Из-за этого для человеческого уха звук вентиляторов кажется громче, будто они и несут ответственность за общий уровень шума. Опять же, видеоролик поможет понять, что мы хотим сказать.
AMD Radeon 7990 GPGPU
Ниже представлена спектрограмма, соответствующая записи. На ней показано, как легко вентиляторы заглушают жужжание при полной нагрузке.
Мы поняли две вещи. Во-первых, ввиду того, что компоненты создают шум на разных частотах, шумность AMD Radeon HD 7990 нельзя точно измерить с помощью простого прибора для измерения уровня звука. Во-вторых, AMD частично подрывает достигнутый прогресс в понижении шумности системы охлаждения. Хотя общий результат неплохой (Radeon HD 7990 нам определённо нравиться больше, чем Radeon HD 6990), пронзительное подвывание заметно ухудшает ситуацию.
Уровень шума GeForce GTX 690
Для сравнения мы записали уровень шума GeForce GTX 690 при такой же нагрузке.
GeForce GTX 690 – нагрузка 100% (GPGPU)
OpenCL: вычисления общего назначения
Измерять производительность вычислений общего назначения у видеокарт с несколькими GPU – это сложная задача, поскольку далеко не каждое приложение знает, как использовать два графических процессора одновременно. Также из списка нужно исключить приложения только для CUDA- или Stream/APP. Вариантов остаётся не много, поэтому мы ограничили поиски приложениями с ускорением OpenCL.
Самое очевидное преимущество OpenCL – в том, что оба производителя видеокарт конкурируют на этом рынке на доступном нам уровне. Кроме того, сравнивать производительность вычислений с плавающей запятой (FP32) и двойной точностью (FP64) на примере реальных приложений куда интереснее, чем с помощью синтетических бенчмарков. Как всегда, для полноты сравнения мы добавили видеокарты для рабочих станций.
Рендеринг
Мы выбрали два средства визуализации, которые используют практически противоположные подходы к оптимизации. С одной стороны – всем известный бенчмарк LuxMark на базе движка LuxRender. С другой стороны – интегрированный бенчмарк RatGPU. Это приложение имеет тенденцию завышать результаты карт NVIDIA, но на самом деле не оптимизировано под их архитектуру. LuxMark выдаёт результаты в семплах в секунду, а RatGPU измеряет время прогона.
Диаграмма LuxMark говорит сама за себя. Архитектура AMD GCN здесь доминирует, а приложение, оптимизированное под OpenCL, с лёгкостью использует два GPU Tahiti.
Между тем, RatGPU показывает то, что доказывали многие CUDA-рендереры в прошлом, а именно: ни одна видеокарта на базе Kepler не может сравниться с GeForce GTX 580 на архитектуре Fermi в тяжёлых вычислительных программах. Но немного странно, что Radeon HD 6970 (VLIW4) быстрее, чем Radeon HD 7970 GHz Edition.
Шифрование
Применяемая для этого теста программа использует многочиповые карты так, будто у них только один GPU, поэтому производительность очень хорошо масштабируется. AMD Radeon HD 7990, которая, похоже, преуспела в вычислительных операциях хеширования, отлично работает, ведя за собой череду карт на базе GCN.
Производительность финансового анализа (Float/FP32)
Radeon HD 7990 снова демонстрирует почти идеальное масштабирование в четырёх тестах финансового анализа (два бенчмарка с двумя уровнями точности каждый). Несмотря на более низкую частоту графического процессора, новый флагман AMD почти вдвое превосходит одну Radeon HD 7970 GHz Edition. Здесь GeForce GTX Titan и GeForce GTX 690 ему не соперники.
Производительность финансового анализа (Double/FP64)
При вычислениях с двойной точностью разница в этих бенчмарках становиться ещё очевиднее. В то время как другие карты NVIDIA с трудом обрабатывают FP64, GeForce GTX Titan выступает вполне достойно, особенно по сравнению с GeForce GTX 690 и GeForce GTX 680 на чипах GK104. Главное – активировать режим двойной точности CUDA в драйвере карты, который также расширяет функциональность OpenCL. Это увеличивает скорость видеокарты GeForce GTX Titan в задачах FP64, но снижает тактовую частоту.
Между тем, Radeon HD 7990 не требует лишних манипуляций для достижения таких высоких показателей.
OpenGL: синтетическая игровая производительность
Unigine Heaven 4.0
Unigine Heaven 4.0 – один из бенчмарков, который помогает в оценке производительности передовых графических технологий в реальном игровом движке, когда мы тестируем его в режиме DirectX 11. Но что, если вместо этого запустить его в режиме OpenGL? Ниже представлены ключевые особенности программы:
- всестороннее использование аппаратной тесселяции с настраиваемыми параметрами;
- динамическое небо с объёмными облаками и меняющимся циклом день/ночь;
- глобальное освещение в реальном времени и SSAO (от англ. Screen Space Ambient Occlusion – преграждение окружающего света в экранном пространстве);
- кинематографичные и интерактивные режимы пролетающей камеры.
Хотя лидирует Radeon HD 7990, очевидно, что SLI, по сравнению с CrossFire, обеспечивает улучшенное масштабирование в этом тесте OpenGL.
Unigine Sanctuary (OpenGL)
Второй тест от Unigine делает упор на другие функции, и карты NVIDIA здесь неожиданно хорошо себя проявили. Похоже, у Radeon возникают трудности с системой частиц теста Sanctuary. В других бенчмарках мы также это заметили. Если картам AMD дать на обработку множество частиц, то они заметно замедляются:
- 5 динамических источников света;
- HDR рендеринг;
- окклюзия параллакса;
- окклюзия окружения;
- прозрачность;
- объёмный свет и туман;
- система частиц;
- постобработка.
Unigine Tropics
Radeon HD 7990 обгоняет GeForce GTX 690. Немного не привычно, после тестов карт с одним GPU. Вот список ключевых аспектов тестирования:
- динамическое небо с рассеиванием света;
- живая вода с зоной прибоя;
- специальные материалы для растительности;
- HDR рендеринг;
- параллельное разделение карты теней;
- глубина резкости;
- окклюзия окружения в реальном времени;
- до 2 миллионов треугольников на кадр;
- симуляция изменений условий освещения.
Обзор AMD Radeon HD 7990 | Сможет ли богатый набор игр спасти HD 7990?
Более года назад появились слухи о том, что видеокарта с двумя GPU Tahiti под кодовым названием New Zealand уже не за горами. Как оказалось, New Zealand охватывает все многочиповые проекты AMD, начиная от партнёрских решений, которые мы уже рассматривали, и заканчивая FirePro S10000 и Radeon Sky 900. Также под этим обширным именем скрывалась архитектура Malta – игровая видеокарта high-end класса, ныне известная как Radeon HD 7990.
За новую флагманскую модель AMD просит $1000 — так же, как NVIDIA за GeForce GTX 690, которая обеспечивает более высокую реальную частоту кадров в шести из восьми протестированных играх. GeForce GTX 690 короче, выпускает часть горячего воздуха из корпуса и значительно экономичнее в плане энергопотребления. Дизайнеры в ней отказались от пластика в пользу металла. Она не жужжит при колебании нагрузок. Получается, что NVIDIA просто-напросто продаёт более удачную видеокарту с двумя графическими процессорами.
С учётом всего вышесказанного, Radeon HD 7990 оказалась приятным сюрпризом. Три различных партнёра AMD убедили нас, что графический адаптер с двумя GPU Tahiti, работающими на полной скорости, – это трудная задача, если не применять специальные технические решения. Но AMD удалось не только реализовать Radeon HD 7990 в двухслотовом форм-факторе всего с двумя разъёмами вспомогательного питания, но и исправить основной недостаток большинства своих референсных видеокарт класса high-end – слишком высокую шумность. Даже при нагрузке три вентилятора в Radeon HD 7990 разрезают воздух тише, чем кулер GeForce GTX 690. Жаль только, что вибрации, связанные с мощностью, издают больше шума, чем сами вентиляторы. Высокая вычислительная мощь, низкое энергопотребление в простое благодаря технологии ZeroCore и очень высокая производительность в 3D делают эту модель очень желанной в определённых кругах.
Но если объединить количественные данные анализа производительности с видеозахватом и субъективным мнением геймеров, просто желающих играть в любимые игры на лучших в мире видеокартах, то GeForce GTX 690 за тысячу долларов затмевает конкурента в лице Radeon HD 7990. Наш предварительный взгляд на опытную версию драйвера AMD позволил сделать вывод, что более равномерная регулировка частоты появления кадров на экране помогает снизить колебания времени между кадрами, причём наши испытуемые определённо это заметили. Однако до релиза нового драйвера ещё несколько месяцев, ведь AMD планирует выпустить его только во второй половине 2013 года.
Итак, перед нами видеокарта, которая обошла своего предшественника, но не побила конкурента при одинаковой цене.
Если бы на этом всё закончилось, победитель был бы очевиден. Однако AMD вплотную поработала с разработчиками, и набор игр в комплекте с Radeon HD 7990 выглядит как серьёзное подспорье. Вместе с новой Radeon HD 7990 вы получите лицензионные игры на общую сумму $335 (если у вас ещё нет ни одной из перечисленных), а именно: BioShock Infinite, Tomb Raider, Crysis 3, Far Cry 3, Far Cry 3: Blood Dragon, Hitman: Absolution,Sleeping Dogs и Deus Ex: Human Revolution. Лично нам очень понравились пять из восьми игр. Это действительно рекорд по игровой комплектации.
В любом случае, $1000 – это слишком много за видеокарту, имеющую несколько недостатков. Но если вычесть пару сотен долларов за игры в наборе, то заявленная AMD цена выглядит уже не такой высокой. Тем, кто заинтересовался данной моделью, придётся подождать ещё несколько недель до её появления в продаже.