Обзор Radeon R9 290 | Выявляем поведение Hawaii
Мнение о новинке, Radeon R9 290X, в прошлом месяце сложилось, мягко говоря, неоднозначное. С одной стороны, мы имеем новый GPU на базе уже знакомой архитектуры, но оснащённый новыми технологиями и в целом обгоняющий по возможностям GeForce GTX 780 и GeForce GTX Titan. С другой стороны, у этого GPU высокая потребляемая мощность, он рассчитан на работу при температуре 95°C и охлаждается очень шумным вентилятором, если, конечно, позволить ему шуметь.
Итак, выделились две группы: те, кому очень быстрая видеокарта по привлекательной цене понравилась, и те, кого новый GPU от AMD, обгоняющий флагманский чип Nvidia (которому уже восемь месяцев), не впечатлил.
Но независимо от того, какую сторону вы выбираете, придётся согласиться, что более высокая производительность по меньшей цене – это хорошо. Достаточно взглянуть на последствия: Nvidia снизила цену GeForce GTX 770 до привлекательных $330, а GeForce GTX 780 – до $500. Также мы знаем, что GeForce GTX 780 Ti будет продаваться за $700.
Сегодня появляется всё больше выгодных предложений. Совсем недавно AMD представила Radeon R9 290 на базе того же графического процессора Hawaii.
Hawaii “урезали”
Radeon R9 290 – это производный продукт, то есть его характеристики не будут сильно отличаться от Radeon R9 290X. Как мы уже знаем, процессор Hawaii характеризуется наличием 6,2 миллиардов транзисторов, созданных по производственному процессу 28 нм. Но вместо 44-х вычислительных блоков в Radeon R9 290X AMD оставляет 40, понижая количество шейдерных ядер до 2560 (с 2816). Как побочный эффект, количество блоков текстурирования снижается с 176 до 160. Хотя AMD не даёт конкретных сведений по поводу четырёх отключённых вычислительных блоков, представители компании говорят, что они отключены, чтобы сохранялся стабильный переход с одной карты на другую.
Нужно прояснить кое-что из нашего предыдущего обзора Radeon R9 290X: Hawaii не предлагает вычисления с двойной точностью на одну четвёртую частоты, как это делает Tahiti. Вместо этого AMD сбрасывает производительность DP на одну восьмую пропускной способности FP32, сохраняя при этом вычислительный потенциал для профессиональных карт FirePro и следуя по следам Nvidia. Таким образом, пиковая скорость вычисления с плавающей запятой у Radeon R9 290 достигает 4,84 TFLOPS, а частота DP – 606 GFLOPS.
Radeon R9 290X | Radeon R9 290 | Radeon R9 280X | GeForce GTX Titan | GeForce GTX 780 | |
Техпроцесс, нм | 28 | 28 | 28 | 28 | 28 |
Кол-во транзисторов, млрд. | 6,2 | 6,2 | 4,3 | 7,1 | 7,1 |
Частота GPU | 1 ГГц | до 947 МГц | 1 ГГц | 836 МГц | 863 МГц |
Кол-во шейдерных ядер | 2816 | 2560 | 2048 | 2688 | 2304 |
Производительность FP32, ТФлопс | 5,6 | 4,8 | 4,1 | 4,5 | 4 |
Кол-во блоков текстурирования | 176 | 160 | 128 | 224 | 192 |
Скорость заполнения текстур, Гтекс/с | 176 | 152 | 128 | 188 | 166 |
Кол-во блоков растеризации (ROP) | 64 | 64 | 32 | 48 | 48 |
Скорость заполнения пикселей, Гпикс/с | 64 | 61 | 32 | 40 | 41 |
Шина памяти, бит | 512 | 512 | 384 | 384 | 384 |
Объём памяти, Гбайт | 4 GDDR5 | 4 GDDR5 | 3 GDDR5 | 6 GDDR5 | 3 GDDR5 |
Скорость передачи даннных памяти, Гбит/с | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 |
Пропускная способность памяти, Гбайт/с | 320 | 320 | 288 | 288 | 288 |
Потребляемая мощность видеокарты, Вт | 250 (заявленная) | 250 (заявленная) | 250 | 250 | 250 |
Остальные жизненно важные характеристики Hawaii, как ни странно, остались нетронутыми. Блок геометрии в каждом из четырёх шейдерных кластеров выдаёт столько же примитивных элементов за тактовый цикл. Кроме того, каждый шейдерный кластер оснащается четырьмя конвейерами рендеринга, обеспечивающими до 64 пикселей за такт для GPU. Сохранилась совокупная шина памяти на 512 бит. Неизменной осталась конфигурация видеопамяти – 4 Гбайт GDDR5 RAM с частотой 1250 МГц.
При наличии стольких сходств между Radeon R9 290X и Radeon R9 290, в младшей модели карты AMD, кроме количества шейдерных ядер, понижает и максимальную частоту, чтобы между картами была разница по скорости. Radeon R9 290X достигает частоты 1 ГГц, а Radeon R9 290 – 947 МГц.
“Раздувание” тактовой частоты: маркетинг становится (слишком) диким
Однако давайте поговорим о тактовых частотах более подробно, поскольку они явились причиной многочисленных споров в обзоре Radeon R9 290X. В частности, выходит, что у Radeon R9 290X базовая частота составляет 727 МГц, хотя GPU Hawaii хочет работать как можно ближе к 1000 МГц. К тому времени, как чип достигает предела в 95 градусов Цельсия, вентилятор, скорее всего, уже будет вращаться на скорости 40% рабочего цикла в режиме Quiet. Затем частота графического процессора начинает понижаться. В зависимости от качества чипа и обрабатываемой задачи, Hawaii может сбрасывать частоту вплоть до 727 МГц и оставаться на этом уровне, если вентилятор не сможет обеспечить должное охлаждение.
Мы получили образец Radeon R9 290X от AMD. При 40% рабочего цикла вентилятора частота в среднем удерживалась на отметке в 874 МГц. Во время реальной игры на “горячей” карте (а не во время тестирования “холодного” чипа) двухминутный тест Metro: Last Light показал, что большую часть времени частота находится в диапазоне 700 МГц. Фактически в некоторых играх частота может упасть ниже отметки 1000 МГц ещё до того, как вы выйдете из меню и попадёте на поле боя (Arma и BioShock).
Это можно назвать сомнительным маркетингом. Ведь чтобы реально получить стабильные 1000 МГц частоты, приходится смириться с тем, что вентилятор видеокарты Radeon R9 290X завывает, как мартовский кот, или играть в игры с учётом ограничений платформы. Но, с другой стороны, если Radeon R9 290X всё равно быстрее конкурентов, то какая разница, как Hawaii этого добивается, не так ли?
Как позиционируется Radeon R9 290 относительно конкурентов?
Мы оставили на тех же настройках масштабирование и профиль скорости вентилятора 40%, чтобы вы увидели колебания между “проседаниями” и “всплесками” производительности. AMD заявляет, что Radeon R9 290 работает на частоте до 947 МГц, но в наших семи играх средняя частота составила 832 МГц. В самых тяжёлых сценариях нижний порог тактовой частоты (или базовая частота) опустился до 662 МГц. Если GPU не получит необходимого охлаждения даже на такой низкой базовой частоте, режим вращения вентилятора превысит отметку 40% (в трёх прогонах стресс-теста Metro: Last Light рабочий цикл достигал 44%).
Это, можно сказать, является противоположностью технологии Nvidia GPU Boost. AMD продаёт карты, указывая максимально высокую частоту, которая по факту оказывается ниже. Nvidia ссылается на базовую частоту, но при наличии теплового запаса GPU она повышается. Компания правильно указывает базовую и типичную частоту в режиме Boost. Схеме спецификаций, которую использует AMD, явно недостаёт прозрачности, и мы надеемся, что после похвалы Radeon R9 290X в нашем обзоре, Nvidia не последует примеру AMD по части маркетинга.
В конечном счёте, важны показатели производительности. Но не спешите делать окончательные выводы. Чем дольше мы прогоняем тесты на штатных настройках, тем дальше средняя частота отходит от заявленных 947 МГц. В нашем образце нет режимов Quiet и Uber. Обе позиции переключателя прошивки оставляют максимальный рабочий цикл вентилятора на уровне 40%. И чтобы усложнить ситуацию, перед премьерой AMD выпустила обновлённый драйвер, переписывающий настройку BIOS, и теперь по умолчанию вентилятор может работать на 47% рабочего цикла. Каково влияние этой модификации?
Как нам известно, для преодоления механизма троттлинга AMD нужно вручную увеличить рабочий цикл в апплете OverDrive. Подняв скорость вентилятора с 40% до 47%, AMD позволяет эталонному кулеру “дуть” сильнее, поддерживая более высокие частоты дольше, но ценой заметного повышения уровня шума. Мы снова возлагаем надежды на партнёров AMD, может быть, они смогут выпустить более стабильную и тихую версию Radeon R9 290.
Но сейчас в наших руках только эталонный образец. Помня об этом, давайте рассмотрим Radeon R9 290 более подробно.
Обзор Radeon R9 290 | К слову: изменчивость – незавидная характеристика для видеокарты
Перед тем, как подробно рассматривать Radeon R9 290, которую AMD прислала в нашу лабораторию, необходимо поговорить о явлении изменчивости двух одинаковых GPU.
Hawaii имеет потенциал очень и очень быстрого графического процессора. Если обеспечить хорошее охлаждение и удерживать потолок частоты, он сможет потягаться с GPU GeForce GTX Titan. Мы уже наблюдали это в обзоре флагманской карты, и за это присудили ей нашу элитную награду. Но если карту не баловать, чип быстро покажет, что работает близко к пределу своих возможностей. К сожалению, референсный кулер AMD, вращаясь на нормальных по показателям акустики скоростях, не может обеспечить Hawaii должное охлаждение, чтобы удерживать стабильную частоту в различных приложениях. Сначала будет 1000 МГц, но через несколько минут частота снизится. В зависимости от конкретного GPU, она может колебаться в пределах 900, 800 или 700 МГц. То есть на разных картах результаты тестов могут заметно отличаться.
Карта, которую прислала AMD, – это “породистый скакун”. Даже если её хорошенько прогреть перед тестами, сбросив частоту с якобы 1000 МГц, она всё равно обгоняет GeForce GTX 780, а иногда и GeForce GTX Titan. Но Radeon R9 290X, которую мы сами купили в интернет-магазине, оказалась гораздо слабее. Она “затормозила” на уровне частоты 727 МГц и так на нём и осталась, причём референсный кулер так и не смог её нормально охладить. В результате предел скорости вращения вентилятора в 40% был превышен. Но ещё комизм ситуации заключается в том, что пресс-образец Radeon R9 290 в большинстве тестов обгоняет флагманскую Radeon R9 290X, купленную нами в магазине. Вы увидите это в наших бенчмарках.
Следуя политике Tom’s Hardware, перед публикацией мы поделились обнаруженными проблемами с AMD, и компания настаивала, что что-то не в порядке с розничной видеокартой, которую мы протестировали. Мы продолжим разбираться в ситуации и обновим статью в случае каких-либо изменений.
Означает ли это, что наше признание Radeon R9 290X необоснованно? Можно сказать, что снижение цен на карты Nvidia оказывает давление на флагман AMD, которого не ощущалось несколько недель назад. И в свете колебания между минимальным и максимальным наблюдаемыми уровнями частоты примерно в 30%, трудно надеяться на репрезентативность образцов, отобранных для прессы.
Не уверен, что это: супербыстрая видеокарта или лучший образец
Конечно, таким образом, мы оказываемся между молотом и наковальней. Для корректного сравнения Radeon R9 290X мы можем пойти и купить другую карту. Но мы пока не можем знать, как будет работать Radeon R9 290, купленная вами в магазине: на максимуме (947 МГц) или на минимуме (662 МГц).
Хорошей новостью во всей этой ситуации, пожалуй, является то, что обсуждаемые карты Radeon R9 290X и Radeon R9 290 используют эталонный дизайн кулера от AMD. Это слабое звено, влияющее на все продукты на базе GPU Hawaii, которые мы протестировали до этого момента (а мы уже ведём тесты три недели без остановки). Ситуацию изменят OEM-партнёры, которые смогут предложить кулеры собственной конструкции.
Однако ходят слухи, что AMD придерживает партнёров, пока в продаже не появится GeForce GTX 780 Ti, что позволит компании заново проанализировать рынок видеокарт класса ultra-high-end и наметить цель для очередной победы. В нашей лаборатории есть чип Hawaii, стабильно работающий на частоте 1,158 ГГц, и мы знаем, что карта с двумя восьмиконтактными разъёмами вспомогательного питания – это настоящий зверь. Тем не менее, мы не думаем, что конкурента для 780 Ti AMD или её партнёры будут продавать за те же самые $550.
Итак, дано: урезанный GPU и референсный кулер. Давайте разбираться.
Обзор Radeon R9 290 | Встречаем новую видеокарту
Вряд ли для кого-то окажется сюрпризом, что вторая видеокарта, использующая GPU Hawaii GPU, за исключением незначительных изменений, выглядит идентично модели Radeon R9 290X? Учитывая отсутствие развития ситуации с кулером Radeon R9 290X, мы ждали, что Radeon R9 290 будет неотличима от старшей модели по ряду характеристик. Поэтому сегодняшнее описание делать было несложно.
Вкратце скажем, что это уже знакомая видеокарта в двухслотовом формате длиной 280 мм с 75-миллиметровым центробежным вентилятором.
В верхней части расположены всё те же восьми- и шестиконтактные разъёмы вспомогательного питания. Коннекторы CrossFire отсутствуют. Radeon R9 290 использует движок xDMA, встроенный в блок наложения чипа Hawaii. Две таких карты без каких-либо дополнительных средств можно объединить в конфигурацию CrossFire. Функции регуляции кадров будет работать в Ultra HD и с несколькими мониторами. Однако пока что не реализована поддержка регуляции кадров в играх на базе OpenGL или DirectX 9, таких, как Skyrim. AMD утверждает, что бета-драйвер, внедряющий данную возможность, будет доступен к концу 2013 года.
Конфигурация видеоразъёмов осталась прежней. Взято из обзора Radeon R9 290X:
Карта Radeon R9 290X, которую мы получили на тест, имеет два двухканальных разъёма DVI, гнездо HDMI и один разъём DisplayPort. Однако GPU Hawaii использует обновлённый контроллер дисплея, включающий третий независимый генератор тайминга. Поэтому, несмотря на то, что флагманская видеокарта оснащена только тремя разъёмами (то есть на один меньше, чем у Radeon R9 280X, которую мы рассматривали недавно), фактически к Radeon R9 290X можно подключить шесть экранов, работающих на разных разрешениях и таймингах, с помощью MST-разветвителя.
Новый контроллер дисплеев Hawaii также включает пиксельную частоту 600 МГц, необходимую для поддержки дисплеев Ultra HD с частотой обновления 60 Гц. Как известно, на текущий момент единственным способом поддержки 4K-экранов является подключение через два порта HDMI или один DisplayPort 1.2 с поддержкой MST. Это соответствует двум изображениям с разрешением до 1920×2160 пикселей, которые объединяются в массив Eyefinity 2×1. Блок задания коэффициентов следующего поколения сможет обеспечить разрешение 3840×2160 пикселей без разделения изображения на части – просто для этого нужны более высокие пиксельные частоты. Radeon R9 290X действительно способна на это, но AMD не уверена, смогут ли с этим справиться старые контроллеры дисплеев.
Подробности вы найдёте ниже, но также необходимо отметить заявление AMD о том, что типичная потребляемая мощность Radeon R9 290 находится в пределах 250 Вт, по аналогии с Radeon R9 290X. Это была весьма скромная оценка для Radeon R9 290X, и, похоже, то же самое можно сказать о Radeon R9 290. Соответственно, AMD оснащает эту карту одним шестиконтактным и одним восьмиконтактным разъёмами вспомогательного питания.
Обзор Radeon R9 290 | Тестовый стенд и бенчмарки
Поскольку Radeon R9 290X может быть такой разной, важно разъяснить, как мы тестируем все эти карты.
Обычно мы запускаем бенчмарки в быстрой последовательности. То есть графический процессор не успевает остывать после первого прогона. Это мало что значит для карт, работающих на одной частоте. Однако для видеокарт с технологией Nvidia GPU Boost, которая не даёт большого прироста при превышении определённых пределов, разница может быть более существенной. Тактовый механизм AMD ещё более чувствителен к температурным условиям и показателям потребляемой мощности и требует применения более строгих регламентов к тестированию.
На каждый тест в нашей последовательности мы тратим пять минут в игре перед запуском всего прогона. В Metro: Last Light мы используем тестовую утилиту, и перед измерением делаем несколько повторов.
Таким образом, мы уверены, что карта при максимальной рабочей температуре показывает самые низкие результаты теста, но лучше всего положение дел демонстрируют ощущения, которые вы получите после нескольких минут игры.
Так же мы изменяем сам бенчмарк. При подготовке данного обзора мы перенастроили все тесты. Мы стандартизировали настройки на всех разрешениях, чтобы лучше проследить масштабирование и опять же подвергнуть каждую карту пятиминутному “прогреву” в игре перед запуском тестовой последовательности. Мы представляем немного другие результаты, непохожие на показатели из обзора Radeon R9 290X, но данные теперь будут более точными.
Тестовый стенд и программное обеспечение
Конфигурация тестового стенда | |
Процессор | Intel Core i7-3970X (Ivy Bridge-E), базовая частота 3,5 ГГц, разгон до 4,3 ГГц, LGA 2011, 15 Мбайт общего кэша L3, Hyper-Threading вкл., энергосбережение вкл. |
Системная плата | MSI X79A-GD45 Plus (LGA 2011) X79 Express Chipset, BIOS 17.5 |
Оперативная память | G.Skill 32 Гбайт (8 x 4 Гбайт) DDR3-2133, F3-17000CL9Q-16ГбайтXM x2 @ 9-11-10-28 и 1,65 В |
Накопитель | Samsung 840 Pro SSD 256 Гбайт SATA 6Гбит/с |
Видеокарты | AMD Radeon R9 290 4 Гбайт AMD Radeon R9 290X 4 Гбайт AMD Radeon R9 280X 3 Гбайт AMD Radeon HD 7990 6 Гбайт Nvidia GeForce GTX Titan 6 Гбайт Nvidia GeForce GTX 780 3 Гбайт Nvidia GeForce GTX 690 4 Гбайт |
Блок питания | Corsair AX860i 860 Вт |
Системное ПО и драйверы | |
Операционная система | Windows 8 Professional 64-bit |
DirectX | DirectX 11 |
Видеодрайверы | AMD Catalyst 13.11 Beta 5 (для всех карт AMD) Nvidia GeForce 331.40 Beta (для всех карт Nvidia) |
Тесты и настройки | |
Battlefield 3 | 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160: качество графики – Ultra, v-sync выкл. Воспроизведение Tashgar 100 секунд, FCAT для 1920×1080 и 2560×1440; Fraps для 3840×2160 |
Arma 3 | 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160: качестно графики – Ultra, v-sync выкл., 8x FSAA, анизотропная фильтрация: Ultra, Infantry Showcase, 30-секунд, FCAT и Fraps |
Metro: Last Light | 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160: качество графики – очень высокое, анизотропная фильтрация: 16x, размытие движений низкое, v-sync выкл., встроенный бенчмарк, FCAT и Fraps |
The Elder Scrolls V: Skyrim | 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160: качестно графики – Ultra, FXAA выкл., собственная пробежка 25-секунд , FCAT и Fraps |
BioShock Infinite | 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160: качество графики – очень высокое, встроенный бенчмарк, 75-секунд, FCAT и Fraps |
Crysis 3 | 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160: качество графики – высокое, текстуры высокого разрешения, MSAA низк. (2х), пробежка по собственному маршруту, 60-секунд, FCAT и Fraps |
Tomb Raider | 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160: качество графики – Ultimate, FXAA вкл., анизотропная фильтрация: 16x , TressFX Hair, пробежка по собственному маршруту, 45-секунд, FCAT и Fraps |
Обзор Radeon R9 290 | Результаты тестов
Arma III
Мы хотели сделать материал покороче, поэтому все повторные бенчмарки собраны в одну диаграмму с тремя разрешениями. Все результаты, что вы увидите в обзоре далее, являются последствием нагрева каждой видеокарты в предыдущих тестах.
На разрешениях 1920×1080, 2560х1440 и 3840×2160 пикселей Radeon R9 290 становится в один ряд с пресс-образцом Radeon R9 290X. Конечно, чтобы получить такие значения, потребуется более агрессивный предел скорости вентилятора в 47%, что неплохо для Radeon R9 290X в режиме Uber, но намного громче, чем режим Quiet.
Тем временем, Radeon R9 290X, купленная в магазине, не дотягивает до GeForce GTX 770 за $330 и Radeon R9 290 за $400. Теперь вы понимаете, почему мы делаем такой большой акцент на вариативности?
К счастью для AMD, переход на разрешение 2560×1440 пикселей, характерное для этих карт, меняет позиции. Пресс-образец Radeon R9 290 финиширует перед GeForce GTX 780 и GeForce GTX Titan и следует по стопам образца Radeon R9 290X, полученного от AMD. Розничная версия Radeon R9 290X смогла обогнать GeForce GTX 780 за $500, но не дотянула до Radeon R9 290, которую, по логике вещей, обязана превосходить.
На разрешении 3840×2160 точек все тестируемые карты не смогли обеспечить должный уровень производительности. Придётся понижать графические настройки в Arma III, хотя после покупки монитора за $3500 вряд ли захочется так делать.
График частоты кадров в динамике демонстрирует близость Radeon R9 290 и Radeon R9 290X, если сравнивать карты, присланные AMD. Розничная модель находится на более низком уровне.
У карт Nvidia наблюдаются проблемы с Arma на разрешении 1920×1080 точек — мы не смогли собрать результаты FCAT без кучи кадров, возникающих в видеопотоке. Именно они привели к таким высоким колебаниям времени кадров на данном разрешении.
На разрешении 2560×1440 пикселей все видеокарты показали низкие задержки, что мы и хотели увидеть, чтобы подтвердить отсутствие “притормаживаний”.
Однако переход на разрешение Ultra HD приводит к существенному снижению частоты кадров, и из-за высокой нагрузки колебания между кадрами сильно возрастают.
Battlefield 4
Сегодня мы впервые используем показатели производительности в Battlefield 4. Мы прошли всю одиночную кампанию, чтобы найти наилучшую повторяемую тестовую последовательность, которую можно использовать для тестирования, и выделили введение главы Tashgar.
Хорошие новости: мы видим чёткую и последовательную дифференциацию между картами на разрешении 1920×1080 и 2560×1440 пикселей. Здесь Radeon R9 290 закрепилась между GeForce GTX Titan и GeForce GTX 780. Просто феноменальный результат для видеокарты за $400, не так ли?
Однако мы были неприятно удивлены результатом розничной карты Radeon R9 290X, занявшей позицию между более дешёвыми GeForce GTX 780 и GeForce GTX 770.
Похоже, что Radeon R9 290X и Radeon R9 290 лучше подходят для игр на разрешении 4K, чем конкуренты от Nvidia. Даже розничная Radeon R9 290X выходит вперёд GeForce GTX Titan в тесте на разрешении 3840×2160 точек. Жаль только, что частота кадров на одной карте слишком низкая для нормальной игры на таком разрешении.
Первые два графика частоты показывают преимущество двух видеокарт с парными GPU. Третий график напоминает про возможные препятствия: ввиду отсутствия возможности надёжно протестировать их в разрешении 3840×2160 точек с помощью FCAT, мы решили вообще не включать их результаты вместо публикации показателей Fraps без коротких и пропущенных кадров.
Хотя Battlefield 4 – это самая новая игра в нашем тестовом пакете, мы наблюдаем великолепные показатели на разрешениях 1920×1080 и 2560×1440 точек. Показатели на разрешении Ultra HD были бы гораздо более тревожными, если бы частота кадров была выше.
BioShock Infinite
Показатели BioShock хорошо выстраиваются на разрешениях FHD и QHD. По результатам Radeon R9 290 расположилась позади пресс-версии Radeon R9 290X, причём обе карты обгоняют GeForce GTX 780.
Обратите внимание, что GeForce GTX Titan идёт впереди Radeon R9 290X. Здесь GeForce GTX Titan была позади. Естественно, разница связана с пятиминутным прогревом каждой карты перед тестом в сегодняшнем обзоре. Как только мы пролили свет на чрезмерно амбициозные частоты, которые вы не получите в BioShock, финишный порядок изменился. Но всё же пресс-образец карты очень силён, результаты снизились совсем немного.
Однако у розничной карты дела идут хуже. На разрешении 1920×1080 точек карта остаётся позади GeForce GTX 770. На разрешении 2560×1440 точек ей удаётся обойти карту на базе GK104, но чтобы обогнать GeForce GTX 780, сил не хватает. Только на разрешении 3840×2160 точек розничная версия Radeon R9 290X обошла GeForce GTX 780.
Можно с уверенностью сказать, что карты Radeon R9 290X и Radeon R9 290 из офиса AMD, наряду с розничной Radeon R9 290X, подходят для игр в Ultra HD. Однако нас сильно беспокоит большой разрыв между различными версиями Radeon R9 290X.
Колебания времени кадров в BioShock очень незначительные. Даже в худшем сценарии задержки между последовательными кадрами будут минимальными.
Crysis 3
Наш тест Crysis 3 построен на реальном геймплее. Как правило, результаты в нём ограничиваются возможностями платформы. Было бы заманчиво подозревать наличие проблемы в вертикальной синхронизации, поскольку средняя частота кадров на разрешении 1920×1080 пикселей упирается в 60 FPS. Однако если посмотреть на результаты в обзоре Radeon R9 290X, вы заметите, что карта находится в диапазоне 65 FPS, что, вероятнее всего, связано с переходом с Core i7-4960X на i7-3970X.
Однако нельзя не отметить один момент: Radeon R9 290 по результатам очень близка к пресс-версии Radeon R9 290X и GeForce GTX Titan. Розничный образец Radeon R9 290X заметно медленнее, особенно на разрешении 2560×1440 пикселей.
На разрешении 3840×2160 частота кадров падает слишком низко, хотя графический процессор AMD Hawaii здесь выступает лучше остальных. Мы уже тестировали Radeon R9 290X в CrossFire и видели впечатляющие результаты. Тем не менее, мы ждём поступления в нашу лабораторию второй розничной карты перед тем, как протестировать такую конфигурацию в более реалистичных задачах.
Показатели для решений с двумя GPU были сгенерированы утилитой FCAT, разработанной с учётом коротких и пропущенных кадров. Всё же Radeon HD 7990 каким-то образом смогла перейти порог, который был преградой для других карт на разрешении 1920×1080 пикселей.
На разрешении 2560×1440 точек это вскрывается. Здесь GeForce GTX 690 также напоминает о своей высокой производительности. Видеокарты с одним GPU, такие как Radeon R9 290X, Radeon R9 290, GeForce GTX Titan и GeForce GTX 780, сбились в одну кучу. На разрешении 3840×2160 пикселей разброс увеличивается, и становится видно, как наша Radeon R9 290 обходит розничную Radeon R9 290X. Обе карты обгоняют GeForce GTX 780.
Колебания времени в худшем сценарии на разрешении 2560×1440 точек довольно низкие. Ситуация ухудшается на разрешении 1920×1080 и 3840×2160 пикселей, но не совсем последовательно. Только более высокие показатели GTX 690 имеют смысл с точки зрения получения стабильного рендеринга кадров на двух GPU. Только не забывайте, что это показатели 95-го перцентиля. Средний показатель и значение 75-го перцентиля исключены, чтобы не перегружать вас данными.
Metro: Last Light
На разрешении 1920×1080 пикселей показатели теста Metro: Last Light демонстрируют лидерство HD 7990. За ней следует Radeon R9 290X, которую мы недавно рассматривали. Radeon R9 290 с максимальным рабочим циклом вентилятора 47% занимает третье место, к нашему удивлению, обогнав Nvidia GeForce GTX 690. GeForce GTX Titan финиширует пятой, за ней идёт Radeon R9 290X, купленная в магазине. Кстати, разница между производительностью пресс-образца и розничной версии составляет 13%.
На разрешении 2560×1440 пикселей карты Nvidia немного восстанавливают позиции. Тем не менее, Radeon R9 290X и Radeon R9 290 обгоняют GeForce GTX Titan. В то же время, розничная версия Radeon R9 290X остаётся позади GeForce GTX 780, которая дешевле на $50.
Hawaii показывает свой потенциал на разрешении 3840×2160 пикселей, где его сбалансированный дизайн и широкий канал памяти позволяет розничному образцу обогнать GeForce GTX 780, хотя до GeForce GTX Titan он не дотянул. Но в любом случае, частота кадров слишком низкая для конфигурации с одним GPU.
На графике частоты кадров в динамике большинство карт расположились плотно друг к другу. На разрешении 3840×2160 точек даже самое быстрое решение замедляется ниже 20 FPS. Чтобы получить приемлемую частоту кадров, понадобится парочка Radeon R9 290X.
Большинство показателей колебаний времени кадров невысоки. Есть четыре исключения на четырёх разных GPU, и, возможно, результаты среднего и 75-го перцентилей были бы более близки, чем значения в наихудшем сценарии.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Ограничения платформы на разрешении 1920×1080 пикселей приводят к неразберихе в сортировке показателей на разрешениях 2560×1440 и 3840×2160 точек. Но даже в Ultra HD все девять решений в среднем обеспечивают приемлемую частоту кадров. Даже с установленным пакетом текстур высокого разрешения Radeon R9 280X в среднем превышает 50 FPS.
В Skyrim хорошо видны различия между картами. Масштабирование начинается с 80 FPS (на разрешении 1920×1080 пикселей), 60 FPS (на разрешении 2560×1440 пикселей) и 40 FPS (на разрешении 3840×2160 пикселей).
Колебания на разрешении 3840×2160 пикселей у всех карт разные, хотя все тестируемые образцы обеспечивают плавный геймплей.
Tomb Raider
В Tomb Raider положение участников теста в турнирной таблице почти не меняется на всех трёх разрешениях. На разрешении 1920×1080 пикселей образец Radeon R9 290X для прессы и Radeon R9 290 обходят GeForce GTX Titan. Однако даже при активации TressFX (преимущество для AMD) GeForce GTX Titan смог обойти розничную Radeon R9 290X.
Radeon R9 290 обходит Radeon R9 290X от AMD на разрешении 2560×1440 точек. Однако если розничная версия Radeon R9 290 будет вести себя наподобие купленной нами Radeon R9 290X, то производительность будет примерно соответствовать GeForce GTX 780 и GeForce GTX 770.
Производительности этих графических адаптеров недостаточно для качества Ultra HD. Фактически GeForce GTX 770 показывает причину того, почему карты с 2 Гбайт памяти (и двухчиповые карты с 2 Гбайт на процессор типа GeForce GTX 690) не подходят для игры на таком высоком разрешении. Им попросту не хватает видеопамяти.
Отслеживание частоты кадров в динамике показывает следующее: несмотря на то, что все карты в среднем достигают приемлемого уровня частоты кадров на разрешении 2560×1440 точек, на самых “тяжёлых” этапах бенчмарка производительность всё же падает ниже 30 FPS.
GeForce GTX 770 страдает от крайне высокой длительности задержки между кадрами по 95-му перцентилю в Ultra HD. В остальном, всё в порядке, и вы в результате увидите неплохую картинку.
(DirectX): AutoCAD 2013 и Inventor
В этих тестах с момента обзора Radeon R9 290X почти ничего не изменилось. Как и ожидалось, Radeon R9 290 становится в один ряд с флагманской картой AMD. Не похоже, что переход с OpenGL на DirectX популярен, поскольку Autodesk – единственная большая компания, сделавшая это. Преимущество DirectX для конечного пользователя заключается в том, что они могут работать и без специализированных графических адаптеров для рабочих станций, если готовы отказаться от драйверов, оптимизированных для конкретных приложений, более высокой вычислительной производительности и прочего. Недостаток DirectX заключает в использовании координат с одинарной точностью, которые могут приводить к ошибкам дисплея в сложных моделях, что может проявляться в эффектах “продавливания” поверхности под другой поверхностью.
(OpenGL): LightWave и Maya 2013
Для приложений CAD, использующих OpenGL, производительности Radeon R9 290 достаточно для того, чтобы попасть в середину графика. Если судить по аппаратным характеристикам, полученные результаты тестов далеки от теоретического максимума, однако производительность OpenGL по-прежнему во многом зависит от оптимизаций драйверов, которые не являются приоритетными для игровых видеокарт. Ситуация немного меняется от приложения к приложению, но OpenGL, определённо, не самая сильная сторона Radeon R9 290.
(OpenCL): тесты GPGPU
Результаты Radeon R9 290 в целом не отличаются от тех, что мы видели в обзоре Radeon R9 290X. Hawaii в теории имеет огромную производительность, которая часто сдерживается референсным дизайном карты и сильно падает при обработке вычислительных задач. Мы не это хотели увидеть от GPU, известного высоким потенциалом в приложениях с ускорением OpenCL.
Также необходимо отметить, что AMD искусственно сдерживает пропускную способность FP64 в Hawaii, предоставляя 1/8 частоты по сравнению с 1/4 в Tahiti. Это сделано для того, чтобы карты FirePro на этом же GPU отличались от игровых собратьев (мы слышали, что они будут работать на полной скорости или на 1/2).
Обзор Radeon R9 290 | Подробности: энергопотребление в играх
Измерение энергопотребления
Для измерения энергопотребления на внешнем кабеле питания PCIe мы используем токоизмерительный зажим и специальную печатную плату, установленную непосредственно в слот PCIe. Измерения записываться параллельно и в реальном времени, фиксируются каждую секунду и вносятся в журнал средствами многоканального мониторинга относительно соответствующих уровней напряжения. Все эти результаты представлены на кривой относительно периода в десять минут. Это всё, что нужно, поскольку данные видеокарты достигают предела рабочих температур достаточно быстро.
Наша кривая не только показательна, но и точна. Измерение потребляемой мощности системы вносит погрешность, поскольку на потребление влияют множество других факторов, кроме видеокарты. Например, быстрый GPU может повысить энергопотребление CPU, поскольку ограничивающий фактор исчезает.
В качестве конкурента мы взяли GeForce GTX 780, поскольку она ближе всего к Radeon R9 290 по производительности и создаёт отличную основу для сравнения. Также на графике вы найдёте результаты GeForce GTX 770 и Radeon R9 280X.
Энергопотребление Radeon R9 290 в игровой последовательности
Мы задались вопросом: меняется ли эффективность Hawaii, если температуру специально держать на низком уровне. Мы представляем три набора результатов для Radeon R9 290.
Штатный режим и настройки с Catalyst 13.11 Beta v7
Этот режим аналогичен тихому (Quiet) режиму Radeon R9 290X с 40%-ным рабочим циклом вентилятора. Давайте посмотрим на бенчмарк Metro: Last Light, повторяющийся в течение десяти минут на максимальных графических настройках. Любопытно, что перед достижением установленной температуры энергопотребление значительно выше, но затем оно заметно падает. Среднее значение на графике берётся только после того, как активируется ограничитель, чтобы результат был больше похож на модель реального использования.
Установленная температура 70°C и максимальная скорость вентилятора на уровне 80% от максимума с драйвером Catalyst 13.11 Beta v7
Второй прогон бенчмарка показывает энергопотребление видеокарты после выставления температуры на 70 °C и максимальной скорости вентилятора на 80% от максимальной, при этом тепловой предел остался неизменным. Улучшенное охлаждение избавляет нас от всплесков и проседаний на кривой энергопотребления. Однако энергопотребление в целом выше. Мы не очень любим “активные” графики, характеризующиеся многочисленными скачками, которые частично можно объяснить скачками частоты GPU.
Случаи заметного снижения энергопотребления у Radeon R9 290 и более постоянная тактовая частота на кривой подтверждают теорию о том, что достижение установленной температуры приводит к беспорядочным попыткам регулирования ограничителя питания, что и объясняет неравномерность.
Штатный режим и настройки с Catalyst 13.11 Beta v8
Прямо перед премьерой Radeon R9 290 AMD говорила нам, что задерживает выход, чтобы “отточить” новый драйвер, который должен повысить производительность. На самом деле, новый драйвер является компромиссом между режимами Quiet и Uber уже представленной Radeon R9 290X. Максимальная скорость вентилятора на уровне 47% от рабочего цикла и предельная температура в 95 °C находятся как раз между этими режимами. Давайте посмотрим на энергопотребление и реальную тактовую частоту.
Здесь нас интересуют два явления. Во-первых, пик энергопотребления исчез, и видеокарта в отношении энергопотребления выровнялась так же, как и с форсированным охлаждением при достижении температурного предела. Во-вторых, тактовые частоты стабилизировались и лишь немного снизились по сравнению с режимом более сильного охлаждения. Если посмотреть на эти показатели и взять в расчёт, сколько раз AMD спрашивала наше мнение об охлаждении и производительности Radeon R9 290, смысл нового драйвера становится понятен: вы получаете более холодную, но при этом и более громкую видеокарту с небольшим приростом производительности.
Энергопотребление GeForce GTX 780 в игровой последовательности
А сколько энергии нужно GeForce GTX 780, чтобы добиться такой же производительности? Как и прежде, мы немного поможем карте, понизив температуру до 70°C через повышение скорости вентилятора.
Первое, что хочется отметить, – кривая энергопотребления GeForce GTX 780 также имеет небольшие всплески при достижении установленной температуры. Но они выражены не так сильно, как у Radeon R9 290. Охлаждение карты практически не меняет кривую.
GeForce GTX 780 отличается от карты AMD тем, что кривая намного более плавная и не характеризуется сильными колебаниями. Но ещё более любопытны показатели минимального и максимального энергопотребления, которые остаются неизменными при охлаждении карты. Повышается только среднее значение.
Энергопотребление GeForce GTX 770 и Radeon R9 280X в игровой последовательности
Давайте посмотрим на результаты более дешёвых графических ускорителей. Это будет важно позже, когда мы будем сравнивать эффективность.
Различия невелики в свете того, что производительность обеих карт очень близка. Графики хорошо демонстрируют скачок, который AMD совершила в новом поколении видеокарт.
Подводим итог
AMD неплохо подтянулась по результатам, но чего-то не хватает. Согласно нашим измерениям, разница в 40 Вт между двумя переименованными картами снизилась примерно до 20 Вт, разделяющих Radeon R9 290 и GeForce GTX 780. Опять же, во внимание следует принять чуть более высокую игровую производительность.
В любом случае, кривая энергопотребления Nvidia более плавная и почти не имеет резких, непродолжительных проседаний. Возможно, AMD увидит в этом причину для апдейта драйверов.
Обзор Radeon R9 290 | Подробные результаты тестов эффективности
В расчёты эффективности мы включаем результаты производительности бенчмарков. В частности, мы используем бенчмарки, записанные во время тестов энергопотребления. Это особо интересно ввиду того, что Metro: Last Light не относится к играм под инициативой Gaming Evolved, поэтому обвинить её в предрасположенности к видеокартам AMD нельзя.
Мы тестируем на разрешении 1920×1080 пикселей, поскольку оно самое популярное. Две более быстрые и две более медленные карты показывают очень близкую производительность, рассеивая любые сомнения насчёт того, что мы сравниваем сопоставимые решения. В диаграммах показаны результаты Radeon R9 290 с новым драйвером и повышенной скоростью вращения вентиляторов, поскольку публикация всех трёх показателей приведёт к неразберихе.
Производительность в игровой последовательности
Сначала давайте рассмотрим простую частоту кадров, также приведённую в процентах. Это поможет получить общее представление.
С новыми драйверами, которые должны держать бешеный радиальный вентилятор под контролем, Radeon R9 290 сдаёт только 1% по сравнению с 8% на старых драйверах. Разница в производительности GeForce GTX 780 составляет 6%. Это не делает две референсные карты лучше. Одна уступает в производительности, другая – слишком шумная.
Эффективность
Здесь на сцену выходит показатель энергопотребления. Сейчас мы судим видеокарты по тому, как много энергии они потребляют для обеспечения высокой частоты кадров. GeForce GTX 780 выигрывает от более совершенного охлаждения и остаётся на уже привычном месте. Опять же, благодаря грамотным манёврам, AMD смогла приблизить свою карту к решению Nvidia.
Radeon R9 290 по эффективности уступает GeForce GTX 780 всего 3-4%. Это довольно серьёзное улучшение по сравнению с 26%, разделяющими Radeon R9 280X и GeForce GTX 770. Тот факт, что GeForce GTX 780 уже не раз подвергалась оптимизациям драйверов, а Radeon R9 290 поддерживается лишь бета-драйвером, даёт почву для размышлений. В какой-то момент пробел между двумя картами может сузиться или вовсе исчезнуть.
Обзор Radeon R9 290 | Обзор энергопотребления
Корректировка для AMD Radeon R9 290X
В конечном счёте, отказать может любая часть оборудования, что и случилось с нашим токопроводящим зажимом во время тестирования Radeon R9 290X. В результате некоторые показатели энергопотребления в обзоре Radeon R9 290X могли быть не совсем верны. Мы измеряли мощность в самую последнюю очередь, и показатели потребляемой мощности Radeon R9 290X были слишком низкими для игровой последовательности, а погрешность со временем только ухудшалась, все больше меняя кривую. Поэтому мы повторили измерения для Radeon R9 290X и представили исправленную кривую. Кроме того, мы предприняли шаги, чтобы ситуация не повторилась, использовав дополнительное оборудование и сравнив результаты с применением различных методов.
С другой стороны, Radeon R9 290X, использованная для новых тестов энергопотребления, не является образцом для прессы, присланным AMD, а продаётся на полках магазинов.
Обзор энергопотребления всех графических карт
В данном разделе представлены показатели энергопотребления всех протестированных видеокарт, включая исправленные результаты для Radeon R9 290X.
В итоге
Повторимся, что энергопотребление Radeon R9 290X в простое очень высоко, и ситуация значительно ухудшается при подключении второго или третьего монитора. Результаты воспроизведения Blu-ray также неутешительные. С игровой последовательностью дела обстоят намного лучше. Здесь Radeon R9 290X показывает значительно лучшие значения по сравнению с картами на AMD Tahiti. Это позволяет ей занять место среди более эффективных видеокарт Nvidia. Мы видим, что разрыв не так уж велик, и в конечном итоге может быть даже полностью устранён с ростом производительности за счёт оптимизации драйверов.
Уровень шума
В обзоре видеокарты Radeon R9 290X мы рассмотрели принцип изменения скоростей вращения вентиляторов и то, каким образом уровень шума зависит от различных нагрузок. Новый драйвер AMD Catalyst 13.11 Beta 8 не смог исправить ситуацию. Мы не смогли выжать больше производительности от реализации любых оптимизаций, только повысили уровень шума.
Во время простоя уровень шума от центробежного вентилятора AMD Radeon R9 290 заметен, но терпим.
Самостоятельный апгрейд при помощи Arctic Accelero Xtreme III
Замена референсного кулера кулером Arctic Accelero Xtreme III
Arctic Accelero Xtreme III, уже третья версия продукта в семействе, подходит для того, чтобы хорошо охладить практически что угодно. Это прекрасная комбинация радиатора и вентилятора, которая оказалась способна уберечь разогнанную Sparkle GeForce GTX 480 на базе Fermi не только от полного самоуничтожения, но и от сопутствующего уничтожения половины компьютера. Данная система охлаждения подходит Radeon R9 290 при условии проведения некоторых мелких модификаций и может, таким образом, послужить примером того, что на самом деле могла бы сделать AMD со своей картой. Вскоре мы опубликуем гид по всему процессу этого апгрейда, так как предприятие действительно оказалось стоящим.
Результаты разгона
Мы используем ту же игровую последовательность, что и до этого, чтобы постепенно, шаг за шагом увеличивая нагрузку, найти максимально возможную частоту карты. Работу Arctic Accelero Xtreme III можно контролировать через ШИМ-модулятор или просто обеспечить постоянство напряжения и скорости вращения вентиляторов. Новые программные средства контроля за вращением вентилятора, реализованные в апплете OverDrive, абсолютно меняют правила игры. Максимальная скорость вращения вентилятора привязана к определённой температуре. Не имеет смысла устанавливать данную температуру на 50 °C или 60°C (что возможно при использовании данного кулера) просто для того, чтобы немного увеличить скорость вращения. Такие настройки изначально самоограниченны, так как слишком хорош потенциал охлаждения. Даже при серьёзной нагрузке практически невозможно заставить вентиляторы Accelero Xtreme III работать быстрее, чем в режиме 20-25% от максимальной скорости вращения, путём изменения настроек через драйвер. Этого недостаточно, чтобы охладить преобразователи напряжения.
Следовательно, мы сделали выбор в пользу прямого подключения и фиксированного напряжения. Даже при напряжении 7 В и высокой нагрузке на протяжении продолжительного времени усовершенствованная Radeon R9 290 всего лишь немного громче, чем заводская версия той же самой видеокарты в режиме простоя, а GPU и модули стабилизатора напряжения остаются холодными.
Давайте посмотрим на результаты тестов разогнанной Radeon R9 290 – это удивительно. Между оригинальной и разогнанной версией разница составила 20%. Самая последняя версия обновлённого драйвера сокращает разрыв, но незначительно – до 13%. Примите к сведению, что мы говорим не только о повышении частоты, но также о более высокой производительности и более низком уровне шума. Arctic Accelero Xtreme III наглядно демонстрирует, чего могла бы добиться Radeon R9 290.
Итог
Если что и достойно награды, так это сторонний кулер Arctic Accelero Xtreme III, при помощи которого видеокарты AMD на основе чипа Hawaii могут реализовать свой потенциал. Вот так могла бы (и должна!) работать видеокарта. Можно только гадать, почему AMD настаивает на посредственном референсном охлаждении, особенно, если учесть, что этим проблемам уже не один год. Сваливать ответственность на партнёров – это тоже не выход, так как репутация графической карты, хорошая и плохая, зарабатывается в день выхода.
До тех пор, пока единственной реакцией на проблему является обновление драйвера с сомнительными преимуществами, референсные видеокарты всегда будут оставаться дешёвками. Но ведь новый GPU заслуживает другой судьбы! Как мы говорили ранее, мы опубликуем гид по апгрейду данной видеокарты как собственный материал, так как пока ни один из OEM-партнёров AMD не предлагает собственных печатных плат или кулеров.
Обзор Radeon R9 290 | Цена соответствует ожиданиям
ИТ-журналисты находятся в привилегированном положении, так как имеют возможность попробовать в действии компоненты класса hi-end до того, как они появятся в массовой доступности. Хотя зачастую побочным эффектом такого положения является ночные тестирования и трясущиеся после таких марафонов руки, самое большое преимущество заключается в том, что мы можем собирать мощнейшие игровые машины, не потратив ни копейки.
Но стартовая цена в $550 на уже выпущенную видеокарту Radeon R9 290X переворачивает выводы нашего сегодняшнего теста с ног на голову. Если бы мы просто протестировали Radeon R9 290 в сравнении с уже протестированной Radeon R9 290X, мы сделали бы вывод, что слегка урезанная версия GPU Hawaii практически не уступает по производительности GPU, используемому во флагманском продукте линейки, оставляет позади GeForce GTX 780 и даже меряясь силами с GeForce GTX Titan. Если бы цена на Radeon R9 290 составила $400, данное решение действительно стало бы особенным.
Однако две розничные карты на основе дизайна Radeon R9 290X обе работают медленней, чем Radeon R9 290, которую мы протестировали сегодня. Они усредняют частоты на протяжении времени, что обуславливает общее понижение совокупной частоты. Естественно, что-то пошло не так, если “упрощённая” версия флагмана производства AMD обгоняет свежий флагман. Как можно быть уверенным в том, что розничные карты Radeon R9 290 не последуют тренду и, как только покупатели сметут их с полок, не “сдуются” в сравнении с GeForce GTX 780? Мы можем только делать предположения, основываясь на нашем опыте с Radeon R9 290X.
Но вернёмся к Radeon R9 290…
Давайте отвлечёмся от неприятных предположений и допустим, что розничные версии Radeon R9 290 будут такими же, как образец, который попал к нам в лабораторию. Изначально по умолчанию AMD установила цикл работы вентиляторов на 40%. Опыт работы с заводским вариантом карты похож на опыт с Radeon R9 290X и режимом Quiet. Хотя видеокарта от AMD громче, чем референсная модель GeForce GTX 770, GeForce GTX 780 и GeForce GTX Titan, мы могли бы смириться с её акустическими характеристиками и с тем фактом, что пришлось бы проделать некоторые манипуляции с кожухом вентилятора.
Подготовив ответ на значительное понижение цен на видеокарты Nvidia, AMD, однако, вернулась на шаг назад и переделала драйвер, чтобы нивелировать негативные стороны прошивки для Radeon R9 290. Это позволило увеличить производительность модели Radeon R9 290, увеличив скорость вращения вентилятора с 40 до 47% от максимума, что является неким усреднённым режимом между настройками Quiet и Uber у Radeon R9 290X. Это позволило героине нашего сегодняшнего обзора вырваться вперёд в сравнении с более дорогостоящими конкурентными решениями, сохраняя частоты, характерные для топовых решений в данном диапазоне.
Но вы видим тут две проблемы. Во-первых, при цикле работы вентилятора на уровне 47% уровень шума слишком высок. Конечно, не так высок, как у Radeon R9 290X в режиме Uber, но мы не видим убедительных причин терпеть шум, если на рынке есть решения потише. AMD утверждает, что пользователь может замедлить скорость вращения вентилятора, и это так, но это станет причиной значительного падения производительности. Во-вторых, мы просто не можем до конца поверить в показатели, которые получили при тестировании образца для прессы. Даже если история с диаметрально противоположными показателями пресс-образцов и розничных Radeon R9 290X – это неправда или случайность, сама возможность такого явления означает, что Radeon R9 290 либо так же быстра, как GeForce GTX Titan и при этом отличается феноменально низкой ценой, либо она где-то немного отстаёт от розничной версии Radeon R9 290X, чуть обгоняет GeForce GTX 770 и обладает не совсем привлекательной ценой. Мы не готовы давать Radeon R9 290 рекомендацию, пока не увидим розничные видеокарты.
Если это звучит так, как будто мы передумали насчёт своих впечатлений от Radeon R9 290X после того, как опубликовали обзор по ней, то в какой-то мере это так. Никто не мог ожидать такой вариативности результатов между различными экземплярами карты в момент выхода на рынок. По словам AMD, мы “не так поняли”, но так это или нет, можно узнать только по мере того, как в продаже появится больше видеокарт Radeon R9 290X. Более того, AMD вывела Radeon R9 290X на рынок по более низкой, чем у конкурентов, цене. Но теперь ситуация изменилась. Теперь решение компании повысить цикл работы вентиляторов в Radeon R9 290 до 47% выглядит как рефлекторная реакция на первые впечатления, в результате которой опыт использования принесли в жертву более высоким частотам. Сомнительное непостоянство показателей, менее выгодная цена, более высокий уровень шума… скажем, в этом раз мы просто более подозрительны.
А где же партнёрские решения?
Большая часть дискуссии вокруг новинок вращается вокруг того, как сделать так, чтоб чип Hawaii оставался наиболее холодным и тихим, и не секрет, что референсная карта AMD находится в центре внимания. Наши лабораторные эксперименты демонстрируют, насколько высок потенциал нового GPU. Мы убедились в том, что он быстр и что он может работать тихо. Так когда же можно ожидать сторонних решений, которые смогут использовать сильные стороны новой архитектуры? У нас есть сведения, что их пока придерживают на волне ожидания GeForce GTX 780 Ti — и это вполне вероятно. Ведь, в конце концов, если бы AMD смогла гарантировать, чтобы Hawaii работал на частоте 1 ГГц, не создавая рёв, как ракета на старте, новая карта могла бы потягаться за право на корону в сегменте high-end.